«красавица» – одна из самых известных картин великого русского художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927). «красавица» («Портрет женщины») (итал. La Bella) — картина итальянского живописца Тициана. Вскоре отец принялся здесь за работу над картиной Красавица, явившейся своеобразным итогом исканий собственного стиля, начатых еще в 1912 году. Считается, что картина «Красавица» стала своеобразным итогом исканий собственного стиля Кустодиева, начатых еще в 1912 году.
Ожившая картина: Красавица в желтом кимоно Автор: радиоведущая. Приглашаем вас посмотреть картины с восточными красавицами, которые были созданы великими художниками на протяжении нескольких последних столетий. Без лишних слов излишнего патриотизма, описаний катрин или рассказов про художников (все это есть в интернете, кому интересно тот найдет), просто картины русских красавиц. Основой для картины Кустодиева «Красавица» послужил рисунок карандашом и сангиной, сделанный с натуры.
В народных представлениях это и есть женская красота, она сродни пуховым розовым подушкам и расшитому кружевами одеялу в чехле зефирного цвета, округлостью форм и складками так похожему на свою хозяйку. Узрел я её прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Работал в плакате и в книжной графике. С остановившейся полуулыбкой она смотрит свято и невинно ничем не омраченным взором.
Сине-зеленые в малиново-красных цветах обои, розовое атласное одеяло с кружевным пододеяльником, окованный с углов и расписанный яркими букетами сундук – это та фантастическая реальность, вне которой «красавицу» трудно представить. По воспоминаниям дочери художника «основой картины служил русский лубок, вывески игрушки народных умельцев, русские вышивки и костюмы». Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»81012.
В действительности красота бывает разной. Я могу понять – поток, "пиплы хавают", память о визите в столицу и все же- все же. Искусствоведы отмечали, что «Одалиска» имеет стилистическое сходство с кустодиевским циклом «Красавиц», однако лишь «представляет собой продуманное повторение излюбленной кустодиевской темы»62.
«Красавица» экспонировалась среди других работ Кустодиева и эскизов к «Пазухину» на выставках «Мир искусства» в Петрограде и Москве, организованных Константином Кандауровым. Узнав о произошедшем, главный режиссёр МХТ Константин Станиславский разгневался и назвал Шевченко «распутницей», но поняв, что талантами не разбрасываются, сменил гнев на милость и дал актрисе новые роли101215. Он обращается к редкому в истории русского искусства жанру обнаженной натуры. Учился в Высшем.
По словам сына, «в начале августа он закончил Красавицу. Столь же дивна сказочно-узорная обстановка, ее окружающая. Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник. Оригинальная «Красавица» 1915 года находится в Государственной Третьяковской галерее.
Работал в плакате и в книжной графике. Известная как «Невеста» (также «Купчиха у сундука»)41, в том же году картина выставлялась в галерее на Унтер-ден-Линден в Берлине, где критик Георгий Лукомский назвал Кустодиева Тицианом Российским, а саму работу— Данаей Ярославской4243. Красавица откинула атласное одеяло, обнажив свое бело-розовое, как «зефир» тело. Художники оказались отрезанными друг от друга и вот таким образом обращение к старым мастерам (в Красавице можно услышать эхо венецианцев эпохи Возрождения и Рубенса) в этих условиях выглядело концептуальным актом.
«Красавица» очень понравилась и Константину Сомову, которому Кустодиев подарил специально написанную для него миниатюрную картину со спящей купчихой и смотрящим на неё домовым, созданную в 1922 году и названную соответственно— «Купчиха и домовой». Несмотря на непубличность самого акта сделки, довольно скоро стало известно, что новым владельцем работы оказался российский олигарх Виктор Вексельберг, а точнее принадлежащий ему американский фонд «Аврора», через который миллиардер активно скупает за рубежом русское искусство в «патриотических» и «социально ориентированных» целях. Как члена объединения «Мир искусства», Кустодиева интересовали не только образы дворянской культуры, но и провинциальный быт— он был настоящим поэтом купечества. А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой. » После уговоров Кустодиева «искусства ради» Шевченко всё же согласилась раздеться для собирательного образа русской женщины, возможно, не без помощи самого Лужского10151918. Это сон о небывалой России.
