Вскоре после возвращения Поля Гогена в Париж вспыхнул Панамский скандал – открылись колоссальные злоупотребления в правлении компании, взяточничество, расхищение средств, в результате чего простые пайщики обанкротившейся компании оказались разорены. Главные герои его картин – женщины, природа и цвет. Яркие чистые краски на таитянских картинах Гогена этого периода пылают, переливаются, сочетаются как мозаика и оставляют впечатление панно или восточного ковра.
Эйфель (1832 – 1923). Кто мы. Но жизнь шла. Именно здесь в очень тяжелое для себя время Гоген написал картину «Откуда мы пришли.
В 1900 г. Гоген узнал о смерти своего старшего сына. Но вот следующий удар. От Пагуры, женщины, с которой он жил здесь – родился сын. В 1898 г. художник совершил попытку самоубийства и попал в больницу. Внутреннее разложение и ложь, которые вскрылись во французском обществе в это время, а также непризнание в этом обществе творчества П. Гогена, вероятно, заставляли его все чаще задумываться о своем отъезде в тропики.
Самые известные картины – «Таитянские пасторали», «Дух мертвых бодрствует», «Беседа», «А, ты ревнуешь. », – написаны в этот период. Остров художника Поля Гогена развил в нем врожденное чувство колориста. На этот раз он построил дом и ателье в пригороде Папаэте – в Пунауйя (Punaauia). Второе путешествие Поля Гогена на Таити состоялось в 1896 г., ведь деньги закончились, а картины не продавались. Куда мы идем. » (1897 – 1898 гг. ).