Теперь его картины очень высоко ценились среди любителей живописи. 1596 г. ) и бытового жанра (Гадалка, Лувр).
Всё это, несомненно, оказало влияние на формирование мастера. Третья картина— «Св. Кстати, за один из таких сонетов он даже отсидел в тюрьме половину сентября 1603 года.
Лючии» (1608), «Поклонение пастухов» (1609) чувствуется трагическое мироощущение человека, оказавшегося наедине с наступающей на него тьмой, столь созвучное последнему бесприютному периоду жизни художника. Слева в потоке света показана группа людей, занятых подсчётом денег, среди которых Матфей. Впоследствии эту манеру письма назовут «кьяроскуро» – противопоставление света и тени, а сам Караваджо получит посмертную славу крупнейшего мастера барокко и реформатора живописи. Хотя первое документальное подтверждение нахождения Меризи в Риме и относится к 1596 году, это не исключает вероятности того, что художник приехал в Вечный Город значительно раньше.
Именно за такие картины Караваджо критиковали его современники. Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией.
В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет».
Через какое-то время Микеланджело стал помощником в мастерской модного живописца Чезари д Арпино, где выполнял натюрморты на картинах хозяина. Караваджо – уроженец Ломбардии, провинции на севере Италии. Он положил начало бытовой живописи, впервые осмелившись писать людей из простонародья, не приукрашивая их и не давая им роли персонажей Священной истории. Так гений оказался в Риме, но этот случай не стал ему уроком. История умалчивает о ранних годах Микеланджело Меризи, но существует документ, согласно которому в тринадцать лет он поступил учеником в мастерскую ломбардского художника Симоне Петерцано, весьма популярного в те времена.
Ему приходилось в прямом смысле слова отбиваться от обидчиков. Для караваджизма характерны демократизм художественных идеалов интерес к непосредственному воспроизведению натуры, драматизация изображения с помощью контрастов света и тени, стремление передать ощущение осязаемой материальности предметов, крупные планы, монументализация жанровых мотивов (сцен с гадалками, музицирующими персонажами и т. д. ) и, напротив, бытовая трактовка религиозных и мифологических сюжетов. Первой из числа величественных алтарных композиций нового типа явилось ватиканское «Положение во гроб» 1602-1604 годов, предназначавшееся для одного из новейших барочных храмов Рима – церкви Санта-Мария-ин-Валличелла (Кьеза Нуова). Судьба Микеланджело сложилась трагически. Согласно церковной традиции изображение успения (смерти) Богоматери должно нести в себе радость -- ведь, за кончив Свою земную жизнь, Дева Мария соединилась с Христом на небесах.
После Неаполя Караваджо, оставаясь под защитой Колонна, отправился на Мальту. В Неаполе он тоже усиленно работал, за восемь месяцев создав около десяти картин. Художник во множестве создавал жанровые полотна (например, «Гадалка», «Юноша с лютней»), в реалистичной манере передавая жизнь простого народа.
Филиппо I Колонна. Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты— новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597). Это новое направление в живописи, получившее название «маньеризма», поддерживалось католической церковью и господствовало в центральной Италии в середине и второй половине XVI века.
Облик Христа почти лишён следов физических страданий. Наиболее выразительно она раскрыта в композиции «Бичевание Христа» (1608 г. ) для собора СанДжованни в городе Валлетте (на острове Мальта в Средиземном море). В общей сложности он написал четыре полотна, но два первых наследники Черази (к тому времени умершего) отвергли, сочтя картины чересчур смелыми. «Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба» Им написаны также «Экстаз св.
Слева в потоке света показана группа людей, занятых подсчётом денег, среди которых Матфей. Другие картины изображают карточных шулеров («Игроки в карты», 1594–95), цыган («Гадалка», 1594), бродяг, разбойников. Тогда его обвинили в убийстве. Тему призвания человека на служение Богу Караваджо продолжил и в цикле произведений для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо в Риме (1600—1601 гг. ).
