Эллипсоподобное футуристическое здание Музея Гуггенхайма, причудливо выделяющееся даже на фоне «инопланетной» манхэттенской архитектуры, давно само по себе стало узнаваемым символом Нью-Йорка. В тематическую концепцию, пропагандируемую Музеем, укладывается и уникальная по своим масштабам и художественной значимости выставка «Россия. » (2005). Райт был убежден: для такого искусства (а Гуггенхайм специализировался на абстрактном искусстве) требуются неординарные архитектурные формы. Началось строительство в 1957 году и через два года было уже завершено. музей, стремясь к расширению круга потенциальных посетителей, стал пополняться фигуративными произведениями (причём не только живописи, но скульптуры и фотографии) и даже работами постимпрессионистов конца XIX века. Это, пожалуй, самый необычный музей Нью-Йорка.
Тем не менее сейчас музей посещают примерно три миллиона человек в год. С 1961 по 1988гг. В общей сложности, в музее хранится более шести тысяч шедевров классиков минувшего века.
Венчает здание плоский купол. Эти черты были отброшены им в окончательном варианте здания Музея Гуггенхайма. После Первой мировой он оставил бизнес, чтобы сосредоточиться на коллекционировании. Однако коллекция разрасталась и в воздухе стала витать идея строительства здания, могущего, по словам Хиллы Рибэй, стать новым «храмом духа».
В июне 2000 года был подписан договор между Фондом Гуггенхайма и министерством культуры России, в рамках которого в Лас-Вегасе и был открыт музей «Гуггенхайм – Эрмитаж», который должен стать «шкатулкой, где собирались бы наиболее яркие экспонаты обоих музеев». Американский архитектор Райт очень серьезно взялся за дело. Его конструкция выглядит как застывшая в движении волна.
Построенное здание называли "лебединой песней Райта". Райт отнёсся к этой идее со всей серьёзностью. В этом контексте стоит упомянуть нью-йоркскую выставку «Великая утопия: русский и советский авангард, 1915-1932», 1992 года «Амазонки русского авангарда», 2000 года, посетившую все европейские филиалы Музея.
Оно представляет собой непрерывную спираль в пространстве, с круглым пандусом. Тесная застройка центра Нью-Йорка не вдохновляла Райта. В доме для своего сына Дэвида Райта (Феникс, штат Аризона, 1950) он также использовал спиральный пандус. Первые эскизы здания музея, относящиеся к 1943 году, обнаруживают, что Райт предполагал гексагональную планировку вокруг открытого центрального двора, шестиуровневую ленту этажей с высокими окнами, забранными горизонтальными стеклянными трубками, как в здании «Джонсон» и наполняющие интерьер зыбким светом. Абсолютно очевидно, что Райт здесь использовал идею проекта планетария Гордона Стронга (штат Мэриленд), рожденного еще в 1925 году. В тематическую концепцию, пропагандируемую Музеем, укладывается и уникальная по своим масштабам и художественной значимости выставка «Россия. » (2005). Эта сокровищница современна и в своем сюрреалистическом облике и в содержании присутствующих в ее коллекциях работ.
В 2005 г. выставка Россия. В 2013г. Сегодняшний Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма – крупнейшее в мире собрание полотен конца XIX и XX столетий. По своим масштабам и обилию шедевров подобных выставок русского искусства в США ещё не было. В 1950-е гг.
Сегодняшняя коллекция Музея Гуггенхайма включает в себя колоссальное количество произведений искусства с конца XIX столетия и до настоящего момента. Здание музея, действительно, стало одной из «икон» архитектуры XX века, породив множество восторженных отзывов5. Негласным девизом работников Музея стал последовательный авангардизм. Этот последний шедевр Райта считается одним из самых ярких образцов архитектуры ХХ столетия.
