Из более известных статуй Афродиты следует упомянуть о Венере Капитолийской, Венере Медицейской, находящейся теперь в картинной галерее во Флоренции и об античной бронзовой статуе Афродиты Анадиомены. Картина Апеллеса, написанная на сюжет рождения Афродиты (4 в. дон. э. ), не сохранилась. Картина Апеллеса, написанная на сюжет рождения Афродиты (4 в. дон. э. ), не сохранилась.
Ещё одним произведением живописи изображающим Афродиту, является картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» (1486 г. ). Картина Апеллеса, написанная на сюжет рождения Афродиты (4 в. до н. э. ), не сохранилась. В XVIII веке французские художники и главным образом — Буше, любили изображать этот поэтический миф о рождении Афродиты на плафонах и декоративных картинах. Изображение Афродиты можно встретить в картинах, написанных известными художниками Возрождения.
Как в истории любви Афродиты к Адонису. От отношений с богом войны Аресом у Афродиты появилось 5 детей (Деймос, Фобос, Эрос, Антэрос и Гармония). Здесь вполне ясно подчеркивается общегосударственный смысл культа А. Многочисленные святилища А. имелись в других областях Греции (Коринф, Беотия, Мессения, Ахайя, Спарта), на островах— Крит (в городе Пафос, где находился храм имевший общегреческое значение и отсюда прозвище А. — афосская богиня), Кифера, Кипр, Сицилия (от горы Эрике— прозвище Эрикиния).
Среди ее многочисленных атрибутов следующие: пара ГОЛУБЕЙ или ЛЕБЕДЕЙ (и те и другие могут везти ее колесницу), створка РАКОВИНЫ, ДЕЛЬФИНЫ (и то и другое напоминает о ее рождении из моря), волшебный ПОЯС, горящий ФАКЕЛ (оба разжигают любовь), пламенное СЕРДЦЕ. восходят «А. из Арля». Theog. Так началась троянская война, о которой вы можете прочесть в статьях «Менелай», «Агамемнон» и многих других. Киренская» (4-3 вв. Конечно, воспевали Афродиту и композиторы.
Боттичелли, Тициан, П. П. Рубенс и др. ). Ксенофонт (Conv. В данном случае эпиграмма гласит: «Всеми силами гони Купидоново сладострастие иначе твоей ослеплённой душой овладеет Венера».
Рождение Венеры, Согласно древнейшему греческому поэту Гесиоду (Теогония, 188—200), Венера родилась из моря— из пены, которую произвели гениталии оскопленного Урана (см. Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи.
Косская» восходит, по-видимому, «А. Всю поверхность камня занимает фигура Зевесова орла, вырезанного в голубовато-сером слое. Венера воспылала к нему безнадежной страстью, что явилось результатом случайной царапины от стрелы Купидона (Мет., 10:524-559). А Гесиод. Богиня малоазийского происхождения.
Однажды он создал из слоновой кости статую женщины неописуемой красоты. Потому она часто называлась и Кифереей. Ослепленный Анхис закрыл лицо плащом. Если верить легендам, Афродита не была чисто эллинским божеством.
До появления труда всей его жизни оставалось всего три года. Каждый, кто делал из неё глоток, оставался молодым навсегда. Первоначально Эрот— космическое божество, порождение Хаоса (116 след. ), в олимпийской мифологии стал сыном А. Парменид пишет о рождении Эрота: «Первым из всех богов Афродита сотворила Эрота», подчеркивая именно самостоятельную созидающую силу богини любви. Освобожденные Гефес-том по просьбе Посейдона любовники немедленно расстались. А. с наслаждением внушает любовные чувства людям и сама влюбляется изменяя хромоногому супругу. Рассудить богинь было поручено Парису. из Палаццо Лаццеро-ни» является, предположительно, копией произведения Агоракрита или его мастерской (2-я половина 5 в. дон. э. ).
из Капуи» усматривают копию произведения Лисиппа. Следует упомянуть также «Купающуюся А» Дойдалсаса (3 в. дон. э. ) известную по нескольким копиям, «А. А. прославлялась как дарующая земле изобилие, вершинная («богиня гор»), спутница и добрая помощница в плавании («богиня моря»), то есть земля, море и горы объяты силой А. Она— богиня браков и даже родов (Paus. Арес на своей золотой колеснице доставляет А. на Олимп, где ее заключает в объятия мать Диона (V 370 след. ). трона Лудовизи со сценой изображающей рождение богини (см. Косская» восходит, по-видимому, «А. 1835, Копенгаген, музей Торвальдсена), «Венеру-Победительницу» О. Ренуара (1914), «Венеру с жемчужным ожерельем» А. Майоля (1918, в Лондонской галерее Тейт), «Венеру» М. Марини (1940, США, частное собрание).
III 2) и следит за прочностью их союза, терпя брань из уст Елены (Ноm. В помпейских фресках встречается другой сюжет: «Арес и А». Чтобы утешиться, Афродита сблизилась с богом войны Аресом и родила ему пятерых детей: Эрота, Антэрота, Деймоса, Фобоса и Гармонию, затем с богом вина Дионисом (ему она родила сына Приапа), а также, в числе прочих, с богом торговли Гермесом. V 338 Od. Она была также покровительницей плодородия (Венера Генетрикс в Риме). Взойдя на Олимп, дочь Урана покорила своей красотой всех его обитателей.
