Не был он и бессребреником, не желавшим продавать профанам свои картины, которые он даром раздавал «родственным душам», как писал Мейер-Грефе. Обезумевший Ван Гог отрезал себе мочку уха. Фирма «Гупиль» за бесценок распродала все произведения импрессионистов и постимпрессионистов, которые накопил в галерее на Монмартре Тео Ван Гог и закрыла эксперимент со «светлой живописью». Дед, вот тот да, тот был крут. «Находясь в окружении картин, — писал он, — я воспылал к ним неистовой, доходящей до исступления любовью».
Восхищаться им модно. Ван Гог был «скучным трудягой» и, кроме странных психических припадков, появившихся у него незадолго до смерти и самой этой смерти в результате попытки самоубийства, зацепиться мифотворцам было не за что. Но уже на другой великой картине автора вороны будут играть определяющую роль. Имя Вакер не называл, утверждая, что озлобленные потерей «национального сокровища» большевики уничтожат семью аристократа, оставшуюся в Советской России. Изучали шедевры Веласкеса, Луки Синьорелли, Рубенса. Тем не менее, после этого случая Ван Гог оказывается в психиатрической лечебнице с диагнозом «Эпилепсия височных долей».
Там он прожил год, неустанно работая над новыми картинами. В письмах Ван Гога к брату в те месяцы сквозит совершенное восхищение Гогеном:. Пришлось сказать, что сам, брился, мол. Реальный Ван Гог был довольно трезвым и прагматичным человеком. Особенно первый миф.
В «научной монографии» 1921 года под названием «Винсент», с необычным для литературы такого рода подзаголовком «Роман о Богоискателе» Мейер-Грефе представил публике святого безумца, рукой которого водил Бог. Ван Гог-анархист был популярен в кругах художественной богемы, но отпугивал обывателя. Ван Гог уникален. Он упал на пороге своего дома и мгновенно испустил дух. Голландец был настоящим трудоголиком и утверждал: «В искусстве надо работать, как несколько негров и спускать с себя кожу».
Винсент Биллем Ван Гог (1853-1890) прожил очень недолгую жизнь, но еще короче была его жизнь творческая – лишь последние десять лет были посвящены живописи. Он же оплачивал лечение Винсента. За 7 лет Ван Гог сделал карьеру в непростом, основанном на семейных традициях антикварном бизнесе. Тео знакомит его с ведущими художественными критиками и своими клиентами-художниками, среди которых были не только добившиеся прочного положения Клод Моне, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар и Эдгар Дега, но и «восходящие звезды» Синьяк и Гоген. Вечером 23 декабря после очередной ссоры ван Гог набросился на друга с бритвой в руках.
«Находясь в окружении картин, – писал он, – я воспылал к ним неистовой, доходящей до исступления любовью». В Гааге художник попытался создать семью. В июле 1869 года Винсент устраивается на службу в гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы Goupil Cie, владельцем которого являлся его дядя Винсент («дядя Сент»).
Ван Гог писал не по наитию – долго и напряженно работал над одним и тем же мотивом. Хозяева фирмы узнали обо всем. К моменту приезда в Париж Винсента его брат был руководителем «экспериментального» отделения «Гупиля» на Монмартре. За эти годы племянник совладельца «Гупиля» прошел серьезную школу изучил основные европейские музеи и многие закрытые частные собрания, стал настоящим экспертом в живописи не только Рембрандта и малых голландцев, но и французов – от Энгра до Делакруа. В его маленьком тесном ателье были собраны картины Поля Сезанна и других новаторов.
Тогда как работы Винсента, художника с шестилетним стажем, можно было увидеть в любое время на «квартирной выставке» Тео, где перебывала вся художественная элита столицы мира искусства — Парижа. Винсент Виллем ван Гог (нидерл. Vincent Willem van Gogh 30 марта 1853, Грот-Зюндерт, Нидерланды— 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция)— нидерландский художник-постимпрессионист, чьи работы оказали вневременное влияние на живопись XX века. Подобный подход к теме можно увидеть и в более поздней картине «Красные виноградники» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. Он продавался ничуть не хуже своих современников Сера или Гогена.
Ван Гог являлся профессиональным торговцем искусством — артдилером в крупнейшей фирме «Гупиль». Благодаря этому он самостоятельно добрался до номера гостиницы, где жил. Например, пандан «Кафе в Арле» и «Комната в Арле». И решил жениться.
Мейер-Грефе пришел в восторг и немедленно подтвердил их подлинность. Денег Ван Гогу хватало даже на создание коллекции японских гравюр. Он же оплачивал лечение Винсента. Например, одним из центральных «богоискательских» эпизодов легенды с «хождением в народ» стал факт, что в 1879 году Ван Гог был проповедником в бельгийском шахтерском районе Боринаж. Еще один внезапный удар.
Гигантский, порою сизифов, но в конце концов дающий истинные плоды. Живым он его не застал и вот таким образом был «свободен» от личных впечатлений, которые отягощали современников мастера. Очень скоро они расстались.
Так что псхическое расстройство не «помогало» гению Ван Гога, а мешало. На Рождество Винсент поехал домой и родители уговорили его не возвращаться в Англию. Четыре года спустя после рождения Винсента, 1 мая 1857 года, родился его брат Теодорус ван Гог (Тео). Ведь ночью пациентов на улицу не выпускали, только днем. Отцом Винсента был Теодор Ван Гог (родился 08. 02. 1822), протестантский пастор, а матерью— Анна Корнелия Карбентус, дочь почтенного переплётчика и продавца книг из Гааги. Фильм заработал «Оскара» и окончательно утвердил в головах миллионов людей образ полубезумного гения, взявшего на себя все грехи мира. Спадает почти вековая завеса времени. В 2011-м писатели Найфи и Уайт-Смит заявили об убийстве по неосторожности.
Подобные завихрения изображал еще один гений – Леонардо да Винчи. Вот таким преуспевающим «бытописателем низших классов», как Милле, собирался стать и Ван Гог используя свое знание жизни шахтеров и крестьян, почерпнутое в Боринаже. За год до его кончины выходит в свет четырехкилограммовая книга Ирвинга Стоуна «Жажда жизни», то есть Мейер-Греффе умирает удовлетворенным. Зловещей белой вороной, каркающей в бюргерской тишине маленького городка.
К середине февраля 1888 года художник решил покинуть Париж и перебраться на юг Франции— в Арль, где намеревался создать «Мастерскую Юга»— своеобразное братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений. На этот раз его избранницей стала беременная уличная женщина Христин, с которой Винсент познакомился прямо на улице и, движимый сочувствием к её положению, предложил переехать к нему вместе с детьми. Он жил в скромной хижине и отдавал много денег и одежды для обычных рабочих. Он продавался ничуть не хуже своих современников Сера или Гогена. Такие дела.
Как не похожи судьбы великих мастеров. Сколько одиночества, боли и страха смерти он выплескивал на свои холсты. Гогену случайно удалось остановить Винсента. А жил-был барчук. Преград для художника не существовало.
Кроме того, Тео поставлял брату «прозодежду» : блузы и знаменитые шляпы, необходимые книги и репродукции. Эти знакомства оказали самое благотворное влияние на художника: он обрёл родственную среду, которая его оценила, с увлечением принимал участие в выставках импрессионистов— в ресторане «Ла Фурш», кафе «Тамбурин», затем— в фойе «Свободного театра». А Тео что учудил – заболел неизлечимой фазой сифилиса. Однако этот образ, к которому все привыкли, не более чем миф, который был использован, чтобы «раскрутить» Ван Гога и с выгодой продать его картины. Вся серия задумывалась как пример украшения «жилища среднего класса». Контраст цветовой, тематический, композиционный.
