Хорошо, так как глядя на эти прелестные картины думаешь: Какой робот. Богатый коллекционер из Акиты, Хирано, бросает ему вызов, предлагая создать «величайшую в мире картину»34. Слава художника растёт, в том числе и за пределами Франции. Крёстные Кимиё— Жорж Прад и его супруга49.
Фужита и без натуризма внешне был весьма колоритен, Креспель называет его «монсеньор Глициниевых Полей, на добрые полвека опередивший хиппи своими бусами и серьгами». В конце жизни обратился в католицизм, приняв имя «Леонард Фужита» и писал картины на религиозные темы. Из музеев и частных коллекций Парижа, Женевы, Москвы». Я понял, что они выражают ощущение кожи только в этих местах. В картинах Харунобу или Утамаро (Судзуки Харунобу и Китагава Утамаро— авторы известных серий эротических литографий в жанре укиё-э— изображений повседневной жизни городского сословия периода Эдо. — AI. ) едва видны лишь части руки или небольшой участок кожи возле колена. В 1950 вернулся во Францию. Глядя на «Тайную вечерю» да Винчи, он впервые пережил что-то вроде религиозного откровения21.
В 1965-1966 выстроил и расписал часовню Богоматери в Реймсе («Часовня Фужиты»), с 2003 там покоятся его останки. Здесь есть и декоративность и шик и художественная свобода, т. е. те качества, которые принесли славу художникам так называемой «Парижской школы». Друзья дают ему прозвище «Фу-фу» (фр. fou— сумасшедший). С утра о картине судачили все газеты. Это был замечательный успех».
В последний путь художника провожают многочисленные друзья. Завершив образование, в 1913 отправился в Париж. Выставка приносит художнику успех его работы начинают продаваться19.
Зато абсолютно прекрасны, утонченны и красочны две его картины – «Элиана» и «Большая Марсель». Однако все его лучшие аукционные результаты относятся к 1989–1990годам. Имена тех, кто вдохновлял творчество Фужиты и кто смотрит с его полотен и рисунков, можно с уверенностью назвать: знаменитая Кики с Монпарнаса (ее биография— это история становления и расцвета Парижской школы она позировала, без преувеличения, почти всем тем, кого позже назовут художниками Парижской школы она рассказала о тех, с кем сводила ее жизнь на Монпарнасе, в мемуарах (ради которых Хемингуэй нарушил свою клятву не писать предисловий), но Фужита— единственный из них, кто проводил Кики на кладбище в марте 1953года), Фернанда Баррей и Люси Бадуй, жена художника, прозванная им Юки. Ему не хватает денег на масляные краски, вот таким образом он обращается к графике. В Реймсе также находится крупнейшая в мире коллекция его работ.
Они посещают Кумамото, город детства Фудзиты, Киото, Токио. В Нью-Йорке, наконец, он вновь чувствует себя свободным и способным наслаждаться жизнью. Он узнаёт о новых парижских знаменитостях и о новых течениях в живописи, но держится в стороне от них44.
Интереснее всего, конечно, его ранние картины обнаженных и изящный «Портрет Сюзи Солидор». Работа захватывает его и, само собой, заставляет перечитать Библию. Фернанда энергично берётся «продвигать» творчество мужа во многом благодаря ей в 1917 году проходит первая персональная выставка Фудзиты, где демонстрируются 110 его произведений.
Иногда небольшие вещи интересней крупных. Его выставки в Латинской Америке пользуются огромным успехом. Его хвалили критики, работы хорошо покупались. Пассия Фудзиты— юная бельгийка Люси Баду, которую он называет «Юки»— по-японски «розовый снег»27. Франция, Монпарнас 1920-е годы – мекка для художников всего мира. В 1922году Фужита вновь обрел признание общества и финансовый успех. По крайней мере, виртуозные, похожие на карикатуры рисунки Паскина лучше смотрятся, чем его большая картина «Богач и Лазарь», занимающая почти всю стену зала Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв.