(см. Естественно, в этой истории Афродита помогала троянцам, но война была не по ее части. Отвесная скала, причудливый профиль холма вторят очертаниям фигуры богини. Одновременно эта картина несет в себе массу загадок. Особенно почиталась А. в Малой Азии (в Эфесе, Абидосе), в Сирии (в Библе, этому посвящен трактат Лукиана «О Сирийской богине»).
Она обладала силой влюблять в себя множество мужчин. А. посвящён гимн поэтессы Сапфо (1), в котором богиня именуется «пестротронной» и «плетущей козни» на золотой колеснице, запряженной воробушками, она мчится из зевсова дома к чёрной земле и готова стать для поэтессы союзницей в любовном свидании. Кранах Старший, Я. Госсарт, П. Веронезе, Г. Рени, Веласкес, Рембрандт, А. Куапель, А. Ватто, Дж. дон. э. ), «А.
44) А. тоже выступает как богиня плодородия. из Арля». Враницкий написал программную симфонию «Афродита», в начале 20 в. оркестровый «Гимн Венере» создал Маньяр, Орф написал в 1950—1951 гг. Но воплями не воскресить умершего. Оригинальный образ Афродиты-Венеры создал венецианец Тициан в известном полотне «Любовь небесная и земная», написанном на тему мифа о двух богинях любви (вернее, о двух ее сущностях) – чувственной и платонической. Всякий, кто его надевал, наделялся необычайной сексуальной притягательностью.
III 23, 1). 3 в. до н. э. (Рим, Капитолийские музеи), «Венера Медицейская» — римская копия статуи Клеомена 2 в. до н. э. (Галерея Уффици, Флоренция) и др. В картине «Венера перед зеркалом» великий художник представил редкий для Испании, но распространенный в античности образ богини, любующейся своей красотой. рис. ).
в стеблях», «А. Met. Некоторые из них бережно хранили, другие — намеренно разбивали на фрагменты, лишая жизненной силы.
рис. ), вооруженным луком и стрелами, вселяющими любовь. в книжной миниатюре (особенно во Франции и Фландрии). Спящая Венера. К греческим оригиналам 5 в. до н э. восходят «А. См.
до н. э. (ее копии имеются в Ватиканских музеях, в парижском Лувре, в нью-йоркском Метрополитен-музее и в других собраниях), «Афродита Киренская» — римская копия эллинистической статуи 2—1 вв. Его чувства были настолько сильны, что он перестал есть и спать. Ill 111—159) Эрот оказывается гораздо более сильным, чем его мать и, несмотря на свой детский возраст, помыкает А., став ее постоянным спутником, крылатым мальчиком, вооруженным луком и стрелами, вселяющими любовь. Ради Адониса богиня забыла об Олимпе и всех своих делах. Гефест узнал о её связи с Аресом и был очень рассержен.
Она плывет к берегу в раскрытой раковине, подгоняемой мягким дуновением ветра и наконец причаливает на Пафосе (на Кипре)— одном из главных мест почитания ее, культа в античности. ЭНЕЙ АТАЛАНТА И ГИППОМЕН ПИР БОГОВ КУПИДОН СУД ПАРИСА МАРС ПУГТО) САТИР ВУЛКАН (2). Мелосская» (ок. Вот таким образом Венера— «рода Энеева мать» (Lucr.
Сам Фидий трижды изображал богиню. Именно к ней и приказала Парису плыть Афродита. Другие ее эпитеты: «милостивая», «очищающая», «конная», «лысая» (по преданию, в память самоотверженности римлянок, отдавших во время войны с галлами свои волосы для изготовления канатов, — Serv. «А. Джорджоне.
В одном храме могли одновременно стоять изображения Афродиты Урании и Афродиты Пандемос. Перед ним стоит, подняв голову в поцелуе, обнимающая его Афродита. Она олицетворяла любовь, красоту и вечную юность, была богиней не только небесной, но и хтонической, морской, считалась покровительницей браков и деторождения. Становится не принято показывать грешную плоть обнажённой. Древнегреческий скульптор возбудил своей статуей всеобщее удивление и, по легенде, даже удивление самой богини Афродиты, которая при виде её воскликнула: «Меня видели обнажённой Парис и Адонис, но где и когда мог меня видеть Пракситель. » Создание изображений обнажённой Афродиты стало одним из наиболее важных явлений в эллинистическом искусстве. Раненый, разъяренный вепрь обернулся и бросился на юношу не спасло несчастного бегство.
рис. ), «туалет Венеры» (см. Это древний фетиш, наделённый магической силой, покоряющей даже великих богов. Его заметили Афродита, Гера и Артемида и начали спорить о том, кому оно должно достаться. epit. Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком. Геродот сообщает о почитании А. Урании в Сирии (I 105), в Персии (I 131), у арабов (III 8) и даже скифов (IV 59).
Древнегреческая мифология знакома каждому из нас с детства благодаря школьной программе. Адонис. Так, закрутив роман с царём дарданцев Анхисом, Афродита родила ещё одного сына – героя Троянской войны Энея.
Из современных работ назовем хотя бы «Афродита» Р. Дюфи (ок. Обнаженная Венера может принимать большое число канонизированных поз— стоя или лежа. Из растений ей были посвящены мирт, яблоко — символ любви и мак – эмблема плодовитости. Сцены из мифов об А. встречаются уже в 14-15 вв.
