Ориенталистика — востоковедение совокупность научных дисциплин изучающих историю, экономику, языки, литературу искусство, религию, философию, этнографию стран Востока подразделяется на арабистику индологию, китаеведение (синологию) и другие региональные отрасли. При этом они воодушевляли одновременно и профессионалов и общественность надеждой на то, что хотя бы в некоторых сферах ориенталистики русские учёные реально выйдут на первое место. Востоковедение (ориенталистика)— совокупность научных дисциплин изучающих историю, экономику, литературу, языки искусство, религию, философию, этнографию, памятники материальной и духовной культуры стран Востока.
Глинки, фантазия для фортепиано «Исламей» Балакирева). Мири на конгрессе в Казани был посвящен вкладу европейской ориенталистики (востоковедения) в конструирование европейскими державами колониального Востока. Книга Э. Саида произвела эффект разорвавшейся бомбы на Западе, однако в России была встречена более чем сдержанно. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Жомара (тома 1-20, 1809-1822 годы).
Гро, Э. Делакруа, Т. Жерико, А. Л. Изначальный конфликт между Востоком и Западом был впервые выражен в христианской теологии, критически относившейся к притязаниям на откровение со стороны иудаизма и ислама, которые получили определение «ложных» религий.
Как и целый ряд других сюжетов новой и новейшей истории (например, этнические чистки, депортации целых народов и Холокост), ориентализм остается очень эмоциональной и болезненной, а в некоторых областях и табуированной темой исследований. Мир сложен, помимо черно-белой градации в нем существует масса полутонов и его нельзя так категорически делить на «черное» и «белое», «плохое» и «хорошее», как это – наверняка из лучших побуждений. Из семантических связей в тексте становится ясно, что речь о требовательном преподавателе.
Ханта, Ф. М. Эта тема определяет четвертый раздел сборника. Лермонтова), у художников «Голубой розы» и др.
Эмерсона, Г. Д. В последние десятилетия наметилась тенденция переосмысления основ науки о Востоке. Речь ведется не о морском судне или командующем штабе, а о гаджете из ТОПовой линейки, который заинтересовал покупателей лучшей камерой, с n-ым разрешением мегапикселей, продвинутыми опциями и прочими наворотами. Объектом исследования большинства авторов сборника служат мусульмане – население регионов, традиционно исповедующих ислам и мигранты, а также изучавшие их востоковеды эпохи колониальных империй и последовавшего за ней в России советского периода.
Большой вклад в развитие Ориентализма во Франции внесло иллюстрированное издание «Описание Египта» («Description de lEgypte») Э. Ф. 1917-1967. Толстого идеями буддизма.
В 1978г. Саид весьма ярко и убедительно продемонстрировал, что знание о Востоке (научное, художественное изобразительное и т. д. ), последние столетия формировавшееся в европейских странах, никогда не было нейтральным по отношению к практике завоевания и подавления, которую Европа осуществляла во взаимоотношениях с «неевропейскими» (прежде всего восточными) культурами и территориями. К «Востоку» композиторы обращались в основном начиная с барокко (опера-балет «Галантные Индии» Ж. Ф. Жуковского. Лермонтова: поэмы «Черкесы», «Кавказский пленник» (обе 1828), «Измаил-Бей» (1832), «Аул Бастунджи» (1833 – 34), «Хаджи Абрек» (1835), «Демон» (1829-1839 годы) проза – «Ашик-Кериб (Турецкая сказка)» (1837).
Русское понятие «востоковедение» подразумевает некий вид знания о Востоке. К сожалению, всех этих, порою банальных истин С. Дж. Колониальная тематика в российской историографии по-прежнему табуирована, причем особенно в бывших колониальных окраинах империи, а ныне регионах Российской Федерации. Критики ориентализма утверждали, что различие между Востоком и Западом является произвольным и что установки в отношении «чужаков» обычно основаны на предубеждении и стереотипах игнорирующих исторические и региональные различия. критика Эдварда Сайда (Ориентализм, 1978), зап. Особенно значительный размах получило китаеведение, что было граничит с китайской революцией, политическими успехами китайских коммунистов и необходимостью для советского правительства (и Коминтерна) разбираться в китайских реалиях.
Чайковского. А журнал «Проблемы востоковедения» получил новое название: «Народы Азии и Африки». В целом окончание на «-изм» говорит о связи понятия с идеологической конструкцией, которая навязана дисциплинарному способу классификации, а значит, востоковедение сродни социализму, либерализму, коммунизму и другим идейным течениям.
Более широко ориентализм стал использоваться в период развития империализма в XIX в. при обосновании необходимости колониального заселения. Дань Ориентализму отдали: Дж. Дуровой. Бестужева «Утбалла» (1837), «Джеллаледин» (1838) Е. А. всвет вышла книга американского исследователя палестинского происхождения Эдварда Саида «Ориентализм», главный тезис который заключается в том, что академическая ориенталистика, помимо своей научной функции, долго обслуживала интересы империализма, подводя солидную теоретическую базу под оправдание экспансионистской политики, проводимой западными сверхдержавами на Ближнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе и внушая неискушенному обывателю страх перед «чужими», которые обязательно должны оказаться агрессивными врагами раз и навсегда установленного миропорядка.
Заметный след во французской ориенталистике оставило «Путешествие на Восток» (1851) Ж. де Нерваля. С т. зр. Тема эта уже очень давно и плодотворно исследуется за рубежом, начиная с выхода в 1978г. Будучи в глазах «Запада» Востоком, они в силу своего географического положения и исторических традиций демонстрировали разные варианты восприятия политического, социокультурного и управленческого поведения в отношении азиатских народов. Тема эта уже очень давно и плодотворно исследуется за рубежом, начиная с выхода в 1978г. Почему.
Ильминский. Ильминский. Ильминский. Доклад С. Дж. Сенковского («Витязь буланого коня», 1824, «Бедуинка», 1828 и др. ), восходящие к арабским источникам этнографические повести «Киргиз-кайсак» (1830) В. А.