5 апреля 1893 года в Воронеже). Работал в плакате и в книжной графике. «Красавица» (1915) по своим художественным принципам очень самобытна.
мало из них вышло бы нынешних Марий Кюри, да Софий Ковалевских. Конечно же, Дьявол или другие силы тьмы здесь ни при чём. Узрел я её прелесть и ласковость и забыл посты и бдения.
Известно, что картина была написана с натуры, а натурщицей для «Красавицы» стала актриса Художественного театра. В 2005 году в прессе появились сообщения о том, что на лондонском аукционе Christies была продана атрибутированная Кустодиеву и датированная 1919 годом картина «Одалиска» (35 50см), за которую неизвестный русский арт-дилер отдал 1, 5 млн фунтов стерлингов (2, 9 млн долларов), превысив эстимейт более чем в семь раз. Красота античных статуй спорит с красотой византийского искусства, а прославление в искусстве готики умерщвленной плоти (сквозь которую ослепительно светит внутренняя красота) противоречит ренессансному культу опоэтизированной чувственности. Отсюда же – и некоторый эпатаж, с которым Кустодиев представляет свою героиню, помещая ее в центр полотна и выдвигая на первый план.
Именно в этот, самый последний период творчества Кустодиева, появились такие картины, как «Красавица», «Купчиха за чаем» и другие. Несмотря на это, пышнотелая «Красавица» для Кустодиева Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Состоя в близких отношениях с Шевченко, Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и в 1922 году увез её с собой в Париж, в эмиграцию.
Как члена объединения «Мир искусства», Кустодиева интересовали не только образы дворянской культуры, но и провинциальный быт— он был настоящим поэтом купечества12. Известная как «Невеста» (также «Купчиха у сундука»), в том же году картина выставлялась в галерее на Унтер-ден-Линден в Берлине, где критик Георгий Лукомский назвал Кустодиева Тицианом Российским, а саму работу— Данаей Ярославской. Для меня главное в картине — цвет.
Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Когда-то давно фотографов на свете не было, вот таким образом звезд и селебрити рисовали. Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть. В «Красавице» Кустодиев обратился к редкому для русского искусства жанру обнажённой натуры— роскошная сомлевшая ото сна купчиха, привстав со своего пышного ложа средь пены белых пуховых подушек и кружев, появляется из-под атласного одеяла как Афродита из перламутровой раковины. «Красавица» очень понравилась и Константину Сомову, которому Кустодиев подарил специально написанную для него миниатюрную картину со спящей купчихой и смотрящим на неё домовым37, созданную в 1922 году и названную соответственно— «Купчиха и домовой»38.
Узнав о произошедшем, главный режиссёр МХТ Константин Станиславский разгневался и назвал Шевченко «распутницей», но поняв, что талантами не разбрасываются, сменил гнев на милость и дал актрисе новые роли. Вторая (объективная) – война, разрушившая единое художественное пространство. Купчихи и красавицы – это ноу-хау Кустодиева. иногда и называют «русским Рубенсом».
Учился в Высшем. Я, часто гуляя в центре города, где живу. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы», которые населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах старый уклад патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах. По-видимому, Кустодиев считал «Красавицу» своего рода программной работой и итогом исканий своего художественного стиля. Борис Михайлович обладал по-настоящему божественным даром творения.
Музой для написания картины стала актриса Фаина Васильевна Шевченко (род. В пятидесятые годы прошлого века одной из самых известных его картин для широкой публики, возможно, была милая жанровая картина «Дети, бегущие от грозы». Одну он подарил Максиму Горькому, а другую написал специально для Фёдора Шаляпина изобразив героиню со спины в довольно театрализованном стиле (примечательно, что именно Горький познакомил Шаляпина с Кустодиевым).
Однако тяжёлое положение не сломило художника. Учился в Высшем. Кустодиев увидел ее в своей душе, привязал к середине XIX века, к какому-то незнакомому городу (чтобы не обвинили в придумывании) и заставил современников и потомков влюбиться в этот образ, полный здоровой силы, стати и грации. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои».