См. т. ж. рис. Вот почему Афродита близка финикийской Астарте, а также имеет черты других восточных божеств ассиро-вавилонской Иштар, египетской Исиды, арабской Алилат.
Кроме пояса, у Афродиты была чаша из чистого золота, наполненная вином. Она спасает Париса во время его поединка с Менелаем (III 380 след. ). Отсюда эпитеты богини: «А. Обаянию красоты покорялись все: боги, люди и даже звери. Богиня Афродита (Венера), рассердившись на не почитавшую ее царскую дочь (будущую мать Адониса), внушает той страсть к родному отцу, который поддается соблазну, не подозревая, что вступает в связь с собственной дочерью и после этого проклинает ее.
Подобно этим восточным богиням плодородия А. появляется (IV 69 след. ) в сопровождении свиты диких зверей— львов, волков, медведей, усмиренных вселенным в них богиней любовным желанием. В греческой мифологии богиня любви и красоты. В сохранившемся фрагменте трагедии Эсхила «Данаиды» (frg. Благодаря могуществу богини Венеры живут и размножаются рыбы и все живущие в безбрежных морях и других водах (Венера Морская). Одна их них, Афродита Урания, была выполнена в хрисоэлефантинной (из золота и слоновой кости) технике. Любви А. домогались Посейдон и Ареc.
III 398), она постоянно именуется «золотая», прекрасновенчанная, «сладкоумиль-ная», «многозлатая», «прекрасно-окая». В живописи 15-18 вв. Каллипигу», голову А. из Пергама и др. В сохранившемся фрагменте трагедии Эсхила «Данаиды» (frg. У богини были длинные волосы золотистого цвета, которые обрамляли её голову, словно венок. Горы в золотых диадемах увенчивают ее золотым венцом, украшают золотым ожерельем и серьгами, а боги при виде «фиалковенчан-ной» А. дивятся прелести Кифереи (культ А. был распространен и на острове Кифера) и возгораются желанием взять ее в жены.
Изображение может включать слова «Genus undo Latinum». Амур бросает в него лепестки роз намек на сладость любви. Зевс дал ей в мужья самого невзрачного из всех богов, хромого, всегда потного бога-кузнеца Гефеста. Theog.
Кто выказывал уважение к ней и не скупился на жертвы, мог рассчитывать на ее благоволение. Rhod. 1526, Рим, вилла Боргезе), «Венера и Амур» Пальмы Старшего (1517, Бухарест, Национальная галерея), «Спящая Венера» и «Венера и лютнист» (Дрезденская галерея), «Рождение Венеры», «Торжество Венеры» и «Венера и Марс» Рубенса (Лон-дон, Национальная галерея, Вена, Художественно-исторический музей, Генуя, Палаццо Бьянко), «Спящая Венера» Рени (после 1605) и Пуссена (1630, обе картины в Дрезденской галерее), «Венера с зеркалом» Веласкеса (ок. В некоторых культах разбрызгивание жертвенной крови считалось актом оплодотворения земли.
У древних римлян она ассоциировалась с Венерой. Стоило только мужу уйти, как Афродита послала за Аресом, который тут же явился. Theog. в садах» Алкамена.
Венера спящая, Венера с Амуром, Венера с Марсом (греческий Арес), Венера в кузнице Вулкана, Венера и Адонис, праздник Венеры — все эти сюжеты воплощаются во фресках и на плафонах роскошных итальянских палаццо, в картинах художников северного Возрождения, например, немца Лукаса Кранаха, написавшего несколько картин на тему «Суда Париса», в полотнах великих мастеров XVI I века – Рубенса, Рембрандта, Пуссена, не говоря уже о многочисленных вариациях на тему Венеры в картинах, рельефах, рисунках, статуях европейской эпохи Просвещения и последующего Х1Х века. Однажды на охоте случилось то, чего всегда боялась Венера, — Адонис был убит вепрем (Мет., 10:708-739). Даже Гесиод, давший столь древнюю генеалогию А., приписывает ей обычные любовные функции— сладкую негу любви, смех, улыбки, обманы, «пьянящую радость объятий» (Hes. Rhod.
Verg. Rhod. Эта классическая А. — дочь Зевса и Дионы, её рождение из крови Урана почти забыто. Обнаженная, она лежит на ложе и видит свое лицо в зеркале, которое держит Амур.
также Адонис. трона Лудовизи со сценой изображающей рождение богини. Богиня любви родилась недалеко от греческого острова Киферы, затем лёгкий ветерок отнёс её по волнам к Кипру, где она и вышла на берег (по этой причине её иногда называют Кипридой). Красотой Афродиты был сражён также бог торговли Гермес. См. т. ж. Здесь вполне ясно подчеркивается общегосударственный смысл культа А. Многочисленные святилища А. имелись в других областях Греции (Коринф, Беотия, Мессения, Ахайя, Спарта) на островах— Крит (в городе Пафос, где находился храм имевший общегреческое значение и отсюда прозвище А. — Пафосская богиня), Кифера, Кипр, Сицилия (от горы Эрике— прозвище Эрикиния).
Вазари, Я. Тинторетто, Рубенс, Веласкес, Ф. Буше и др. ) и «купание Венеры» (Рубенс, А. ван Дейк, Буше и др. ). На том месте, где кровь Адониса пролилась на землю, выросли анемоны (см. Мужем А. является Гефест— самый искусный мастер и самый некрасивый среди богов. В «А. из Палаццо Лаццерони» является, предположительно, копией произведения Агоракрита или его мастерской (2-я половина 5 в. дон. э. ).