Никогда Ван Гог не писал картин при луне со свечами, укрепленными на шляпе. И будучи сам в прошлом торговцем искусством, он знал, как этого добиваться. Весной 1890 года художник перебрался в Овер-сюр-Уаз, местечко под Парижем, где впервые за два года увиделся с братом и его семьёй. Винсенту хорошо даются языки— французский, английский, немецкий. «Великая жизнь угасла из-за нелепой случайности» – лейтмотив фильма.
Ван Гог снова один. Но голос этот проявился далеко не сразу. Но творцы легенды всегда вольно обращались с фактами. Винсент остался в Нидерландах и в течение полугода работал в книжном магазине в Дордрехте. В 1893 году двадцатишестилетний галерист приобрел картину «Влюбленная пара» и задумался о «рекламе» перспективного товара. Денег Ван Гогу хватало даже на создание коллекции японских гравюр.
Все это не было простой благотворительностью. Отстоял, отхватив пол-уха у голландца. Глядя на эти творения, ощущаешь восторг высоты и ужас падения. Он работал художником на договоре у артдилера, который был одной из ключевых фигур рынка «светлой живописи». В целом положение Винсента Ван Гога было уникальным. Все это еще при жизни Ван Гога воспринималось как «чудо», не имеющее реальных объяснений.
Но художник не был с юности полубезумцем со вспышками гениальности. В Германии, где Мейер-Грефе стал внедрять легенду, о художнике никто ничего не знал и галерист-искусствовед начинал с «чистого листа». Он показал несколько картин с подписью «Винсент», написанных в духе легенды. Снова столкновение с миром традиций, страшного буржуазного уюта.
На суде танцор-галерист рассказывал байку- «провенанс», которой «кормил» и своих доверчивых клиентов. Владелец гостиницы вызвал врача, который осмотрел рану и сообщил Тео. Ван Гог-новатор хотел постичь причины движения: цвет, формы, динамику, экспрессию натуры. Словом, Ван Гог ее за муки полюбил. Предварял все это обязательный полугодичный «стаж» миссионерства в глубинке.
Вся серия задумывалась как пример украшения «жилища среднего класса». Стали разбираться и Отто Вакер – танцор-педераст – признался, как налепил солнечных каракуль, а Мейер-Греффе лицензировал это дело за вознаграждение (бизнес есть бизнес). В 1987 году компания «Ясуда» купила на аукционе в Лондоне «Подсолнухи» Ван Гога за 40 миллионов долларов. Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей.
Несмотря на тягу друг к другу и совместные походы в один и тот же бордель, вместе им было трудно: бесконечные споры – об искусстве, женщинах, картинах, порой перерастали в драку. Были найдены планы дома, в котором художник жил в Арле. Возвращение блудного сына измученного, сломленного стыдом, беспомощного. Смысл жеста Ван Гога – я проиграл.
Творческий путь еще короче: писать он начал в 28. Ван Гог понял, что его навязчивая идея создания «Братства художников»— полная хуита, а Гоген живет с ним только потому, что съем жилья оплачивает Тео, брат Ван Гога. Признания, важным знаком которого для него являлись деньги. Оба сразу почувствовали друг к другу симпатию. Но и из более поздних работ вечная книга никуда не делась.
Никогда Ван Гог не писал картин при луне со свечами, укрепленными на шляпе. Художника давно разобрали «по винтикам». Во-первых, эта народная ниша занята Милле, во-вторых, вешать темную живопись с какими-то шахтерами в спаленке никто не захочет. В общем, трудолюбия, упорства и интеллекта ему было не занимать. Тео знакомит его с ведущими художественными критиками и своими клиентами-художниками, среди которых были не только добившиеся прочного положения Клод Моне, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар и Эдгар Дега, но и «восходящие звезды» Синьяк и Гоген. Однажды Тео женится и заводит малое дитя.
Вороны над хлебным полем. Даже картина «Комната в Арле» искривленное пространство которой считали фиксацией безумного состояния Ван Гога, оказалась на удивление реалистичной. Например, подлинный факт – Ван Гог любил работать под открытым небом потому, что плохо переносил запах скипидара, которым разводят краски, – «биограф» использовал как основу для фантастической версии о причине самоубийства мастера.
Вот и его «Звездная ночь» как будто «дышит». Незадолго до этого его выписали из клиники с заключением: «Выздоровел». дилетантство.
Беспричинная страшная тоска, а иногда «чувство пустоты и усталости в мозгу». Тео поддержал начинание деньгами и в том же году Винсент переехал в Арль. Отхватил испугался и сбежал. Картины Винсента Ван Гога вдова Тео Иоганна Ван Гог-Бонгер увезла в Голландию. К моменту приезда в Париж Винсента его брат был руководителем «экспериментального» отделения «Гупиля» на Монмартре.
Он не сразу «нащупал» образ того безумного гения-одиночки, который сейчас знают все. Блестит мокрая дорога. А о спаленках надо думать в первую очередь. Но творцы легенды всегда вольно обращались с фактами.
Слишком эмоциональный Ван Гог постоянно спорил. Теперь пшеница потемнела, она изображена энергичными ломаными штрихами. Итак, что же произошло в Боринаже и почему он принял решение стать художником. В 1888 году в город Арль, где жил Ван Гог, приехал его друг Поль Гоген, после чего художники благополучно стали жить вместе.
220 франков составляли четверть месячного заработка врача или юриста. В эти дни он работает над своей первой композицией — картиной. Они были в коллекции такого взыскательного ценителя, как Эдгар Дега.
Это написал в своей статье, целиком посвященной творчеству «удивительного голландца», восходящая звезда «новой критики» Анри Орье. Фильм получился невероятно красивым и проникновенным и снят с большой любовью к Ван Гогу. Представить в такой ситуации настоящего отшельника Сезанна просто невозможно. Незадолго до этого его выписали из клиники с заключением: «Выздоровел».
Но та испуганная выходкой художника, отказалась принять картины. Существует версия, что это произошло во время ссоры с Гогеном, которая имела место в тот день. Зеленый, зеленый мир, бесконечно многообразный и сложный, встает перед нами. Молодежь кропотливо вглядывалась в их полотна.
Винсент решил пойти по стопам отца и стать священником. И несмотря на то, что с точки зрения благочестия пастырь из Винсента был так себе (проститутки, алкоголизм, попытка убийства), вера живописца была совершенной. Да не вопрос.
Земля тут больше походит на воду: она движется, подобно волнам. Мейер-Грефе пришел в восторг и немедленно подтвердил их подлинность. Туда новоиспеченного художника уговорил в 1886 году уехать его младший брат Теодор. О Винсенте ван Гоге написано столько книг, столько биографий.
