Картина «Первый поцелуй» талантливого французского художника Вильяма Бугро поражает красотой и выразительностью: маленькие невинные рыжеволосые ангелы, воздушное пушистое облако и бесконечное небо.
Так, в 1857 году Бугро получил официальный заказ на картину «Император, посещающий пострадавших от наводнения в Тарасконе в июне 1856 года» 17. Человек с бородой смотрит прямо на зрителя, показывая, что он – тоже часть толпы (есть мнение, что этот бородатый человек с морщинистым лбом – автор картины). По-видимому исходный замысел возник под влиянием картины Делакруа на аналогичный сюжет. Петра и Павла и Иоанна Крестителя для парижской церкви св. Известен конфликт между Бугро и Матиссом, которому учитель посоветовал «не только тщательнее изучать перспективу, но и вообще научиться держать в руках карандаш».
Именно к нему попал талантливый мальчик. Случилось то, что позволило многим людям всерьез заговорить о проклятии. Сюжет картины был основан на литературном источнике, но это была не сказка из романа Апулея, а поэма Лафонтена «Любовь Психеи и Купидона».
В ней приняли участие ведущие специалисты, включая Джеральда Экермана (профессора в отставке Колледжа Помоны) и Скотта Шефера160— куратора музея. Вильям-Адольф Бугеро (William-Adolphe Bouguereau), французский художник, крупнейший представитель салонной академической живописи. Он включает каталог 828 работ Бугро (без этюдов и подготовительных материалов) и его 600-страничную биографию. Эти картины часто были анекдотичны по сюжету и сочетали «откровенное смакование нежности плоти при фантасмагорическом сюжете». Говорили, что Рембрандт уловил душу старости, в то время как Бугро уловил душу юности.
Кеннет Кларк характеризовал ню Бугро как «неприкрыто сладострастные» и при этом приукрашивающие действительность50. Южен привил молодому художнику интерес к философии, литературе и мифологии. Он включает каталог 828 работ Бугро (без этюдов и подготовительных материалов) и его 600-страничную биографию.
При изображении людей он стал выставлять на первый план подробности и нечаянные движения. Два раза (в 1885 и 1878 годах) художник был удостоен звания лучшего живописца года Франции. Большинство этих портретов хранится в частных собраниях, в государственном музее представлен единственный «Портрет графини Камбасерес».
Официально они смогли объявить о браке только в 1896 году37. С давних времен люди понимали, что не всякая живопись подходит для любых мест. Адольф-Уильям Бугро (Бугеро) увидел свет в ноябре 1825 года в обычной семье торговцев оливками и вином, во французском местечке Ла-Рошель. Процесс написания картины включал несколько этапов, на первом из которых карандашом или углём (с подмалёвкой белилами) делался первичный набросок.
Айзексон издал в 1974 году каталог выставки. Практически ни один из них не продолжил направление, разрабатываемое учителем. Эта картина была навеяна смертью старшего сына Бугро в 1875 (художник потерял четверых из пяти своих детей).
Несмотря на восторженные отзывы критиков того времени, А. Шестимиров заметил, что Венера Кабанеля была написана в мастерской, а затем помещена в морской пейзаж, причём поверхность моря более всего напоминает «ровную и гладкую мостовую»22. «Пьета» (1876) Бугро – уникальное изображение самого известного из образов. Картина «Сострадание» (1897) является символом обращения каждого человека в христианство через сострадание к жертве Иисуса.
Это «открытие» определяло деятельность Бугро на всю оставшуюся ему жизнь: он уверовал в силу человеческой привычки, внешне передаваемой жестом. Обосновывая, он утверждал, что первичной в их творчестве была искренность изображения «того, что они видели и чувствовали используя соответствующие их идеалу средства и, особенно, линию»13. Клиенты отца убедили его послать сына в Школу изящных искусств Бордо. Дела у Теодора Бугро в это время шли не лучшим образом. В 1864 году Бугро впервые представил публике свою работу в жанре ню, — это была «Купальщица». По стилю живопись Бугро напоминают только работы его ученицы и жены Джейн Гарднер57.
