В статье «Караваджо: биография и творчество художника» — о жизни и произведениях великого итальянского живописца.
В этих работах так же, как и в написанных чуть позже («Отдых на пути в Египет», «Магдалина» и «Апостол Матфей» — картина, отвергнутая церковью за нарушение «правил благопристойности»), Караваджо противопоставил идеализации и «высоким жанрам» маньеризма правду реализма. Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо. Некоторые биографы Караваджо считают, что эту картину художник предложил самому римскому папе, а его «Саломея» была послана на Мальту Алофу де Виньякуру, дабы тот восстановил Караваджо в Ордене. Не выдержав ужасного запаха, работники бросили труп и хотели убежать. Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью. В «Призвании апостола Матфея» (смотри иллюстрации к статье Иисус Христос) свет, прорезающий тьму комнаты, обладает как реальной физической природой, так и метафорическим смыслом (свет Божественной истины, озаряющей путь к спасению).
Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта (Корзина с фруктами, ок. А в изображении фруктов художник достиг почти осязаемой объемности. Последние произведения римского периода — Мадонна Лорето (Сант- Агостино, Рим), Мадонна со змеей (1603—1605, Галерея Боргезе, Рим), Ужин в Эммаусе (1605, Национальная галерея, Лондон) и Смерть Марии (1605—1606, Лувр, Париж была приобретена П. П.
В 1593 году друг Онорио посоветовал Караваджо переселиться к академическому художнику Джузеппе Чезари имевшему прозвище «Кавалер дАрпино» и пользовавшемуся благосклонностью римского папы. Не выдержав ужасного запаха, работники бросили труп и хотели убежать. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок.
Работа была создана для церкви Санта Мария ин Валличелла в Вечном городе. Становятся понятны те особые чувства, которые "Положение во гроб" вызывало у художников XIX века, поскольку оно соединяет в себе вневременную классичность построения (Сезанн) с исключительной драматической силой (Жерико)».
Среди подобных полотен можно назвать «Магдалину» и «Апостола Матфея». По контракту Караваджо выполнял на картинах изображения цветов и фруктов. Он выполнял заказы на весьма престижные работы. Картина является знаковой, так как до Караваджо, по сути, натюрмортов «в чистом виде» в европейской живописи не существовало. Иногда своими заказами с Караваджо делился художник Антиведуто Граматика.
В Италии, где тенденции караваджизма сохраняли свою актуальность до конца 17 века и особенно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя, наиболее сильное и оригинальное истолкование наследие Караваджо получило в творчестве итальянского художника Орацио Джентилески и его дочери Артемизии. Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». На картине «Призвание апостола Матфея» (1599—1600) изображен момент, когда Христос явился, чтобы призвать Матфея следовать за собою. Задачу искусства художник видел в том, чтобы «хорошо подражать предметам природы»: он либо создавал жанровые картины, посвященные людям из народа («Гадалка», «Юноша с лютней», ок.
Натурщиками Караваджо в тот период служили молодые люди из свиты кардинала, особенно друг самого художника, Марио Миннити. В Успении Богоматери религиозный сюжет трактован очень человечно и просто. Все основные детали: – перст Христа, лицо апостола – ярко освещены. Они долго беседовали. Поначалу он бедствовал, работал по найму. Как известно по Библии, это произошло на третий день после погребения. «Положение во гроб» – одно из полотен Микеланджело Караваджо, фото которого неизменно сопутствует описанию биографии художника.
Свидерская). Картина называлась «Смерть Марии». Художники-маньеристы создавали произведения субъективные, часто полные мистики и искажающие реальные формы.
Он поссорился с могущественным вельможей и бежал из тюрьмы в Сицилию. Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли. Судьба Караваджо была поистине непростой. «"Призвание Матфея" занимает особое место в наследии Караваджо.
Мощным и лаконичным предстает построение картин, написанных в 1600-1601 гг. (маньеризм и академизм). Умолял Папу Римского о помиловании и разрешении вернуться в Рим.
После окончания работы для Крещенци на Караваджо буквально посыпались заказы. Непредвиденные обстоятельства не позволили судну пришвартоваться в данном пункте назначения и Меризи пришлось покинуть борт без багажа. По легенде, он скрывался в одном из поместий, принадлежавших семье Колонна.
Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим). В алтарных картинах «Мученичество св. Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника.
Летом 1610 года Караваджо решился ехать в Рим, чтобы убедить папу в том, что раскаялся в убийстве Томассони, а само убийство было более случайностью, чем преступлением. И продолжал много работать. 1602-04), мифологических (Вакх, 1592-93) и жанровых (Лютнист, 1595) картин. Сверхъестественность события подчеркивается интенсивным искусственным светом. Первое время Караваджо сильно нуждался. Он долго скитался, болел, раскаивался.
Драматической силой отличаются лучшие работы Караваджо этого времени: «Положение во гроб» (1602-04, Пинакотека Ватикана) и «Успение Марии» (около 1600-03, Лувр, Париж), в которых он достигает полноты творческой зрелости. Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (Маленький больной Вакх, Юноша с корзиной фруктов – оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма. Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Из этой смеси родились такие шедевры, как «Отдых на пути в Египет» и «Магдалина», поставившие провинциального художника в один ряд с именитыми римскими мастерами. Для кардинала дель Монте были написаны лучшие картины раннего римского периода: «Вакх» (1595-97, галерея Уффици, Флоренция), «Лютнист» (1595-97, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Корзина с фруктами» (1598-1601, Пинакотека Амброзиана, Милан).
1596 г. ) и бытового жанра ("Гадалка", Лувр). Им написаны также «Экстаз св. Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта ("Корзина с фруктами", ок. Художника арестовывали еще не один раз – за дебоши в тавернах, за драки, за нелегальное ношение оружия, за избиение собственной натурщицы Созданный легендами образ Караваджо практически исключает его близость с женщинами – гораздо больше художника интересовали юные «вакхи», да и в его картинах очень заметно восхищение мужским телом, даже на самых религиозных и трагических полотнах. От периода, последовавшего за годами учения, сохранились несколько произведений: Вакх (Галерея Уффици, Флоренция), Мальчик, укушенный ящерицей (собрание Р. Лонги, Флоренция), Гадалка (Лувр, Париж Капитолийские музеи, Рим), и Магдалина (Галерея Боргезе, Рим), Отдых на пути в Египет и Магдалина (Галерея Боргезе, Рим).
Возможно, Караваджо был просто везунчиком, так как и на этот раз ему пришли на помощь. В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. На этом процессе Караваджо выступал свидетелем.
В 1607 году перебрался на остров Мальта. Скопив немного денег, Караваджо рисует картину «Шулера», которую увидел кардинал дель Монте и пригласил художника на должность домашнего художника в свое имение. Отчасти это стало реакцией на штампы позднего маньеризма. Третья картина— «Св. Караваджо долго скрывался от них в разных городах Сицилии и Италии. Теперь его картины очень высоко ценились среди любителей живописи. Абсолютно новую интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (Отдых на пути в Египет, галерея Дориа-Памфили, Рим).
Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг. ) – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой ("Призвание апостола Матфея" и "Мучение апостола Матфея", 1599-1600 гг., "Распятие апостола Петра" и "Обращение Савла", 1600-1601 гг., "Положение во гроб", 1602-1604 гг. В общей сложности он написал четыре полотна, но два первых наследники Черази (к тому времени умершего) отвергли, сочтя картины чересчур смелыми.
История умалчивает о мотивах его переезда. Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь деяний милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. Однако были и случаи физического насилия, за которыми следовали аресты. По счастью, покровители и друзья не бросили художника в беде. В первых образчиках повседневного реализма, как вторгающихся даже в сферу мифологического, — Больной Вакх (Галерея Боргезе, Рим), более поздняя картина Шулеры (Галерея Шьярра, Рим) и великолепный натюрморт Корзина с фруктами (Пинакотека Амброзиана, Милан), открывающий новую страницу в истории этого жанра, за ними последовали более сложные композиции, подводившие к циклу в капелле Контарини римской церкви Сан-Луиджи деи Франчези. Караваджо обвиняли в том, что он профанирует память святых и священных событий, говоря о них обычным «человеческим» языком.