Афродита с удивлением и восторгом входит в неведомый мир. Камея «Афродита с орлом» — подлинный шедевр резчика Сострата, она может считаться образцом «живописи в камне». В чертах её лица, частично скрытых под рукой, что позволяет сохранить ей анонимность, так же как и в пластике фигуры можно при желании увидеть сходство со скандально прославившейся красавицей Эммой Харт (леди Гамильтон), охотно позировавшей Рейнольдсу и Джорджу Ромни в кокетливых и порой достаточно провокационных позах.
Венере обязаны мы размножением птиц и животных.
Венера. Даже Гесиод, давший столь древнюю генеалогию А., приписывает ей обычные любовные функции— сладкую негу любви, смех, улыбки, обманы, «пьянящую радость объятий» (Hes. «Venus Genetrix» (Париж, Лувр) является римской копией греческой статуи 2-й половины 5 в. дон. э., вероятно, «А. Но все ее старания тщетны: Купидон (на заднем плане) дремлет под деревом, возможно, держа потухший факел, указывающий на отсутствие любви Адониса, (б) В лесу скорбящая Венера склоняется няд мертвым телом своего возлюбленного, заботясь о нем или проливая из урны нектар, который заставил его кровь оплодотворить землю. 205 след. ).
К греческим оригиналам 5 в. дон. э. Хотя появление классической А. все еще внушает ужас (Нот. Отсюда такие прозвища богини, как Киприда, Пафия, Пафосская богиня — от города Пафос на Кипре, где был один из великолепнейших храмов Афродиты (см. Мелосская» (ок.
Однако Диомед преследует богиню и ранит её в руку (V 334—343), так что Энея подхватывает Аполлон, закрыв его черным облаком. Особую популярность В. приобрела в 1 в. дон. э., когда ее покровительством пользовались: Сул-ла, считавший, что В. приносит ему счастье (отсюда ее эпитет Felix) и сам принявший прозвище Эпафродит Помпеи, посвятивший ей храм как Победительнице и особенно Цезарь, считавший ее прародительницей Юлиев (В. рис. ).
Rhod. Иногда она творила подлинные чудеса, на которые способна только любовь. III 398), она постоянно именуется «золотая», «прекрасновенчанная», «сладкоумильная», «многозлатая», «прекрасноокая». Получить его мечтали как простые женщины, так и богини, населявшие Олимп.
apros, «пена») и одного из её прозвищ— Анадиомена— «появившаяся на поверхности моря». Среди греческих рельефов— рельеф т. н. 1505-1510. Античные скульптурные изображения А. (см. Афродита небесная защищала города, морская способствовала успешному мореплаванию.
На рубеже 18 и 19 вв. Греческая богиня красоты и любви согласно более ранней легенде, родилась из крови оскопленного Кроносом Урана, которая, попав в море, образовала пену по поздней версии, Афродита— дочь Зевса и Дионы, жена Гефеста от любовной связи с Аресом Афродита родила Эрота (Эроса), Деймоса, Фобоса и Гармонию, с Гермесом— ермафродита, со смертным Анхисом— Энея, родоначальника римлян. В честь богини справляли красочные весенние праздники, водили хороводы и пели песни. Священные птицы богини — воробей, голубь и ласточка, вестница весны. Il.
Греки считали Афродиту покровительницей весны, цветения и плодородия. Из разных преданий можно заключить, что существовало две версии происхождения богини и соответственно два ее образа. Пракситель впервые осмелился показать богиню без одеяний. Это её воодушевляющее, вечно юное начало описано у Лукреция в поэме «О природе вещей» (I 1-13). Вот таким образом Венера— «рода Энеева мать» (Lucr. III 399—412).
V 370) согласно другой (Hes. В этой связи любопытно отметить, что известная статуя Й. В. Мысльбека «Музыка» (1892—1912) является творческой переработкой античного образца. Явился Гефест вместе с приглашенными им поглазеть и посмеяться остальными богами (богини из деликатности остались дома). Как выяснилось из его творческого наследия, он создал ее на основе тщательного изучения «Венеры Эсквилинской» (1 в. до н. э. ). Богиня Венера научила каждое живое существо искать союза с другими существами. Бог-солнце Гелиос на следующее утро стал свидетелем ее неверности и сообщил об этом мужу.
Среди греческих рельефов— рельеф т. н. epit.
сценический концерт «Триумф Афродиты». С этими символами ее часто изображали художники. От этого открытия ему стало ещё хуже. Афродита безжалостна к тем, кто отвергает любовь (Ипполит, Нарцисс). Голуби, воробьи, зайцы и мак отождествлялись с ней, как с покровительницей плодородия.
Сыном А. от Гермеса считается Гермафродит (называемый также Афродитом). Капитолийская» и др. ). Общепризнанной олимпийской богиней считалась Афродита, родившаяся от Зевса. Ей помогает Купидон. Следует упомянуть также «Купающуюся А» Дойдалсаса (3 в. дон. э. ) известную по нескольким копиям, «А. «А.