К столетию гения из народа установлен ценовый рекорд: знаменитые «Подсолнухи» приобретены за 40 млн. Ван Гог просто решил, что ему нужно рисовать больше и чаще. В 2007 году группа голландских историков составила «Канон голландской истории» для преподавания в школах, в котором ван Гог был помещён в качестве одной из пятидесяти тем, наряду с другими национальными символами, такими как Рембрандт и художественная группа «Стиль»12. Фирма «Гупиль» за бесценок распродала все произведения импрессионистов и постимпрессионистов, которые накопил в галерее на Монмартре Тео Ван Гог и закрыла эксперимент со «светлой живописью». Отправившись на миссионерскую стажировку в шахтерскую деревню Боринаж, Ван Гог не стал «одним из них», не превратился в представителя низшего сословия, а лишь отбывал положенный срок. Никогда Ван Гог не писал картин при луне со свечами, укрепленными на шляпе.
Поссориться со всей семьей, так как решил жить со старой проституткой из Гааги. Гвоздем этой «биографии» стала история об отрезанном ухе и творческом безумии, которое вознесло маленького, одинокого человека, вроде Акакия Акакиевича Башмачкина, до высот гениальности. Что, впрочем, Ван Гога не удивляет. Ночью у тела покойного Ван Гог шепчет: «Мне легче умереть, нежели жить.
Однако по поводу мифов. Вскоре он умер, но легенда, несмотря ни на что, продолжает жить до сих пор. «Мне далеко не весело, но стараюсь не разучиться шутить и всячески избегаю того, что пахнет мученичеством и героизмом, — словом, стараюсь не смотреть мрачно на мрачные вещи». Но при этом все время повторял любимое выражение американского художника Уистлера: «Я сделал это в два часа, но работал годами, чтобы сделать в эти два часа что-нибудь стоящее».
Этот бывший на подъеме успешный артдилер сыграл ключевую роль в судьбе мастера. Обладая бойким пером, Мейер-Грефе решил написать привлекательную для коллекционеров и любителей искусства биографию художника. Его картины выставляют артдилеры Арсен Портье, Джордж Томас, Пьер Мартин и Танги.
Это оказало заметное влияние на последующие поколения художников9. Легенда прочно утвердила представление о непризнанности Ван Гога, о том, что при жизни была продана всего одна его картина «Красные виноградники в Арле», которая сейчас висит в московском Музее изобразительных искусств имени А. С. Признания, важным знаком которого для него являлись деньги.
Перед нами от начала и до конца продуманные творческая и рыночная стратегии. Да, этот хмурый голландский парень был уникален во всем. Стены и потолок его жилища действительно были скошенными.
(«Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (1884—1885), «Крестьянка» (1885, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Едоки картофеля» (1885, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Старая церковная башня в Нюэнене» (1885), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости. После этого обиженный «миссионер» оставил религию и решил стать художником. Своего пика напряжение между художниками достигло в ночь на 24 декабря 1888 года. Картины художника становятся более динамичными и напряжёнными по своему колориту («Сеятель», 1888, Фонд Э. Бюрле, Цюрих), трагичными по звучанию («Ночное кафе», 1888, Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен «Спальня ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам). Тео посоветовал Винсенту бросить «крестьянскую» живопись, объяснив, что это уже «паханое поле». Для того чтобы получить сан, необходимо было пять лет учиться в семинарии. Пожалуйста не обижайтесь, но это.
И, кроме того, «черные картины» вроде «Едоков картофеля» во все времена продавалась хуже, чем светлое и радостное искусство. При этом как раз именно в период обострения болезни художник не мог писать. Представить в такой ситуации настоящего отшельника Сезанна просто невозможно. Первым это сделал друг семьи голландский артдилер Терстиг в феврале 1882 года и Винсент написал Тео: «Первая овечка прошла через мост». Что тут им ответить.
После смерти Ван Гога «Ирисы» были переданы его матери. До сих пор неизвестна вся правда об этой ссоре и обстоятельствах нападения (в частности, есть версия, что ван Гог напал на спящего Гогена и последнего спасло от смерти лишь то, что он вовремя проснулся), однако в ту же ночь Ван Гог отрезал себе мочку уха. Это явилось серьёзным ударом по эмоционально-психическому состоянию художника. Он словно промыл все цвета пейзажа и вот он перед вами, в первозданной яркой звонкости.
Случай почти беспрецедентный в истории искусства. Желание быть полезным простым людям направило его в Протестантскую миссионерскую школу пастора Бокмы в Лакене под Брюсселем, где он прошёл трёхмесячный курс проповеди (однако существует версия, что он не закончил полный курс обучения и был выгнан из-за неряшливого внешнего вида, вспыльчивого характера и частых приступов ярости). Были найдены планы дома, в котором художник жил в Арле. Именно на ее основе американский писатель Ирвинг Стоун в 1934 году написал свой бестселлер «Жажда жизни», а голливудский режиссер Винсенте Миннелли в 1956 году поставил фильм о Ван Гоге.
Пушкина. Даже картина «Комната в Арле» искривленное пространство которой считали фиксацией безумного состояния Ван Гога, оказалась на удивление реалистичной. Мейер-Грефе превратился в главного знатока «мистического голландца» и стал не только торговать картинами Ван Гога, но и за большие деньги выдавать сертификаты о подлинности произведений, появлявшихся под именем Ван Гога на художественном рынке. Вот эта борьба и составляет таинственное единство колеров в пленэре. Почтальон Жозеф Рулен в Арле, которого легенда сделала кем-то вроде покровителя «нищего» Ван Гога, получал вдвое меньше и в отличие от одинокого художника кормил семью с тремя детьми.
По документам известно, что у художника купили четырнадцать работ. Еще в 1884 году братья Ван Гоги заключили между собой соглашение. Большое влияние на художника оказало пособие Шарля Барга «Курс обучения рисунку». А сеятель как будто не идет, а скользит по ней (как тут не вспомнить Христа). Добиваясь интересного и удивительного цвета в своих работах, он иногда прибегал к смешению на одном холсте различных техник письма— мела, пера, сепии, акварели («Задворки», 1882, перо, мел и кисть на бумаге, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло «Крыши. Два мастера стали работать вместе под одной крышей.
А. С. Пушкина, Москва). Голландский художник, едва сделав свои первые шаги в искусстве, узнает из газеты «Меркюр де Франс», что он велик и наследник Рембрандта. В 1893 году двадцатишестилетний галерист приобрел картину «Влюбленная пара» и задумался о «рекламе» перспективного товара. Еще раз прошу прощения. На суде танцор-галерист рассказывал байку- «провенанс», которой «кормил» и своих доверчивых клиентов.
Для того чтобы получить сан, необходимо было пять лет учиться в семинарии. Син, так ее звали, способна была напугать даже видавшего виды портового грузчика. Есть тут и вороны, убивающие семена, но их мало, они так незаметны.
Умереть тяжко, но жить еще тяжелее». Гвоздем этой «биографии» стала история об отрезанном ухе и творческом безумии, которое вознесло маленького, одинокого человека, вроде Акакия Акакиевича Башмачкина, до высот гениальности. Экспертиза подтвердила обман, а Мейер-Греффе бежит в США, где постепенно умирает. Дело в том, что немало работ того периода художник просто раздаривал – врачам, пациентам. Имя Вакер не называл, утверждая, что озлобленные потерей «национального сокровища» большевики уничтожат семью аристократа, оставшуюся в Советской России. Он ему покровительствовал. Ведь она подогревала интерес к художнику и делала его работы еще более дорогостоящими. Поскольку речь шла об очень большой сумме, в дело вмешалась полиция.
