Рене Франсуа Гилен Магритт (фр. Ren Franois Ghislain Magritte 21 ноября 1898, Лессин— 15 августа 1967, Брюссель)— бельгийский художник-сюрреалист. Рене Франсуа Гислен Магритт (фр. Ren Franois Ghislain Magritte 21 ноября 1898, Лессин— 15 августа 1967, Брюссель)— бельгийский художник-сюрреалист. Рене Франсуа Гислен Магритт (Rene Franois Ghislain Magritte) (21 ноября 1898, Лессин — 15 августа 1967, Брюссель) бельгийский художник-сюрреалист.
Ответы кроются в названии Фальшивое зеркало. Таким образом Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета— не сам предмет. Художник бросает ему название картины (оно обычно появлялось после того, как работа была завершена). В 1916 художник покидает отца и братьев (младший из них — Раймон — впоследствии стал популярным в Бельгии композитором-песенником) и поступает в Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе.
Рене Магритт предупреждает о хрупкости мира. Однажды, выслушав комментарии по поводу своей картины «Красная модель» и услышав, что в ней якобы присутствуют указания на комплекс кастрации, Магритт решил нарочно сделать рисунок «по всем правилам» психоанализа и представить её на суд сюрреалистов. Специальный интерес художника к психологическим и гносеологическим проблемам проявился в присущей его живописи игре отражений, в сопоставлении образов явных и скрытых, в символике зеркала, глаза, окна, сцены и занавеса, картины в картине («Человеческий удел», 1933, Вашингтон, Национальная галерея «Недопустимое воспроизведение», 1937, Роттердам, Музей Бойманс ван Бейнинген «Прогулка Евклида», 1955, Миннеаполис, Институт искусств). Загадочность образу придаёт яблоко, висящее перед лицом человека.
Творческий беспорядок – это не о педантичном Магритте. «Война научила меня тому, что главное в искусстве – очаровать зрителя.
Художник не боялся спорить с другими сюрреалистами: например, Магритт отрицательно относился к психоанализу и особенно к его проявлениям в искусстве. Именно так мы видим мир. Ощущение тайны, как известно, присуще настоящему искусству. Здесь можно вспомнить слова самого Магритта о том, что он снимает вуаль со скрытого. На родине он создает цикл картин, которые впоследствии принесут ему мировую славу: «Портрет», «Изнасилование», «Удел человеческий», «Чёрная магия».
С 1926 по 1930 год он жил там, написав, например, знаменитое в будущем полотно «Это не трубка», на которой, собственно и была изображена трубка. Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года, оставив недописанным новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света». Вот комментарий художника к своей картине Удел человеческий (1933): Перед окном, которое мы видим изнутри комнаты, я поместил картину изображающую как раз ту часть ландшафта, которую она закрывает. – Они кажутся мне порождениями скорее души, чем разума.
Зачастую он самостоятельно объяснял свои работы, однако одну из них – знаменитых «Влюблённых» – оставил без комментариев. Детство и юность провел в провинциальном городке Шарлеруа. Это пример одного из возможных толкований многозначных метафор Магритта. Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». А разве любовь — это не слепота. В этом состояла ошибочность подхода теоретиков сюрреализма к произведениям искусства.
Вот таким образом наизвестном автопортрете «Прорицательность» Магритт программно запечатлевает свой метод, состоящий ввизуализации незримого, отношении кживописи каккколдовству. Однако, сам того не ведая, Магнус Шульман оставил след в истории. Хотя критики приняли её в штыки, она стала пропуском в мир сюрреалистов. С этого момента Магритт периодически возвращался к образу загадочного незнакомца в котелке изображая его то на песчаном берегу моря, то на городском мосту, то в зеленом лесу или лицом к горному пейзажу. В результате художник сам придумал определение для своего творчества – «магический реализм».
А что же Магнус Шульман. В «Попытке невозможного» художник пишет обнаженную женщину модель вроде бы стоит перед ним в комнате, но одна рука у нее еще не дорисована. Предъявив работу, он получил примерно то же объяснение, что и в предыдущий раз. «Поначалу зонтик стоял внутри стакана, но потом оказался под ним. Так или иначе, но женитьба, очевидно, явилась главным спасением Магритта от уныния.
Если ответ напрашивается во всей ясности, то связь между двумя предметами налаживается. В 1926 году перешел на работу в галерею Сенто, заключив контракт. Впрочем, может быть, так и было необходимо для создания его философских картин. Так или иначе, но женитьба, очевидно, явилась главным спасением Магритта от уныния.
