В конце концов, Курбе стал главой реалистической школы, возникшей во Франции и распространившейся оттуда в другие страны, особенно в Бельгию. На картине изображен торс женщины без лица. Все три работы Курбе вместе с пятью другими показал на очередном Салоне 1851 – 1852 года. Свободный, гордый, независимый юноша изображен в гроте из диких скал. Пишет портреты и автопортреты, подчас романтизируя и приукрашивая свой облик: «Человек с собакой» (1842, Пти-Пале, Париж) «Раненый» (1844, Лувр, Париж) – обе работы в Салоне 1844 «Счастливые влюбленные» (Салон 1845 музей в Лионе, ) «Человек с трубкой» (1846, Музей в Монпелье).
800 художников требуют, чтобы Курбе возглавил Комиссию изящных искусств. Светлы и проникновенны пейзажи художника. В романе «Биез из Серина», написанном вскоре после этого, Франсис Вей почти дословно использовал фразы из письма Курбе, описывая двух дробильщиков камня у обочины дороги. Здоровому человеку это не требуется и рассматривать этот опус не хочется. С этих пор начинается долгая и упорная война Курбе с официальным искусством, против ложной и мертворожденной красивости за правдивое и непредвзятое изучение жизни. Остальные работы художника в Салон не приняли.
К выставке был выпущен специальный каталог, в котором он напечатал «Манифест реализма» критика назвала его лидером движения. За бунтарским характером живописца, его выступлениями в защиту реализма, нарочитой грубостью некоторых образов не всем удавалось разглядеть еще одну грань творчества. Вместе с тем, хотя Курбе проповедовал «истинное» искусство, предназначенное для пролетарских масс, не нужно преувеличивать его пропагандистские интенции. Первые уроки живописи получил в Орнане у отца Бо (ученика А. Ж. Гро), в 1837-39 обучался в художественной школе в Безансоне у Ш. А. Флажуло (ученика Ж. Л. Давида). И это действительно греческое, античное, первобытно-гомеровское, уходящее в глубокую древность. Парижская жизнь Курбе прерывалась многочисленными поездками. Такой стиль обучения хорошо подходил Курбе.
В 1850-1870-х годах Курбе создаёт жанровые композиции, натюрморты, пейзажи: «Деревенские барышни» (1851-52, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Купальщицы» (1853), «Встреча» («Здравствуйте, господин Курбе. », 1854 обе – Музей Фабра, Монпелье). На другой стороне – молодой парень с пропыленной головой и смуглым лицом. В следующем же, 1854 году, Курбе все лето гостил у Брюйаса на юге Франции, в Монпелье. В Париже Курбе познакомился с художественной коллекцией Лувра. Уже в ранних работах он стремился охватить различные жанры живописи: пейзажи родной провинции Франш-Конте, композиции («Лот с дочерьми», ок. В 1873 он уехал в Швейцарию. Он весь бурлил в тридцатые-сороковые годы, а революция 1848 г. увлекла и Курбе. В 1873 он эмигрирует в Швейцарию и умирает в изгнании.
Пишет картины изображающие молодых женщин в пейзаже интерьере: «Гамак» (1845, коллекция Оскара Рейнхарта, Винтертур) «Деревенские барышни» (1852, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Публика, шокированная прозаизмом его тем, возмущалась непристойностью его обнаженных, например представленных в Салоне 1853 «Купалыциц» (Монпелье, музей Фабра). Его провокации еще больше разжигали ревность. Увы, глядя на это добротное полотно, кажется, что творческая сила уже покинула Курбе по сравнению с вдохновенными Дробильщиками и в особенности с Похоронами в Орнане эта вещь выглядит и вялой и скучной в ней нет ни прежнего пафоса, ни поэзии, ни какой-то обобщающей мысли, это только более или менее добросовестное воспроизведение реальной действительности. Этот визит он обессмертил своей картиной «Встреча», также называемой «Здравствуйте, господин Курбе. » (Монпелье, музей Фабра).