Легенда прочно утвердила представление о непризнанности Ван Гога, о том, что при жизни была продана всего одна его картина «Красные виноградники в Арле», которая сейчас висит в московском Музее изобразительных искусств имени А. С. Но художник не был с юности полубезумцем со вспышками гениальности. Винсент много работал изучал жизнь города, особенно бедных кварталов.
«Гупиль» играл ведущую в Европе роль в торговле старыми мастерами и солидной современной академической живописью, но не боялся продавать и «умеренных новаторов» вроде барбизонцев. Отказывается от своей доли наследства. Американские историки-искусствоведы Стивен Найфех и Грегори Уайт Смит выдвинули предположение, что ван Гог был подстрелен одним из подростков, которые регулярно составляли ему компанию в питейных заведениях5.
Одна из немногих работ, написанная не с натуры. Хотя ван Гог и заявил об отходе от импрессионистских методов изображения, влияние этого стиля всё ещё очень сильно ощущалось в его картинах, особенно в передаче световоздушности («Персиковое дерево в цвету», 1888, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) или в использовании больших колористических пятен («Мост Англуа в Арле», 1888, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн). Были найдены планы дома, в котором художник жил в Арле. Там же он получал уроки рисования.
Он показал несколько картин с подписью «Винсент», написанных в духе легенды. Остальное «дорисовало» воображение. Картины Винсента Ван Гога вдова Тео Иоганна Ван Гог-Бонгер увезла в Голландию. Однако никаких особенных терзаний в юные годы у Винсента не было.
За художника лучше всего говорят его картины. Впрочем, к этому радостному событию репейником прилипло одно неказистое обстоятельство: Ван Гог написал четыре варианта «Подсолнухов», а рекорд установил некий пятый. Но ответ Ван Гога был односложен: нет. Доктор Гаше, стремясь сделать все возможное, не отходил от больного в надежде его спасти. Первым это сделал друг семьи голландский артдилер Терстиг в феврале 1882 года и Винсент написал Тео: «Первая овечка прошла через мост». С любовью, Винсент» (2017) Дорота Кобела и Хью Уэлшман.
Шутка ли, за неполные 10 лет творчества он создал больше 2 000 работ. Помимо него, у Винсента был брат Кор (Корнелис Винсент, 17 мая 1867) и три сестры— Анна Корнелия (17 февраля 1855), Лиз (Элизабет Губерта, 16 мая 1859) и Вил (Виллемина Якоба, 16 марта 1862). Но ужиться не смогли. Но постепенно их отношения стали ухудшаться. Однако публика пришла в ужас от картин ван Гога, что заставило его снова заняться самообразованием— изучать теорию цвета Эжена Делакруа, фактурную живопись Адольфа Монтичелли, японские цветные гравюры и плоскостное восточное искусство вообще. Партнером в ней был его дядя Винсент, в честь которого и назвали юного голландца.
Он сумел дойти до дома, оставляя в пыли кровавый след. Предварял все это обязательный полугодичный «стаж» миссионерства в глубинке. Меняется роль человека в картинах Ван Гога— его нет совсем или же он является стаффажем. И будучи сам в прошлом торговцем искусством, он знал, как этого добиваться. Его художественным кредо стали собственные слова: «Когда рисуешь дерево, трактуй его как фигуру».
Восхищалась холстами импрессионистов Моне, Сислея, Писсарро, Ренуара. Краеугольный камень легенды о Ван Гоге – его безумие. Он бросает в землю не просто зерна – это семена веры. Его считают сумасшедшим гением-одиночкой и мучеником, не думавшим о славе и деньгах. Затем американский период в деле канонизации Ван Гога сменился японским.
за «Портрет доктора Гаше». Легенды о Ван Гоге – его безумие. Зловещую картину «Пшеничное поле», с уходящей вдаль дорогой, застилаемой стаей воронов, они, например, объявили последним полотном мастера, предсказывающим его смерть. Эта книга – практически роман, роман в письмах, рассказывающий о жизни великого художника настолько занимательно, что все его герои оживают, а все места встают перед глазами будто наяву. Богема Гааги жила своей жизнью. Эту же версию недавно подтвердили и создатели анимационного фильма «Ван Гог.
Г. Уитни, Нью-Йорк «Пшеничное поле с кипарисами», 1889, Музей Метрополитен, Нью-Йорк). Дега. За это время Винсент изучил как старое, так и современное ему живописное искусство: «Находясь в окружении картин, я воспылал к ним неистовой, доходящей до исступления любовью». И этим артдилером был его брат.
Посмотрев его картины на выставке «независимых», Гоген написал: «Вы единственный думающий художник из всех». Ван Гог являлся профессиональным торговцем искусством – артдилером в крупнейшей фирме «Гупиль». В первой картине – мрак и напряжение, во второй – свет и гармония. Он видел лишь ворон. Именно в этот момент Винсент решает стать художником.
Соединить, казалось бы, несоединимое – рискованное авангардное искусство мира богемы и коммерческий успех в духе респектабельного «Гупиля». Умирает отец. Я ее обожаю, – писал своему брату Тео будущий великий художник Винсент Ван Гог. Пушкина.
Сначала мейеровский Ван Гог был «здоровым человеком из народа», а его творчество – «гармонией между искусством и жизнью» и провозвестником нового Большого стиля, которым Мейер-Грефе считал модерн. Причем с Винсентом Ван Гогом как одним из лидеров этого поколения. По документам известно, что у художника купили четырнадцать работ. Вакер получил три года тюрьмы, а репутация Мейер-Грефе была разрушена. Все это еще при жизни Ван Гога воспринималось как «чудо», не имеющее реальных объяснений.
Музеи с его картинами самые популярные в мире. Перед нами от начала и до конца продуманные творческая и рыночная стратегии. В Германии, где Мейер-Грефе стал внедрять легенду, о художнике никто ничего не знал и галерист-искусствовед начинал с «чистого листа». Три года спустя эксцентричный миллиардер Риото Сайто, который ассоциировал себя самого с Винсентом из легенды, заплатил на аукционе в Нью-Йорке 82 миллиона долларов за «Портрет доктора Гаше» кисти Ван Гога. Он не сразу «нащупал» образ того безумного гения-одиночки, который сейчас знают все.
Он работал художником на договоре у артдилера, который был одной из ключевых фигур рынка «светлой живописи». На горизонте бежит поезд, выбрасывая хвост седого пара.
Чтобы наглядно показать, как будут «смотреться» картины постимпрессионистов в буржуазном интерьере, Ван Гог сам в 1887 году устроил две выставки в кафе «Тамбурин» и ресторане «Ла Форш» в Париже и даже продал с них несколько работ. Публика рано или поздно ее обязательно оценит. У него была отрезана только мочка, о чем сказано во врачебном заключении. Например, одним из центральных «богоискательских» эпизодов легенды с «хождением в народ» стал факт, что в 1879 году Ван Гог был проповедником в бельгийском шахтерском районе Боринаж. Всего Вакер, открывший свою собственную галерею в модном районе на Потсдамерплац, выбросил на рынок больше 30 «Ван Гогов», пока не поползли слухи о том, что они фальшивые. Очень распространено мнение, что Ван Гог был безумцем, который бессистемно выплескивал свои эмоции на холсты, не отдавая себе отчет в своих действиях.
Та выбрала Гогена. его уволили из фирмы Goupil Cie по причине плохой работы, несмотря на покровительство родственников-совладельцев компании. Он почти не играл с другими детьми. Несомненно, свою роль сыграла и непризнанность публикой.