Он проводит ее мучимый постоянным страхом репрессий за свое «левачество» (Магритт некоторое время был членом Компартии, откуда, правда, быстро ретировался), а еще пуще — «дегенеративное искусство». Именно в этот период были созданы его шедевральные полотна. Наиболее известные картины изображающие незнакомца – Голконда (1953) и, конечно, Сын человеческий (1964) – самая растиражированная работа Магритта, пародии и аллюзии на которую встречаются так часто, что образ живет уже отдельно от своего создателя. Будущий художник жил тогда в Шарлеруа, маленьком промышленном городе Бельгии. МАГРИТТ (Magritte) Рене (1898-1967) – бельгийский художник, один из крупнейших представителей сюрреализма. Защищать Магритта от подобных упреков бессмысленно.
Под маской никто не может разглядеть твоего лица, проникнуть в твою душу. Активнее всего Магритт снимал в период с начала 1930-х и до середины 1950-х годов. И, как это часто бывает в фильмах – противоборство двух интеллектов перешло в увлечение, а увлечение – в любовь. В «Опасных связях» обнаженная женщина стоит лицом к зрителю и держит зеркало, в котором отражается она же, но со спины. На картине Освобождение, выражена тема двух миров.
Из-за этого картины художника часто напоминают ребусы, которые полностью разгадать невозможно, так как они ставят вопросы о самой сути бытия: Магритт всё время говорит об обманчивости видимого, о его скрытой таинственности, которую мы обычно не замечаем. Ведь яблоко можно съесть, трубку набить табаком.
Но при таком понимании искусство сводится к частному, так сказать, лечебному фактору. Основателем этого направления считается Андре Бретон, который в основе сюрреализма видел воплощение теории о подсознании Зигмунда Фрейда. Лишь однажды, будучи уже взрослым человеком, он заметил, что по малолетству (ему было тогда двенадцать) он даже испытывал некоторую гордость, оказавшись в эпицентре драмы. Рядом — несколько женских торсов, вырастающих друг из друга (символ чувственности). Магритт придавал названию решающую роль в восприятии картины.
По сей день военный или как его ещё называют «солнечный» период бельгийца остаётся мало изученным и не вызывает особенного интереса. Герберт Рид отмечал: Магритта отличает строгость форм и отчётливая ясность видения. Магритт создает картины-ребусы, в частности, «Ключ мечты», «Предательство картин», «Родство душ», «Фальшивое зеркало» и т. п. Вот таким образом на известном автопортрете «Острый взгляд» (1936) Магритт программно запечатлевает свой метод, состоящий в визуализации незримого, отношении к живописи как к колдовству. В этих словах — ключ к поэтике Магритта. Образы Магритта узнаваемы во всем мире.
В чем-то не соглашается с ними, считая себя «магическим сюрреалистом». То, что, скажем, у увековечившего писсуар Дюшана или стращающего обывателей «каннибальским манифестом» Пикабиа могло казаться забавой, бравадой, претенциозной игрой, у Магритта обретает основательность некоего драматического знания. На это же было нацелено и толкование произведений искусства, предложенное Фрейдом.
Другой частый мотив – хрупкое стеклянное окно. Естественно, они проанализировали его так же хладнокровно.
Настоле перед художником — яйцо, ана холсте намольберте — ужептица. Детство и юность провел в провинциальном городке Шарлеруа. К 1925 году Магритт приобрёл определённую известность, сблизился с дадаистами, стал сотрудничать со многими журналами и даже издавать свой собственный – «Эзопаж» (франц. В начале 50-х Магритт попытался объяснить свой подход к воплощению философской образности: Я беру произвольный предмет или тему в качестве вопроса и затем принимаюсь за поиски другого объекта, который мог бы послужить ответом. Он ничему не должен учить, а вместо этого — удивлять и завораживать. Главная особенность Магритта — атмосфера таинственности в его произведениях.
«Торжествующая поэзия вытеснила шаблонные приёмы живописи – описывал Рене своё первое впечатление, – Это было новое зрение, вооружившись которым зритель видел отражение собственного одиночества и слышал безмолвие мира». В это же время, как и чуть раньше, Магритт не раз обращался к необычным, порой даже изысканным женским образам (картины Женщина, Голубое кино, Платье приключения и др. ). В 1947 году он серьёзно поссорился с Бретоном – тот «отлучил» его от сюрреализма, резко осудив картину «Пожиратели птиц» за чрезмерный натурализм. На картине «Влюбленные» перед нами настоящий поцелуй страсти.
Нацистская оккупация Бельгии является сильнейшим психическим стрессом для художника. Все они вызывали различные эмоции у разных людей.
Смерти матери исследователи творчества художника придают очень важное значение, объясняя отроческой психической травмой заслоненность лиц (птицей, букетом фиалок, но чаще всего – косынкой, полотенцем или полотном) на большинстве его портретов: когда Регину Магритт вытащили на берег, ее лицо было обмотано ночной сорочкой. В 1923 году Магритт увидел репродукцию работы Джорджо де Кирико «Любовная песнь» и после этого занялся образными экспериментами и всерьёз увлёкся сюрреализмом. Магритт работал художником плакатов и рекламы на фабрике бумажной продукции вплоть до 1926 года, когда контракт с брюссельской галереей Сенто позволил ему полностью посвятить себя живописи.
