Было это чудом или совпадением (или аскеты-натхи смогли организовать убийство), но через несколько дней Бхим Сингх неожиданно скончался и власть перешла к Ман Сингху. В Индии создано около ста пятидесяти этюдов. В лучших ее произведениях, как «Мать Индии» (1935), «Люди с гор» (1935), «Женщина с гор» (1935), «Приготовление невесты» (1937), «Брамачарьи» (1937) (все картины в Национальной галлерее современного искусства в Дели), обычно изображена небольшая группа людей, занятых каким-нибудь обыденным делом или погруженных в свои мысли. Сближение с моголами повлекло оживление в культурной жизни Мевара.
Его сын Умед Сингх смог восстановить княжество только в 1743 году с помощью маратхов. В правление Ман Сингха (1803-43) джодхпурский стиль достиг своей вершины. Он редко делал к ним подготовительные этюды и эскизы.
Бразды правления княжеством и опекунство над наследником взял на себя его дядя Бхим Сингх. Правители Джайпура и Алвара основали у себя фотохане (фотостудии), для портретов и увековечения важных событий, а раджпутские художники стали прибегать к копированию фотографий и образцов живописи маслом в поисках новых сюжетов и художественных решений. Отношения раджпутов с моголами были сложными и подчас противоречивыми. Метод преподавания Куинджи отличался от системы прочих профессоров.
Во всех его движениях была уравновешенная гармония. Перефразируя слова художника, можно сказать так: «Эта флейта объединяет все сущее и никогда ее звук не исчезнет». Крупнейшим административным центром является новая часть города в Бхубанесваре, созданная по проекту архитектора Кенигсбергера в 1948—1956 гг. Благодаря великому художнику в истории сохранилась память о величайшей актрисе того времени. Этот портрет можно лицезреть в Государственном музее Востока (Москва, Россия). Святослав Рерих жадно погрузился в национальный быт и колорит, он с удовольствием изображал королевских особ и простых тружеников, видных политиков, ученых и странников, паломников и тибетских гуру. Несколько иная картина наблюдается в прикладном искусстве. При его дворе работали художник Гирдхардас, а также Бхаванидас, который приехал в Кишангарх приблизительно в 1719 году, покинув столичную мастерскую могольского императора Фаррухсийяра (1713-19).
Остается лишь выбрать, который из образов, перенесенный на полотна, более близок сердцу. Эти иллюстрации приобрели довольно крупные размеры (ок. Махараджа построил обширную мастерскую, в которой трудились такие мастера, как Гопал, Удай, Хукма, Дживан, Рамасевак, Лакшман и др., в общей сложности более пятидесяти художников из её стен выходили сотни произведений, среди них иллюстрации к «Бхагавата пуране», «Рамаяне», «Дэви Махатме» и «Рагамале».
Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 12, стр. Вслед за этим в Натхадвару потянулись и художники. Художник Николай Константинович Рерих родился в Петербурге 10 октября (27 сентября) 1874 года в дворянской семье. Он сочинил серию новых раг, которые стали широко известны как «Рагамала Тансена».
Особенности восемнадцати миниатюр этого манускрипта стали неким камертоном для определения целого ряда стилистически близких произведений, которые для удобства обозначают «группа Чаурапанчасики». Это живопись, в основу которой легли различные индийские музыкальные мотивы из раг. Среди художников, связанных с Бенгальским Возрождением, следует выделить Деви Прасада Роя Чоудхури (р.
Художественное наследие Рериха огромно. В работе «Когда начинаются дожди» (Дели, Национальная галлерея современного искусства) тонко переданное состояние природы во время сезона дождей, наступающего вслед за периодом палящего зноя, показано лаконичными, почти скупыми живописными средствами.
Сколько поэзии в ее движении. В целом, XVII век был временем расцвета школы Бунди. Архитектура в них скорее похожа на часть орнамента, чем на реальные предметы, а пейзаж лишь слегка обозначен. Рисунок четкий и точный. Абстракция форм всегда была частью индийского искусства. История производства книг в Раджастане прослеживается с XI века (более древние артефакты не сохранились).
— V в. н. э., когда-то были обителью буддистских монахов. Никто не знает её настоящего имени.
Старший брат Абхаи Сингх (1725-51) отослал его в город Нагаур, где тот правил в 1725-51 годах. Прежде чем стать «Бессмертной Бани Тхани» Расик Бихари была рабыней при дворе могольского императора Мухаммад Шаха.
Хавелл реорганизовал систему преподавания в Калькуттском художественном училище и привлек туда к руководству в 1905 г. Абаниндранатха Тагора (1871— 1951). Примером могут служить два варианта картины «Строители дорог», где выразительно показан момент напряженного труда.