Она несчастна, больна, беременна и брошена всем миром. Не был он и бессребреником, не желавшим продавать профанам свои картины, которые он даром раздавал «родственным душам», как писал Мейер-Грефе. В основе легенды о художнике лежит подлинный факт — он занялся живописью, будучи уже зрелым человеком и всего за десять лет «пробежал» путь от начинающего художника до мастера, перевернувшего представление об изобразительном искусстве. Когда его покровитель метр Мауве дал ему рисовать гипсовый слепок античной головы, Винсент в сердцах вышвырнул его вон, разбив вдребезги. В 1907 году картину купил коллекционер за 300 франков, а почти через 80 лет она досталась музею за баснословные 54 миллиона долларов. И только «третья редакция» легенды удовлетворила всех. он меня электризует, возбуждает, я не могу свободно дышать.
И Роден и Дега в своих собраниях имеют работы Ван Гога. Слишком велик разрыв между ним и всеми остальными. Стены и потолок его жилища действительно были скошенными. При этом как раз именно в период обострения болезни художник не мог писать.
Там окончательно определились своеобразие его творческой манеры и художественная программа: «Вместо того, чтобы пытаться точно изобразить то, что находится перед глазами, я использую цвет более произвольно, так, чтобы наиболее полно выразить себя». Потом пошел домой, перевязал голову, поставил перед собой зеркало, мольберт, взял кисти, холст и буквально за несколько дней написал два знаменитых автопортрета – С отрезанным ухом и трубкой и С забинтованным ухом. И в этом — самая страшная трагедия.
Гоген эту версию охотно подхватил, да еще и от себя красок добавил, экспрессионист. В реальности продаж было больше, об остальных просто не сохранилось точных свидетельств. Не сильно задел, Майк Тайсен больше бы откусил, но медицинскую помощь оказать надо. Главное место в творчестве занял прихотливо искривлённый контур, словно зажимающий собой тот или иной предмет («Сельская дорога с кипарисами», 1890, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло «Улица и лестница в Овере», 1890, Городской художественный музей, Сент-Луис «Пейзаж в Овере после дождя», 1890, Государственный музей изобразительных искусств им.
За Ван Гогом стояла большая семья, которая никогда не оставляла его без поддержки, хотя и была не в восторге от его экспериментов. Всего Вакер, открывший свою собственную галерею в модном районе на Потсдамерплац, выбросил на рынок больше 30 «Ван Гогов», пока не поползли слухи о том, что они фальшивые. Это был прообраз элитных «квартирных выставок», вошедших в моду в XX веке и их гвоздем стали работы Винсента. Да, дно жизни всегда манило его, призывало к себе и он шел ему навстречу. Почтальон Жозеф Рулен в Арле, которого легенда сделала кем-то вроде покровителя «нищего» Ван Гога, получал вдвое меньше и в отличие от одинокого художника кормил семью с тремя детьми.
Еще в 1884 году братья Ван Гоги заключили между собой соглашение. В них видели какое-то месиво красок, в котором угадываются пророческие «прозрения» юродивого. Что касается непризнанности, то начиная с 1888 года известные критики Гюстав Кан и Феликс Фенелон в обзорах выставок «независимых», как называли тогда авангардистов, выделяют свежие и яркие работы Ван Гога. Тогда впервые модернисты обошли старых мастеров.
«Ты не зарабатываешь денег» — вот лейтмотив каждой беседы. Сначала мейеровский Ван Гог был «здоровым человеком из народа», а его творчество — «гармонией между искусством и жизнью» и провозвестником нового Большого стиля, которым Мейер-Грефе считал модерн. Какая разница, какой именно женщине была посвящена та или иная картина. Домашние помнят Винсента как своенравного, трудного и нудного ребёнка со «странными манерами», что было причиной его частых наказаний. Якобы Ван Гог влюбился в солнце – источник его вдохновения и не позволял себе покрывать голову шляпой, стоя под его жгучими лучами.
Постепенно это занятие стало отбирать у него больше времени и Винсент окончательно охладел к работе, решив для себя, что «у искусства нет худших врагов, чем торговцы картинами». Он ему покровительствовал. Тут и «разрыв со средой» и «стремление пострадать вместе с убогими и нищими». Леонардо «отвечает» за искусство старых мастеров, Ван Гог – за импрессионистов и постимпрессионистов XIX века, а Пикассо – за абстракционистов и модернистов XX столетия. Дальше дело ясное – немотивированные оскорбления и потасовки. Но творцы легенды всегда вольно обращались с фактами.
Этажом выше, в своей собственной квартире, он устраивал «сменные экспозиции» картин дерзкой молодежи, которые «Гупиль» боялся показывать официально. Гоген не пострадал, зато Ван Гог в ту ночь отрезал себе мочку уха. Человек с обостренным чувством нового и превосходный бизнесмен, Тео одним из первых разглядел наступление новой эры в искусстве. В этом же ряду несколько вариантов его знаменитых «Подсолнухов». Люди же считали их картинками сумасшедшего и обращались как ни попадя.
Вот Ван Гог и отправился к шахтерам. Семья художника обладала немалыми деньгами и могла обеспечить ему блестящее будущее, но вместо этого Винсент решил проповедовать беднякам, сам живя в нищете. Ван Гог был «скучным трудягой» и, кроме странных психических припадков, появившихся у него незадолго до смерти и самой этой смерти в результате попытки самоубийства, зацепиться мифотворцам было не за что. Спасибо за публикацию цитат из писем. Пожинать плоды трудов великого живописца Винсента и великого галериста Тео стали люди типа Мейер-Грефе.
В реальности продаж было больше, об остальных просто не сохранилось точных свидетельств. Только в начале XX столетия к великому голландцу пришла тотальная слава. По документам известно, что у художника купили четырнадцать работ. Но судьба распорядилась иначе. В этом же ряду несколько вариантов его знаменитых «Подсолнухов».
Но судьба распорядилась иначе. Ван Гог предложил бездомному Гогену кров в своем доме, который оплачивал брат Тео. Другое дело – буквально созданная для успеха «светлая живопись» импрессионистов: сплошное солнце и праздник. Но все сомнения тут же нивелируются под напором голливудской экранизации «Жажды жизни».
Его не понимали, над ним смеялись. Пока. Вскоре он умер, но легенда, несмотря ни на что, продолжает жить до сих пор. Ван Гог продолжает свои штудии. Так что псхическое расстройство не «помогало» гению Ван Гога, а мешало. Еще при жизни Винсент прочитал в газете «Меркюр де Франс», что он великий художник, наследник Рембрандта и Халса.
Объясняется же все просто. Это был прообраз элитных «квартирных выставок», вошедших в моду в XX веке и их гвоздем стали работы Винсента. Самую важную роль в будущей мастерской Ван Гог отдавал Полю Гогену. Роль художника там сыграл актер Кёрк Дуглас. Если правду – Гогена выловят и уголовное дело заведут. Долина Ла-Кро» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Терраса кафе ночью» (1888, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле» (1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), но и неодушевлённые предметы («Спальня ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам).
Что касается непризнанности, то начиная с 1888 года известные критики Гюстав Кан и Феликс Фенелон в обзорах выставок «независимых», как называли тогда авангардистов, выделяют свежие и яркие работы Ван Гога. А. С. Пушкина, Москва). Ван Гог пишет Тео: «На трухлявом и подточенном фундаменте прошлого мне уже никогда не построить величавого здания».
