Ранние работы Родченко выдают одарённого и смелого художника, вливающего, казалось бы, в мирские картины новую жизнь. Родченко стал первым делать серию снимков из которых потом можно было сложить единую картину движения.
С 1924 занимался фотографией. Сам же писатель, вынужденный прославлять «стройку века», убившую его близкого человека, дожил до преклонных лет и скончался в 1984 году. С другой – стремится сохранить внутреннюю свободу, символом которой для него с середины 1930-х годов служат образы цирка (в фоторепортажах, а также в станковой живописи, к которой он в этот период возвращается). «Скоро буду свободен. С 1935 по 1938 года он занимал должность члена редколлегии журнала «Советское фото» и стал специализироваться на съемке спортивных событий.
В западном искусствоведении триптих так и зовется: «Последняя картина». С одной стороны, он занимается прочно вправленной в программу соцреализма агитпропагандой (оформление коллективных книг Беломорско-Балтийский канал имени И. В. Сталина, 1934 Красная Армия, 1938 Советская авиация, 1939 и др. ). Впрочем, эту профессию он скоро бросает и становится вольнослушателем Казанской художественной школы (поступить туда он не мог из-за отсутствия свидетельства о среднем образовании: Родченко окончил только четыре класса церковно-приходской школы).
Заботилась она не о красоте: художница мечтала о прозодежде «индустриально-массовой выработки», которая уничтожит все декоративные качества костюма и оставит только функцию профессии. Кстати, буржуазная Европа Родченко не впечатлила, даже разочаровала. Он агитировал фотографией за новый мир и быт, новую визуальную культуру.
Родченко и Степанова в 20-е годы буквально фонтанировали новыми идеями. Его старший брат был расстрелян как правый эсер, а сестра умерла в Петрограде. Снимать Родченко начинает только в 1924. С 1913 участник выставок. В 1920—1930 преподавал на деревообделочном и металлообрабатывающем факультетах Вхутемаса-Вхутеина в должности профессора (в 1928 факультеты были объединены в один— Дерметфак). Однако опыт новых художников, в частности, связанных с русским футуризмом, заставил Родченко пересмотреть свои эстетические позиции. Работу им с Варварой перестали предоставлять.
Роман был бурным и многие считали, что Родченко конечно же не станет «любить на два фронта». Но ничего не произошло, Родченко остался в семье. Влюбившись в это искусство, он много экспериментировал используя технику фотомонтажа и коллажа, чем заслужил себе репутацию новатора. С этими снимками мастер вошел в историю.
И хотя картины Родченко были крайне далеки от того направления, что позже назовут «социалистическим реализмом», в 20-е годы это никого не смущает: новое пролетарское искусство ищет новые формы и его главная задача на этом этапе — как можно больше дистанцироваться от «буржуазного искусства». Родченко, как и все русские авангардисты, экспериментировал с формами и технологией. Для иллюстрирования в 1923 г. книг Маяковского Про это он применил фотомонтаж. Он один — но толпа людей покорна. Вместе спроектировали новую модель одежды – сейчас это комбинезон. 24 сентября в Мультимедиа Арт Музее (МАММ) открылась выставка одного из ключевых представителей советского авангарда – художника, фотографа, скульптора, родоначальника рекламы и дизайна Александра Родченко.
К их концу «новый изобразительный язык», равно как его практики и теоретики, становится невостребован. Вне времени, пространства и границ. Трагической эпохи. А летом 1934 года Женя Лемберг погибнет в железнодорожной катастрофе.
Искусство будущего — говорил Родченко — не будет уютным украшением семейных квартир. Отдельного упоминания заслуживает работа Родченко в рекламе. «Мы полностью завоевали Москву и полностью сдвинули или, вернее, переменили старый царски-буржуазно-западный стиль рекламы на новый, советский», — вспоминал об этой работе, происходившей в разгар НЭПа, Родченко. Вышел перелет. Так что рано или поздно Александр Михайлович с его тягой ко всему новому просто не мог не обратиться к фотографии — детищу науки и техники (о том, как фотография стала доступной для широких масс, читайте в истории «Праздник длиною в век»). Напротив, Родченко как фотографу уделено сравнительно небольшое пространство в залах МЛК.
Фотографии Родченко появлялись в журналах «Кино-фот», «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ», «СССР на стройке», «Советское кино». Художник, дизайнер, фотограф. — и повышенным вниманием к цвету. Дрянь был человек невероятная.
Гигантская воля, пишет Родченко, собрала отбросы прошлого на канал. Онбыл одним изсамых талантливых креативщиков первой половины 20века. Его раздули у нас и на аукционах. Родченко Алекандр Михайлович, русский художник и фотограф, один из лидеров русского авангарда первой половины 20 в. Родился в Москве 23 ноября (5 декабря) в семье театрального бутафора.
В 1930-е гг., после декретирования социалистического реализма в качестве единственного стиля и метода, творчество Родченко все чаще и чаще подвергалось шельмованию (травля закончилась исключением мастера из членов Союза советских художников в 1951 восстановлен в 1954). При всей остроте композиции, задачи его, в первую очередь, прагматичны. Примечательно, что книга вышла еще и на английском языке — перевод был сделан в Москве американской социалисткой Амабель Вильямс-Эллис и использован для американского и британского изданий.
Но соглашательство постепенно всё больше входит в его жизнь. И, разумеется, никакой «романтики и поэзии труда», которой так восхищался (по крайней мере, на публике) автор снимков. А Родченко поступил по-пролетарски четко. Но она была. Восторженно встретив революцию как стихию, созвучную «пылающему творчеству» авангарда (из стихотворения 1918), художник служил в ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса (19181921), был одним из самых активных членов «Левого фронта искусств» (ЛЕФ).
Скорее всего, он стал презираем этой самой властью, в услужении которой находился до конца своих дней. Ярким примером подобной съёмки является знаменитая фотография «Пионер-трубач», за которую в 1932 Родченко был обвинен в противоречии пролетарскому режиму: высказывалось мнение, что снятый в таком ракурсе пионер похож на «откормленного буржуа». В дальнейшем он систематического образования не получил. Вещь должна быть равноправным товарищем человеку, уверен Родченко, в этом равенстве заключается «свет с Востока», который несет крепнущая советская цивилизация миру. Что соединяло поэтов ичто разъединяло их. В статьях «Пути современной фотографии», «Против суммированного портрета за моментальный снимок» и «Крупная безграмотность или мелкая гадость» пропагандировал новый, динамичный, документально точный взгляд на мир, отстаивал необходимость освоения верхних и нижних точек зрения в фотографии.
Но спустя полтора года вернулся в СССР по личным мотивам. Лисицкий уже следовал за Ман Реем, но не хуже. Мельников, Веснин, Ган, Попова). Его инструменты – кисть и затвор фотоаппарата – сочетать «несочетаемое» – вот цель его искусства. Теперь он принимает большевистскую Россию. Иужсовсем запредельным цинизмом отдают слова Льва Никулина: «Высшая человечность игуманность сделана чекистами—первыми строителями канала изаключается она впрекрасной работе над исправлением человека». Видимо, благодаря этой «гуманности» заполтора года работ погибло почти 100тысяч человек, тоесть каждый второй заключенный.
Совместную жизнь они начали в Москве в 1916 году. Большое подарочное издание ин-кватро (примерно 30 см в высоту), по всей видимости, было предназначено для торжественного вручения по официальным поводам. Вина. Испытав этапное воздействие супрематизма К. С. Малевича, он придавал своим абстрактно-геометрическим произведениям (серии Композиции движений проецированных и окрашенных плоскостей, Концентрация цвета и форм, обе работы – 1918 серии Плотность и вес, Линиизм, обе работы – 1919) еще более минималистский строго-рациональный, чем у Малевича, характер: с 1915 он создавал их, словно чертежи, с помощью циркуля.
Похоронили Александра Родченко на Донском кладбище. О писателе, поэте и театральном критике Григории Гаузнере, также приложившем руку к монографии о Беломорканале известно не много. Плакат не только информировал, просвещал и агитировал, но и «революционно перестраивал» сознание граждан художественными средствами – лаконичными цветами, блоками агитационных текстов, геометрическими композициями, свободными от излишней иллюстративности и описательности.
Большая золотая медаль досталась тоже Самохвалову — за картину «Девушка в футболке». Синий», содержание которого полностью отражено в названии. Ирина Гробман-Голубкина (издатель журнала «Зеркало») сказала мне намедни: умно пишет Борис Гройс, а закроешь книжку — в памяти остается один «Черный квадрат». Наверное, не мог.
создавал декоративно-беспредметные работы. С другой – стремится сохранить внутреннюю свободу, символом которой для него с середины 1930-х годов служат образы цирка (в фоторепортажах, а также в станковой живописи, к которой он в этот период возвращается). Заканчивает он показательным, уже не первым, размежеванием с формализмом: «Я хочу решительно отказаться в дальнейшем от того, чтобы ставить формальное решение темы на первое место, а идейное на второе и наряду с этим пытливо искать новые богатства фотографического языка, чтобы с его помощью создавать вещи, стоящие на высоком политическом и художественном уровне, вещи, в которых фотографический язык служил бы полностью социалистическому реализму». Мельников, В. Веснин, Л. Попова). В 1919-1920 годах художник ввел линии и точки как самостоятельные живописные формы. Мне кажется, что ты тогда был бы веселее и знал бы, что ты можешь делать такие вещи. Перед самым открытием на Беломорканал на пароходе «Карл Маркс» прибыла группа из 120 писателей и художников. Миссия русской эмиграции была в сохранении подлинной России, ее духовного начала.