Выдающийся итальянский художник, Основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 в Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо, родился в 1573 году в местечке Караваджо в Ломбардии. Событие изменившее всю жизнь Савла, показано художником с трагической выразительностью. В Италии, где тенденции караваджизма сохраняли свою актуальность до конца 17 века и особенно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя, наиболее сильное и оригинальное истолкование наследие Караваджо получило в творчестве итальянского художника Орацио Джентилески и его дочери Артемизии. Так называемые «картины для мольберта», ценимые римскими коллекционерами, практически отсутствовали и именно их начал писать Караваджо. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную вырази- тельность модели (Маленький больной Вакх, Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов, там же).
Такое количество удивительно, особенно если помнить о том, что из-за постоянных переездов художника у него не имелось ни помощников, ни учеников. В числе этих художников были Ян Брюгель, Франс Поурбус и Рубенс. Все главное выделено светом, второстепенное погружено в тень.
Но система живописных приёмов придаёт им совсем иной смысл. Иногда своими заказами с Караваджо делился художник Антиведуто Граматика. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Чтобы достичь достоверности, Караваджо приказал двум нанятым работникам выкопать недавно захороненное тело и держать его, пока он рисует. Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо. Наиболее интересна композиция «Призвание апостола Матфея» (1599—1600 гг. ).
Здесь Меризи познакомился с великим учителем Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Орден) и уже через год, в июле 1608 года, после прохождения специальной подготовки был посвящен в кавалеры. 1597г. ). Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (Маленький больной Вакх, Юноша с корзиной фруктов – оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма. Именно здесь Караваджо достиг самых значительных успехов и славы.
Караваджо изобразил жанровую сцену с участием мытаря Левия, старика и трёх охранников, продемонстрировав своё искусство в применении кьяроскуро. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь деяний милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. В «Уснии Богоматери» (1605--1606 гг. ) для алтаря церкви СантаМария делла Скала художник дал своё истолкование известного сюжета. Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи).
Сам Микеланджело был ранен, двое других мужчин погибли. В композициях на евангельские сюжеты — «Уверение Фомы» (вторая половина 90х гг. Караваджо (Caravaggio) (настоящая фамилия – Меризи Merisi) Микеланджело да (1573-1610) итальянский художник.
1593г. ), любуются собой («Юноша с корзиной фруктов», ок. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Этот художник – основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 века. переехал в Рим, где приобрел покровительство кардинала дель Монте.
(Вакх, 1592-93) и жанровых картин (Лютнист, 1595). 1594, Лувр), «Лютнист» (ок. Во второй картине этого цикла— «Мученичество св. Третья картина— «Св.
Подчёркнуто простонародный облик персонажей и скорбное величие отличает алтарные картины «Положение во гроб» (1602–04) и «Успение Марии» (1605–06). Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие). 1.
Облик Христа почти лишён следов физических страданий. Здесь же Караваджо написал и «Мадонну дель Розарио». В 1607 году перебрался на остров Мальта. Гробница, в которую укладывают тело Христа, поставлена так, что её угол словно прорывает холст и выходит в реальное пространство храма (возникает ощущение, что рсонажи картины редают тело Христа тому, кто в данный момент стоит ред ней).
Зрелые произведения Караваджо (1599-1606) – это монументальные полотна, обладающие исключит, драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мучение апостола Матфея, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези, Распятие апостола Петра и Обращение Савла, 1600-01, церковь Санта-Мария дель Пололо, Положение во гроб, 1602-04, Пинакотека, Ватикан, – все в Риме Смерть Марии, около 1605-06, Лувр). На Мальте Караваджо писал картины для церквей по заказу местных рыцарей-госпитальеров. Из этой смеси родились такие шедевры, как «Отдых на пути в Египет» и «Магдалина», поставившие провинциального художника в один ряд с именитыми римскими мастерами.
1593-94, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. (маньеризм и академизм). Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли. Именно в больнице он написал «Больного Вакха», одну из самых известных своих картин, которая считается автопортретом Караваджо.