На картине Безумие величия (1948) на каменном парапете на фоне бескрайнего лазурного моря изображена догорающая свеча — как символ бренности человеческой жизни. Это название как нельзя точно характеризует его «варварски» (по выражению Бретона) натуралистичные картины, всегда строго подчинённые определённому замыслу. То есть драма, конечно, была: любовь с первого взгляда, возраст Ромео и Джульетты и даже родители, которые насильно разлучили героя с героиней: Жоржета Бергер была увезена из маленького провинциального городка Шарлеруа в Брюссель. В 60-е года художник находился в зените славы, под его мощнейшим влиянием развивались концептуализм и минимализм и многие из созданных им образов уже стали жить своей жизнью и перекочевали в массовую и поп-культуру. На картине Плагиат (1960) обращают на себя внимание несколько деталей-символов.
Видимое всегда прячет за собой еще одно видимое. Художник в ответ написал манифест «Сюрреализм в полном солнечном свете», в котором выступил с резкой критикой движения. Как бы то ни было, после войны дела Магритта пошли в гору. Однако экстравагантная богемная среда, видимо, претит художнику и в 1930 году он, ни с кем толком не простившись, внезапно возвращается в Брюссель, где создает в последующие годы ряд своих знаменитых картин — «Удел человеческий», «Черная магия», «Портрет», «Изнасилование», «Тоска по дому». Традиции старого нидерладского искусства благотворно повлияли на творчество Магритта. Однако пока что они не могли быть вместе.
Магритт сдружился с Полем Элюаром, Максом Эрнстом и Сальвадором Дали. Возможно, реакцией на переживания войны является его отход в 40-е годы от принципов сюрреализма и «штамповка» картин a la Ренуар. Они сами стали личностями и будто ведут меж собой разговор. Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься.
Магритту эти веяния были противны и в результате он стал открещиваться от ярлыка «сюрреалиста». В 1922 году женится на Жоржетт Берже. Женившись, Магритт устроился на работу на обойную фабрику Петера Лакруа. Делалось это намеренно. Если ответ напрашивается во всей ясности, то связь между двумя предметами налаживается».
Сразу после окончания Второй мировой Магритт вернулся к своему фирменному стилю. На ней изображена пара целующихся мужчины и женщины их головы обмотаны белой тканью. Последней работой художника стала «Каникулы Гегеля». В период с 1932 по 1945 гг. Я тоже ношу котелок, у меня нет особого желания выделяться из массы».
Таким образом, Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета— не сам предмет. Затем Леопольд перевозит семью в Шарлеруа, где Рене заканчивает школу. Возможно, реакцией на переживания войны является его отход в 40-е годы от принципов сюрреализма и «штамповка» картин a la Ренуар. Он проводит ее мучимый постоянным страхом репрессий за свое «левачество» (Магритт некоторое время был членом Компартии, откуда, правда, быстро ретировался), а еще пуще – «дегенеративное искусство». Только несоединимое помогает, по мнению Магритта, уловить смысл бытия.
Все как у самого Дали на картинах – жизнь как сон, красочный сон. Ему позволили восстановить немецкое гражданство, но из армии ему пришлось уволиться – впрочем, он в ней так и так не служил, будучи секретным агентом, которому для проведения упомянутой операции пришлось надеть армейскую форму. Благодаря четкости и лаконизму поэтических метаморфоз картины Рене Магрита стали популярнейшими (наряду с произведениями Сальвадора Дали) образцами сюрреализма. И именно после встречи с ней, а точнее, разлуки, Магритт начала рисовать – и через три года поступил в Королевскую Академию Изящный Искусств в Брюсселе. Критикам – в особенности французским – эта «контратака» пришлась не по душе. В1940-x годах Магрит сделал две попытки изменить свою манеру.
Фильм «Тайное окно» Дэвида Кеппа символически завязан на котелке Магритта. Для бельгийского романтизма, к которому можно отнести творчество Магритта, характерно мифо-поэтическое направление, восходящее к искусству великого Иеронимуса Босха (1450–1516). Рене Магритт родился в Лессине (Бельгия) в семье портного и модистки. Он подрабатывал в рекламе, оформлял обложки нотных изданий и даже делал рисунки для обоев.
ред. ) – художник обозначал лишь контур мужчины в котелке, наполняя его облаками и листвой. Изображение яблока, курительной трубки – это только образы, но не сами предметы. В 1943 году Марсель Марийен написал и издал первую книгу о творчестве Магритта. Позже в местной речушке обнаружили тело утопленницы, ей оказалась Регина.
Подол ночной рубашки, обмотавшийся вокруг головы трупа матери, — что может быть лучшим символом слепоты. Это помогло Магритту определиться с будущим родом занятий. В то же время он панически боялся преследования из-за своих левых взглядов и связей с компартией – не говоря уже о попадании в ряды «дегенеративных художников». Он снова полностью посвящает себя живописи, а, увидев в 1923 году репродукцию картины Джорджо де Кирико «Любовная песнь», кардинально меняет свои представления об искусстве.