1921), в графике которого поэтично воспевается жизнь простых крестьян и рыболовов. Другое сочинение, «Расапанча дхьяя», придаёт мифу о Кришне абсолютно иное звучание, описывая танцы и любовные игры Кришны— «владыки осенних лун». Бос развил и обогатил эстетические взгляды А. Тагора. Если в своих ранних работах он пишет реалистически с натуры («У храма в Карли», 1939), то позднее он старается использовать традиции раджпутской миниатюры, стремясь, впрочем, передавать и пространственные отношения («Праздничный танец», 1949). Они создавали крупноформатные миниатюры-картины на которых изображался охотничий заповедник (румнас) и запечатлевались особо яркие события, случившиеся на охоте.
После удачной охоты князь устраивал праздник с вручением наград особо отличившимся, в качестве которых фигурировали «дошалас» (шали), «сиропас» (почётная одежда) и просто деньги. В первую очередь это были эпосы «Рамаяна» и «Бхагавадгита», но также и «Лаур Чанда» (Чандаяна)— поэма о любви, написанная Муллой Даудом для шеф-министра Фироз Шах Туглука в Дели в 1377 или 1378 году, в которой прекрасная служанка Чанда влюбляется в Лаурика. В его картинах, как, например, «Туалет» и особенно «Музыкант», где выразительно передано напряжение игры, привлекательна обобщенная экспрессивность рисунка и яркая звучность цветовых отношений. Этим городом стал названный в его честь Джайпур. По общему мнению пик развития джайпурской живописи пришёлся на время правления Махараджи Саваи Пратап Сингха (1778—1803). В раджпутских княжествах в большом почёте была книжная культура. Князь Мевара Удай Сингх бежал из города и впоследствии основал новую столицу— Удайпур.
Тем не менее до сих пор ряд специалистов считает живопись Кота неким «суб-стилем» живописи Бунди, то есть её ответвлением, сохраняющим в своей основе некую общую исходную матрицу, несмотря на то, что лучшие живописные работы 18— нач. Вслед за своими предшественниками Савант Сингх поступил на службу к моголам и в молодости часто бывал при дворе императора Мухаммад Шаха (1719—1748), где царило веселье и разгул. н. э. ) Самые известные и наиболее часто иллюстрированные книги на эту тему: «Раса Манджари» («Букет радости»)— написанная на санскрите Бхану Даттой в XV веке и «Расикаприя» («Руководство для ценителей»)— написанная в 1591 году на хинди Кешавдасом, придворным поэтом раджи Вир Сингх Дева, правителя раджпутского княжества в Орчхе, который в знак признания таланта пожаловал ему в дар двадцать одну деревню.
Зародившись в Басоли (Basohli/Basholi) этот одноименный стиль широко распространился, постепенно преобразовавшись в другие известные стили живописи пахари, а именно чамба, гюлер, кулу и манди. В Биканере, например, было два таких художественных клана. Типичным стало изображение лица в профиль с подчёркнуто полными щеками.
Выходец из Западной Бенгалии, он учился в Художественном училище в Калькутте. Это основные характеристики исконно индийского живописного стиля, который имел продолжение в миниатюрах первого известного меварского художника Насируддина, работавшего при дворе в Удайпуре в конце XVI— нач. В 1623 году, при следующем правителе княжества Гадж Сингхе (1620-38) была создана серия иллюстраций к «Рагамале» (Собрание Санграма Сингха). В жанровой картине «Нищая», несмотря на ее общую сентиментальность, нельзя не отметить попытки художника правдиво решить социальную тему.
Другим центром был Деогарх (Девгарх), город, заложенный в 1670 году Раватом (то есть вассалом меварского махараны— великого князя) Дваркадасом (до него это было небольшое поселение). Архитектурные элементы утратили свою прежнюю пространственную глубину. Рой находится на грани схематизации человеческого образа. В 1897 году П. М. Набор работ в них был стандартным: как повседневная рутинная процедура упоминается правка и ремонт миниатюр по сохранившимся сведениям, под руководством главного мастера (устад) в раджпутских мастерских делались также копии оригинальных произведений.
В России крупные собрания произведений Рериха, кроме Третьяковской галереи и Музея искусства народов Востока в Москве, находятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в Нижегородском художественном музее и в Новосибирской картинной галерее. Правление Бакхат Сингха ознаменовалось заметным оживлением в искусстве и литературе.
В 1803 году Бхим Сингх приступил к осаде крепости Джалор и когда Ман Сингх хотел уже сдаться, к нему явился духовник, аскет-йог из до того бедной и полузабытой секты Натха с «посланием» от жившего в XII веке одного из основателей секты Джаландхарнатха, в котором тот советовал собраться с духом и не спешить, поскольку вскоре князь будет править не только крепостью Джалор, но всем Марваром. Центральный персонаж картин всегда детально прорисовывается. Раджа Руп Сингх (1643—1658), пятый правитель династии, построил город Рупнагар и сделал его своей столицей. Позже появилась уникальная суб-континентальная школа искусства, которая сегодня известна, как школа искусств Гандхар. Марвар— это искажённое «Марувар», что означает «Страна Мары», то есть «страна смерти». В его правление стали иллюстрироваться эпизоды из жизни Кришны (Кришна-Чаритра) заложенная им религиозная и художественная традиция поддерживалась при его преемниках.
