Вместо гибкого, непрерывно текущего ритма Боттичелли здесь нарочито угловатые, ломаные, прерывистые движения (обратите особенное внимание на левую руку Марса и на неестественно вытянутую правую ногу Венеры). Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых. Младенец на ее руках спит, замотанный в полотно, держась с любовью и надеждой за ее руки.
Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. Что же определяет искусство Боттичелли. Капелла была посвящена их покровителю Святому Элигию. Они также являются символом веры и смирения Мадонны перед богом.
Примеры тому Мадонна Магнификат и Мадонна с гранатом (обе в Уффици). Об этом рассказал миру Вазари, поэт и биограф нескольких итальянских художников. Картина носит название «Primavera» («Весна»).
Многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе. Это романтическое одухотворение природы Пьеро ди Козимо переносит и в свою живопись.
Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение. Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Смерть Сандро Ботичелли произошла в 1510 году, когда художнику было 65 лет. Благовещение – это самый фантастический сюжет из всех евангельских сюжетов.
Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении (Шастель). Иеронима. Пьеро ди Козимо был единственным среди флорентийских живописцев Ренессанса, который обнаружил настоящее чутье пейзажа. Шедевральной скульптуре было нанесено 15 ударов молотком, в результате которых, кроме многочисленных мелких увечий, у Девы Марии были повреждёны – нос, левый глаз, а левая рука вообще отбита (до уровня локтя). На берегу Гора встречает Венеру, готовясь ее закутать в вытканный цветами плащ.
Пьеро ди Козимо гораздо больше интересует атмосфера вокруг Симонетты. Такой взгляд, безусловно, неправилен. Еще Леоне Баттиста Альберти в своем «Трактате о живописи» рекомендовал вниманию живописцев тему «Клеветы», которую в свое время греческий художник Апеллес использовал в картине, направленной против его соперника Антифила, когда тот оклеветал мастера перед египетским царем Птолемеем. Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами.
Может быть тогда, в свои 23 года, он догадывался, что это гениальнейшая скульптура. Любопытно, что Филиппино Липпи возвращается к старинному приему раздельного изображения богоматери и ангела в двух самостоятельных картинах, причем обособленность этих двух тондо подчеркнута чрезвычайно сложным и хитроумным перспективным приемом: богоматерь и ангел находятся в одном и том же пространстве, но это пространство изображено под разными углами зрения (один раз мы видим цоколь параллельным к плоскости картины, другой раз — под прямым к ней углом).
Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине оливковые ветви и венок) символизируют добродетель. Но процесс архаизации в творчестве Боттичелли не останавливается даже на этой стадии. В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. Боттичелли исполнил около ста рисунков серебряным карандашом (с обведенными пером контурами), посвятив каждой песне поэмы по одному рисунку.
Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. Об этом красноречиво свидетельствует последняя дошедшая до нас его работа — четыре сцены из жизни святого Зиновия (две из них хранятся в лондонской Национальной галерее, одна в Дрездене и одна в нью-йоркском музее Метрополитен).
Нет точных сведений о периоде обучения Боттичелли у Филиппо Липпи и об их личных отношениях, но можно предположить, что они вполне ладили между собой, поскольку через несколько лет сын Липпи стал учеником Боттичелли. Был начальником преторианской гвардии при императорах Диоклетиане и Максимиане. Умер Боттичелли в безвестности. Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер.
Фигуры образуют низкий треугольник, точнее – это коническая структура. Юдифь считается символом борьбы иудеев против угнетателей, символом патриотизма. Пресвятая Мария, как известно, зачала Христа от Святого Духа, согласно пророчествам.
К трону судьи Клевета с факелом в руке влечет за волосы обнаженного юношу. Среди них – тонкая светлая кожа и твердое, но изящное строение лица. Изношенные платья намекают на пройденный долгий, одинокий и безнадежный путь.
Сандро Боттичелли – великий художник (настоящее имя этого мастера эпохи Возрождения Алессандро ди Мариано Филипепи), родился в Италии в 1445 году. Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний. Образ Мадонны с ребенком на руках очень нежен, она выглядит хрупкой и женственной. Но наиболее крайних пределов своей барочной фантазии Филиппино достигает во фреске цикла изображающей «Мучение святого Филиппа». Однако уже и здесь намечаются признаки того беспокойного напряжения, которое свойственно дальнейшей деятельности Филиппино Липпи, может быть, еще в большей степени, чем Боттичелли.
К тому же, нагрянула эпидемия чумы. Рисунки Боттичелли к «Божественной комедии» не сразу оказывают воздействие на зрителя.
Они словно крылья за ее спиной, несут ответственность за ее жизнь, физическую и духовную. Во фреске «Воскрешение Друзианы» есть несомненные элементы классического стиля. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио).