Как известно, Саид построил свой «Ориентализм» преимущественно на британских и французских колониальных примерах. В 1818 году состоялось открытие восточных кафедр в Главном педагогическом институте в 1825 году стал выходить журнал «Азиатский вестник». также Восточный деспотизм Азиатский способ производства Гидравлическое общество. Сильвестра де Саси (1806). Пристальный интерес к Востоку характерен для американских трансценденталистов Р. У. Академическое изучение Востока, который определялся по-разному — Ближний Восток, Дальний Восток или Азия (в большинстве случаев).
Место для конгресса было избрано весьма символично. Миссионеры создали первые словари и грамматики тамили, малаялам, телугу, китайского и японского языков изучали и описывали местные обычаи (чтобы обеспечить успех своей деятельности) и познакомили с ними европейских читателей. Бунина, Н. С.
Саид с горечью отмечает: варабском мире не было ни одного крупного журнала по арабистике. Т. 5: Очерки по истории русской арабистики Historical writing on the peoples of Asia. Ключевыми понятиями статей настоящего сборника являются: ориенталистика (востоковедение), ориентализм, сконструированный последним Восток, а также образы «Другого» или «Чужого». Лексический запас регулярно пополняют новые определения. Жироде-Триозона, А. Г. К сожалению, всех этих, порою банальных истин С. Дж.
Саид весьма ярко и убедительно продемонстрировал, что знание о Востоке (научное, художественное изобразительное и т. д. ), последние столетия формировавшееся в европейских странах, никогда не было нейтральным по отношению к практике завоевания и подавления, которую Европа осуществляла во взаимоотношениях с «неевропейскими» (прежде всего восточными) культурами и территориями. М., 1970 Бартольд В. В. История изучения Востока в Европе и России // Бартольд В. В. Соч. де Кребийона в том же русле – галантно-эротический роман «Нескромные сокровища» Д. Дидро (1748). После войны логика развития науки стала проявляться более явно. Orientalism) как дискурсом, охарактеризованным Э. Саидом и научной дисциплиной во многом немецкого академического происхождения (Orientology). Подолинский, А. И.
Врубеля к произведениям М. Ю. «Восточные» поэмы Байрона послужили образцом для «южных» поэм А. С. Глубоким постижением чужой культуры отмечен пушкинский цикл «Подражания Корану» (1824) восточные мотивы присутствуют в стихотворениях «Фонтану Бахчисарайского дворца», «Виноград», «О дева-роза, я в оковах» (все 1824) и др. Саида. Поленова и др. ).
В середине XIX века к ней обращается А. А. Лиотара, А. де Фавре, живших в Турции и писавших, помимо сцен из «восточной жизни», портреты «а ля тюркери» изображавшие европейских аристократов в соответствующих костюмах и антураже. М., 1977 Историография стран Востока (проблемы нового времени). Поло) и паломников («Путешествие во Святую Землю» Л. ди Никколо Фрескобальди, «Путешествие на гору Синайскую» С. Сиголи, «Путешествие ко Святым Местам» Дж. Хаггарда). В целом окончание на «-изм» говорит о связи понятия с идеологической конструкцией, которая навязана дисциплинарному способу классификации, а значит, востоковедение сродни социализму, либерализму, коммунизму и другим идейным течениям.
Ориентализм также часто сравнивают с экзотикой. Верди), половецкая («Князь Игорь» А. П. Бородина), японская и китайская («Чио-Чио-сан», «Турандот» Дж. На английский язык его переводят как Oriental studies или Orientology. Мири на конгрессе в Казани был посвящен вкладу европейской ориенталистики (востоковедения) в конструирование европейскими державами колониального Востока. Исследование некоторых стран Востока ещё не обрело собственной традиции. По удачному выражению американского историка Р. Джераси, Казань служила для России «окном на Восток», прежде всего в собственный Восток окраин империи.
Несмотря на процесс деколонизации азиатских и ближневосточных обществ, который имел место в ХХ в., ориентализм по-прежнему способствует тому, что «чужаки» («outsiders»), например, последователи ислама, воспринимаются как странные («другие»). В Европу было вывезено большое количество исторических, философских, религиозных, естественнонаучных, художественных памятников письменности (рукописей и ксилографов). Ее выпустил Институт гуманитарных исследований и культурологии в Лондоне. Orientalism) как дискурсом, охарактеризованным Э. Саидом и научной дисциплиной во многом немецкого академического происхождения (Orientology). В 1716 году впервые на русском языке вышел полный текст Корана (с французского перевода 1647 года) тот же французский источник – в основе перевода Корана, выполненного М. И.
В Казани начинал свою деятельность один из зачинателей академической школы петербургской ориенталистики и исламоведения Мирза-Мухаммад Казем-бек (родом из иранского Азербайджана). Тема ориентализма рассматривалась в упомянутой выше монографии Джераси. Само понятие «ориентализм», приобретшее в современных академических кругах после Саида чуть ли не позорную коннотацию, немецкого происхождения. Общий запас лексики (от греч. В современной социальной науке можно выделить несколько трактовок этого понятия. Блока, В. Я.
Доклад С. Дж. В этом участвовали и востоковедческие кадры независимых стран постсоветского пространства, выросшие на почве российской научной школы. В отечественном востоковедении, особенно в годы «холодной войны», недостаточные возможности полевых исследований в известной степени компенсировались высоким уровнем теоретических обобщений, стремлением выявить связь национальных и региональных явлений и процессов с мировыми. Доклад С. Дж. Востоковедение (ориенталистика)– некогда уважаемая и уважающая себя наука, гордившаяся тем, что бескорыстно трудится в трудных условиях изучая неевропейский мир с тем, чтобы открыть культуру и историю этих народов опять же всему миру, – вдруг была обвинена в том, что она – наука колониальная, обслуживающая интересы западных колонизаторов, работающая вовсе не для изучаемых народов, а для европейцев, пронизанная европоцентризмом и презрительным отношением к туземцам, т. е. Эти и другие темы служат предметом изучения статей настоящей книги.