В том же году в Калькутте было создано Индийское общество восточного искусства, устраивавшее первые регулярные выставки «нового искусства». Его отец – коренной петербуржец юрист Константин Федорович Рерих (1837-1900), мать – псковитянка Мария Васильевна, урожденная Калашникова (1845-1927). Наследовавший ему Махарао Бхим Сингх (1707—1720) был истовым кришнаитом и уделял большое внимание культовым практикам бхакти. Первым раджпутским правителем, создавшим прецедент матримониального альянса с моголами был Раджа Бхарама, глава клана Каччава из Амбера (Джайпур), который в 1562 году предложил свою дочь императору Акбару в жёны. Не все раджпутские князья были вовлечены в военное противостояние с моголами. Его наследники Рам Натх и Джоши Свами писали картины для Раджи Бирад Сингха (1782-88), восторгавшегося их талантом.
Настоящий расцвет государства каччавов начался при радже Бихар Мале (1548-73), который отдал свою дочь Мариам Замани в жёны могольскому императору Акбару (она стала матерью следующего императора— Джахангира). «гирлянда раг (мелодий)») эмоционально-музыкальное настроение переданное языком рисунка – классический пример слияния живописи, поэзии и музыки, воплощенный в прекрасных миниатюрах. На картине изображена бытовая зарисовка индийского воспитания в духе традиций.
Образец пейзажно-философской живописи. Художники не были раджпутами, так как они были ремесленниками, а не воинами. Ранней индийской живописью считаются наскальные рисунки первобытного времени.
Несмотря на все попытки, его войска не смогли захватить столицу— Рупнагар. При Бхао Сингхе стали создаваться портреты и сцены «исторических встреч» правителей. XVIII— нач. Подобным же образом и его возлюбленная Радха из «покорной служанки» была превращена в полноправную принцессу. Тибет и тибетские чудотворцы были притягательны особо.
Совершенно однозначного определения петроглифов не существует. По поручению высоко ценившего его Махатмы Ганди Н. Бос в 20—30-х гг. С другой стороны, развивается гражданское строительство. Мрамор инкрустирован самоцветами: бирюза, агат, малахит, сердолик и др. В этюде Гималаи вечером Верещагин передает поразившее его ощущение двух миров, которое позже на свой лад будет волновать Николая Рериха, – надвигающийся на горную местность синий сумрак близкой ночи и еще озаренное солнцем надоблачное строение (Рерих) мощных и величавых вершин.
В пещерах находится множество великолепных фресок, написанных темперой. Он работает с азартом и одержимостью, не боясь опасностей и риска. 240. ).
Однако довольно скоро миниатюры утратили «исключительно документальный характер» и в период правления Джагат Сингха II (1734-51) погрузились в атмосферу эскапистского веселья (вероятно, не без влияния со стороны художников из мастерской могольского императора Мухаммад Шаха). В этом смысле он даже не был оригинален: не шел вразрез со своим временем, не опережал его, а, напротив, вполне соответствовал его духу. Сикким, Посмертные памятники в Ладакхе, Раджнагар.
Миниатюры к этой книге, созданные приблизительно в 1450-75гг (Бхарат Кала Бхаван, Индуистский университет, Варанаси), опираясь на предшествующую джайнскую традицию, развивали её далее, усложняя сцены более подробными архитектурными кулисами. В правление этого князя наряду с миниатюрами на тему «Кришна лила» (эпизоды из жизни Кришны) создавались весьма выразительные картины на сюжеты из эпоса «Рамаяна». Да и мода на индийские мотивы в интерьере еще не скоро перестанет быть актуальной. дон. э. — IIв. Эта стилистика в общих чертах продолжилась и во время правления Саваи Джай Сингха II (1700—1743)— строителя новой столицы, большого любителя и покровителя живописи. Этот образ воспроизводится в Индии до сих пор, а имя Бани Тхани стало культовым.
Он получил Рупнагар, а Кишангарх и Какреди достались его братьям. Как и в Средней Азии, Верещагин проявляет устойчивый интерес и особое внимание к замечательным архитектурным памятникам. Раджи заказывали своим художникам картины на охотничьи темы, которые были чем-то вроде фотохроники придворной жизни, однако придворные художники создавали глубоко поэтичные произведения изображая таинственные джунгли и диких зверей так, что будничные события становились похожими на сказку. Индийские метафизические доктрины их взгляд на космические и исторические циклы захватили Рериха, как захватили многих. Над ними работали три художника— Шейх Хусейн, Шейх Али и Шейх Хатим, которые, как сообщает надпись на обороте, были учениками могольских мастеров Абд ас-Самада и Мира Сеида Али.