Во множестве автопортретов запечатлен необычный облик — перекрывающая лоб челка темных волос, узкие глаза за кругами очков, национальный костюм и характерная поза японца, сидящего со скрещенными ногами (Автопортрет, 1921, Брюссель, Музей современного искусства Автопортрет в мастерской, 1926, Лион, Музей изящных искусств). В нем светится душа. До 2008года— самым дорогим японским художником. Папа также заказал художнику свой портрет, но умер до того как портрет был готов21. В 1939 году он, вместе с Кимиё, ненадолго возвращается в Париж.
В Париже во время войны искусство сильно потеряло в цене— картины больше не покупали, предпочитая наблюдать со стороны за дальнейшим развитием событий. Кимиё примет имя «Мари-Анж-Клэр». Цугухару Фудзита слывет не только удачливым художником, но и кавалером.
И это хорошо. В 1930 году он публикует «Книгу кошек» (фр. Livre des chats), которая содержит 20 изображений кошек в различных позах. Цугухару Фудзита (яп. В 1922 году настоящей сенсацией стала картина «Лежащая обнажённая на туали из Жуи» (фр. Nu couch la toile de Jouy), своей композицией напоминающая «Олимпию» Мане и одалисок Тициана и Энгра64. На его картинах часто присутствуют дети (особенно девочки, похожие на кукол) иногда вместе с животными и птицами.
Большое количество картин Фудзиты находится в Реймсском музее изящных искусств. Это самый яркий из его романов. Даже его мастерская была больше японской, чем французской: в ней были татами, подушки, низкий лакированный столик, бумажный фонарик, гигантский чайник для чайной церемонии.
Фудзита Цугухару, фр. Tsuguharu Fujita, также Леонард Фужита (фр. Lonard Foujita), 27 ноября 1886, Токио— 29 января 1968, Цюрих)— французский художник и график парижской школы, выходец из Японии. Вскоре Кимиё становится пятой (и последней) женой художника. Темой он выбирает времена года в Аките. В 1930, потерпев финансовый крах в связи с экономическим кризисом, отправился на родину. Вот как он об этом вспоминает в своем предисловии к «Мемуарам Кики» (1929): «Я написал большую картину Nu couche de Kiki (имеется в виду работа Nu la toile de Jouy, 1922. — AI. ).
Перед Второй Мировой Войной возвращается в Париж. Однако, недовольный своими произведениями (носившими в то время следы влияния кубизма и футуризма), художник уничтожает почти всё, сделанное им16. Единственный цветовой штрих— бледно-розовые губы женщины. Выставка собрана из нескольких европейских коллекций, по большей части частных. Третье место среди самых дорогих полотен японца занимает полотно «Две сестры», за которое 16ноября 1989года на Sothebys в Нью-Йорке заплатили 2, 1миллиона долларов. В 1931-1933 годах жил и с успехом выставлялся в Латинской Америке (Бразилия, Аргентина), с 1933 по 1939 – в Японии.
Он с радостью встречает старых друзей: Андре Сальмона, Брака, Вламинка и прочих. Однако уже в 1931 году Фудзита вынужден будет расстаться с Юки, влюбившейся в поэта Робера Десноса, с которым сам Фудзита длительное время поддерживал дружбу30. Кроме того, стремясь постичь основы европейской цивилизации, он обращается к культуре Древней Греции и посещает «Академию» Раймонда Дункана17. В мастерской Пикассо он видит его собственные работы «голубого периода» и ряд кубистических полотен, а также картины Таможенника Руссо, которые производят на него огромное впечатление.
Салон был просто покорен светящимся эффектом кожи Кики нежного оттенка слоновой кости. Они были заворожены тем, как он пользуется цветом и светом. Встреча с Пикассо вызвала кратковременный интерес художника к опытам кубизма. Всего за это время он создаст не менее 150 картин маслом и около 50 акварелей37.