Искусство Караваджо привлекает нас большой художественной выразительностью, глубокой правдивостью и гуманизмом. Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию (Отдых на пути в Египет, Галерея Дориа-Памфили, Рим). Попав в тюрьму, после очередной драки, Караваджо знакомится с Джордано Бруно. Автор исключительных по драматической силе религиозных композиций (Положение во гроб, ок.
Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером. Отсюда обращение (не без вызова принятым нормам) к необычным персонажам вроде картежников, шулеров, гадалок, разного рода авантюристов изображениями которых Караваджо положил начало бытовой живописи глубоко реалистического духа, сочетающей наблюдательность нидерландского жанра с ясностью и чеканностью формы итальянской школы (Лютнист, около 1595 Игроки, 1594-1595). «погребное освещение» изобретённое Караваджо). Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Рыцари официально исключили художника из ордена.
Главным противником приёма Караваджо в Академию был её президент— Федерико Цуккаро. 1593г. ), поют томные песни («Лютнист», ок. Лучшей среди них часто называется «Призвание апостола Матфея». И продолжал много работать.
Среди подобных полотен можно назвать «Магдалину» и «Апостола Матфея». В этих работах так же, как и в написанных чуть позже («Отдых на пути в Египет», «Магдалина» и «Апостол Матфей» — картина, отвергнутая церковью за нарушение «правил благопристойности»), Караваджо противопоставил идеализации и «высоким жанрам» маньеризма правду реализма. В одни и те же годы возникают произведения самой различной содержательной направленности и столь же различных типологических качеств. Во второй картине этого цикла— «Мученичество св.
Картина писалась для римского храма СантаМария делла Валичелла. Караваджо Микеланджело (Caravaggio). В результате его арестовали. В мальтийский город Ла Валетта Караваджо прибыл, очевидно, в середине 1607 года. 1593, там же), «Вакх» (ок. Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями.
Им написаны также «Экстаз св. В молодости познакомился с реалистической традицией ломбардской живописи. А когда последние закончились, ему пришлось искать работу. Родился в Ломбардии, в селении Караваджо (отсюда и прозвище). В Успении Богоматери религиозный сюжет трактован очень человечно и просто. Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи).
Живопись Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Смерть Марии, ок.
Это означало смертный приговор. Меризи бежал на юг, в Неаполь. Начиная с 1600 года, времени наивысшего творческого подъема Караваджо, его имя стало постоянно появляться в протоколах римской полиции. Задачу искусства художник видел в том, чтобы «хорошо подражать предметам природы»: он либо создавал жанровые картины, посвященные людям из народа («Гадалка», «Юноша с лютней», ок. Период творческой зрелости (конец XVI— первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св.
При этом явно проявлялись существенно новые черты. Однако один из биографов — Джованни Пьетро Беллори — в своих записях утверждает, что Микеланджело Меризи, прежде чем прибыть в Рим, вместе с Петерцано совершил поездку в Венецию, где и получил опыт знаменитой венецианской школы. На глазах зрителя происходит «просветление» героя, который отныне последует по пути истины и веры. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают чертания строений и фигуры действующих лиц.
В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Свидетельством переживаемого мастером творческого подъема помимо высоких художественных достоинств его работ может служить его неистовая работоспособность, сделавшая возможным одновременное возникновение капитальнейших полотен для двух циклов – Контарелли и Черази (включая дополнительные варианты взамен непринятых картин) – и других выдающихся произведений.
После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. Караваджо произвёл своими картинами решительный переворот в живописи. Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Основоположник реалистического.
Три из них погибли через двести лет при землетрясении, вместе с церковью SantAnna dei Lombardi (сохранилась лишь копия фламандского художника с картины «Воскрешение»). Учился в Милане (1584-1588) работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609). Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг. ) – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мучение апостола Матфея, 1599-1600 гг., Распятие апостола Петра и Обращение Савла, 1600-1601 гг., Положение во гроб, 1602-1604 гг. Сложный жизненный путь, полный невзгод и разочарований прошел этот художник.