У Кустодиева свой идеал. Изобильная красота эдакой купеческой, русской «Венеры Урбинской» Тициана— алые губки-вишенки, румяные щёки, персиковый подбородок, бирюзовые глаза, золотисто-пшеничные волосы, лебединая шея, пышный стан и округлые плечи, холёное и гладкое тело— как «кровь с молоком».
Искусствоведы отмечали, что «Одалиска» имеет стилистическое сходство с кустодиевским циклом «Красавиц», однако лишь «представляет собой продуманное повторение излюбленной кустодиевской темы». «Красавица» была написана Кустодиевым на пике болезни— опухоли спинного мозга, по причине которой он провёл последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами. Но, ведь женщинам то и не надо. Шаляпинская «Красавица» 1919 года была продана в 2003 году на так называемых «русских торгах» аукциона Sothebys в Лондоне неизвестному русскому покупателю по телефону за рекордные для произведения искусства 845 тысяч фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч долларов)39404445.
Игравшая как по-колдовски удалых красавиц, так и бесстыдно разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, Шевченко наделяла свои характерные роли своеобразной размашистой живописностью и была, по определению театрального критика П. А. Маркова, «ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем». Однако, уже в мастерской узнав о сюжете картины, она воскликнула— «Ну что вы. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои». На выставке Кустодиев и Шевченко встретились снова модель заметила— «Очень толстая. », художник ответил— «Какая есть»— и поцеловал её руку15. Узрел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения.
Изобильная красота эдакой купеческой, русской «Венеры Урбинской» Тициана— алые губки-вишенки, румяные щёки, персиковый подбородок, бирюзовые глаза, золотисто-пшеничные волосы, лебединая шея, пышный стан и округлые плечи, холёное и гладкое тело— как «кровь с молоком». Кустодиев сам разработал схему развески картин и установил на них цены, наиболее высоко оценив «Красавицу»— в 4 тысячи рублей четыре работы были куплены Игорем Грабарём для Третьяковской галереи33. Полнота его красавицы, скорее идеальная, чем материальная. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины.
Кустодиев сам разработал схему развески картин и установил на них цены, наиболее высоко оценив «Красавицу»— в 4 тысячи рублей четыре работы были куплены Игорем Грабарём для Третьяковской галереи. – вдруг действительно спасет мир. Такой типаж был любимым у художника, отмечавшего, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Судебные заседания состоялись лишь в 2012 году: спустя 20 дней слушаний судья Гай Ньюи постановил, что «Одалиска», скорее всего, не принадлежит кисти Кустодиева и таким образом вынес решение в пользу фонда «Аврора», признав за ним право расторгнуть сделку с Christies и вернуть лишь затраченные на покупку картины деньги. Оглядка на прошлое – в данном случае – мотивировалась и еще двумя вещами. Эстетство всегда отличается узостью.
Кустодиев впервые увидел юную, румяную и пышнотелую Шевченко в августе 1914 года на репетиции спектакля «Смерть Пазухина» по роману Салтыкова-Щедрина, к которому он делал декорации и увлёкся ею. В 2005 году в прессе появились сообщения о том, что на лондонском аукционе Christies была продана атрибутированная Кустодиеву и датированная 1919 годом картина «Одалиска» (35 50см), за которую неизвестный русский арт-дилер отдал 1, 5 млн фунтов стерлингов (2, 9 млн долларов), превысив эстимейт более чем в семь раз505152. Интерьер, выполненный в типичном «купеческом стиле», украшен всевозможными изображениями пышных и распустившихся роз, символами оживания красоты и цветения, созвучными утреннему пробуждению этой прекрасной цветущей купчихи, находящейся в самом расцвете женской красоты. В картине каждая деталь – метафора, все служит иллюстрацией народных представлений о женской красоте – пшеничные волосы, алые губки-вишенки, щеки как румяные яблочки, лебединая шея, холеное, гладкое тело – «кровь с молоком».
Состоя в близких отношениях с Шевченко, Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и в 1922 году увез её с собой в Париж, в эмиграцию1739. Я вообще, как тут пишут, "женоненавистник". В это время художник уже был прикован к инвалидному креслу. Картина «Красавица» была написана в 1915 году. – голубоглазая фея.