После Караваджо этот жанр приобрел большую популярность. Его работы, выполненные в абсолютно новом, невиданном прежде стиле, стали предметом оживленных дискуссий. Написанные там картины — Мадонна с четками (1606-1607, Музей истории искусства, Вена), Семь дел Милосердия (1607, Пио Монте делла Мизерикордия, Неаполь) и Бичевание — показывают переход художника к локализации источника света для акцента сути происходящего.
Тщательно прописанные детали показывают всю натуралистичность образа. Это новое направление в живописи, получившее название «маньеризма», поддерживалось католической церковью и господствовало в центральной Италии в середине и второй половине XVI века. Некоторое время работал помощником римского художника-маньериста Дж. Однако после работы над «Бичеванием Христа» Караваджо покинул Неаполь, не проведя в этом гостеприимном городе и года и отправился на Мальту.
Художник во множестве создавал жанровые полотна (например, «Гадалка», «Юноша с лютней»), в реалистичной манере передавая жизнь простого народа. И здесь яркие потоки света вторгаются в темноту, высвечивая детали и усиливая драматизм. Филиппо I Колонна. Романино, Л. Лотто).
Караваджо посадили в яму, выдолбленную в известняковой скале. «Юдифь» ошеломляет своей жестокостью. Так гений оказался в Риме, но этот случай не стал ему уроком.
Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (Гадалка, Лувр, Париж и другие). Тому есть многие основания. Драматический сюжет положения во гроб тела Спасителя написан художником в белых, красных и синих тонах, напряженное противостояние которых умножает эффект от игры света и тени. Основоположник реалистического направления в европейской живописи XVII в. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх, Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов, там же). Перерезанная глотка на картине «Юдифь и Олоферн», виртуозно пронзённая плоть Христа с картины «Уверование апостола Фомы» – всё это созвучно с протоколами допросов свидетелей типа: «Я видел человека с обнажённым оружием в руке – это был кинжал или охотничий нож Раненый сказал, что это не может быть никто иной, кроме Микеланджело да Караваджо».
Смерть Марии, ок. Микеланджело обвиняли в убийстве. Независимый характер Караваджо часто приводил его к столкновениям с законом.
Крупнейший представитель искусства эпохи барокко. 1605-1606 гг. ). Еще более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). Матфея» — возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. На этот раз судебный вердикт был весьма жесток: Караваджо приговорили к обезглавливанию.
1595, Рим, Капитолийские музеи) и Шулеры (ок. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны)— была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. Полные поэтического очарования и классических реминисценций мифологические образы-аллегории («Концерт», 1595-97, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Амур-победитель», около 1603, Картинная галерея, Берлин) помимо буквального несут и скрытый смысл, понятный образованной римской публике того времени и часто недоступный современному зрителю.
Тогда его обвинили в убийстве. Около 1590 приехал в Рим. Тень покрывает малозначительные элементы полотна. В июле 1593 года кардинал рекомендовал Караваджо семейству Крещенци и художник получил заказ росписи капеллы в церкви под названием «San Luigi dei Francesi». Мощные контрасты света и тени, простонародная непритязательность образов, выразительный лаконизм жестов при энергичной лепке пластических объёмов и насыщенности звучного колорита позволяют художнику добиваться небывалой глубины и искренности в передаче религиозного чувства, побуждают зрителя к сопереживанию событиям евангельской драмы.
Их возмутило то, что апостол и Мария изображены как простые люди, без божественного трепета. Зрелые произведения художника Караваджо – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мученичество апостола Матфея, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме Положение во гроб, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан Смерть Марии, около 1605-1606, Лувр, Париж). Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Микеланджело Меризи по прозвищу Караваджо родился в 1571 году. Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны) — была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. В произведениях конца 1590-х годов мастерство иллюзионистической передачи вещественности (что особенно заметно в натюрмортах, которые художник включает в свои картины) соединяется с её поэтизацией.
Выйдя из тюрьмы, Микеле продолжал драться, ходить по кабакам играть в карты. Успеху молодого художника способствовал и тот факт, что римские художники тогда избирали, в основном, жанры, предпочитаемые Рафаэлем и Микеланджело – огромные фрески с религиозными или историческими сюжетами.