Бруно оказал на него большое влияние. В полутемной комнате царит атмосфера тихого и всепоглощающего горя. Картина «Бичевание Христа» предназначалась для семейной капеллы (церковь San Domenico Maggiore) и тоже была оплачена огромной суммой. Матфея»— возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. Всё больший интерес вызывали у него библейские сюжеты. Поначалу он бедствовал, работал по найму.
Он долго скитался, болел, раскаивался. Правда, титул, дарованный художнику, звучал как «кавалер за заслуги» и давался тем, кто не имел знатного происхождения. 1595г. ), пугаются укуса ящерицы («Мальчик, укушенный ящерицей», ок. XVI в. ) и «Ужин в Эммаусе» (1599 г. ) — встречи апостолов с воскресшим Христом представ лены как незатейливые бытовые сцены.
В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни. Выдающимся произведением Караваджо является цикл полотен, посвящённых св. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Караваджо Микеланджело (Caravaggio собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) (1573-1610) итальянский художник. Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (Гадалка, Лувр, Париж и другие).
Лучии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракуза). Отчасти это стало реакцией на штампы позднего маньеризма. Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта. Лучии, 1608 г. ). Период творческой зрелости (конец XVI— первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св.
В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни. После убийства художник бежал сначала в окрестности Рима, а затем в Неаполь. В алтарных картинах «Мученичество св.
Учился в Милане (с 1584). В Милане он воспринял реалистические традиции североитальянского искусства. Согласно церковной традиции изображение успения (смерти) Богоматери должно нести в себе радость — ведь, за кончив Свою земную жизнь, Дева Мария соединилась с Христом на небесах.
1605-1606 гг. ). Выйдя из тюрьмы, Микеле продолжал драться, ходить по кабакам играть в карты. Ему много раз приходилось драться на дуэлях, за что его неоднократно отправляли в тюрьму. События биографии Караваджо поражают своим драматизмом.
Здесь Караваджо истолковал традиционный сюжет «Успения Богородицы» не несущим радость, согласно церковным традициям, а как трагедию, погрузив апостолов, окруживших ложе Марии в скорбь. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598). Петра, его реальность и одновременно ирреальность, выхватывая из темноты лишь часть профиля Иисуса, тонкую кисть его протянутой руки, жёлтый плащ св. Это произведение следует расценить как первую попытку объединить присущее Караваджо чувство реальности с торжественной представительностью, своего рода «репрезентативным драматизмом», столь характерным для сложившейся в этом столетии концепции алтарной картины. Картина называлась «Смерть Марии».
Гробница, в которую укладывают тело Христа, поставлена так, что её угол словно прорывает холст и выходит в реальное пространство храма (возникает ощущение, что персонажи картины передают тело Христа тому, кто в данный момент стоит перед ней). Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим). Фоном для полотна «Погребение святой Лючии» художнику послужил вход в знаменитые местные пещеры Латомии, выбитые еще древними греками. 1593, Уффици), «Гадание» (ок. Больше того – масло, в сравнении с темперой, усиливало эффекты светотени.
Итальянский художник. Ранний этап его искусства вот таким образом в наибольшей мере насыщен противоречивыми устремлениями.
В ней особенно ярко видны основные приёмы живописи Караваджо. Мытари (сборщики податей), одним из которых был Матфей, предстают не добропорядочными чиновниками, а сборищем разбойников, делящих добычу. Работа была создана для церкви Санта Мария ин Валличелла в Вечном городе. И здесь яркие потоки света вторгаются в темноту, высвечивая детали и усиливая драматизм. В Неаполе Караваджо создал один из самых знаменитых своих шедевров – «Семь дел милосердия», картину иллюстрирующую эпизод из Евангелия, в котором Иисус перечисляет «дела для милосердия».
Художника арестовывали еще не один раз – за дебоши в тавернах, за драки, за нелегальное ношение оружия, за избиение собственной натурщицы Созданный легендами образ Караваджо практически исключает его близость с женщинами – гораздо больше художника интересовали юные «вакхи», да и в его картинах очень заметно восхищение мужским телом, даже на самых религиозных и трагических полотнах. Творчество Караваджо Примечание. Караваджо умудряется воплотить в античных сюжетах народное начало – «Вакх», отрицает господствующую систему жанров, внося таким образом новый вклад в создание живописи – бытового жанра – «Гадалка», «Шулера» и натюрморта – «Корзина с фруктами».
Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны) — была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию (Отдых на пути в Египет). Надо заметить, что Караваджо «задевал» не только чувства своих заказчиков, но и абсолютно конкретных людей, не имеющих отношения к его творчеству. Одна из дуэлей закончилась смертью противника.
На этот раз судебный вердикт был весьма жесток: Караваджо приговорили к обезглавливанию. Всё это, несомненно, оказало влияние на формирование мастера.
В 1602-1604 гг он пишет картину «Положение в гроб», предназначенную для церкви Санта-Мария дела Валичелла в Риме, после чего в 1603-16006 гг для алтаря римской церкви Санта-Мария дела Скала им была написана еще одна замечательная композиция «Смерть Марии». В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. Но в общей перспективе эпохи травестийный подход к мифологической теме был важным открытием: здесь положено начало одной из важных образных линий в мифологической поэтике Веласкеса, давшей себя знать в целой череде его прославленных созданий, от «Вакха» до «Венеры с зеркалом». Но и тут Караваджо сопутствовала удача. Караваджо — уроженец Ломбардии, провинции на севере Италии.
Авантюрный склад характера, «вульгарность» и брутальность Караваджо были отталкивающими далеко не для всех и у этого независимого и дерзкого гения находились порой свои ценители и поклонники. В конце июня 1610 он сел на корабль, очевидно, намереваясь вернуться в Рим.
В поздних работах «Казнь Иоанна Крестителя» (1608), «Погребение св. Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта (Корзина с фруктами, ок. 1602-04), мифологич. Христос призывает Левия жестом, похожим на жест Саваофа на «Сотворении Адама» Микеланджело. Согласно церковной традиции изображение усния (смерти) Богоматери должно нести в себе радость -- ведь, за кончив Свою земную жизнь, Дева Мария соединилась с Христом на небесах.
На картине «Распятие апостола Петра» вели кий проповедник учения Христа, разделивший Его судьбу, предстаёт старым, бессильным человеком с грубоватым крестьянским лицом, в котором нет ничего, кроме страха и боли. Прекрасно зная жизнь простого народа, Караваджо сделал его своим героем: «Вакх», «Фруктовщик», «Укушенный ящерицей мальчик». Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией.
направления в европейской живописи 17 в., внес в нее демократизм, повышенное чувство материальности, эмоциональное напряжение, выраженное через контрасты света и тени (караваджизм). Он считал, что эффекты живописи Караваджо были следствием экстравагантного характера, а успехом его картины обязаны лишь своим «оттенком новизны», которую высоко ценили богатые покровители. Уже в ранних творениях Караваджо видна рука непревзойденного мастера жанровой живописи. Итальянский художник, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 года в итальянском селении Караваджо.
Художник трактовал их очень необычно, дерзко шёл наперекор сложившимся представлениям. В «Успении Богоматери» (1605--1606 гг. ) для алтаря церкви СантаМария делла Скала художник дал своё истолкование известного сюжета. Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». А корабль, тем временем, продолжал свой путь. Перерезанная глотка на картине «Юдифь и Олоферн», виртуозно пронзённая плоть Христа с картины «Уверование апостола Фомы» – всё это созвучно с протоколами допросов свидетелей типа: «Я видел человека с обнажённым оружием в руке – это был кинжал или охотничий нож Раненый сказал, что это не может быть никто иной, кроме Микеланджело да Караваджо». Так у художника появился сильный покровитель – кардинал Франческо Мария дель Монте.
Вместо двойной системы образных соответствий, которую мы могли наблюдать в «Вакхе», в созданиях этой линии возникает синтез более однородного порядка. В Милане он воспринял реалистические традиции североитальянского искусства. перебрался на остров Мальта. Особую выразительность композиция приобретает за счет контраста света и тени. В 1573 году в селении Караваджо близ Милана родился Микеланджело да Караваджо. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря».
