Рене Магритт (1898-1967) – бельгийский художник-сюрреалист известен как автор загадочных картин с необычными названиями, которые на первый взгляд, кажется, не связаны с самим изображением, но при внимательном прочтении открывают зрителю смысл работы. Большое значение Магритт придавал названиям своих картин. Здесь я выложил картины Рене Магритта с названиями.
Видимо, такое мироотношение и позволило ему создать такой впечатляющий и широко известный сегодня образ современного человека, лишенного индивидуальности, «человека толпы», человека без лица. В 1935 пишет знаковую работу «Сотворение человека». Дело в том, что по чистой случайности он сделался прототипом бизнесмена для Магритта. Названия картин Рене Магритта и их связь с изображением – тема для отдельного изучения. Люди на картине как бы притягиваются сокровищами Голконды. К величайшему изумлению, в женщине он узнаёт свою жену.
Возьмем, к примеру, картину, где все пространство холста занимает огромный глаз с отображенным небом. «Искусство, как я понимаю, не подвластно психоанализу. В результате художник сам придумал определение для своего творчества – «магический реализм». На ней изображен мужчина во фраке и в шляпе-котелке, стоящий около стены, за которой видно море и облачное небо. Магритт три раза вступал в Коммунистическую партии Бельгии и каждый раз бросал её. Люди на картине как бы притягиваются сокровищами Голконды.
Футуризм, кубизм и дадаизм имели огромное влияние на художника, но в 1923 году Рене Магритт впервые увидел работу Джоржио де Кирико «Песня любви». Каждую свою композицию Рене Магритт наполнил скрытыми смыслами идеями, вопросами и ответами. Слева на столе мы видим изображение гнезда и трёх яиц — символика Триединства. Говорят, что даже его мастерская не походила на типичную студию живописца.
Но при этом и так, что бы он не был особо причудлив, произволен или незначителен. Ощущение тайны, как известно, присуще настоящему искусству. Казалось бы, мир, созданный художником, статичен и прочен, но всегда в обыденное вторгается ирреальное, разрушающее этот привычный мир (обычное яблоко в комнате, разрастаясь, вытесняет людей или из камина на полном ходу выскакивает паровоз – Пронзенное время, 1938).
Его стали выставлять в мировых столицах – Риме, Лондоне, Париже, Брюсселе и т. д. Нет птиц умерших, упавших, с перебитыми крыльями. Детство и юность Рене провел с семьей в провинциальном городке Шарлеруа. Он ничему не должен учить, а вместо этого — удивлять и завораживать.
Художник боролся со скукой только в творчестве. Художник стремится разрушить привычное представление о хорошо знакомом, неизменном, заставить увидеть объект в новом измерении, приводя зрителя в смятение. Так картину Сын человеческий (1964) Магритт писал как своеобразный автопортрет. Магритт мастерски создавал контраст между прекрасно выписанными странными сочетаниями ирреальных предметов и естественным окружением, с этой целью художник активно использовал в своих картинах символы зеркал, глаз, окон (Фальшивое зеркало, 1935 Ключ к пространству, 1936 Прекрасный мир, 1962).
На ней изображена курительная трубка с надписью: «Это не трубка». Естественно, они проанализировали его так же хладнокровно. Образы Магритта пугающе красноречивы и убедительны в своей ирреальности: влюбленная пара с замотанными тканью головами Влюбленные, (1928) человеческий глаз, пристально глядящий прямо на зрителя из куска бекона на тарелке Портрет, (1935) расшнурованные ботинки, переходящие в человеческие ступни Красная модель, (1935) голова античной статуи с кровавым пятном на виске Воспоминание, (1948) гробы на балконе имитирующие картину Мане Балкон, (1950) гигантские каменные фрукты на фоне морского пейзажа Воспоминание о путешествии, (1952) и другие. В то же время эта деталь придаёт гармонию прозаическому облику аккуратного буржуа.
Возможно, реакцией на переживания войны является его отход в 40-е годы от принципов сюрреализма и «штамповка» картин a la Ренуар. О чем же говорит нам Магритт через этот повторяющийся образ. Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься.
Именно в этот период были созданы его шедевральные полотна. «Название – это указатель функции картины, – писал Магритт, – лучший заголовок картины – поэтический. В этом случае возникает мучительный и страшный вопрос: Кто же я. »Художник обнаружил в предметах свойство постепенно преобразовываться, перетекать из одной формы в другую, превращаться в предмет, отличный от самого себя. Один из излюбленных мотивов художника – фигура отстранённого мужчины в шляпе-котелке («Размышления одинокого прохожего», «Сын человеческий», «Прогулки одинокого мечтателя», «Убийца в опасности», «Голконда»). На родине он создает цикл картин, которые впоследствии принесут ему мировую славу: «Портрет», «Изнасилование», «Удел человеческий», «Чёрная магия». Для бельгийского романтизма, к которому можно отнести творчество Магритта, характерно мифо-поэтическое направление, восходящее к искусству великого Иеронимуса Босха (1450–1516). Почему же тогда возникает смутное беспокойство, заставляющее зрителя все пристальнее вглядываться в картину. Вот таким образом я назвал картину Каникулы Гегеля».
Его картины называют ребусами, загадками. Возможно, сам психоанализ – лучшая тема для психоаналитика.
Когда женщину вытащили на берег, её лицо было обмотано ночной сорочкой. Близкий друг Магритта, Луи Скутенер (автор монографии о художнике и центральная фигура в бельгийском сюрреализме) собрал коллекцию фотографий Рене и в 1976 году представил на выставке «Верность изображений». Вот таким образом на известном автопортрете «Острый взгляд» (1936) Магритт программно запечатлевает свой метод, состоящий в визуализации незримого, отношении к живописи как к колдовству. Париж надоедает и супруги возвращаются на родину, в Брюссель.