В это время Караваджо открывает новые возможности живописи, впервые обратившись к натюрморту и «авантюрному» жанру («Гадалка», около 1596-97, Лувр, Париж), который получил дальнейшее развитие среди его последователей и стал очень популярен в европейской живописи 17 века, а также к изображению мифологического образа как простонародного типажа («Нарцисс», 1598-99, Национальная галерея старого искусства, Рим). 1591, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески). Во второй картине этого цикла — «Мученичество св.
Караваджо Микеланджело Меризи, выдающийся итальянский художник. Попав в тюрьму, после очередной драки, Караваджо знакомится с Джордано Бруно. Караваджизм).
События биографии Караваджо поражают своим драматизмом. Ему приходилось в прямом смысле слова отбиваться от обидчиков. Прекрасно зная жизнь простого народа, Караваджо сделал его своим героем: «Вакх», «Фруктовщик», «Укушенный ящерицей мальчик».
Однако и то, что художник успел создать, сделало его одним из самых почитаемых мастеров прошлого. Родился 28 сентября 1573 года. Но и здесь его ждали приключения и неудачи. переехал в Рим, где приобрел покровительство кардинала дель Монте.
Надо заметить, что Караваджо «задевал» не только чувства своих заказчиков, но и абсолютно конкретных людей, не имеющих отношения к его творчеству. Чтобы компенсировать «бедность сюжета», Караваджо прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету изображенному на картине. 1. В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало (Вакх, 1592-1593 гг. ). Учился в Милане (с 1584). КАРАВАДЖО (Caravaggio настоящее имя и фамилия Микеланджело да Меризи, Michelangelo da Merisi) итальянский художник.
В сентябре 1608 года повздорил со знатным рыцарем и ранил его. Мария Магдалина», около 1596-97, галерея Дориа-Памфили, Рим «Экстаз св.
Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни. Обращение к натуре, которую он сделал непосредственным объектом изображения в своих произведениях и правдивость ее трактовки вызвали множество нападок на художника со стороны духовенства и официальных лиц. В 1592—1594 гг. В мальтийский город Ла Валетта Караваджо прибыл, очевидно, в середине 1607 года. Сформировался под влиянием северо-итальянских мастеров (Дж.
1596, ранее в коллекции Скьярра). 1596 г. ) и бытового жанра (Гадалка, Лувр). Матфея»— возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. Итальянский художник.
Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Кстати, за один из таких сонетов он даже отсидел в тюрьме половину сентября 1603 года. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок.
1593-94, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. Иногда своими заказами с Караваджо делился художник Антиведуто Граматика. В числе этих художников были Ян Брюгель, Франс Поурбус и Рубенс. Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства».
Он несколько раз попадал в тюрьму. Рыцари официально исключили художника из ордена. Первое время Караваджо сильно нуждался. Точной причины драки так никто и не узнал.
Среди плодов айва, виноград, гранат, яблоки со следами гусениц. С этого момента известность ломбардского художника стала неумолимо расти в кругах римской знати. "Смерть Марии", ок. Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим.
Сам Микеланджело был ранен, двое других мужчин погибли. Третья картина — «Св. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы). Учился в Милане (1584-1588) работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609).
Караваджо Микеланджело (Caravaggio). Сложный жизненный путь, полный невзгод и разочарований прошел этот художник. Скопив немного денег Караваджо рисует картину «Шулера», которую увидел кардинал дель Монте и пригласил художника на должность домашнего художника в свое имение.
Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Однажды, в 1606 году, он стал участником драки. Свет создает особое движение картины, направляет взгляд зрителя.
Картина «Бичевание Христа» предназначалась для семейной капеллы (церковь San Domenico Maggiore) и тоже была оплачена огромной суммой. Своим творчеством художник полностью отвергал разделение жанров живописи на «высокие» и «низменные». Его картины отличало повышенное чувство материальности, эмоционального напряжения, лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Сначала Караваджо с друзьями совершал незначительные противоправные действия (угрозы, непристойные стихи, оскорбления), за которые привлекался к суду. Чезари (Кавалер дАрпино), в мастерской которого выполнил свои первые произведения («Мальчик с корзиной фруктов», 1593-94 «Больной Вакх», около 1593, оба – в галерее Боргезе, Рим).
