У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие губы. Одушевленность ландшафта, хрупкая красота фигур, музыкальность легких, трепетных линий, прозрачность изысканных, словно сотканных из рефлексов красок создают в них атмосферу мечтательности и легкой грусти. потолок и алтарную стену распишет Микеланджело. Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея», а также 11 папских портретов.
Умер Боттичелли в безвестности. Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса. В патетических проповедях обличалась тирания Медичи, развращенность папства, верхов флорентийского общества, погрязших в «языческом зле» проповеди были направлены также против упадка религии и нравственности, против гуманизма и «дьявольской» культуры Ренессанса. Линии ясны и в то же время текуче-нежны.
В каждом мотиве этой картины проявляется наивная искренность словно детской фантазии, подобную которой мы найдем разве только в пределлах Пезеллино неловкая стремительность, с которой ангелы и монахи бросаются друг другу в объятия, развевающиеся тонкие ленты с надписями, символические короны, которые бросают с неба ангелы, — весь этот примитивный иконографический аппарат кажется таким готическим анахронизмом, особенно если мы вспомним, что всего, может быть, восемь лет отделяют эту картину Боттичелли от Сикстинского потолка Микеланджело и фресок Рафаэля в Ватикане. В 1497г. Умирающую Прокриду находит фавн, а у ее ног сидит черный Лелапс, ее верный пес. Скульптура Микеланджело Буонарроти «Пьета» – первая из общего числа работ, которая прославила великого итальянца на всю страну. Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения.
Его новая вера, пробужденная проповедями Савонаролы, требовала и новых форм выражения, которых не могли заменить рецепты примитивов. Они провозглашают «Мир на Земле и во человецех благоволение» и «Слава в Вышних Богу». Фигуры ангелов на крыше хлева могут быть соотнесены с Верой, Надеждой и Любовью. На переднем плане изображены три убегающих в панике беса.
В то же время, здесь ощущается некоторый отход от совершенства пропорций (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. 1495). Рационалистический духовный мир людей Возрождения Боттичелли обогатил и возвысил изысканной поэтикой образного мышления. Этот факт подчеркивает его трудолюбие и умение доводить свои произведения до совершенства.
Тонкое одухотворенное лицо ее полно той неземной затаенной печали. В отличие от прежнего рисунка контуром, линией подготовляется абсолютно новая графическая концепция — тонального рисунка. Обнажённая богиня плывет к берегу в створке раковины, подгоняемая ветром.
Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо — сыновей брата Пьеро Подагрика. Галерея Уффици. На данный момент эта мраморная скульптурная композиция, которая именуется еще как «Оплакивание Христа», находится в соборе Святого Петра в Ватикане.
Но что здесь странного и чудаческого. Учёные подсчитали, что, если обе фигуры встанут, то Иисус будет ростом 1, 75 м, а Мария – 2, 04 м. На перевязи идущей через левое плечо Мадонны, Микеланджело в первый и последний раз вырезал надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец исполнил».
Боттичелли отрекается от всей своей предшествующей деятельности, от своих излюбленных тем и приемов и стремится удовлетворить требованиям, предъявленным суровым монахом к искусству: отказу от изображения обнаженного тела, от использования живых моделей, от пышных одежд, даже от писания портретов. Справа приближается Весна, сыплющая цветы и Зефир преследует Флору. В настоящее время "Вакх" считается первым шедевром Микеланджело. В 1481 г. Боттичелли приехал в Рим.
Флоренция. Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь Лоренцано за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. Противостоять клевете Апеллес решил художественными средствами, написав картину «Клевета». Легенда рассказывает о пребывании апостола Филиппа в Скифии.
Большое произведение Боттичелли— «Венчание Богоматери» (1490 г. ) проникнуто уже иным духом. Еще одним общественным заказом — художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория.
Боттичелли исполнил около ста рисунков серебряным карандашом (с обведенными пером контурами), посвятив каждой песне поэмы по одному рисунку. Во второй картине, возможно, тоже есть портреты — но кто знает это. Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни. Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов. Благовещение – это самый фантастический сюжет из всех евангельских сюжетов. Это впечатление еще больше усиливается появлением символов Страстей Господних (в верхней части картины). Эти руки образуют горизонтальную линию, перекликаясь с руками, поддерживающими голову и ноги Христа. Иосиф Аримафейский держит в руках символы Страстей Господних — терновый венец и гвозди. Руки Богоматери и святого Иоанна образуют вертикальную линию, напоминающую столб креста.
Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино. Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла. Перед нами довольно разные оценки. Сандро Боттичелли – великий художник (настоящее имя этого мастера эпохи Возрождения Алессандро ди Мариано Филипепи), родился в Италии в 1445 году. Боттичелли ставит себе здесь задачу, абсолютно неприемлемую для концепции Ренессанса.
Среди них – тонкая светлая кожа и твердое, но изящное строение лица. Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици). Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа. Лучшая из них изображает «Юность Моисея» (опять-таки очень редкая тема). Это — известное расположение фигур, на плоскости то сближаемых, то, наоборот, раздвигаемых так, что его ритм связан не с совокупностью, а с последовательностью, не с массой, а с линией. Язычники привели его в храм Марса. Уже в столь юном возрасте (ему исполнился тогда только 21 год) Микеланджело заключил контракт с кардиналом на создание надгробной Пьеты. Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции. Возникает странное противоречие между мощными, величаво-трагическими, потрясающими образами Данте и тонкой, чувствительной, трепещуще-хрупкой, абстрактно-символической паутиной графики Боттичелли.
