Ряд собора не был первой серией Моне картин единственного предмета, но это было его самое исчерпывающее. В его живописной манере прослеживается влияние японской гравюры, получившей распространение во Франции в 1860-е гг. Моне арендовал жилье через дорогу от собора и сделал там временную студию.
Во всех своих предшествующих опытах со светом Моне изображал пейзажи. Вся суть в освещении. Живопись собора была многообещающей задачей, даже для Моне. Мерцающий сложными оттенками и отражениями пейзаж полон воздуха и насыщен светом. На каждой работе собор изображён иначе, чем на предыдущей. Кульминация импрессионизма – так можно назвать серию картин «Руанский собор» великого французского импрессиониста Клода Моне.
В разное время суток источник света – солнце – находится в разных точках небесного свода. Это – ещё и название серии потрясающих работ французского художника Клода Моне. Клод Моне писал живо, напористо и его эмоции передаются зрителям. Краски и фрагменты картины сливались и соединялись между собой. Под кистью Моне все теряет свою определенность и вещественность.
Просмотр открывала серая серия — темный массив, который постепенно становясь все легче и светлее, плавно превращаясь в белый. Художник выбрал высокую точку зрения, позволяющую максимально охватить объект, отойти на большое расстояние от которого он не мог. Он решил сначала быстро захватить сущность, заканчивая эскиз позднее и комбинируя с запомнившимся изображением. Картины занимали целый зал и Монэ сам утверждал порядок их расположения.
Живопись собора была многообещающей задачей, даже для Моне. Клемансо писал: «Художник сознательно создает 20 картин на один мотив, словно желая убедить нас в том, что можно и даже нужно создавать десятки, сотни и даже тысячи работ, отражая каждое мгновенье жизни, каждое биение сердца. Клод Моне примкнул к импрессионистам не сразу, в силу своего возраста.
Ожидаемая всеми руанская серия была представлена только в 1895 году. Не видно ни башен, ни колокольни. «Соборы» вызывали противоречивую реакцию, хотя Сезанн, Писсарро и Клемансо приняли их с энтузиазмом. Все они выполнены в одном формате. В результате картины были распроданы поодиночке и разошлись по разным странам.
В полдень, когда солнце находилось в зените, все здание озарялось ослепительным солнечным светом, в тени оставались лишь порталы, заслоненные фасадом. Краски и фрагменты картины сливались и соединялись между собой. Однако отсутствие контраста здесь – специально. Моне арендовал апартаменты возле собора, где для работы оборудовал временную студию. Невооруженным глазом видно, что облик собора постоянно преображается в лучах света. Частное собрание.
Моне был очарован им. Если посмотреть внимательно – здания на «солнечных» картинах состоят из сплошных пятен света разных цветов и оттенков. Однако, если присмотреться внимательнее, можно найти множество отличий. Вопреки воле Моне «Соборы» были проданы разным лицам и сегодня они хранятся в музеях Франции, Соединенных Штатов и России. Благодаря Полю Дюран-Рюэлью в мае 1985 года была организована персональная выставка для цикла «соборов» и еще до окончания выставки было продано 8 картин. Санкт-Галлен (Швейцария).
Изучая серию Клода Моне, посвящённую Руанскому Собору, можно заметить, что художнику очень нравилось волшебное время суток, называемое сумерками. Моне начинал работать ранним утром, не дожидаясь семи часов, при контражуре, так как солнце всходило за собором и его лучи падали на здание сзади, едва высвечивая контуры башен и шпилей. Чего уж говорить о живописце, глаз которого куда более совершенен. Атмосферные эффекты переносятся на холст, кажется, что время на миг застыло. Вопреки воле Моне «Соборы» были проданы разным лицам и сегодня они хранятся в музеях Франции, Соединенных Штатов и России. Работа представляла сложность даже для Моне, вот таким образом он создавал эскиз с основными (определяющими суть) мазками.
3 апреля Моне писал Алисе Ошеде: «Каждый день я открываю для себя что-то новое, то, чего не видел раньше». Чего уж говорить о живописце, глаз которого куда более совершенен. На всех полотнах изображен западный фасад собора, только центральный вход.
Он сознательно выбрал тот же период, что и в прошлом году, желая работать при таком же освещении, но тем не мене был вынужден несколько изменить угол зрения, переместившись в здание завода «Эдуард Моки» на улице Большого моста. В последующем художник наносил на полотно новые слои, которые соединялись и сливались. Первая выставка была в 1895 году, на ней были представлены 20 лучших полотен серии. Картины, где собор – светлый, написаны днём. Серия картин "Руанский собор" Клода Моне (это около 30 картин) стала наглядным примером (символом), демонстрирующим саму идею импрессионизма. «Соборы» вызвали противоречивую реакцию, хотя Сезанн, Писсарро приняли их с энтузиазмом, а Клемансо написал статью «Революция соборов».
Моне хотел, чтобы оставшиеся двадцать картин серии продавались не по одной, а всей серией, — при том, что каждая из них оценивалась в 15 000 франков. Серия, посвященная Руанскому собору, состоит из 30 картин, выполненных в одном формате. Впервые в истории живописи художнику удалось представить четвертое измерение. Цикл «Соборы» не был для Моне первым циклом полотен одной темы, но он был самым исчерпывающим.