Александр Родченко родился в семье рабочих в Санкт-Петербурге. Выходит, что многие потомки не простили ему угодничества преступной власти. Вспомните, что Бунин писал об Алексее Толстом. Участвовал в выставке «Советская фотография за 10 лет» (1928, Москва).
Это просто цветные фигуры, без всякого смысла – додумывать ничего не надо. «Я создал сегодня затем, чтобы завтра искать новое» – слова, которые легли в основу названия выставки, навсегда останутся творческим кредо мастера: на протяжении всей своей жизни Родченко стремился создать и воплотить в своем творчестве «новое искусство», где нет ограничений в выразительных средствах и формах. Но ему скучно в Париже, его раздражает даже западная форма одежды и он рвется обратно. Левой федерации союза художников, в 192330 участник АСНОВА, член Левого фронта искусств (ЛЕФ), в 192832 член худ.
Скоро появляется и «родченковская композиция» — кадр в резком ракурсе снизу или сверху — за которую его многие критикуют, но многие фотографы и подражают Родченко. В этих фотоработах царствует культ молодого и здорового тела, тренировки, спорта. Именно советская реклама 1923 – 1925 годов, созданная этим тандемом, явилась предтечей политического плаката конструктивизма. В схему русского авангарда, которая начинается внезапным подъемом, кратким победительным расцветом и завершается тотальным прессингом внешней силой, не влезают ни самохваловское «Появление Ленина на II Всероссийском съезде Советов», ни поздний фигуративный Малевич — а проживи он еще десять лет, советское искусство могло бы быть совсем иным имея в своем активе изжившего все -измы первой четверти века пророка, ни живопись Родченко 40-х годов. Рекламные плакаты А. Родченко удостоены серебряной медали на парижской выставке 1925 года. «Маленькие истории» уже подробно писали об этом портрете и его авторе, одном из основоположников соцреализма, Исааке Израилевиче Бродском в истории «Властитель муз»). Возможно, причина этого оппозиционного императива не только авангардистский заворот мозгов, заставлявший все вывернуть наизнанку, разобрать на части, грубо взять и отменить все «слишком человеческое», — вирус авангарда поразил весь Старый Свет, придя на смену декадентской манерности, — но и технический гений инженеров немецкой фирмы Leitz.
К ней Родченко создал блестящие иллюстрации. «Пора искусству организованно влиться в жизнь. Например, знаменитый «Пионер-трубач» (1930) вызывал у критиков ассоциации с «откормленным буржуа», что противоречит духу пролетарской фотографии:В послевоенные годы Родченко активно работает в качестве оформителя и возвращается к живописи, однако по-прежнему часто обращается к излюбленному жанру фоторепортажа.
-- весьма посредственно. С 1924 года стал известен своими психологическими портретами друзей, близких и знакомых (Портрет матери, Маяковского, Третьякова, Брика). Популярность этой новой советской рекламы была огромной, она сразу же забила господствующую ранее «художественную» нэповщину. Не умолкает смех и шумные разговоры Завидую каждому взрыву смеха». У него тогда появляется талантливый ученик, Давид Шулькин (он погиб в Отечественную войну), – фотограф с острым взглядом и нежным сердцем. С 1921 по 1924 годы Родченко работал в Институте художественной культуры (ИНХУК), где в 1921 году сменил В. В. Кандинского на посту председателя.
Детские годы будущего художника проходили за театральными кулисами. Именно Родченко Маяковский доверил оформлять свою книгу Про это. С 1916 и до конца жизни – в личном и творческом союзе с художницей В. Ф. Степановой.
Все, соприкасающееся с авангардом, приобретает часть его «классической» ауры. — таков был его девиз, полностью отражающий настроения авангардистов того времени. Александр Родченко восторженно встретил революцию как стихию, созвучную «пылающему творчеству» авангарда» (из стихотворения 1918 года). Внес также выдающийся вклад в авангардную сценографию (мебель и костюмы для спектакля Клоп в театре В. Э. Мейерхольда, 1929 и др. ). Яркие цвета, геометрические фигуры, «кричащие» лозунги – революционное, новаторское искусство, воплощенное Родченко, дарует художнику поистине значимый статус – статус основоположника графического дизайна.
Началась полоса безденежья. Совместно они разрабатывали так называемый «новый быт для новой жизни», совмещали множество искусств и художественных техник. Родченко становится профессором живописного отделения ВХУТЕМАСа, на знаменитой выставке «5х525» демонстрирует триптих из трех монохромных цветов «Гладкий цвет». В коллекции «Маленьких историй» хранится один из уцелевших экземпляров этого раритетного издания. В это время он активно занимается фотомонтажом, создаёт революционные плакаты и коллажи, а также обложки и иллюстрации для книг («Про это» Владимира Маяковского) и журналов (преимущественно для «Молодой гвардии» и «ЛЕФа»).
Второй прием называется диагональ. Александр Родченко появился на свет 5 декабря 1891 года в Санкт-Петербурге. Картина, которая обозначена в некоторых каталогах международных аукционов как «картина, написанная маслом на картоне». Психологически он готов к построению новой империи. Это миф, что он был гоним Советской властью за «левое искусство».
ИНХУКе. Через одиннадцать лет они переехали в Казань.
Уже в юношеском возрасте (1911-1914) Александр окончил Казанскую художественную школу. Родился в Москве 23 ноября (5 декабря) в семье театрального бутафора. Линия есть путь прохождения, движение, столкновение, грань, скреп, соединение, разрез.
В 1992 году фотография «Девушка с лейкой», которую Родченко сделал за несколько месяцев до трагической гибели Лемберг, будет продана на аукционе Cristies за 115 тысяч фунтов стерлингов. Снимки обеих групп публиковались в 1 и 2 номерах журнала «Пролетарское фото» и, хотя принципиальных различий между ними не так-то много, под удар критики попал «Октябрь». Почему же талантливый писатель, некогда ненавидевший большевиков, сбежавший от них в эмиграцию, написавший там прекрасное «Детство Никиты», вдруг решил посвятить себя воспеванию сталинских завоеваний. Лауреат 3-х Сталинских премий Алексей Толстой умер за четверть века до их появления. С 1934 оформлял совместно со Степановой репрезентативные альбомы и фотоальбомы, выпускаемые по случаю юбилеев и торжественных мероприятий (10 лет Узбекистана, 1934 Первая Конная, 1935-37 Красная Армия, 1938 Советская авиация, 1939 и др. ).
А вскоре мир узнал и о том, что такое уникальная «родченковская композиция». Возникает вопрос: когда он успевал их все реализовывать. Представитель княжеского рода, участник Белого движения, автор англоязычной «Истории русской литературы», которую Владимир Набоков назвал «лучшей историей русской литературы на любом языке, включая русский», прожил более 10 лет в эмиграции. — А среди уголовников были, несомненно, талантливейшие актеры. В первом номере журнала «Кино-фот» (1922) манифест «киноков» (группа кинематографистов Вертова и Кауфмана), который проповедует «искусство организации необходимых движений вещей в пространстве и времени» иллюстрируется линейно-циркульной композией Родченко 1915 года. А пока оставался лишь страх, заставлявший писать такие вот книги, которые вслед за Солженицыным историки-эмигранты окрестили «гнуснейшей книгой в истории литературы, воспевающей концентрационные лагеря». В 1930 году Родченко – один из организаторов фотогруппы «Октябрь». В 191718 секр.
«Огонек», «Вокруг света» и др. Ракурсы там чисто фотографические, а сюжеты где-то напоминают то, что делал Александр Дейнека в те же годы, с темой спорта, культом тела. Сперва авангардные поиски Родченко развивались в русле станковой живописи и графики.
И хотя вступительная статья в почти 300-страничном каталоге начинается пассажем «хронологические рамки охватывают наиболее плодотворный период творчества этих художников-новаторов — от начала 1910-х годов до середины 1930-х», знаменитой поездкой Родченко на Беломорканал экспозиция не завершается. В ней впервые появился прообраз Черного Квадрата. В 20-е годы Родченко активно занимается фотографией. музейным бюро, член коллегии Наркомпроса РСФСР. Не удивительно, что в профессиональной среде вскоре появились и абсолютно новые термины — «перспектива Родченко» и «ложная перспектива Родченко».
Он ненавидел всех и всем завидовал. Недавно я видел реконструкцию Театром Стаса Намина «Победы над Солнцем», культовой футуристической оперы на слова Крученых с декорациями Малевича. Желание передать ощущение присутствия художников и привело нас с супругой, художницей Ириной Преснецовой, к идее пригласить посетителей «в гости к Родченко и Степановой».
Сначала Александр решает учиться на зубного техника. Копченые колбасы. Издание является библиографической редкостью: практически весь его тираж был уничтожен в 1937-м, так как близкие к Генриху Ягоде (один из главных «героев» книги) руководители канала в одночасье были заклеймлены «врагами народа», да и писатели уцелели не все. Наконец, выяснилось абсолютное значение линии — с одной стороны, ее граневое и краевое отношение и, с другой, — как фактора главного построения всякого организма вообще в жизни, так сказать, скелет или основа, каркас.
Читатели познакомились с ней только в 1989 году. Внес также выдающийся вклад в авангардную сценографию (мебель и костюмы для спектакля Клоп в театре В. Э. Мейерхольда, 1929 и др. ). Оформление усилило откровенность драмы. В 1926 году опубликовал свои первые ракурсные снимки зданий (серии «Дом на Мясницкой», 1925 и «Дом Моссельпрома», 1926) в журнале «Советское кино».