Партия Савонаролы завладела властью в городе. В девяностые годы Боттичелли получил от племянника Лоренцо Великолепного, тонкого эстета Лоренцо ди Пьер Франческо де Медичи (того самого, которому принадлежали «Весна» и «Рождение Венеры») заказ на иллюстрации к рукописному экземпляру «Божественной комедии» Данте.
Но несмотря на этиработы отслаивание и выпадение красочного слоя продолжалось, что привело к последней, самой полной реставрации, которая, кажется, остановила процесс разрушения картины. На небольшой картине анфас изображен юноша в скромной коричневой одежде и красной шапочке. 1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и ангелами (1465-1467, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио.
В этом году он написал Святого Августина на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. Их условно можно разделить на философские, мифологические, религиозные исторические и экзотические. Около 1485 г. Боттичелли создаёт другое известное полотно «Рождение Венеры». Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых.
Он тайно исповедовал христианство. Прекрасная богиня Венера появляется из морской раковины как идеал неземной красоты. Все движения как бы лишены воли.
Боттичелли представляет собой первый в истории европейского искусства пример художника, ставшего жертвой глубокого конфликта между собственными идеалами и стилем эпохи. Но, в сущности говоря, это зрелище не было ни странным, ни новым. В 1472 году Боттичеллизаписался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр.
Или в другой иллюстрации к «Раю» — языки пламени, ослепляющие Данте, показаны отвлеченным орнаментом на белой поверхности пергамента различие между телесным существом Данте и астральным существом Беатриче выражено исключительно различиями штриха, сплошного в одном случае и прерывистого, вибрирующего в другом. Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов.
Рисунки Боттичелли к «Божественной комедии» не сразу оказывают воздействие на зрителя. Одним из самых ярких произведением Боттичелли является "Алтарь Сан Марко" ("Коронование Марии с ангелами, Евангелистом Иоанном и Святыми Августином, Иеронимом и Элигием"), написанный около 1488-1490 годов для принадлежащей ювелирам капеллы в церкви Сан Марко. Особенно показательны в этом смысле его мифологические картины. Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много живейших и прекраснейших картин (Вазари). Это один из самых эмоциональных и лиричных художников Возрождения.
Умер он в нищете, заброшенный и одинокий. гуманиста Angiolo Poliziano, приора церкви S. Paolino, с которым был дружен. Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение.
И они еще более обостряются под влиянием драматического зрелища продажности и испорченности, против которых вскоре направит свои удары Реформация. Свою веру он пронёс терпеливо и покорно через все страдания.
Прозрачные одежды обнажают тонкие изгибающиеся тела. Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Сандро Боттичелли. Но при известном сходстве художественного творчества Филиппино Липпи и Пьеро ди Козимо, различие между ними заключается в том, что Филиппино воспитался в традициях кватроченто и умер в самом начале расцвета классического искусства Пьеро же ди Козимо вырос на предпосылках классического стиля, пережил его и все же остался кватрочентистом. Может быть тогда, в свои 23 года, он догадывался, что это гениальнейшая скульптура.
Отныне скульптор стал узнаваемым гением. 120 – ок.
Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. Иосиф изображён с терновым венком в руке. И так каждый день, в одно и то же время. Исследователи идентифицируют его с картиной «Мадонна с гранатом».
Примеры тому Мадонна Магнификат и Мадонна с гранатом (обе в Уффици). Дай мне исполнить то, что заслужила эта женщина. Работа эта получилась достойной наивысшей похвалы ибо на лице этого святого он выразил ту глубину, остроту и тонкость мысли, которая свойственна лицам исполненным премудрости. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино дел ла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску Благовещение (Флоренция, Уффици). Фра Филипп мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. Скульптурное произведение Микеланджело «Пьета Ронданини» было создано за шесть дней до его смерти. В одном из писем Микеланджело пишет, что ему даже грозили смертью.
Но оно приняло у Филиппино несколько иные, более телесные и более динамические формы. И тут он подслушал оживленный спор двух зевак, которые отрицали авторство Буонарроти. Скорбь матери протекает в мучительной безмолвности, где нет ни страха, ни слез. Была принята демократическая конституция.
Италия. Во фреске «Воскрешение Друзианы» есть несомненные элементы классического стиля. Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин Святой Себастьян (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре.
5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). В образе мадонны — чаще всего глубокая нежность и скорбь, выраженная самим наклоном головы она поднимает брови изгибает губы, широко раскрывает глаза сначала на ее лице меланхолическая улыбка, потом — отчаяние. В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми. Дело в том, что в германских землях, начиная с XIV-XV вв., было широко распространено почитание 7 скорбей Девы Марии (цифры разнились: могло быть и 5 по числу ран Христа и 9 и 15 и даже 21 скорбь): при словах Симеона о будущих страданиях при бегстве в Египет скорбь в течение трех дней исчезновения Иисуса во время путешествия в Иерусалим во время Крестного пути при Распятии при снятии с Креста при погребении. Идеал видели в возвращении в лоно христианской религии в простом, народном понимании, к благочестивым временам церковного феодализма (как казалось Савонароле и Боттичелли).
Нарастание беспокойства и динамики видим также в «Благовещении» из Сан Джиминьяно. Бесстрашно нарушив традицию, он воссоздал образ юной Марии, скорбящей матери, с ее чувственностью, любовью, великодушной воздержанностью. И уж тем более, Микеланджело не мог согласиться с Савонаролой, что произведения искусства нужно считать развратом. Кажется, еще мгновение и Мария рухнет к ногам архангела Гавриила, готового самого заплакать.