Саидом и его последователями. В этих работах понятие «Восток» имеет не чисто географическое значение, а обозначает целый ряд предположений и социальных стереотипов об отсталости и невежестве народов, населяющих эти территории, по сравнению с европейской частью страны и с Европой вообще. Он, напротив, понимает «Другого» как «непохожего», «чужого». Русское понятие «востоковедение» подразумевает некий вид знания о Востоке. Основной довод в данном случае заключался в том, что коренные народы неспособны к социальному развитию.
Увлечение Востоком ярко проявилось и в декоративно-прикладном искусстве: в частности, в моду входят новые формы мебели (оттоманка, кушетка), курильницы, элементы костюма (халат, тюрбан как женский головной убор и феска как мужской). Кордье и др. ).
книга О. Джерсилда «Ориентализм и империя» про опыт изучения и покорения империей Кавказского края, в первую очередь на территории сконструированной империей Грузии и пограничных с ней мусульманских земель региона. Примеры «Других», представленные в данной книге, довольно многообразны. В отличие от Западной Европы, для которой Восток был далёкой экзотикой, Россия, осознававшая себя связующим звеном между Востоком и Западом, страной евро-азиатской, остановившей татар «на самом краю Европы» (А. С. Биобиблиографический словарь востоковедов – жертв политического террора в советский период (1917-1991). Верне), непривычные для европейского глаза мотивы (пейзажи пустынь исламская архитектура).
Основные средства, которыми композиторы пользуются для создания ориентального колорита: в мелодике – орнаментика, виртуозная колоратура (партия Шемаханской царицы в опере «Золотой петушок» Римского-Корсакова), в гармонии – модализмы («Два еврея» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. П. Vol. востоковедение) (Orientalism), наука изучающая историю, экономику, языки, лит-ру, этнографию иск-во, религию, философию стран Востока. Пиранези, Ю. Робера, Э. Л. Цитирование подлинных народных мелодий в условиях романтической гармонии также иногда использовалось для создания общего ориентального колорита (Персидский хор в опере «Руслан и Людмила» М. И.
В XX веке культура Индии и Китая оказала глубокое воздействие на творчество Г. Гессе Китай сыграл важную роль в творчестве Э. Паунда театр Востока имел определяющее влияние на формирование эстетической концепции А. Арто (статья «О балийском театре», 1931). Исследования в этой области продолжаются. Востоковедение не только откликалось на «социальный заказ», но и пользовалось возможностями, появившимися в период господства европейцев в странах Азии.
3. К ориентализму, благодаря этнографическим реалиям относят и следование североафриканским образцам (Магриб, к которому принадлежат все североафриканские страны западнее Египта, для арабского мира — Запад, по определению). Еще вариант: «Флагманский смартфон Samsung стал лидером продаж в России». Убеждённость в том, что в скором времени предстоит «строить социализм» во всех странах и что в этом строительстве ведущую роль будут играть советские специалисты, обеспечила значительное финансирование изучения всё большего числа восточных языков, экономики, аграрных отношений и ряда других проблем.
Власть так долго давила нас (востоковедов. – В. Б. ), что нечего напоминать нам сегодня про зажравшихся зарубежных ориенталистов». Одним из примеров ориентализма могут быть направления в живописи с использованием тематики, символики, мотивов, скажем, Ближнего Востока или Китая (шинуазри). Западный стиль господства, обладания властью и ее реконструкции на Востоке, (Сэйд, 1978 определения 1 и 2 взяты из того же источника). Сущность ориентализма сводилась, во-первых, к созданию расового мифа о «ленивых аборигенах», неспособных к эффективной работе за заработную плату, во-вторых, к утверждению о том, что восточные общества находятся в состоянии стагнации из-за отсутствия такого динамичного механизм социального изменения, как обладающая собственностью буржуазия и, в-третьих, к требованию, согласно которому модернизация должна быть навязана этим обществам посредством имперского правления.
Отношение к Востоку как к объекту манипулирования преобладало в период холодной войны, когда оба лагеря хотели использовать национальные чувства и национальные движения против соперника, при этом не замечая (закрывая глаза на то), что на самом деле страны третьего мира использовали соперничество великих держав в своих интересах. Бернарден де Сен-Пьер (повесть «Индийская хижина», 1791). По удачному выражению американского историка Р. Джераси, Казань служила для России «окном на Восток», прежде всего в собственный Восток окраин империи. Одним из постулатов ориентализма Саид верно называет извечный страх перед «восточной опасностью», все равно – желтой ли, китайской или зеленой и черной исламской.
Лексика и языковой стиль изменяются в соответствии с духом времени. Саблуков, организатор русско-татарских школ и разработчик алфавитов для российских мусульман Н. И. Между тем, в XIX в. так называли классическое востоковедение, ориентированное на восточную филологию и изучение восточных рукописных памятников, весьма уважаемую в университетских и академических кругах дисциплину (которую, однако, Э. Саид определил как важную составляющую классического лингвистического ориентализма колониальной эпохи). палестинского лит. Есенина, В. Хлебникова и др.
Востоковедение, выросшее из практических потребностей миссионеров, торговцев и администраторов, не потеряло прикладного характера до сих пор. Иванова, С. А. (в основном с западно-европейских языков-посредников). Первенство в изучении культур стран Востока принадлежит паломникам и миссионерам.
Orientalism, postmodernism and globalism. Место для конгресса было избрано весьма символично. Конечно, спор о терминологии не всегда представляет серьезный научный интерес. Ф. Льюиса, Л. Альма-Тадемы и др. ), также рынки, образы бедуинов и янычар (картины Э. Ж. О. Пуччини). Крылова (1792).