Творчество Харена Даса полно какой-то внутренней теплоты, мягкой лирической взволнованности и человечности («Пара голубей», цветная гравюра на дереве, начало 1950-х гг. ). Правление этого князя было крайне трагичным и сложным. В своих работах Бос нередко обращался к древним традициям росписей Аджанты, развивая их в несколько графическом плане («Музыкантша», 1922, частное собрание). Это смягченные и печальные черты бодхисатвы Авалокитешвары Падмапани, «господина, взирающего вниз с состраданием».
Никто точно не знает, каково их происхождение (учёные считают, что они появились в результате смешения парфянских, сакских, гуннских и кушанских племён). Его фиолетово-синие глаза временами могли становиться абсолютно темными. Основатель правящей в Кота ветви династии Хада— Рао Мадх Сингх (1631-48) и особенно его внук Рао Джагат Сингх (1658-83) были большими поклонниками живописи. Данный стиль возник в небольшом княжестве Гюлер (Guler), расположенном на территории современного округа Кангра в Химачал Прадеше.
Создание циклов миниатюр требовало участия многих художников. В многофигурной рельефной композиции «У входа в Траванкорский храм» главный интерес представляет не религиозная тема «благословения нищих» и не композиционное решение, понятое скорее «живописно», чем скульптурно. XVII веков. Мачеха Савант Сингха— Банкаватаджи приобрела её себе в гарем в 1731 году на роль «гаяна», то есть певицы.
Избегая каких-либо деталей, Дж. 1899), выдающегося современного живописца и скульптора Индии. Период его правления иногда называют «золотым веком джайпурской живописи».
Прекрасные иллюстрации к «Шива-пуране» были написаны художником Шивдасом. Шив Кумар, как предполагают, через некоторое время вернулся в Джайпур. Чувствуя полную неудовлетворенность, Дж.
В своё время все меварские княжеские архивы и коллекции погибли в огне при разрушении Читтора могольским императором Акбаром (1567г). Блестящую карьеру при могольском дворе сделал Раджа Джай Сингх I (1622—1667), высокообразованный, знавший четыре языка аристократ, служивший с 16-и лет у Джахангира, Шах Джахана и особенно у Аурангзеба, которому он помог победить брата-соперника— Дару Шукоха и расправиться с Шиваджи. Так постепенно они превратились в реликварии, содержащие в себе останки выдающихся в духовном плане личностей. Позднее в Южной Индии были возведены храмы Ченнакесава в Белуре и Саманатхапуре, Хойсалесвара в Халебиде, Брахидеешварар в Танджавуре, Храм солнца в Конараке, Храм Ранганатхи в Шрирангаме, буддистская ступа в Бхаттипролу (Bhattiprolu). Он посвятил город и свой дворец Кришне, построил новый храм и даже сменил своё имя на «Кришна дас» (то есть «раб Кришны»).
В книге содержатся легенды, прославляющие Вишну в виде его инкарнации— бога Кришны. Создавалось множество портретов, сцен слоновьих боёв, случаев на охоте, рисунков-портретов всадников, было создано множество серийных миниатюр на темы «Рагамала», «Барахмаса», «Бхагавата Пурана» и «Расикаприя». К другой категории принадлежат краски, требовавшие химической обработки— свинцовые белила (путём вымачивания свинца в уксусной кислоте), угольный чёрный (добывался путём выжигания дерева), киноварь, которую готовили из ртути и серы, синий пигмент добывался из растения индиго, кармин, красный органический краситель, добывался из кошенили (особых насекомых) ит. д.
Различают мужские (рага) и женские (рагини) мелодические типы, отличающиеся по строю и ладу, а также ожидаемому воздействию на слушателя. Картины танджорской школы могут быть как довольно огромными, так и очень миниатюрными. Местной особенностью можно считать иллюстрации к поэме «Бихари Сатсаи» («Семьсот стихов Бихари»), которую написал для Раджи Джай Сингха I (1622-67) поэт Бихари, когда жил при его дворе в Амбере. Художники увековечили эти ритуалы-представления изображая Пратап Сингха в образе Кришны, как во время танца, так и при исполнении других ролей Кришны, взятых из сюжетов «Кришна лилы».
1912). С одной стороны, в ней очевидна сильная зависимость от могольского стиля, что легко объяснить родственными связями с моголами (исследователи отмечают, что по скорости усвоения могольских художественных приёмов местные художники шли в Раджастане впереди остальных), с другой стороны, в живописи Амбера ощущается глубокая связь с народным искусством. 50см х 120см).
Среди первых мастеров, уехавших в Деогарх, был Багта, который создавал миниатюры для Равата Джасванта Сингха (1737-76), Равата Рагхо Даса (1776-86) и Равата Гокул Даса II (1786—1821).