Вечно голодный, питающийся хлебом и сыром, Винсент был изгоем. С пепелища своей жизни с Син Ван Гог бежит к отцу в брабантский городок Нюэнен. «Ирисы» все же забрала с собой. В реальности продаж было больше, об остальных просто не сохранилось точных свидетельств. В начале XX столетия состоялись ретроспективы в Париже (1901 и 1905) и Амстердаме (1905) и значимые групповые выставки в Кёльне (1912), Нью-Йорке (1913) и Берлине (1914)8.
«Дома меня побаиваются, как побаиваются пустить в комнаты большого лохматого пса. Словом, милые бранятся – только тешатся. Контраст цветовой, тематический, композиционный.
Фильм заработал «Оскара» и окончательно утвердил в головах миллионов людей образ полубезумного гения, взявшего на себя все грехи мира. Пушкина.
Туда новоиспеченного художника уговорил в 1886 году уехать его младший брат Теодор. Для осуществления п. 1). В одном из писем Ван Гог писал, что специально доводил себя до такого состояния абсентом и кофе: «в спокойном состоянии взгляд мой становится пустым». Появились там же, в Сен-Реми.
Нет. Видимо, за это он и решил полоснуть сожителя бритвенным лезвием. Публика рано или поздно ее обязательно оценит. До боли правдивы зловещие полотна Брейгеля или апокалипсические прозрения Босха. Именно на ее основе американский писатель Ирвинг Стоун в 1934 году написал свой бестселлер «Жажда жизни», а голливудский режиссер Винсенте Миннелли в 1956 году поставил фильм о Ван Гоге.
Этот бывший на подъеме успешный артдилер сыграл ключевую роль в судьбе мастера. Ван Гог писал не по наитию — долго и напряженно работал над одним и тем же мотивом. Пеленки-распашонки, бабе бусы подавай, да такие, чтоб не хуже, чем у Зиночки. Реальный Ван Гог меньше всего похож на отшельника из легенды. Мозаика маленьких лоскутов, запаханных и цветущих полей. Настоящий Винсент Ван Гог имел мало общего с «Винсентом» Мейер-Грефе.
Первым это сделал друг семьи голландский артдилер Терстиг в феврале 1882 года и Винсент написал Тео (брат художника): «Первая овечка прошла через мост». Не выдержав ежедневных ссор, он уехал. Полынь – наркотик.
Первая драма в жизни Винсента, но далеко не последняя. Винсент решил пойти по стопам отца и стать священником. Но модерн выдохся за считанные годы и Ван Гог под пером предприимчивого немца «переквалифицировался» в бунтаря-авангардиста, который возглавил борьбу против замшелых академистов-реалистов.
И этот выбор тоже не случаен. Версия о самоубийстве (выстрелил в себя и потом умер от потери крови) долго никем не оспаривалась. Оба портрета отнес Рашель. Правда в том, что жизнь Ван Гога в Боринаже не была простой. Ван Гог-анархист был популярен в кругах художественной богемы, но отпугивал обывателя.
В их числе выделяются серии натюрмортов и автопортретов, серия из шести полотен под общим названием «Башмаки» (1887, Художественный музей, Балтимор), пейзажи. Легенда прочно утвердила представление о непризнанности Ван Гога, о том, что при жизни была продана всего одна его картина «Красные виноградники в Арле», которая сейчас висит в московском Музее изобразительных искусств имени А. С. За это время им было создано более ста пятидесяти картин и около ста рисунков и акварелей. Переезжая, попросту бросила на чердаке несколько его ранних работ. Вот что он успел написать брату: «Что ж, я заплатил жизнью за свою работу и она стоила мне половины моего рассудка, это так Но что поделаешь. ».
Тем не менее Ван Гог находил что-то правильное в их образе жизни. Тео посоветовал Винсенту бросить «крестьянскую» живопись, объяснив, что это уже «паханое поле». К тому же, с детства Ван Гог проявлял склонность к языкам и получал уроки живописи.
Художник страдал от депрессии и припадков эпилепсии, которые были вызваны пристрастием к абсенту и проявлялись лишь в конце жизни. Он уговорил консервативное руководство «Гупиля» позволить ему рискнуть заняться торговлей «светлой живописью». На следующий день, 24 декабря, Винсента отвезли в психиатрическую лечебницу, где приступ повторился с такой силой, что врачи поместили его в палату для буйных больных с диагнозом «эпилепсия височных долей». А зря – через пару десятилетий эти работы стоили десятки миллионов долларов. Затем американский период в деле канонизации Ван Гога сменился японским. Зловещую картину «Пшеничное поле», с уходящей вдаль дорогой, застилаемой стаей воронов, они, например, объявили последним полотном мастера, предсказывающим его смерть.
Винсент порывает с семьей. Sad but true. 4. Но при этом все время повторял любимое выражение американского художника Уистлера: «Я сделал это в два часа, но работал годами, чтобы сделать в эти два часа что-нибудь стоящее». Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах («Жёлтый дом» (1888), «Кресло Гогена» (1888), «Жатва. Чтобы наглядно показать, как будут «смотреться» картины постимпрессионистов в буржуазном интерьере, Ван Гог сам в 1887 году устроил две выставки в кафе «Тамбурин» и ресторане «Ла Форш» в Париже и даже продал с них несколько работ. Восторгались мощью рисунков Микеланджело Буонарроти.
Он покидает Арль. В целом положение Винсента Ван Гога было уникальным. Так ли это важно. Винсент страдает.
Но и там Ван Гог усердно трудится, создавая, в том числе, знаменитую работу «Звёздная ночь». «Ноу-хау» главного автора мифа о Ван Гоге Юлиуса Мейер-Грефе – не просто вранье, а подача вымышленных событий вперемешку с подлинными фактами, да еще в форме безупречного научного труда. Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии. Но эти немногочисленные «козыри» были разыграны настоящими мастерами своего дела.
Очень сомнительна знаменитая история с ухом. Вот и решил: заняться живописью. Так что, вводные даны, действуй, Винсент. В основе легенды о художнике лежит подлинный факт – он занялся живописью, будучи уже зрелым человеком и всего за десять лет «пробежал» путь от начинающего художника до мастера, перевернувшего представление об изобразительном искусстве. В работах появляются воздух, атмосфера и сочный цвет, однако художник по-своему передавал световоздушную среду и атмосферные нюансы, расчленяя целое, не сливая формы и показывая «лицо» или «фигуру» каждого элемента целого. На вопрос: Что с вами, Винсент.
Кроме того, Винсент начал синтезировать рисунок и цвет, чтобы полнее передать саму суть местной природы. Художник считал, что и цветок и камень и даже космос – все в мире имеет душу. Сегодня Ван Гог признанный классик. Но через два дня началось ухудшение и Винсент умер.
Родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндерт (нидерл. Groot Zundert) в провинции Северный Брабант на юге Нидерландов, недалеко от бельгийской границы. Популярная тема во французской живописи. Единственное, что их сближает, — это труд.
Он влюбился в Поля – по-настоящему, по-мужски. Случай почти беспрецедентный в истории искусства.
Но эти немногочисленные «козыри» были разыграны настоящими мастерами своего дела. В 20-х числах июля 1890 года ван Гог написал своё знаменитое полотно «Пшеничное поле с воронами» (Музей ван Гога, Амстердам), а через неделю, 27 июля, произошла трагедия. Это написал в своей статье, целиком посвященной творчеству «удивительного голландца», восходящая звезда «новой критики» Анри Орье.