В столицу семья возвратилась только в сентябре 1871 года. В этот период по заказу своих художественных дилеров и богатых клиентов Бугро обращается к портретному жанру, хотя ещё в 1850-е годы экспериментировал со своими многочисленными родственниками. Бугро, казалось бы, обрел долгожданный душевный покой. Но почему-то только работы последнего пробудили в Вильяме катарсические переживания. Чтобы заработать денег, он создавал дизайн этикеток для джемов и варений.
Несомненно, умница Вил имел все шансы на успешное поступление, но нужны были деньги. Христос, привязанный к столбу, представляет свою жизнь судьбе. После этого картины Бугро увидели в Канаде и США. В 1890 году полотно купили в США и перевезли в Омаху, где один из зрителей даже пытался уничтожить картину, «чтобы защитить женское достоинство»48. Делакруа, как и Энгра, Бугро причислял к величайшим художникам XIX века.
Творческий метод и техника живописца окончательно оформились к 1860-м годам. Казалось, он работал и ночью. Но работа продолжалась и вот уже в 1881 году французское правительство передало Бугро административный контроль ежегодного Парижского Салона. Памяти Бодри были посвящены несколько изображений обнажённых женщин на фоне набегающей волны, одной из последних его картин стала «Океанида» (1905). Естественность сюжета обеспечивала его занимательность и ценилась покупателями26.
Он включает каталог 828 работ Бугро (без этюдов и подготовительных материалов) и его 600-страничную биографию. Натуралистичность должна была заставить зрителей поверить в жестокость сил, царящих в Аду. Он также скопировал «Триумф Галатеи» Рафаэля и «Триумф Флоры» Тициана11.
Картина вновь напоминает о мастерах Ренессанса. В 1839 году мальчик поступил в колледж. Теперь она истолковывалась в духе сентиментализма Грёза.
Вильям Бугро всю жизнь являлся последовательным приверженцем академизма и «идеального романтизма», но в 1890-е годы в целом ряде его работ проявился новый метод раскрытия сущности изображаемого человека, возникший при несомненном влиянии символизма. Художественное вдохновение на сей раз подпитывалось композицией Микеланджело «Сотворение Адама», во всяком случае, кисть руки эринии с вытянутым указательным пальцем напоминает руку Бога Саваофа. Исследователи причисляют его творчество к так называемому «романтическому реализму», поскольку он, следуя приёмам романтизма, предпочитал писать с натуры и воспроизводил внешность своих моделей с фотографической точностью3. Дядя-священник привил Вильяму искреннюю веру, а также любовь к литературе.
В последние двадцать лет жизни Бугро активнее, чем прежде, участвовал в общественной жизни. Мертвое тело Иисуса безвольно висит на руках и восемь ангелов их окружают. Во время учёбы Бугро удостоился первой премии за работу изображающую святого Роха. В картине 1868 года «Пастораль» Бугро, не удовлетворённый возможностями классической композиции, попытался найти другие выразительные средства, обратившись к античности. Толпа вокруг – любопытные зрители. Художник тяжело переживал инциденты такого рода этой картиной он гордился и в одном из писем зятю утверждал, что «поза и экспрессия молодой женщины, как я думаю, абсолютно правильны»48. И, как следствие, копия фрески Рафаэля «Триумф Галатеи» стала главным результатом стажировки художника.
С 1876 года— действительный член Академии изящных искусств, профессор Высшей школы изящных искусств (1888) и Академии Жюлиана (1875). Вильям не останавливался ни на миг. Благо, такие произведения не могли исчезнуть просто так. Новой избранницей художника стала его собственная ученица Элизабет Джейн Гарднер. После 1920 г. имя Бугро было предано забвению (и не только его) из-за изменения предпочтений в искусстве в сторону модерна. Сегодня более чем в ста музеях мира работы Бугро находятся в постоянной экспозиции.
Но они вернулись и их возвращение стало триумфальным. Ему суждено было унаследовать торговое дело своей семьи, но благодаря своему дяде Эжену (католическому священнику) Бугро смог рано продемонстрировать свой художественный талант.
