Сравнила свою фотографию Ратажковски, как вы могли догадаться, с картиной Сандро Боттичелли Рождение Венеры.
По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа». В отличие от «Весны», «Рождение Венеры» написано на холсте. Предположительно, Боттичелли узнал об этом мифе от философа Марсилио Фичино или от поэта Анжело Полициано, который в своем произведении «Джостра» детально описал миф рождения Венеры. Первыми самостоятельными работами Боттичелли стали несколько изображений Мадонн. И все же это так.
По факту, в картине «Рождение Венеры» Боттичелли синтезировал христианство и язычество. Именно здесь Боттичелли написал две свои знаменитейшие картины – «Весна» и «Рождение Венеры». В отличие от современников Боттичелли никогда не был приверженцем натурализма и реализма. Последним штрихом стало покрытие полотна слоем яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» в сохранности дошло до нас.
Боттичелли (1445-1510) жил в одну эпоху с Леонардо да Винчи, он видел, как устанавливали во Флоренции статую Давида, которая была творением молодого Микеланджело, он умер лишь на десять лет раньше Рафаэля, но между этими мастерами и ним была целая эпоха. «Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана из белоснежной пены морских волн. Он владел виллой Кастелло, что под Флоренцией и именно на этой вилле хранились «Рождение Венеры» и «Весна». 203 x 314 см.
Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). 17 мая 1510 года Сандро Боттичелли умер в возрасте 65 лет. В средние века раковина символизировала плодородие, чистоту и непорочность. Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи.
Её подгоняет западный ветер источник которого – бог Зефир изображённый в левой части картины в объятиях своей жены, богини цветов Флоры (Хлориды). Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха.
Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре. Боттичелли покровительствовали Медичи известные ценители искусства. Ее лицо завораживает нас абсолютной первозданностью, но это не пустота, а высочайшая духовная насыщенность, таящая в себе всю полноту грядущих возможностей, всю глубину будущих чувств. Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении. Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения.
Она много лет украшала его виллу Кастелло. Лёгкий, ласкающий ветерок принёс её на остров Кипр. Картина «Рождение Венеры» описывает античный миф рождения богини любви из морской пены.
Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос. Гениталии Урана Кронос выбросил в море за ненадобностью. Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Они облекли её в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли. Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу».
Кроме того, в античной символике раковина, на которой плывёт Венера, обозначала вульву. 1445 – Родился в семье дубильщика во Флоренции. 1462 – Поступил учеником в мастерскую художника Филиппо Липпи. 1470 – Открыл собственную мастерскую. 1471 – Написал диптих «История Юдифи», который принес ему известность. 1477 – Написал картину «Весна». 1481 – 1482 – Расписывал Сикстинскую капеллу в Риме. 1485 – Закончил работу над «Рождением Венеры». Зрители, надо признать, не прониклись новым стилем. Два боковых крыла композиции — пролетающие ветры и Ора, чей объем зримо увеличивают платье, колеблемое ветром, дерево и плащ Венеры, — это нечто вроде завесы, которая, распахнувшись, представила миру таинство явления Красоты.
Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. «Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов. Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты.
Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Прежде всего исследователей и зрителей занимает вопрос: существовал ли у боттичеллиевской Венеры реальный прототип. Сочетание готических деталей и передового гуманизма делает эту картину одной из величайших работ итальянского Возрождения. была Симонетта Веспуччи, родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере. Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы».
Венера с кожей мраморного цвета поднимается рядом с ней над океаном, как статуя. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати. Но наиболее знаменитым полотном является «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли, сейчас находящееся в галерее Уффици (Флоренция, Италия).
Неприступный взгляд из-под тяжелых век придает Венере холодновато-сдержанный вид. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Стихи Полициано, видимо и послужили сюжетным источником для Боттичелли. Согласно мифам о римско-греческих богах, в момент рождения Венеры впервые зацвела роза. Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. А обвинение Савонаролы в ереси поставило под сомнение моду на Боттичелли.
