Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Ж. Помпиду, Париж).
В связи с установкой панно Матисс посетил Москву, дал несколько интервью для газет и высказал восхищение древнерусской живописью. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. и «графия») — гравюра на дереве и арабским декоративным искусством.
Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьереИнтерьер (от французского interieur — внутренний), в архитектуре — внутреннее пространство здания или помещение в здании (вестибюль, комната, зал). Вот что говорит сам художник: «В моей картине «Музыка» небо написано прекрасным синим цветом, самым синим из синих, плоскость окрашена цветом настолько насыщенным, что полностью проявляется синева идея совершенной синевы для деревьев взята чистая зелень, для человеческих тел – звонкая киноварь. Однако это не помешало специалистам рассматривать произведения этого периода как неотъемлемую часть фовизма.
В годы ученичества он с большим рвением изучал наследие старых мастеров. На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». В работе «Танец» (1910) представлена экстатическая пляска, навеянная впечатлениями от русских сезонов Сергея Дягилева, выступлений Айседоры Аункан и греческой вазовой живописи. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыкиМузыка (от греческого musike, буквально — искусство муз) — вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. и костюмов для балета Игоря Федоровича Стравинского «Соловей» (хореография Леонида Федоровича Мясина, постановка С. Дягилева).
и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). «Парижский танец» известен в трех вариантах. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. Анри записался в школу рисунка Кантин де ля Тур (фр.
Занятия живописью требуют времени и денег. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8. Как график, работая пером, карандашом, углём, в технике офорта, линогравюры и литографии, Матисс оперировал главным образом линией, тонкой иногда прерывистой иногда долгой и круглящейся, прорезающей чистый белый или чёрный фон (серия Темы и вариации, уголь, перо, 1941 и др. ). Память о старых мастерах и предшественниках сохранится надолго. Перед Второй мировой войной (World War II) Матисс иллюстрировал книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году.
Довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма (техника, при которой изображение наносится небольшими точками из чистых несмешанных красок) в пользу широких, энергичных штрихов. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905).
Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр — Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Таким для него явился Поль Гоген. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.
В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и использовал разнообразные техники. Постепенно он освободился от «музейных» впечатлений, палитра его посветлела появилась техника импрессионистического дробного мазка. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме.
Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. методы их обработки — лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др. В дальнейшем красочная точка заметно увеличилась, цветовая энергия ее возросла, появился интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс.
художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. Специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику – декупаж (в переводе с французского – «вырезание»).
Много и плодотворно Арни работал с пластикой, продолжая традиции А. Бари, Огюста Родена, Эдгара Дега и Эмиля Антуана Бурделя. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. В 1894 году модель Матисса Каролина Жоблоу (фр. В его мастерской появляются ученики из разных стран.
А предыдущий, «бракованный», художник успел закончить, в 1936 году уступив работу за скромное вознаграждение Музею современного искусства в Париже. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Родился Анри Эмиль Бенуа Матисс в 1869 году на севере Франции, в городке Като.
Преподавание велось на некоммерческой основе. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создал эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. В 1920 году он исполнял эскизы декорацийДекорация (от позднелатинского decoratio — украшение) — оформление сцены, павильона, съемочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма.
Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Живопись стала для него обретением потерянного рая и смысла жизни. Художник продолжает творить и в самое трудное для него время. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
Радостные, яркие краски возвращаются в его живопись не скоро. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. сочетался с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма.
Специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику – декупаж (в переводе с французского – «вырезание»). Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. А его принципами стало использование ярких цветов, декоративность и упрощенность формы.
Разумеется, это иллюзия. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок. Написанные небрежными мазками, эти картины создавали радостное, но обманчивое впечатление – будто бы они написаны легко, с первого раза, как результат счастливого и беспечного вдохновения. В 1930 американец Элберт Барнз известный коллекционер работ Матисса, заказал настенную декорацию для своего частного музея.
В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов Сергея Павловича Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. В 1897 познакомился с Писсарро. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника.
Тем не менее, работа считается одной из самых смелых и новаторских. В 1896 году Матисс выставляет четыре картины в Салоне Национального общества изящных искусств и вскоре избирается членом-корреспондентом этого общества. 1930—1940: Раздвинутое пространство картины. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов.