Клыками своими вепрь нанес ему такую рану, что мгновенно пал он испуская дух, на землю. Богиня красоты крайне редко оставляла Адониса одного и каждый раз просила его, чтобы он берёг себя. Популярны были сюжеты: «Венера и Амур» (Л. Афродита же имела куда более сложные функции. Среди произведений нового времени— картины «Венера Анадиомена» Ж. Энгра и А. Бёклина, «Венера» А. Фейербаха, статуи «Венера» Б. Торвальдсена и «Венера с ожерельем» А. Майоля.
Любимцем Афродиты являлся сын царя Трои Парис. Этот сюжет имеет две формы, (а) Миф, как он изложен Гомером в»0диссее (8:266—365) и Овидием («Мет», 4:171-189) наиболее часто он встречается во французской живописи XVIII века. Самыми большими из римских храмов Афродиты-Венеры были храмы на форуме Цезаря (храм Венеры-Родоначальницы) и у Виа Сакре (Священной дороги) к Римскому форуму (храм Венеры и Ромы). И однажды понял Нарцисс, что полюбил сам себя.
Согласно античным мифам, Афродита отличалась невероятной красотой. К числу самых знаменитых картин относятся: «Рождение Венеры» и «Венера и Марс» Боттичелли (1483—1484 и 1483, Флоренция, Галерея Уффици и Лондон, Национальная галерея), «Спящая Венера» Джорджоне, дописанная после 1510 г. Тицианом (Дрезденская галерея), «Венера и Амур» Кранаха Старшего (ок. Il. В Гомеровском гимне (IV) А. изображается влюблённой в троянского героя Анхиса и эта любовь представлена в духе роскошной и утонченной картины позднего времени, хотя сама А. наделена чертами матриархальной владычицы, перед которой ощущается все ничтожество мужского начала, как и в истории любви А. к Адонису, подобной истории Кибелы и Аттиса.
из Лиона» и «А. Там, в коринфском храме богини Афродиты, приносились жертвы и там сохранилось несколько интересных посвящений Афродите.
Афродита вернулась на Кипр, где искупавшись в море, вернула себе девственность. до н. э. (Рим, национальный музей в Термах), «Афродита Капитолийская» — римская копия эллинистической статуи сер. Она куда древнее, чем бог-правитель Зевс, это хранительница жизни. Ей прислуживали Оры и Хариты, покровительствовавшие красоте и грации. Однажды увидела его Афродита и влюбилась в него без памяти.
Обе богини пользовались всенародным почитанием. Обычно присутствует Купидон. 120 дон. э. ). 8. Арес умчался во Фракию, а А. на Крит в Пафос, где ее искупали и натерли нетленным маслом хариты (VIII 266—366). Все эти богини олицетворяли производительные силы природы.
ФЛОРА). По некоторым предположениям, первоначально персонификация абстрактного понятия «милость богов» (venia). Хоть он являлся простым смертным, но обладал божественной красотой.
2 в. до н. э., найденная в 1820 г., Париж, Лувр). народная этимология её имени «пенорождённая» (от греч. X 479 ел. ). Она спасает Париса во время его поединка с Менелаем (III 380 слеДд). Впоследствии эти образы как бы соединились в один, впитавший качества обеих. Из области пластики нужно, как минимум, упомянуть «Венеру» Г. Р. Доннера, созданную во время его пребывания в Братиславе в 1739—1740 гг., «Венеру и Марса» Кановы (1816) и, пожалуй, также его портретную скульптуру «Паолина Боргезе в виде Венеры» (1807, Рим, вилла Боргезе), «Афродиту» Б. Торвальдсена (ок.
934—937). А. обладала космическими функциями мощной, пронизывающей весь мир любви (см. В античности изображение в зеркале понималось не как простое отражение наружности, а как двойник образа, дубликат, хранящий бессмертное «я» каждого существа.
9. Эрмитаж обладает великолепным собранием терракот — статуэток из обожжённой глины. Но раз, на Кипре, удалясь от нее на время, забыл Адонис о ее советах.
II)— постоянная покровительница Энея не только под Троей, но главным образом после его прибытия в Италию (Verg. Культ богини любви с его эротическими ритуалами явно догреческого происхождения, причем Платон проводил различие между Афродитой простонародной (Афродита Пандемос) и небесной (Афродита Урания), символическими фигурами любви. Этимология этого негреческого имени богини не ясна.
Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу. рис. ). На земле лежит охотничий рог, а поблизости может стоять колесница Венеры. Genetrix). V 521, 565). Павсаний сообщает, что поклонение ей было введено Тесеем, «когда он свел всех афинян из сельских домов в один город» (I 22, 3).
I 720) и др. Эта классическая А. — дочь Зевса и Дионы, ее рождение из крови Урана почти забыто. Это прежде всего «Афродита Книдская», созданная, вероятно, Праксителем для Книдского храма в 350-х гг. Статуи Афродиты относятся к шедеврам античной пластики. Ну а эта картина, как и Весна, о которой будет сказано чуть позднее, попала к Медичи потом.
В поздней литературе (Apoll. Она вмешивается в сражение, в тсотором совершает свои подвиги Диомед и пытается вынести из битвы троянского героя Энея— своего сына от возлюбленного Анхиса (V 311—318). В Илиаде она помогает Парису похитить Елену. Ill 36-51).