потолок и алтарную стену распишет Микеланджело. Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея», а также 11 папских портретов. Эта гармония, вытекающая из диссонансов, в высокой мере характерна для стиля Боттичелли, основанного на эмоциях, не на интеллекте. Боттичелли ставит себе здесь задачу, абсолютно неприемлемую для концепции Ренессанса. Себастьян (Севастиан) – римский легионер, христианский святой, почитаемый как мученик.
Композиция двухфигурная. По отдельности эти фигуры превосходны, полны свойственного Боттичелли ритма движений, точно так же, как превосходны некоторые портреты (например, белокурого мальчика в темной шапочке). Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла. Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника.
Как и у Боттичелли, главным полем деятельности Филиппино Липпи является станковая картина. Вообще-то мы обычно связываем имя Боттичелли с такими яркими радостными картинами, как «Весна» и «Рождение Венеры». Этот момент еще сильнее чувствуется в другой картине цикла, находящей в Дрезденской галерее. Язычники привели его в храм Марса. До сих пор вызывает дискуссии происхождение прозвища Сандро Боттичелли. Возможно, оно образовано от клички старшего брата, который, желая помочь стареющему отцу, судя по всему, много занимался воспитанием младшего ребенка а может быть, прозвище возникло по созвучию с ремеслом второго брата, Антонио.
Композиция, приобретшая классическую стройность, обогащается прихотливой игрой линейных ритмов («Мадонна дель Маньификат», около 1482 – 83, «Мадонна с гранатом», 1487, – обе в галерее Уффици, Флоренция).
Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин Святой Себастьян (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. Позы неустойчивы все чуть касаются земли и друг друга (руки граций). Линейное беспокойство передается и колориту.
В 1465 году Филиппе написал Мадонну с Младенцем и ангелами, ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, Мадонны с Младенцем и ангелом (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и Мадонны на лоджии (Уффици). Ветер треплет тунику и плащ музы множеством мелких закругляющихся складок, круглыми спиралями вьются синяя лента лебедя и алые ленты амуров, светлыми завитками поблескивают травки и пенящиеся гребни фиолетовых волн. Мертвецы под звуки глухих и хриплых труб подымались из своих могил и пели гробовыми голосами «Скорбь, плач и покаяние». В 1481 г. Боттичелли приехал в Рим. Справа приближается Весна, сыплющая цветы и Зефир преследует Флору.
Недавно еще праздничная и ликующая Флоренция под влиянием речей Савонаролы превращалась в кающуюся и плачущую (сторонники Савонаролы так и назывались piagnoni — плакальщики).
В композиции «Поклонения» Филиппино, безусловно, обнаруживает параллели к классическому стилю, в известной степени он даже использует уроки самого Леонардо. В близкой по времени "Мадонне Бенуа". Крайнюю степень этого плоскостного стиля Боттичелли демонстрирует в третьей картине цикла — «Рождение Венеры» (тоже теперь в Уффици). В 1492 году умер Лоренцо Великолепный, главный покровитель Боттичелли через два года скончался его советник по вопросам культуры и друг Боттичелли — Полициано. Микеланджело, конечно, был полностью за справедливость.
Она изображает «Призвание первых апостолов» в обычной для Гирландайо модернизации события многочисленными портретами современников. В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно. Когда она пошевелилась в кустах, Кефал принял ее за дичь и насмерть заколол копьем.
В 1472 году Боттичеллизаписался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (Весна, около 1477–1478, Рождение Венеры, около 1482–1483, – обе в Уффици). Наверху — хоровод ангелов, затем на соломенной крыше хижины — три ангела, поющих «gloria in excelsis», далее — святое семейство, к которому слева приближаются волхвы, а справа пастухи и, наконец, в нижней полосе — три пары ревностно обнимающихся с ангелами людей, в то время как маленькие чертенята в ужасе спасаются в щелях скалы.
Весьма распространено мнение, характеризующее искусство Боттичелли как культ чистой формы, объясняющее его воздействие исключительно из выразительности и ритма линии.
Одна из поздних работ Боттичелли полна глубокого символического значения — «Покинутая» (в частном римском собрании Паллавичини). Эту сцену издали освещали факелы, несомые лицами в масках и черных одеждах, на которых белой краской были написаны все части скелета. Италия. Рисунок фигур изображает бурное напряжение. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и Благовещение Честелло (1489–1490, Уффици). Композиция построена на еле уловимом диссонансе.