В 1867 он вновь устраивает выставку, на которой экспонирует около ста работ. гал. ). В 1839 году он отправился в Париж, дав отцу обещание, что будет изучать там юриспруденцию. В Париже Курбе познакомился с художественной коллекцией Лувра.
Грандиозное полотно «Похороны в Орнане» (1849-50, Музей Opce, Париж) – одно из самых значительных произведений французского реализма 19 века – подобно монументальной фреске, запечатлевшей жизнь французской провинции. Все они являются, в основном, результатом суммированных наблюдений, перенесенных на полотно либо в нормандской, либо в парижской мастерской. Ему хотелось написать свою жизнь, жизнь художника и творца, так, как он себе ее представлял и он сделал это, несмотря на все очевидные трудности, которые ставила перед ним эта задача «реальной аллегории». В 1839 году отправился в Париж, где недолго обучался в академиях Сюиса и Лапена изучал картины старых мастеров в Лувре (преимущественно испанских – Д. Веласкеса, Х. де Риберы, Ф. Сурбарана).
В 1919 г. прах Курбе был перезахоронен в Орнане. Старик стоит на коленях парень тащит корзину со щебнем. К числу лучших произведений Курбе последнего периода относится картина «Возвращение кюре с приходской конференции» (1863), где он сатирически показывает пьяных церковников. В 1846 году Курбе посетил Нидерланды огромное впечатление, которое произвели на него произведения Ф. Халса и Рембрандта, укрепляют Курбе в поисках реалистического пути в искусстве («запечатлеть нравы идеи и облик моей эпохи, согласно моей оценке»).
Курбе не стал заниматься юриспруденцией, а вместо этого начал занятия в художественных мастерских, прежде всего у Шарля де Штейбена. Живописная фактура Курбе оказала влияние на кубистов. В ранний период пишет пейзажи (в пастозной манере) родной провинции Франш-Конте, также композиции на религиозные и литературные сюжеты («Лот с дочерьми», 1841, частное собрание, Париж «Вальпургиева ночь», около 1841, не сохранилось).
Со спокойным высокомерием он смотрит прямо на зрителя. «Вот каков в действительности мир, - словно говорит нам Курбе, - он совсем не так тонок, нежен и эфемерен, каким вы его привыкли видеть в салонных картинах, напротив, он – груб, тяжеловесен и материален, но и в этой грубости есть своя сила и в материальности есть своя красота». «Волна» написана в драматической контрастной манере кьяро-скуро: мощным еолнэм бушующего моря вторят тяжелые грозовые тучи. Это была сказочная поездка. Эта композиция, парадоксальным образом названная самим художником «реальной аллегорией», сделала Курбе художником не только одного события, но и целой философии.
С 1865 его привлекали нормандские берега, где он написал «Девушку с чайками» (Нью-Йорк, частное собрание) и блестящую картину «Молодые англичанки у окна» (Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека), а также «Волну» (1868, Нью-Йорк, музей Метрополитен). Толпы поклонников стекаются в его мастерскую и он не знает недостатка в заказах. К тому же ведь это его сестра была ему моделью.
Он посещал академию Сюиса, где работал с натуры и копировал картины старых мастеров в Лувре, среди которых его привлекали блеск красок и богатство живописной манеры Веронезе, Веласкеса, Сурбарана и, особенно, Халса и Рембрандта (эта страсть утвердилась во время путешествия Курбе в Голландию в 1847). Картина не была принята (так же, как и «Похороны в Орнане») и возмущенный Курбе возводит по соседству с выставкой большой павильон, где выставляет сорок своих полотен, публикует каталог под названием «Манифест реализма».