Он одним из первых занялся созданием дешевых картин для народа, выполненных в стиле «Калигхатпат»— бенгальских народных картинок. V века н. э. В правление этого князя значительно оживилось производство миниатюр. Расцвет джайпурской живописи падает на XVIII век. В связи с этими особенностями число раг очень велико.
Чрезвычайно оживляет пейзаж человеческая фигура идущая по легкому мостику. Живописная традиция этих мест уходит в глубокие века. В его мастерской трудился художник Ладли Дас, а одним из последних крупных княжеских заказов было создание иллюстрированной копии книги «Гита Говинда» Джаядевы. Взор парня устремлен в будущее, это еще раз подчеркивает жизненность и веру. Анонимный художник, работавший при дворе в 1631—1660 годах, названный американским экспертом Мило Бичем «Мастер Хада», создавал портреты Рао Джагат Сингха и сцены с битвами слонов.
После того, как Могольская империя набрала силу, правитель Бунди Сурджан Сингх (1554-85) в 1569 году пошёл на службу к могольским императорам, служил им верой и правдой, за что ему был пожалован титул Рао Раджа и передан во владение округ Чунар под Бенаресом. Каким умиротворением веет с полотна. Картина хранится в Государственном музее Востока (Москва, Россия).
Правда, перед тем, у императора Джахангира он на некоторое время впал в немилость из-за того, что построил в Амбере роскошные дворцы Джай Мандир и Сукх Нивас ничем не уступавшие императорским постройкам в Агре и Фатехпур Сикри. Он был назначен губернатором всех восточно-индийских провинций и получил от Акбара титул «Мирза Раджа» (то есть был приравнен к могольскому принцу крови).
Большая роль в становлении марварской школы принадлежит князю Рао Малдео (1532-68), который был большим любителем и покровителем искусства. В 1549 году пятнадцатый правитель клана ратхоров Рао Джодха основал город Джодхпур, в который была перенесена столица (впоследствии так стали называть всё княжество). В России Лев Толстой звал к «опрощению» в Индии Махатма Ганди сделал домашнюю прялку символом спасения во Франции художник Поль Гоген в поисках «первобытного рая» бежал из Европы на остров Таити в Англии философ Джон Рёскин идейный вдохновитель художников-прерафаэлитов, требовал, чтобы при сооружении железных дорог сообразовывались с окружающим пейзажем американские кантианцы-трансценденталисты (Р. У. Так появились иллюстрации к Шива-пуране, в которых художники смогли на свой манер визуализировать понятие абсолюта и появление первоэлементов (причём, визуальное выражение понятия «абсолюта»— пустое пространство картины, закрашенное золотой краской подобное прочтение мало чем отличается от картин Малевича или Джозефа Алберса). 1887).
Палитра стала более яркой и строилась на противопоставлении интенсивных хроматических нюансов. Художники, посвятившие своё творчество религии, создавали многочисленные миниатюры на тему подвигов Кришны имевшие успех у посещавших святое место паломников и расписывали храмовые завесы «пичхаваи», которые использовались в храме Шри Натхджи и других кришнаитских храмах (они вывешиваются позади статуи Шри Натхджи). Несколько картин Рериха затем были приобретены Советом галереи. В конце века Раджа Удай Сингх (больше известный как Мота Раджа, то есть «толстый раджа», правил в 1583-95гг) выдал свою дочь Джодха Баи за могольского императора Акбара. Таковы изображения трудовых сцен Сатиендры Натха Банерджи («Золотой урожай», «Пересадка риса»), удачно развивающего национальные традиции миниатюрной живописи — не путем поверхностной их реставрации, а смелой разработкой живых характеристик отдельных фигур работающих крестьянок, органично вписывающихся в тонко проработанный пейзаж.
Раджпутская живопись ведёт своё происхождение от джайнской традиции книжной миниатюры, но наибольший расцвет пережила под влиянием могольской живописи. В средневековой Индии большую роль сыграла книга «Бхагавата-пурана», которая послужила основой для становления мощного культа бога Вишну— вишнуизма. От них веяло тайной. Подобная организация производства миниатюр облегчила современным исследователям задачу по определению характерных черт каждой «творческой династии».
Иногда по дичи стреляли со специальной баржи на реке Чамбал. В дальнейшем город прославился своими расписными храмовыми занавесами «пичхаваи». У натхов были свои суды и вооружённые силы.
Поступив на службу к моголам, он участвовал в военных кампаниях в Декане и дослужился до весьма высокого положения (мансаб 3000). В центре находятся правительственные здания, в том числе круглое в плане здание парламента (архитектор Г. Бейкер). Пройдет время и мудрость священных слов будет понята и тайное знание передастся последующим поколениям. Картина хранится в Галерее Карнатака Читракала Паришат (Бангалор, Индия). Махараджа Аджит Сингх (1679—1725) пришёл к власти в результате долгого противостояния с моголами. Делается это с целью передачи эмоции и настроения вызываемых рагами. После этих событий государство Бунди так никогда больше и не смогло оправиться.