Это — одна из тех картин, которую обязательно надо видеть своими глазами». Это мечта, это греза.
Гармоничный контекст, образуемый красочным интерьером, однозначно диктуется ее образом (опосредованно действуя и в обратном направлении, уточняя и проясняя некоторые черты характера красавицы).
Оригинальная «Красавица» 1915 года находится в Государственной Третьяковской галерее346. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы», которые населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах старый уклад патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах. Шаляпинская «Красавица» 1919 года была продана в 2003 году на так называемых «русских торгах» аукциона Sothebys в Лондоне неизвестному русскому покупателю по телефону за рекордные для произведения искусства 845 тысяч фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч долларов).
«Красавица» экспонировалась среди других работ Кустодиева и эскизов к «Пазухину» на выставках «Мир искусства» в Петрограде и Москве, организованных Константином Кандауровым. Это своеобразный пассеизм – как в формальной, так и в содержательной области (последнее вообще характерно для идеологии Мира искусства), – но преображенный явным гротеском и непременной иронией (легкая улыбка видится уже в названии этого шедевра – как, к слову и в названии написанной десятилетием спустя Русской Венеры, продолжающей, несомненно, традицию кустодиевских красавиц). Даже наоборот, его картины стали ещё более красочными, пышными и жизнерадостными. Ладно бы я – мужчина. Силой таланта пестрые краски натуры преображены в новые, чарующие гармонии.
Кустодиев впервые увидел юную, румяную и пышнотелую Шевченко в августе 1914 года на репетиции спектакля «Смерть Пазухина» по роману Салтыкова-Щедрина, к которому он делал декорации и увлёкся ею10151617. Судебные заседания состоялись лишь в 2012 году6267: спустя 20 дней слушаний судья Гай Ньюи постановил, что «Одалиска», скорее всего, не принадлежит кисти Кустодиева и таким образом вынес решение в пользу фонда «Аврора», признав за ним право расторгнуть сделку с Christies и вернуть лишь затраченные на покупку картины деньги686970717273. «Красавица» была написана Кустодиевым на пике болезни— опухоли спинного мозга, по причине которой он провёл последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами11. Первая (личная) мотивировка – тяжелейшая болезнь художника, лишившая его внешних впечатлений. Думаю – усади типовую астанинскую (а это всегда очень – ухоженная женщина ибо здесь – Восток), то портрет был бы с такими душой, внутренним теплом и светом, с красотой вкупе – глаз не оторвать.
Художник воспринимает красавицу, как диво-дивное. Вся картина – это мечта о красоте, которая – как знать. В «Красавице» Кустодиев обратился к редкому для русского искусства жанру обнажённой натуры— роскошная сомлевшая ото сна купчиха, привстав со своего пышного ложа средь пены белых пуховых подушек и кружев, появляется из-под атласного одеяла как Афродита из перламутровой раковины. Работал в плакате и в книжной графике. Позднее он создал ещё три картины, отличающихся незначительными вариациями в композиции.
В 2009 году данная работа под номером первым вошла в изданный Росохранкультурой пятый и последний том списка каталога поддельных произведений искусств «Внимание: возможно, подделка. », будучи признанной искусной фальшивкой кисти знатока творчества Кустодиева на основании заключений трёх независимых друг от друга экспертов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря58596061. Интерьер, выполненный в типичном «купеческом стиле», украшен всевозможными изображениями пышных и распустившихся роз, символами оживания красоты и цветения, созвучными утреннему пробуждению этой прекрасной цветущей купчихи, находящейся в самом расцвете женской красоты. В ту небывалую кустодиевскую Русь, полную жизни, света и сил изобилия и музыки, красок и веселья и бежал от обыденности художник, прикованный к инвалидной коляске678910. Несмотря на непубличность самого акта сделки, довольно скоро стало известно, что новым владельцем работы оказался российский олигарх Виктор Вексельберг, а точнее принадлежащий ему американский фонд «Аврора», через который миллиардер активно скупает за рубежом русское искусство в «патриотических» и «социально ориентированных» целях535455. Да – Вы правы, это так – верно. Для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой.