А спустя пять лет 19-летнего юношу ожидал первый творческий успех. В ней приняли участие ведущие специалисты, включая Джеральда Экермана (профессора в отставке Колледжа Помоны) и Скотта Шефера— куратора музея. Позировали ему собственные дети— старшая дочь Генриетта и сын-младенец Поль. Дальнейшее обучение Уильям продолжил в Бордо, в Королевской школе искусств. Вечное недовольство собой и маниакальная жажда совершенствовать свое мастерство закрепили за ним прозвище «Сизиф 19-го века».
Неудивительно, что в Салоне 1870 года он представил единственную работу— это была «Купальщица», воспроизводившая известную античную статую Венеры Анадиомены. Бизнес не процветал из-за этого возникали финансовые трудности и, как следствие, ссоры. Находясь в Риме, Бугро рассчитывал посылать свои полотна на Парижский салон. Классические сюжеты продолжали олицетворять творчество, пожалуй, главного на тот момент живописца страны. Естественность сюжета обеспечивала его занимательность и ценилась покупателями» (1869) художник попытался воссоздать психологический портрет не по-детски серьёзной девочки, которой довелось присматривать за маленьким ребёнком.
Ярким примером является полотно «Флора и Зефир», возможно, созданное по мотивам балета Дидло на музыку Кавоса обольщение здесь трактовалось как динамичный и решительный натиск, причём полуобнажённая Флора с наклонённой головой «придаёт картине чувственную занимательность»32. В ней приняли участие ведущие специалисты, включая Джеральда Экермана (профессора в отставке Колледжа Помоны) и Скотта Шефера— куратора музея. Изображения современных женщин в античных драпировках и богатой обстановке были характеры для ведущих английских академистов того времени— Альма-Тадемы и Годварда.
Сейчас картина находится в музее Орсэ в Париже. Говорили о развращении молодого поколения. В 1892 году он стал регулярно выставляться в Лондоне, в Королевской Академии художеств. Ещё в 1902 году Бугро представил «Молодую жрицу»160— видимо, это была реплика французского художника на проблематику викторианской академической живописи того периода.
К началу 1860-х годов относятся идиллии Бугро, ставшие ответом в его полемике с Жаном Милле, который ещё в 1857 году представил на Салоне полотно «Сборщицы колосьев» и продолжил в 1859 году изображать тяжёлый крестьянский труд. Из этих двух работ большую известность получил «Орест, преследуемый эриниями». Глава семейства занимался торговлей вином и оливковым маслом. Эти работы демонстрируют несомненную способность художника к монументальной живописи. ». 26-летний художник добился своей цели в 1850 году: его картина «Зенобия, найденная на берегу Аракса» получила меньше голосов жюри, чем работа Поля Бодри, но поскольку в 1848 году из-за революционных событий в Италию никого не отправляли, во Французской академии в Риме образовалась вакансия10.
В нескольких девичьих портретах и изображениях цыганок 1867 года показаны слёзы29. Отказ Бугро от обобщённости образов и сцен тяжёлого труда был принципиальной позицией художника: зрители Салона хотели видеть образы, знакомые им по картинам и пьесам пасторального жанра («Пастушка»)35. Картина была прохладно встречена критикой: так, Гюисманс писал, что Бугро «изобрёл газированную живопись»43, это отношение практически не изменилось за последующие десятилетия44.
За свою плодотворную творческую жизнь он создал более 822 работ. В верхней части креста размещено письмо, в котором говорится: «Иисус из Назарета, Царь Иудейский» на трех языках: греческом, латинском и арамейском. Вильям стал вторым ребенком в семье. Так, в классической живописи существовало определенное «разделение труда» и полотна с брутальными сюжетами не допускались до спальни. В картине 1868 года «Пастораль» Бугро, не удовлетворённый возможностями классической композиции, попытался найти другие выразительные средства, обратившись к античности.
Результатом стали заказы императора Наполеона III. Показ оказался успешным. Все части гармонично взаимодействуют, тем самым подчеркивая эмоции каждого полотна. Людовика для часовни Сен-Кло, жития св. Большинство этих портретов хранится в частных собраниях, в государственном музее представлен единственный «Портрет графини Камбасерес».