Вспоминая детство, он писал: Я помню свое изумление, когда впервые увидел шахматную доску, фигуры на ней. То же самое он проделал с двумя портретами парижской светской львицы мадам Рекамье – Жак-Луи Давида и Франсуа Жерара. На картине Сын человеческий (1964) современный человек изображён на фоне стены, отделяющей его от бескрайних просторов океана и неба, символизирующих бесконечность. В их числе и картина «Голконда» (1953). В 1923 году Магритт увидел репродукцию работы Джорджо де Кирико «Любовная песнь» и после этого занялся образными экспериментами и всерьёз увлёкся сюрреализмом.
Если ответ напрашивается во всей ясности, то связь между двумя предметами налаживается. Детство и юность провел в провинциальном городке Шарлеруа. В то же время он панически боялся преследования из-за своих левых взглядов и связей с компартией – не говоря уже о попадании в ряды «дегенеративных художников». Я думаю ему бы понарвилось или показалось забавным (например во время каникул). Его главная цель — передача мысли средствами пластики.
Это всегда тайна. Магритт придавал названию решающую роль в восприятии картины. Многие названия картин нарочито наукообразны и в них проглядывает ирония: Философская лампа (1937), Похвала диалектике (1937), Естественное познание (1938), Трактат об ощущениях (1944). «Искусство живописи казалось мне тогда каким-то колдовством, а художник — человеком, наделенным волшебной силой» – признавался он. На ней изображена пара целующихся мужчины и женщины их головы обмотаны белой тканью.
Это пример одного из возможных толкований многозначных метафор Магритта. В 1947 году он серьёзно поссорился с Бретоном – тот «отлучил» его от сюрреализма, резко осудив картину «Пожиратели птиц» за чрезмерный натурализм. А что же Магнус Шульман.
Нацистская оккупация Бельгии является сильнейшим психическим стрессом для художника. Другие видят здесь невозможность понять и узнать до конца близких людей, третьи понимают Влюбленных как реализованную метафору потерять голову от любви. В римейке киноленты «Афера Томаса Крауна» главный герой ворует и возвращает полиции картину, переодевшись в персонажа Магритта. Мне эта картина напоминает дзенский коан. Это прекрасно осознавал Магритт, заметивший в одном из своих писем 1937 г. : "Искусство, как я понимаю, не подвластно психоанализу. Благодаря четкости и лаконизму поэтических метаморфоз картины Магритта стали популярнейшими (наряду с произведениями С. Дали) образцами сюрреализма Рене Магритт умер 15 августа 1967 года в Брюсселе в возрасте 69 лет.
На столе перед художником – яйцо, а на холсте на мольберте – уже птица. Именно этот момент стал отправной точкой для развития сюрреалиста Рене Магритта. Каждое утро в течение трех лет по дороге на станцию Магнус Шульман проходил мимо его окна.
Художник "бросает" ему название картины (оно обычно появлялось после того, как работа была завершена). «Торжествующая поэзия вытеснила шаблонные приёмы живописи – описывал Рене своё первое впечатление, – Это было новое зрение, вооружившись которым зритель видел отражение собственного одиночества и слышал безмолвие мира». После сотого или стопятидесятогорисунка штрих стал несколько шире (набросок).
Затем удачный контракт с галереей Сенто позволил ему полностью переключиться на живопись. На картине "Безумие величия" (1948) на каменном парапете на фоне бескрайнего лазурного моря изображена догорающая свеча – как символ бренности человеческой жизни. Яркий пример – работа Вероломство образов. Летом окно было растворено и Магритт мог вдыхать запах табака марки «Черный кедр 3» из Милуоки. Художник в ответ написал манифест «Сюрреализм в полном солнечном свете», в котором выступил с резкой критикой движения. Как бы то ни было, после войны дела Магритта пошли в гору. Стиль Магритта выражается в несколько «открыточной» манере письма, подчёркнутой сухости и условности его персонажи безличны, причём, зачастую – в прямом смысле этого слова.
Творческая карьера Магритта не всегда шла в гору. Но не забывайте никогда, что вы близко от дверей. Иррациональное и таинственное, окружающее нас, он сумел выявить просто и сильно, принципиально оставаясь в русле фигуративной живописи. Снятые на самую простую камеру Kodak, фотографии из архива Магритта, подобно его живописным полотнам, носят неординарные названия: «Фараоны или Восьмая династия» «Бог, день восьмой», «Торговка забвением», «Искупление грехов» и т. п. Большую часть своих картин он написал в собственной столовой и до конца своих дней передвигался на общественном транспорте.
Среди троих сыновей он был старшим. Это красивое яблоко будто бы парит в пространстве. На картине Фальшивое зеркало (1929), выразившей мировоззренческое кредо художника, всё пространство занимает изображение громадного глаза. Картины Магритта 1943-44 годов отличаются яркостью и насыщенностью красок. Сложившиеся стереотипы исчезают и мы можем взглянуть на жизнь открытым, удивленным взглядом ребенка. Это оказалось очень страшно.
Рене Магритт родился в Лессине (Бельгия) в семье портного и модистки. Ведь яблоко можно съесть, трубку набить табаком. Узнав адрес из телефонной книги, герой едет и попадает в незнакомый загородный дом, где встречает женщину в роскошной гостиной, украшенной в стиле ампир. В это же время началось формирование течения в Брюсселе, представителем которого и стал Рене Магритт наравне с Марселем Лекамтом, Андре Сури, Полем Нуже и Камилем Гемансем.
Придумывать их Магритту зачастую помогали его приятели-литераторы. Его преподавателями были Жисбер Комбаз и Констант Монта. Художник бросает ему название картины (оно обычно появлялось после того, как работа была завершена).
Пугающее впечатление. Критикам – в особенности французским – эта «контратака» пришлась не по душе. Это всегда тайна. После выставки Бретон официально простил «отступника». Интуиция подсказывает художнику, как расположить эти предметы, чтобы выразить тайну.
Только несоединимое помогает, по мнению Магритта, уловить смысл бытия. В 1927 году в галерее «Кентавр» в Брюсселе проходит его первая персональная выставка, после чего чета Магриттов переезжает во Францию и поселяется в местечке Перро-сюр-Марн неподалеку от Парижа. Он охотно принимал характеристику – магический реалист. На картине Плагиат (1960) обращают на себя внимание несколько деталей-символов.
