Говоря о том, какие есть картины художника Репина с названиями известными всем, невозможно не вспомнить об этой. Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I. Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки. Многие художники искусствоведы утверждают, что, написав эту картину, Репин впервые состоялся как величайший портретист. В 1873 году Репин закончил картину «Бурлаки на Волге», которая принесла художнику известность не только внутри страны, но и за границей, где произведение экспонировалось на выставках.
Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Этот мужчина слыл в городе колдуном. На переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун истово верующий в чудесное исцеление. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Репин дважды подавал прошения об отставке. В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка.
Работал весь день, не замечая времени. Они словно противопоставлены друг другу. Он документально изобразил заседание в круглом зале петербургского Мариинского дворца, украшенном к концу XIX столетия портретами прежних российских самодержцев – Екатерины II, Александра I, Николая I, Александра II и Александра III. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. В набросках Репин изображал лицо горбуна в муках и страдании. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
я работал завороженный. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Глаза ясные и добрые. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой.
И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Написан портрет вдохновенно. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Силу человеческого духа увидели в картине современники.
Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»). Первый факт. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.
Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». О чем эта история. Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Убийство свершилось. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Имя Репина стало широко известным.
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона.
Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). На что получил насмешливое письмо. Возвращается в Россию летом 1876 года.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств.
Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Тут же израненный с презрительным, решительным взглядом запорожец. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Его дед по отцовской линии— неслуживый казак Василий Ефимович Репин— вёл торговлю и владел постоялым двором. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. И это не скрывает Репин.
Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно осознавшая своё превосходство над другими. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Казалось, она спит. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Пенаты были превращены в мемориальный музей.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Тут больше любви к делу, — пояснил он.
Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
По данным исследователей, несмотря на активную деятельность репинской мастерской, между художниками и его питомцами постепенно нарастало отчуждение. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.
Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Прежде чем приступить к тому или иному очерку, Илья Ефимович несколько раз рассказывал его гостям, появлявшимся в Пенатах.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Художник скончался 29 сентября 1930 года в возрасте 86 лет, успев написать прощальное письмо своим друзьям и близким.
А свеча становилась ниже и тени менялись. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Повторное посещение Академии завершилось успешной сдачей экзамена, однако после вступительных испытаний Репина вновь ожидали сложности: за право присутствовать на занятиях вольнослушатель должен был заплатить 25 рублей. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Еще секунда и новая строка послания будет придумана.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Энергичной мощной кистью созданы яркие, колоритные образы запорожцев, великолепно переданы их заражающий смех, бодрость и удаль. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету.
Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. В результате Репин создал большое значительное произведение, в котором с исключительной экспрессией была раскрыта идея свободы народа, его независимости, гордого казацкого характера и его отчаянного духа. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. После этой беседы Репин написал второе прошение, сдал квартиру, полученную от Академии и уехал к Толстому в Ясную Поляну163. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Кроме того, в описываемый период в доме Ильи Ефимовича жили трое питомцев его живописной мастерской, в том числе один из любимых учеников— Константин Вещилов. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Репин продумывал композицию картины до мелочей. Родом из семьи военного поселенца. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Полицейский конный замахивается нагайкой на провинившегося крестьянина. Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники. Художник не только утверждает нового прогрессивного героя, но и раскрывает его жизнедеятельную силу. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
Гоголевский Андрей мягко улыбается. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов. Больничный халат, вышитая рубашка написаны художником схематично, они не подчеркивают болезненность, а призваны служить обрамлением главного – лица, головы, вызывающий поворот которой позволяет думать, что до последнего мгновения жизни этот человек боролся со своим недугом. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Его внимание привлекли две работы— портреты сторожа и продавца назначенную Репиным цену предприниматель снизил вдвое и ушёл, пообещав прислать за этюдами посыльного108.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Она была закончена только в 1891 году.
— И. Г. ) посидеть мне смирно. В декабре прошение было удовлетворено, но уже в апреле 1906 года Репин по просьбе коллег вернулся обратно142. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Это лучше всех ваших академических работ. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Над письмом склонился предводитель казаков.
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
В его глазах читается печаль, тоска. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
Он взят силуэтом на фоне белой стены, что еще усиливает жизненность всей фигуры и особенно — воспаленных глаз с желтыми белками. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Третьяков»109. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Публике картина понравилась. К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
Центральная группа словно недовольна своей ролью. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». И вот уже перед нами не царь, а отец.
— сказал Крамской. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы.
Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей. В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала. Весь облик Толстого, манера держаться подчеркнуто просты, обыкновенны, будничны и в то же время глубоко содержательны индивидуальны. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Рядом с ней шествует отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей. Для своей картины Репин сделал ряд блестящих портретов, писанных с натуры в этюдном порядке.
Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной. Мне минутами становилось страшно». «Как. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Наоборот, картина оставляет впечатление нелицеприятною, острого обличения истинной сущности правящей верхушки предреволюционной России. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Умер русский художник в Пенатах.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Комната небогатой интеллигентной семьи. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов. За окном летний день. Зритель становится участником происходящего. Знакомство писателя и художника произошло ещё в Петербурге81 позже они встретились в Париже. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. В конечном варианте оно одухотворённое.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Америка—Франция—Россия. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. В его взгляде осуждение и тревога. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Репин забыл о конкурсе, об Академии.
В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. художественный музей им.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего в происходящем, ему нравится он сам.
Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Стасов присылает ему все, что он просит. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Рассмотрим "ближний круг". — Да это превосходно.
Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ).
Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Пятый факт. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Царевна стоит у окна, откинувшись назад, с распущенными волосами, скрестив руки на груди, побежденная, но непокоренная.
В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Нос указывает на недуг композитора, ставший причиной его гибели.
Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Восстановлен в 1962 году. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Она ушла из жизни в 1931 году55. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.
Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Берег Волги.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Крамским, с новаторскими взглядами на искусство. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Так ли это – судить зрителям. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника. Репин считал сам эту картину красивой. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.
Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
Этюд получился превосходный. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Опираясь обеими руками на палку, больной, желчный, он смотрит неприветливо на зрителя, словно выражая ему свое недоумение и недовольство.
Поставленная перед художником задача была очень трудной. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Каждый персонаж переживает что-то своё.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский».
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Репин просит своего друга Стасова прислать ему из России былину о Садко, книгу о костюмах разных эпох, как можно больше рисунков морских растений и рыб. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине.
Люди изображены в группах, разделённых пространством используется боковое освещение. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Рисунок уверенный, лепка твердая. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства».
Репин дважды ездил на Украину, чтобы написать это полотно. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Эта работа имеющая общую площадь 35 квадратных метра, стала последней из больших произведений.
На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. -— И. Г. ), они много смеялись». Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Репин запечатлел момент написания письма.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Он идет прямо к матери. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Л. Н. Толстого». Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». В эту минуту в комнату вошел Христос.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Репин встречал их по средам.
Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана И. Я.
Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Кроме того, высказывается мнение, будто иоанн-сын мог быть еще более деспотичным, чем отец, хотя сегодня последнее сильно оспаривается и он реабилитируется. В 1940 году Куоккала вновь отошла к России. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой.
Под влиянием Крамского, наряду с выполнением обязательных академических заданий на мифологические и исторические темы, Репин много писал и на сюжеты из окружающей жизни. Все заняты. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.
Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Репин никуда не делся. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Труд — вот что определяет и украшает человека.
Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Он пишет о казаках, как о народе свободы, равенства и братства. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». К тому же и погода благоприятствовала работе. Не доносчик ли. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки.
Вся центральная часть написана самим Репиным. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крёстный ход. Портрет производит яркое и сильное впечатление. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Широко известное и признанное произведение И. Е.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Автор концентрирует внимание зрителя именно на лице композитора, словно пытаясь передать секрет гения Мусоргского. Он развелся со своей супругой, обвиняя в бюрократизме, покинул ряды Товарищества, занимавшегося организацией передвижных выставок художников, к тому же значительно ухудшается здоровье художника. Внимание художника тяготит их. Портрет совершенно реалистичен, он показывает состояние композитора в физических и душевных муках, в то же время передаёт силу духа портретируемого. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Священник в парадной рясе идёт, размахивая кадилом.
Этот сюжет написан Гоголем в повести «Тарас Бульба». Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
Картина теперь писалась легко, вдохновенно. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
Вегетарианцем стал и сам Репин. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино. Много учился на написании портретов близких и друзей. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
Это вы сами. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Однако в Советской России он оставался «своим».
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Мужа постоянно отправляли в далекие походы, а Татьяна Степановна, живя с детьми в военном поселении, чтобы прокормить семью, была вынуждена много трудиться на самых тяжелых и грязных работах. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Художник не скрыл следов тяжелого недуга, наложившего неизгладимую печать на весь облик Мусоргского. Общение с прежними друзьями было только заочным.
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.
Всклокоченные волосы, больничный халат драматизируют картину. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина— Исааком Бродским.
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века.
Она обучала грамоте не только своих чад, в ее доме собиралось более десяти ребятишек, которых женщина учила читать и писать. О картине появилось много статей в периодической печати. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год.
Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.