К художникам Парижской школы принято (довольно условно) относить французов Леже, Вламинка, Андре Лота испанцев Пикассо, Хуана Гриса, Мари Бланшар итальянца Модильяни, выходцев из Российской империи Марка Шагала, Хаима Сутина, Михаила Ларионова, Наталию Гончарову, Давида Штеренберга, Пинхуса Кременя, Адольфа Федера, Марию Васильеву, Маревну, Александра Архипенко, Осипа Цадкина, Льва Инденбаума, Хану Орлову, Моисея Кислинга, Луи Маркусси, Леопольда Готтлиба, Эжена Зака, Жака Липшица, японцев Фужиту и Кавашиму, норвежского художника Пера Крога, болгарина Паскена, румына Бранкузи и целый ряд других художников— от всемирно известных до тех, чьи имена сохранились только в домовых книгах Монпарнаса 1910–30-х годов. Его последними словами были: «Мой Господь, даруйте мне смерть»55. Экстравагантный японец в очках привлекает всеобщее внимание. В конце концов в Марселе им удалось сдать скупщику картин пятнадцать полотен итальянца за пятьсот франков.
Цугухару Фудзита (Tsuguharu Fujita) – известный французско-японский художник, художник, график. Группа нью-йоркских художников устроила демонстрацию перед галереей, где проходила его выставка и подписала петицию против Фудзиты, в которой призывала относиться к нему как к «фашистскому художнику» и орудию японской военной пропаганды42. Кошки присутствуют и на многих автопортретах художника65. Его цель, однако, не перенять французский стиль, а обновить японскую манеру живописи.
Спустя 13 дней они поженились. Но художнику не сидится на месте, он хочет посмотреть и показать себя миру. Фудзита регулярно посещает Лувр изучая и копируя произведения великих предшественников.
Его картины, которые были выполнены в стиле авангардных течений импрессионизма и с применением других, в то время новых, стилей живописи и своеобразный почерк выходца из азиатских стран, абсолютно необычны и чрезвычайно красивы. Фантастические, онирические образы будут и позже возникать в работах Фудзиты, в частности, в таких произведениях, как «Сон» (фр. Le rve, 1947). Графизм, четкая прорисовка мелких деталей, нередко символических, светлый колорит с переливами молочных и перламутровых оттенков — эти стилевые особенности привлекли великосветскую публику и определили его место как модного портретиста эпохи ар деко. Другая столь же известная картина— «Юки, снежная богиня» (фр. Yuki, desse de la neige): спутница художника изображена здесь лежащей на заснеженной горной вершине, а у её ног сидит волк28.
В 1917 году он встречает Фернанду Баррей, в которую влюбляется. Впоследствии Фудзита будет многократно писать её, а картина «Юки— снежная богиня» произведёт настоящий фурор в Осеннем салоне28. Во Франции его искусство было невероятно популярно. В марте 1917 года в кафе «Ротонда» он был сражен красотой художницы и модели Фернанды Барри. С 1941 года, на долгих 9 лет, он переезжает в Токио и работает на славу японской военщины.
Поселившись в 1913году на улице Форгьер, в недорогом районе Монпарнаса, в мастерской прямо над Модильяни, Фужита в скором времени становится завсегдатаем «Ротонды» и всех крупных монпарнасских вечеринок. За два года до смерти художник принял католицизм. Восемь лет я рисую обнаженных и достиг в этом действительно исключительных успехов». он замечен «ходившим в греческой хламиде»— Раймон Дункан приобщал его и к натуризму, так сказать, первобытному стремлению к простоте бытия. В полдень меня поздравил министр.
Фуджита представлен на выставке работами разных лет. В 1924 году его избирают членом Токийской Академии Искусств.
И. Эренбург в своих мемуарах вспоминает его как японского художника, прогуливающегося в домотканом кимоно. (Это имя ему дали из-за сложности произношения настоящего имени. ) С самого начала карьеры художнику сопутствовал успех, на родине одну из его картин приобрел сам император. В 1929 году он женится на Юки и они вместе отправляются в Японию.
Однако и здесь в нём видели в первую очередь бывшего военного художника. Фудзита покрывал холст особым молочно-белым фоном, причём состав краски держал в тайне63. Этот рекорд на 2, 5миллиона больше предыдущего достижения Фужиты, принадлежащего картине «Дети с куклой» (3, 1миллиона долларов на нью-йоркских торгах Christies 14ноября 1989года).
Цугухару Фудзита (фр. Цугухару Фудзита – первый признанный в Европе японский художник.