Я думаю, ему бы понравилось или показалось забавным (например, во время каникул). На ней изображена курительная трубка с надписью: «Это не трубка».
Под занавес жизни Магритт стал писать картины, отличающиеся фотографической скрупулёзностью: «Битва аргонавтов», «Большая семья», «Империя лихтёров». Достаточно просто всмотреться в его работы, чтобы почувствовать, что опрятный и уравновешенный, чуждый эксцентричности и скандальности бельгийский буржуа, действительно, был одним из художников-магов этого столетия. Известный драматург Том Стоппард написал пьесу «После Магритта». Художник объяснял, что образ предмета и сам предмет – суть разные вещи.
В 14 лет лишился матери, которая утонула (согласно другой версии – утопилась). Фильм, в свою очередь, отсылал к знаменитой картине «Вероломство образов». Она умерла от сердечного приступа в дождливую осеннюю ночь. Цель Магритта, по его собственному признанию, заставить зрителя задуматься.
«Искусство живописи казалось мне тогда каким-то колдовством, а художник — человеком, наделенным волшебной силой» – признавался он. Режиссер несколько раз акцентирует внимание зрителей на картине «Сын человеческий» и именно она дает ощущение двойственности и соблазна (яблоко).
Рене Магритт довольно часто комментировал свои картины, но одну из самых загадочных – Влюбленных (1928) – оставил без объяснения, предоставив простор для интерпретаций искусствоведам и поклонникам. В 1964 году проходит его грандиозная выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке, на которой он получает «официальное прощение» от «идеолога сюрреализма» Андре Бретона: «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам». Художников Бретон призывал использовать образы, словно навеянные сновидениями. В 1947 году на «отступника» обрушивается Бретон и отлучает Магритта от сюрреалистического движения. Перед нами порыв, когда влюбленные сливаются в поцелуе.
Творческая карьера Магритта не всегда шла в гору. Защита эстетики.
Было проведено специальное расследование и во всем обвинили местных жителей. Возможно, сам психоанализ – лучшая тема для психоаналитика». «Я хочу живой любви, невозможной и двусмысленной» — сказал однажды Магритт и, как это ни странно, получил ее: любовь одной женщины к одному мужчине и наоборот без детей, без отвлекающих факторов, без желания или необходимости что-либо менять в этих отношениях. Но для изображения слепоты было бы достаточно закрытых глаз. И, как только избавился от долгосрочного контракта с бельгийской галереей Сенто, основал вместе с братом собственное рекламное агентство, которое в итоге принесло ему твердый доход и возможность посвятить себя полностью той живописи, которой он хотел заниматься, не слушая мнения критиков и не оглядываясь на моду – тем, что можно назвать «поэзия обыденной жизни». Параллельно художник сотрудничает с левой газетой «Глас народа», выступая под псевдонимом «Ф. Берже».
И картину он крадет, скорее, для развлечения и остроты ощущений, а не из-за денег. Безмятежное небо служит фоном незнакомцу в котелке (Декалькомания, 1966), заменяет серые стены комнаты (Личные ценности, 1952) и преломляется в объемных зеркалах (Элементарная космогония, 1949). Картина «Заблудившийся жокей» (1926) становится для него пропуском в сюрреалистическую элиту.
В 1927 году устраивает свою первую выставку. Ткань, обмотанная вокруг голов, неизбежно вызывает в памяти погибшую мать художника, но также намекает на личные границы: даже слившись в поцелуе, возлюбленные остаются разделены. Если не считать «Влюблённых», художник практически всегда давал картинам, на первый взгляд, не связанные с содержанием названия. Возвратившись через несколько дней в то место, где находился особняк с загадочной женщиной, герой узнаёт от владельца расположенного неподалёку кабачка, что особняк необитаем уже тридцать восемь лет — с тех пор, как умерла последняя обитательница этого дома, одинокая молодая женщина.
Однако после войны Магритт перестаёт писать в таком «солнечном» стиле и возвращается к образам своих довоенных картин. Ужасно видеть, какому глумлению может подвергнуться человек, сделавший один невинный рисунок Возможно, сам психоанализ — лучшая тема для психоаналитика. С кушетки точно так же спадают платье и накидка, но вместо молодой женщины у Магритта в центре сюжета гробы – в одном случае согнутый пополам (Перспектива мадам Рекамье Давида, 1951), а в другом – грациозно сидящий (Перспектива мадам Рекамье Жерара, 1950). В1927 годуустраивает свою первую выставку.
После этого его оставили в покое, а в последний день рождения фюрера и вовсе помиловали. Он присоединился к обществу дадаистов и в 1927-м он устроил первую в своей жизни персональную выставку в галерее «Кентавр». Магритт, однако, скоро, после скандала вокруг «варварской», крайне натуралистической картины «Пожиратели птиц», возвращается к своей привычной манере и вскоре входит в круг самых дорогостоящих авторов современного искусства.