Написал богородичный цикл. 1487 – Написал алтарь для церкви Святого Варнавы во Флоренции. 1489 – Написал «Коронование Марии» для церкви Сан-Марко во Флоренции. 1494 – Закончил картину «Клевета Апеллеса». 1501 – Пережил духовный кризис, создал «Покинутую» и «Положение во гроб». 1505 – Последняя завершенная работа «Чудеса святого Зиновия». 1510 – Умер во Флоренции, похоронен в церкви Оньисанти. Но плодоносные силы Урана были настолько велики, что от упавших на землю капель крови родились гиганты, эринии и мелии, а от капель крови и семени, упавших в море, создалась пена из которой на свет появилась богиня Афродита (Венера). Отец титанов Уран был оскоплен по просьбе жены его Геи, уставшей от измен мужа. Дивную богиню повели на Олимп.
Тот исполнил просьбу матери, взял отрезанные гениталии в левую руку и забросил их в море. Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная картина «Весна» пробыли в абсолютном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции. Дерево, темпера. Римской Венере, богине любви и красоты, в Греции соответствовала Афродита, чье греческое имя происходит от слова «пена».
Нагая Венера стоит на золотой, сияющей раковине, которая плывёт к берегу по морской ряби. Флоренция. Слева на Венеру дует бог ветра Зефир (2), олицетворяющий здесь мужскую сексуальность.
Рождённая из пены она добирается до берега в морской раковине, где её встречает Бог западного ветра Зефир вместе со своей супругой Хлоридой (Флорой). «Душа её – суть Любовь и Милосердие, глаза её – Достоинство и Великодушие, руки – Щедрость и Великолепие, ноги – Пригожесть и Скромность», как отзывался о Венере Боттичелли философ Марсилио Фичино. Основу музейной коллекции составили полотна, принадлежавшие олигархическому семейству Медичи, которое вошло в историю благодаря своим многочисленным заслугам перед «цветком Тосканы» Флоренцией. И это напоминает поединок за новорожденную.
Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота. Под дуновением Зефира, проносящегося над морским пространством в объятиях своей возлюбленной Ауры, богиня приплывает на раковине к берегу. Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком.
Богиня возникла из морской пены. (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор. Согласно мифу, Венера влюбилась в очаровательного пастуха Адониса. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия.
Самым прекрасным творением оказалась Афродита. Выбирая классические сюжеты, Боттичелли отказывается от канонических композиций и сам «режиссирует».
Боттичелли начал создавать фрески, а также писать для церквей. Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. Зефир словно стремится помешать Оре укрыть Венеру.
Из слез, которые богиня пролила над телом возлюбленного и родился анемон. 14 АПЕЛЬСИНОВОЕ ДЕРЕВО – символизирует надежду на вечную жизнь (апельсин – вечнозеленое растение). Так, радуясь наступающему дню, мы не можем не сожалеть об угасшей красоте рассвета, так, взрослея, не можем не вздыхать о минувшем детстве. Возможно, это самый цитируемый в рекламе классический образ. Неоплатоники отождествляли его с Эросом – богом любви.
Посмотрите: сила ветра направлена не столько на море или на Венеру (волн нет и фигура героини статична), сколько на эту мантию. Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. Затем последовал первый заказ, который Боттичелли выполнил для зала суда.
Они покоятся в церкви Оньиссанти – церкви Всех Святых. Он был вхож в высшие круги общества, в том числе и в богатые королевские семьи. По преданию, там похоронен святой Иаков Старший (казненный в Иерусалиме в 44 г. ). Громко приветствовали её боги. То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам.
– его учеником станет Филиппино Липпи, сын первого учителя Боттичелли. Как раз этот эпизод представил в поэме «Стансы на турнир» («Stanze per la Giostra») вдохновленный классической традицией современник Сандро Боттичелли, Анджело Полициано. Варнавы работы Боттичелли)источник не указан 480 дней.
На берегу богиню Венеру встречает другая длинноволосая красавица – древнеримская Ора (греческая грация) Талло, готовя для богини накидку. Италия.
Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами. «Разве не странно то, что еще 50 лет назад Боттичелли считали «темным» художником переходного времени, который пришел в мире только для того, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в «Образах Италии» знаменитый историк искусства Павел Муратов. То, что показалось странным П. Муратову в начале XX столетия, еще менее понятным представляется нам: мы видим гениальность Боттичелли и мы и представить себе не можем, что в течении почти трех веков, где-то с середины 16 до середины 19 веков., мир оставался равнодушным к шедеврам Боттичелли. Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи. Даже ее маленькие стройные ноги, еще неуверенно ступают в шаткой «колыбели» раковины. Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения). «Рождение Венеры» (итал. Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины. Таков ритм всей картины, но он не проявляется больше нигде, чтобы не нарушить классическую схему.