С кушетки точно так же спадают платье и накидка, но вместо молодой женщины у Магритта в центре сюжета гробы – в одном случае согнутый пополам (Перспектива мадам Рекамье Давида, 1951), а в другом – грациозно сидящий (Перспектива мадам Рекамье Жерара, 1950). Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположныхстремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее). Мы видим его вне нас и в то же самое время видим его представление внутри себя. Его символика чиста и прозрачна, как стёкла окон, которые он так любит изображать. В нем спящему мудрецу снится красивая бабочка и вдруг он понимает, что возможно, это бабочке снится, что это она умудренный годами старец.
«Скрытое видимое» – Томас Краун – умный и тонкий авантюрист, для которого социальные нормы и стереотипы не имеют значения. Сам художник подробно изложил свой творческий метод в работе Страница с натуры (1952). Есть что-то немного странное между необычностью его картин и творческого кредо и традиционностью жизненного пути, самоуглубленностью образа жизни. Здесь находятся картины великих живописцев Караваджо, Франса Хальса, Рубенса, Дюрера, Гогена, Ван Гога.
Хотя критики приняли её в штыки, она стала пропуском в мир сюрреалистов. Идите, возвращайтесь, выходите снова — вы найдёте среди сумерек то, что вам нужно. «Я всегда считал Магритта художником воображаемого, мастером, стоящим где-то на уровне Джорджоне», – так отзывался о художнике британский критик Герберт Рид. Ведь так или иначе Постороннее — это все равно не мое тело мало того, оно вторгается без разрешения в общую массу телесности, которую и без того тяжело нести. Одним словом так, что бы можно было сказать: гениально (оставим лишний стыд). Я принялся рисовать стаканы один за другим (три наброска), всякий раз со штрихом поперек (набросок).
Таким образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем. Так что это за картина, овладевшая умами людей по всему миру. Странный пейзаж открывается из разбитого окна. Опять рекламные работы, Рене и его брат открывают агенство. Это всегда тайна". Известный драматург Том Стоппард написал пьесу «После Магритта». К 1925 году Магритт приобрёл определённую известность, сблизился с дадаистами, стал сотрудничать со многими журналами и даже издавать свой собственный – «Эзопаж» (франц.
И это глубокой ночью. Наиболее известные картины изображающие незнакомца – Голконда (1953) и, конечно, Сын человеческий (1964) – самая растиражированная работа Магритта, пародии и аллюзии на которую встречаются так часто, что образ живет уже отдельно от своего создателя. В 1964 году проходит его грандиозная выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке, на которой он получает «официальное прощение» от «идеолога сюрреализма» Андре Бретона: «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам». В 1967 году Рене Магритт умирает от рака поджелудочной железы, оставив недописанной новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света».
В этом кружке Магритт не потерял свою индивидуальность, но вступление в него помогло Магритту обрести тот фирменный своеобразный стиль, по которому узнаются его картины. А в небе с прекрасными застывшими облаками (у Магритта – символ безвременья) зритель видит голубые "бестелесные" геометрические формы, символизирующие "чистые идеи" и воздушный шар – символ абстрактной "чистой мысли". Благодаря четкости и лаконизму поэтических метаморфоз картины Рене Магрита стали популярнейшими (наряду с произведениями Сальвадора Дали) образцами сюрреализма.
Он заставил отказаться от догмы и примитивизма восприятия жизни, открывая новые смыслы в, казалось бы, азбучных истинах. В 1947 году на «отступника» обрушивается Бретон и отлучает Магритта от сюрреалистического движения. С декабря 1920 и по сентябрь 1921 года Магритт служил в бельгийской пехоте. Магритт писал: Мы вопрошаем картину наугад, вместо того чтобы прислушиваться к ней. Его провокационные художественные гипотезы никак не подкреплялись личными поведенческими девиациями – всеми этими оголтелыми скандалами, непредсказуемыми выходками, задиристыми манифестами, которыми, как полипами, обросли биографии «лидеров течения». Самая популярная трактовка картины – «любовь слепа».
Магритт, однако, скоро, после скандала вокруг «варварской», крайне натуралистической картины «Пожиратели птиц», возвращается к своей привычной манере и вскоре входит в круг самых дорогостоящих авторов современного искусства. Спустя ещё несколько лет он женится на ней и проживёт вместе с ней всю оставшуюся жизнь. Именно так мы видим мир. У Магритта поражают лишь странные сочетания самих предметов.
В 1927 году в галерее «Кентавр» в Брюсселе проходит его первая персональная выставка, после чего чета Магриттов переезжает во Францию и поселяется в местечке Перро-сюр-Марн неподалеку от Парижа. Открытая взломанная дверь — символ иного измерения, таящего множество загадок. В 1927 году устраивает свою первую выставку. Другой частый мотив – хрупкое стеклянное окно. В 1940-х годах Магритт попытался изменить свой стиль живописи. Но так называемые периоды творчества художника plein-soleil в 1945-1947 и epoque vache в 1947-1948 годах не оказались сколько-нибудь эффективными и Рене Магритт вернулся к своей манере письма. Картины Магритта основаны на эффекте отстранения вещи от ее привычного смысла.
А еще он должен был написать на вывеске своей лавки фальшивое имя – Мюллер. В ленте «Таксандрия» Рауля Сервэ к работам художника отсылают фоны и костюмы. Мастер цвета, Магритт пользутся им скупо, экономно. Это название как нельзя точно характеризует его «варварски» (по выражению Бретона) натуралистичные картины, всегда строго подчинённые определённому замыслу. Творческий беспорядок – это не о педантичном Магритте.
«Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам», – заявил поэт. Однажды она убежала из дома и не возвращалась в течение нескольких дней. Однако, сам того не ведая, Магнус Шульман оставил след в истории.