Особенно показательны в этом смысле его мифологические картины. Пизанцы попросили его написать фрески в цикле росписей Кампосанто, а в качестве пробы его мастерства заказали ему алтарный образ Смерть Марии, который не был закончен Боттичелли, так же как не были выполнены им и сами фрески. Тонкое одухотворенное лицо ее полно той неземной затаенной печали. Наверняка картины Перуджино «Оплакивание Христа» (1493-94 гг., сейчас находится в галерее Уффици во Флоренции) и «Пьета» Боттичелли (1495 г. ) побуждали многих последователей отражать в камне и на полотне эту трагическую сцену. После рождения Иисуса у них с Иосифом были другие дети, зачатые естественным путем.
Мариано Филипепи скончался 20 февраля и похоронен на кладбище Оньисанти. Тем же духом проникнуты сами иллюстрации Боттичелли. Мадонна, погруженная в мысли, записывает слова псалма — «Magnificat anima mea dominum» — в книгу, которую держит один ангел и пользуется при этом чернильницей, которую держит другой ангел. Этот принцип можно было бы назвать принципом «полярной или контрастной симметрии». Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику — папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ — дуб и сочетание желтого с голубым — цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине.
Тогда Пилат приказал отдать тело. Все движения как бы лишены воли. Партия Савонаролы завладела властью в городе. Напомню сначала фреску Гирландайо из того же сикстинского цикла.
Нежные тона рассвета используются художником скорее в карнации фигур, чем в трактовке окружающей их пространственной среды, они приданы также легким одеяниям, оживленным тончайшим узором из васильков и маргариток. В этом году он написал Святого Августина на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи.
Иллюстрации к «Раю» состоят почти исключительно из двух фигур — Данте и Беатриче — из их диалогов, в которых Беатриче то поучает своего спутника, то ободряет его, то влечет его за собой в полете по небесным сферам. Иосиф из Аримафеи, придя к Пилату, просил тела Иисусова. гуманиста Angiolo Poliziano, приора церкви S. Paolino, с которым был дружен.
При этом горизонт закрыт холмами, на которых Боттичелли и разрабатывает мелкие сцены. На небольшой картине анфас изображен юноша в скромной коричневой одежде и красной шапочке.
«Смерть Прокриды» (картина находится в Лондоне) интересна и по чрезвычайной редкости своей темы. Рубашки распластаны на ступенях как трупы. Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни.
Пропорции тела основаны на каноне гармонии и красоты. Творчество Сандро Боттичелли отличает особая певучесть линии в каждой из его картин, чувство ритма и гармонии, но особенно ярко они выражены в его «Весне» и «Рождении Венеры». Умер он в нищете, заброшенный и одинокий. Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов. Во всяком случае, образы его Симонетты (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций Весны. Особенно одно карнавальное шествие запомнилось современникам, которое Пьеро ди Козимо устроил в 1511 году.
Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему Поклонение волхвов, одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) — в Национальной галерее в Вашингтоне. Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, — это Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. Ни минуты покоя в непрерывном трепетании натуры.
В 1497г. Но что здесь странного и чудаческого. Уффици (Флоренция)Картина написана на деревянной доске темперой. Филиппино Липпи, несомненно, более одаренный колорист, чем Боттичелли. И второе событие этого времени во Флоренции.
Художник впервые изобразил нагую богиню любви и красоты Венеру из древнего мифа. Тщательно скрывает она от посторонних свой внутренний мир. Отсюда — предпочтение к аллегорическим и символическим темам. Он родился в 1457 году и пятнадцати лет вступил в мастерскую Боттичелли. Эту причудливую смесь античности с готикой мы найдем и во второй картине, посвященной любви Джулиано Медичи.
В образе мадонны — чаще всего глубокая нежность и скорбь, выраженная самим наклоном головы она поднимает брови изгибает губы, широко раскрывает глаза сначала на ее лице меланхолическая улыбка, потом — отчаяние. Считается, что портретыБоттичеллистоят несколько ниже образов, входящих в его композиции. Это объясняется, вероятно, тем, что для воображения художника с его постоянной потребностью в абсолютном ритме было необходимо движение, чего не мог дать погрудный портрет, обычный в ХV веке.
Ангел подносит Марии вазу с виноградом и хлебными колосьями. Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении. И Микеланджело принял единственное правильное решение – бежать из Флоренции в Болонью. Ни в пропорциях, ни в позах фигур мастер не считается с реальной действительностью.
Спустя немного времени, она уползает, как ни в чем не бывало и снова начинается погоня. В его искусстве можно найти следы влияния Боттичелли, но еще больше — Леонардо да Винчи. Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего.
В эру раннего Ренессанса был одним из ярких представителей. Дерево, темпера.