Я живу в очень неприятном мире и моя работа задумана как контратака на этот мир». Яркий пример – работа Вероломство образов. В Академии он подружился с Виктором Сервранксом. Летом окно было растворено и Магритт мог вдыхать запах табака марки «Черный кедр 3» из Милуоки. Именно там он впервые увидел художника, занятого рисованием с натуры.
В ленте «Таксандрия» Рауля Сервэ к работам художника отсылают фоны и костюмы. В 14 лет лишился матери, которая утонула (согласно другой версии — утопилась). В римейке киноленты «Афера Томаса Крауна» главный герой ворует и возвращает полиции картину, переодевшись в персонажа Магритта. В 1964 году проходит его грандиозная выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке, на которой он получает «официальное прощение» от «идеолога сюрреализма» Андре Бретона: «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам». В 1967 году Рене Магритт умирает от рака поджелудочной железы, оставив недописанной новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света».
Он также начал вырабатывать свой собственный стиль. Таким образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем. Очевидно, что фотография была для него не просто хобби, но дополнительным инструментом постижения мира, а также вспомогательным средством. О слиянии живописи Магритта с поэзией уже упоминалось. Однако так называемый «стиль плен солей» (или «ренуаровский», 1945-1947) и последовавший за ним «вульгарный стиль» (1947-1948) не привели к плодотворным результатам и художник вернулся к прежнему методу. В 1927 году в галерее «Кентавр» в Брюсселе проходит его первая персональная выставка, после чего чета Магриттов переезжает во Францию и поселяется в местечке Перро-сюр-Марн неподалеку от Парижа.
Названия картин Рене Магритта и их связь с изображением – тема для отдельного изучения. В ряде полотен сюрреалистический абсурд возникает как следствие буквального перевода словесных метафор в зримый образ («Любовники», 1926, Брюссель, частное собрание «Искусство разговора», 1950, частное собрание). Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Но и тебе не дано ничего увидеть.
В 1947 году на «отступника» обрушивается Бретон и отлучает Магритта от сюрреалистического движения. Картины Магрита основаны на эффекте отстранения вещи от ее привычного смысла (Это не трубка, предупреждает надпись на его композиции, где изображена именно курительная трубка). Публике всегда нужны простые и понятные символы. «Я всегда считал Магритта художником воображаемого, мастером, стоящим где-то на уровне Джорджоне», – так отзывался о художнике британский критик Герберт Рид.
А еще он должен был написать на вывеске своей лавки фальшивое имя – Мюллер. Его провокационные художественные гипотезы никак не подкреплялись личными поведенческими девиациями – всеми этими оголтелыми скандалами, непредсказуемыми выходками, задиристыми манифестами, которыми, как полипами, обросли биографии «лидеров течения». «Искусство, как я понимаю, не подвластно психоанализу. Дело в том, что по чистой случайности он сделался прототипом бизнесмена для Магритта. Он был старшим из четырёх сыновей.
Незнакомцев могло быть двое или трое, они стояли спиной к зрителю или полубоком, а иногда – как, например, на картине High Society (1962) (может быть переведено, как Высокое общество – прим. В 1926 году Магритт создаёт сюрреалистическую картину «Потерянный жокей», которую считал своей первой удачной картиной такого рода. Человек в котелке – это господин Посредственность при всей своей анонимности. «Сюрреализм – это реальность, освобожденная от банального смысла», – заявил как-то Магритт.
Его похоронили на Схарбекском кладбище. Благодаря четкости и лаконизму поэтических метаморфоз картины Магритта стали популярнейшими (наряду с произведениями С. Дали) образцами сюрреализма Рене Магритт умер 15 августа 1967 года в Брюсселе в возрасте 69 лет. Открытая взломанная дверь — символ иного измерения, таящего множество загадок. Говорят, что даже его мастерская не походила на типичную студию живописца. Только человек, очень хотевший быть обывателем, мог заметить в повседневности ту загадочность, таинственность, пугающую магию, которую еще в детстве он обнаружил: «Я взял себе ориентир — магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи ещё ребёнком».
«пищевод»). С конца 20-х и на всём протяжении 30-х гг. В1926 годуМагритт создаёт сюрреалистическую картину «Потерянный жокей», которую считал своей первой удачной картиной такого рода. Каждое утро в течение трех лет по дороге на станцию Магнус Шульман проходил мимо его окна. Магритт родился 21 ноября 1898 года в маленьком бельгийском городке Лессине.