В июне 2000 года был подписан договор между Фондом Гуггенхайма и министерством культуры России, в рамках которого в Лас-Вегасе и был открыт музей «Гуггенхайм – Эрмитаж», который должен стать «шкатулкой, где собирались бы наиболее яркие экспонаты обоих музеев». Сам Гуггенхайм музея тоже не увидел: он умер в конце сороковых. Невозможно остановить взгляд на какой-либо одной точке «непрерывной волны» (определение автора) — мощной спирали внутренней галереи, которая собственно и представляла галерею экспозиции. Здешнее собрание включает в себя около 150 работ Василия Кандинского. В его собрании уже были полотна Кандинского, Мондриана, Шагала, Леже, Пикассо. Тут представлены работы модернистских скульпторов – Константина Бранкузи, Жана Арпа, Александра Колдера (родоначальника кинетической скульптуры), Альберто Джакометти.
Однако если сделать ее анонс по-американски быстро и ярко, то «Россия. » – это салатовый фон стен в духе «коммуналки» работы дизайнера Жана Гранжа, присутствие на презентации В. Путина и 240 русских шедевров, от древних икон до соц-арта, на спиралевидном райтовском пандусе, которые больше нигде, никогда и ни при каких обстоятельствах не смогли бы собраться под одной крышей. музеем руководил Томас Мессер. В то же время музей располагает истинными шедеврами Поля Гогена («Человек и лошадь»), Эдуарда Мане («Перед зеркалом», «Женщина в вечернем платье»), Камиля Писарро («Эрмитаж в Понтуазе»), Винсента Ван Гога («Снежный пейзаж», «Горы в Сен-Реми»), Пабло Пикассо («Четырнадцатое июля», «Три купальщицы»).
Однако если сделать ее анонс по-американски быстро и ярко, то «Россия. » – это салатовый фон стен в духе «коммуналки» работы дизайнера Жана Гранжа, присутствие на презентации В. Путина и 240 русских шедевров, от древних икон до соц-арта, на спиралевидном райтовском пандусе, которые больше нигде, никогда и ни при каких обстоятельствах не смогли бы собраться под одной крышей. Дополнительное освещение давал стеклянный купол центрального двора.
В общей сложности, в музее хранится более шести тысяч шедевров классиков минувшего века. Взаимопроникающие и наложенные друг на друга пространственные, открытые объемы в интерьере позволяли одновременно обозревать художественные произведения с разных уровней. В доме Джекобса в Мидлтоне (штат Висконсин, 1948) вновь — криволинейную форму в торговом зале магазина сувениров Морриса в Сан-Франциско (штат Калифорния, 1948-1950) — внутренний пандус как основную структурообразующую деталь. С российской стороны проект курировала З. И. Трегулова.
(Впрочем, тема плоскостей, которые определяют перетекание пространства, а значит и движение человека, была рождена Райтом еще в период «домов прерий». ) Абсолютно очевидна вертикальная доминанта здания. Внутри здания музейный интерьер спроектирован так, что очень похож на раковину улитки. Историк архитектуры А. В. Иконников справедливо отмечает: «Открытая взгляду перспектива в вертикальном направлении — сильное средство эмоциональной выразительности». Однако коллекция разрасталась и в воздухе стала витать идея строительства здания, могущего, по словам Хиллы Рибэй, стать новым «храмом духа».
В этом контексте стоит упомянуть нью-йоркскую выставку «Великая утопия: русский и советский авангард, 1915 – 1932», 1992 года «Амазонки русского авангарда», 2000 года, посетившую все европейские филиалы Музея. Абсолютно замечательной особенностью архитектуры музея является то, что Райт здесь, словно возвращаясь к древним традициям культового зодчества (автор трактовал свой музей как «храм культуры»), устанавливает и вектор движения посетителя и восприятие им пространства.
Через два года Музей абстрактного искусства открыл свои двери для посетителей. музей посетили 1, 2млн человек6. В этом музее скульптура и живопись слились в удивительной гармонии.
На проектирование этого здания он потратил четырнадцать лет. Часть собрания периодически экспонируется в других музеях фонда Гуггенхайма (например, в Бильбао). В 1937 году воздвиг «дом-соты» — особняк Ханна в Пало-Алто, штат Калифорния, а в административном здании фирмы «Джонсон» применил и круглую планировку.