Пет рочук называет это «жестом обольстительной чистоты». В средние века такие атрибуты Венеры, как розы и раковина, стали ассоциироваться с Девой Марией. Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики. Талло «следила» за весной и вот таким образом считалась спутницей Венеры. 8 ВАСИЛЕК – символ плодородия, так как он растет среди созревших хлебов. 9 ПЛЮЩ – это растение, «обнимающее» стволы деревьев, символизирует привязанность и верность. 10 МИРТ – растение, посвященное Венере (согласно рассказу древнеримского поэта Овидия, когда богиня любви ступила на землю Кипра, миртом она прикрыла наготу) и вот таким образом считавшееся еще одним символом плодородия. 11 АЛАЯ МАНТИЯ – символ божественной власти, которой обладает красота над миром. 12 МАРГАРИТКА – символ невинности и чистоты. 13 АНЕМОН – символ трагической любви, чашу которой придется испить Венере на земле. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам.
Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры, цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана). Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам.
Возрождение. Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». Ора – одна из трех Гор, нимф времен года и судя по расшитым ее одежду цветам, покровительствует именно тому периоду года, когда сила и могущество Венеры достигает своего апогея.
Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»). Картинка, конечно, темновата, то анемон увидеть можно. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии. Зефир дует на раковину и ветер этот – из цветов. Многие исследователи и историки сходятся во мнении, что картина «Рождение Венеры» была написана специально для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, банкира и государственного деятеля из знаменитого рода Медичи.
Отсюда пошло второе имя богини – Пенорождённая. В такой трактовке нагота богини является не символом греха, а символом чистоты. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем.
Картина «Рождение Венеры» представляет собой иллюстрацию мифа о рождении древнеримской богини Венеры (или греческой Афродиты Анадиомены). Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление.
Великий представитель флорентийской школы живописи Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 года в «цветущем» городе Флоренция. В поэме 1475 г. "Стансы к турниру" Полициано описывал именно ту сцену, которую изобразил на своем полотне Боттичелли: "Девушка божественной красоты / Колышется, стоя на раковине, / Влекомой к берегу сладострастными Зефирами, / И Небеса любуются этим зрелищем".
В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. Боттичелли использовал различные техники для написания своего шедевра, дробил лазурит для получения синей краски (на платье нимфы) и наносил тончайшее листовое золото на пурпурную накидку. Она, обнажённая и юная, плывёт по волнам на раковине. На картине «Рождение Венеры» тесно обнявшие друг друга бог ветров Зефир и его супруга Хлорида-Флора (чей образ Боттичелли использовал и в другом своём полотне – «Весна») своим дыханием ласково направляют Венеру к берегу острова Киферы.
Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера). У берегов Венеру встречает нимфа Ора, спешащая набросить на богиню пурпурное одеяние (которое имеет ритуальную функцию – символизирует переход между мирами: в такие заворачивали как новорожденных, так и умерших). Боттичелли попал под его влияние: его работы стали более аскетичными и морализаторскими.
По словам Полициано, случайный наблюдатель мог бы увидеть при этом вспышку глаз богини. Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции. Обнажённой и на раковине (символ женского лона), она вышла на сушу. Настоящий символ женственности, красоты, милосердия и чистоты.
Что же. Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи— двоюродный брат Лоренцо Великолепного, герцога Флоренции. Его дыхание наполняет ветер цветами. Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор. Сандро родился в семье кожевника.
В нем они увидели непривычную одухотворенную красоту искренность и глубокую религиозность, в нем заново открыли давно забытые образы и мотивы. Так он стал известным мастером, чьи работы востребованы. Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника. Союз Зефира и Флоры часто рассматривают как аллегорию единства плотской (Флора) и духовной (Зефир) любви. 5 РОЗА – символ любви и любовных страданий, причиняемых ее шипами. 6 КАМЫШ – символ скромности Венеры, которая как бы стыдится своей красоты. 7 ОРА ТАЛЛО (ЦВЕТУЩАЯ) – одна из четырех ор, дочерей Зевса и Фемиды.
Однако только в 1512 году Сикстинская капелла обрела мировую славу, после того как потолок и алтарная стена были расписаны Микеланджело. Сандро Боттичелли также принимал участие в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре и выполнил серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. Однако «Рождение Венеры» никогда не упоминалось в инвентарях их имущества.
Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. И если бы не влиятельные друзья и поклонники его таланта, мог умереть от голода. Неясно, кто был заказчиком «Рождения Венеры». В мифе события разворачивались стремительно. «Легенды и мифы Древней Греции»). Возможно, великого художника ренессанса Сандро Боттичелли на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы.
И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. В последнее десятилетие XV века художника постигла череда неудач. На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для кого и написал картины «Рождение Венеры» и «Весна». Это раковина морского гребешка, которую называют еще "раковиной святого Иакова". Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. Современникам нравилась певучесть линии, ритм и гармоническое сочетание малейших нюансов.
Их кумиром был древнегреческий философ Платон. Зефира обнимает его возлюбленная Хлорида, а на берегу богиню встречает одна из граций. «Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов. Боттичелли изображает фигуру с изящно покатыми плечами, маленькой головкой на великолепной длинной шее и вытянутыми пропорциями тела и певучими, плавными очертаниями форм. Умер Боттичелли в безвестности.
Она не стоит, а парит. В глаза бросается скрытое противоборство на картине левой и правой групп. Ора, спешащая прикрыть наготу богини, олицетворяет романтическую, целомудренную сторону любви, сплетающиеся в объятии ветры – чувственную. Галерея Уффици. В них описывается, как бог ветра Зефир гнал Венеру к берегу в раковине. Слава о художнике быстро распространилась за пределы его родной Флоренции.
Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. До появления труда всей его жизни оставалось всего три года. Но это правда. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Боттичелли создал для капеллы три фрески:«Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов.
Она опирается на одну ногу, что делает ее образ естественным. В левой части картины мы видим Зефира (западный ветер) в объятиях его супруги Хлориды (Флоры, богини растительности). Оры отвечали за порядок в природе и покровительствовали разным временам года.
Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять. Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. Древнегреческий миф о патриархальном девственном зачатии богини Афродиты (Венеры) рассказывает, что однажды богиню земли Гею так разозлили измены супруга Урана, что она приказала их младшему сыну Кроносу отрезать отцу гениталии серпом.
Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня. 1 ВЕНЕРА. Одновременно эта картина несет в себе массу загадок. Ренессанс подарил мировому искусству множество чудесных произведений. Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна.
Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры». Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. С тех пор всегда живёт среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная прекраснейшая из богинь» (Николай Кун.
Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось. В настоящее время картина хранится в галерее Уффици во Флоренции. Но любовь была недолгой: Адонис погиб на охоте от клыков кабана.
Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилосьисточник не указан 480 дней. Он был вновь открыт лишь в XIX веке прерафаэлитами, которых особенно восхищало тончайшее линейное мастерство ренессансного художника. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек. Но, честно говоря, художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям этобыл Кипр, по другим — Кифера).
Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Сандро – сокращение от Алессандро, а прозвище «Боттичелли», что в переводе с итальянского означает «бочонок», досталось ему от Джованни, его старшего брата, который был толстяком. Справа ее с мантией в руках встречает нимфа Ора (5). И вообще религиозные работы Боттичелли – одно из его главных творческих достижений. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо.
До сих пор исследователи и историки так и не сошлись во мнении – откуда Сандро Боттичелли взял сюжет для картины. Существует мнение, что юная Венера на картине Боттичелли символизирует Христа. Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными.
Вот таким образом для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было совершенно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой. В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля. Варнавы работы Боттичелли). Пышно разрастались цветы там, где ступала Афродита. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом.
Именно в такой же позе была изображена скульптура Праксителя «Капитолийская Венера». В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). Сюжет картины описывает процесс рождения Богини Венеры или Афродиты из морской пены.
Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica». Талло – покровительствовала весне, вот таким образом именно она в мифологии была спутницей новорождённой Венеры. Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности.
Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы: роза (символ любви и вызванных ею страданий), василек и мирт (символы плодородия), маргаритка (символ невинности и чистоты), анемон (символ трагической любви, чашу которой придется испить богине на земле), апельсин (символ вечное жизни).
Полотно иллюстрирует миф о рождении богини Афродиты (Венеры). «Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня. На картине Боттичелли она стыдливо прикрывает грудь и лоно.
На берегу Острова Кипр её ждёт одна из мифических граций.