В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Анри копировал произведения старых французских и голландских мастеров. Матисс часто прибегал к технике аппликации из цветной бумаги (серия Джаз, 1944-47). И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Он возвращается в маленький городок Сен-Кантен и начинает работать помощником адвоката. В 1950 получил Гран-При Венецианской биеннале. В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс.
Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. Создавая картину, он забывал обо всем на свете.
— раздельных точечных мазков. Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования. Фона в привычном понимании в этой работе нет. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. Под влиянием живописи Огюста Ренуара, с которым Матисс познакомился в Ницце, он увлекся изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») заинтересовался мастерами рококоРококо («причудливый», «капризный» французское rococo от rocaille — осколки камней, раковины) — стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 века. использовал лаконичный гибкий рисунок, чётко ритмизованную композицию, контрастное сочетание цветов, то ярких и локальных (панно Танец и Музыка – оба 1910, ГЭ), то богатых оттенками основного тона (Мастерская художника, 1911, ГМИИ).
Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. Но об этом уже сказано в других разделах. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо.
– "Танец" написан мной всего тремя красками. Эпоха фовизма и скандальная известность Матисса начались с полотна «Женщина в шляпе». Колорит картин становится мрачным, а рисунок – почти схематичным. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере».
Цветовое воздействие картин Матисса па зрителя невероятно цвета взывают и кричат, точно громогласные фанфары. 1917—1929: В Ницце. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Впервые он попробовал себя в живописи, находясь в больнице, куда попал с аппендицитом. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне.
Таковы натюрморты «Бутылка шидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1898), «Посуда и фрукты» (1901) В 1898 году 28-летний Анри женился на Амели Пареир (фр. Для дягилевских постановок делал эскизы декораций балетаБалет (французское ballet, от итальянского balletto) — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. Здесь же он знакомится с австралийцем Джоном Питером Расселом. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898 году. «Мне стало неинтересно копировать предмет. Тема панно — танец. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16.
В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально.
В 1908 опубликовал Заметки живописца". Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Самая ранняя, не оконченная версия, по сути, является подготовительным этюдом. Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе.
Эта дружба в его судьбе значила многое. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— (1904/1905). В последние годы состояние здоровья художника ухудшилось. Картины из щукинской коллекции, «отрезанные» войной от остального мира, после революции были конфискованы государством, всю середину XX века пролежали взаперти в советских подвалах и увидели свет лишь после смерти Сталина (и самого Матисса). Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном.
Не отличаясь крепким здоровьем, страдая бессонницей, Матисс отказывал себе во многих удовольствиях, лишь бы сохранить способность работать. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Новые впечатления, знакомства, обстоятельства всегда находили отражение в его творчестве. 1906: Обращение к декоративному искусству. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.
О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898. Однако цвет сложного излучения не определяется однозначно его спектральным составом.
В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. Начинающие художники стремились подражать недавним «бунтарям» Моне, Сислею, Писарро, Эдуару Мане, Берте Моризо, Ренуару. С 1882–1887 гг Анри учился в средней школе и, после неё, обучался в лицее Henri-Martin. Мать увлекалась росписью керамики. В 1904 году Воллар организовал его первую персональную выставку.
Испытал влияние импрессионизма и неоимпрессионизма, П. Гогена искусства арабского Востока. Ecole Quentin de la Tour), предназначенную для чертежников текстильной промышленности.
Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др. Анри Матисс (Henri Matisse) – выдающийся французский художник, лидер течения фовистов – известен своей мастерской передачей в цвете изысканных эмоций и чувств. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран.
Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Эта красивая женщина изображена на многих полотнах мастера наиболее известные работы – «Женщина в шляпе» и «Портрет жены». Колорит картин становится мрачным, а рисунок – почти схематичным.
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. У Анри и Амели один за другим родились два сына. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» — от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи.
В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощённого рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 года. Результатом двух путешествий в Марокко (1911—1913), последнее из которых он осуществил совместно с художником Шарлем Камуаном, стало появление ярких излучающих свет ландшафтов и фигурных композиций, краски которых резко контрастируют друг с другом (например, «Бербер», 1913). В начале первой мировой войны 44-летний Матисс хотел уйти в армию добровольцем, но получил отказ. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).
В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. А предыдущий, «бракованный», художник успел закончить, в 1936 году уступив работу за скромное вознаграждение Музею современного искусства в Париже. Выйдя из больницы, Анри стремительно наверстывал упущенное.
Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Цветовые контрасты резко выделены и подчеркнуты. К 1906 году он завершил работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» французского поэта-символиста Стефана Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторалиПастораль (французское pastorale, от латинского pastoralis — пастушеский), в литературе — утвердившееся в 17-18 веков наименование группы жанров, тематически нацеленных на литературно-стилизованное изображение естественной, природной жизни (пасторальный метажанр).
О живописи Матисса говорят, что она музыкальна. Ж. Помпиду). Ибо экспрессия зависит от цветовой поверхности, охватываемой зрителем в ее целом».
В 1927 получил премию Карнеги. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Аналогично были восприняты и работы других участников Салона — Дерена, Вламинка, Марке. В этот период художник Матисс часто проводит дни в Лувре, копируя шедевры старых мастеров и известных художников 19 века, что, по его признанию, сделанному в старости, очень помогло мастеру в дальнейшем творчестве. В зимние месяцы с 1911 по 1913 годов художник посетил Танжер (Марокко), создал марокканский триптихТриптих (от греческого triptychos — сложенный втрое) — 1)3-створчатый складень. Цветовые контрасты резко выделены и подчеркнуты. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи.
Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. Под влиянием позднего импрессиониста Поля Синьяка, который в 1904 посетил Матисса в Сен-Тропезе из-под кисти Матисса появился первый шедевр— «Роскошь, покой и наслаждение» (1904/1905). Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов.
Матисс уверенно шёл к своему стилю, к своей манере, чтобы навсегда вписать своё имя в историю мировой живописи, подарив миру такие шедевры, как «Мадам Матисс», «Музыка», серию «Книга джаза», «Танец», «Поднятое колено», «Сон», «Розовая обнажённая» и т. д. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
В 1930 совершил поездку на Таити и дважды в США. Эта картина была написана, когда собственно фовизм как некая единая группа художников исповедующих одни и те же художественные принципы, уже не существовал, но, конечно же, она является последовательно фовистской. Одна из самых известных работ этого периода — «Роскошь, покой и наслаждение». После смерти своего учителя (Моро умер в 1898) Матисс ушел из академии. Растет семья: на рубеже двух веков у художника рождаются сыновья – Жан и Пьер.
Летом 1904 Матисс вместе с художниками-неоимпрессионистами П. Синьяком и Э. Кроссом поехал на юг Франции, в Сен-Тропез художник начал использовать технику дивизионизмаДивизионизм (от французского division — разделение), в живописи — письмо четко различимыми раздельными мазками, рассчитанными на оптическое смешение красок в глазу зрителя. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее. Примером могут служить «Музыка» (1939) и «Румынская блуза» (1940). Ж. Помпиду, Париж). Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир.
Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. После войны Матисс провел зиму в Ницце, а в 1921 переселился туда окончательно. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. В 1891 Матисс поступил в парижскую «Академи Жюльен», однако уже через год бросил учебу С 1893 он посещал уроки Гюстава Моро в Школе изящных искусств, а в 1895 записался туда официально.
Расцвет его связан с романтизмом, выдвинувшим, начиная со второй трети 19 века., выдающихся балетмейстеров Ф. Тальони (ставившего балеты для своей дочери М. Тальони), Ж. Перро (работавшего с Ф. Эльслер и К. Гризи), А. Бурнонвиля, А. Сен-Леона. Краски, принесенные ею в больницу, остались в его руках навсегда. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Визит Матисса был недолгим – всего две недели. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления.
Растет семья: на рубеже двух веков у художника рождаются сыновья – Жан и Пьер. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Панно «Парижский танец» было задумано Матиссом на склоне лет. Картина «Читающая» была приобретена государством для резиденции президента Франции в Рамбуйе.
В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Это уже не интимная живопись, она приобретает космическое звучание. Изображение интерьера — жанр живописи. С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника.
Осенний Салон этого года был для Матисса провальным, также как и для других молодых авторов – Марке, Вламинка и Дерена сами художники, с подачи критика Вокселя, были названы «дикими» и это французское слово послужило появлению термина «фовизм», обозначившему с тех пор новое направление живописи. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Вот откуда этот потрясающий эффект симфонического звучания интенсивных цветов, музыкальность линейных ритмов, завидная композиционная гармония. Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж).
Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. Стайны подружились с художником.