Был членом МОСХа (Московская организация Союза художников СССР) с 1932 года. Выставка «В гостях у Родченко и Степановой» в Музее личных коллекций основывается на самом представительном в мире собрании произведений Александра Родченко и его жены и коллеги Варвары Степановой, которое насчитывает более 5оо единиц хранения. Маяковский и Родченко в тандеме создавали в 23-25 годах в рамках конструктивизма политические агитационные плакаты. Пламенела свежая редиска». Этакий мастер фотошопа, но во времена СССР.
В то время работал в театре художником-дизайнером. Так он и занялся фотографией, притом фотографией репортажной. Спустя много лет Авдеенко написал повесть-воспоминание о 30-х годах «Отлучение».
ФотомонтажРодченко запечатлел и самого Маяковского в знаменитой серии портретов (1924), которые сегодня считаются классикой, однако в то время нарушали все каноны павильонной съемки:Не менее яркая работа – «Портрет матери» (1924), ставший классикой съемки крупным планом:Кроме того, Александр Родченко активно снимает фоторепортажи, многие из которых печатаются в самых крупных изданиях того времени – газете «Вечерняя Москва», журналах «30 дней», «Даешь», «Пионер», «Огонек» и «Радиослушатель». Однако наибольшую известность фотографу принесли ракурсные снимки, сделанные под непривычным углом, с необычной и зачастую неповторимой точки, в ракурсе искажающем и «оживляющем» обычные предметы:Дом на Мясницкой (1925)Дом Моссельпрома (1926)Эксперименты художника были настолько смелыми, что вызывали немалое возмущение общественности. Так что вовсе не удивительно, что Родченко без малейших колебаний принял революцию. Как раз Гимнастка Родченко из собрания ГМИИ, она с Дейнекой пересекается. Ясно, я был не только поклонником, а гораздо больше, я был приверженцем».
В 1934 году Родченко делает один из самых известных своих снимков — «Девушка с Лейкой», на которой изображена его поклонница и ученица Евгения Лемберг. Зато драматург Николай Погодин согласился. Он больше не художник-созидатель, он – художник-конструктор. Икра.
«Я хочу решительно отказаться в дальнейшем от того, чтобы ставить формальное решение темы на первое место, а идейное на второе и наряду с этим пытливо искать новые богатства фотографического языка, чтобы с его помощью создавать вещи, стоящие на высоком политическом и художественном уровне, вещи, в которых фотографический язык служил бы полностью социалистическому реализму», — клянётся Родченко в верности соцреализму. Как трудно мне теперь становиться на две ноги, попрыгавши на четвереньках». Визитной карточкой фотографа Родченко стали снимки, выполненные с разных ракурсов (ракурсные). Он учил студентов проектировать многофункциональные предметы для повседневной жизни и общественных зданий, добиваясь выразительности формы не за счет украшений, а за счет выявления конструкции предметов, остроумных изобретений трансформирующихся структур. «Гигантская воля собрала отбросы прошлого на канал. Шрифтовое оформление моссельпромовской башни на Арбатской площади в Москве восстановлено в конце 1990-х годов. Запечатлеть это эпохальное событие было поручено Родченко. Свойства материала и «внутренний ритм каждой вещи» — вот что важно для художника-производственника.
Красная Россия для Алексея Толстого реальна. В 1917 – 1918 работал с плоскостью, в 1919 написал «Черное на черном», работы, основанные лишь на фактуре, в 1919 – 1920 ввел линии и точки как самостоятельные живописные формы, в 1921 на выставке «5525» (Москва) показал триптих из трех монохромных цветов (желтый, красный, синий). Под влиянием его идей в советской фотографии возникло целое направление рабочих фотокоров. Можно спорить, насколько утопична была эта идея. Правда, в написании монографии участия не принимал – в это время он создавал комедию в четырех действиях «Аристократы» о процессе «перековки» людей в БелБалтлаге. В 1932-1935 годах работал корреспондентом в издательстве Изогиз. Наивный молодой человек простодушно поделился своими впечатлениями с коллегами, эта информация дошла до начальника БелБалтлага Семена Фирина.
А в 1935 году «Аристократов» поставил Борис Захава в Театре им. Видел ли сам Родченко эту романтику. Главную сюжетную канву, отражающую важнейшие вехи «великой стройки», разбавили разного рода отступлениями, вставили юмористические эпизоды и оригинальные истории из жизни каналаормейцев и сотрудников ОГПУ, разнообразили повествование приёмами, свойственными художественной литературе. «Мы пошли работать с большевиками», — откровенно писал Александр в своих воспоминаниях.
В статьях «Пути современной фотографии», «Против суммированного портрета за моментальный снимок» и «Крупная безграмотность или мелкая гадость» пропагандировал новый, динамичный, документально точный взгляд на мир, отстаивал необходимость освоения верхних и нижних точек зрения в фотографии. В 1921 подвел итог своих живописных поисков и объявил о переходе к «производственному искусству». За ними просто ничего нет. С одной стороны, он занимается прочно вправленной в программу соцреализма агитпропагандой (оформление коллективных книг Беломорско-Балтийский канал имени И. В. Сталина, 1934 Красная Армия, 1938 Советская авиация, 1939 и др. ). Я считаю, что такого художника не было. В 1926 году художник опубликовал свои первые ракурсные снимки зданий (серии «Дом на Мясницкой», 1925 и «Дом Моссельпрома», 1926) в журнале «Советское кино».
Учился в Казанской художественной школе (19101914) у Н. И. Фешина, затем поступил в московское Строгановское училище, откуда был призван на военную службу. С 1924, купив первые свои фотоаппараты, он обновлял язык фотографии, придав ей невиданную силу выражения: его штучные фото, в том числе портреты (Маяковский с псом Скотиком, 1924 Портрет матери, 1924 Н. Н. Асеев, 1927 и др. ), равно как и репортажи (с парадов, строек и т. д. ), – это поразительная летопись «великого перелома» в обществе, зафиксированного, благодаря резким и неожиданным, нарочито-«остраненным» ракурсам именно «на сломе», в резком разрыве старого и нового. В середине 1930-х гг. В ее состав вошли обласканные властью Максим Горький и Алексей Толстой. Для Ивана Бунина советская Россия – это оксюморон, сочетание несочетаемого.
На живопись линия поставила красный крест», — в 1921 году напишет Родченко. А я буду «сбоку набок». Еще в 1919 Родченко представил на конкурс три варианта киоска, где стремился выявить художественные возможности новой функционально-конструктивной основы сооружения (в частности, он одним из первых увидел в оголенном каркасе новаторскую архитектурную форму) затем был черед проектов Дома Советов (1920), общественного здания принципиально нового типа.
Мельников, Веснин, Ган, Попова). Тогда он стал заниматься самостоятельно, по книгам. Впоследствии такие фотографии стали «визитной карточкой» художника. Помимо живописи и графики он занимался пространственными конструкциями.
Долой искусство как драгоценный камень среди грязной тёмной жизни бедняка. Позднее эти увлечения привели Родченко к революционному в то время конструктивизму. Сотрудничал в журналах «Кино-фот», «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ», «СССР на стройке», «Советское кино».
Он ненавидел всех и всем завидовал. Проектировал серию плакатов о В. Маяковском, создал эскизы оформления поэмы «Хорошо. » совместно с женой В. Степановой, участвовал в оформлении выставок и альбомов. С 1916 начал участвовать в важнейших выставках русского авангарда (на выставке «Магазин», организованной Владимиром Татлиным) и в архитектурных конкурсах.
Тут Александр проявляет себя в качестве дизайнера. Первый цикл – «Складывающиеся и разбирающиеся» (1918) – из плоских картонных элементов, второй – «Плоскости, отражающие свет» (1920-1921) – свободно висящие мобили из вырезанных из фанеры концентрических форм (круг, квадрат, эллипс, треугольник и шестиугольник), третий – «По принципу одинаковых форм» (1920-1921) – пространственные структуры из стандартных деревянных брусков, соединенные по комбинаторному принципу. Позанимавшись некоторое время живописью и даже приняв участие в некоторые выставках, Александр Родченко, художник и театральный дизайнер, приходит к необходимости фотографировать свои работы. Важным очагом нового дизайна стали дерево- и металлообрабатывающие факультеты Всесоюзных художественно-технических мастерских (Вхутемас), где Родченко преподавал в 1920 – 1930. А ужеавгусте того же 1933-го, сразу после открытия Беломорканала, писатели-участники поездки получили правительственный заказ на книгу о «великой» стройке.
Был замечательным художником книги: шедевром изобразительной поэтики абсурда в духе дадаизма явились его фотоколлажи для книги Маяковского Про это (1923, Музей Маяковского, Москва). Сперва авангардные поиски Родченко развивались в русле станковой живописи и графики. Он ловил моменты жизни везде и создавал шедевры. Первый цикл – «Складывающиеся и разбирающиеся» (1918) – из плоских картонных элементов, второй – «Плоскости, отражающие свет» (1920 – 1921) – свободно висящие мобили из вырезанных из фанеры концентрических форм (круг, квадрат, эллипс, треугольник и шестиугольник), третий – «По принципу одинаковых форм» (1920 – 1921) – пространственные структуры из стандартных деревянных брусков, соединенные по комбинаторному принципу.
Искусство, ставшее памятником советской культуры. С 1923 сотрудничал как график и фотограф в ж. «Кино-фото», «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ», «Огонек», «Смена», в 193341 – «СССР на стройке». В 1922 году художник присоединяется к творческому объединению «ЛЕФ» («Левый фронт искусств») известному благодаря своим знаменитым участникам Владимиру Маяковскому, Осипу Брику, Алексею Крученых. В 1905 году семья переехала в Казань.