При уме и значительном таланте художника, его натурализм, приправленный, в жанровых картинах, социалистической тенденцией, вызвал много шума в артистических и литературных кругах и приобрёл ему немало врагов (к ним относился Александр Дюма-сын), хотя также и массу приверженцев, к числу которых принадлежал известный писатель и теоретик анархизма Прудон. К Всемирной выставке 1855 Курбе приготовил большую картину «Ателье или Реальная Аллегория» (Музей Орсе, Париж), в которой попытался выразить свое художественное кредо. «Все эти люди уйдут, - словно говорит нам Курбе, - уйдет и эта жизнь и я вместе с ней, но искусство останется и этот пейзаж Франш-Конте будет вечно сиять на холсте».
1841, Париж, частное собрание), аллегории («Вальпургиева ночь», ок. Разочарование побудило его построить на собственные средства «Павильон реализма» на территории Всемирной выставки и организовать в нем показ своих работ. На его творчество, в особенности раннее, большое влияние впоследствии оказали малые голландцы и испанские художники, в особенности Веласкес, у которых он заимствовал общие тёмные тона картин.
Заключенный под стражу в тюрьму Сент-Пелажи, он исполнил свой последний «Автопортрет» (Орнан, музей Курбе) и натюрморты. Но Прудон всегда видел в любой картине только социологический трактат и нет оснований предполагать, что Курбе, задумывая и создавая «Дробильщиков камня» интересовался лишь социальным звучанием сюжета. Гюстав Курбе, французский художник и скульптор. Перед зрителем крупным планом изображена открытая вульва неизвестной. Наиболее интересные из произведений Курбе: «Похороны в Орнане», собственный портрет, «Косули у ручья», «Драка оленей», «Волна» (все пять — в Лувре, в Париже), «Послеобеденное кофе в Орнане» (в Лильском музее), «Разбиватели шоссейного камня» (хранилась в Дрезденской галерее и погибла в 1945), «Пожар» (картина, в связи своей антиправительственной темой, уничтоженная полицией), «Деревенские священники, возвращающиеся с товарищеской пирушки» (едкая сатира на духовенство), «Купальщицы», «Женщина с попугаем», «Вход в долину Пюи-Нуар», «Ораньонская скала», «Олень у воды» (в Марсельском музее) и многие пейзажи, в которых талант художника выражался ярче и полнее всего. Сосредоточив все внимание на процессе похорон, а не на деяниях покойного или на посмертном существовании души, художник проявил себя полным реалистом.
также1). Так, в 1847 году все три работы Курбе, представленные в Салон, были отвергнуты жюри. Учился в Художественной школе в Безансоне, с 1839 – в Париже.
Шоковая терапия на поверку оказалась наиболее успешной рекламной кампанией. Гюстав Курбе родился в 1819 году в Орнане, городке с населением около трёх тысяч человек, расположенным во Франш-Конте, в 25км от Безансона, около швейцарской границы. Курбе писал каждую из своих моделей отдельно.
В Салон, приуроченный ко Всемирной выставке 1855 в Париже, не были приняты «Похороны в Орнане» и программная картина «Ателье» (1855, Музей Opce), названная Курбе «реальной аллегорией». Картина эта и красива и изящна и лишена той угрюмой мрачности и серьезности, с которой написаны великолепные Похороны Курбе как будто хотел всем доказать, что и он при желании может сделать что-нибудь легкое и грациозное. Я не буду здесь вдаваться в подробности описания Борцов: это одна из наименее удачных и неприятно натуралистических работ Курбе.
Как это живо. Газеты немедленно обвинили автора в воспевании «безобразного», а устроители выставок перестали принимать работы скандального художника. Это видишь. ». В 1873 г. эмигрировал в Швейцарию.
Тем не менее написал уже два портрета». Революционная живопись Курбе не ограничивалась выбором тем из повседневной жизни она привнесла в искусство и новое мастерство. В обеих картинах мы видим два разных аспекта жизни женщин в маленькой французской деревне. Курбе— автор нескольких скандальных, не выставлявшихся, но известных современникам эротических картин («Происхождение мира», «Спящие» и др. ) это также органично вписывалось в его концепцию натурализма.