Покой и размеренность бытия, где каждый занят своим делом. Срезая с трех сторон краем картины фигуру, художник как бы приближает к зрителю изображение, делая его почти «участником» стремительного движения контуров, обрисовывающих фигуру девушки. В его правление Марвар превратился в важный центр кришнаитского культа бхакти, который стал одной из главных тем местной живописи.
Чоудхури учился у А. Тагора. Впоследствии и другие раджпутские князья последовали его примеру. Тем не менее, стиль Гандхар последовал только в части Индийского субконтинента. Ранний стиль раджпутской живописи связан с княжеством Мальва и представлен старейшей (сер.
Подобные описания раг приводят Рана Кумбха Карна Махимедра в 1450 году («Сангита-мимамса», «Сангитасара») и Мешкарна в 1509 году («Рагамала Мешкарны»). У Рериха была своя идея-фикс: пережив сначала Первую мировую войну, а потом русскую революции и возмущаясь тем, как разумные существа могут вести себя как «потерявшие человеческий облик безумцы», Рерих пришел к своей формуле спасения человечества (впрочем, уже до него высказанной его соотечественником) – «красота спасет мир», а инструментом этой красоты должно стать искусство. В течение этого времени также появилось миниатюрное искусство. В Академии Рерих стал посещать мастерскую А. И. Между концом XVI и XIX веками в разных княжествах Раджастана одновременно существовало сразу несколько живописных школ. Пещеры Аджанты (Ajanta), датируемые II в. до н. э.
Яркие оттенки жёлтого, оранжевого и красного продолжают колористическую традицию «Чаурапанчасики» и джайнской живописи. Джасвант Синг (1638-78) был большим поклонником искусства и обладал высоким интеллектом. Колорит почти монохромный и нюансирован едва уловимыми тональными отношениями. Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал на том, чтобы картины писались по памяти.
Уже в раннем средневековье, вскоре после падения империи Гуптов и царства Харши (647г) они правили большей частью северной Индии, создав множество небольших княжеств, во главе которых стояли вожди 36 основных кланов. Гармония всех поколений отражена здесь. Одним из его указов было неукоснительное требование подчёркнуто почтительно обращаться к сельским пастухам именуя их «Владыка полей» («джагирдарс»), так как Кришна когда-то был пастухом. С XIV века для изготовления книг стала использоваться бумага самая ранняя джайнская бумажная иллюстрированная книга— шветамбарская «Калакачарьякатха», создана в 1366 году в Йогинипуре (Дели). Первые джайнские книги (XI—XIIвв. ) делались из пальмовых листьев и в этом отношении очень похожи на ранние буддийские книги из восточной Индии.
Увлечение Рериха Востоком не взялось из «ниоткуда», как иногда пишут. Рагамала переводится как «Гирлянда раг». Ярким примером может служить творчество Харена Даса (р. В основном он писал картины для Джагат Сингха I, который пригласил его в свою мастерскую, но несколько лет продолжал работать и для его преемника Радж Сингха I (1652—1680).
Третьяков приобрел полотно Гонец. Следующая фаза связана с правлением Джай Сингха I (1622—1667), она была отмечена появлением композиционных приёмов, архитектурных деталей, манеры изображения людских фигур и всяких второстепенных элементов, которые были характерны для конца правления императора Джахангира (1605-27) и периода правления Шах Джахана (1627-58). Эти большие, панорамного охвата композиции обычно густо заселены персонажами. В таком виде она существует до сих пор.
Он же был и основателем первой придворной художественной мастерской в Джодхпуре. Сын Ман Сингха— Радж Сингх (1706—1748) также сыграл важную роль в становлении и расцвете культуры княжества. Особенно остро Рерих чувствовал «прямую противоположность» природы и современного города: «Город, выросший из природы, угрожает теперь природе, город, созданный человеком, властвует над человеком», – писал он. А они действительно заслуживают особенного внимания. Он имел привычку, нарядившись Кришной исполнять божественный танец сотворения мира— «Расамандала», в хороводе которого принимали участие его наложницы исполнявшие роль гопи— пастушек, влюблённых в своего господина.
Его наследник, Раджа Ман Сингх (1658—1706) был талантливым поэтом и покровителем искусства. Сюжеты из «Кришна-лилы» были излюбленными темами для раджпутских художников начиная с XVI века. Куинджи. Николай Рерих с большим уважением относился к индийской культуре. Художникам необходимо было выразить эти абстракции с помощью визуальных средств.
Были переведены и изданы «Провозвестие Рамакришны», книги его ученика Вивекананды, Упанишады, «Бхагават-Гита». Этого поэта считают в Индии отцом-основателем литературы шринагара (любовной лирики). В Америке снова проявился неутомимый общественный темперамент Рериха: он организовал Институт объединенных искусств в Чикаго, объединение художников с характерным названием – «Пылающее сердце».