Родченко искал рациональную форму не только для одежды. Александр Родченко рассматривал свои творческие поиски как метод исследования. «Творить надо новыми средствами выражения. », – слова Александра Родченко, ставшие поистине лозунгом советской культуры 30-х годов. И эта воля сумела поднять у людей энтузиазм. В том числе и в личную. А он пришёл на всё готовое и ничего не понял.
На выставке «5Х525» Александр экспонировал серию из свободно висящих пространственных конструкций, состоящих из врезанных друг в друга плоскостей различной конфигурации, которые легко поддавались демонтажу. Художник здесь не вошел в рамки пролетарской фотографии. Ему вторил Михаил Козаков: «ОГПУ — это школа социального педагогизма. Испытав этапное воздействие супрематизма К. С. Малевича, он придавал своим абстрактно-геометрическим произведениям (серии Композиции движений проецированных и окрашенных плоскостей, Концентрация цвета и форм, обе работы – 1918 серии Плотность и вес, Линиизм, обе работы – 1919) еще более минималистский строго-рациональный, чем у Малевича, характер: с 1915 он создавал их, словно чертежи, с помощью циркуля.
Там же он познакомился со своей будущей женой Варварой Степановой. Эта книга не издавалась без малого 70 лет. Внес также выдающийся вклад в авангардную сценографию (мебель и костюмы для спектакля Клоп в театре В. Э. Мейерхольда, 1929 и др. ). Они мне искренне отвечали (оба верили в возможность так называемой перековки), что для перевоспитания человека его прежде всего надо поместить в очень хорошую обстановку, совсем не похожую на ту из которой он попал в преступный мир. В 1929 году оформил спектакль «Клоп» В. Маяковского. Книга была неоднозначно воспринята современниками. Все вместе взятое не могло не привлечь внимания и не убедить.
И произошло это как-то незаметно, само собой. Творчество Родченко и Степановой хорошо иллюстрирует идею такой выставки-инсталляции. Намечены серии Вожди революции, Индустрия, Красная Москва. Своим фотографичексим глазом он будто стремился охватить весь Советский Союз.
Применил фотомонтаж для иллюстрирования книг, например, «Про это» В. Маяковского (1923). Красный. Шедевром изобразительной поэтики абсурда в духе дадаизма явились его фотоколлажи для книги Маяковского Про это (1923). И смелые эксперименты приносят ему почти моментальное признание – работы молодого Родченко печатались в журналах «Советское фото» и «Новый ЛЕФ».
Лауреат Ленинской и двух Сталинских премий отлично вписался в «литературный колхоз». Маяковский пригласил Родченко для иллюстрирования своих книг:Александр Родченко. Этот поступок не спас брата: в ноябре 1937 года Владимир Шкловский был расстрелян. В 1911-м его мечта стать художником начала осуществляться. Позже они были объединены в сборник под общим названием «Преступление и воспитание». Юный прозаик, в недавнем прошлом шахтер искренне ужаснулся от увиденного на «стройке века».
Здесь он познакомился с будущей «амазонкой русского авангарда», художником-дизайнером Варварой Степановой. и на протяжении 1940-х гг. Ибо вкус массы формируется не только, скажем, Пушкиным, но и каждым рисунком обоев, — писала 30 марта 1924 года «Правда».
Почти век прошел, а выглядит роковая красавица актуально: рекламщики в них знают толк. Вахтангова. Почему в 20-егоды слово «друг» звучит также часто, как ивпушкинскую пору и почему к концу 30-х годов оно вытеснено безликими отношениями товарищей политературным собраниям. », — задается риторическим вопросом в своей книге «Узел» историк литературы Наталья Громова. Известно, что Мирский в беседах с другими участниками поездки на Беломорканал не раз высказывал сомнения в соответствии официального образа «стройки века» действительному положению дел. Большое количество тарелок были завалены кольцами колбасы, ветчины, сыра.
То художники были, а у этого фотографии – сверху, снизу – просто ерунда. В этих квадратах отказ не только от предмета изображения, но и от всякого «духовного содержания». Родченко сделал Маяковскому кучу чертёжных обложек, а Лисицкий сделал одну (вторая плохая) «Для голоса» — разве у Родченко есть что-то подобное.
Годом позже на экраны вышел и фильм «Заключённые», также снятый по пьесе Погодина. Он создал более 100 плакатов, многие вместе с Владимиром Маяковским, который в этом дуэте «реклам-конструкторов» сам себя называл копирайтером. В 194050 фоторепортер и художник в Музее Революции и Доме техники в Москве. Умер он в 1956 году, 3 декабря. Система.
Он появился в 1916 году, когда все уже состоялось, даже супрематизм. Вот как отзывались о своём литературном детище сами авторы. В 30-е годы Родченко с супругой трудились над оформлением фотокниг и фотоальбомов «Первая Конная», «Красная Армия», «10 лет Узбекистана», «Москва» и многих других. А вот «из середины в середину» — так лет сто снимают нужно же не только чтоб я, но и большинство снимало «снизу вверх» и «сверху вниз».
Высокая общественная значимость этой деятельности была признана и властями. Попова и Удальцова всё-таки появились в 1913-м, Розанова в 1911 году. В начале 20-х Родченко-Степанова образовали один из самых известных творческих дуэтов. Лисицкий уже следовал за Ман Реем, но не хуже. Да, он всегда жил богато, на широкую ногу. И я каждую минуту, каждый день помню, что ты грустишь и не рисуешь.
Во-вторых, должно было получиться единое повествование, художественный монолит, далекий от сборника произведений разных авторов. А ещё — много и талантливо снимал детей, карапузов и пионеров, чувствуя в них «жителей новой эры». Родченко и Степанова были среди родоначальников конструктивизма – авангардного стиля, призванного инженерно смоделировать мир социалистического будущего. А я буду сбоку набок», — отвечал своим завистникам мастер. В семье театрального бутафора и прачки в 1891 году родился сын Александр. Линия есть первое и последнее, как в живописи, так и во всякой конструкции вообще. В 1930-1931 годах он занимался созданием фотообъединения «Октябрь».
Однако в Европе ему становятся близки марксистские взгляды. В этот период Родченко создал свои дебютные серии спортивных фотографий.
Еще в живописи Родченко выявил линию в качестве основы любого изображения: «Линия есть первое и последнее, как в живописи, так и во всякой конструкции вообще». Хлопают пробки, звенят стаканы. В конце 1919 года Родченко вступил в общество «Живскульптарх» (Комиссия по разработке вопросов живописно-скульптурно-архитектурного синтеза), в 1920 году был одним из организаторов РАБИСа. Именно Родченко принадлежит рекламный плакат легендарного фильма С. Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» (1925). С 1916 начал участвовать в важнейших выставках русского авангарда (на выставке «Магазин», организованной Владимиром Татлиным) и в архитектурных конкурсах.
об-ия «Октябрь». В 1920-х Родченко числится профессором живописного отделения ВХУТЕМАСа и использует в преподавании свои наработки по конструированию картин. Именно они стали создателями так называемой прозоодежды – костюмов «индустриально-массовой выработки» для советских граждан. Поставленную перед писательской братией задачу предельно чётко сформулировалМаксим Горький: «Никакой мистики, никаких чудес, педагогика ОГПУ как убедительное объяснение заключённым всего существа процессов, происходящих в стране Мы называем себя первым литературным колхозом в СССР». Используя неожиданные ракурсы (термин «ракурс Родченко» часто встречается в искусствоведческой литературе), заставляя зрителя крутить отпечатки перед глазами (или головой перед отпечатками) и создавая изображения, которые будто вот-вот придут в движение, он зарекомендовал себя как один из самых прогрессивных и новаторских фотографов того времени.
В 1929 году выпустил роман «Ледолом» о крестьянской жизни, борьбе бедняков с кулаками. Одновременно Родченко – автор конфетных оберток, ярлыков для «Моссельпрома», «Резинотреста», ГУМа и «Мосполиграфа». В текстах-манифестах «Всё – опыты» и «Линия» Родченко зафиксировал свое творческое кредо.
В 1933 году в судьбе Родченко наступил «момент истины», после которого художник уже не мог делать вид, что не замечает происходящего в стране. Объединённое государственное политическое управление (ОГПУ — ставшее позже НКВД) направило Родченко оттачивать навыки «впередсмотрения» не куда-нибудь, а на Беломоро-Балтийский канал — одну из первых «великих» строек коммунизма. И пусть этот документ очень субъективный, других у нас все равно почти не осталось. Остальное негероический довесок: эвакуация в Молотов (ныне Пермь), съемки цирка и — возвращение к живописи, о чем вообще говорить не принято. Там он оформлял отдел СССР при проведении Международной выставки.
Что их хоронят в общих могилах в соседних лесах. В его письмах за целое десятилетие, с первой половины 30-х до конца эвакуации в Молотове, постоянно появляются депрессивные ноты. Враги и поклонники. Александр Родченко родился в Санкт-Петербурге в 1891 году в семье театрального бутафора. В 1919 им была подготовлена живописные серии «Обесцвечивание», «Плотность и вес», «Линиизм» и одновременно велась работа над циклом «Конструкции» (1919-1920): «Линии на зеленом (Композиция)» (1920) «Композиция» (1920). Фотография с нижней точки знаменитого Пионера-трубача некоторым показалась буржуазной.
В 1930-е годы творчество мастера как бы раздваивается. Во входной группе советского павильона доминировали «Рабочий и колхозница». Коньяк. Родченко— гений советской пропаганды. Исследование абсолютно новых приёмов композиции затягивает художника всецело: он новаторски применяет двойную экспозицию, коллажи и фотомонтаж. И эта воля сумела поднять у людей энтузиазм», — запишет художник.