Мы видим художника и видим мир, которым он окружен: людей, которые бередят его сердце и питают его воображение (слева) и тех, которые поддерживают его и сочувствуют ему (справа), мы чувствуем огромность этого мира через огромность его мастерской, нам передается и то ощущение активности и жизненной силы, которое исходит от красивой и уверенной фигуры Курбе и мы понимаем, что его искусство питается живыми соками жизни, реальностью и потому оно и носит название реализм. Курбе был замечательным мастером реалистического портрета, создателем разнообразных и оригинальных по характеру работ: «Раненый», автопортрет (1844), «Любовники на лоне природы» (1844-45), романтический автопортрет с женой (1845), «Портрет Бодлера», «Портрет Прудона» (1853-55) и др. В это время он открывает для себя море («Море в Палавасе», Сет, музей) с 1865 он работает на берегу Ла-Манша (Трувилль, Этрета), мощным мазком передавая волны и водовороты («Волна», 1870, Париж, музей Орсэ «Море», 1870, Берлин, Нац. Художнику с помощью друзей удалось бежать в Швейцарию, где он, больной, разбитый духовно, продолжал работать вплоть до самой смерти (к этому времени относится его пейзаж «Хижина в горах», 1870-е, другие горные пейзажи, несколько значительных картин). В картинах «Веяльщицы», «Послеобеденный отдых в Орнане», других работах Курбе предстает перед нами как тонкий лирик, наблюдающий высокую поэзию повседневности.
Это было Возвращение с ярмарки. В ответ художник соорудил рядом с территорией выставки временный «Павильон реализма» и устроил в нём персональную выставку, выпустив каталог с изложением принципов своего искусства («Манифест реализма»). Критик Шанфлери издает сборник в защиту нового направления – «Реализм», в 1856-57 выходит журнал с таким же названием. В 1860-х годах Курбе много путешествовал по Франции и за границей в маринах («Бушующее море», 1870, Музей Орсе) воссоздал образ морской стихии – грозной, неподвластной человеку и великолепной в своём буйстве. Это своего рода целая повесть история, рассказывающая нам о Курбе и его жизни в 1850-е годы лучше любых документов и воспоминаний.
и не способна освободить человека от самого срубого физического труда. ». Здесь тоже не вполне удалось задуманное. КУРБЕ (Courbet) Гюстав (Жан Дезире Гюстав) (10. 6. 1819, Орнан – 31. 12. 1877, Ла-Тур-де-Пельз, Швейцария), французский художник. Жюри знаменитой парижской Всемирной выставки, на которой были представлены «все», то есть вся элитная, верхняя часть огромного парижского искусства, отвергло три из четырнадцати полотен Курбе и среди них самые важные и огромные – это Похороны и Ателье. Примерно в это же время художник устанавливает связи в парижских артистических кругах. Лучшими работами молодого Курбе были портреты его близких и особенно «романтизированные» автопортреты, которыми он впервые заявляет о себе в Салоне («Человек с чёрной собакой», 1842, Музей Пти-Пале, Париж «Раненый», 1844, Музей Opce, Париж «Счастливые влюблённые», 1844-45, Музей Пти-Пале «Человек с трубкой», около 1847-48, Музей Фабра, Монпелье).
Не хочется долго останавливаться на этой работе. Его отец, Режис Курбе, владел виноградниками около Орнана. Это убеждает.
Его отец, Режис Курбе, владел виноградниками около Орнана. В 1839 году он отправился в Париж, дав отцу обещание, что будет изучать там юриспруденцию. (1854), написанная в гостях у Брюйаса.