В качестве улик, в частности, предъявляются его неожиданное, с явным коммерческим привкусом увлечение импрессионизмом в 40-х годах (ни славы, ни денег Магритту, увы, не принесшее) и многочисленные повторы и вариации некоторых сюжетов («Владычество света» существует, например, в шестнадцати вариантах) в 50 – 60-х годах, когда к нему, в немалой степени благодаря дилеру Александру Иоласу, пришел феноменальный успех. Этот взгляд, которым мы обменялись во мраке, эти слова, не имевшие смысла у подножия горы, – посмотрите, чем они стали и что они значат там, над снежными высотами". В 1927 году устраивает свою первую выставку. Его похоронили на Схарбекском кладбище.
Рене Магритт довольно часто комментировал свои картины, но одну из самых загадочных – Влюбленных (1928) – оставил без объяснения, предоставив простор для интерпретаций искусствоведам и поклонникам. Это помогло Магритту определиться с будущим родом занятий. На это же было нацелено и толкование произведений искусства, предложенное Фрейдом. Биографы Магритта считают, что Жоржетт, с которой 15-летний Рене познакомился на ярмарочной карусели в Шарлеруа, не только в качестве супруги, но и физически была единственной женщиной в его жизни, что для многих является дополнительным доказательством «мещанства» художника.
И эту силу я называю поэзией». Согласно легенде, незадолго до смерти он произнёс такие слова: «Я так и не понял причины, по которой мы живём и умираем». Им пригрозили расстрелом, если они не возместят утраченное золото.
Отсюда неожиданная трактовка внутреннего и внешнего в произведениях Магритта. Вместе с художником Полем Дельво Магритт возглавляет течение бельгийского сюрреализма. Ключом здесь также становится название.
Магритт создаёт тонкий, одухотворённый поэтический образ. Он всю жизнь писал картины в столовой и там была идеальная чистота. Вот таким образом я назвал картину "Каникулы Гегеля". Однако экстравагантная богемная среда, видимо, претит художнику и в 1930 году он, ни с кем толком не простившись, внезапно возвращается в Брюссель, где создает в последующие годы ряд своих знаменитых картин — «Удел человеческий», «Черная магия», «Портрет», «Изнасилование», «Тоска по дому». Названия выбраны таким образом, что они не дают поместить мои картины в область привычного, туда, где автоматизм мысли непременно сработает, чтобы предотвратить беспокойство, – объяснял Магритт.
Мечты, парадоксы, страхи, таинственные опасности переполняли лишь его картины, а не жизнь. В картинах живописца Рене Магритта постоянно присутствует ощущение напряженности и таинственности (Компаньоны страха, 1942 Букет слез, 1948 Объяснение, 1954). «Я помню свое изумление, когда впервые увидел шахматную доску, фигуры на ней. Этот период в творчестве Магритта чаще всего называют периодом яркого солнца (plein soleil). В 14 лет лишился матери, которая утонула (согласно другой версии – утопилась). Магритт придавал названию решающую роль в восприятии картины.
Так вот двойственность личности Томаса Крауна на редкость тонко обыграна именно при помощи картины Рене Магритта «Сын человеческий». А отвечать самим себе на них нам. Предъявив работу, он получил примерно то же объяснение, что и в предыдущий раз. В 1916 художник покидает отца и братьев (младший из них — Раймон — впоследствии стал популярным в Бельгии композитором-песенником) и поступает в Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе.
Видимое всегда прячет за собой еще одно видимое. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он.
Таким образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем. Главной темой работ художника было совмещение сна и реальности. И нас удивляет, когда ответ, который мы получаем, не откровенный. По сей день военный или как его ещё называют «солнечный» период бельгийца остаётся мало изученным и не вызывает особенного интереса.
Его символика чиста и прозрачна, как стёкла окон, которые он так любит изображать. Я смотрю на них и разговариваю с тобой и спорю, как всегда. Таким образом, Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета— не сам предмет. Для этого пятерым немецким солдатам срочно выправили бельгийские паспорта и тут же отдали их под трибунал. Позже в местной речушке обнаружили тело утопленницы, ей оказалась Регина. В 1922 году женится на Жоржетт Берже.
Было проведено специальное расследование и во всем обвинили местных жителей. О слиянии живописи Магритта с поэзией уже упоминалось.
Люди очень тщательно хранят свои секреты. На картине "Фальшивое зеркало" (1929), выразившей мировоззренческое кредо художника, всё пространство занимает изображение громадного глаза. Герберт Рид отмечал: Магритта отличает строгость форм и отчётливая ясность видения. В 14 лет лишился матери, которая утонула (согласно другой версии — утопилась). Шли годы, а Магритт не уставал повторять: Без тайны ни мир, ни идея невозможны. Сюрреализм (надреализм, сверхреализм) – так называется стиль, в котором работал художник.
Голконда – древний город в Индии, ставший синонимом несметных сокровищ и богатств, ведь именно здесь было найдено множество знаменитых алмазов и других драгоценных камней. Когда в 1940 году немцы оккупировали Бельгию, Магритт провел сначала три месяца в изгнании в Каркассоне (Франция), а затем вернулся в Брюссель, где и пережил военное лихолетье. Темой многих картин Магритта стала так называемая скрытая реальность.
Ты проник в зазеркалье, но остался. Герой чувствует, что оказался в другом измерении.
Птицы живы, а крылья их полны ярко-голубыми и белыми перистыми облаками Магритта (Большое семейство, 1963). В 1967 году в роттердамском Музее Бойманса-ван Бёнингена состоялась последняя прижизненная выставка работ Магритта. То, что, скажем, у увековечившего писсуар Дюшана или стращающего обывателей «каннибальским манифестом» Пикабиа могло казаться забавой, бравадой, претенциозной игрой, у Магритта обретает основательность некоего драматического знания.
Сразу после окончания Второй мировой Магритт вернулся к своему фирменному стилю. Они сами стали "личностями" и будто ведут меж собой разговор. Приоритет мысли над формой изображения подчеркивался несколько дилетанской, упрощенной манерой письма и названиями картин, помогающими понять их метафорический язык («Каникулы Гегеля», 1958).