Репродукция этой картины висит в кабинете у Томаса Крауна. Слева на столе мы видим изображение гнезда и трёх яиц — символика Триединства. Рене Магритт скончался 15 августа 1967 года от рака поджелудочной железы. Но будучи помещенным в несвойственную им среду, вызывают у зрителя то чувство, к которому стремился привести его Магритт: «Меня не интересует сама живопись а только тот эффект, который она производит – неудобство, беспокойство, отказ от обычного взгляда на привычные предметы».
В итоге полученные впечатления подтолкнули тридцатилетнего пастыря к занятиям живописью. «Сюрреализм Магрита» — интеллектуальная игра, в которой раскрываются проблематичные свойства зрительного восприятия и иллюзорного изображения на плоскости. В 1922 году женится на Жоржетт Берже. Полотна, написанные сюрреалистами, не могли быть порождением ни добра, ни зла.
На картине Сын человеческий (1964) современный человек изображён на фоне стены, отделяющей его от бескрайних просторов океана и неба, символизирующих бесконечность. В 1916 художник покидает отца и братьев (младший из них – Раймон – впоследствии стал популярным в Бельгии композитором-песенником) и поступает в Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе. Сюрреализм (надреализм, сверхреализм) – так называется стиль, в котором работал художник. Париж надоедает и супруги возвращаются на родину, в Брюссель.
Он получил ряд серьёзных заказов на монументальные работы: расписал казино Кнокк-Ле Зути, выполнил панно во Дворце изящных искусств и брюссельском Конгресс-центре. Либо Жоржетта ему не поверила, либо сочла все это неважным, но спустя два года они поженились. Для него сюрреализм – кукушкино яйцо в чужом гнезде.
Самой же узнаваемой во всём мире работой Магритта (пускай не многие знают её название) является «Вероломство образов». «Художник казался мне человеком, наделенным волшебной силой», – вспоминая детство, написал Магритт на склоне лет в автобиографической статье «Линия жизни».
К величайшему изумлению, в женщине он узнаёт свою жену. В то же время эта деталь придаёт гармонию прозаическому облику аккуратного буржуа.
Им пригрозили расстрелом, если они не возместят утраченное золото. В начале 1920-х с финансами у художника было туго. Так вот двойственность личности Томаса Крауна на редкость тонко обыграна именно при помощи картины Рене Магритта «Сын человеческий».
А в небе с прекрасными застывшими облаками (у Магритта — символ безвременья) зритель видит голубые бестелесные геометрические формы, символизирующие чистые идеи и воздушный шар — символ абстрактной чистой мысли. А отвечать самим себе на них нам. Главной темой работ художника было совмещение сна и реальности. Личное гипертрофируется до чудовищных размеров. Комната превращается в некий микрокосм, замкнутый, стиснутый, несмотря на небо с плывущими по нему облаками вместо стен.
Его картины называют ребусами, загадками. К концу 1920-х дела пошли лучше. С целью произвести яркое впечатление, Магритт сказал ей, что идет к любовнице. Название её – «Сын человеческий». Картина «Заблудившийся жокей» (1926) становится для него пропуском в сюрреалистическую элиту.
«Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам», – заявил поэт. Идите, возвращайтесь, выходите снова — вы найдёте среди сумерек то, что вам нужно. Мне эта картина напоминает дзенский коан. Магритт ставит вопросы и разрушает сложившиеся стереотипы.
Однажды она убежала из дома и не возвращалась в течение нескольких дней. Однако экстравагантная богемная среда, видимо, претит художнику и в 1930 году он, ни с кем толком не простившись, внезапно возвращается в Брюссель, где создает в последующие годы ряд своих знаменитых картин – «Удел человеческий», «Черная магия», «Портрет», «Изнасилование», «Тоска по дому». Первая его выставка в 1927 году была раскритикована. После выставки Бретон официально простил «отступника».
В этом случае возникает мучительный и страшный вопрос: Кто же я. »Художник обнаружил в предметах свойство постепенно преобразовываться, перетекать из одной формы в другую, превращаться в предмет, отличный от самого себя. Один из излюбленных мотивов художника – фигура отстранённого мужчины в шляпе-котелке («Размышления одинокого прохожего», «Сын человеческий», «Прогулки одинокого мечтателя», «Убийца в опасности», «Голконда»). Он всю жизнь писал картины в столовой и там была идеальная чистота.
В том же 1926 году Магритт написал «Потерянного жокея» – первую действительно удачную, по его мнению, картину. Вот таким образом неудивительно, что сюрреализм развивался в двух концептуально разных направлениях. С этого момента он – сюрреалист. Магритт умел и любил вкладывать в свои произведения философский смысл. Эта картина подытожила рассуждения художника о взаимосвязи образов и слов. Он ничему не должен учить, а вместо этого – удивлять и завораживать».
Снятые на самую простую камеру Kodak, фотографии из архива Магритта, подобно его живописным полотнам, носят неординарные названия: «Фараоны или Восьмая династия» «Бог, день восьмой», «Торговка забвением», «Искупление грехов» и т. п. Придумывать их Магритту зачастую помогали его приятели-литераторы.