Так, он посещал кафе Brasserie Andler (находившееся непосредственно около его мастерской), где собирались представители реалистического направления в искусстве и литературе, в частности, Шарль Бодлер и Оноре Домье. И каким контрастом к этой традиционной в общем-то пасторали прозвучали следующие три вещи, поданные Курбе на Салон 1853 года: Борцы (1853, Музей изобразительных искусств, Будапешт), Уснувшая прядильщица (1853) и в особенности скандально прославившиеся Купальщицы (1853). Хотя «Манифест реализма» и был символом веры, его первоначальной задачей бьи вызов романтизму и академизму. С яростью рассерженного быка, которого раздразнили огненно-красной тряпкой, он бросился в бой – один против всех, против всех невежд, чиновников и бюрократов, которые всегда мешали художнику. В мастерской Суисса не было специальных занятий, студенты должны были изображать обнажённую натуру и их художественные поиски не ограничивались (чем. ). Он был тогда на вершине славы.
Вряд ли расчет Курбе на то, что эта сенсация принесет ему прибыли, себя оправдал, скорее напротив, он оказался в убытке, но этот одинокий павильон, выстроенный назло всем, навсегда остался памятником независимости и гордому духу художника и той вехой, с которой начинается история противостояния французских художников засилью чиновников. Увы. Его искусство, грубоватое, сильное и мужицкое, находит себе тысячи сочувствующих в северных странах, где поколения зрителей воспитывались на «мясистом» и гедонистическом искусстве Рубенса и на мощном реализме Хальса и Рембрандта. В 1839 году он отправился в Париж, дав отцу обещание, что будет изучать там юриспруденцию.
Здесь Курбе проявил себя как тонкий колорист. для выполнения. Вот этак многие начинают и кончают жизнь». Его искусство становится тише интимнее (если это слово вообще применимо к Курбе) Курбе как будто устал изнемог в неравной борьбе и у него не было больше сил подымать тяжелые, как валуны, огромные, важные темы. Франция опять назвала себя Республикой.
Его искусство возмущало и раздражало, но и доставляло ему немало богатых поклонников. 1850-е – наиболее благоприятный период для творчества Курбе, когда созданы самые выдающиеся его произведения, например, «Дробильщики камня» – метр шестьдесят пять на два пятьдесят девять. Богатырь в работе, он и в наслаждениях дает фору всем остальным.
Впоследствии это заложило основы широкой известности живописи Гюстава Курбе за пределами Франции. Она слишком неприятна для человека со здоровой психикой, не склонного к подглядыванию за человеком в самых интимных моментах его жизни. также). «Надо быть героем, бойцом, - упрямо твердит нам Курбе, - и тогда и ты и весь твой народ выстоят в самой тяжкой беде и борьбе». Выставочное жюри отвергло эту картину, как, впрочем и «Похороны в Орнане», приняв тем не менее одиннадцать других работ художника.
Так, в 1856 он выставил картину «Девушки на берегу Сены» (Париж, Пти Пале) в 1861 – «Олень у воды» (Марсель, Музей изящных искусств), которая свидетельствует о его мастерстве в изображении трагедии охоты в 1866 – «Косули у ручья Плезир-Фонтен» (Париж, музей Орсэ) в 1869 – «Загнанный олень (Аллали)» (Безансон, Музей изящных искусств) наконец, в 1870 – «Утесы Этрета» (Париж, музей Орсэ), в которой прозрачная ясность атмосферы сочетается с темным массивом скал. Все горожане старались попасть на картину-эпопею. Деятельное участие в Парижской Коммуне для Курбе неизбежно следовало из принципов его творчества. Честное слово. По возвращении он создает ряд больших программных картин на современную тему («Послеобеденный отдых в Орнане», 1850, музей в Лилле) и монументальный холст «Похороны в Орнане» (1850, Музей Орсе, Париж) изображающий многолюдную траурную процессию. Творчеству художника чужда идеализация. Глаз расположен примерно на линии золотого сечения, так, чтобы зритель не мог от него оторваться.
С каким достоинством смотрит этот крепкий молодец, одетый в белую рубаху и черный жилет, на руки кюре: он-то знает, что хоронит прекрасного человека, как знают это и старики-ветераны, товарищи умершего, но знают они также и то, что стоящий за их спиной народ крепок, как эти угрюмые скалы и так же, как эти скалы, он переживет любые невзгоды. Появление этой картины вызвало бурную реакцию со стороны Церкви.