также статью «Пигмалион»), от Киферы (Цитера) — Киферея. Её хрупкая фигурка выполнена в белых и тёплых розоватых тонах. 1930, Прага, Национальная галерея), «Венеру с фонарем» Павлович-Барилли (1938, Белград, Музей современного искусства), «Спящую Венеру» Дельво (1944, Лондон, Национальная галерея) и гравюру «Рождение Венеры» М. Швабинского (1930). Ревнивый муж выковал тонкую, как паутина, но удивительно прочную золотую сеть, которую, опустив с потолка, прикрепил незаметно к подножию кровати, а затем объявил жене, что отправляется отдохнуть немного на свой любимый остров Лемнос. Недаром ее часто изображали верхом на козле, который был у греков символом распутства. Марса может охватить сон и его голова откинута назад, он спит.
Скульптура была сделана мастером очень искусно и казалось, что она вот-вот заговорит и зашевелится. «А. От связи с покровителем виноделия Дионисом у неё родился сын Приап. А. представлялась как богиня плодородия, вечной весны и жизни. 7. VIII 9) и Павсаний (I 14, 6) упоминают храм А. Урании в Афинах. З. Венера и Адонис.
Theog. Ill 2) и следит за прочностью их союза, терпя брань из уст Елены (Нот. I 1, 5), а также «детопитательница». Помогая любящим, А. преследует тех, кто отвергает любовь (она покарала смертью Ипполита и Нарцисса, внушила противоестественную любовь Пасифае и Мирре, а Гипсипилу и лемносских женщин наделила отвратительным запахом). Один из самых идеальных женских образов эпохи Возрождения.
В «Одиссее» рассказывается любовная история А. и Ареса: во время свидания их хитроумно приковал не видимыми глазу сетями к ложу Гефест— законный супруг А. и в таком виде они предстали перед смеющимися богами, которые сами не прочь были бы занять место Ареса. Не менее были распространены сюжеты «спящая Венера» (Пьетро ди Козимо, Джорджоне, Тициан, Аннибале Карраччи, Г. Рени, Доменикино, Д. Веласкес и др. Aen. ), особенно прославляется в эпоху принципата Августа. (см. рис. ).
В «А. Гуляя как-то по лесу, захотел Нарцисс напиться воды. Особенно почиталась А. в Малой Азии (в Эфесе, Абидосе), в Сирии (в Библе, этому посвящён трактат Лукиана «О Сирийской богине»). Меркурий при этом бестактно заметил: «Только бы мне тут лежать с золотой Афродитою рядом. » (б) Аллегория Красоты и Мужества или победы Любви над Враждой.
Она обещает Парису любовь Елены (Apollod. Только благодаря Посейдону Арес получил свободу. Дрезденская картинная галерея. Нет достоверных сведений о том, кто послужил моделью для Венеры.
Она с наслаждением внушает любовные чувства людям и сама влюбляется. II. К другой статуе Праксителя— «А. В Гомеровском гимне (VI) богиня появляется из воздушной морской пены вблизи Кипра (отсюда А. — Киприда, «кип-ророжденная»). В помпейских фресках встречается другой сюжет: «Арес и А».
Были у Афродиты и морские символы – дельфин и лебедь. В древнегреческом мифе она родилась из морской пены у побережья острова Кипр (ее имя Афродита производно от «афрос»— пена) и ей был соподчинен металл медь (купорос). В Древнем Риме богиня Венера обозначала любовную страсть и чувственное наслаждение и управляла весной (праздник венералии 1 апреля).
Sat. В Гомеровском гимне (IV) А. изображается влюбленной в троянского героя Анхиса и эта любовь представлена в духе роскошной и утонченной картины позднего времени, хотя сама А. наделена чертами матриархальной владычицы, перед которой ощущается все ничтожество мужского начала, как и в истории любви А. к Адонису, подобной истории Кибелы и Аттиса. Арес на своей золотой колеснице доставляет А. на Олимп, где её заключает в объятия мать Диона (V 370 след. ) А. поднимают на смех Гера и Афина— её постоянные противницы (V 418—425) и Зевс, улыбаясь, советует дочери не заниматься войной, а устраивать браки (V 429 след. ). Художники изображают две сцены: (а) Адонис, с копьем в руке и сворой охотничьих собак, нетерпеливо уходит, в то время как Венера умоляюще старается удержать его. В течение следующего десятилетия он приобрел большое количество влиятельных заказчиков, среди которых оказалась и семья Медичи.
В астрологии большую роль играла планета, названная именем В., определявшаяся как «милостивое ночное светило, муж или женщина» (Macrob. Покровительница раздора Эрида задумала рассорить греческих богинь и подбросила им золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Платон противопоставлял Афродиту Уранию (небесную, согласно раннему мифу) Афродите Пандемос (всенародной). III 36-51). в садах» Алкамена.
Маленькие амуры играют с его доспехами и оружием, которые Марс положил рядом. В знаменитойистории про подводное царство русалок (дат. "Den lille Havfrue"), которые живут в синем море на самом дне под толщей чистой и прозрачной воды, юная дочь морского царя – русалочка (может быть, дочь бога Посейдона – родного брата Зевса от бога неба Урана и богини земли Геры) в результате трагической истории о полной разнице между миром мужчин и миром женщин, превращается сначала в морскую пену, а потом становится похожа на "детей воздуха" (или богов, так как дети от бога неба Урана тоже считаются богами) – "прозрачных, чудных созданий", творящих добро для обретения возможности нового воплощения в мире людей. 120 дон. э. ). Ксенофонт (Conv.
Однако и зднсь не только античная тема, но и древний мифологический смысл. Il. Он призвал других богов стать свидетелями этого позорного зрелища.