Пьеро ди Козимо гораздо больше интересует атмосфера вокруг Симонетты. Эту же картину Боттичелли написал в память умершего в 1494г. Иоанн, автор Евангелия, Посланий и Апокалипсиса изображенный с поднятой вверх раскрытой книгой (с пустыми страницами ибо он еще ждет слов Откровения), выступает в композиции фигурой, посредующей между созерцателями видения (Августином, Иеронимом, Элигием) и фантастическим коловращением ангелов вокруг радужной арки из херувимом и серафимов, окаймляющей сцену Коронования Марии.
В иллюстрациях к «Аду» и «Чистилищу» Боттичелли стремится буквально следовать словам текста и видит свою цель в правдивом воспроизведении воспетых Данте событий. Аналогичную задачу ставил перед собой и Леонардо да Винче.
Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла. Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника. Крайнюю степень этого плоскостного стиля Боттичелли демонстрирует в третьей картине цикла — «Рождение Венеры» (тоже теперь в Уффици). Всадник закричал:Не мешай мне, Настаджио. Такой взгляд, безусловно, неправилен. Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему Поклонение волхвов, одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) — в Национальной галерее в Вашингтоне.
Она обретёт всемирную славу после того, как в 1508-1512 гг. Это произведение внесло новизну в передачу драматизма. Благодаря политике Лоренцо Медичи, стремившегося к примирению с папой и расширению культурных связей Флоренции, Боттичелли вместе с Козимо Росселли, Доменико Гирландайо и Пьетро Перуджино 27 октября 1480 года направился в Рим расписывать стены новой великой капеллы Ватикана, только что возведенной по приказу папы Сикста IV и потому получившей название Сикстинской.
И Микеланджело принял единственное правильное решение – бежать из Флоренции в Болонью. Графический стиль Боттичелли совершенствуется по мере продвижения работы.
В картине, повидимому, художник передал свои настроения и чувства этого времени. Пирамида, составленная из персонажей, окружающих Христа, доминирует.
Слегка склонена голова Богородицы. Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине оливковые ветви и венок) символизируют добродетель. Двое его друзей (братья Марк и Маркеллин) были осуждены на смерть за веру в Христа.
Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами. Внушение Савонаролы было так велико, что, по словам Вазари, в костер, на котором Савонарола хотел подвергнуть сожжению все предметы роскоши (музыкальные инструменты, театральный реквизит), Боттичелли самолично бросил некоторые свои картины. Но его искусство стремится не к прямому, а к косвенному содержанию.
Оплакивание Христа.
Кто она, эта женщина. У Боттичелли ваза с виноградом также всецело поглощает внимание персонажей. Пьета Ронданини, начатая через 55 лет после первой, была последней его работой. Одно из самых глубоких и потрясающих произведений Боттичелли – картина «Пьета» («Оплакивание Христа»). Заказы его были весьма многочисленны. Мадонна, погруженная в мысли, записывает слова псалма — «Magnificat anima mea dominum» — в книгу, которую держит один ангел и пользуется при этом чернильницей, которую держит другой ангел.
К росписи этой капеллы, выстроенной по идее папы Сикста IV и которая впоследствии сделалась ареной деятельности Микеланджело, наряду с выдающимися умбрийскими мастерами (Перуджино, Пинтуриккьо и Синьорелли) были привлечены три флорентийских живописца — Боттичелли, Гирландайо и Козимо Росселли. Навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини украшенное цветами покрывало. XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию.
Такое решение Микеланджело резко контрастирует со спокойствием его первой пьеты. 203 x 314 см. Иеронима дышит уверенностью и достоинством. Наверху — хоровод ангелов, затем на соломенной крыше хижины — три ангела, поющих «gloria in excelsis», далее — святое семейство, к которому слева приближаются волхвы, а справа пастухи и, наконец, в нижней полосе — три пары ревностно обнимающихся с ангелами людей, в то время как маленькие чертенята в ужасе спасаются в щелях скалы.
Но какое различие по существу художественного замысла. Вокруг центральной группы находятся Святые Пётр, Павел и Херонимус. В близкой по времени "Мадонне Бенуа".
Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище dei Popolani (Пополанской). Все происходящее носит характер беспокойства, мрачного отчаяния. 190). Один из них отстаивал версию, что это мог высечь в камне только миланский скульптор Гоббо. Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици).
Считается, что Боттичелли был поклонником Савонаролы, призывавшего к аскетизму. Она смотрит на лицо сына, лежащего на ее коленях, глаза которого сомкнуты глубоким сном.
Они странны потому, что, напоминая многими своими свойствами то Боттичелли, то Леонардо, то фра Бартоломео, по существу не имеют с ними ничего общего. В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. Святой Филипп приказывает дракону удалиться в пустыню. Пытаясь понять свои чувства, он переходит от умиления в Рождестве к душераздирающим мотивам Распятия и Сцен из жизни св. Зиновия. Особенно ярким примером этого аскетического и в то же время мистически-экзальтированного стиля Боттичелли, его спиритуалистической экспрессии могут служить его рисунки к «Божественной комедии».
Интересным является то, что это единственная его скульптура, которая была подписана. И второе событие этого времени во Флоренции. Фигуры образуют низкий треугольник, точнее – это коническая структура. Написанная в конце семидесятых годов для украшения виллы Медичи (по стихотворению Полициано «Турнир»), она находится теперь в галерее Уффици. Во всяком случае, после этой казни Боттичелли больше не рисовал обнажённых женщин. Создавалась скульптура Микеланджело «Пьета» для французского кардинала Жана Билэра де Лагрола еще в 1496 году.