Резкий поток света выхватывает персонажей из тёмного пространства. Точной причины драки так никто и не узнал. Христос, властно призывающий Матфея следовать за ним, наделён автопортретными чертами. Шире стал образный диапазон его решений, разнохарактернее их стилистика, разнообразнее типологические формы и сама проходящая сквозь его искусство проблема «миф – реальность», хотя и разрешается в направлениях, предуказанных главными тенденциями его творчества прошлых лет, предстает теперь в большем числе образных вариантов.
Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов). Судьба Микеланджело сложилась трагически.
«Погребной свет», проникающий в темное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Однако, заказчик эту картину отверг. Внёс большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта (Корзина с фруктами, около 1596, Пинакотека Амброзиана, Милан) и бытового жанра (Гадалка, Лувр).
В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Жест руки Христа и стоящего рядом с ним апостола Петра усиливается потоком света, выхватывающим из тьмы избранного ученика. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. Абсолютно новую интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (Отдых на пути в Египет, галерея Дориа-Памфили, Рим).
Первое время Караваджо сильно нуждался. Сверхъестественность события подчеркивается интенсивным искусственным светом. Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны)— была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. В алтарных картинах «Мученичество св. В 1592—1594 гг.
Учился у Симоне Петерцано в Милане. «Положение во гроб» – одно из полотен Микеланджело Караваджо, фото которого неизменно сопутствует описанию биографии художника. (одна из них погибла в 1945 г. ). Основоположник реалистического направления в европейской живописи XVII в. Учился в Милане (1584-88). Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Караваджо Микеланджело Меризи, выдающийся итальянский художник. Наиболее выразительно она раскрыта в композиции «Бичевание Христа» (1608 г. ) для собора СанДжованни в городе Валлетте (на острове Мальта в Средиземном море).
По легенде, он скрывался в одном из поместий, принадлежавших семье Колонна. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески). Наиболее интересна композиция «Призвание апостола Матфея» (1599—1600 гг. ). В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало (Вакх, 1592-93, Уффици). В «Успении Богоматери» (1605—1606 гг. ) для алтаря церкви СантаМария делла Скала художник дал своё истолкование известного сюжета.
Основой сюжета стал фрагмент Евангелия от Матфея: «. Во время одной из таких стычек, произошедших еще в Милане, погиб молодой человек. Еще более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). На картине «Призвание апостола Матфея» (1599—1600) изображен момент, когда Христос явился, чтобы призвать Матфея следовать за собою.
Картина «Обращение Савла» повествует о том, как Савл, будущий апостол Павел, а тогда яростный преследователь христиан, на пути в Дамаск впервые слышит голос Христа: «Савл, Савл. За это на Караваджо устраивали настоящие гонения. 1596, ранее в коллекции Скьярра). В Милане он воспринял реалистические традиции североитальянского искусства. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Скопив немного денег, Караваджо рисует картину «Шулера», которую увидел кардинал дель Монте и пригласил художника на должность домашнего художника в свое имение.
Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим). Микеланджело Меризи по прозвищу Караваджо родился в 1571 году. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок.
Искусство Караваджо – очень сложный комплекс творческих тенденций и результатов. Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество утрехтских караваджистов в Голландии (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и др. ), а также Хусепе де Риберы в Испании и Адама Эльсхаймера в Германии. Третья картина — «Св.
В последних работах — «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Его картины отличало повышенное чувство материальности, эмоционального напряжения, лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Картина писалась для римского храма СантаМария делла Валичелла.
Родился 28 сентября 1573 года. В 1593 году друг Онорио посоветовал Караваджо переселиться к академическому художнику Джузеппе Чезари имевшему прозвище «Кавалер дАрпино» и пользовавшемуся благосклонностью римского папы. Около 1590 приехал в Рим. Не выдержав ужасного запаха, работники бросили труп и хотели убежать. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Во второй картине этого цикла — «Мученичество св.
По контракту Караваджо выполнял на картинах изображения цветов и фруктов. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты— Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Первым произведением цикла было «Призвание апостола Матфея» (1600). В июле 1593 года кардинал рекомендовал Караваджо семейству Крещенци и художник получил заказ росписи капеллы в церкви под названием «San Luigi dei Francesi».