Все аскетичнее становятся образы, все стилизованней и архаичней язык форм. В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. Одно из самых глубоких и потрясающих произведений Боттичелли – картина «Пьета» («Оплакивание Христа»). Слева — Меркурий рядом с ним три грации, сплетающие свои руки в медленном хороводе.
В картине, повидимому, художник передал свои настроения и чувства этого времени. Идеал видели в возвращении в лоно христианской религии в простом, народном понимании, к благочестивым временам церковного феодализма (как казалось Савонароле и Боттичелли).
В настоящее время "Вакх" считается первым шедевром Микеланджело. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок. У Боттичелли все внимание сосредоточено на человеческом образе, на самой Симонетте. Боттичелли Сандро (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция) итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы.
Это как бы символ конца флорентийского кватроченто. Вот почему все картины и скульптуры изображают ее молодой и миловидной девственницей. Фигуры, по большей части довольно мелкие в иллюстрациях к «Аду», становятся крупнее в иллюстрациях к «Чистилищу» и особенно к «Раю», а их количество уменьшается.
Одна из них, «Венера и Марс», очень близка по композиции к знакомой нам картине Боттичелли. Он вызывал у Микеланджело противоречивые чувства. Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь Лоренцано за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. Святой Филипп приказывает дракону удалиться в пустыню. Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами.
В девяностые годы Боттичелли получил от племянника Лоренцо Великолепного, тонкого эстета Лоренцо ди Пьер Франческо де Медичи (того самого, которому принадлежали «Весна» и «Рождение Венеры») заказ на иллюстрации к рукописному экземпляру «Божественной комедии» Данте. Боттичелли обратился к первоисточнику Альберти — Лукиану, подробно описывающему картину Апеллеса и, вдохновившись сложной аллегорической темой, написал свою «Клевету». В иллюстрациях к «Аду» и «Чистилищу» Боттичелли стремится буквально следовать словам текста и видит свою цель в правдивом воспроизведении воспетых Данте событий.
Возьмем для примера одно из самых известных произведений Пьеро ди Козимо — «Портрет Симонетты Веспуччи». Но в зените своего творческого развития (Филиппино умер в 1504 году) мастеру пришлось испробовать свои силы и в большом фресковом цикле. 1495 г. Музей Польди-Пеццоли, Флоренция.
Только Петр стоит прямо в позе благословляющего. Кающийся Св. Это чувство переполняет душу мастера и хотя тема Оплакивания имеет свой глубокий догматический смысл, все же именно оно доминирует в его обеих композициях «Пьета». В противном случае Вы рискуете упустить львиную долю впечатлений: каждый квадратный метр Базилики преисполнен символизма, а каждая из статуй в нем имеет свою, необычную и чрезвычайно интересную историю.
Типичный образец позднего стиля Пьеро ди Козимо дает «Непорочное зачатие» в Уффици. 1495). Настоящее имя Боттичелли— Алессандро Филипепи (для друзей — Сандро). Он был младшим из четырех сыновей Мариано Филипепи и его жены Змеральды и родился во Флоренции в 1445 году. Свою тему Боттичелли развертывает по меньшей мере в семи эпизодах, семь раз повторяя фигуру Моисея. Филиппино — великолепный портретист. Гибнет все, что любил художник.
Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции. Главный мотив, объединяющий композицию, – сострадание, охватившее живых свидетелей казни Христа. Еще одним общественным заказом — художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория.
Но чаще у Боттичелли мы встретим мифологическую символику — античную или средневековую. С одной стороны, она строго центральна и симметрична, с другой стороны, движение идет справа налево, мимо зрителя. Вместе с тем хотелось бы обратить внимание на своеобразный принцип композиции, который Боттичелли применяет в аллегории «Клевета» и который делается излюбленным приемом живописцев «второй готики».
В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса. Была принята демократическая конституция.
Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов. Строго говоря, весь цикл был заказан в 1469 году Пьеро дель Поллайоло, а среди претендентов на столь престижный заказ был даже Верроккио.
Я имею в виду Пьеро ди Козимо. И он рассказал, что когда-то, очень давно, он очень любил эту девушку, но она причинила ему много горя, так что от ее жестокости и надменности он убил себя. Лицо Симонетты несколько грустно, но спокойно, глаза задумчивы и смотрят вдаль.
Двое его друзей (братья Марк и Маркеллин) были осуждены на смерть за веру в Христа. Особенно это относится к замечательной картине «Явление богоматери святому Бернарду», написанной около 1486 года и хранящейся в Бадии во Флоренции. Во время посещения своей статуи Микеланджело изображая постороннего, наблюдал за тем, как реагируют на его произведение искусства наблюдатели. Но они иначе реагировали на него в своем искусстве, чем Боттичелли. Очень часто этот принцип полярной симметрии проведен не только в горизонтальном, но и в вертикальном направлении.
Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много живейших и прекраснейших картин (Вазари). В духе художника происходит настоящее перерождение. Нарастание беспокойства и динамики видим также в «Благовещении» из Сан Джиминьяно. Всадник закричал:Не мешай мне, Настаджио.
В «Рождении Венеры» Боттичелли заимствует тематическую канву из поэмы Полициано, где описывается прибытие Венеры, рожденной из морской пены, на остров Киферу. ". Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли.
В его руках жертвенная чаша и кропило. Слышавшие Себастьяна увидели семь ангелов и Юношу, который благословил Себастьяна и сказал: «Ты всегда будешь со Мною». Себастьяна арестовали и допросили, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами. Однако, за внешним совершенством этих произведений личность Боттичелли ощутима уже далеко не так, как прежде. Об этом свидетельствует «Поклонение волхвов», теперь находящееся в Уффици.
Её лицо могло бы нам что-то разъяснить, но лица-то как раз и не видно. Иосиф изображён с терновым венком в руке. Начинает последний период творчества Боттичелли знаменитая «Пьета» (Плач над телом Христовым), написанная в 1490-е годы и теперь находящаяся в галерее Польди-Пеццоли в Милане.
Он был похоронен близ церкви Оньиссанти, на церковном кладбище. С. Боттичелли «Покинутая» (ок. Аналогичную задачу ставил перед собой и Леонардо да Винче.
Если живопись Боттичелли основана главным образом на эмоциональности линий, то Пьеро ди Козимо стремится извлечь эмоциональное воздействие из света и колорита. XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию.
Если пейзаж картины «Венера и Марс» дышит счастливой идиллией, то в пейзаже к «Смерти Прокриды» соответственно теме отражается настроение трагического одиночества. Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. Затем период безмятежной полноты чувств: «Марс и Венера», «Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр», «Мадонна со св. Иоанном Крестителем и св. Иоанном Евангелистом». И в его живописи эмоциональное начало играет господствующую роль. Но какое различие по существу художественного замысла. Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера.
Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо — сыновей брата Пьеро Подагрика. Иногда эта символика имеет даже актуальный политический оттенок: так, в картине «Паллада и кентавр» кентавр воплощает дух распри, раздора, а в укрощении кентавра надо видеть намек на ликвидацию Лоренцо Великолепным внутренних распрей во Флоренции. В иллюстрациях к «Раю» Боттичелли уже отказывается от точного сопровождения текста и воплощает в своих рисунках те моменты и переживания, которые в поэме непосредственно не описаны и которые можно прочитать только между строк.
Пьеро, рассказывает Вазари изготовил ее тайно от всех в зале папы и ее увидели только тогда, когда она появилась, украшенная белыми скелетами и крестами и влекомая черными буйволами. И тут он подслушал оживленный спор двух зевак, которые отрицали авторство Буонарроти.
У Боттичелли ваза с виноградом также всецело поглощает внимание персонажей. В 1467 году Фра Филиппо отправился в Сполето, где вскоре и умер, а Боттичелли, по-прежнему желая утолить свою жажду знаний, стал искать среди высших художественных достижений эпохи иной источник. Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование.
Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса. И совсем иначе обстоит дело, когда центр тяжести — на аллегории, символическом намеке иносказании, настроении, эмоциональном выражении. Например, мифологические картины (Афина Паллада и Кентавр, 1482 Венера и Марс, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков. Теперь уже можно уяснить себе, что такое композиция детали. Но, в сущности говоря, это зрелище не было ни странным, ни новым. Она обретёт всемирную славу после того, как в 1508-1512 гг.
Но даже среди этого обилия шедевров Пьета Микеланджело занимает особое место. Оплодотворяющий Зефир соединяется с Флорой, порождая Примаверу (Весну) символ живительных сил Природы. Во всяком случае, после этой казни Боттичелли больше не рисовал обнажённых женщин. Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения.
Удивительная картина, создает атмосферу мечтательности, светлой грусти. Таким прозвищем наградил его старший брат Джованни, вероятно за внешние качества, но впоследствии прозвище превратилось в некий знак качества.