После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. Интересно, что однажды в церкви из-за этого даже отказались принять его работу. Как известно по Библии, это произошло на третий день после погребения. После убийства художник бежал сначала в окрестности Рима, а затем в Неаполь.
«Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Казалось жизнь стала налаживаться, однако скверный характер художника и тут дает о себе знать. Он отучился в художественной школе в Милане. Именно здесь Караваджо достиг самых значительных успехов и славы.
Фрукты и графин на картине привлекают чуть ли не больше внимания, чем сам Вакх. Здесь Меризи познакомился с великим учителем Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Орден) и уже через год, в июле 1608 года, после прохождения специальной подготовки был посвящен в кавалеры. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов). Творчество Караваджо Примечание. Последнюю крупную работу в Неаполе заказали Караваджо братья Ди Франко, очень богатые деловые люди. Его боги похожи на крестьян, а религиозные сюжеты больше напоминают бытовые сцены. 1602-04), мифологических ("Вакх", 1592-93) и жанровых ("Лютнист", 1595) картин.
Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг. ) – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мучение апостола Матфея, 1599-1600 гг., Распятие апостола Петра и Обращение Савла, 1600-1601 гг., Положение во гроб, 1602-1604 гг. И вообще это не Вакх, а смертный, нарядившийся им, словно бы говорит художник, спуская нас с небес на землю. Именно в больнице он написал «Больного Вакха», одну из самых известных своих картин, которая считается автопортретом Караваджо.
Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Караваджо – автор исключительных по драматической силе религиозных композиций ("Положение во гроб", ок.
Жизненный путь живописца вполне достоин отдельной захватывающей книги, в которой творческие взлеты и достижения соседствуют с дуэлями и погонями, а за посвящением в рыцари следуют тюрьма, побег и скитания по разным городам Италии. В возрасте четырех лет будущий художник остался без отца, умершего от тифа. Период творческой зрелости (конец XVI— первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Печальное событие произошло в конце весны 1606 года. 1593, Уффици), «Гадание» (ок.
Очевидно, он приехал в Рим без средств к существованию и в ранний период творчества писал натюрморты и жанровые композиции, такие, как упоминавшаяся выше картина Гадалка (ок. Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Лучии, 1608 г. ).
В последних работах — «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Но в 1606 году художник в пылу ссоры во время игры в мяч совершил убийство и с тех пор был вынужден скрываться от полиции.
По контракту Караваджо выполнял на картинах изображения цветов и фруктов. Мастерская Чезари была своеобразной галереей и многие начинающие художники обзаводились здесь клиентами. Во второй картине этого цикла— «Мученичество св.
Наоборот он выглядит максимально приближенным к реальному молодому человеку: изнеженный и отчасти вульгарный юноша, полупьяный на вид, который повернул к зрителю свое пухлое женоподобное лицо и протягивает кубок с вином изящно изогнутыми пальцами, «украшенными» толстым слоем грязи под ногтями. Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта. Это означало смертный приговор. Меризи бежал на юг, в Неаполь. Итальянский художник, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 года в итальянском селении Караваджо. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598).
В Неаполе он написал большие алтарные картины Семь дел милосердия (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), Мадонна Розария и Бичевание Христа. За это на Караваджо устраивали настоящие гонения. Бруно оказал на него большое влияние. Но сказывается и двойственность натуры художника – в тех же произведениях очень заметна и удовлетворенность автора своей явной непохожестью на других людей, зато напрочь исчезли беззаботность и ирония.
Савольдо, А. Моретто, Дж. Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет».
Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Во время одной из таких стычек, произошедших еще в Милане, погиб молодой человек. Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь. Первый вариант алтарной картины для капеллы «Св.
Но вскоре и оттуда Караваджо пришлось бежать на Сицилию из-за своего вспыльчивого характера. В период скитаний Караваджо создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Лючии» для церкви Санта-Лючия (Региональный музей Палаццо Белломо, Сиракузы), «Воскрешение Лазаря» для генуэзского купца Ладзари и «Поклонение пастухов» для церкви Санта-Мария-дельи-Анджели (обе – в Национальном музее, Мессина). Но и тут Караваджо сопутствовала удача.
Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. Он изобразил святого Матфея, сборщика подати, считающим деньги вместе с помощниками.
Родился в Ломбардии, в селении Караваджо (отсюда и прозвище). Лучшей среди них часто называется «Призвание апостола Матфея». Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели ("Маленький больной Вакх"), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры ("Юноша с корзиной фруктов").
Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Тему бренности бытия молодой Караваджо обыгрывает очень искусно: в самом колорите с холодными, зеленовато-синими тонами почти физически ощущается состояние озноба, которым охвачен молодой человек. Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями.
Впечатление откровения, вызванное этим полотном при его появлении, было связано и с тем, что оно оказалось в числе первых работ Караваджо публичного назначения, было созданием монументальной формы и с тем, что в нем впервые со зрелой полнотой выявились основные завоевания нового искусства, его смелость и художественная мощь» (М. И. Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим. Нарцисс у ручья 1599-1600Юпитер, Нептун и Плутон 1597-1600Мадонна дель Розарио (Мадонна четок), 1607Алоф де Виньякурт 1607-1608Маффео Барберини (папа Урбан VIII), 1606 Но еще значительнее было влияние творчества Караваджо за пределами Италии.
Так называемые «картины для мольберта», ценимые римскими коллекционерами, практически отсутствовали и именно их начал писать Караваджо. На Мальте Караваджо писал картины для церквей по заказу местных рыцарей-госпитальеров. Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию ("Отдых на пути в Египет").
Микеланджело Меризи да Караваджо (1573 – 1610), прозванный так по местечку в Ломбардии, откуда был родом, получил художественное образование в Милане. В молодости познакомился с реалистической традицией ломбардской живописи. Собственно, полное имя Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio).
Уже в ранних творениях Караваджо видна рука непревзойденного мастера жанровой живописи. Вельможа, который не мог простить обиды, послал за художником наёмных убийц. 1593, там же), «Вакх» (ок.
После этого он перебрался ещё дальше – на остров Мальта. Картины завешивали сукном и открывали только в самом конце выставки. Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие).
Эти черты лучше всего заметны в картинах на религиозные сюжеты, относящихся к римскому периоду его творчества: Обращение Савла (1601) для церкви Санта Мария дель Пополо и Успение Богоматери (1605–1606, Лувр). Однако на берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня. (маньеризм и академизм).
Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Ни один художник того времени не прошел мимо увлечения Караваджо. Там он продолжал работать над крупными заказами его искусство оказало решающее влияние на развитие неаполитанской школы живописи. Он поступил в мастерскую второстепенного, но бывшего в большой моде в Риме художника Чезари дАрпино. Флоренция).
После Неаполя Караваджо, оставаясь под защитой Колонна, отправился на Мальту. Первым крупным церковным заказом Караваджо стал цикл картин для капеллы французского кардинала Маттео Контарелли в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези (1599-1600) в Риме. Отец Караваджо, архитектор Фермо Меризи, служил управляющим у хозяина городка, маркиза Франческо I Сфорца.
Марфа беседует с Марией Магдалиной», около 1598, Институт искусств, Детройт «Св. Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи. Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию (Отдых на пути в Египет). В 1601 году Караваджо написал две картины – «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра» для капеллы Т. Черази в церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме.
В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало ("Вакх", 1592-1593 гг. ). 2. Все главное выделено светом, второстепенное погружено в тень.
1605-1606 гг. ). Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц.
В Неаполе в 1606-07 он написал для церкви Сан-Доменико-Маджоре большие алтарные картины «Семь дел милосердия» (церковь Пио-Монте-делла-Мизерикордия, Неаполь), «Мадонна чёток» (Художественно-исторический музей, Вена) и «Бичевание Христа» (музей Каподимонте, Неаполь) на Мальте в 1607-08 – «Усекновение главы Иоанна Крестителя» и «Святой Иероним» (обе – в церковь Иоанна Крестителя, Валлетта) на Сицилии в 1609 – «Погребение св. Здесь же Караваджо написал и «Мадонну дель Розарио». Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером. Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка.