В 1850 году вместе с Бодри Бугро на 4 года был командирован в Рим. Только с 1980-х годов, когда изменилось отношение к салонно-академическому искусству, Бугро стал рассматриваться как один из крупнейших живописцев XIX века, воспитавший многих известных художников, среди которых Анри Матисс, Феликс Валлотон, Вильгельм Лист и другие. В Риме Бугро исполнил ряд больших полотен на религиозные сюжеты (в частности, «Триумф мученичества» 1854 года), которыми обратил на себя внимание французских светских и церковных властей. Августина, скончалась его вторая дочь Джейн. Завершением этой темы стала в 1895 году картина «Похищение Психеи»46.
Процесс написания картины включал несколько этапов, на первом из которых карандашом или углём (с подмалёвкой белилами) делался первичный набросок. Типичной здесь является картина «Вторжение в королевство Амуров», однако критики, признавая высокий уровень мастерства, порицают его за «бесконечные вариации одного и того же приторного сюжета»49. Дополнением к этому сюжету выступила картина «Первый поцелуй (Амур и Психея в детстве)», герои которой были помещены в облака, чтобы возвысить их чувства в буквальном смысле. В 1848 году он получил третье место на конкурсе за картину из жизни апостола Петра, в 1849 году— только седьмое место за картину на сюжет «Одиссеи».
Adolphe William Bouguereau: Temptation (1880) Minneapolis Institute of Arts Искушение После окончания обучения Бугро некоторое время создавал портреты и расписывал фрески, стены в домах богатых буржуа. На Салоне 1886 года большой скандал вызвало полотно «Возвращение весны», посвящённое теме зарождения любви: художника обвинили в «безнравственности». В 1866 году, когда Бугро работал над росписью церкви св.
Августина и ряд других. «Рождение Венеры» по манере письма и образов ближе не к эпохе Ренессанса, а, скорее, к рококо и творчеству Франсуа Буше. С «Рождения Венеры» Бугро начал последовательное написание полотен изображающих обнажённую натуру.
Не отказывался Бугро и от начатой в предшествующие годы крестьянской темы. Адольф Бугро (1825-1905) -великий французский художник- родился в Ла-Рошель (Франция) в семье состоятельных купцов.
Гармония розового с белым отвечала эстетике «искусства ради искусства», распространившейся в Англии5553. Откровенно эротическая композиция, по-видимому, появилась под впечатлением от Салона 1863 года, где были в изобилии представлены работы такого рода, среди которых выделялось «Рождение Венеры» Кабанеля, немедленно купленная императором. Существует версия, что источником вдохновения для «Дня памяти» была «Пьета» Микеланджело. Цветы и плоды символизируют доброту и невинность, свежесть и веру4. В 1984 году музей Монреаля организовал первую энциклопедическую выставку Бугро, которая демонстрировалась также в Париже— в музее Пти-Пале.
В 1857 году удостоен почётной Медали Салона, командор ордена Почётного легиона (1885). Получил он и ряд заказов на оформление особняков А. Бартолони и Э. Перейры, для первого из которых исполнил «Ариона на морском коньке» и «Вакханку». Его имя было нарицательным, так же как и имя Пикассо сегодня. Не смотря на то, что Вильям был самым младшим в группе, он лучше всех смог изобразить Святого Роха, за что и удостоился награды «Лучшая историческая живопись». Фигуру раненой Зенобии Бугро показал в сложном «промежуточном» ракурсе, когда застывшие фигуры дают ощущение «динамичного спектакля, где каждый импровизирует в соответствии со своей ролью» (определение А. А. Шестимирова). В средней школе талант будущего гениального художника быстро заметили. Дискуссия показала резкую поляризацию мнений, её участники так и не пришли к согласию: сторонники салонно-академического искусства подчёркивали мастерство Бугро и его способность «достучаться» до обыкновенного зрителя, а также найти глубину в самых обыденных вещах и сюжетах.
Он стал четвертым погибшим ребенком в семье. Идеи, заложенные в основу «Возвращения весны», активно использовались Бугро и в 1890-е годы. Картина «Зенобия, найденная пастухами на берегах Аракса» принесла ему грант для обучения в Италии в 1850 г., где он прожил один год изучая шедевры эпохи Возрождения, греческой, этрусской и римской античности, а также классическую литературу. Полотна Бугро были преданы забвению, а его имя подвергнуто жесткой критике. Дискуссия показала резкую поляризацию мнений, её участники так и не пришли к согласию: сторонники салонно-академического искусства подчёркивали мастерство Бугро и его способность «достучаться» до обыкновенного зрителя, а также найти глубину в самых обыденных вещах и сюжетах. Бугро сравнивали с Рембрандтом. Кропотливо выписаны мельчайшие детали и учтены все нюансы.