Этот период успело застать поколение ваших родителей. Ориентализм — определённая тенденция в проявлениях той или иной культурной традиции (литература, живопись исторические и этнографические концепции и т. д. ), опирающаяся по ряду признаков на экзотические относительно самой этой традиции особенности, свойственные восточному мировоззрению в тех или иных его формах. Наибольшее количество европейских путешественников в 17-18 века отправлялось в Индию. Пушкин). Торо, Т. Паркера и др. Контакты с араб, странами и Турцией с 12 по 18 в., а также интеллектуальная рев-ция эпохи Просвещения (18 в. ) побудили европейцев к систематическому изучению азиат, яз. Постепенно расширялся круг исследований, охватываемых понятием «востоковедение».
Подверглась серьёзной критике концепция рабовладения на Древнем Востоке, были выдвинуты несколько вариантов концепции «азиатского способа производства», дискутировались различные вопросы, связанные с понятием феодализма на Востоке. Сб. Анненского, К. Д.
Вероятно, потому, что не все выводы ученого можно считать бесспорными. частью превратившихся в поданных Британской империи, до российских «восточных инородцев» и «туземцев», включая так называемых сартов, под которыми Российская империя понимала завоеванное оседлое мусульманское население Туркестана.
Пушкина «Кавказский пленник» (1822) и «Бахчисарайский фонтан» (1824). Формирование востоковедения как науки. Между тем, в XIXв. Баха, русская пляска в «Московитах» Телемана). Н. И. Ни один из них Россией специально не занимался.
Путешественники, видевшие страны Востока «своими глазами», способствовали тому, что ещё до научного изучения создались стойкие, не преодолённые по сей день стереотипы об извечной неподвижности Востока, о господстве там деспотизма и фанатизма или же, напротив, о его исключительной «духовности», противостоящей «материалистичности» Запада. Кроме того, мы вдруг поняли, как ученым из разных регионов с колониальным и социалистическим прошлым трудно понять друг друга. Мири не удалось донести до сознания коллег в Казани. Т. 9 Историография стран Востока (проблемы феодализма).
Э. Саид сознательно использует именно этот термин – «ориентализм», а не «ориенталистика» ибо всякий «изм» нередко несет в себе негативное начало. Именно так с этого времени принято определять этот феномен в постколониальных исследованиях. Современное востоковедение. Ориентализм направлен на передачу различных национальных элементов, этнографических концепций, где-то даже экзотических проявлений той или иной страны.
ORIENTALISM) Ориентализм, по определению Э. Сэда (Said, 1978), — это академический дискурс с жесткой дихотомией Востока и Запада, в рамках которого вся динамика и все позитивные ценности приписываются западной цивилизации. Зарождение востоковедения. Vol.
Одоевский и др. Они условно представляют два типа.
Вот таким образом регулярно происходящие с 1873 года Международные конгрессы востоковедов с 1986 года переименованы в Международные конгрессы азиатских и североафриканских исследований (37-й конгресс состоялся в 2004 году в Москве). Понятие «Восток» для обозначения неевропейских народов Евразии появилось в Древней Греции и носило с самого начала негативный оттенок, являясь синонимом деспотизма, всеобщего рабства и угнетения. В Российской империи Казань была одним из центров ориенталистики: впервой половине XIXв. Байрон и Т. Мур (поэма «Лала Рук», 1817) в Англии, Ф. Рюккерт (сбориник «Газели», 1819-1822 годы) и А. фон Платен в Германии, А. Мицкевич (цикл «Крымские сонеты», 1826) в Польше, В. Гюго (сборник «Восточные мотивы», 1829) во Франции.
Заметное развитие получило изучение Древнего Востока, особенно египтология. классического исследования Эдварда В. Саида об ориентализме. Расширилась и проблематика востоковедения. Конрада (роман «Негр с "Нарцисса"», 1897) присутствует в произведениях П. Клоделя (стихотворения в прозе «Познание Востока», 1895-1900 годы), П. Лоти, приходит в массовую литературу (приключенческие романы Г. Р.
Значение 3 термина — предмет анализа Сэйда. В 1704-1714 годах во Франции в переводе А. Галлана вышли арабские сказки «1001 ночь», которые вызвали множество подражаний, наполненных экзотическими именами, названиями, картинами природы, быта и нравов: «1001 день» Ф. Пети де Лакруа (1710-1712 годы), «1001 четверть часа. Значителен вклад в становление востоковедения колониальных чиновников. В 1978 г. в свет вышла книга американского исследователя палестинского происхождения Эдварда Саида «Ориентализм», в которой автор убедительно доказывал, что рассматриваемая дисциплина, помимо своей чисто научной функции изначально обслуживает интересы империализма, подводя солидную теоретическую базу под оправдание экспансионистской политики, проводимой западными сверхдержавами на Ближнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Само понятие «ориентализм», приобретшее в современных академических кругах после Саида чуть ли не позорную коннотацию, немецкого происхождения.
так называли классическое востоковедение, ориентированное на восточную филологию и изучение восточных рукописных памятников, весьма уважаемую в университетских и академических кругах дисциплину (которую, однако, Э. Саид определил как важную составляющую классического лингвистического ориентализма колониальной эпохи). Как известно, Казань остается одним из древних исламских центров северной периферии мусульманского мира. в русском искусстве – у мастеров «Мира искусства» (прежде всего в оформлении спектаклей на «восточные» сюжеты»), также в книжной графике (например иллюстрации М. А. – делает Саид.
В 1763 году начинают переводиться сказки «1001 ночи», а также многочисленные подражания им, прежде всего – французские. Энгра, Т. Шассерио, Дж. Рамо, оркестровая сюита «Народы» Г. Ф.
Телемана и др. ). Они варьируют от «замиренных» (читай: покоренных), но не до конца поглощенных империями и потому не вполне натурализованных ими «туземцев» и «инородцев» великих европейских держав колониальной эпохи до не своих «Чужих», которыми империи колониальной эпохи так любили жонглировать, с легкостью меняясь населениями своих пограничных территорий, примером чему может служить горестная судьба так называемых черкесских мухаджиров, выброшенных с только что завоеванного Россией Кавказа и абсорбированных Османской империей, а после ее распада – национальными государствами Ближнего Востока и Балканского полуострова с этническими и конфессиональными меньшинствами. Ванмура, Ж. Э.