Художники использовали натуральные краски, которые делятся на две категории— не требующие дополнительной обработки, такие как мел (белый), сурик красный, охра (оттенки жёлтого), окислы и сульфаты меди (зелёный), ультрамарин и ляпис-лазурит (синий)— достаточны было их хорошо растереть и промыть в воде— пигмент был готов. Его сыновья Ситарам и Сураджмал какое-то время работали в мастерской Раджи Сардар Сингха (1757—1766). Таким образом работа этих художников напоминала работу ювелиров.
Более декоративна, но также проникновенна живопись Бхабеш Саньяла (р. Известную активность проявляли «крайние» представители национальной буржуазии, а также мелкобуржуазные круги. В свою очередь, сын Чокхи— художник Байджнатх, работал в Деогархе у Раваты Нахар Сингха I (1821-47) и его наследника Гокул Даса III.
На самом деле индийским циклом, эту подборку назвала я сама.
Брат Мариам Замани— Раджа Бхагвандас (1575-92) стал одним из самых могущественных вельмож Акбара. Живопись Кота была «отделена» от школы Бунди в 1952 году, когда в лондонском Музее Виктории и Альберта прошла выставка коллекции Андерсона, в ходе анализа которой учёные смогли выделить особые черты, присущие школе Кота. Крупнейшим проектом мастерской под руководством Сахибдина было создание в 1650-х годах иллюстраций для семитомной версии эпоса «Рамаяна» (Британская библиотека, Лондон).
Большую известность обрела история любви Савант Сингха к своей «Радхе»— Расик Бихари, больше известной в Индии как Бани Тхани (то есть «изысканно одетая»). Фрески изображают главным образом сцены из жизни Будды и эпизоды из джатак. Исследователи полагают, что Савант Сингх и Бани Тхани, будучи адептами культовой практики бхакти, таким образом отождествляли себя со своим божеством, ментально сливаясь с ним во время ритуалов и визуально воплощая это в миниатюрах. Подобно своим предшественникам, он был приверженцем вишнуитского культа Кришны, секты «Пуштимарга», основанной Валлабхачарьей и придерживался жизненных правил этого вероучения. При Махарао Рам Сингхе II (1827-65), по мнению историков искусства, живопись Кота достигла пика своего развития она перешла в фазу, отмеченную объединением всех ранее наработанных формальных элементов и созданием стиля с заметной драматической нотой.
Особый джодхпурский стиль возник во время правления Махараджи Виджаи Сингха (1752-93). Современные же художники применяют обычные краски и фанеру, на которую натягивается холст. Важными поэтическими сочинениями, посвящёнными Кришне, являются «Гитаговинда» Джаядевы, «Сурсагар» слепого поэта Сурдаса, «Сатсаи» поэта Бихари, «Матирама» Расараджи и «Расикаприя» Кешавдаса.
Вместо этого за основу были взяты, с одной стороны, удлинённая стилизация фигур, характерная для живописной манеры, бытовавшей в конце правления императора Аурангзеба, с другой стороны использовались лирические аранжировки, принятые у художников, работавших в ателье императора Мухаммад Шаха— всё это было модифицировано и приспособлено к тематике религиозных поэм Нагаридаса (то есть Раджи Савант Сингха). Рага— составное понятие из классического индийского музыкального искусства. После того, как Аджит Сингх в 1688 году прошёл обряд «тика Даур», он официально стал правителем Джодхпура. Однако для картин с Индией здесь места предостаточно. Одним из лучших его произведений является картина «Конец пути», хотя и исполненная в технике миниатюры, но решенная вполне самобытно.
Оба правителя приняли участие в налаживании и систематизации работы «суратхане» (художественной мастерской), а также провели ревизию огромной коллекции живописи, собранной их предшественниками. У него много ветвей, но корень один». В своих ранних миниатюрах из серии «Рагамала» (1628г), созданных в Удайпуре, мастер применяет композиционные элементы, сильно напоминающие «Рагамалу» созданную в Чаванде в 1605 году, но больше внимания уделяет деталям. Среди массы шедевров Аджанты следуют отметить фигуру молодого человека, слегка изогнувшегося в позе трибханга (особо любимой индийскими художниками), с украшениями на голове и белым цветком лотоса в правой руке. Ананда Кумарасвами, с книг которого изданных в начале XX века, началосьисточник не указан 813 дней академическое изучение раджпутской живописи, отмечал: «Если китайцы лучше всех научили нас пониманию сути природы, выразив это в пейзажах горы-воды, то индийское искусство, по меньшей мере, может научить нас, как избежать неправильного понимания природы желания того, что суть наслаждения не может быть грязной».