Вера ван Гога растворилась в его пейзажах, натюрмортах, портретах. Но она никогда не ценила ни сына, ни его творчество.
Винсент начинает пить абсент. Зловещую картину «Пшеничное поле», с уходящей вдаль дорогой, застилаемой стаей воронов, они, например, объявили последним полотном мастера, предсказывающим его смерть. В октябре 2011 года появилась альтернативная версия смерти художника. А мочку он отнес и вручил проститутке, которая предпочитала ему «победителя» Гогена.
«Ноу-хау» главного автора мифа о Ван Гоге Юлиуса Мейер-Грефе — не просто вранье, а подача вымышленных событий вперемешку с подлинными фактами, да еще в форме безупречного научного труда. Главным творцом Легенды о мастере стал немецкий галерист и искусствовед Юлиус Мейер-Грефе. В этот период палитра ван Гога стала светлой исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок (Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин» (1887—1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Мост через Сену» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Папаша Танги» (1887, Музей Родена, Париж), «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам). А 100-летие смерти гения из народа было отмечено полным фурором: 82 млн. Живым он его не застал и вот таким образом был «свободен» от личных впечатлений, которые отягощали современников мастера. Тогда как работы Винсента, художника с шестилетним стажем, можно было увидеть в любое время на «квартирной выставке» Тео, где перебывала вся художественная элита столицы мира искусства – Парижа.
Абсент на полыни. По ней катит одинокая тележка. В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. Но художник не был с юности полубезумцем со вспышками гениальности. Краеугольный камень легенды о Ван Гоге— его безумие. Оказывается, Ван Гог оставил много фальшаков.
Например, подлинный факт — Ван Гог любил работать под открытым небом потому, что плохо переносил запах скипидара, которым разводят краски, — «биограф» использовал как основу для фантастической версии о причине самоубийства мастера. Как считают специалисты, если бы не почти одновременная ранняя смерть обоих братьев, это произошло бы еще в середине 1890-х годов и Ван Гог был бы очень богатым человеком.
Ко всему прочему Винсент не был простой марионеткой в руках бизнесмена Тео. Но хорошо известно, что после нее он написал еще целый ряд работ, где злополучное поле изображено сжатым. Но он, подобно быку в ярме, пахал и пахал свое поле. К слову, вихри на небе Ван Гога, считают некоторые исследователи, не что иное как турбулентность.
Живым он его не застал и вот таким образом был «свободен» от личных впечатлений, которые отягощали современников мастера. В них видели какое-то месиво красок, в котором угадываются пророческие «прозрения» юродивого. Пария не был принят. Его картины выставляют артдилеры Арсен Портье, Джордж Томас, Пьер Мартин и Танги.
Но эта же компания нередко бывала в стенах галереи Дюран Рюэля. 25 октября 1888 года в Арль приехал Поль Гоген, чтобы обсудить идею создания южной мастерской живописи. 220 франков составляли четверть месячного заработка врача или юриста. Тулуз-Лотрек, Бернар и их друзья часто ходили в Лувр. Они были в коллекции такого взыскательного ценителя, как Эдгар Дега. Например, пандан «Кафе в Арле» и «Комната в Арле».
Мейер-Грефе превратился в главного знатока «мистического голландца» и стал не только торговать картинами Ван Гога, но и за большие деньги выдавать сертификаты о подлинности произведений, появлявшихся под именем Ван Гога на художественном рынке. В середине 1920-х годов к нему пришел некий Отто Вакер, выступавший с эротическими танцами в берлинских кабаре под псевдонимом Олинто Ловель. Что же было на самом деле, остается неизвестным. Следствием этой программы стала попытка выработать «простую технику, которая, видимо, будет не импрессионистской». Ван Гог являлся профессиональным торговцем искусством – артдилером в крупнейшей фирме «Гупиль».
«Гупиль» играл ведущую в Европе роль в торговле старыми мастерами и солидной современной академической живописью, но не боялся продавать и «умеренных новаторов» вроде барбизонцев. Но судьба распорядилась иначе. Дождь прошел. Все это не было простой благотворительностью. И этот выбор тоже не случаен.
При этом как раз именно в период обострения болезни художник не мог писать. На этом заканчивается его формальное образование. В результате в конце марта 1876г. Тут и «разрыв со средой» и «стремление пострадать вместе с убогими и нищими».
Посмотрев его картины на выставке «независимых», Гоген написал: «Вы единственный думающий художник из всех». А Ван Гог в прямом смысле слова остался зализывать раны. Религия всегда играла для ван Гога определяющую роль.
Словом, к облегчению родных и друзей художника свадьба не состоялась. Легенда гласит, что за всю свою жизнь Ван Гог продал всего одну картину, «Красные виноградники в Арле», бедствовал и едва наскребал на кисти и краски, которые покупал вместо хлеба на последние гроши. В первой картине — мрак и напряжение, во второй — свет и гармония. Гоген по ночам часто заставал Винсента стоящим над его кроватью. Ван Гог выстрелил в себя 27 июля 1890 года, после того как, казалось, его психический кризис был преодолен.
Но повременим. Он уговорил консервативное руководство «Гупиля» позволить ему рискнуть заняться торговлей «светлой живописью». Но модерн выдохся за считанные годы и Ван Гог под пером предприимчивого немца «переквалифицировался» в бунтаря-авангардиста, который возглавил борьбу против замшелых академистов-реалистов. Так что псхическое расстройство не «помогало» гению Ван Гога, а мешало. Приобрела, что характерно, страховая компания.
Эти люди были бедны и неграмотны, а их работа была тяжелой и опасной. Попробуем пройти этот звездный путь Винсента к гибели и вечности. Там он получил необходимое обучение в качестве дилера.
После этого обиженный «миссионер» оставил религию и решил стать художником. В городе Арле, где он устроил свою мастерскую, уехав из Парижа, он начал серию из 30 работ, связанных общей творческой задачей «Контраст». Ну, один и не рассчитал, торчащее ухо собутыльнику задел. Кроме того, Тео поставлял брату «прозодежду»: блузы и знаменитые шляпы, необходимые книги и репродукции. Ярким примером такого подхода может служить картина «Море в Сент-Марье» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. Стены и потолок его жилища действительно были скошенными. Партнером в ней был его дядя Винсент, в честь которого и назвали юного голландца.
Голландец был настоящим трудоголиком и утверждал: «В искусстве надо работать, как несколько негров и спускать с себя кожу». И, кроме того, «черные картины» вроде «Едоков картофеля» во все времена продавалась хуже, чем светлое и радостное искусство. Из окна своей палаты Ван Гог видел кусок неба и звезды. И кто это сделал.
Тео, руководитель экспериментального отделения «Гупиля» на Монмартре, знакомит Винсента с благодарными подопечными своей фирмы – с Моне, Сислеем, Писсарро, Ренуаром, Дега, Синьяком, Гогеном и пр. Вот Ван Гог и отправился к шахтерам. И модный маэстро изгоняет его из студии. И этим артдилером был его брат. Словно из растворенного окна на вас дышит свежесть июньского утра, напоенного влагой. Практически о каждой его картине существует научная статья. Оказалось, что Ван Гог не мог отрезать его себе «под корень», он просто истек бы кровью, ведь помощь ему оказали только через 10 часов после инцидента.