В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы). Они долго беседовали. Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Матфея»— возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. Как известно по Библии, это произошло на третий день после погребения.
Караваджо посадили в яму, выдолбленную в известняковой скале. Однако были и случаи физического насилия, за которыми следовали аресты. Его творчество вызывало ожесточённые споры, неистовые восторги и проклятия. Для караваджизма характерны демократизм образной системы, повышенное чувство реальной предметности, материальности изображения, активная роль светотеневых контрастов в живописно-пластическом решении картины, монументализация жанрово-бытовых мотивов.
Чрезвычайно важной была для Караваджо тема Страстей Христовых (страданий Христа ред распятием). Микеланджело обвиняли в убийстве. Некоторые биографы Караваджо считают, что эту картину художник предложил самому римскому папе, а его «Саломея» была послана на Мальту Алофу де Виньякуру, дабы тот восстановил Караваджо в Ордене.
На этом процессе Караваджо выступал свидетелем.
2. После окончания работы для Крещенци на Караваджо буквально посыпались заказы. В эпоху Контрреформации были установлены строгие каноны для религиозного искусства, которым должен был следовать каждый мастер. Матфея» — возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению.
Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. 1591, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. Однако после работы над «Бичеванием Христа» Караваджо покинул Неаполь, не проведя в этом гостеприимном городе и года и отправился на Мальту. Караваджизм). Его юноши далеки от героического идеала красоты эпохи Возрождения. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко.
Пройдя за неполных четыре года путь от «Юноши с корзиной фруктов» до «Игроков в карты», художник словно бы исчерпывает ресурсы жанровой картины, отпущенные ей в этой фазе эволюции. Зрелые произведения художника Караваджо – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мученичество апостола Матфея, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме Положение во гроб, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан Смерть Марии, около 1605-1606, Лувр, Париж). В июле 1610 года Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана). Умолял Папу Римского о помиловании и разрешении вернуться в Рим.
По счастью, покровители и друзья не бросили художника в беде. Работал в Риме, Неаполе, на островах Мальта, Сицилия. После ухода из мастерской дАрпино круг тем Караваджо значительно расширился.
Петром, высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и св. История умалчивает о мотивах его переезда. Его боги похожи на крестьян, а религиозные сюжеты больше напоминают бытовые сцены. В 1610г., рассчитывая на помощь римских покровителей и прощение папы, отправился в Рим. Основой сюжета стал фрагмент Евангелия от Матфея: « Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей и говорит ему: следуй за Мною».
Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны)— была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. Религиозной же картине он придает интимно-психологическую интерпретацию – «Отдых на пути в Египет». Чрезвычайно важной была для Караваджо тема Страстей Христовых (страданий Христа перед распятием). В алтарных картинах «Мученичество св.
Петром, высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и св. На Мальте Караваджо писал картины для церквей по заказу местных рыцарей-госпитальеров. 1602-04), мифологических (Вакх, 1592-93) и жанровых (Лютнист, 1595) картин. Нарцисс у ручья 1599-1600Юпитер, Нептун и Плутон 1597-1600Мадонна дель Розарио (Мадонна четок), 1607Алоф де Виньякурт 1607-1608Маффео Барберини (папа Урбан VIII), 1606 Но еще значительнее было влияние творчества Караваджо за пределами Италии. Именно Сципионе Боргезе купил у него картину «Давид с головой Голиафа», на которой в виде отрубленной головы художник изобразил самого себя – в надежде, что римские власти оценят это, как полное раскаяние. Рядом с этой группой работ в творчестве Караваджо развивалась третья тематическая линия, которую можно назвать линией традиционного мифологизма.
В «Призвании апостола Матфея» событие Священной истории происходит в тёмном полуподвальном помещении. Матфею, написанных для капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези в Риме (1599–1602). Однако на берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня. (одна из них погибла в 1945 г. ). Прямое, непосредственное видение «куска действительности» с сильнейшим акцентом на его живой достоверности не могло не вступить в противоречие с обязательным прежде облечением образов в мифологическую форму, поскольку такая мифологизация уже изначально несла в себе признаки тематического обобщения, возвышения образа над единичным и преходящим. Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. «Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба»4.