В период учебы в Школе декоративных искусств (с 1893 по 1895) он знакомится с Альбером Марке, вместе с которым поступает впоследствии в Академию изящных искусств в мастерскую Гюстава Моро. Можно сказать, что Матиссу удалось гармонично выразить непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Им присущи изящество и гибкость линейного ритма, колористическое многообразие, мягкость письма (серия Одалиски). Жил Матисс в это время трудно. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. Пришло время творческих экспериментов, проявившихся в создании в картинах цветовых контрастов, на тот период просто немыслимых.
В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета.
Стиль его живописи заметно упростился рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства имени Жоржа Помпиду, Париж). В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Балет начал формироваться в Европе в 16 веке. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка».
Исчезают стул и обои. В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. 1901-04 — годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. В Осеннем салоне 1905 возглавил выступление фовистов. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов.
Еще одна интересная подробность: в процессе работы над «Парижским танцем» Анри Матиссу приходилось бывать в Москве, где, наряду с поэтом Валерием Брюсовым и художником Валентином Серовым, открывшими Матиссу красоту русских икон, от которых французский художник пришел в восторг, он познакомился с Лидией Аелекторской. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. Две зимы, проведённые художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им.
По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. Ж. Помпиду, Париж). Анри Матисс родился 31 декабря 1869 года в Ле Като, Нор. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе.
При создании «Танца» (1933/1934) Матисс впервые применил цветную бумагу из которой вырезал нужные формы. 1891: В поисках чистых красок. Amlie Noellie Parayre). Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки.
При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок. Доминика и Девы Марии. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. В 1901 году, после недолгого лечения в Швейцарии, где он продолжал много работать, некоторое время Анри провел вместе с семьей у родителей в Боэн-ан-Вермандуа. Матисс Анри Эмиль Бенуа (Matisse) (31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция — 3 ноября 1954, Ницца, Франция), французский художник, график и скульптор, лидер течения фовистов.
Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. В произведениях 20-х гг. Caroline Joblau) родила ему дочь Маргариту (1982).
Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Тем не менее, работа считается одной из самых смелых и новаторских. Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Этим же годом датирована работа Читающая (Государственный музей современного искусства, Париж).
Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Гармония интенсивных и чистых цветов вызвала отторжение. Скажем, в картине «Роскошь, покой и сладострастие» стиль модерн сочетается с точечной, характерной для пуантилизма, манерой письма.
В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. «Парижский танец» известен в трех вариантах. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие.
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.
Третье панно – «Купание или Медитация» – осталось лишь в набросках. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. fauves). Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Еще одна интересная подробность: в процессе работы над «Парижским танцем» Анри Матиссу приходилось бывать в Москве, где, наряду с поэтом Валерием Брюсовым и художником Валентином Серовым, открывшими Матиссу красоту русских икон, от которых французский художник пришел в восторг, он познакомился с Лидией Аелекторской. В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе».
Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. Первая персональная выставка состоялась в 1904 году у А. Воллара. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту. жизненные непосредственные мотивы получают утончённо-художественную интерпретацию.
Дени, П. Боннар и др. ) в Париже (ок. Учился в Париже – в академии Жюлиана (с 1892) у А. В. Бугро и Школе изящных искусств (с 1893) у Г. Моро. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Матисс сочетал поиски свободной декоративности с аналитически чётким построением композиции (фреска в Институте Барнеса Танец, 1931-33, Мерион, штат Филадельфия, США) и тонко нюансированным цветовым строем. Тема панно — танец.
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Было много свободного времени, Анри сделал рисунок, другой и. работа увлекла его. Там начался его отход от техники дивизио-низма. Жил Матисс в это время трудно. Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства.
Занятия живописью требуют времени и денег. Со второй, уже практически завершенной работой, вышла досадная история: Матисс ошибся в размерах помещения и весь холст пришлось переписывать заново. Ибо экспрессия зависит от цветовой поверхности, охватываемой зрителем в ее целом». В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым.
Художник с головой ушел в эксперименты с цветом, пробуя создавать на полотне немыслимые до той поры цветовые контрасты. Марокко (1912, 1912-1913).
1901-1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков. К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х гг., но особенно часто в 20-30-х гг. В эти года, французская публика уже смирилась с импрессионизмом.
В 1930 году поехал на Таити, работал над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. Речь идет о фовизме.