Легенда рассказывает о пребывании апостола Филиппа в Скифии. Заказы его были весьма многочисленны. Мастерская Липпи находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось). Использован уникальный для эпохи Возрождения прием: в доске сделана круглая ниша, куда вставлена пастилья – вылепленная из гипса и покрытая золотой краской копия медали, отлитой в честь Козимо Медичи около 1465 г. Новаторство художника заключается в том, что он изобразил юношу почти в фас (раньше изображали погрудно строго в профиль), с отчётливо выписанными руками (этого ранее не делалось) и с пейзажем на заднем плане (ранее фон был нейтральным). Навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини украшенное цветами покрывало. На самой картине мы видим мёртвого Христа в окружении родных и близких, прощающихся с ним. К росписи этой капеллы, выстроенной по идее папы Сикста IV и которая впоследствии сделалась ареной деятельности Микеланджело, наряду с выдающимися умбрийскими мастерами (Перуджино, Пинтуриккьо и Синьорелли) были привлечены три флорентийских живописца — Боттичелли, Гирландайо и Козимо Росселли.
Реставрация скульптуры потребовала времени более полугода. Сила переживания захватывает каждого из персонажей и объединяет их в патетическое целое. Иеронима дышит уверенностью и достоинством. С одной стороны, это сложившаяся в окружении Медичи гуманистическая культура с ее рыцарскими и языческими мотивами с другой – реформаторский и аскетический дух Савонаролы, для которого христианство определяло не только его личную этику, но и принципы гражданской и политической жизни, так что деятельность этого "Христа, царя флорентийского" (надпись, которую приверженцы Савонаролы хотели сделать над входом в Палаццо делла Синьория) выступала полной противоположностью великолепному и тираническому правлению Медичи. То же самое относится и к отдельным фигурам, к отдельным головам у Филиппино Липпи. Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли. Из-под красной шапочки выпущены обрамляющие лицо прекрасные вьющиеся волосы.
Картины История Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и История Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. Так возникла в начале девяностых годов аллегория «Клевета», картина, которую Боттичелли, по словам Вазари, подарил своему другу, флорентийскому дворянину Антонио Сеньи и которая теперь находится в галерее Уффици. Но оно приняло у Филиппино несколько иные, более телесные и более динамические формы. Иоанн, автор Евангелия, Посланий и Апокалипсиса изображенный с поднятой вверх раскрытой книгой (с пустыми страницами ибо он еще ждет слов Откровения), выступает в композиции фигурой, посредующей между созерцателями видения (Августином, Иеронимом, Элигием) и фантастическим коловращением ангелов вокруг радужной арки из херувимом и серафимов, окаймляющей сцену Коронования Марии. В ней Мария протягивает ребенку цветок крестоцвета – символ креста.
В этом смысле очень интересны его нимбы. Графический стиль Боттичелли совершенствуется по мере продвижения работы. Флоренция. Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище dei Popolani (Пополанской).
от Луки I: 46). Медленно сползает с материнских колен безжизненное тело Христа. В патетических проповедях обличалась тирания Медичи, развращенность папства, верхов флорентийского общества, погрязших в «языческом зле» проповеди были направлены также против упадка религии и нравственности, против гуманизма и «дьявольской» культуры Ренессанса.
Боттичелли — не единственная жертва конфликта эпохи. Пьеро ди Козимо родился в 1462 году, то есть на десять лет позднее Леонардо да Винчи и умер в 1521 году, пережив и Леонардо и Рафаэля и «золотой век» Высокого Ренессанса. Он тайно исповедовал христианство. Во второй картине, возможно, тоже есть портреты — но кто знает это. Вокруг центральной группы находятся Святые Пётр, Павел и Херонимус. Но их странность, если можно так сказать, не абстрактна, не абсолютна, а относительна. Только то, что художник полон чувств болезненной горечи, одиночества и пессимизма.
Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. Характерно, что фрески Филиппино в Санта Мария Новелла заслужили самый восторженный отзыв Вазари, типичного представителя маньеризма, в своих воззрениях и в своем творчестве порвавшего с традициями Высокого Ренессанса. Младенец смотрит на богоматерь.
Дело в том, что в германских землях, начиная с XIV-XV вв., было широко распространено почитание 7 скорбей Девы Марии (цифры разнились: могло быть и 5 по числу ран Христа и 9 и 15 и даже 21 скорбь): при словах Симеона о будущих страданиях при бегстве в Египет скорбь в течение трех дней исчезновения Иисуса во время путешествия в Иерусалим во время Крестного пути при Распятии при снятии с Креста при погребении. Царство Венеры изображено в виде цветущей лужайки, окруженной апельсиновыми деревьями. После смерти Савонаролы, Боттичелли впадает в отчаяние. Запечатлены три эпизода из Евангелия – искушение Христа – в верхней части фрески.
Уже в этой композиции, в ее вертикальном нагромождении, в ее плоскостном характере ясно чувствуется, как наряду с религиозным пафосом усиливается элемент архаизации в творчестве Боттичелли. И там и здесь мы имеем дело с фантастическим, воображаемым, экспрессивным портретом. Он начинает действительно чувствовать, мыслить и видеть, как средневековый иконописец. Афродиты. В одном из писем Микеланджело пишет, что ему даже грозили смертью. Галерея Уффици (Флоренция)На картине изображена поляна в апельсиновом саду, вся усеянная цветами.