В ту пору Родченко создал афишу немецкого фильма, который шёл в России под названием «Шесть девушек ищут пристанища». Возможно, вот таким образом многие снимки (особенно репортажные кадры с демонстраций) он делал, стоя на лестницах, крышах или находясь в других неочевидных точках. Важным очагом нового дизайна стали дерево- и металлообрабатывающие факультеты Всесоюзных художественно-технических мастерских (Вхутемас), где Родченко преподавал в 1920 – 1930. Фоторепортажи Родченко публиковались в целом ряде центральных изданий: газете «Вечерняя Москва», журналах «30 дней», «Даешь», «Пионер», «Огонек» и «Радиослушатель».
В статьях «Пути современной фотографии», «Против суммированного портрета за моментальный снимок» и «Крупная безграмотность или мелкая гадость» он пропагандировал новый, динамичный, документально точный взгляд на мир, отстаивал необходимость освоения верхних и нижних точек зрения в фотографии. Два года спустя Родченко напишет в своем дневнике: «Любовь Варвары ко мне необычайно глубока А к Варваре как к женщине после Жени, все же, чувства не приходят обратно». «А Родченко – вообще дрянь и ничтожество полное. На V Государственной выставке картин в Музее изящных искусств, будущем ГМИИ, выставлялись экспрессивные листы ее «цветописной графики» из книг «Ртны хомле» и «Зигра ар». С 1924 занимался фотографией. Работа по декорации кафе «Питтореск» (1917 совместно с В. Е. Татлиным, Г. Б. Якуловым и др.
В 1920-1930 годах преподавал на деревообделочном и металлообрабатывающем факультетах ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа в должности профессора (в 1928 году факультеты были объединены в один — Дерметфак). Он появился в 1916 году, когда всё уже состоялось, даже супрематизм. Не вышло с соцреализмом.
Что поразительно идеи просто фонтанируют в 20-е годы. Этот порыв стоил ему жизни. Вспомните его спор с Буниным. В метели они втягиваются в русло, как в Дантов круг.
А. М. Родченко, занимавшийся дизайном еще когда слова такого не было, снял Лилю Брик в 1924 году. Эта книга явилась продолжением их совместной дизайнерской работы над плакатами. И так до конца жизни без зигзагов и потрясений.
Промахнулись. В конце 1919 Родченко вступил в общество «Живскульптарх» (Комиссия по разработке вопросов живописно-скульптурно-архитектурного синтеза), в 1920 был одним из организаторов Рабиса. Художник широкого профиля, Родченко конструктивистски реформировал также стилистику мебели (проект рабочего клуба для Международной выставки декоративных искусств в Париже, 1924), одежды (собственный комбинезон 1923, напоминающий современный джинсовый покрой), рекламы и промграфики (плакаты, реклама, конфетные обертки, ярлыки для «Моссельпрома», «Резинотреста», ГУМа и «Мосполиграфа», 1923–1925), наконец, киноплаката. Ареста Авдеенко избежал, но в состав авторов книги не попал.
Спустя всего два года умирает его отец. Где-то после 1930 года Родченко уходит в фотографию и его круг – это фотографы из группы «Октябрь» : Борис Игнатович, Елеазар Лангман, а потом те, кто по его заказам снимает для фотоальбомов и журнала «СССР на стройке», который он оформлял: Яков Халип, Георгий Петрусов и другие. Восток. » — пишет он Степановой в Москву незадолго до возвращения.
В 1930-е годы творчество мастера как бы раздваивается. Они работали практически во всех областях современного медиадизайна и искусства. Можно по-разному относиться к авангарду. Оно вышло небольшим тиражом 10000 экземпляров, без указания цены. Он был одним из сооснователей и главным теоретиком группы конструктивистов, принял участие в создании книги «Канал имени Сталина», участвовал в кампании против Бориса Пастернака.
Сыры. В 1940-е годы, примыкая к «неофициальному искусству», Родченко пишет серию «декоративных композиций» в духе абстрактного экспрессионизма. В живых оставался только брат Владимир. В 1921 году Родченко завершил свои живописные опыты, создав и показав на выставке «5525» (Москва) триптих из трех монохромных цветов (желтый, красный, синий), после чего подвел итог своих живописных поисков, объявил о переходе к «производственному искусству» и в течение десяти лет не занимался живописью. В 1926 году он опубликовал свои первые ракурсные снимки, фотографии, сделанные под непривычным углом, с необычной и часто неповторимой точки, в ракурсе искажающем и «оживляющем» обычные предметы.
Монументальная скульптура Веры Мухиной, а не ажурный «Памятник III Интернационалу», заказанный Наркомпросом Владимиру Татлину в 1919 году, стала символом нового мира. А я, как наивный дурак из честности сам старался стать низшим.
В 1931 на выставке группы «Октябрь» в Москве в Доме печати выставил ряд дискуссионных снимков— снятые с нижней точки «Пионерку» и «Пионера-трубача», 1930 серию динамичных кадров «Лесопильный завод Вахтан», 1931— послужившую мишенью для разгромной критики и обвинения в формализме и нежелании перестраиваться в соответствии с задачами «пролетарской фотографии». Работать новаторам 20-х годов все сложнее. Помимо живописи и графики занимался пространственными конструкциями.
Очень многие советские таланты — кто вольно, кто невольно — вынуждены были состоять на службе диктатуры. графика, оформление театр. Сотрудничал в журналах «Кино-фот», «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ», «СССР на стройке», «Советское кино». От западноевропейского он резко отличался своими новаторскими формами. На основе каналоармейского фотоархива Родченко был подготовлен специальный номер журнала «СССР на стройке» (номер за декабрь 1933 года), который выходил натрех иностранных языках ираспространялся, втом числе, среди советской элиты. Исходя из этой идеи искусство из производства раритетов для «незаинтересованного созерцания», должно было превратиться в форму организации коллективной жизни общества, соответствующую современному уровню развития производственных сил и одновременно – в средство её революционного изменения. К большому сожалению, так как реальные процессы в трудной жизни новаторов имеют мало общего с ритуальным почитанием квадратиков и художественных перверсий.
Но ему скучно в Париже, его раздражает даже изысканная западная одежда. Мог ли художник не понимать, что происходило на «стройке века», чьими силами и какой ценой прокладывался канал, сколько жизней унёс. Книга является библиографической редкостью: практически полностью ее тираж уничтожен в 1937, так как близкие к Ягоде руководители Канала оказались врагами, да и писатели уцелели не все. Заграница Родченко не понравилась.
Именно из-за него Виктор Шкловский и согласился войти в «литературный колхоз» Горького. Ответ Малевичу, конечно, который намертво приклеил к своему «Черному квадрату» такие бездны, что до сих пор разобраться не могут в этой мистике революции. Восторженно встретив революцию как стихию, созвучную «пылающему творчеству» авангарда (из стихотворения 1918), художник служил в ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса (1918 – 1921), был одним из самых активных членов «Левого фронта искусств» (ЛЕФ). Так, в 1916 г. художник принял участие в выставке «Магазин». После достаточно курьезного случая, связанного с рекламной кампанией «Добролёта» (Маяковский раскритиковал слоган Родченко, думая, что его написал какой-то второсортный поэт, тем самым серьезно Родченко обидев), Маяковский и Родченко решают объединить свои силы.
А сомневаться в верности сталинского курса в СССР было очень опасно. спектаклей и др. Художник широкого профиля, Родченко конструктивистски реформировал также стилистику мебели (проект рабочего клуба для Международной выставки декоративных искусств в Париже, 1924), одежды (собственный комбинезон 1923, напоминающий современный джинсовый покрой), рекламы и промграфики (плакаты, реклама, конфетные обертки, ярлыки для «Моссельпрома», «Резинотреста», ГУМа и «Мосполиграфа», 19231925), наконец, киноплаката.
В 1901 году семья переехала в Казань. Я изо всех сил старался подавить в себе себя Я тужился стать свиньей.
Родченко традиционно удаются победы советской индустрии. В журнале опубликованы фотографии Александра Михайловича, выполненные с использованием «скрытого монтажа», единственная цель которого — представить рабский труд как удовольствие. Это строки из стихотворения «Сожаление» поэта Бориса Чичибабина, написанные в 1969 году. Был замечательным художником книги: шедевром изобразительной поэтики абсурда в духе дадаизма явились его фотоколлажи для книги Маяковского Про это (1923, Музей Маяковского, Москва). Ну и Цирк был явно одной из таких тем, так как он далеко не 100-но реалистический.
Важным очагом нового дизайна стали дерево- и металлообрабатывающие факультеты Всесоюзных художественно-технических мастерских (Вхутемас), где Родченко преподавал в 1920–1930. Титры Родченко к «Кино-правде» Дзиги Вертова своей броскостью и динамичностью зрительно очень доходчиво «озвучивали» немую кинохронику. «Говорят, надоели снимки Родченко — все сверху вниз да снизу вверх. Родченко принадлежат все до единой обложки журнала Левого фронта искусств, «ЛЕФ» (1923-25) и «Новый ЛЕФ» (1927-28).
Начинающий амбициозный художник сразу же решил искать применения своим талантам в Москве. Ты снимки моментально реализуешь в газеты Это будет здорово, правда. ». Малевич сделал белый квадрат на белом фоне, а этот сразу чёрный квадрат на чёрном фоне — это сажа, сапоги. В конце 1919 Родченко стал членом Живскульптарха (комиссии при Наркомпросе РСФСР по разработке вопросов живописно-скульптурно-архитектурного синтеза), в 1920 был одним из организаторов РАБИСа. В 1937 г. на Всемирной выставке в Париже демонстрировалась «Герника» Пикассо.