«Зенобия» была конкурсной работой на сюжет из «Анналов» Тацита она должна была представить умение художника написать несколько фигур в разных ракурсах. В изображении обнажённой натуры Бугро руководствовался достижениями Энгра, «населив» картину множеством мифологических персонажей, причём тела путти едва прописаны, а расплывчатость контуров наводит на мысль об их бесплотности. С 1875 года Бугро начал преподавать в частной Академии Жюлиана.
Подобными же символами отмечены множество картин 1890-х годов: «Девочка с яблоками», «Девочка с лимонами», «Маргаритки» и другие. С этого же времени работы Бугро стали цениться на антикварном рынке. Бугро обвиняли в распутстве и в излишней эротизированности картин. Одним из первых произведений, в которых переживания героини передавалась через символы, была картина «Разбитый кувшин». Позировали ему собственные дети160— старшая дочь Генриетта и сын-младенец Поль. Чуть выше головы Христа, ребенок сочувственно смотрит на него.
Помимо матерей, Бугро охотно изображал старших сестёр, например, в одноимённой картине «Старшая сестра» (1869) художник попытался воссоздать психологический портрет не по-детски серьёзной девочки, которой довелось присматривать за маленьким ребёнком. Это же касалось и декоративных работ: известное панно «Танец» было в основе своей вольной интерпретацией фрески «Аврора» Гвидо Рени. Невозможно установить, какое именно впечатление или событие легло в основу картины «День памяти усопших». От туберкулеза умер последний сын Вильяма. Величественная Вилла Медичи стала новым пристанищем для молодого гения.
Ежегодные парижские салоны более пятидесяти лет выставляли его картины. «Бичевание Христа» (1880) также является одним из шедевров Вильяма Бугро. Организатор выставки и её куратор Роберт Айзексон (1927—1998) приложил немало усилий, чтобы реабилитировать Бугро и его современников. Здесь Вильям соприкоснулся со всем великолепием классического искусства, ознакомился с произведениями таких великих мастеров, как Леонардо Да Винчи, Микеланджело и Рафаэля. Человек в картине выражает искреннее сочувствие и, неся символический крест, находит свой путь к Иисусу и свое собственное искупление (многие христиане носят кресты на шее, представляя, что они тоже были принесены в жертву с Христом).
Глава семейства был мелким предпринимателем и управлял винным складом5. Как и в случае с «Данте и Вергилием», художника привлекла тема поединка и ничем не сдерживаемых страстей. Вильям-Адольф Бугро (William-Adolphe Bouguereau) (1825-1905) – велекий французский художник – родился в Ла-Рошель (Франция) в семье состоятельных купцов. Первая картина на тему материнства— «Мать с ребёнком»— была закончена в 1861 году.
Далее наступала очередь подробных разработок лиц, частей фигуры, одежды и драпировок. Логически это привело к созданию программных полотен «Дары любви» (1893) и «Восхищение» (1897). Более оригинальной признаётся серия картин с крылатыми мальчиками, выполненная в 1880—1890-е годы. долларов. В 1885 году он стал командором ордена Почётного легиона, а в 1886 году благодаря его хлопотам состоялась посмертная выставка работ его друга Поля Бодри. Большинство этих портретов хранится в частных собраниях, в государственном музее представлен единственный «Портрет графини Камбасере». Однако сохранившиеся этюды, наподобие «Портрета Габриэль Кот» (дочери одного из учеников Бугро), считаются одними из лучших образцов французской портретной живописи52. Клубок ниток в руках девушки обозначает грёзы, уводящие от истинного пути в жизни4.
Очевидно, у мальчика развивалась страсть. Грунт для всех эскизов должен был совпадать с грунтом окончательного варианта. Но, к сожалению, судьба выдающегося мастера готовила ему очередной тяжелый удар. Было собрано большинство работ мастера.