СПб., 2003. Карамзин помещает свой перевод (предположительно с немецкого языка) двух действий санскритской пьесы «Вновь узнанная Шакунтала» Калидасы. Значительное место тема Востока занимает в творчестве М. Ю. Гелетта и др.
Монтескьё (1721), философско-сатирические «восточные» повести Вольтера: «Мир как он есть или Видение Бабука», «Задиг или Судьба» (обе 1748), «Принцесса Вавилонская» (1768). В конце XVIII – начале XIX веков появляются «восточные» повести в духе Вольтера: «Золотой прут» М. М. В настоящее время их значительно больше, чем востоковедов из стран Европы и Америки. М., 1995.
Третий раздел посвящен проектам, которые власти колониальных держав разрабатывали совместно с ориенталистами для того, чтобы переварить в недрах империи своих «чужих», от бедуинов на границах Османской империи, после Арабского восстания 1916–1918гг. Мир сложен, помимо черно-белой градации в нем существует масса полутонов и его нельзя так категорически делить на «черное» и «белое», «плохое» и «хорошее», как это – наверняка из лучших побуждений. Гуччи, все XIV век). Гумилёва, В. И. В XVIII веке распространилась музыка alla turca («в турецком стиле») имитирующая в комическом виде звучание турецкого военного оркестра – с подчёркнуто маршевым ритмом, «примитивной» мелодикой и гармонией (хрестоматийный образец – Рондо alla turca из клавирной сонаты В. А.
Мусоргского), в оркестровке – эффект звучания экзотических инструментов (колокольчики, арфа, специфические тембры духовых и др. ), в фактуре – выдержанные звуки (органный пункт, педаль), разного рода остинато (Персидская пляска в опере «Хованщина» Мусоргского). Ориентализм как «способ мысли» был также «западным способом доминирования, реструктуризации и властвования над Востоком». Ориентализм, в своём роде, является направлением национального искусства. Ориентализм ориентирован на передачу красоты той или иной человеческой культуры. Мусульманский мир был в то время для них закрыт, дальневосточные государства (Китай, Корея, Япония) ограничили или запретили въезд иностранцев в свои страны. С началом проникновения на Восток европейских колонизаторов появились сочинения купцов и путешественников, сделавшие представления о нём более достоверными и рациональными.
Оказывается, ощущать свое колониальное прошлое по сей день очень болезненно и неприятно. В Российской империи Казань была одним из центров ориенталистики: впервой половине XIXв. К сожалению, всех этих, порою банальных истин С. Дж.
1-3 Gibb Н. А. R. Бальмонта, А. Белого, А. А.
сочинение М. Л., 1958. Как и целый ряд других сюжетов новой и новейшей истории (например, этнические чистки, депортации целых народов и Холокост), ориентализм остается очень эмоциональной и болезненной, а в некоторых областях и табуированной темой исследований. В любом случае выход настоящего сборника свидетельствует о том, что исследование ориенталистских сюжетов в социальных науках продолжается и что при всех региональных и временных нюансах ориентализм и понимание «Чужого» водной, отдельно взятой стране, не имеет исключительности и следует общей логике дискурса ориентализма. Однако очевидное не всегда оказывается правильным или хотя бы однозначным. Ориентальный антураж проникает во французский галантный роман в духе рококо: «Шумовка или Танзаи и Неадарне» («Lecumoire, ou Tanza et Neadarne», 1734, русский перевод 2006) К. П. Ж. Однако мн.
Апологетическое (Вольтер, Ф. Кенэ и др. ) пыталось найти на Востоке модель разумной организации общества и государства (высокая мораль, господство учёных, высокая степень социальной мобильности). Кроме того, ложное представление о российско-советской (и региональной) исключительности мешает сопоставить яркие первоисточники из России с аналогичными материалами из стран с колониальным, но не социалистическим прошлым. Наколько она удалась, судить читателям.
Важнее то, что долговременные контакты больших групп населения метрополий с колониями обеспечивали значительный общественный интерес к восточным странам и приток финансовых средств для исследований.
М., 1953-1963. Убедительно рисуя яркий образ «другого», ориентализм, по словам Саида, делает законными колониальные захваты и порабощение «неразвитых» народов, намеренно искажает облик цивилизаций, не укладывающихся в «правильные» рамки западных стандартов и внушает неискушенному обывателю страх перед «чужими», которые обязательно должны оказаться агрессивными врагами раз и навсегда установленного миропорядка. И если происхождение самой европейской геральдики раньше в той или иной степени всегда связывалось с Востоком, обуславливалось рядом факторов влияния, связанных с крестовыми походами и спецификой средиземноморской политики разных периодов, мореплавания, — то в настоящее время не только ставится под сомнение, но и отрицается вообще однако такое влияние очевидно— оно неоспоримо представлено не только значительной частью элементов гербов, — в эмблематике и символике, но, в ряде случаев, — стилистической направленностью герботворчества как такового, его изначальной иероглифической сущностью, оно самоочевидно присутствует в истоках терминологии блазонирования. Ушакова «Аммалат-Бек» (1832), «Мулла- Нур» (1836) А. А.
Одним из популярных источников переложений и подражаний явилась снабжённая французскими переводами «Арабская хрестоматия» главы европейской ориенталистики А. И. В XVII веке зарождается научное востоковедение. В целом окончание на «-изм» говорит о связи понятия с идеологической конструкцией, которая навязана дисциплинарному способу классификации, а значит, востоковедение сродни социализму, либерализму, коммунизму и другим идейным течениям. В 2012г.