Он изображал и исследовал телесные метаморфозы, связь тела с объектами реального мира. Никакая виртуозность кисти иточность наблюдения неспособны, поМагритту, «словить» наполотне реальный физический объект. Почему такое сочетание.
Вот таким образом я назвал картину Каникулы Гегеля». Когда женщину вытащили на берег, её лицо было обмотано ночной сорочкой. Это красивое яблоко будто бы парит в пространстве.
В 1964 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла масштабная персональная выставка Магритта, несмотря на то, что в 50-е в результате политики маккартизма его работы были изъяты из экспозиций американских музеев как «прокоммунистические». В 1927 году устраивает свою первую выставку. Картина названа именно так, так как, по мнению автора, в ней воплощен образ современного бизнесмена, который остается сыном Адама и все искушения современного мира (яблоко – символ соблазна), ему очень даже не чужды. Они многократно тиражировались в поп-культуре, фигурировали в различных фильмах, спектаклях, рекламе.
Но не забывайте никогда, что вы близко от дверей. Жизнь была тяжёлой. На столе перед художником – яйцо, а на холсте на мольберте – уже птица. И если все вокруг — это иллюзия, то художник — настоящий иллюзионист. Его преподавателями были Жисбер Комбаз и Констант Монта. Сначала мысль, а уж потом эстетика.
Спустя ещё несколько лет он женится на ней и проживёт вместе с ней всю оставшуюся жизнь. Биографы Магритта считают, что Жоржетт, с которой 15-летний Рене познакомился на ярмарочной карусели в Шарлеруа, не только в качестве супруги, но и физически была единственной женщиной в его жизни, что для многих является дополнительным доказательством «мещанства» художника. Особенно популярна трубка с подписью «Это не трубка». Уже серия работ конца1920-х — начала1930-х годов, где элементарная картинка сопровождается противоречащей ей надписью, демонстрирует условно-знаковый характер визуального образа («Пустая маска», 1928, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рaйн-Вестфалия «Предательство образов», 1928-1929, Лос-Анджелес, Музей искусств «Ключ к сновидениям», 1930, Париж, частное собрание).
Этот взгляд, которым мы обменялись во мраке, эти слова, не имевшие смысла у подножия горы, — посмотрите, чем они стали и что они значат там, над снежными высотами. Смерти матери исследователи творчества художника придают очень важное значение, объясняя отроческой психической травмой заслоненность лиц (птицей, букетом фиалок, но чаще всего — косынкой, полотенцем или полотном) на большинстве его портретов: когда Регину Магритт вытащили на берег, ее лицо было обмотано ночной сорочкой. Футуризм, кубизм и дадаизм имели огромное влияние на художника, но в 1923 году Рене Магритт впервые увидел работу Джоржио де Кирико «Песня любви».
В 40-е – Принцип неопределенности, Ум и др. В каком-то журнале он увидел «Песнь любви», картину Джорджо де Кирико: смятая хирургическая перчатка изображенная крупным планом, висит на стене рядом с головой классической статуи.
Защита эстетики». Нацистская оккупация Бельгии является сильнейшим психическим стрессом для художника. Это всегда тайна. Стиль Магритта выражается в несколько «открыточной» манере письма, подчёркнутой сухости и условности его персонажи безличны, причём, зачастую – в прямом смысле этого слова. Рене Магритт родился в Лессине (Бельгия) в семье портного и модистки. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он.
«Магритт превратил обыденные вещи в мифические, придав им тайну» – писал английский философ Герберт Рид. Он не случайно начинал свою карьеру на фабрике бумажной продукции в Брюсселе как художник плакатов и рекламы. Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи. Герой чувствует, что оказался в другом измерении.
В качестве улик, в частности, предъявляются его неожиданное, с явным коммерческим привкусом увлечение импрессионизмом в 40-х годах (ни славы, ни денег Магритту, увы, не принесшее) и многочисленные повторы и вариации некоторых сюжетов («Владычество света» существует, например, в шестнадцати вариантах) в 50 – 60-х годах, когда к нему, в немалой степени благодаря дилеру Александру Иоласу, пришел феноменальный успех. Это одна из первых работ Магритта, которая напоминает зрителю о том, что изображение не тождественно предмету. «Открытое видимое» – Томас Краун – богатый, благополучный и безупречный бизнесмен, любитель и знаток живописи. В 1935 пишет знаковую работу «Сотворение человека».
Его символика чиста и прозрачна, как стёкла окон, которые он так любит изображать. Художник окончательно разошёлся с фрейдистами. Вместе с художником Полем Дельво Магритт возглавляет течение бельгийского сюрреализма.