А когда последние закончились, ему пришлось искать работу. В полутемной комнате царит атмосфера тихого и всепоглощающего горя. Караваджо учился с 1584 г. в Милане в мастерской художника бергамасской школы Симоне Петерцано (известен с 1573 по 1596), а также на произведениях художников XVI в. школ Бергамо и Бреши (Лоренцо Лотто, Савольдо, Моретто из Бреши), от которых перенял внимание к событиям реальным, повседневным и религиозности искренней, лишенной напыщенности.
В июле 1610 года Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана). Именно Сципионе Боргезе купил у него картину «Давид с головой Голиафа», на которой в виде отрубленной головы художник изобразил самого себя – в надежде, что римские власти оценят это, как полное раскаяние. А корабль, тем временем, продолжал свой путь.
Около 1593 г. Караваджо перебрался в Рим, где и достиг вершин зрелости как художник. В окончательном варианте (1602-03) Караваджо добился большей слаженности и торжественности композиции, сохранив живую непосредственность в облике и движении двух фигур. В конце июня 1610 он сел на корабль, очевидно, намереваясь вернуться в Рим.
Особую выразительность композиция приобретает за счет контраста света и тени. Учился у Симоне Петерцано в Милане. Художник выступал опровергателем ортодоксальной религиозности и его часто порицали за отсутствие во многих картинах привлекательных мотивов и тем более за размещение священных персонажей в обстановке слишком скромной, зачастую с грязными руками и босыми ступнями.
1594, Лувр), «Лютнист» (ок. Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). К их числу принадлежит Рубенс, Рембрандт, Веласкес и многие другие.
Именно за такие картины Караваджо критиковали его современники. В результате зритель отождествляет себя с участником сцены и полностью вовлекается в событие. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Реализм религиозных произведений Караваджо, далёкий от идеалов прекрасного, выработанных мастерами Возрождения, близок религиозной этике святого Карла Борромея и народному благочестию Ф. Нери, что особенно заметно в таких произведениях римского периода, как «Христос в Эммаусе» (1601, Национальная галерея, Лондон), «Уверение Фомы» (1602-03, дворец Сан-Суси, Потсдам), «Мадонна с паломниками» (1604-05, церковь Сант-Агостино, Рим) и «Мадонна со змеёй» (1605-08, галерея Боргезе), «Святой Иероним» (1605-06, галерея Боргезе). Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты— Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Караваджо Микеланджело (Caravaggio собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) итальянский художник. 1593, там же), «Вакх» (ок.
Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. В результате его арестовали. 1593, Уффици), «Гадание» (ок. Запрещено публиковать комментарии, содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера или нарушающие иные требования законодательства РФ. Матфей и ангел» (1602, погибла в Берлине во время 2-й мировой войны) был отвергнут заказчиками из-за излишне простонародного облика апостола.
В Неаполе Караваджо создал один из самых знаменитых своих шедевров – «Семь дел милосердия», картину иллюстрирующую эпизод из Евангелия, в котором Иисус перечисляет «дела для милосердия». Этот художник – основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 века. В Неаполе он тоже усиленно работал, за восемь месяцев создав около десяти картин. Но вскоре и оттуда Караваджо пришлось бежать на Сицилию из-за своего вспыльчивого характера.
В 1608 Караваджо переехал на Мальту, где написал портрет магистра мальтийского ордена и сам вступил в орден. В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Лучии", 1608 г. ). Впоследствии эту манеру письма назовут «кьяроскуро» – противопоставление света и тени, а сам Караваджо получит посмертную славу крупнейшего мастера барокко и реформатора живописи. Правда, титул, дарованный художнику, звучал как «кавалер за заслуги» и давался тем, кто не имел знатного происхождения.
Три из них погибли через двести лет при землетрясении, вместе с церковью SantAnna dei Lombardi (сохранилась лишь копия фламандского художника с картины «Воскрешение»). В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. Фоном для полотна «Погребение святой Лючии» художнику послужил вход в знаменитые местные пещеры Латомии, выбитые еще древними греками. Больше того – масло, в сравнении с темперой, усиливало эффекты светотени. В алтарных картинах «Мученичество св. К последним годам жизни Караваджо относится также картина «Давид с головой Голиафа» (около 1610, галерея Боргезе, Рим), где в облике Голиафа, голову которого Давид держит на вытянутой вперёд руке, угадываются черты лица самого художника.