С. Боттичелли «Оплакивание Христа» (1495)Три Марии и Иоанн Богослов склонились в горе над безжизненным телом Христа. Одно из самых крупных достижений Пьеро ди Козимо в этой области — портрет архитектора Джулиано да Сан-галло в Гаагском музее композиционную схему портрета Пьеро ди Козимо целиком перенимает у классического стиля: поворот в три четверти и балюстрада, отделяющая фигуру от передней плоскости картины и тем самым связывающая фигуру с окружающим пространством. Мариано Филипепи скончался 20 февраля и похоронен на кладбище Оньисанти. К трону судьи Клевета с факелом в руке влечет за волосы обнаженного юношу. Ангел подносит Марии вазу с виноградом и хлебными колосьями.
Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. Это как бы символ конца флорентийского кватроченто.
Глядя на это изваяние, можно прочувствовать то глубочайшее недоумение матери, горесть, которая ложится на ее сердце. И в его живописи эмоциональное начало играет господствующую роль. Мастерская Липпи находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось).
Использован уникальный для эпохи Возрождения прием: в доске сделана круглая ниша, куда вставлена пастилья – вылепленная из гипса и покрытая золотой краской копия медали, отлитой в честь Козимо Медичи около 1465 г. Новаторство художника заключается в том, что он изобразил юношу почти в фас (раньше изображали погрудно строго в профиль), с отчётливо выписанными руками (этого ранее не делалось) и с пейзажем на заднем плане (ранее фон был нейтральным). Вот почему все картины и скульптуры изображают ее молодой и миловидной девственницей. С алтаря в капелле церкви оно переместилось в Зал капитула монастыря Сан Марко, оттуда – в галерею Академии во Флоренции и далее, в 1919 году – в Уффици.
Богиню, гонимую к обетованному берегу дыханием гениев воздуха, встречает Ора (олицетворяющая Весну), чтобы укрыть ее покровом, расшитым прекрасным цветочным узором. Во Флоренции в то время гремели пламенные, революционные проповеди фра Джироламо Савонаролы.
Младенец смотрит на богоматерь. Пьеро, Джованни и Джулиано Медичи бегут из Флоренции, страшась народного гнева, поднятого Савонаролой. Реакция людей была поразительна и однажды в поздний час Микеланджело тайно пробрался в собор с инструментами и указал на поясе Мадонны полную достоинства надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец».
Ветер треплет тунику и плащ музы множеством мелких закругляющихся складок, круглыми спиралями вьются синяя лента лебедя и алые ленты амуров, светлыми завитками поблескивают травки и пенящиеся гребни фиолетовых волн. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и Благовещение Честелло (1489–1490, Уффици). 1475).
Из-под красной шапочки выпущены обрамляющие лицо прекрасные вьющиеся волосы. Многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе. Линейное беспокойство передается и колориту.
Начиная с этой еще незрелой работы, где искажение перспективы выглядит оправданным, если картину расположить горизонтально, Боттичелли демонстрирует софистический, трезвый и беспокойный подход, описанный Вазари: круглая форма дает художнику возможность проводить оптические эксперименты. Возрождение. ".
Здесь Боттичелли избегает всяких указаний на реальность пространства и фигур и дает как бы только сокращенные оптические символы — например, впечатление полета Беатриче и Данте усилено очертаниями тонких деревьев, гнущихся от ветра (наперекор природе) в обратную сторону. Он родился в 1457 году и пятнадцати лет вступил в мастерскую Боттичелли. При этом горизонт закрыт холмами, на которых Боттичелли и разрабатывает мелкие сцены. В первой фреске, помещенной как раз напротив папского трона, Боттичелли главную тему — «Искушение Христа» — дает в мелких эпизодах на заднем плане, на передний же план выдвигает второстепенный сюжет Нового завета — «Очистительную жертву прокаженного», подчеркивая ее символическое значение.
Но в зените своего творческого развития (Филиппино умер в 1504 году) мастеру пришлось испробовать свои силы и в большом фресковом цикле. Вместо гибкого, непрерывно текущего ритма Боттичелли здесь нарочито угловатые, ломаные, прерывистые движения (обратите особенное внимание на левую руку Марса и на неестественно вытянутую правую ногу Венеры). И пока на городских площадях сжигали "суету" (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередь те самые чувствительные искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо. Ревнивая Прокрида выслеживает во время охоты своего возлюбленного Кефала. Наверняка картины Перуджино «Оплакивание Христа» (1493-94 гг., сейчас находится в галерее Уффици во Флоренции) и «Пьета» Боттичелли (1495 г. ) побуждали многих последователей отражать в камне и на полотне эту трагическую сцену. Микеланджело Буонарроти (14751564) одно из величайших светил в нескольких художественных областях одновременно.
В североевропейском искусстве существовал образ молодой Марии с мёртвым Христом на коленях. С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (Весна, около 1477–1478, Рождение Венеры, около 1482–1483, – обе в Уффици). Любопытно, что Филиппино Липпи возвращается к старинному приему раздельного изображения богоматери и ангела в двух самостоятельных картинах, причем обособленность этих двух тондо подчеркнута чрезвычайно сложным и хитроумным перспективным приемом: богоматерь и ангел находятся в одном и том же пространстве, но это пространство изображено под разными углами зрения (один раз мы видим цоколь параллельным к плоскости картины, другой раз — под прямым к ней углом).