Магритт, однако, скоро, после скандала вокруг «варварской», крайне натуралистической картины «Пожиратели птиц», возвращается к своей привычной манере и вскоре входит в круг самых дорогостоящих авторов современного искусства. Мои картины просто выявляют такое положение вещей непосредственным и неожиданным образом. Жизнь его сложилась на редкость добропорядочно и чинно, что, пожалуй, заставляет относится к исторгнутым его фантазией образам намного серьезнее, чем к аффектированным и кичливым «видениям» многих иных сюрреалистов. В качестве модели часто выступала его супруга Жоржетта.
Ключом здесь также становится название. В 1921 году Магритт был призван в армию вместе со своим земляком и приятелем поэтом Пьером Буржуа. Затем удачный контракт с галереей Сенто позволил ему полностью переключиться на живопись. Однако небо Магритта нельзя перепутать с чьим-то другим – чаще из-за того, что на его картинах оно оказывается отраженным в причудливых зеркалах и огромных глазах, наполняет контуры птиц и вместе с линией горизонта из пейзажа незаметно переходит на мольберт (серия Человеческий удел). Именно этот момент стал отправной точкой для развития сюрреалиста Рене Магритта. Название объясняет идею картины: органы чувств лишь отражают внешний облик вещей, не передавая скрытой глубины мира, его тайны.
В академии художник проучился всего два года за время учёбы он сдружился с художником Виктором Сервранксом и повстречал свою первую любовь и будущую супругу – Жоржетту Бергер. Это мнение автора. Биографы Магритта считают, что Жоржетт, с которой 15-летний Рене познакомился на ярмарочной карусели в Шарлеруа, не только в качестве супруги, но и физически была единственной женщиной в его жизни, что для многих является дополнительным доказательством «мещанства» художника. Согласно легенде, незадолго до смерти он произнёс такие слова: «Я так и не понял причины, по которой мы живём и умираем». Что автор хочет этим сказать.
Самая популярная трактовка картины – «любовь слепа». На картине Неожиданный ответ (1933) воплощена мысль Метерлинка: Нет в жизни незначительных дней. Он снова полностью посвящает себя живописи, а, увидев в 1923 году репродукцию картины Джорджо де Кирико «Любовная песнь», кардинально меняет свои представления об искусстве. На фестивале Glastonbury 2014 прошёл спектакль российского театра ЧёрноеНебоБелое под названием «Magritte RGB».
Отсюда неожиданная трактовка внутреннего и внешнего в произведениях Магритта. Его стали выставлять в мировых столицах – Риме, Лондоне, Париже, Брюсселе и т. д. Не осталось даже таблички с его именем, пусть и фальшивым. Интуиция подсказывает художнику, как расположить эти предметы, чтобы выразить тайну.
ред. ). К сожалению, он так и не был опубликован. Говорят, он уехал в Швейцарию и там женился на дочери обойщика.
Близкий друг Магритта, Луи Скутенер (автор монографии о художнике и центральная фигура в бельгийском сюрреализме) собрал коллекцию фотографий Рене и в 1976 году представил на выставке «Верность изображений». Его следы затерялись. Такова его знаменитая картина Личное достояние (1952). За спиной героя картины, стоящего возле стены, мы видим море и голубое облачное небо.
Магритт сразу же подключился к бесконечным беседам сюрреалистов за столиками в кафе, хотя интереса к спонтанному искусству не проявил исследование подсознания его не увлекало. Магритт три раза вступал в Коммунистическую партии Бельгии и каждый раз бросал её. Его картины называют парадоксальными.
В целом, детство и юность Рене были мрачными, хотя и небедными. Где сон, где реальный мир. Семья Магриттов переезжала с места на место. «Скрытое видимое» – Томас Краун – умный и тонкий авантюрист, для которого социальные нормы и стереотипы не имеют значения. Глядя на картину, Магритт осознал «превосходство поэзии над живописью» и растрогался до слез. Опять рекламные работы, Рене и его брат открывают агенство. Вернувшись наутро домой, он обнаруживает свою жену Луизу (так же звали её двойника) лежащей на полу кухни — она умерла от сердечного приступа. Это всегда тайна.
Мы видим его вне нас и в то же самое время видим его представление внутри себя. Большинство снимков являются постановочными. Для них это была любовь с первого взгляда. Привлекли его и пространственные, бесконечные пейзажи-фоны картин Босха, символизирующие высшую духовность, к которой стремится грешное человечество. Поистине невыполнимая задача.
На картине Фальшивое зеркало (1929), выразившей мировоззренческое кредо художника, всё пространство занимает изображение громадного глаза. Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположных стремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее).
Магритт создаёт тонкий, одухотворённый поэтический образ. В 1927 году в галерее «Кентавр» в Брюсселе проходит его первая персональная выставка, после чего чета Магриттов переезжает во Францию и поселяется в местечке Перро-сюр-Марн неподалеку от Парижа. Детство и юность провёл в небольшом промышленном городе Шарлеруа. Никакая виртуозность кисти и точность наблюдения не способны, по Магритту, «словить» на полотне реальный физический объект.
Похоронен на Схарбекском кладбище. – Настаивал он.