Год 1846 отметил поворот в карьере Гюстава Курбе. Он написал картину «Послеобеденное время в Орнане» (Салон 1849, Лилль, Музей изящных искусств). Художник испытал сильное влияние идей П. Ж. Прудона.
В 1831 году будущий художник начал посещать семинарию в Орнане1. Художник с сочувствием и симпатией относится к тем, кто зарабатывает свой хлеб трудом: «Дробильщики камня» (1849, погибла во время Второй мировой войны) «Веяльщицы» (1854, Музей в Нанте). «Ночной дозор» и «Урок анатомии» подсказали ему способы достижения реалистического идеала. Сюжет весьма прозаичен, но в этом полотне интересны образы людей, которые создал Курбе, поднявшись до обобщений. В период Парижской коммуны Курбе активно участвовал в событях: и как художник и как общественный деятель, президент федерации художников, «блюститель всех видов искусств и музеев Парижа».
Недаром Мэри Кассат воскликнула, впервые увидев картину: «Да ведь это греческое». Курбе— автор нескольких скандальных, не выставлявшихся, но известных современникам эротических картин («Происхождение мира», «Спящие» и др. ) это также органично вписывалось в его концепцию натурализма.
По своей правдивости пейзажи Курбе близки величайшим шедеврам пейзажной живописи XIX в. Блестящий портретист природы, он был гениальным интерпретатором света, такого особенного в Франш-Конте («Деревенские барышни», 1852, Нью-Йорк, музей Метрополитен), сухого южного света, с которым художник познакомился во время первого пребывания у своего покровителя А. Брюйаса. Тогда же он посетил Брюссель, Мекелен, Антверпен и Дендермонт.
Такой стиль обучения хорошо подходил Курбе. Думаю, что если задержусь здесь еще, то вернусь домой круглым, как башня. Цветовые акценты делаются на белых и красных одеяниях служителей церкви.
Изображённый на картине мальчик— сын художника, Дезире Вине. Он с друзьями основывает социалистический клуб и создает эмблему народа. В 1855 он написал большой групповой портрет «Ателье», где изобразил себя за работой в окружении персонажей своих картин и друзей-единомышленников.
Он поддался соблазну революционных идей социалистов, но в своих увлечениях показывал больше наивности, чем фанатизма. Прудон в 1853 году» (Париж, Пти Пале). "Веяльщицы" являются примером простого реализма, который использовал Курбе в своей работе. Старик по имени Гажи провел всю жизнь, работая на дорогах вблизи Орнана. Занимался также графикой и скульптурой.
Реальная аллегория, подводящая итог семи годам моей художнической жизни (1855). Планы не осуществились из-за начавшейся революции. Соседи охотно позировали земляку, а не попавшие в картину обижались. Он вдохнул в свои персонажи, до боли ему знакомые (можно назвать имя каждого из них), в обычную деревенскую сцену монументальное величие и благородство. Курбе был первым, кто так бесстрашно и яростно начал эту борьбу. «Веяльщицы» принадлежат к серии картин изображающих жизнь крестьян Орнана, которую Курбе написал в 1850-х гг., однако она не похожа на большинство полотен художника этого периода. Из семьи зажиточного фермера.
Другое дело – Купальщицы. Сам он работал неистово, с сумасшедшей быстротой и завораживающим весельем. Однако лучшими работами молодого Гюстава Курбе были портреты его близких и автопортреты – так, в Салоне 1844 он выставил «Автопортрет с черной собакой» (1842, Париж, Пти Пале), а вскоре написал портреты: «Раненый» (1850-1854, Париж, музей Орсэ), «Счастливые влюбленные» (Салон 1845, Лион, Музей изящных искусств и Париж, Пти Пале), «Человек с трубкой» (1849, Монпелье, музей Фабра). Затем он отказался от получения формального художественного образования и стал работать в мастерских Суисса и Ляпена.