В Болонье Микеланджело выполнил две небольшие статуи в церкви Святого Доминика, которые украшают её до сих пор. Возьмем для примера одно из самых известных произведений Пьеро ди Козимо — «Портрет Симонетты Веспуччи». В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св.
И с другой стороны — стилизованная стремительность, преувеличенная экспрессивность движений, размахивание руками, развевающиеся одежды. Композиция двухфигурная. Рубашки распластаны на ступенях как трупы. Из архаизатора он обращается в настоящего архаика. Спустя немного времени, она уползает, как ни в чем не бывало и снова начинается погоня.
Вверху изображена фигура Богоматери в момент полнейшей скорби, Все кажутся окаменевшими от горя, не оставляющего места для других чувств. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику — папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ — дуб и сочетание желтого с голубым — цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1474–1475, Уффици). Если это так, то ее необычный (вытянутый по вертикали) формат не должен вызывать вопросов.
Галерея Уффици (Флоренция)На картине изображена поляна в апельсиновом саду, вся усеянная цветами. В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса. По отдельности эти фигуры превосходны, полны свойственного Боттичелли ритма движений, точно так же, как превосходны некоторые портреты (например, белокурого мальчика в темной шапочке). Все аскетичнее становятся образы, все стилизованней и архаичней язык форм. Воссоединение с Небом символизируют обнимающиеся фигуры людей и ангелов на переднем плане.
Посредством натуральной величины композиции и положения фигур скульптор отбросил прежние взгляды по данной теме. Но та степень архаизации, которую мастер применяет в миланской «Пьете», кажется ему недостаточной. В иллюстрациях к «Раю» Боттичелли уже отказывается от точного сопровождения текста и воплощает в своих рисунках те моменты и переживания, которые в поэме непосредственно не описаны и которые можно прочитать только между строк.
Если у Боттичелли перелом мировоззрения выразился в отречении от всех прежних, юношеских идеалов, в бегстве к примитивам и, наконец, в полном отказе от творческой деятельности, то большинство сверстников Боттичелли пытается разрешить конфликт путем дальнейшего развития и максимального напряжения его эмоциональной концепции, путем извлечения из нее всех ее художественных возможностей. Уффици (Флоренция)Картина написана на деревянной доске темперой. Вместе с тем живопись Боттичелли становится все более бестелесной и архаичной. Напомню сначала фреску Гирландайо из того же сикстинского цикла.
Это чувство переполняет душу мастера и хотя тема Оплакивания имеет свой глубокий догматический смысл, все же именно оно доминирует в его обеих композициях «Пьета». Вместе с тем хотелось бы обратить внимание на своеобразный принцип композиции, который Боттичелли применяет в аллегории «Клевета» и который делается излюбленным приемом живописцев «второй готики». С картины смотрит приятное и открытое молодое лицо. Дело в том, что при окончании работы она ее выставили на всеобщее созерцание.
Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. Рисунок фигур изображает бурное напряжение. Иосиф из Аримафеи, придя к Пилату, просил тела Иисусова.
Это обстоятельство нужно принять во внимание. Проявившаяся уже в ранних произведениях Боттичеллисклонность к созерцательности, позволившая ему проникнуть в неоплатонические идеи и дать их тонкое изобразительное истолкование, делала художникаравно открытым и к восприятию духа проповедей Савонаролы. Собственно, в этом плане одновременно культурном и психологическом следует рассматривать сочувствие Боттичелли программе доминиканского реформатора, вовсе не обязательно сопряженное с непосредственным участием в его движении либо в политических делах Республики, установленной после изгнания Медичи. В каждой его голове схвачена мимика определенного момента, определенного психологического мотива. Боттичелли удалось получить заказ скорее всего из-за какой-то задержки с выполнением его у Поллайоло и, конечно же, благодаря поддержке влиятельного политика Томмазо Содерини.
Я имею в виду Пьеро ди Козимо. Вазари рисует Пьеро ди Козимо чудаком и выдумщиком, склонным ко всякого рода причудам и страстным любителем природы. Но процесс архаизации в творчестве Боттичелли не останавливается даже на этой стадии. Затем период безмятежной полноты чувств: «Марс и Венера», «Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр», «Мадонна со св. Иоанном Крестителем и св. Иоанном Евангелистом».
Пропорции тела основаны на каноне гармонии и красоты. Творчество Сандро Боттичелли отличает особая певучесть линии в каждой из его картин, чувство ритма и гармонии, но особенно ярко они выражены в его «Весне» и «Рождении Венеры». Но есть и очень важное отличие. «Покинутая» так многозначна, что истинный смысл ее шире любого определенного сюжета. С. Боттичелли «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего» (ок. Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер.
Афродиты. В ней Мария протягивает ребенку цветок крестоцвета – символ креста. Этот принцип можно было бы назвать принципом «полярной или контрастной симметрии».
Так возникла в начале девяностых годов аллегория «Клевета», картина, которую Боттичелли, по словам Вазари, подарил своему другу, флорентийскому дворянину Антонио Сеньи и которая теперь находится в галерее Уффици. Лицо "Мадонны Магнификат" отмечено всеми качествами, входившими в культивируемый Боттичелли идеал красоты. Типичный образец позднего стиля Пьеро ди Козимо дает «Непорочное зачатие» в Уффици. Когда она пошевелилась в кустах, Кефал принял ее за дичь и насмерть заколол копьем.