Увеличилась степень проникновения отечественных востоковедов в специфику стран Востока. Порой, чтобы быть в теме, приходится искать что означает слово или значение выражений. Orientalism. Гегеля отсталый и неподвижный Восток служил отправной точкой стадиального развития человечества от «всеобщего рабства» к всеобщей свободе, которой достигла только Западная Европа. Отечественное востоковедение (и русистика)– отнюдь не закрытый от внешних влияний заповедник колониального знания. всвет вышла книга американского исследователя палестинского происхождения Эдварда Саида «Ориентализм», в которой автор убедительно доказывал, что рассматриваемая дисциплина, помимо своей чисто научной функции изначально обслуживает интересы империализма, подводя солидную теоретическую базу под оправдание экспансионистской политики, проводимой западными сверхдержавами на Ближнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Особенно интересен в этом отношении пример трех последних. Бухарин в свое время выразил это образно и четко: «Восток – пехота международной революции». Между тем, в XIXв.
Многое из того, на что жалуется С. Д. Для него Восток стал первичной формацией, «азиатским способом производства». Но и эти направления, тесно связанные с экономикой и международными отношениями на глобальном уровне, могут давать значимые результаты только при учёте востоковедами-экономистами и политологами цивилизационных особенностей (исторического опыта и культуры) изучаемых стран. Были репрессированы многие представители нового советского востоковедения, начавшие работать на основе марксистской методологии. Саид весьма ярко и убедительно продемонстрировал, что знание о Востоке (научное, художественное изобразительное и т. д. ), последние столетия формировавшееся в европейских странах, никогда не было нейтральным по отношению к практике завоевания и подавления, которую Европа осуществляла во взаимоотношениях с «неевропейскими» (прежде всего восточными) культурами и территориями.
Ей была посвящена вышедшая в 2002г. По удачному выражению американского историка Р. Джераси, Казань служила для России «окном на Восток», прежде всего в собственный Восток окраин империи. В Казани начинал свою деятельность один из зачинателей академической школы петербургской ориенталистики и исламоведения Мирза-Мухаммад Казем-бек (родом из иранского Азербайджана). Я не проверял этих данных Саида и дело не в том, точны ли они. 2.
В последние десятилетия в комплексе востоковедения появились экономика и изучение международных отношений (или геополитика) стран Востока. В Англии наибольшее развитие получила индология, в Голландии – изучение Юго-Восточной Азии, прежде всего Индонезии (которая носила официальное название Нидерландская Ост-Индия), во Франции – исламоведение. В выпускаемой ныне книге публикуются переводы статей из сборника 2013г. так называли классическое востоковедение, ориентированное на восточную филологию и изучение восточных рукописных памятников, весьма уважаемую в университетских и академических кругах дисциплину (которую, однако, Э. Саид определил как важную составляющую классического лингвистического ориентализма колониальной эпохи).
Параллельно формируется традиция использования восточных мотивов в просветительских целях: сатирический эпистолярный роман «Персидские письма» Ш. Л. Спрашивается, кого за это можно винить. Начали издаваться труды имевшие черты объективного научного исследования. Хераскова (1782), «Каиб» И. А. orientalism) — 1. На английский язык его переводят как Oriental studies или Orientology. Лит. : Dugat G. Histoire des orientalistes de lEurope du XII au XIX sicle.
Например, «Препод завалил на зачёте пол курса», — это многозначная двусмысленная фраза. крупные ученые-ориенталисты считают его использование правомерным для изучения Востока. Ган, «Нурмека» (1839) Н. А. Вероятно, потому, что не все выводы ученого можно считать бесспорными. Р., 1868-1870. Л. Монтескьё и др. ) использовало некоторые стереотипы (деспотизм, «дух рабства») для борьбы с абсолютизмом.
Книга B. О. Бобровникова о мусульманах российского Кавказа, вышедшая в московском издательстве «Восточная литература» за год до смерти Э. Саида, в 2002г., касалась роли ориенталистского дискурса в определении покорения, преобразования и изучения горцев-мусульман российского Кавказа в имперскую и советскую эпохи. Здесь найдутся аргументированные доводы как «за», так и «против» концепции Э. Саида. Развитие востоковедческих исследований в России. Ориентализм как «способ мысли» был также «западным способом доминирования, реструктуризации и властвования над Востоком». Булле, К. Н. М., 1982 История отечественного востоковедения до середины XIX в. М., 1990 Lewis В. Islam and the West.
При помощи этого замечательного жанра живописи (а также литературы, фотографии), мы можем познакомиться в лучшем виде с теми или иными странами, культурами, традициями и ценностями народов мира. Как и целый ряд других сюжетов новой и новейшей истории (например, этнические чистки, депортации целых народов и Холокост), ориентализм остается очень эмоциональной и болезненной, а в некоторых областях и табуированной темой исследований.
Глиэра), симфонических («Антар», «Шехеразада» Н. А. Особенности современного развития некоторые учёные пытались осмыслить при помощи идеи о «восточном капитализме», несоответствие восточных реалий моделям формаций отразилось в концепции «многоукладности», прилагавшейся к разным периодам истории и т. д. Вместе с тем сохранилась предвзятость в изучении колониального и современного периодов, выражающаяся в безоговорочно апологетическом взгляде на национально-освободительные движения и одностороннем освещении колониальной политики. Western conceptions of the orient.
Шишков, А. И. В современной науке слово «ориентализм» нередко приобретает негативный оттенок. Сказки татарские» (1712) и «Китайские сказки» (1725) Т. С. Соловьёв (стихотворение «Ex oriente lux», 1890 и др. ) свою роль сыграло и увлечение Л. Н. М., 1978 Алексеев В. М. Наука о Востоке: Статьи и документы. Более обеспеченные семьи покупали словарные энциклопедии в печатном виде.
В «большом балете» появляется традиция включать «восточные танцы» в дивертисмент классические образцы – Арабский и Китайский танцы в балете «Щелкунчик» П. И. Изучение живых восточных культур (арабистика иранистика, тюркология индология, китаистика, монголоведение, японистика и т. п. ) также приобретало всё более научный, не связанный непосредственно с политикой характер. Э. Саид сознательно использует именно этот термин – «ориентализм», а не «ориенталистика» ибо всякий «изм» нередко несет в себе негативное начало. Все эти факторы, осознание «инаковости» Востока давно вызывали в Европе интерес к нему, ещё до возникновения востоковедения как науки. Заметным явлением русского романтического Ориентализма стали поэма «Пери и ангел» (1821 перевод из «Лаллы Рук»), «Песнь бедуинки» (1831) индийская повесть в стихах «Наль и Дамаянти» (1844 переложение из «Махабхараты») В. А.