Сначала Караваджо с друзьями совершал незначительные противоправные действия (угрозы, непристойные стихи, оскорбления), за которые привлекался к суду. Однажды, в 1606 году, он стал участником драки.
Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Одна из дуэлей закончилась смертью противника. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц.
В сентябре 1608 года повздорил со знатным рыцарем и ранил его. Возникло в Риме как альтернатива академизму братьев Карраччи. Возможно, Караваджо был просто везунчиком, так как и на этот раз ему пришли на помощь. Они подчас женственны и капризны («Вакх», ок. 1593, Уффици), «Гадание» (ок.
Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598). 1595, Рим, Капитолийские музеи) и Шулеры (ок. Творчество Караваджо, не принадлежавшего к какой-либо определённой художественной школе, возникло как оппозиция господствующим направлениям в итальянском искусстве конца 16 — начала 17 вв.
1593, там же), «Вакх» (ок. Пристрастие к натуралистическим деталям, к достоверности обстановки не заслоняет главного в произведениях Караваджо, лучшие из которых эмоционально выразительны, глубоко драматичны и возвышенны (Положение во гроб, 1602). «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св.
Выдающийся итальянский художник, Основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 в. Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо, родился в 1573 году в местечке Караваджо в Ломбардии. Художник впервые воспел романтику опасных приключений в разбойничьем мире. что ты гонишь Меня. ».
На картине «Юдифь и Олоферн» (1599 г. ) Караваджо впервые сосредоточил внимание на самом убийстве и показал суровую и страшную сторону события. Все было бы не так печально, если бы в сундуках маэстро не находился довольно ценный груз – письменные договоренности с кардиналом Шипионе Боргезе о помиловании Караваджо в обмен на некоторые его полотна.
Картины завешивали сукном и открывали только в самом конце выставки. Интересно, что однажды в церкви из-за этого даже отказались принять его работу. Учиться у Петерцано мальчик должен был четыре года, но мастерскую он покинул раньше этого срока.
Справа в тени появляется в сопровождении апостола Петра Христос, жестом повелевающий Матфею идти за Ним. Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи. Тень покрывает малозначительные элементы полотна.
Свет создает особое движение картины, направляет взгляд зрителя. Эти черты лучше всего заметны в картинах на религиозные сюжеты, относящихся к римскому периоду его творчества: Обращение Савла (1601) для церкви Санта Мария дель Пополо и Успение Богоматери (1605–1606, Лувр). Борьба света и тьмы придаёт действию особый драматизм. В ней особенно ярко видны основные приёмы живописи Караваджо. Печальное событие произошло в конце весны 1606 года.
Следующий официальный источник его биографии – бумаги о процессе, который возбудила в 1593 году в Риме некая Леонора Палелли против друзей Караваджо по поводу телесных повреждений и обид. Картина не была признана заказчиком из-за реалистической трактовки сцены). В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы). Метод Караваджо был антиподом академизму и сам художник бунтарски восставал против него, утверждая свои собственные принципы.
Он изобразил святого Матфея, сборщика подати, считающим деньги вместе с помощниками. Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие). Караваджо обвиняли в том, что он профанирует память святых и священных событий, говоря о них обычным «человеческим» языком.
К их числу принадлежит Рубенс, Рембрандт, Веласкес и многие другие. Все основные детали: – перст Христа, лицо апостола – ярко освещены. В Неаполе он написал большие алтарные картины Семь дел милосердия (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), Мадонна Розария и Бичевание Христа.
Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало (Вакх, 1592-1593 гг. ). Собственно, полное имя Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio).
Караваджо противопоставляет индивидуальность и выразительность конкретной модели – «Маленький больной Вакх», аллегории толкования сюжета и непредвзятому изучению натуры в простоте бытового мотива – «Мальчик с корзиной фруктов».