У Боттичелли все внимание сосредоточено на человеческом образе, на самой Симонетте. По всей вероятности, однако, Пьеро ди Козимо был не большим чудаком, чем всякий человек, выпадающий из ритма своего времени, живущий в обособленном мире своей фантазии. Темой этого карнавала была колесница Смерти. Когда он уснул, она острым мечом отрубила ему голову, спокойно прошла мимо спящих воинов и вернулась в спасённый родной город. Диптих состоит из 2 картин: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна». Именно сцену возвращения Юдифи изображает Ботичелли на этой картине. В «Рождении Венеры» Боттичелли заимствует тематическую канву из поэмы Полициано, где описывается прибытие Венеры, рожденной из морской пены, на остров Киферу. Теперь уже можно уяснить себе, что такое композиция детали.
Но они иначе реагировали на него в своем искусстве, чем Боттичелли. Но, невзирая на все преграды, эта личность взошла на новую ступень в истории искусств. Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям искренняя потребность в обновлении, стремление опять обрести прочные истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года – в праздник Спасителя и день изгнания Медичи. Эта работа была по-настоящему новаторской.
Что же определяет искусство Боттичелли. В духе художника происходит настоящее перерождение. Но тот, кто имел случай рассматривать их параллельно с чтением поэмы, невольно должен был поддаться их почти метафизическому внушению. С. Боттичелли «Весна» (1482).
Позы неустойчивы все чуть касаются земли и друг друга (руки граций). Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок. Джулиано был убит в 1478 году во время заговора семьи Пацци против Медичи, направляемого папой Сикстом IV.
Здесь сказывается все большая тенденция к архаизации. Мертвецы под звуки глухих и хриплых труб подымались из своих могил и пели гробовыми голосами «Скорбь, плач и покаяние». Иллюстрации к «Раю» состоят почти исключительно из двух фигур — Данте и Беатриче — из их диалогов, в которых Беатриче то поучает своего спутника, то ободряет его, то влечет его за собой в полете по небесным сферам.
После того, как Сандро окончил учёбу, он недолгое время работал в ювелирной мастерской своего старшего брата Антонио, но задержался там ненадолго и поступил на учёбу одному из известных художников того времени – монаху Филиппо Липпи. Тогда Пилат приказал отдать тело. По прошествии этого срока он будет скован и повержен». Здесь живопись Пьеро ди Козимо более всего напоминает Боттичелли. Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли.
Но их странность, если можно так сказать, не абстрактна, не абсолютна, а относительна. Тем же духом проникнуты сами иллюстрации Боттичелли. Композиция построена на еле уловимом диссонансе. Осенью 1482 года, когда готовые фрески заняли свое место в капелле рядом с открывающими цикл работами Синьорелли и Бартоломео делла Гатта, Боттичелли вместе с остальными вернулся во Флоренцию, где вскоре пережил утрату отца.
Ангелы несут оливковые ветви, празднуя избавление человека от первородного греха. Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний. Филиппино написал эту картину в 1496 году по заказу монахов монастыря Сан Донато близ Флоренции взамен того знаменитого «Поклонения волхвов», которое пятнадцатью годами раньше было заказано Леонардо да Винчи, осталось незаконченным и теперь тоже хранится в Уффици.
Варнавы. Шедевральной скульптуре было нанесено 15 ударов молотком, в результате которых, кроме многочисленных мелких увечий, у Девы Марии были повреждёны – нос, левый глаз, а левая рука вообще отбита (до уровня локтя). Он возомнил себя восставшим из мертвых и стремительно нанес молотком 15 ударов по скульптуре Микеланджело. Скульптура Микеланджело «Пьета» повредилась – у Девы Марии были отбиты рука до локтя и левый глаз. «Чашей гнева Господня» в Италии часто называли или вторжение французов или походы Чеза-ре Борджиа. Доминиканский монах Савонарола был страстным борцом с несправедливостью, проповедовавший благороднейшие идеи христианства, равенства и справедливости.
Вазари рассказывает с легкой усмешкой и о других странностях Пьеро ди Козимо. Недавно еще праздничная и ликующая Флоренция под влиянием речей Савонаролы превращалась в кающуюся и плачущую (сторонники Савонаролы так и назывались piagnoni — плакальщики).
После смерти Савонаролы, Боттичелли впадает в отчаяние. Для брата Лоренцо Медичи, Джулиано, он расписал знамя для знаменитого турнира 1475 года на Пьяцца Санта Кроче. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни).
Только то, что художник полон чувств болезненной горечи, одиночества и пессимизма. Здесь в первую очередь нужно назвать ученика Боттичелли, сына уже знакомого нам Филиппо Липпи, в отличие от отца, прозванного Филиппино Липпи. Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. Он был похоронен близ церкви Оньиссанти, на церковном кладбище. Отныне руки Христа были прижаты к телу. В ней ясно различается мастерство рисунка эта основополагающая черта флорентийского искусства того времени и в композиции Боттичелли изысканный ритм линий создаст утонченную, почти женственную атмосферу. В 1465 году Филиппе написал Мадонну с Младенцем и ангелами, ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, Мадонны с Младенцем и ангелом (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и Мадонны на лоджии (Уффици).
Тело поддерживают Мария и Иоанн. Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, — это Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. Боттичелли обратился к первоисточнику Альберти — Лукиану, подробно описывающему картину Апеллеса и, вдохновившись сложной аллегорической темой, написал свою «Клевету».
Реставрация скульптуры потребовала времени более полугода. Таково, например, «Рождество Христово», написанное, вероятно, в 1500 или 1501 году и хранящееся в лондонской Национальной галерее. Читайте в статье «Олимпийские боги»). В его руках жертвенная чаша и кропило. Медленно сползает с материнских колен безжизненное тело Христа.