Впрочем, в этом отношении он был не одинок. Ранняя графика Родченко выполнена под сильным влиянием графики мастеров «Мира искусства», для нее характерна тщательно отделка мелких деталей, далекие от жизни образы, литературность сюжетов. Мне бы хотелось, чтобы ты в этом году рисовал что-нибудь к произведениям. И все тянут руки к проходящим мимо вагонам. Впрочем, как позже выяснится, не навсегда – через 20 лет он снова возьмется за кисти. В архивах Степановой есть такая запись, довольно ранняя. А самое главное, хотели верить. ».
Совместно с Маяковским они создали более 100 рекламных листовок, плакатов, вывесок. В 1923 году готовил обложки для «ЛЕФа». Фотографом он был уникальным. Работа по декорации кафе «Питтореск» (1917 совместно с В. Е. Татлиным, Г. Б. Якуловым и др.
Именно Родченко принадлежит знаменитый лозунг искусства 1920-х: «Работать для жизни, анедля дворцов, храмов, кладбищ имузеев». На ярко-красном крашеном картонеизображены несколько перекрещенных параллельных линий и шестиугольник. Ракурс в определенной степени искажает изменяет восприятие обычного предмета. В конце 10-х годов он работает с плоскостью, вводит линии и точки как самостоятельные живописные формы и в 1921 на выставке «5х525» (Москва) демонстрирует триптих из трех монохромных цветов (красный, жёлтый, синий). Безусловно, трудно обвинять собравшихся на теплоходе «мастеров пера» в сотрудничестве с властью.
Хотя тогда их (фотографов) было, прямо скажем, меньше, чем сейчас. Тех же критериев придерживалась фотосекция под началом Родченко, организованная в объединении «Октябрь» в 1930 году и позже выделившаяся в отдельную организацию. В 1940-е годы, примыкая к «неофициальному искусству», Родченко пишет серию «декоративных композиций» в духе абстрактного экспрессионизма. Активно работает с фотомонтажом и сам заслуженно называет себя в автобиографии «пионером фотомонтажа в СССР».
В качестве образца такого конструктивистского мышления можно привести рекламный плакат «Книги» 1925 года. Так родилась концепция выставки: девять комнат, девять пространств. Но в 30-х годах некоторые его эксперименты показались властям слишком смелыми. Не хотелось бы. Живописные композиции («Конструкция», 1917 «Черное в черном», 1918 «Композиция», 1920 «Гладкие доски», 1921), портреты («Спортсменка», 1938), станковая и кн.
В 192124 работал в моск. Я смог усидеть в зале четверть часа. 1925 год – это год расцвета «брутального» конструктивизма Родченко визуальная сила этого направления в тот момент – в предельных контрастах цветов, размеров, форм, в предельной заполненности поверхности и сигнальности сообщений, в безграничном оптимизме художников.
В современном музейном деле достаточно отчетливо существует тенденция комплексных экспозиций по типу «комнат» – единого художественного пространства, образ которого складывается из произведений разного времени, разных жанров. Участвовал в выставке «Советская фотография за 10 лет» (1928, Москва). В будущем этот синтез жанров назовут «визуальная поэзия». Их тела прикрыты прозоодеждой из полосатой ткани, видны только ножки в туфельках-лодочках. «Революционный пожар» большевиков и «пылающий огонь творчества» пролетариев кисти подпитывали и дополняли друг друга. Живопись на цирковую же тему удается -- без линейки и циркуля.
Родился в Санкт-Петербурге 23 ноября (5 декабря) 1891 года, в семье театрального бутафора и прачки. Как сказал сам автор, остается только молиться Богу. Известен своими остродокументальными психологическими портретами близких («Портрет матери», 1924), друзей и знакомых из ЛЕФа (портреты Маяковского, Л. и О. Брика, Асеева, Третьякова), художников и архитекторов (К. За этот короткий период были созданы несколько призывов обращаться в Моссельпром, среди которых наиболее яркими являются «Дешевый хлеб» и «Нигде кроме», а также сски Резинотреста, реклама ГУМа.
Видеть больше и обширнее, не зацикливаться на чем-то одном. Учился в Казанской худ. В 1917—1918 работал с плоскостью, в 1919 написал «Черное на чёрном», работы, основанные лишь на фактуре, в 1919—1920 ввел линии и точки как самостоятельные живописные формы, в 1921 на выставке «5525» (Москва) показал триптих из трех монохромных цветов (жёлтый, красный, синий). Один из самых известных снимков автора тех лет «Спортивная колонна». Был замечательным художником книги: шедевром изобразительной поэтики абсурда в духе дадаизма явились его фотоколлажи для книги Маяковского Про это (1923, Музей Маяковского, Москва).
Был членом «Объединения современных архитекторов» (ОСА). Портреты Родченко, равно как и репортажи (с парадов, строек и т. д. ), – это поразительная летопись «великого перелома» в обществе, зафиксированного, благодаря резким и неожиданным, нарочито-«остраненным» ракурсам именно «на сломе», в резком разрыве старого и нового. В 1930-е гг., после декретирования социалистического реализма в качестве единственного стиля и метода, творчество Родченко все чаще и чаще подвергалось шельмованию (травля закончилась исключением мастера из членов Союза советских художников в 1951 восстановлен в 1954). А теперь предлагаем сравнить взгляд на «великую» стройку Родченко с восприятием его же кадров Наталии Солженицыной.
Хотя он не знал и не видел, что делается где-то в Америке, в Европе. Ведь он писал программы, в которых фиксировал свои убеждения. «Мы полностью завоевали Москву и полностью сдвинули или, вернее, переменили старый царски-буржуазно-западный стиль рекламы на новый, советский», — вспоминал об этой работе Родченко. В 191821 сотр.
Им были созданы образцы типографских шрифтов и иллюстрации для ряда издательств, а также для журналов «Кино-фот», «Огонёк», Смена», «Книга и Революция», «Пионер», «Современная архитектура». Вот таким образом он так стремится в Москву, пробыв в Париже с апреля по начало июня. И пусть это покажется невероятным, но и Всеволод и Михал Михалыч им верили. С 1921 по 1924 работал в Институте художественной культуры (Инхук), где сменил в 1921 В. В. Кандинского на посту председателя. В это же время вместе с Г. Б. Якуловым, В. Татлиным и другими он работает над оформлением кафе «Питтореск» в Москве, открывшемся в бывшем Пассаже Сан-Галли, а с 1918 по 1921 служит в отделе ИЗО Наркомпроса, заведует Музейным бюро. С начала 1920-х гг.
Попова и Удальцова все-таки появились в 1913-м, Розанова в 1911 году. Это три квадратных холста, равномерно закрашенные желтым, красным и синим цветами. Фрукты. Из художников 1910 годов теорией цвета занимались Кандинский (в психологическом аспекте) и Малевич (с мистической точки зрения).
Смысл в том, чтобы как-то реагировать на изменения своего восприятия мира. Фотоколлажи включали портреты самого создателя и его возлюбленной Лили Брик. В конце 1915 года Родченко вслед за Степановой переезжает в Москву. Стиль Родченко сделал его снимки безошибочно узнаваемыми. В 1931 году на выставке группы «Октябрь» в Москве в Доме печати выставил ряд дискуссионных снимков – снятые с нижней точки «Пионерку» и «Пионера-трубача» (1930) серию динамичных кадров «Лесопильный завод Вахтан» (1931) – послужившую мишенью для разгромной критики и обвинения в формализме и нежелании перестраиваться в соответствии с задачами «пролетарской фотографии».
Иллюстрация для книги Владимира Маяковского Про это. Павильон Корбюзье, ткани с геометрическими рисунками, техника и технология производства – все это ему близко и понятно. Именно ему принадлежит знаменитый лозунг искусства 1920-х годов: «Работать для жизни, а не для дворцов, храмов, кладбищ и музеев». С ней вместе должен был ехать и Родченко, но отложил поездку на день.
Но реальность была ещё мрачнее и трагичнее. В середине 1930-х гг. Дрянь был человек невероятная.
Шоколад. Вручную прогрызают канал, который практически не будет использоваться. Но он остался на стройке и с энтузиазмом приступил к выполнению возложенной на него почетной миссии — весь незаурядный талант художника-конструктивиста пошёл на «фотомонтаж действительности».
А поездка у писателей получилась превесёлая. На их основе был подготовлен специальный номер журнала «СССР на стройке», значительная часть вошла в книгу «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина». Первую камеру он покупает для работы над фотомонтажами, деньги на увеличитель занимает у Маяковского. Его последней картиной стал триптих «Три цвета. На последнем году обучения он встречает свою будущую жену Варвару Степанову.
Творческое объединение «Реклам-конструктор Маяковский – Родченко» ответственно за самые яркие образцы советской рекламы 1920-х годов – плакаты ГУМа, Моссельпрома, Резинотреста и других советских организаций. Алексей Толстой для меня – это не коммунист по сути, а русский государственник». С одной стороны, он занимается прочно вправленной в программу соцреализма агитпропагандой (оформление коллективных книг Беломорско-Балтийский канал имени И. В. Сталина, 1934 Красная Армия, 1938 Советская авиация, 1939 и др. ). 1919 год». В 1947 году он жалуется, что жизнь с каждым днем становится скучнее.