Одной из первых самостоятельных его работ стала большая (281225 см) картина «Данте и Вергилий в аду», написанная в год прибытия в Рим. Живопись Вильяма Бугро последнего десятилетия его жизни прогрессировала мало. Накопив достаточно средств, он отправился в Париж для дальнейшего изучения живописи. Люди задавались вопросом: «Где мосье Бугро находит время на новые идеи.
Такого рода метод Бугро применял в основном в своих произведениях «крестьянского» жанра, однако похожие мотивы имеются в картине на античный сюжет «Прерванная работа». Памяти Бодри были посвящены несколько изображений обнажённых женщин на фоне набегающей волны, одной из последних его картин стала «Океанида» (1905). Художник откликнулся несколькими картинами на тему скорби, в том числе «Молитвой», где молодая мать и её дочь, держащие вдвоём одну свечу, молятся за здравие больного ребёнка. Дискуссия показала резкую поляризацию мнений, её участники так и не пришли к согласию: сторонники салонно-академического искусства подчёркивали мастерство Бугро и его способность «достучаться» до обыкновенного зрителя, а также найти глубину в самых обыденных вещах и сюжетах. Только после отработки деталей начиналось написание основного полотна56. А склонные к мистике люди до сих пор ищут тайный смысл в подписи Бугро, которая после поездки в Италию изменилась с традиционной «Bouguereau» на латинский вариант ее написания «Bovgvereav».
Работы живописца выставлялись ежегодно на Парижском Салоне в течение всей его жизни. Творческий метод и техника живописца окончательно оформились к 1860-м годам. Накопив необходимый начальный капитал, Уильям смог полностью посвятить себя любимому делу – классической живописи. Скорее всего, она оплакивает своего сына, как земная мать оплакивает потерю ребенка.
В общей сложности около десяти процентов всех картин Бугро изображают обнажённую натуру45. Детей решено было отправить к родственникам. В картине 1868 года «Пастораль» Бугро, не удовлетворённый возможностями классической композиции, попытался найти другие выразительные средства, обратившись к античности. Вильям Бугро добился в своих образах совершенного оживления героев, как никакой другой художник до него. Их сюжеты и манера письма напоминают пасторали стиля рококо16.
Ему суждено было унаследовать торговое дело своей семьи, но благодаря своему дяде Эжену (католическому священнику) Бугро смог рано продемонстрировать свой художественный талант.
Несмотря на успех в Салоне, Бугро в течение семи лет не мог продать картину, пока в 1870 году её не приобрёл американский арт-дилер С. Авеги22. В 1861 году у супругов Бугро родилась вторая дочь— Жанна, что почти полностью погрузило отца семейства в обустройство дома в 1862 году Бугро написал только две картины— обе мифологического содержания21. Бугро попытался противопоставить идейности искусства Милле сцены семейного счастья. Ещё в 1902 году Бугро представил «Молодую жрицу»— видимо, это была реплика французского художника на проблематику викторианской академической живописи того периода. Но нагота женских тел и праздность вызывали у многих недовольство.
Уже тогда молодой талант грезил о Париже, а именно о Высшей школе изящных искусств. Он пользовался снисходительностью критиков и уважением среди ценителей искусства. В моделях Бугро всегда подчёркивал правильность черт лица и достоинства фигуры. Естественность сюжета обеспечивала его занимательность и ценилась покупателями» (1869) художник попытался воссоздать психологический портрет не по-детски серьёзной девочки, которой довелось присматривать за маленьким ребёнком. Его имя было вычеркнуто из истории. Казалось, что ему предначертано судьбой продолжать славные традиции семейного дела.
Карьера художника складывалась успешно и очень удачно. В 1880 году была написана «Девушка, защищающаяся от Эрота», героиня картины пытается уберечь свою девственность от стрелы Эрота, но изображённый у подножья камня чертополох (символ неминуемых потерь при борьбе) намекает, что ей этого не удастся. Это проявилось в двух картинах 1850 и 1851 годов, одинаково названных «Идиллия».
Далее наступала очередь подробных разработок лиц, частей фигуры, одежды и драпировок.