Иногда эта символика имеет даже актуальный политический оттенок: так, в картине «Паллада и кентавр» кентавр воплощает дух распри, раздора, а в укрощении кентавра надо видеть намек на ликвидацию Лоренцо Великолепным внутренних распрей во Флоренции. Но чаще у Боттичелли мы встретим мифологическую символику — античную или средневековую. В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Абирона, Исцеление прокаженного и искушение Христа) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик. Случилось это в 1972 году.
Однако работал Микеланджело около двух лет. Когда войска ассирийцев осадили её родной город, она нарядилась и отправилась в лагерь врагов, где привлекла внимание полководца. Ни в пропорциях, ни в позах фигур мастер не считается с реальной действительностью.
Слышавшие Себастьяна увидели семь ангелов и Юношу, который благословил Себастьяна и сказал: «Ты всегда будешь со Мною». Себастьяна арестовали и допросили, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами. Во второй фреске Филиппино изображает «Святого Филиппа, заклинающего демона». Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении (Шастель).
На то время тема Библейского мотива была просто недопустимой для мастеров. Например, мифологические картины (Афина Паллада и Кентавр, 1482 Венера и Марс, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков. от Луки I: 46). Боттичелли — не единственная жертва конфликта эпохи. Изношенные платья намекают на пройденный долгий, одинокий и безнадежный путь. В композиции «Поклонения» Филиппино, безусловно, обнаруживает параллели к классическому стилю, в известной степени он даже использует уроки самого Леонардо. Тело имеет настолько исхудалый вид, что подчеркивает безнадежность и безвозвратность жизни.
Как и у Боттичелли, главным полем деятельности Филиппино Липпи является станковая картина. Удивительная картина, создает атмосферу мечтательности, светлой грусти. Царство Венеры изображено в виде цветущей лужайки, окруженной апельсиновыми деревьями.
Себастьян (Севастиан) – римский легионер, христианский святой, почитаемый как мученик. Отсюда — предпочтение к аллегорическим и символическим темам. Капелла была посвящена их покровителю Святому Элигию. Почему.
В этом смысле очень интересны его нимбы. К сожалению, даже на это «святое» творение было совершено нападение. К концу восьмидесятых — началу девяностых годов относится целый ряд популярных картин Боттичелли с изображением мадонны.
Особенно это относится к замечательной картине «Явление богоматери святому Бернарду», написанной около 1486 года и хранящейся в Бадии во Флоренции. В промежутке между 1475 и 1482 годами, с усилением психологической выразительности, реализм изображения достигает своего максимального развития.
На картине присутствует собственноручная надпись Боттичелли на греческом языке: «Я, Сандро, написал эту картину в конце 1500 года, в тяжелое для Италии время, спустя половину срока, предсказанного в 11-й главе Откровения святого Иоанна, во второй чаше гнева из Апокалипсиса, когда сатане была дана власть над Землей на три с половиной года. С одной стороны, это сложившаяся в окружении Медичи гуманистическая культура с ее рыцарскими и языческими мотивами с другой – реформаторский и аскетический дух Савонаролы, для которого христианство определяло не только его личную этику, но и принципы гражданской и политической жизни, так что деятельность этого "Христа, царя флорентийского" (надпись, которую приверженцы Савонаролы хотели сделать над входом в Палаццо делла Синьория) выступала полной противоположностью великолепному и тираническому правлению Медичи. Впоследствии, когда он открывает собственную студию, у него учится сын его учителя Филиппо. Только Петр стоит прямо в позе благословляющего. Кающийся Св. Об этом рассказал миру Вазари, поэт и биограф нескольких итальянских художников.
Юдифь считается символом борьбы иудеев против угнетателей, символом патриотизма. Начинает последний период творчества Боттичелли знаменитая «Пьета» (Плач над телом Христовым), написанная в 1490-е годы и теперь находящаяся в галерее Польди-Пеццоли в Милане.
Красноречивым примером резкой оппозиции к классическому стилю может служить также «Аллегория музыки» из Берлинских музеев. Ни минуты покоя в непрерывном трепетании натуры. Картины История Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и История Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. Мария Магдалина обнимает ноги, а Мария, мать Иакова Младшего, голову Христа. Ботичелли, попавший под сильное влияние Савонаролы, своими руками бросил несколько своих работ в так называемые «костры покаяния». И там и здесь мы имеем дело с фантастическим, воображаемым, экспрессивным портретом. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли.
Об этом свидетельствует «Поклонение волхвов», теперь находящееся в Уффици. Хитрость и Обман украшают волосы Клеветы, ей предшествует мрачная фигура Зависти в темных лохмотьях. Фигуры, по большей части довольно мелкие в иллюстрациях к «Аду», становятся крупнее в иллюстрациях к «Чистилищу» и особенно к «Раю», а их количество уменьшается. Сила переживания захватывает каждого из персонажей и объединяет их в патетическое целое.
Это романтическое одухотворение природы Пьеро ди Козимо переносит и в свою живопись. Незаконченная, она стала для Микеланджело отпечатком его смерти. Филиппино Липпи, несомненно, более одаренный колорист, чем Боттичелли. Иное впечатление мы получаем от фресок Боттичелли. На берегу Гора встречает Венеру, готовясь ее закутать в вытканный цветами плащ.
Запечатлены три эпизода из Евангелия – искушение Христа – в верхней части фрески. Её лицо могло бы нам что-то разъяснить, но лица-то как раз и не видно. В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (рим. В его искусстве можно найти следы влияния Боттичелли, но еще больше — Леонардо да Винчи. К тому же, нагрянула эпидемия чумы.