Где сон, где реальный мир. В 1964 году проходит его грандиозная выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке, на которой он получает «официальное прощение» от «идеолога сюрреализма» Андре Бретона: «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам». Рене Магритт родился в Лессине (Бельгия) в семье портного и модистки. Последней работой художника стала «Каникулы Гегеля». Его вдохновляют картины Пикассо, Кирико и Брака.
В этих словах — ключ к поэтике Магритта. ред. ). Совместно с Сервранксом художник написал свой единственный теоретический труд «Чистое искусство. Говорят, он уехал в Швейцарию и там женился на дочери обойщика. Это всегда тайна.
«пищевод»). С конца 20-х и на всём протяжении 30-х гг. Вот комментарий художника к своей картине Удел человеческий (1933): Перед окном, которое мы видим изнутри комнаты, я поместил картину изображающую как раз ту часть ландшафта, которую она закрывает. Я тоже ношу котелок, у меня нет особого желания выделяться из массы».
Он снова полностью посвящает себя живописи, а, увидев в 1923 году репродукцию картины Джорджо де Кирико «Любовная песнь», кардинально меняет свои представления об искусстве. Затем до 1926 года он работал рисовальщиком на фабрике обоев. Магритт входит в сообщество дадаистов, а вскоре создает свои первые сюрреалистические работы. Картина названа именно так, так как, по мнению автора, в ней воплощен образ современного бизнесмена, который остается сыном Адама и все искушения современного мира (яблоко – символ соблазна), ему очень даже не чужды. Он изображал и исследовал телесные метаморфозы, связь тела с объектами реального мира. Эта картина подытожила рассуждения художника о взаимосвязи образов и слов.
В 1926 году Рене создал уже упоминавшуюся первую удачную (как он сам ее оценил) сюрреалистическую работу Заблудившийся жокей, а уже через год в брюссельской галерее Кентавр была проведена первая выставка его работ. В своих полотнах он из реальных вещей создавал мир фантазии и сновидений, погружая зрителей в атмосферу грез и таинственности. Его искусство часто называли снами наяву. МАГРИТТ (Magritte) Рене (1898-1967) – бельгийский художник, один из крупнейших представителей сюрреализма. Первая его выставка в 1927 году была раскритикована. В этом кружке Магритт не потерял свою индивидуальность, но вступление в него помогло Магритту обрести тот фирменный своеобразный стиль, по которому узнаются его картины.
Параллельно художник сотрудничает с левой газетой «Глас народа», выступая под псевдонимом «Ф. Берже». А нотные листы, где таинственные знаки обозначали звук и не были словами. » Одна из его картин — «Заблудившийся жокей». Картина «Заблудившийся жокей» (1926) становится для него пропуском в сюрреалистическую элиту. Художник блистательно умел режиссировать их чувствами.
В 1916 художник покидает отца и братьев (младший из них – Раймон – впоследствии стал популярным в Бельгии композитором-песенником) и поступает в Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе. Ты все-таки сделал то, о чем мечтал. После этого его оставили в покое, а в последний день рождения фюрера и вовсе помиловали. Это мнение автора. В том же 1926 году Магритт написал «Потерянного жокея» – первую действительно удачную, по его мнению, картину. "Личное" гипертрофируется до чудовищных размеров.
В период с 1932 по 1945 гг. Его картины называют парадоксальными. В целом, детство и юность Рене были мрачными, хотя и небедными.
Эта тревога не оставит до тех пор, пока не станет вдруг ясно – небо, вот в чем дело. Картины Магрита основаны на эффекте отстранения вещи от ее привычного смысла (Это не трубка, предупреждает надпись на его композиции, где изображена именно курительная трубка). Пейзаж склоняет нас к мысли о ночи, небо – о дне. Он снова полностью посвящает себя живописи, а, увидев в 1923 году репродукцию картины Джорджо де Кирико «Любовная песнь», кардинально меняет свои представления об искусстве.
Дом на берегу небольшого озера прячется в тени раскидистых деревьев. Картина «Заблудившийся жокей» (1926) становится для него пропуском в сюрреалистическую элиту. Слева на столе мы видим изображение гнезда и трёх яиц – символика Триединства.
Образ может родиться лишь из сближения двух более или менее удалённых друг от друга реальностей. Самой же узнаваемой во всём мире работой Магритта (пускай не многие знают её название) является «Вероломство образов». После окончания Академии Рене работал над созданием рекламных материалов и относился к этому достаточно пренебрежительно.
Казалось бы, мир, созданный художником, статичен и прочен, но всегда в обыденное вторгается ирреальное, разрушающее этот привычный мир (обычное яблоко в комнате, разрастаясь, вытесняет людей или из камина на полном ходу выскакивает паровоз – «Пронзенное время», 1939). Это пример одного из возможных толкований многозначных метафор Магритта. Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположных стремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее). В 1926 году Магритт создаёт сюрреалистическую картину «Потерянный жокей», которую считал своей первой удачной картиной такого рода. Когда в 1940 году немцы оккупировали Бельгию, Магритт провел сначала три месяца в изгнании в Каркассоне (Франция), а затем вернулся в Брюссель, где и пережил военное лихолетье.
«Тело — это присутствие Постороннего во мне, причем Постороннее может выступать в различном облике — камня, дерева или животного, но его никак нельзя назвать чуждым. Активнее всего Магритт снимал в период с начала 1930-х и до середины 1950-х годов. Художник окончательно разошёлся с фрейдистами. Большинство снимков являются постановочными.
«Сюрреализм – это реальность, освобожденная от банального смысла», – заявил как-то Магритт. Я живу в очень неприятном мире и моя работа задумана как контратака на этот мир». На картине Освобождение, выражена тема двух миров. Художник изобразил зависших в безграничном пространстве несколько десятков аккуратно одетых рантье (при котелках, галстуках и модных пальто), сохраняющих при этом абсолютную невозмутимость.