Во время поездки в Голландию испытал сильное влияние Халса и Рембрандта. В 1850 г. выставил в Салоне картины «Дробильщики камня» и «Похороны в Орнане», которые принесли ему успех и славу главы реалистической школы живописи.
Наиболее интересные из произведений Курбе: «Похороны в Орнане», собственный портрет, «Косули у ручья», «Драка оленей», «Волна» (все пять— в Лувре, в Париже), «Послеобеденное кофе в Орнане» (в Лильском музее), «Разбиватели шоссейного камня» (хранилась в Дрезденской галерее и погибла в 1945), «Пожар» (картина, в связи своей антиправительственной темой, уничтоженная полицией), «Деревенские священники, возвращающиеся с товарищеской пирушки» (едкая сатира на духовенство), «Купальщицы», «Женщина с попугаем», «Вход в долину Пюи-Нуар», «Ораньонская скала», «Олень у воды» (в Марсельском музее) и многие пейзажи, в которых талант художника выражался ярче и полнее всего. Париж всегда был политизированным городом. «Веяльщицы» принадлежат к серии картин изображающих жизнь крестьян Орнана, которую Курбе написал в 1850-х гг., однако она не похожа на большинство полотен художника этого периода. Он талантлив, любим, состоятелен и может позволить себе жить и писать как угодно.
Вокруг него объединяются художники-реалисты. Так было и с его прекрасной картиной Деревенские барышни (1851), которую он показал в Салоне 1852 года и для которой позировали его сестры. Курбе решил выстроить свой собственный павильон, устроить персональную выставку прямо под носом у официальной, Всемирной и доказать всем, всему миру, что он может великолепно обходиться и без поддержки чиновников. Действительно, его купальщицы – это не изящные нимфы, а широкобедрые, мощные женщины: «Купальщицы» (1853, Музей Фабра, Монпелье). Родился в семье зажиточного фермера.
в Париже Курбе познакомился с художественной коллекцией Лувра. Он печатает «Манифест реализма» и к нему как к мэтру примыкают все, кто проповедует реализм в живописи.
Готовясь к Всемирной выставке 1855, Курбе создал огромную картину «Ателье» (Париж, музей Орсэ). Далее, говоря об этой же картине, Сезанн подчеркивает, что палитра Курбе «пахнет зерном».
Курбе — автор нескольких скандальных, не выставлявшихся, но известных современникам эротических картин («Происхождение мира», «Спящие» и др. ) это также органично вписывалось в его концепцию натурализма. Фигуры на полотне выполнены почти в натуральных размерах. Примерно в это же время художник устанавливает связи в парижских артистических кругах.
«Как бы широко он ни писал, он нежен, - говорил Сезанн о Курбе. - Его вещи для музеев. Курбе чувствовал себя первооткрывателем и это придавало его произведениям особую значительность: «Возвращение крестьян с ярмарки» (1850, Музей в Безансоне) «Здравствуйте, господин Курбе» (1854, Музей в Монпелье). Вот одна из предполагаемых исследователями моделей для полотна «Происхождение мира» (Гюстав Курбе), фото которой здесь представлено.
Это вызывает в обществе скандал. На ней изображены и певчие и кюре и мэр города и жители в черных траурных одеждах.
Курбе так определял свою задачу в искусстве: «Запечатлеть нравы идеи и облик моей эпохи согласно моей оценке». На первую выставку в Салоне Курбе Гюстав представил свой автопортрет с собакой. Подлинное мясо и как чудно, ядрено. Сам того не ведая, Курбе создал удивительно точный образ художника и искусства как единственной силы, которая способна противостоять забвению смерти и вырвать человека из этого печального круга рождения – смерти.