Для Моне эффекты света стали столь же важными как и изображаемый предмет. Только Моне мог превратить огромную массу известняка в чистую вибрацию света.
Большинство работ были созданы в 1892 и 1893 годах, впоследствии он их доработал в 1894г. Художник показал наглядно разные впечатления (impression) от видов Руанского собора при различном освещении, погоде и времени суток. Тени написаны яркими красками.
Будучи юношей, он познакомился с одним из основателей школы – Эженом Буденом. Клод Моне писал свои полотна с 1892 по 1894 годы. Моне добивается такого эффекта, накладывая на холст раздельные разноцветные мазки, которые, сливаясь в роскошный туман, окрашенный в синие, красные, зеленые оттенки, сверкают, как блики солнца на поверхности воды. Ожидаемая всеми руанская серия была представлена только в 1895 году. В картинах Руанский собор, реальный объект больше не является архитектурной моделью.
Здание полностью преображается, становясь сценой для прекрасного светового спектакля. Франция.
Руанский собор художник изобразил загадочным, потерянным в утреннем тумане. Благодаря Полю Дюран-Рюэлью в мае 1895 года была организована персональная выставка для цикла «соборов» и еще до окончания выставки было продано восемь картин. Фиолетовые, синие, лиловые и тёплые жёлтые оттенки плавно переливаются, создавая ощущение мягкого сияния На утренних картинах собор выглядит по настоящему святым местом. Вот как описывал свои впечатления от серии «соборов» Жорж Клемансо, художественный критик и близкий друг Моне, часто бывавший в его доме в Живерни и истинный почитатель его таланта: «Сначала серая серия — огромная серая масса, которая постепенно все больше и больше светлеет затем белая серия, незаметно переходящая от слабого мерцания ко все усиливающейся игре света, достигающей своей кульминации в сполохах радужной серии и далее синяя серия, где свет снова смягчается в синеве, тающей, как светлое небесное видение». Для этого Моне собирался выставить все картины сразу.
Благодаря Полю Дюран-Рюэлью в мае 1895 года была организована персональная выставка для цикла «соборов» и еще до окончания выставки было продано восемь картин. Художника интересовало, прежде всего то, как свет, самый великий художник играет цветовыми рефлексами на камне при разных углах преломления солнечных лучей, как он окрашивает бледные стены фиолетово-синим цветом туманным зимним утром, медово-золотистым в полдень иярко-розовым на закате. Импрессионизм.
Затем игра света и цвета постепенно усиливается, переходя от слабого мерцания к более ярким переливам. Он понял, что изображение ускользающего света из-за его изменяющейся природы и чрезвычайной тонкости, почти невозможная вещь. Первые картины цикла художник начал писать в феврале 1892 года во время своего первого пребывания в Руане. Он был то голубой, то красный, то желтый».
Руанский собор – это не только произведение искусства архитектуры. Благодаря такой технике создавалось впечатление, что в картине живет свет. Холст, масло. У Моне тень становилась цветом, а цвет — игрой света. Световые эффекты стали для мастера не менее значимыми, чем изображаемый предмет.
В зависимости от солнца и настроения, Моне кладёт мазки жёлтых, голубоватых, ультрамариновых «рефлексов» на стены собора. Этот человек ходил с Моне на прогулки и помогал учиться рисовать с натуры. Меняется только свет и цвет. 90 x 92 см. Ожидаемая всеми руанская серия была представлена только в 1895 году.
Художник решает сконцентрироваться на отдельных фрагментах готического собора и выбирает портал, башню святого Мартина и башню Альбане. В предыдущих своих экспериментах со светом художник изображал пейзажи. Он работал одновременно с несколькими полотнами. Главный фасад отстраивался в течение нескольких веков.
«Соборы» вызвали противоречивую реакцию, хотя Сезанн, Писсарро приняли их с энтузиазмом, а Клемансо написал статью «Революция соборов». Эта светлая, полупрозрачная дымка придаёт сооружению романтичность. В ветреную погоду поверхность камня кажется рябой, а в солнечные дни — темно-серой. Вопреки воле Моне «Соборы» были проданы разным лицам и сегодня их можно найти в музеях Франции, Соединенных Штатов и России. Благодаря этому складывается впечатление, как будто свет живет в картине. В этой серии мы видим один и тот же объект, но не один и тот же образ.
У Моне тень становилась цветом, а цвет— игрой света. Цикл «Руанский собор» – это серия картин французского художника-импрессиониста Клода Моне, состоящая из 31 работы. В ней художник создал большинство картин. Клемансо даже пишет статью «Революция соборов».
Моне арендовал апартаменты возле собора, где для работы оборудовал временную студию. Невооруженным глазом видно, что облик собора постоянно преображается в лучах света. Моне выбрал в общей сложности пять различных точек, с которых изобразил собор. Главный фасад отстраивался в течение нескольких веков. Благодаря этому складывается впечатление, как будто свет живет в картине.