В 1955 году получил французское гражданство, в 1959 году принял католицизм. Толпы талантливых художников и среди них и молодой японский самурай Леонард Фуджита. В эти же годы окончательно закрепился и избранный им для себя образ: длинная чёлка, очки, маленькие усики и необычные костюмы на левом запястье татуировка в виде часов (единственных, по словам самого Фудзиты, которые позволяли ему быть непунктуальным)2324.
Картины Цугухару Фудзита наполнены философией и размышлением. Эти картины будят лучшее в нас. 18 июня 1959 года он посещает, вместе со своим другом Жоржем Прадом, Реймсский собор, где переживает свое рода религиозное озарение и решает стать католиком (до этого, по его словам, он не исповедовал никакой религии)48. Фудзита много рисует и преподаёт в Бруклинской школе изящных искусств41. При крещении Фудзита принимает имя «Леонард Франсуа Рене»: Леонард— в память о неизгладимом впечатлении, которое произвела на него «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи Франсуа— в честь почитаемого им святого Франциска Ассизского Рене— в честь крёстного49. С первых же дней в Париже он полностью поглощен французской культурой и искусством.
Пожалуй именно вот таким образом мы наделяем всем этим тех, у кого их быть не может, создавая идеальный мир не-людей, так как уже потеряли веру в самих себя. Фудзита ставит перед собой задачу: объединить в своём творчестве Восток и Запад15. 1 октября 1966 года епископ Реймса торжественно освящает часовню. Уникальность и секрет успеха Парижской школы— в органичном сосуществовании представителей самых разных национальностей и культур— скандинавов, французов, немцев, русских, украинцев, евреев испанцев и даже японцев.
Tsuguharu Fujita, также Леонар Фужита (фр. Они становятся мужем и женой (к этому веремени Фудзита уже разведён с Томико) художник переезжает жить к Фернанде. Стал широко известен и даже моден после персональной выставки 1918 года. Леонард стал душой компании, завсегдатаем монпарнасских сборищ.
16мая 1990года «Девушка в парке» принесла 5, 6миллиона долларов на торгах Christies в Нью-Йорке. Весной 1918года Леопольд Зборовский (польский поэт, приехавший изучать словесность в Сорбонне и занявшийся продажей картин во время Первой мировой войны, чтобы финансово помочь своим друзьям-художникам) организовал поездку Фужиты, Модильяни и Сутина на юг Франции, чтобы найти новых покупателей и выручить денег. В 1910-х Монмартр уже по большей части утратил статус символа артистического Парижа центром европейской и мировой художественной жизни, переняв эстафету от Монмартра, постепенно становился Монпарнас, а в 1914году Г. Аполлинер в «Пари Журналь» заявлял: Монпарнас занял место Монмартра.
Во времена Парижской школы он был одним из самых финансово успешных ее представителей. Обнажённая женщина в чёрных чулках (для этой картины в последний раз позировала Юки) стоит, положив руку на гриву огромного льва рядом валяется человеческая рука, указывающая пальцем на женщину. Во Франции с 1913 года. Но если даже робот так может, значит и я могу. Парижанам пришлись по вкусу его работы изображающие красивых женщин и кошек.
В 1923 году Фудзита и Фернанда расстаются: у каждого из них есть новое увлечение. Несмотря на нищету, он много и плодотворно работает. Кроме того, в Реймсе можно посетить возведённую и расписанную художником часовню Нотр-Дам-де-ла-Пэ (Пресвятой Девы Марии Мира). Наиболее известны его ню, кошки, женские и детские портреты с кошками. Самая известная из картин в этом стиле— «Укротительница и лев» (фр. La dompteuse et le lion). Цугухару Фудзита умер 29 января 1968 года, в возрасте 81 года. Фудзита также любит рисовать цветы, особенно розы.
Но в 30-х гг. Это стало одной из причин, по которой Фудзита принял решение покинуть Японию. В одном только Буэнос-Айресе более 10000 человек стояли в очереди за его автографами. Родился в Токио в 1886 году. Он берет уроки танца у Айседоры Дункан и ее брата Раймона.