Изображённый на картине мальчик— сын художника, Дезире Вине. Изящен силуэт стоящей в профиль девушки с поднятыми руками к самой верхушке решетки. Это же чувство характерно и для картин «Возвращение с ярмарки» (1850, Безансон, Музей изящных искусств) и «Веяльщицы» (1855, Нант, Музей изящных искусств).
В 1860-70-х Курбе пишет много пейзажей изображая горные массивы, скалы и марины («Бушующее море», 1870, Музей Орсе, Париж) – грозную, суровую стихию, неподвластную человеку и великолепную в своем буйстве. Так, он посещал кафе Brasserie Andler (находившееся непосредственно около его мастерской), где собирались представители реалистического направления в искусстве и литературе, в частности, Шарль Бодлер и Оноре Домье. Картину можно повесить рядом с Веласкесом, она выдержит. Судьба картины оказалась трагичной: купленная кем-то из фанатиков (с целью уничтожения), она бесследно исчезла и сегодня известна только по репродукциям. Курбе удалось передать стихийную мощь природы, леденящий холод.
Мастер пишет на холстах большого размера изображая фигуры почти в натуральную величину: «Послеобеденный отдых в Орнане» (1849, Музей изящных искусств, Лилль), «Дробильщики камня» (1849, не сохранилось), «Веяльщицы» (1855, Музей изящных искусств, Нант). 1841, Салон 1848, не сохранилась). 1855 год потребовал и от самого Курбе этой мощи. Этот прием многократно и безуспешно был заимствован художниками у Леонардо.
Тогда и прозвучало впервые слово «реализм», а одна из работ, «Послеобеденное время в Орнане», получила вторую золотую медаль. Слава и успех наконец приходят к нему. Кроме частых пребываний в Орнане, он путешествовал по Франции и за границей. самых разных работ. Но на баррикады Гюстав не пошел. Изображенные на картине две молодые женщины, несомненно, являются две сестры Курбе: Зоэ (изображенная с ситом) и Джульетта (сидящая).
Курбе, как и О. Домье, отверг присужденный ему орден Почетного Легиона. Однако Курбе решил соорудить рядом с территорией выставки свой собственный временный павильон, названный «Павильон реализма», где показал сорок своих картин, включая отвергнутые жюри программные произведения. Это – Веяльщицы, полотно, которым так восхищался Сезанн. В 1831 году будущий художник начал посещать семинарию в Орнане. Но не берут на выставку картину «Ателье», в которой Курбе выражает свои художественные принципы. Наиболее интересные из произведений Курбе: «Похороны в Орнане» (в музее Орсе), собственный портрет, «Косули у ручья», «Драка оленей», «Волна» (все четыре— в Лувре, в Париже), «Послеобеденное кофе в Орнане» (в Лилльском музее), «Разбиватели шоссейного камня» («Дробильщики камня») (хранилась в Дрезденской галерее и погибла в 1945), «Пожар» (картина, в связи своей антиправительственной темой, уничтоженная полицией), «Деревенские священники, возвращающиеся с товарищеской пирушки» (едкая сатира на духовенство), «Купальщицы», «Женщина с попугаем», «Вход в долину Пюи-Нуар», «Ораньонская скала», «Олень у воды» (в Марсельском музее) и многие пейзажи («Порыв ветра» и др. ), в которых талант художника выражался ярче и полнее всего.
Но мечтать о равенстве будут всегда и никогда не переведутся зачинатели революций. Гюстав Курбе родился в семье зажиточного землевладельца из провинции Франш-Конте. В этой картине, в которой Курбе апеллировал к образцам голландского искусства, присутствует живое дыхание реальности, которое оживляет также и два шедевра мастера исполненных в том же году: «Дробильщики камня» (не сохранилась прежде – Дрезден, Картинная гал. ) и «Похороны в Орнане» (Париж, музей Орсэ), ставшие событием в художественной жизни того времени и вызвавшие в Салоне 1850 настоящий скандал. Впечатляет также высоко вознесшееся над стоящими людьми распятие на заднем плане. Хочется просто быстро забыть подобную гадость.