В центре дьявол пытается заставить Иисуса спрыгнуть с вершины Иерусалимского храма, чтобы испытать обещание Бога об ангельской защите. В таком случае ее содержание близко содержанию картины Венера и Марс. Художник впервые изобразил нагую богиню любви и красоты Венеру из древнего мифа.
В том же 1483 году Лоренцо Великолепный заказал Боттичелли, Перуджино, Филиппино Липпи и Доменико Гирландайо цикл настенных росписей на своей вилле в Спедалетто около Вольтерры. Он вызывал у Микеланджело противоречивые чувства. Возникает своеобразный женский образ: удлиненный овал лица, длинный нос с тонкими, нервными ноздрями, приподнятые брови и широко открытые, недоуменные, мечтательные и как будто страдающие глаза. Оплодотворяющий Зефир соединяется с Флорой, порождая Примаверу (Весну) символ живительных сил Природы.
Пьеро ди Козимо родился в 1462 году, то есть на десять лет позднее Леонардо да Винчи и умер в 1521 году, пережив и Леонардо и Рафаэля и «золотой век» Высокого Ренессанса. Для итальянского портрета xv века это было почти революцией – до того момента всех, кто заказывал свой портрет изображали в профиль или, со второй половины века, в три четверти. Мастер довольствуется контурным рисунком, ограничивается часто только намеками на события и ситуации и постоянно пользуется сукцессивными приемами рассказа.
Гибнет все, что любил художник. Вообще-то мы обычно связываем имя Боттичелли с такими яркими радостными картинами, как «Весна» и «Рождение Венеры».
Буквально то же самое приходится сказать и о двух других фресках Боттичелли в Сикстинской капелле. Во всяком случае, образы его Симонетты (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций Весны.
Еще удивительнее мотив темного грозового облака, на фоне которого вырисовывается светлый профиль Симонетты. Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера. В реставрации картина нуждалась уже с 1830 года (когда она находилась в Академии и ее реставрировал Аччайи) и вплоть до 1921 года, когда ею занялся Фабрицио Лукарини, полностью переписавший зеленое одеяние ангела слева.
Дерево, темпера. Одна из поздних работ Боттичелли полна глубокого символического значения — «Покинутая» (в частном римском собрании Паллавичини).
Боттичелли один из самых содержательных, поэтически и идейно насыщенных художников. Об этом красноречиво свидетельствует последняя дошедшая до нас его работа — четыре сцены из жизни святого Зиновия (две из них хранятся в лондонской Национальной галерее, одна в Дрездене и одна в нью-йоркском музее Метрополитен).
Одна из них, «Венера и Марс», очень близка по композиции к знакомой нам картине Боттичелли. Еще Леоне Баттиста Альберти в своем «Трактате о живописи» рекомендовал вниманию живописцев тему «Клеветы», которую в свое время греческий художник Апеллес использовал в картине, направленной против его соперника Антифила, когда тот оклеветал мастера перед египетским царем Птолемеем.
«Смерть Прокриды» (картина находится в Лондоне) интересна и по чрезвычайной редкости своей темы. Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. С. Боттичелли «Покинутая» (ок.
Настоящее имя Боттичелли— Алессандро Филипепи (для друзей — Сандро). Он был младшим из четырех сыновей Мариано Филипепи и его жены Змеральды и родился во Флоренции в 1445 году. В эру раннего Ренессанса был одним из ярких представителей. Был начальником преторианской гвардии при императорах Диоклетиане и Максимиане. 1495 г. Музей Польди-Пеццоли, Флоренция.
Если пейзаж картины «Венера и Марс» дышит счастливой идиллией, то в пейзаже к «Смерти Прокриды» соответственно теме отражается настроение трагического одиночества. Картина носит название «Primavera» («Весна»). Весь день они простояли у креста, наблюдая его муки и смерть. Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении. Филиппино — великолепный портретист. Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве. Иеронима. Микеланджело, конечно, был полностью за справедливость.
На самой картине мы видим мёртвого Христа в окружении родных и близких, прощающихся с ним. То же самое относится и к отдельным фигурам, к отдельным головам у Филиппино Липпи. Она изображает «Призвание первых апостолов» в обычной для Гирландайо модернизации события многочисленными портретами современников. Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов. В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно.
Но даже среди этого обилия шедевров Пьета Микеланджело занимает особое место. Слева — Меркурий рядом с ним три грации, сплетающие свои руки в медленном хороводе. Смерть Сандро Ботичелли произошла в 1510 году, когда художнику было 65 лет. Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего. Боттичелли Сандро (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция) итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы.
Они как бы образуют крест и единство над телом Христа. Иоанн Богослов прижался к Деве Марии, ведь Христос завещал любимому ученику относиться к ней, как к матери. С одной стороны — резкий натурализм отдельных деталей: череп в изголовии носилок, тривиальный жест апостола — словно доктор, щупающий пульс пациентки, типы носильщиков в виде свирепых бродяг. В произведениях последних десяти лет жизни мастера (Боттичелли умер в 1510 году) формальная упрощенность его концепции приводит к почти полному отказу от живописных завоеваний кватроченто. Он начинает действительно чувствовать, мыслить и видеть, как средневековый иконописец.
Вскоре последовал новый заказ – на изготовление "Скорбящей Мадонны". Но наиболее крайних пределов своей барочной фантазии Филиппино достигает во фреске цикла изображающей «Мучение святого Филиппа».