Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. Созданные им образы обладают мощными силами.
Казалось бы, что отличало обнаженную девушку с картины Мане от «Венер», «Сусанн», «Купальщиц» и прочих ню, которые в середине XIX века присутствовали на каждой выставке. Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело. Он чувствует себя независимым.
Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки.
Кто изображен на картине – загадка. Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена.
Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви. После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном. Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет. Это отразится в его автопортретах. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. Художнику пришлось дипломатично подойти к работе над портретом.
Художник изобразил юную невесту герцога Гвидобальдо, расположившуюся на ложе в ожидании главного события своей жизни – замужества. «Даная» – картина Тициана, была неоднократно написана художником. Нежности, молодости и красоте Данаи противопоставляется уродливая старость и корысть. Однако на всю жизнь сохранил интерес к цвету Тициан. Другие картины Тициана на эту тему находятся в европейских музеях.
Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру. Если на выставке будет возможность подойти к картине поближе, то можно рассмотреть два обручальных кольца на руке мужчины в черном, считается что они символизируют земной брак Рама и его мистический брак с Богом – идея так называемого мистического брака между Богом и человеком была общим местом в теологии времен Возрождения. Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий).
Полотно решено в золотисто-каштановых тонах. Над темным морем он несет её на Крит. В ногах невесты спит собака – символ супружеской верности, на заднем плане хлопочут служанки, перебирая приданное в сундуках.
Причиной этого была во многом слава его портретов. На портрете изображен итальянский живописей и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма. Художник одет в простую и дорогую одежду.
Петра. Одному из Амуров Венера завязывает глаза, а нимфы подают ему лук со стрелами. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон).
Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения. Одна из наиболее гармоничных работ выставлена у нас в Эрмитаже. Колорит – контрастный.
Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты. Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре. На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу. С Флорой Венеру разделяют полвека и, безусловно, меняется манера письма мастера.
За долгую жизнь в искусстве коренным образом менялась художественная манера мастера. Это властный уверенный в себе человек, который осознает, как его воспринимают окружающие (с преклонением перед его талантом). Все работы несколько отличаются друг от друга сюжетно, главные героини каждой из картин лежат в одинаковой позе (кстати, повторяющей позу Леды с утраченной картины Микельанджело).
С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. Тициан был первым итальянским художником, который приобрёл международную клиентуру. Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies».
В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко. Возмущенные посетители пытались плюнуть на полотно, ударить его тростью или зонтом. В то же время другой прижимается к ней, как дитя к матери, что сообщает полотну спокойствие и игривую атмосферу одновременно. Он наметил эти пути в двух отношениях: во-первых, посредством гораздо более четкого и конкретного раскрытия личности и состояния души персонажа, чем у всех других художников итальянского Возрождения (за исключением Рафаэля, чьи портреты и Мадонны потрясают своей психологической глубиной), а, во-вторых, при помощи ясного указания социального положения тех, кого он изображал. Много и охотно художник писал женские портреты.
Умер в Венеции 27 августа 1576 года. Франциска. Из темного фона вперед выдвинута мощная фигура императора. Их свободные мазки изысканность тона не имеют прецедентов в истории живописи. Так называли современники Тициана.
В ней он порвал с многовековой традицией помещения фигуры Мадонны в центр. Себастьян» и «Даная» выставлены в Эрмитаже. Катина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция. Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – Женщина перед зеркалом (Лувр) и Саломея (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса.
Композиция, как правило, диагональная и пронизана стремительным движением. На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году). В это же время он пишет «Портрет Изабеллы дЭсте», дочери герцога Феррары, очень амбициозной и высокопоставленной особы. Она смотрится в зеркало, которое держат ее постоянные спутники – амуры. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. В. Суриков считал, что это лучшее произведение Тициана. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция).
На картине сидит полуобнаженная прекрасная богиня. Лик Зевса на фоне льющегося золотистого дождя еле-еле просматривается. Его светлая одежда с пышными рукавами расшита золотом. Возможно именно этот портрет упоминается в письме урбинского герцога Франческо Мария делла Ровере своему послу в Венеции Леонарди как Дама в синем.
У них родился сын Персей. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Чем был Рафаэль для Рима, Микеланджело для Флоренции, Леонардо да Винчи для Милана, тем был Тициан для Венеции. И к тому же один из самых больших его портретов. К 27 годам его уже считали лучшим живописцем Венеции.
Дивно просветленный лик Богоматери, возносящейся в высоту, восторг и одушевление собравшихся у гроба апостолов, величественная композиция, необычайный блеск красок – все вместе составляет могучий торжественный аккорд, производящей неотразимое впечатление. Это часть алтарного образа (Тициан кроме Благовещения работал также над еще одним образом в этой же церкви – Преображением Господним), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор. Лежащая на приготовленной постели девушка с картины Мане смотрит прямо на зрителя откровенным и немного циничным взглядом — как на только что вошедшего клиента и это злило респектабельных (по крайней мере, на публике) столичных буржуа. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины. Выразителем стиля ранних работ молодого и смелого живописца, который писал без оглядки на произведения гениев Возрождения, являются картины Тициана: «Вознесение Богоматери», «Мужчина с перчаткой» и особенно «Мадонна Пезаро». Чтобы усилить этот эффект, художник ограничил все окружающее пространство. На неапольской версии картины рядом с Данаей – амур, в отличие от других картин.
Судя по бархотке на шее и туфлям, художник изобразил современницу, причем все, включая название картины, однозначно указывало на профессию девушки. Со времён античности обычной похвалой художнику были слова: «он представил своих персонажей как живых». Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден).
За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. С нею после смерти живописца расстался его сын и она попала в коллекцию Эрмитажа. Эта работа новатора. Одна из его работ так и названа: «Красавица» (1536 год). Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет).
Тщеславная дама требовала, чтобы художник высветлил ее глаза и написал ее более привлекательной, чем она была на самом деле. Только кисть, которую мужчина держит в правой руке, указывает на его занятие. Это полотно также называется «Венера перед зеркалом». Император Священной Римской Империи на портрете поразительно естественен. Картина Тициана была так дорога сердцу художника, что он не продавал его.
Теперь она выставлена в Вашингтоне. Он с одинаковым совершенством работал над портретами, пейзажными фонами, мифологическими и религиозными сюжетами. Картины Тициана с названиями «Потрет молодой женщины в шляпе с пером», «Кающаяся Мария Магдалина», «Несение креста», «Св.
Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. Художник родился в Риме (отсюда и прозвище Романо, ставшее известнее фамилии Пиппи) и перебрался в Мантую по приглашению герцога Франческо Гонзаго. Критики клеймили картину за цинизм и разврат и заклинали оградить от этого чудовищного зрелища беременных женщин и юных дев. Более всего похожи между собой Данаи из Прадо и Эрмитажа, отличаются главным образом служанки, которые ловят золотые монеты подолом платья, а на картине из венского музея служанка ловит монеты золотым подносом.
Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент. Олимпией звали куртизанку, героиню романа и драмы Александра Дюма — сына «Дама с камелиями» это эффектное античное имя служило «творческим псевдонимом» многим дорогим парижским проституткам. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция).
Рядом с ней находится в рубище св. Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции). Младенец игриво поворачивается в руках Марии и смотрит на св.
Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо – Форнарина или Дама за туалетом как еще называют эту работу (зал 7 Искусство Италии VIII-XVIII веков). Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му. Вазари описывал этот стиль позднего Тициана, как сделанный из пятен краски.
Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини.
.