В 2009 году данная работа под номером первым вошла в изданный Росохранкультурой пятый и последний том списка каталога поддельных произведений искусств «Внимание: возможно, подделка. », будучи признанной искусной фальшивкой кисти знатока творчества Кустодиева на основании заключений трёх независимых друг от друга экспертов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря. Но народной мечте художник придал гиперболизированные формы. Эстеты усмехаются: Ну разве же это красота. Мне – можно.
Кустодиевский образ явно гиперболичен. В постановке Василия Лужского Шевченко играла супругу статского советника Настасью Ивановну Фурначеву, «даму очень полную», по Салтыкову-Щедрину, бездумную, ленивую и постоянно скучающую дочь купца-старообрядца, тридцати лет, так и сыплющую перлами— типаж, вероятно, привлёкший Кустодиева и навлёкший его на мысль о создании картины. Учился в Высшем. ничем не подчеркивает грубой телесности. Сбоку от высокой кровати-сундука, с окованными углами и пологом, расписанным цветочным орнаментом с розанами, виден край комода, заставленного броскими вещами— красивыми скульптурками и женскими туалетными принадлежностями. По словам сына, «в начале августа он закончил Красавицу.
В искусстве Кустодиева восхищение и ирония тонко балансируют на чашах весов. вижу – сколь же много пишут портретов в Центральном парке Астаны. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои»3591536. Ему приходилось жить в мире фантазии, одним из стержневых образов которого и является эта красавица.
А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой. » После уговоров Кустодиева «искусства ради» Шевченко всё же согласилась раздеться для собирательного образа русской женщины, возможно, не без помощи самого Лужского. В контрасте с фоном холодных голубых, лазоревых, бирюзовых и сапфировых оттенков обоев с букетами и гирляндами роз тяжёлый комод и довольно неуклюжий сундук разукрашены Кустодиевым по-сказочному, по-былинному, под стать оперению жар-птицы: кумачовыми, пурпурными, коралловыми, багряными, рубиновыми, алыми, в общем, всевозможными оттенками красного и розового цветов. Людмила, ну как-то уж очень резко Вы о современных женщинах. «Виной» тому, что зрителей охватывало сильнейшее чувство при виде картин Кустодиева, только его необыкновенный талант.
Однако, уже в мастерской узнав о сюжете картины, она воскликнула— «Ну что вы. На выставке Кустодиев и Шевченко встретились снова модель заметила— «Очень толстая. », художник ответил— «Какая есть»— и поцеловал её руку. Одну он подарил Максиму Горькому28, а другую написал специально для Фёдора Шаляпина изобразив героиню со спины в довольно театрализованном стиле151939 (примечательно, что именно Горький познакомил Шаляпина с Кустодиевым)40. Вся атмосфера алькова с обоями на стене, украшенными розанами, с расписной нарядной нижней стенкой постели, мягким пуфиком под ногой женщины, с фигурками (в другом варианте – цветами и украшениями) на комоде, вызывает ощущение чувственно-сонной, сладкой, расслабляюще-спокойной жизни, олицетворением которой являются кустодиевская красавица и привычная ей среда. В постановке Василия Лужского Шевченко играла супругу статского советника Настасью Ивановну Фурначеву, «даму очень полную», по Салтыкову-Щедрину, бездумную, ленивую и постоянно скучающую дочь купца-старообрядца, тридцати лет, так и сыплющую перлами— типаж, вероятно, привлёкший Кустодиева и навлёкший его на мысль о создании картины18.
Игравшая как по-колдовски удалых красавиц, так и бесстыдно разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, Шевченко наделяла свои характерные роли своеобразной размашистой живописностью и была, по определению театрального критика П. А. Маркова, «ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем»1214. Кустодиев с наслаждением передал сходство нежной и гладкой розовой кожи своей модели с цветом и гладкостью атласного одеяла, обшитого кружевами, сопоставляя крупные округлые формы женского тела с мягкостью пуховых подушек и складок одеяла. Для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой.
.