Мысли великого романтика XIX века созвучны настроению, возникающему при созерцании картин Рене Магритта. В 1946 году он присоединяется к группе бельгийских художников и подписывается под манифестом «Сюрреализм в полном свете». Магритт умер 15 августа 1967 года в возрасте 69 лет, оставив недописанной новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света». Он ничему не должен учить, а вместо этого – удивлять и завораживать». Нотные листы, где таинственные знаки обозначали звук и не были словами. Впрочем, может быть, так и было необходимо для создания его философских картин.
Казалось бы – обычный, вполне реалистический ноктюрн. В 1964 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла масштабная персональная выставка Магритта, несмотря на то, что в 50-е в результате политики маккартизма его работы были изъяты из экспозиций американских музеев как «прокоммунистические». В 1947 году на «отступника» обрушивается Бретон и отлучает Магритта от сюрреалистического движения.
Странный ночной пейзаж блестит под освещенными дневным светом небесами (Империя света, 1954). Лицо человека практически полностью закрыто парящим перед ним зеленым яблоком. ред. ) – художник обозначал лишь контур мужчины в котелке, наполняя его облаками и листвой.
Он присоединился к обществу дадаистов и в 1927-м он устроил первую в своей жизни персональную выставку в галерее «Кентавр». В этом состояла ошибочность подхода теоретиков сюрреализма к произведениям искусства. Рене Магритт скончался 15 августа 1967 года от рака поджелудочной железы. Возможно, реакцией на переживания войны является его отход в 40-е годы от принципов сюрреализма и «штамповка» картин a la Ренуар. Его работами восхищались и брали с них пример Мартин Киппенбергер, Марсель Брутхаерс, Джаспер Джонс, Эд Руша, Энди Уорхол, Джон Балдессари и другие.
Рядом — несколько женских торсов, вырастающих друг из друга (символ чувственности). Они сами стали личностями и будто ведут меж собой разговор. В картинах художника все время присутствует напряженность и таинственность («Компаньоны страха», «Букет слез», «Объяснение»). 15 августа 1967 года Рене Магритт скончался от ракового заболевания.
Нацистская оккупация Бельгии является сильнейшим психическим стрессом для художника. Детство и юность провел в провинциальном городке Шарлеруа. Загадочность образу придаёт яблоко, висящее перед лицом человека. В 50-х годах художник создает несколько своих самых знаменитых работ. Я думаю, ему бы понравилось или показалось забавным (например, во время каникул). Вернувшись наутро домой, он обнаруживает свою жену Луизу (так же звали её двойника) лежащей на полу кухни — она умерла от сердечного приступа. Критики разнесли ее в пух и прах.
Режиссер несколько раз акцентирует внимание зрителей на картине «Сын человеческий» и именно она дает ощущение двойственности и соблазна (яблоко). Магритт создаёт тонкий, одухотворённый поэтический образ. – Они кажутся мне порождениями скорее души, чем разума. Только не спрашивайте, как это возможно, – ведь в мире Магритта ничего невозможного нет.
Впрочем, нестандартность Магритта в кругу его друзей и соратников сюрреалистов заключается в том, что этот, похожий на Эркюля Пуаро, коренастый тучненький бельгиец в буржуазном черном котелке, судя по всему, никого никогда не собирался эпатировать. На картине Безумие величия (1948) на каменном парапете на фоне бескрайнего лазурного моря изображена догорающая свеча — как символ бренности человеческой жизни. Магритту эти веяния были противны и в результате он стал открещиваться от ярлыка «сюрреалиста». Делалось это намеренно. Увлечение художника философией и литературой находит отражение в большом количестве его картин, например, «Гигантессе» (по Бодлеру), «Области Арнхейм» (по Эдгару По).
Художник изобразил зависших в безграничном пространстве несколько десятков аккуратно одетых рантье (при котелках, галстуках и модных пальто), сохраняющих при этом абсолютную невозмутимость. Художник много работает, он выставляется в Европе и в Америке (в 1936 году открылась выставка его работ в Нью-Йорке, а в 1937 году – в Лондоне). Под занавес жизни Магритт стал писать картины, отличающиеся фотографической скрупулёзностью: «Битва аргонавтов», «Большая семья», «Империя лихтёров». Художник объяснял, что образ предмета и сам предмет – суть разные вещи.
Рядом – несколько женских торсов, вырастающих друг из друга (символ чувственности). В 1947-48 годах Магритт рисует в провокационном и грубом стиле фовизма. И картину он крадет, скорее, для развлечения и остроты ощущений, а не из-за денег. Ты победил смерть». Репродукция этой картины висит в кабинете у Томаса Крауна.
О его влиянии на собственные работы говорили Джон Балдессари, Энди Уорхолл, Джаспер Джонс, Эд Руша и многие другие представители современного искусства. Художник блистательно умел «режиссировать» их чувствами. В "Освобождении" символика цвета применена для выражения сложных ассоциаций. Семья жила в доме неподалеку от железной дороги и мимо ежедневно проносились поезда.
Пугающее впечатление. В своих воспоминаниях художник рассказал о своем первом детском восприятии шахмат и нот. В 1940-х годах Магритт попытался изменить свой стиль живописи. Она умерла от сердечного приступа в дождливую осеннюю ночь. Магритт же, наоборот, писал: Искусство, как я понимаю, не подвластно психоанализу.
Наверное, это не только портрет человека, но и портрет современного общества, устроенного таким образом, что жизнь человека приобретает все более анонимный характер. Мы видим его вне нас и в то же самое время видим его представление внутри себя. Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи. Не осталось даже таблички с его именем, пусть и фальшивым. Такой под силу написать любому «традиционному» художнику. Но верно ли это.
Стекло разбито: значительно застывая в полёте, ниспадают облики, выстраиваясь рядком, как льдины. Магритт, однако, скоро, после скандала вокруг «варварской», крайне натуралистической картины «Пожиратели птиц», возвращается к своей привычной манере и вскоре входит в круг самых дорогостоящих авторов современного искусства. Герберт Рид отмечал: "Магритта отличает строгость форм и отчётливая ясность видения. Фильм, в свою очередь, отсылал к знаменитой картине «Вероломство образов». Она навсегда осталась в их комнате на мольберте. Незнакомцев могло быть двое или трое, они стояли спиной к зрителю или полубоком, а иногда – как, например, на картине High Society (1962) (может быть переведено, как Высокое общество – прим.