Римского-Корсакова, «В Средней Азии» Бородина) и камерных жанрах. Мири не удалось донести до сознания коллег в Казани. В 16-17 веках в Европе зародилось востоковедение как отдельная отрасль знания.
Негативно влияет на развитие востоковедения его значительная политизированность. Расширение и изменение характера колониализма в конце 18- 19 века (переход ряда европейских держав к территориальным захватам, установление колониальных систем управления, а затем необходимость продвижения своих товаров на рынки неевропейских стран) потребовали серьёзного изучения экономической и политической географии, традиционных восточных политических институтов, этнографии, местных систем права, аграрных отношений, религий и тому подобное, а также широкого преподавания восточных языков. Германское востоковедение внесло значительный вклад в санскритологию и индоевропеистику, что было граничит с общественным интересом к историческим истокам «арийской культуры». и тем самым — к изучению культуры и истории соответствующих стран.
Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Возник колониализм, который добавил к прежним противоречиям новые: на Западе Восток стал трактоваться как отсталый, косный, нуждающийся в цивилизующем влиянии сам же Восток стал вести счёт «историческим обидам», нанесённым ему Западом. Внутри О. сложились региональные направления (напр., арабистика, синология индология). ине наука вообще. Поэтические циклы, посвящённые восточной древности, арабскому Востоку, тропикам, вошли в сборник «Варварские стихотворения» Ш. Леконта де Лиля (1862). Второй сквозной темой сборника наряду с ориентализмом служит тема «Другого».
Однако очевидное не всегда оказывается правильным или хотя бы однозначным. В историософской системе Г. В. Ф. Брауна в Великобритании, В. В. L. N.
Это подрывает научную объективность и препятствует культурному общению. К ориентальной тематике обращались Э. Парни («Мадагаскарские песни», 1787), Ж. А.
Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. Убедительно рисуя яркий образ «другого», ориентализм, по словам Саида, делает законными колониальные захваты и порабощение «неразвитых» народов, намеренно искажает облик цивилизаций, не укладывающихся в «правильные» рамки западных стандартов и внушает неискушенному обывателю страх перед «чужими», которые обязательно должны оказаться агрессивными врагами раз и навсегда установленного миропорядка. Регулярно проводившиеся международные конгрессы востоковедов были переименованы в «Международные конгрессы по изучению Азии и Северной Африки», а Институт востоковедения Академии наук СССР накануне очередного конгресса в 1960г., который проходил в Москве, был переименован в Институт народов Азии, при этом из него был выделен Институт Африки. 1-6 Крачковский И. Ю. Избр. См. Восточным колоритом отмечены и некоторые трагедии Вольтера: «Заира» (поставлена в 1732 году), «Фанатизм или Пророк Магомет» (1742), «Китайский сирота» (1755) и др.
В 1978г. Что такое ориенталистика. классического исследования Эдварда В. Саида об ориентализме. Пушкин) имела свой, «домашний», Восток – Кавказ и Крым. Т. 1-2 Said Е. W. Критическое направление (Ш.
Так, в 18 веке получили хождение два подхода к Востоку – критический и апологетический. Тематически книга делится на пять больших разделов. В XX веке ориентальные мотивы продолжают использоваться в архитектуре (например, у некоторых мастеров модерна и ар деко) и в изобразительном искусстве – у А. Матисса, П. Клее, А. Марке и др.
Брюсова, И. А. Смит, Р. Джонс). Почему.
Orientalism) как дискурсом, охарактеризованным Э. Саидом и научной дисциплиной во многом немецкого академического происхождения (Orientology). Ориентализм как «способ мысли» был также «западным способом доминирования, реструктуризации и властвования над Востоком». об-вам вообще свойственны иррациональность и примитивный уровень развития. Вместе с тем ни в бывших колониях западных держав, ни в бывших метрополиях, все равно – в Старом Свете или в Америке исследования ориенталистского наследия не вызывают возражения в научной аудитории.
– делает Саид. Смотри также «Янычарская музыка». Истоки Ориентализма восходят к эпохе эллинизма. L., 1963 Кузнецова Н. А., Кулагина Л. М. Из истории советского востоковедения. Ориентализм проникает в оперу – французскую лирическую, а также в «большую» историческую, комическую, сказочную поводом для использования ориентального колорита оказывается сюжет или сюжетный мотив (часто лирический), в котором может эксплуатироваться едва ли не любая «восточная» тематика: библейская («Самсон и Далила» К. Сен-Санса), условно арабская или персидская («Джамиле» Ж. Бизе), цейлонская и индийская («Искатели жемчуга» Бизе, «Лакме» Л. Делиба), цыганская («Кармен» Бизе), египетская («Аида» Дж.
В Казани начинал свою деятельность один из зачинателей академической школы петербургской ориенталистики и исламоведения Мирза-Мухаммад Казем-бек (родом из иранского Азербайджана). Русское понятие «востоковедение» подразумевает некий вид знания о Востоке. Жизнь стремительно меняется. Еще в первой половине 2000-х годов на страницах американского исторического журнала «Критика» развернулся спор, насколько модель ориентализма, предложенная Саидом имеет универсальное значение и, в частности, насколько она применима к истории царской России. Ориентализму предшествовало стилизованное либо карикатурное изображение «чужих» культур (один из первых примеров – «Еврейский танец» Г. Нойзидлера, опубликован в 1544 году).
Тем не менее не стоит принимать эти воспоминания слишком близко к сердцу. По сути тот же ориентализм послужил в первой половине 1920-х годов подсознательным базисом большевистского отношения к Востоку как к «резерву пролетарской революции». Моцарта A-dur K331/300). Так возникли египтология, ассириология, семитология, санскритология.