О высочайшем уровне мастерства греческих скульпторов, ваявших Афродиту, свидетельствуют находки нескольких греческих статуй, о которых античные авторы вообще не упоминают, например «Афродита из Сол» (2 в. до н. э., Кипрский музей в Никосии) или прославленная «Афродита Мелосская» (кон. II. Утром любовники обнаружили, что лежат опутанные сетью — голые и беспомощные. 1657, Лондон, Национальная галерея), «Туалет Венеры» и «Венера, утешающая Амура» Буше (1746, Стокгольм, Национальный музей и 1751, Вашингтон, Национальная галерея).
Они были уверены, что вся красота, существующая на планете – это дело её рук. Во второй половине Ч века до н. э. была создана знаменитая статуя скульптора Алкамена — «Афродита в садах», послужившая потом прототипом римской Венеры Прародительницы. Афродита покровительствует всем влюбленным. Ill 23, 1). Хотя служение А. часто носило чувственный характер (А.
в садах», «священносадовая», «А. Любви А. домогались Посейдон и Арес. Капитолийская» и др. ) (см. Il. Палеолитические «Венеры» — это обобщающее понятие для доисторических фигурок, рельефов и статуэток изображающих некий женский образ. рис. ).
Первоначально Эрот— космическое божество, порождение Хаоса (116 след. ), в олимпийской мифологии стал сыном А. Парменид пишет о рождении Эрота: «Первым из всех богов Афродита сотворила Эрота», подчеркивая именно самостоятельную созидающую силу богини любви (см. Подобно этим восточным богиням плодородия А. появляется (IV 69 след) в сопровождении свиты диких зверей— львов, волков, медведей, усмиренных вселенным в них богиней любовным желанием. См.
205 след. ). дон. э. ), «А. А. поднимают на смех Гера и Афина— ее постоянные противницы (V 418—425) и Зевс, улыбаясь, советует дочери не заниматься войной, а устраивать браки (V 429 след. ). Aen. ), особенно прославляется в эпоху принципата Августа (см. Венера часто просто синоним обнаженной женской натуры в искусстве, не содержащий мифологического или символического значения, за исключением Нескольких обусловленных традицией атрибутов, таких, как зеркало (в Туалете Венеры) или голубь. Ее греческое имя Афродита, возможно, происходит от aphros, что значит пена.
XVIII 194 Hymn. считалась даже богиней гетер, сама именовалась гетерой и блудницей), постепенно архаическая богиня с ее стихийной сексуальностью и плодовитостью превратилась в кокетливую и игривую А., занявшую свое место среди олимпийских богов. Культ Афродиты пришел в упадок только после победы христианства. Рейнолдс и др. ), «поклонение Венере» (Дж. По одному из преданий, обитал когда-то на Кипре талантливый художник Пигмалион.
Венера и Анхиз (Феокрит, 1:105-107 Гигин, 94). К другой статуе Праксителя— «А. Сыном А. от Гермеса считается Гермафродит (называемый также Афродитом). из Лиона» и «А.
В Гомеровском гимне (VI) богиня появляется из воздушной морской пены вблизи Кипра (отсюда А. — Киприда, «кипророжденная»). Он думал о прекрасном юноше постоянно, однако, видя его в воде, не мог к нему даже прикоснуться. Мужем А. является Гефест— самый искусный мастер и самый некрасивый среди богов.
Так Вулкан захватил их в самый момент измены Венеры. Миф отражает древнее хтоническое происхождение богини, которое подтверждается также сообщением Гесиода, что вместе с А. из крови Урана появились на свет эринии и гиганты (следовательно, А. старше Зевса и является одной из первичных хтонических сил). из Капуи» усматривают копию произведения Лисиппа. По древнему приданию, титан Кронос сильно разозлился на своего отца Урана (покровителя неба), отсёк серпом его гениталии и выбросил их в море. Главный символ богини Афродиты – её пояс.
Ей неподвластны только Афина, Артемида и Гестия (Hymn. VIII 9) и Павсаний (I 14, 6) упоминают храм А. Урании в Афинах. А. пытается вмешиваться в военные события под Троей, будучи принципиальной защитницей троянцев, вместе с такими богами малоазийского происхождения, как Аполлон, Арес, Артемида. Подчеркивая это, Еврипид писал: «Благословенное небо, набухшее от дождя, желает, по воле Афродиты излиться на землю и когда они соединятся друг с другом, то произведут для нас и родят все то, благодаря чему человечество живет и процветает».
Горы в золотых диадемах увенчивают её золотым венцом, украшают золотым ожерельем и серьгами, а боги при виде «фиалковенчанной» А. дивятся прелести Кифереи (культ А. был распространён и на острове Кифера) и возгораются желанием взять её в жены. Киренская» (4-3 вв. «А. Венера влюбилась в Анхиза, троянского пастуху с горы Ида. Медицейская», «А. из Фрежюса» (обе в Лувре).
Освобождённые Гефестом по просьбе Посейдона любовники немедленно расстались. Это древний фетиш, наделенный магической силой, покоряющей даже великих богов. Плиний сообщает, что мастер создал две статуи: одну — в одежде, другую — полуобнаженную.
44) А. тоже выступает как богиня плодородия. Хотя появление классической А. все ещё внушает ужас (Ноm. Hom.