В то же время, здесь ощущается некоторый отход от совершенства пропорций (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. В таком случае ее содержание близко содержанию картины Венера и Марс. Лучшая из них изображает «Юность Моисея» (опять-таки очень редкая тема). В произведениях последних десяти лет жизни мастера (Боттичелли умер в 1510 году) формальная упрощенность его концепции приводит к почти полному отказу от живописных завоеваний кватроченто. Оплакивание Христа. Филиппино написал эту картину в 1496 году по заказу монахов монастыря Сан Донато близ Флоренции взамен того знаменитого «Поклонения волхвов», которое пятнадцатью годами раньше было заказано Леонардо да Винчи, осталось незаконченным и теперь тоже хранится в Уффици. Работа эта получилась достойной наивысшей похвалы ибо на лице этого святого он выразил ту глубину, остроту и тонкость мысли, которая свойственна лицам исполненным премудрости. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино дел ла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску Благовещение (Флоренция, Уффици).
Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици). Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа. Здесь живопись Пьеро ди Козимо более всего напоминает Боттичелли. Кто она, эта женщина. Фра Филипп мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли.
С. Боттичелли «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего» (ок. Если классическое искусство олицетворяло бы музыку в виде мощного, сплошного нарастания мелодии, то в концепции Филиппино музыка представляется в виде брызгающей каскадами колоратуры.
Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов. Прозрачные одежды обнажают тонкие изгибающиеся тела. Их условно можно разделить на философские, мифологические, религиозные исторические и экзотические. Около 1485 г. Боттичелли создаёт другое известное полотно «Рождение Венеры». 1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и ангелами (1465-1467, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио.
С. Боттичелли «Оплакивание Христа» (1495)Три Марии и Иоанн Богослов склонились в горе над безжизненным телом Христа. Боттичелли отрекается от всей своей предшествующей деятельности, от своих излюбленных тем и приемов и стремится удовлетворить требованиям, предъявленным суровым монахом к искусству: отказу от изображения обнаженного тела, от использования живых моделей, от пышных одежд, даже от писания портретов. Тело поддерживают Мария и Иоанн. Эту же картину Боттичелли написал в память умершего в 1494г. Перед нами довольно разные оценки.
Таково, например, «Рождество Христово», написанное, вероятно, в 1500 или 1501 году и хранящееся в лондонской Национальной галерее. Читайте в статье «Олимпийские боги»). Учёные подсчитали, что, если обе фигуры встанут, то Иисус будет ростом 1, 75 м, а Мария – 2, 04 м. На перевязи идущей через левое плечо Мадонны, Микеланджело в первый и последний раз вырезал надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец исполнил». Когда он уснул, она острым мечом отрубила ему голову, спокойно прошла мимо спящих воинов и вернулась в спасённый родной город. Диптих состоит из 2 картин: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна». Именно сцену возвращения Юдифи изображает Ботичелли на этой картине.
Но его искусство стремится не к прямому, а к косвенному содержанию. Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла. В первой фреске, помещенной как раз напротив папского трона, Боттичелли главную тему — «Искушение Христа» — дает в мелких эпизодах на заднем плане, на передний же план выдвигает второстепенный сюжет Нового завета — «Очистительную жертву прокаженного», подчеркивая ее символическое значение. Во второй фреске Филиппино изображает «Святого Филиппа, заклинающего демона».
Боттичелли один из самых содержательных, поэтически и идейно насыщенных художников. Красноречивым примером резкой оппозиции к классическому стилю может служить также «Аллегория музыки» из Берлинских музеев. Внушение Савонаролы было так велико, что, по словам Вазари, в костер, на котором Савонарола хотел подвергнуть сожжению все предметы роскоши (музыкальные инструменты, театральный реквизит), Боттичелли самолично бросил некоторые свои картины.
С картины смотрит приятное и открытое молодое лицо. И так каждый день, в одно и то же время.
С. Боттичелли «Весна» (1482). Но есть и очень важное отличие. Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1474–1475, Уффици).
Умирающую Прокриду находит фавн, а у ее ног сидит черный Лелапс, ее верный пес. В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (рим. Написанная в конце семидесятых годов для украшения виллы Медичи (по стихотворению Полициано «Турнир»), она находится теперь в галерее Уффици. Вазари рассказывает с легкой усмешкой и о других странностях Пьеро ди Козимо. Это один из самых эмоциональных и лиричных художников Возрождения. Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино.