Личное гипертрофируется до чудовищных размеров. Он проводит ее мучимый постоянным страхом репрессий за свое «левачество» (Магритт некоторое время был членом Компартии, откуда, правда, быстро ретировался), а еще пуще — «дегенеративное искусство».
Он ничему не должен учить, а вместо этого – удивлять и завораживать". Биографы Магритта считают, что Жоржетт, с которой 15-летний Рене познакомился на ярмарочной карусели в Шарлеруа, не только в качестве супруги, но и физически была единственной женщиной в его жизни, что для многих является дополнительным доказательством «мещанства» художника. Рене Магритт предупреждает о хрупкости мира. Вот таким образом неудивительно, что сюрреализм развивался в двух концептуально разных направлениях. В 1926 году перешел на работу в галерею Сенто, заключив контракт. На фестивале Glastonbury 2014 прошёл спектакль российского театра ЧёрноеНебоБелое под названием «Magritte RGB».
Главная особенность Магритта — атмосфера таинственности в его произведениях. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Казалось бы, мир, созданный художником, статичен и прочен, но всегда в обыденное вторгается ирреальное, разрушающее этот привычный мир (обычное яблоко в комнате, разрастаясь, вытесняет людей или из камина на полном ходу выскакивает паровоз — «Пронзенное время», 1938). Защищать Магритта от подобных упреков бессмысленно. – Настаивал он.
Как никто другой, этот художник любит соединять несоединимое, вводить в свои картины детали, так резко контрастирующие друг с другом, что зритель сначала испытывает легкий шок, но зато потом разум его начинает работать вдвойне интенсивнее, пытаясь найти решение предложенной шарады. Сам Магритт так сказал о ней: «Я соединил в «Империи света» разные понятия, а именно – ночной пейзаж и небо во всей красе дневного света. На Магритта творчество старого мастера тоже имело плодотворное влияние. На это же было нацелено и толкование произведений искусства, предложенное Фрейдом. Магритт нарисовал более сотни эскизов, прежде чем решить, как ему изобразить простой стакан воды и зонтик так, чтобы они выглядели гениально.
К сожалению, он так и не был опубликован. В 50-х годах художник создает несколько своих самых знаменитых работ. Он был старшим из четырёх сыновей.
Фильм «Тайное окно» Дэвида Кеппа символически завязан на котелке Магритта. Магритт ставит вопросы и разрушает сложившиеся стереотипы. В их числе и картина Голконда (1953). Работы художника были негативно встречены критикой.
Магритт создает картины-ребусы, в частности, «Ключ мечты», «Предательство картин», «Родство душ», «Фальшивое зеркало» и т. п. Но при таком понимании искусство сводится к частному, так сказать, "лечебному" фактору. Искусство Магритта глубоко рационально и интеллектуально. Однако небо Магритта нельзя перепутать с чьим-то другим – чаще из-за того, что на его картинах оно оказывается отраженным в причудливых зеркалах и огромных глазах, наполняет контуры птиц и вместе с линией горизонта из пейзажа незаметно переходит на мольберт (серия Человеческий удел).
«Магритт превратил обыденные вещи в мифические, придав им тайну» – писал английский философ Герберт Рид. Почему такое сочетание. Так или иначе, но женитьба, очевидно, явилась главным спасением Магритта от уныния.
С этого момента он – сюрреалист. Поистине невыполнимая задача. В 1927-1930 годах Рене Магритт проживал во Франции, участвовал в деятельности группы сюрреалистов, тесно сблизился с Максом Эрнстом, Сальвадором Дали, Андре Бретоном, Луи Бунюэлем и особенно с поэтом Полем Элюаром. Естественно, они проанализировали его так же хладнокровно. Только несоединимое помогает, по мнению Магритта, уловить смысл бытия.
Его следы затерялись. Часть изображения, например, лицо главного персонажа, чем-либо закрывается (яблоком, букетом цветов, птицей). На картине Неожиданный ответ (1933) воплощена мысль Метерлинка: Нет в жизни незначительных дней. Он проводит ее мучимый постоянным страхом репрессий за свое «левачество» (Магритт некоторое время был членом Компартии, откуда, правда, быстро ретировался), а еще пуще – «дегенеративное искусство». Однако экстравагантная богемная среда, видимо, претит художнику и в 1930 году он, ни с кем толком не простившись, внезапно возвращается в Брюссель, где создает в последующие годы ряд своих знаменитых картин – «Удел человеческий», «Черная магия», «Портрет», «Изнасилование», «Тоска по дому».
Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи. Голубое небо, по которому весело бегут белые пушистые облака. Но для изображения слепоты было бы достаточно закрытых глаз. Рене родился 21 ноября 1898 года в Лессине в семье коммерсанта Леопольда Магритта и модистки Регины Бертиншамп, детство провёл в небольшом промышленном городке Шарлеруа. Магритт сдружился с Полем Элюаром, Максом Эрнстом и Сальвадором Дали.
Изображение яблока, курительной трубки – это только образы, но не сами предметы. Однажды, выслушав комментарии по поводу своей картины «Красная модель» и услышав, что в ней якобы присутствуют указания на комплекс кастрации, Магритт решил нарочно сделать рисунок «по всем правилам» психоанализа и представить её на суд сюрреалистов. Изображение и подпись, часто возникающая на его картинах, порой совпадают, а порой противоречат друг другу («Предательство образов», 1928-1929).
Мотив стеклянного окна у этого художника можно рассматривать и как границу между двумя мирами – реальным и ирреальным, поэтическим и обыденным, между сознательным и бессознательным. А в небе с прекрасными застывшими облаками (у Магритта — символ безвременья) зритель видит голубые бестелесные геометрические формы, символизирующие чистые идеи и воздушный шар — символ абстрактной чистой мысли. Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка».