Ее прозвище Анадиомена означает «восставшая из моря». Арес умчался во Фракию, а А. на Крит в Пафос, где её искупали и натерли нетленным маслом хариты (VIII 266—366). Геродот сообщает о почитании А. Урании в Сирии (I 105), в Персии (I 131), у арабов (III 8) и даже скифов (IV 59). В «Одиссее» рассказывается любовная история А. и Ареса: во время свидания их хитроумно приковал не видимыми глазу сетями к ложу Гефест— законный супруг А. и в таком виде они предстали перед смеющимися богами, которые сами не прочь были бы занять место Ареса. А посвящен гимн поэтессы Сапфо (1) в котором богиня именуется «пестро-тронной» и «плетущей козни» на золотой колеснице, запряженной воробушками, она мчится из зевсова дома к черной земле и готова стать для поэтессы союзницей в любовном свидании. Т. н.
рис. )— полунагой или абсолютно обнаженной т. н. В этом поясе заключены любовь, желание, слова обольщения, «в нем заключается все» (XIV 215—221).
Весьма интересным является миф о богине Афродите, повествующий о её рождении. О любви Ареса и А. повествует ряд источников и называются дети от этого незаконного брака: Эрот и Антэрот (явно позднеэллинистическая символика), а также Деймос, Фобос («страх» и «ужас»— спутники Ареса) и Гармония (Hes. Красная роза (орошенная ее кровью) и МИРТ (вечно зеленый, подобно любви)— священные для нее растения. рис.
934—937). В этом поясе заключены любовь, желание, слова обольщения, «в нём заключается все» (XIV 215—221). Эти легенды рисуют несколько иной образ.
История, которая привлекала не только художников, но и поэтов, в том числе Шекспира, повествует о том, что Адонис был плодом кровосмесительной любви царя Кинира Пафосского (на Кипре) и его дочери Мирры (см.
Она обещает Парису любовь Елены (Apollod. Пигмалион часами мог любоваться созданной им женщиной и не заметил, как влюбился в неё. В римской мифологии ей соответствует Венера. А. Пандемос тоже имела свой храм на афинском акрополе. Медицейская», «А.
У кипрского царя был сын Адонис. Среди её любовников были не только могущественные жители Олимпа, но и простые смертные. У писателей В. — прежде всего богиня любовной страсти, мать Амура.
Он понял, что разделил ложе с богиней. III 399—412). Aen. Hom.
Греки представляли её высокой, статной, с очень нежными чертами лица. Венера и Марс. А. Пандемос тоже имела свой храм на афинском акрополе. Gloss, lat.
Хотя служение А. часто носило чувственный характер (А. Такие статуэтки распространены по всей территории Евразии, от Байкала до Пиренеев. Theog. Ill 8, 3).
Она вмешивается в сражение, в котором совершает свои подвиги Диомед и пытается вынести из битвы троянского героя Энея— своего сына от возлюбленного Анхиса (V 311—318). IV 7-33). «Venus Genetrix» (Париж, Лувр) является римской копией греческой статуи 2-й половины 5 в. дон. э., вероятно, «А. Павсаний сообщает, что поклонение ей было введено Тесеем, «когда он свел всех афинян из сельских домов в один город» (I 22, 3).
из Фрежюса» (обе в Лувре). Любовной власти А. подчинены боги и люди. АДОНИС, РОЖДЕНИЕ А. ), красота которой вошла в поговорку.
Горы) и нимф (Ноm. О любви Ареса и А. повествует ряд источников и называются дети от этого незаконного брака: Эрот и Антэрот (явно позднеэллинистическая символика), а также Деймос, Фобос («страх» и «ужас»— спутники Ареса) и Гармония (Hes. Еще один выдающийся образ Венеры создал в XVII веке Веласкес. рис. ) (Дж. В поздней литературе (Apoll. VI 5 след. ).
на лугах». Отсюда еще два ее эпитета: Урания-небесная и Анадиомена — вышедшая из моря. Помогая любящим, А. преследует тех, кто отвергает любовь (она покарала смертью Ипполита и Нарцисса, внушила противоестественную любовь Пасифае и Мирре, а Гипсипилу и лемносских женщин наделила отвратительным запахом). Однако Диомед преследует богиню и ранит ее в руку (V 334—343), так что Энея подхватывает Аполлон, закрыв его черным облаком. Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек. САТУРН, 1), выброшенные в воду Кроном. См.
Каллипигу», голову А. из Пергама и др. Они расчёсывали её золотые локоны и надевали на неё прекраснейшие наряды. В собрании пражской Национальной галереи — «Венера» Хорейца (1914) и «Венера плодородных полей» Обровского (1930) скульптуру «Венера, выходящая из волн» создал в 1930 г. В. Маковский. Когда же звери разошлись парами по горам и долинам, Афродита тихо вступила в шалаш Анхиса.
(Venus, род. Вазари, X. Голциус, Рубенс, А. ван Дейк, Ф. Лемуан и др. ), «триумф Венеры» (Тициан, А. Куапель, Ф. Буше и др. ), «праздник Венеры» (Тициан, Рубенс и др. ), «Венера и сатир» (Веронезе, Аннибале Карраччи, Н. Пуссен и др. ). Ему она подарила сына Гермафродита. Символами богини любви Афродиты считались также роза, мирт, яблоко. ПИГМАЛИОН). Беллини, Тициан, Ф. Пармиджанино, Дж.