Все остальное здесь придумал сам Матисс. Учился в академии Жюлиана (1891), откуда перешел в Школу изящных искусств, где наряду с Руо, Марке, Мангеном, Камуэном занимался в классе Гюстава Моро (1892-1898). В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее».
и вакханалии. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного.
Вот таким образом очень скоро каждый приверженец этого направления пошёл своим путём и уже в 1907 году фовизм как феномен исчерпал себя, однако его влияние на современников трудно переоценить. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым.
Доминика и Девы Марии. Германию (1908), Испанию (1910-1911), Россию (1911). Даже самые консервативные критики приняли это течение, как данность. Самая ранняя, не оконченная версия, по сути, является подготовительным этюдом. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Другое название этой работы – «Десерт». Он был старшим сыном в семье Эмиля Матисса и Анны Жерар. Сегодня «Парижский танец» справедливо считается жемчужиной коллекции этого музея – неслучайно для экспонирования гигантского полотна был выстроен специальный зал. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).
Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913 годы), еще сильнее обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. Радостные, яркие краски возвращаются в его живопись не скоро. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру.
В 1905-07 лидер фовизма. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
Доминика и Девы Марии. 1901-1904 — годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптуройСкульптура (латинское sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. В дальнейшем цветовая энергия возрастает, появляется интерес к экспрессии (любимое слово Матисса), красочным ореолам, колористической проработке внутри живописной композиции. Хотя его супруга Амели Парайер (бракосочетание в 1898, двое детей) была владелицей модной лавки их финансовое положение оставляло желать лучшего.
В 30-40-х гг. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже.
В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. В многочисленных композициях этого периода, среди которых наиболее известны «Персидское платье», «Музыка» (1939), «Румынская блуза» (1940), художник снова утверждает принципы «чистой живописи». Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные, линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем – изображение самого Доминика.
Со второй половины 1900-х гг. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков.
Доминика и Девы Марии. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. Писал картины на прикрепленных к стене холстах с помощью длинной палки, создавал композиции в технике «декупажа» из кусочков цветной бумаги. О живописи Матисса говорят, что она музыкальна. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену.
Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. В 1917 обосновался в Ницце. В 1893 году он перешел в Школу изящных искусств, где занимался в мастерской у Гюстава Моро. Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм».
Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). С 1918 года художник почти безвыездно живет в Ницце изредка навещая в Париж. Ж. Помпиду). Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже.
Творить он не переставал до конца. По воспоминаниям современников, брак Матисса был чрезвычайно счастливым: преданная художнику Амели Матисс много работала, чтобы муж мог заниматься только творчеством. Ж. Помпиду, Париж). В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставил ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. 12 В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Эмоциональное воздействие живописи Матисса достигается прежде всего изысканной нарядностью чистой цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, полной композиционной и декоративной соподчинённостью всех компонентов картины, нередко превращающей её в своего рода арабеск (Красные рыбы, 1911, ГМИИ).
Матиссу пришлось выполнить эту просьбу. Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. В процессе работы над эскизами для этого монументального произведения он нередко использует технику декупаж. У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста.
В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр- Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Это его так увлекло, что он, к огорчению своего отца, решил стать художником. Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, красивых ваз, сочных плодов, оранжерейных растений, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бескрайних пейзажей.
В Сен-Тропез из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). В Сен-Тропез из-под кисти художника вышел первый шедевр — Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные российским промышленником известным коллекционером и благотворителем Иваном Абрамовичем Морозовым. С успехом дебютировал в Салоне Национального общества изящных искусств (1896). Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм».
Он поступил в Академию Жюлиана, где учился у Бурго — мастера салонного искусства. Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна.
Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Но довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма в пользу широких, энергичных штрихов. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Анри познакомился с творчеством Аристида Майоля, художниками группы «Наби»«Наби» («набиды») (французское nabis — пророки, от древне-еврейского наби — пророк) — группа художников (М. Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, — синтез многих предшествующих его исканий. В последние годы Анри больше работает как иллюстратор, увлекается коллажами.
Этот европеец, привыкший к комфорту и благам, вдруг, увлёкшись примитивным искусством, отправляется во французские колонии на острова, бросив жену и детей, чтобы обогатить своё письмо соответствующими сюжетами. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 1890-1905), создавших под влиянием П. Гогена своеобразный вариант стиля модерн, для которого характерны близость к литературному символизму, декоративная обобщенность форм, музыкальность ритмов, плоскостность, главенство цветового пятна., увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903 году), Поля Сезанна. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения.
Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. для собственного дома в Москве. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. Тема панно — танец. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде.
В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи». Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования.
Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. После Первой мировой войны (First World War) Матисс преимущественно жил в Ницце. В многочисленных композициях этого периода, среди которых наиболее известны «Персидское платье», «Музыка» (1939), «Румынская блуза» (1940), художник снова утверждает принципы «чистой живописи».
Анри Эмиль Бенуа Матисс родился в Ле Като-Камбрези на севере Франции. В 1905 году Анри Матисс выставил картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Шарля Бодлера), где декоративизм стиля модернМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков. В 1948-1953 годах по заказу доминиканского ордена Анри Матисс работал над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Там начался его отход от техники дивизионизма. Вот что говорит сам художник: «В моей картине «Музыка» небо написано прекрасным синим цветом, самым синим из синих, плоскость окрашена цветом настолько насыщенным, что полностью проявляется синева идея совершенной синевы для деревьев взята чистая зелень, для человеческих тел – звонкая киноварь.
Доминика и Девы Марии. Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. Эти произведения, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. «Красное и черное» на музыку Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Под впечатлением поездки в Алжир в 1906 Матисс увлекся линейными орнаментами мусульманского Востока в стиле арабесок (например, «Накрытый стол— красная гармония», 1908). В 1887 он уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук.
Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. Над керамической крышей изображающей небо с облаками, парит ажурный крест над входом в капеллу – керамическое панно с изображением св. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному.
С 1918 года художник почти безвыездно живет в Ницце изредка навещая в Париж. Последняя работа Матисса – оформление интерьера (в том числе витражи) Капеллы чёток в Вансе близ Ниццы (1948-53). В «Музыке» даны фигуры артистов играющих на различных инструментах. (рельеф Обнажённая женская фигура со спины, бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих).
В «Музыке» Матисс представил изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Покупка картины и скандал вокруг нее сыграли на руку талантливому экспериментатору. В 1891 году Анри снова приехал в Париж. Зачем. Цены на его работы и интерес к ним стали расти.
На следующий год познакомился с Сергеем Щукиным, который сделался его патроном. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере.
В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными. В 1908 году русский купец Сергей Иванович Щукин заказал художнику три декоративных панноПанно (французское Panneau) — 1) Обрамленная часть стены, потолка, заполняемая изображением или орнаментом. 2) Картина или рельеф, предназначенные для постоянного или временного украшения определенного участка стены или потолка. Создавая картину, он забывал обо всем на свете.
В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Последним значительным созданием Матисса стала Капелла Четок в Вансе, где все (архитектура, росписи, витражи, мебель, ризы священников) принадлежало его творческой мысли. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех».
Совершил поездки в Италию (1907). Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. В 40-х гг. Эпитет «дикие», прозвучавший в их адрес, дал имя целому направлению. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств».
И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». С 1890 по 1902 он ежегодно создавал несколько картин, близких по духу импрессионистам. Сегодня «Парижский танец» справедливо считается жемчужиной коллекции этого музея – неслучайно для экспонирования гигантского полотна был выстроен специальный зал. Матисс также копировал их манеру письма. В 1948-53 годах по заказу доминиканского ордена Матисс работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе.
В 1889 году у него случился приступ аппендицита. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств».
Тема панно — танец. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Панно «Парижский танец» было задумано Матиссом на склоне лет. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена).
У Анри и Амели один за другим родились два сына. Расслабляющая атмосфера Южной Франции вдохновила его на создание чувственной серии «Одалиски»— в ней он изобразил облаченных в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. У них родилось два сына: Жан в 1899 и Пьер в 1900. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью.
В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-1940, Центр современного искусства имени Ж. Помпиду, Париж). К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.
Эта красивая женщина изображена на многих полотнах мастера наиболее известные работы – «Женщина в шляпе» и «Портрет жены». Портреты юной российской эмигрантки, в которых художник выразил весь пыл своей поздней страсти, сегодня украшают лучшие музеи мира их можно увидеть и в России. В 1901 впервые выставился в Салоне независимых, а в 1903 также в Осеннем салоне.