В конце XIX – начале XX веков обозначился новый подъём интереса к Востоку, не в последнюю очередь обусловленный стремлением в условиях «кризиса европоцентризма» осмыслить историческую роль России. Oxf., 1993 Turner В. S. Второй тип представлен воображаемыми идентичностями «Востока». В частности, у Российской империи наряду с внешнеполитическими имперскими стратегиями на Западе и Востоке была не только своя внутренняя Европа, но и своя внутренняя Азия и свои «чужие»– «азиятцы», послужившие материалом (и участником) самых различных социальных экспериментов XVIII–XXвв., свой «внутренний ориентализм», разбору отличий которого от европейских образцов уделило внимание немало специалистов по русской истории в России и за рубежом. «Восточный» колорит связывался с использованием ограниченного круга «экзотических» средств (развёртывание мелодии на фоне бурдона, отбивание ритма большим барабаном, «неправильная» гармония и др. ), которые, однако, почти не отличались от любой другой локальной характерности (французский танец мюзет у Ф. Куперена, полонез у И. С.
К Ориентализму в архитектуре XIX века относят постройки с использованием мотивов ближневосточного (также и индийского) зодчества (например, Королевский павильон в Брайтоне, 1815-1823 годы, архитектор Дж. Возникла концепция «столкновения цивилизаций». Индология была представлена в основном санскритологией и буддологией. Что такое ориенталистика.
Но на первых этапах своего развития востоковедение, вследствие ряда особенностей, оказывало слабое влияние на сложившиеся стереотипы и даже способствовало их закреплению. Area studies reconsidered. Спорадическое использование в европейском искусстве мотивов искусства Ближнего и Среднего Востока встречается с эпохи Возрождения (картины Джентиле Беллини, П. Веронезе, Рембрандта и др. ). Само понятие «ориентализм», приобретшее в современных академических кругах после Саида чуть ли не позорную коннотацию, немецкого происхождения. Декана, Ж. Л.
Ориентальные мотивы разрабатывались и в прозе: повести О. И. Он родился из рецензии на запоздалый и малоадекватный русский перевод «Ориентализма», выпущенный в 2006г. Жерома, Э. Фромантена во Франции, Х. Макарта в Австрии, Д. Уилки, У. Х. Само востоковедение стало опираться на прочную источниковедческую базу. В 2008г. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. 1-2 Очерки по истории русского востоковедения.
Веревкиным (1790 к нему позднее обращался А. С. В 1792 году в «Московском журнале» Н. М. У Бобровникова тоже есть печальный опыт непонимания Саида в России. Большое воздействие на умонастроения Серебряного века оказал Вл. С. Впоследствии эта подборка статей была напечатана в виде книги на английском и даже чуть раньше как часть сборника «Российская империя в зарубежной историографии»– на русском языке.
Место для конгресса было избрано весьма символично. Мири на конгрессе в Казани был посвящен вкладу европейской ориенталистики (востоковедения) в конструирование европейскими державами колониального Востока. От единого филологического ствола отпочковались история (политическая, экономическая, социальная, культурная), языкознание, литературоведение, религиоведение, этнография (или этнология) искусствознание. В 2012г. Наконец, заключительный, пятый, раздел книги разбирает варианты ориенталистского дискурса, определившие восприятие «Востока» вевропейской философии, культурологии и политологии времен краха колониальных империй их тоталитарных преемников (в Третьем рейхе времен Второй мировой войны) и относительно недавнего постколониального прошлого.
Фет: «Я люблю его жарко: он тигром в бою», «Не дивись, что я черна» – разработка мотивов ветхозаветной «Песни песней», «Соловей и роза» (все 1847), «Восточный мотив» (1882), «Аваддон» (1883). Стремление передать «восточный стиль» находит выражение как в экзотических реалиях, так и в использовании синтаксических параллелизмов, контрастов, анафор, пышных сравнений и характерных красочных эпитетов. Им обозначают европоцентричный взгляд на Восток, при котором любые проявления специфики рассматриваются как недоразвитость или «исключение из правила», а феномены истории и современности изучаются под углом зрения интересов развитых стран, хотя очевидно, что со 2-й половины 19 века всё больший вклад в изучение Востока начинают вносить уроженцы самого этого региона. Среди востоковедов все большую роль стали играть ученые из самих так называемых восточных стран и для них называть ту науку, которой они занимались, «востоковедением» было весьма странно. Мири не удалось донести до сознания коллег в Казани.
В средние века отчуждение Запада (Западной Европы) от Востока усугубилось религиозными различиями и стало восприниматься как противостояние христианства и ислама. L., 1961-1962. Леду и др. ) и модой на шинуазри и японизм. М., 1977.
Ориентализм – это особое направление в искусстве. Как же он был удивлен, получив назад рукопись с пометкой: «Это (концепция Э. Саида. – В. Б. ) все не про нас. На английский язык его переводят как Oriental studies или Orientology. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания. власть, что они отличаются вероломством и не способны к объективности, что вост.
Большой размах приобрело издание и комментирование исторических памятников, текстология. Некоторые из них выходят за пределы концепции ориентализма в ее понимании Э. В. На смену европоцентризму зачастую приходит «востокоцентризм», возвеличивание всего индийского, китайского, японского и так далее, попытки доказать извечную передовую роль Востока в мировой истории, приписывание народам Востока всех достижений человечества, восхваление восточного менталитета и образа жизни.
Ознобишина к ней обращались А. А. Как правило, его употребляют не в западных университетах, где студентов обучают востоковедным дисциплинам, а в исторических исследованиях, авторы которых пытаются избежать путаницы между ориентализмом (англ. Справедливости ради стоит отметить, что негативное отношение к слову «востоковедение», «ориенталистика», Oriental studies появилось и стало крепнуть задолго до блестящей книги Саида, в период распада колониальных империй в середине XXв.