В реставрации картина нуждалась уже с 1830 года (когда она находилась в Академии и ее реставрировал Аччайи) и вплоть до 1921 года, когда ею занялся Фабрицио Лукарини, полностью переписавший зеленое одеяние ангела слева. Наконец, о том, как Пьеро любил свой запущенный сад и никому не позволял наводить в нем порядок. Это обстоятельство нужно принять во внимание. Весь день они простояли у креста, наблюдая его муки и смерть.
О том, как Пьеро боялся грозы, как при первых ударах грома закрывал окна и двери, кутался в плащ и садился в угол. Благовещение – благая весть – неожиданна и сказочна для Марии, как и само появление перед ней крылатого ангела. Возрождение. Один из них отстаивал версию, что это мог высечь в камне только миланский скульптор Гоббо.
Здесь Боттичелли избегает всяких указаний на реальность пространства и фигур и дает как бы только сокращенные оптические символы — например, впечатление полета Беатриче и Данте усилено очертаниями тонких деревьев, гнущихся от ветра (наперекор природе) в обратную сторону. Особенно ярким примером этого аскетического и в то же время мистически-экзальтированного стиля Боттичелли, его спиритуалистической экспрессии могут служить его рисунки к «Божественной комедии». Дай мне исполнить то, что заслужила эта женщина. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни). Считается, что Боттичелли был поклонником Савонаролы, призывавшего к аскетизму.
Из архаизатора он обращается в настоящего архаика. Боттичелли написал на стенах Сикстинской капеллы три фрески на темы Ветхого и Нового завета.
203 x 314 см. Сандро Боттичелли. В созданных Сандро Боттичелли картинах на античные и аллегорические темы («Весна», около 1477 – 78, «Рождение Венеры», около 1483 – 84, «Паллада и кентавр», около 1485, – все в галерее Уффици, Флоренция) поэтически обобщённые чувственные языческие образы проникнуты возвышенной одухотворённостью.
Ревнивая Прокрида выслеживает во время охоты своего возлюбленного Кефала. Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве. Вскоре последовал новый заказ – на изготовление "Скорбящей Мадонны". За спиной Мадонны находятся пять ангелов, стоящих тесно прижавшись друг к другу.
Вместе с тем живопись Боттичелли становится все более бестелесной и архаичной. Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям искренняя потребность в обновлении, стремление опять обрести прочные истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года – в праздник Спасителя и день изгнания Медичи. В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Абирона, Исцеление прокаженного и искушение Христа) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик.
Все происходящее носит характер беспокойства, мрачного отчаяния. Или в другой иллюстрации к «Раю» — языки пламени, ослепляющие Данте, показаны отвлеченным орнаментом на белой поверхности пергамента различие между телесным существом Данте и астральным существом Беатриче выражено исключительно различиями штриха, сплошного в одном случае и прерывистого, вибрирующего в другом. 1475). В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици).
Одним из самых ярких произведением Боттичелли является "Алтарь Сан Марко" ("Коронование Марии с ангелами, Евангелистом Иоанном и Святыми Августином, Иеронимом и Элигием"), написанный около 1488-1490 годов для принадлежащей ювелирам капеллы в церкви Сан Марко. В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми. Варнавы. И пока на городских площадях сжигали "суету" (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередь те самые чувствительные искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо. Темой этого карнавала была колесница Смерти.
Свою веру он пронёс терпеливо и покорно через все страдания. Так, в 1458 году Мариано Филипепи указал что у него четыре сына Джованни, Антонио, Симоне и тринадцатилетний Сандро и добавил, что Сандро учится читать, мальчик он болезненный. «Покинутая» так многозначна, что истинный смысл ее шире любого определенного сюжета. Но та степень архаизации, которую мастер применяет в миланской «Пьете», кажется ему недостаточной.
Ботичелли, попавший под сильное влияние Савонаролы, своими руками бросил несколько своих работ в так называемые «костры покаяния». Большое произведение Боттичелли— «Венчание Богоматери» (1490 г. ) проникнуто уже иным духом. Здесь сказывается все большая тенденция к архаизации. Иное впечатление мы получаем от фресок Боттичелли. Настоящие имя и фамилия: Алессандро ди Мариано Филипепи.
У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие губы. Обнажённая богиня плывет к берегу в створке раковины, подгоняемая ветром. Исследователи идентифицируют его с картиной «Мадонна с гранатом». Лицо "Мадонны Магнификат" отмечено всеми качествами, входившими в культивируемый Боттичелли идеал красоты. Линии ясны и в то же время текуче-нежны.
Мария Магдалина обнимает ноги, а Мария, мать Иакова Младшего, голову Христа. Галерея Уффици.