Первая выставка «левого» «Октября» прошла одновременно с выставкой «правого» Российского объединения пролетарских фотографов, РОПФ. Попав в Москву, через общих друзей Александр знакомится с Владимиром Татлиным, одним из лидеров авангарда и тот приглашает Родченко принять участие в футуристической выставке «Магазин». Сначала он фотографирует друзей и коллег, делает портреты Маяковского, Осипа Брика, Сергея Третьякова. Родченко играет с изобразительными средствами фотографии, оттачивая их до предела.
Задание у «литературного колхоза» было весьма непростое. Отсюда и название одного из основных направлений их работы — конструктивизм.
Это были и павильонные съемки и на улицах города и на природе. Полотно выполнено в стиле супрематизма — модного в ту пору течения русского авангарда. Вещи-друзья, которыми он оснащает интерьер советского павильона, делают Александра Михайловича известным на весь мир. Таким образом, новой актуальной формой искусства становится плакат, как наиболее «подходящий» для реализации революционных художественных идей.
школе (191114) у Н. Фешина, Г. Медведева, в 191417 – в Строгановском уч-ще в Москве. К авангарду положено относиться с формальным пиететом. Родченко покончил с живописью в 1921 году эффектным жестом. В 20-е годы начал создавать свои первые работы-фотографии Александр Родченко. ИЗО, зав. В общем, при новом режиме Родченко жилось весьма неплохо, Александр уже не чувствовал себя «угнетенным художником» – он принял советскую власть, а советская власть с распростертыми объятьями приняла его. Теперь Родченко предпочитает дизайн, который бросает вызов классическому пониманию «произведения искусства». Он пропагандирует идею художника как инженера.
Спустя три года фотограф, надеясь остановить травлю в свой адрес со стороны журнала «Советское фото», напишет статью «Перестройка художника», где будет вспоминать Беломорканал как важнейший этап своей биографии. Целую тебя и поздравляю с Новым годом, Муля». Я считаю, что такого художника не было». Желтый. Участвовал в выставке в 1928 году Советская фотография.
Восторженно встретив революцию как стихию, созвучную «пылающему творчеству» авангарда (из стихотворения 1918), художник служил в ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса (1918–1921), был одним из самых активных членов «Левого фронта искусств» (ЛЕФ). Но к живописи Родченко вернется только через 20 лет. Мальчик в этом ракурсе был похож на этакого откормленного мальчиша-плохиша. Пройдет еще три года и по-прежнему: «Сегодня снилась абсолютно реально Женя, будто она приехала Я был такой счастливый». Публиковал статьи про фотоискусство, где пропагандировал документальный взгляд на окружающий мир, отстаивал необходимость использовать новые методы, освоение различных точек зрения (нижние, верхние) на фото.
Работал, что ли, по 24 часа. Значительная часть фотоархива Родченко вошла в книгу «Канал имени Сталина». То художники были, а у этого фотографии — сверху, снизу — просто ерунда. Набольших блюдах под прозрачной толщиной заливного лежали осетровые рыбины.
Кожа да кости, живые мощи. Настырный самоучка Родченко уже в 1916 году дебютировал в столице как художник и график — на выставке русского авангарда «Магазин», организованной художником Владимиром Татлиным, Александр выставил несколько своих кубофутуристических работ, серию театральных костюмов и графических композиций. Позже Родченко напишет о Татлине: «Я от него учился всему: отношению к профессии, к вещам, к материалу, к продовольствию и всей жизни и это оставило след на всю жизнь Из всех современных художников, которых я встречал, нет равного ему». В 1940-е годы, примыкая к «неофициальному искусству», Родченко пишет серию «декоративных композиций» в духе абстрактного экспрессионизма.
Фотомонтажи Родченко использованные при оформлении издания Маяковского «Про это» буквально стали новым жанром. А он пришёл на все готовое и ничего не понял. Степанова не читала «Мы» Замятина — написанный в 1920 роман был напечатан по русски только в 1927 в Чехословакии — но ее прозодежда очень близка к «юнифам» из замятинской антиутопии.
В основном — отношением к вещам как к мертвым предметам. «Ленты. ру»). Этот ученик Ильи Репина был поистине уникальным мастером и человеком. создавал декоративно-беспредметные работы. Родченко создавал геометрические композиции («Беспредметная композиция (на желтом фоне) 47», 1917 «Беспредметная композиция», 1918).
Вторых мало. Маяковский придумывает текст, Родченко занимается графическим оформлением. Как и многие «великие стройки».
Открыв для себя новый вид искусства, он со всем пылом отдавался ему. Все мы привыкли ассоциировать Александра Родченко прежде всего с ракурсной съемкой трудно найти человека, который не видел его хрестоматийных снимков «Пионерка», «Девушка с Лейкой» и «Радиослушатель», а его фотографию Лили Брик для рекламы Ленгиза уже который год фотошопят дизайнеры московского метро, приспосабливая под рекламу чего попало. В 1921 году Родченко временно оставляет живопись и начинает работать во благо революции. Книгу эту высоко оценил Горький, так что писательская карьера Горбунова пошла в гору.
И новое, так полюбившееся ему искусство требовало новаторского подхода. В том же 1923 году он выполнил свои самые знаменитые рекламные плакаты «Добролет» и «Промбанк». Плотная спина чекиста на берегу над ними. С 1924, купив первые свои фотоаппараты, он обновлял язык фотографии, придав ей невиданную силу выражения: его штучные фото, в том числе портреты (Маяковский с псом Скотиком, 1924 Портрет матери, 1924 Н. Н. Асеев, 1927 и др. ), равно как и репортажи (с парадов, строек и т. д. ), – это поразительная летопись «великого перелома» в обществе, зафиксированного, благодаря резким и неожиданным, нарочито- «остраненным» ракурсам именно «на сломе», в резком разрыве старого и нового. Все идет в дело.
Нет, чтобы ты мог делать так, как ты можешь делать. Так он собирал документально-образные представления о моделях. Сохранность удовлетворительная. Причем сделано это было очень искусно, даже талантливо.
работы. Те снимки обошли весь мир, нередко публикуются и сейчас, чаще других -- «Работа с оркестром»: духовой оркестр каналоармейцев строить и жить помогает менее квалифицированным з/к. Наузких тарелках купались вжире кусочки теши, семги, балыка. Разрабатывали они новый быт, совмещали множество художественных техник и искусств. Он хотел, чтобы Александр имел «нормальную» профессию. Надутые щеки родченковского пионера («Трубач») не забыли и после изгнания Родченко из «Октября» в 1932, а о «Пионерке» отзывались так: «Почему пионерка смотрит вверх. В трех квадратах Родченко этой глубины нет.
Считается, что эта встреча не состоялась из-за языкового барьера. Он чувствовал, что может какие-то миры композиционные производить. С 1916 года Родченко начал участвовать в важнейших выставках русского авангарда (на выставке «Магазин», организованной Владимиром Татлиным) и в архитектурных конкурсах. Его отец, Михаил, работал с театральным бутафором, а его мать, Ольга, работала прачкой. В это же время вместе с Г. Б. Якуловым, В. Татлиным и другими он работает над оформлением кафе «Питтореск» в Москве, а с 1918 по 1921 служит в отделе ИЗО Наркомпроса, заведует Музейным бюро.
В 1923 году вышла книга Маяковского «Про это». Пионерка не смеет смотреть вверх, это не идейно. Снимать Родченко начал в 1924-ом. Начало реализации таких революционных художественных идей в плакате положило содружество «реклам-конструкторов» А. Родченко и В. Маяковского.
Фешина. Он, скорее, такой вот световоздушный и гротескный. В принципе. Вперед должны смотреть пионерки и комсомолки». Цикл Цирк весь такой же – придуманный, воображаемый. Литературный колхоз, в который кроме самого Горького вошли Михаил Зощенко, Алексей Толстой, Всеволод Иванов, Вера Инбер, Валентин Катаев, Лев Никулин, Виктор Шкловский, Бруно Ясенский, Анна Берзинь, Григорий Гаузнер, Лев Славин, Дмитрий Мирский (всего 36 «инженеров человеческих душ») выполнил задачу в рекордные сроки – за полгода.
Он же стал организатором профсоюза художников-живописцев, где был избран секретарем «Молодой Федерации», служил в отделе ИЗО Народного комиссариата просвещения, заведовал Музейным бюро, был членом художественной коллегии и общества «Живскульптарх», участвовал в создании Рабиса, преподавал во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе. Сотрудничал в журналах «Кино-фот», «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ», «СССР на стройке», «Советское кино». Ну а пока Александр не просто художник, а художник-инженер или, как он сам себя называл, художник-производственник. Случайно раскрылась следующая грань таланта этого необыкновенного человека – фотоискусство. Родченко имеет в виду себя: мол, великая стройка даже вольняшку перевоспитает. В 1918 году основное внимание художника привлекла проблема цвета и в том же году он начал писать композиции из круглых светящихся форм под общим названием «Концентрация света»: «Беспредметная композиция (Этюд)» (1918) «Конструкция» (1918).
Получили известность выполненные им остродокументальные психологические портреты близких («Портрет матери», 1924), друзей и знакомых из ЛЕФа (портреты В. Маяковского, Л. и О. Брика, Н. Асеева, С. Третьякова), художников и архитекторов (К. И это в голодный год. В 1926 году опубликовал свои первые ракурсные снимки зданий (серии «Дом на Мясницкой», 1925 и «Дом Моссельпрома», 1926) в журнале «Советское кино». Преподавал прикладное искусство, с 192030 профессор ВХУТЕМАСа – ВХУТЕИНа. В этом феномене попытался разобраться писатель и литературовед Алексей Варламов: «В 1923 году Алексей Толстой возвращается в Россию, но уже в советскую.