Мои картины просто выявляют такое положение вещей непосредственным и неожиданным образом. Название её – «Сын человеческий». При беглом взгляде она кажется простой и даже непритязательной. Магритт мастерски создает контраст между странными сочетаниями нереальных предметов и натуральным окружением, для чего активно использует в своих произведениях символы зеркал, окон, глаз («Фальшивое зеркало», «Ключ к пространству», «Прекрасный мир»). В 1922 году женится на Жоржетт Берже. Довольно странно услышать это признание из уст безупречного аккуратиста и педанта, никогда не имевшего собственного ателье и гордившегося тем, что ни разу в жизни не заляпал краской ковер в комнате, где писал свои картины.
Именно так мы видим мир. В качестве модели часто выступала его супруга Жоржетта. Магритт оказал очень сильное влияние на развитие этого направления, хотя сам это отрицал. «Открытое видимое» – Томас Краун – богатый, благополучный и безупречный бизнесмен, любитель и знаток живописи. Если ответ напрашивается во всей ясности, то связь между двумя предметами налаживается». Ответы кроются в названии Фальшивое зеркало.
Герберт Рид, крупнейший британский художественный критик, писал: «Рене Магритт предупреждает о хрупкости мира. В том же году он создал первую картину в стиле сюрреализм – «Потерянный жокей», а в 1927 году состоялась первая выставка его работ в Брюсселе. Птицы несут позитивную энергию полета, ничего более. Художник уточнял: Мои картины – не сны усыпляющие, а сны пробуждающие. Рене Магритт предупреждает о хрупкости мира. Вот почему мастер упорно отказывался именовать себя сюрреалистом. Так или иначе, но женитьба, очевидно, явилась главным спасением Магритта от уныния.
Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». «Война научила меня тому, что главное в искусстве – очаровать зрителя. Искусствоведы и ценители до сих пор предлагают все новые трактовки его картин и их поэтичных названий, почти никогда не связанных с изображением, что еще раз подтверждает: простота Магритта обманчива. Образы Магритта узнаваемы во всем мире. Здесь можно вспомнить слова самого Магритта о том, что он снимает вуаль со скрытого. Именно там он впервые увидел художника, занятого рисованием с натуры.
Родился Рене Франсуа Гислен Магритт (фр. "Ключом" здесь также становится название.
«Поначалу зонтик стоял внутри стакана, но потом оказался под ним. Зачастую он самостоятельно объяснял свои работы, однако одну из них – знаменитых «Влюблённых» – оставил без комментариев. Этот период в творчестве Магритта чаще всего называют периодом «яркого солнца» («plein soleil»). Такова его знаменитая картина Личное достояние (1952). Смерти матери исследователи творчества художника придают очень важное значение, объясняя отроческой психической травмой заслоненность лиц (птицей, букетом фиалок, но чаще всего — косынкой, полотенцем или полотном) на большинстве его портретов: когда Регину Магритт вытащили на берег, ее лицо было обмотано ночной сорочкой.
Он расположен в «треугольнике» музеев на Аллее искусств в Мадриде во Дворце Вийяэрмос, в тесной взаимосвязи с музеем Королевы Софии и музеем Прадо. Возможно, сам психоанализ – лучшая тема для психоаналитика». Жизнь его сложилась на редкость добропорядочно и чинно, что, пожалуй, заставляет относится к исторгнутым его фантазией образам намного серьезнее, чем к аффектированным и кичливым «видениям» многих иных сюрреалистов.
Художник блистательно умел «режиссировать» их чувствами. «Художник казался мне человеком, наделенным волшебной силой», – вспоминая детство, написал Магритт на склоне лет в автобиографической статье «Линия жизни». Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься. За спиной героя картины, стоящего возле стены, мы видим море и голубое облачное небо. Смерти матери исследователи творчества художника придают очень важное значение, объясняя отроческой психической травмой заслоненность лиц (птицей, букетом фиалок, но чаще всего – косынкой, полотенцем или полотном) на большинстве его портретов: когда Регину Магритт вытащили на берег, ее лицо было обмотано ночной сорочкой.
В этом состояла ошибочность подхода теоретиков сюрреализма к произведениям искусства. Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года. В чем-то не соглашается с ними, считая себя «магическим сюрреалистом». Волю своей фантазии он давал только в искусстве, держась в стороне от богемы и ведя неприметную жизнь простого обывателя – примерного семьянина и однолюба.
Вот комментарий художника к своей картине "Рамки жизни" (1934): "Перед окном, которое мы видим изнутри комнаты, я поместил картину изображающую как раз ту часть ландшафта, которую она закрывает. Ткань, обмотанная вокруг голов, неизбежно вызывает в памяти погибшую мать художника, но также намекает на личные границы: даже слившись в поцелуе, возлюбленные остаются разделены. Если не считать «Влюблённых», художник практически всегда давал картинам, на первый взгляд, не связанные с содержанием названия. В его работах мысль становится видимой реальностью, процесс мышления можно увидеть воочию. Защита эстетики». Искусство Магритта оказало сильное влияние на многих современных художников. Но при таком понимании искусство сводится к частному, так сказать, лечебному фактору. Что автор хочет этим сказать.
Человек в котелке – это господин Посредственность при всей своей анонимности. Никакая виртуозность кисти и точность наблюдения не способны, по Магритту, «словить» на полотне реальный физический объект. Традиции старого нидерладского искусства благотворно повлияли на творчество Магритта. В 1922 году Магритт женился на Жоржетте Бергер, которую встретил еще в 1913 году.
Безмятежное небо служит фоном незнакомцу в котелке (Декалькомания, 1966), заменяет серые стены комнаты (Личные ценности, 1952) и преломляется в объемных зеркалах (Элементарная космогония, 1949). Другие названия создают атмосферу поэтичной тайны: Диалог, прерванный ветром (1928), Ключ к грезам (1930), Мучительная длительность (1939), Империя света (1950), Гостиная Бога (1958).
.