Целое десятилетие это была самая дорогая картина в мире. Самоуверенного Гогена это раздражало. Подавляющее большинство писем Ван Гога посвящено вопросам «кухни» живописи: постановка задач, материалы, техника. Борозды его кисти лежат на холстах, грубо, коряво, но разительно правдиво и художественно.
Роль художника там сыграл актер Кёрк Дуглас. За эти годы племянник совладельца «Гупиля» прошел серьезную школу изучил основные европейские музеи и многие закрытые частные собрания, стал настоящим экспертом в живописи не только Рембрандта и малых голландцев, но и французов – от Энгра до Делакруа. Он продавался ничуть не хуже своих современников Сера или Гогена. Ван Гог ушёл из жизни в 37 лет. О своём детстве он вспоминал так: «Моё детство было мрачным, холодным и пустым».
Так что в качестве артдилера гаагского филиала фирмы «Гупиль» молоденький Винсент Ван Гог – с его-то данными и генотипом – карьеру сделал быстро. Но разобранные механизмы человеческой души всегда вызывают во мне отторжение. В результате его попросили уехать. Еще при жизни Винсент прочитал в газете «Меркюр де Франс», что он великий художник, наследник Рембрандта и Халса.
Объясняется же все просто. Тот хоть и придурок, а стучать на своих пацанов все равно западло. Чего только не насочиняли Мейер-Грефе и его последователи.
Картины Винсента Ван Гога вдова Тео Иоганна Ван Гог-Бонгер увезла в Голландию. Его лучи заполняют все небо и, кажется, сливаются с уже взошедшей пшеницей. «Находясь в окружении картин, – писал он, – я воспылал к ним неистовой, доходящей до исступления любовью». Волна и камень, как говорится, стихи и проза и далее по тексту.
Поскольку речь шла об очень большой сумме, в дело вмешалась полиция. Партнером в ней был его дядя Винсент, в честь которого и назвали юного голландца. Ко всему прочему Винсент не был простой марионеткой в руках бизнесмена Тео.
Неделями рисует руки, башмаки, пейзажи, не теряя ни минуты. Он был продавцом картин, но стал миссионером. Причем с Винсентом Ван Гогом как одним из лидеров этого поколения. В «научной монографии» 1921 года под названием «Винсент», с необычным для литературы такого рода подзаголовком «Роман о Богоискателе» Мейер-Грефе представил публике святого безумца, рукой которого водил Бог. Только в начале XX столетия к великому голландцу пришла тотальная слава.
С одной стороны, Ван Гог испытывал симпатию к рабочему классу. На заднем плане яркое солнце. В городе Арле, где он устроил свою мастерскую, уехав из Парижа, он начал серию из 30 работ, связанных общей творческой задачей «Контраст». Фирма «Гупиль» за бесценок распродала все произведения импрессионистов и постимпрессионистов, которые накопил в галерее на Монмартре Тео Ван Гог и закрыла эксперимент со «светлой живописью». А. С. Пушкина, Москва). Одна из главных тем его писем к Тео отнюдь не богоискательство, а рассуждения о том, что надо делать, чтобы выгодно сбыть картины и какая живопись быстрее найдет путь к сердцу покупателя.
Он ему покровительствовал. Его работы — работы фанатика, но фанатика, бесспорно, гениального. В 1893 году двадцатишестилетний галерист приобрел картину «Влюбленная пара» и задумался о «рекламе» перспективного товара. Главным творцом Легенды о мастере стал немецкий галерист и искусствовед Юлиус Мейер-Грефе. После того нервного срыва и был написан автопортрет. Да, отторжение и печаль.
Вакер получил три года тюрьмы, а репутация Мейер-Грефе была разрушена. Другое дело — буквально созданная для успеха «светлая живопись» импрессионистов: сплошное солнце и праздник. За эти годы племянник совладельца «Гупиля» прошел серьезную школу изучил основные европейские музеи и многие закрытые частные собрания, стал настоящим экспертом в живописи не только Рембрандта и малых голландцев, но и французов — от Энгра до Делакруа. Этажом выше, в своей собственной квартире, он устраивал «сменные экспозиции» картин дерзкой молодежи, которые «Гупиль» боялся показывать официально.
Реальный Ван Гог меньше всего похож на отшельника из легенды. И только «третья редакция» легенды удовлетворила всех. Тео не согласен. Не раз он будет слушать призывы к мещанскому благоразумию, к капитуляции, к сдаче позиций. Соединить, казалось бы, несоединимое — рискованное авангардное искусство мира богемы и коммерческий успех в духе респектабельного «Гупиля». Этот поступок не такой уж странный, как может показаться. Только в начале XX столетия к великому голландцу пришла тотальная слава.
Чего только не насочиняли Мейер-Грефе и его последователи. Основными видами полотен в этот период жизни становятся натюрморты и пейзажи, главными отличиями которых становятся неимоверное нервное напряжение и динамизм («Звёздная ночь», 1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк), противопоставление контрастных цветов и— в некоторых случаях— использование полутонов («Пейзаж с оливами», 1889, Собрание Дж. «Гупиль» играл ведущую в Европе роль в торговле старыми мастерами и солидной современной академической живописью, но не боялся продавать и «умеренных новаторов» вроде барбизонцев. А эта книга позволила мне взглянуть на картины Ван Гога по-другому.
Главным творцом Легенды о мастере стал немецкий галерист и искусствовед Юлиус Мейер-Грефе. А наркотики вредны для здоровья. Очень хорошо это видно, например, в картине «Крестьянин и крестьянка, сажающие картофель» (1885, Кунстхауз, Цюрих), где фигуры крестьян уподоблены скалам, а высокая линия горизонта словно давит на них, не позволяя разогнуться или хотя бы поднять голову. Подавляющее большинство писем Ван Гога посвящено вопросам «кухни» живописи: постановка задач, материалы, техника. При этом если Леонардо предстает в глазах публики не столько живописцем, сколько универсальным гением, а Пикассо – модным «светским львом» и общественным деятелем – борцом за мир, то Ван Гог олицетворяет именно художника.
Вопреки легенде артдилер Ван Гог не был гениальным дилетантом вроде таких «художников воскресного дня», как таможенник Руссо или кондуктор Пиросмани. Kартина «Комната в Арле» искривленное пространство которой считали фиксацией безумного состояния Ван Гога, оказалась на удивление реалистичной. Последний приехал на следующий же день и провёл с Винсентом всё время, до самой его смерти спустя 29 часов после ранения от потери крови (в 1:30 ночи 29 июля 1890 года). Но, как это часто бывает, возиться с антиквариатом стало скучно, на дядю работать надоело, потянуло на подвиги – тем более что в механике артбизнеса Ван Гог уже поднаторел. Роман о богоискателе «Винсент» предприимчивого немца пришелся как нельзя кстати в обстановке крушения идеалов после бойни Первой мировой войны. И, на мой взгляд, – по праву. Винсент отправляется в Париж, там варится основной богемный бульон.
Но на самом деле для него это было важно до конца жизни. Простите, но все Ваши попытки развеять мифы – это на 100 Ваши собственные домыслы. С Гогеном Ван Гог познакомился в 1886 году на выставке импрессионистов в Париже.
К началу миссионерства у Ван Гога был внушительный семилетний опыт на торговом поприще: он продавал картины в крупной фирме «Гупиль», принадлежавшей его дяде.