Но гран-при получило не это прославленное (после II мировой войны) полотно, а панно «Советская физкультура» Александра Самохвалова, показанное в «Зале Славы» советского павильона. В начале авангардные поиски Родченко развивались в русле станковой живописи и графики. Ему трудно не верить, он совершенно искренен.
Он служил в ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса (1918–1921), заведуя музейным бюро являлся членом президиума Института художественной культуры (ИНХУКа), где входил в группу объективного анализа. Среди прочего, знаменит Родченко и своими экспериментами в области фотомонтажа — он был фактически пионером этого искусства в России. Ты не думай, что я хочу, чтобы ты делал все в соцреализме.
За основу берется плакат Эль Лисицкого «Клином красным бей белых», при этом Родченко оставляет от него только геометрическую конструкцию – треугольник, вторгающийся в пространство круга, – и наполняет его абсолютно новым значением. Причем делал он это самозабвенно, наслаждаясь и процессом и результатом. В 1930-х годах от раннего творчества, проникнутого революционным романтическим энтузиазмом, А. Родченко перешел к выполнению пропагандистских государственных задач, работая фотокорреспондентом издательства «Изогиз» по Москве, художником-оформителем журнала «СССР на стройке», фотоальбомов «10 лет Узбекистана», «Первая конная», «Красная армия», «Советская авиация» и других (совместно с супругой В. Степановой), среди которых значится небезызвестная книга «Беломорско-Балтийский канал имени И. В. Сталина» (1934) – результат поездки бригады писателей по Беломорканалу. Сопровождавший писателя сотрудник ОГПУ поинтересовался, как чувствует себя Шкловский в этом месте, на что получил ответ: «Как живая лиса в меховом магазине». Он был одним из первых, кто применил многократную съёмку объекта в действии — раскадровку. Он умнее меня: приходя к низшим, он остался собой самим.
С 1934 оформлял совместно со Степановой репрезентативные альбомы и фотоальбомы, выпускаемые по случаю юбилеев и торжественных мероприятий (10 лет Узбекистана, 1934 Первая Конная, 1935-37 Красная Армия, 1938Советская авиация, 1939 и др. ). Для большинства из них не было иного выхода. Мне кажется, ему для равновесия всегда нужна была какая-то деятельность «в стол», впрок. Там Родченко в 1905 году окончил начальное приходское училище.
В процессе этой работы он обратился к технике коллажа. Один из лидеров конструктивизма и производственного искусства. Он создал также полотно «Черное на черном (Этюд)» (1918) в противовес картине К. С. Малевича «Белое на белом». В 1936 фотограф, надеясь остановить травлю, которую уже несколько лет ведет по отношению к нему журнал «Советское фото», печатает в нем статью «Перестройка художника», в которой вспоминает Беломорканал как важный этап биографии. В общем, атмосфера творческая и веселая – прямо как пионерском лагере.
В 1920 году Родченко знакомится с Маяковским. С другой – стремится сохранить внутреннюю свободу, символом которой для него с середины 1930-х годов служат образы цирка (в фоторепортажах, а также в станковой живописи, к которой он в этот период возвращается). Ей и мне, 1923 год.
Может быть, оттого, что наминские актеры очень громко орут. Родченко был первым в СССР, подключившимся к общеевропейской волне экспериментов с фотоязыком (напомним, что еще совсем недавно вершиной новой технологии считался пикториализм: фотографы, применяя специальные объективы-монокли и фильтры, добивались сходства отпечатка с картиной).
Он просто хотел повидаться с братом, отбывающим заключение в том самом БелБалтлаге и, по возможности, облегчить родственнику участь. Родченко же интересовал практический подход, как бы его назвали сегодня, — дизайнерский. Родченко сделал Маяковскому кучу чертежных обложек, а Лисицкий сделал одну (вторая плохая) для «Голоса» – разве у Родченко есть что-то подобное. и на протяжении 1940-х гг. внимание мастера переключилось на проблемы производственного и агитационного искусства.
Родченко где-то у Кандинского вычитал, что художник должен бросить десять (или семь) взглядов на натуру, два взгляда на палитру и один взгляд на холст и говорит: «Не нужна натура, палитру я знаю наизусть, вот таким образом я все десять взглядов бросаю на холст». Как бы то ни было, даже в этом стройном хоре Родченко удавалось солировать. Родился в крестьянской семье, «путевку в жизнь» получил на рабфаке, работал в газетах «Красная жатва», «Пролетарские пути», «Красное Поволжье», позднее в журналах «Красная нива», «Смена», «Молодая гвардия». А в 1923 году Родченко-Степанова спроектировали новый тип одежды – комбинезон, предназначенный воспевать трудовую активность и скрывать гендерные различия между людьми будущего.
С этого всё и началось. Книга была издана в двух форматах, отпечатанных в Москве и Ленинграде. Чтобы его зажечь, потребовались мировая война и революция. Время требовало функции, а не эстетики.
Однако при всей своей одарённости Родченко был ещё непревзойдённым пропагандистом, воспевавшим сталинский режим и его «завоевания». С 1924, купив первые свои фотоаппараты, он обновлял язык фотографии, придав ей невиданную силу выражения: его штучные фото, в том числе портреты (Маяковский с псом Скотиком, 1924 Портрет матери, 1924 Н. Н. Асеев, 1927 и др. ), равно как и репортажи (с парадов, строек и т. д. ), – это поразительная летопись «великого перелома» в обществе, зафиксированного, благодаря резким и неожиданным, нарочито- «остраненным» ракурсам именно «на сломе», в резком разрыве старого и нового. Похоже, что Александр Михайлович поначалу действительно верил в то, что снимал и писал. Учился в Казанской художественной школе (1910 – 1914) у Н. И. Фешина, затем поступил в московское Строгановское училище, откуда был призван на военную службу. Вот еще одна цитата: «Я ошалел отувиденного достатка ударников-каналстроевцев.
В 1930-е годы творчество мастера как бы раздваивается. В 1920 – 1930 преподавал на деревообделочном и металлообрабатывающем факультетах Вхутемаса-Вхутеина в должности профессора. Александр Родченко стал секретарем в Молодой Федерации. Он – один из самых активных членов «Левого фронта искусств» (ЛЕФ) и «Революционного фронта искусств (РЕФ) (1923-1930), художник журналов «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ», друг Владимира Маяковского.
Художник широкого профиля, Родченко конструктивистски реформировал также стилистику мебели (проект рабочего клуба для Международной выставки декоративных искусств в Париже, 1924), одежды (собственный комбинезон 1923, напоминающий современный джинсовый покрой), рекламы и промграфики (плакаты, реклама, конфетные обертки, ярлыки для «Моссельпрома», «Резинотреста», ГУМа и «Мосполиграфа», 1923 – 1925), наконец, киноплаката. Ему очень подходит роль «культурного наследия» (крайне цинично описанная Максимом Кантором в «Учебнике рисования»). Нуль. Известен своими остродокументальными психологическими портретами близких («Портрет матери», 1924), друзей и знакомых из ЛЕФа (портреты Маяковского, Л. и О. Брика, Асеева, Третьякова), художников и архитекторов (К.
20 января 1934 года издание было отпечатано в типографии. В программе «ЛЕФа», утвержденной агитотделом ЦК РКП (б), значилась «борьба с декадентством, с эстетическим мистицизмом, с самодовлеющим формализмом, с безразличным натурализмом за утверждение тенденциозного реализма, основанного на использовании технических приемов всех революционных художественных школ». Уловил ли талантливый творец момент, с которого он стал превращаться в «певца» сталинской эпохи или так был увлечен эволюцией своего мастерства, что не заметил перемен. В правом нижнем углу артефакта отчетливо читается подпись «А. Сам Родченко пишет в журнале «Новый ЛЕФ»: «Говорят, надоели снимки Родченко — все «сверху вниз» да «снизу вверх».
Да, любил подличать, в чем сам же признавался. Писатель отверг это предложение — как и заказ на пьесу о счастливой жизни на «великой стройке». В западных каталогах триптих так и значится: «Последняя картина». Григорий Гаузнер скоропостижно скончался в возрасте 27 лет спустя всего полгода после выхода «Беломорканала имени Сталина». В текстах-манифестах «Все— опыты» и «Линия» зафиксировал своё творческое кредо.
Многие работы он создавал, словно чертежи, с помощью циркуля. История не любит завершенных схем, но они нравятся авторам учебников. В 20-е годы Родченко совместно с супругой организовал творческий союз. В 1930 был одним из организаторов фотогруппы «Октябрь». Небольшая картина (габариты 22Х16 см) вставлена в деревянную раму.
В это же время он подводит итог своим живописным поискам и объявляет о переходе к «производственному искусству», основной идеей которого является переосмысление социальных функций самого искусства. Однако настоящей «визитной карточкой» фотографа приянято считать ракурсные снимки. Он активно работает в рекламе и создает более 100 плакатов, многие вместе с Маяковским-«копирайтером». Тогда как Родченко-художник – это мастер, чьи работы отличаются изысканностью, сложностью живописного языка, работой не столько с композицией, сколько с живописной фактурой и цветом, то Родченко-фотограф более прямолинеен. «Ракурсы Родченко» — называлась книжка Александра Лаврентьева, вышедшая в 1992 году.
Родченко» и год создания — 1919-й. Родченко и Степановой принадлежит авторство панно (со строчками Владимира Маяковского) на построенном в 1923 году Доме Моссельпрома в Калашном переулке в Москве, вблизи Арбатской площади, отреставрированного в 1997 году по распоряжению мэра Москвы Юрия Лужкова.