Миниатюры «Рагамалы» демонстрируют прекрасную смесь домогольского стиля «Чаурапанчасики» и упрощённого варианта популярных могольских образцов. Одновременно с этим выполненным в простонародном стиле искусством создавались великолепные портреты Гадж Сингха (1620-38), написанные в лучших традициях могольского реализма— его изображали в окошке «джарокха» или сидящим на тронном возвышении с могольским принцем Шахом Шуджа (последний портрет был написан могольским художником Бичитром). В XVIII веке под патронажем Саваи Ишвари Сингха (1743-51) и Саваи Мадхо Сингха (1751-68) возник новый стиль, в котором влияние современной им могольской стилистики стало более прямым и непосредственным. Самая ранняя рагамала называется Нарадья-Сикса, её сочинил Нарада ок.
Исследователи предполагают, что Нихаль Чанд продолжал работать до 1780 года. Наряду с религиозной тематикой художники создавали картины на темы из княжеской жизни: дарбары, сцены охоты, портреты, несмотря на то, что Ман Сингх часто вёл образ жизни затворника. За оба раза пребывания в стране Верещагин побывал в Бомбее на западном и в Мадрасе на ее восточном побережье, в городах центра страны – Агре, Дели и других, посетил знаменитые древние храмы Эллоры, высеченные в скалах и молодой по индийским меркам город Джайпур, созданный в XVIII веке волей правителя-магараджи по математически строгому плану. Будучи членом вишнуитской секты, Ман Сингх серьёзно интересовался особенностями культовой практики бхакти. Работавший в то время придворный художник Сахибдин (известен в 1628-1655гг), так же как и Насируддин, в совершенстве владел могольским стилем.
В 1751 году он занял трон в столице— Джодхпуре, став правителем всего Марвара, однако царствовать ему пришлось недолго: в 1752 году Бакхат Сингха отравила племянница в отместку за убийство своего деда Аджит Сингха. Иногда интерес к жизни простых людей, социальная тематика привлекают к себе внимание Хеббара и тогда он создает свои лучшие работы: «Продажа скота» (1942), «Трапеза» (1959), «Круг за кругом» (Эрмитаж).
Несомненным фаворитом оставалась тема большой княжеской охоты. Эти художники считаются основателями кишангархской школы. Особенно механичными выглядят те, что были созданы для Махараны Джаван Сингха (1828-38). Для фонов использована пышная растительность и украшенная изразцами архитектура. Стиль живописи претерпел очередные изменения в начале XVIII века.
Рерих изобразил на полотне не просто любимую женщину, а настоящую индийскую красавицу в сари, кроткую и грациозную, одухотворенную и земную. Их героизм на полях сражений увековечен в поэмах, а массовые самоубийства их женщин (джаухар) с целью избежать поругания врагом, были возведены в ранг священных. Савант Сингх был большим ценителем искусства и талантливым поэтом. Его правление пришлось на бурные десятилетия, когда могольская империя интенсивно рушилась, а её бывшие данники становились независимыми князьями и царями.
В своих работах художники используют основные цвета, разбавляя их нежными, свежими оттенками. Верещагин покорен оригинальностью и высотой ее культуры (в дальнейшем он увидит подобное только в Японии), той выработанностью во всем, которую он находит и в архитектуре храмов и в древней настенной живописи и в ритуальном танце и пантомиме и в современном костюме и бытовой утвари. Эти мастера создавали миниатюры на самые разные темы, среди которых доминировали события, связанные с жизнью правителей Деогарха: сцены охоты, дарбары (княжеские приёмы), праздники Холи, портреты ит. д. Эти события сильно деморализовали правителей других, более мелких раджпутских княжеств. Джайпур, Биканер, Джодхпур и Джайсалмер стали вассалами моголов. Композиции многих картин состоят из сложных ландшафтов.
В качестве фундамента своей поэмы автор «Расикаприи» использует любовные переживания Кришны, Радхи и пастушек-гопи, причём делает особый акцент на изображении Кришны как «божественного любовника». Подобные описания можно найти в сочинении Сарангадевы «Сангита-Ратнакара» (1210-47гг). В раннем средневековье территория Марвара принадлежала государству династии Гурджара-Пратихара известному своими культурными достижениями.
Миниатюры имеют горизонтальный формат, фигуры на них отличаются причудливыми особенностями, в работе ощущается живость, однако пигменты грубые и наложены неряшливыми мазками. В правление Амар Сингха II (1698—1710) и Санграма Сингха II (1710-34) меварская живопись обрела новое дыхание. В VIII веке была создана Рага-Сагара (приписывается двум авторам— Нараде и Даттиле), а между IX и XIII веками «Сангита-Ратна-Мала», которую сочинил Маммата. Многие лучшие произведения современной индийской живописи, в которых правда жизни сливается с живой традицией, связаны с жанровыми или лирическими мотивами. Сохранились остатки фресок, созданных в начале XVII века во дворце и мавзолеях при Радже Ман Сингхе (1592—1614).
Между 1723 и 1754 годами были составлены три основных сборника его поэзии— «Маноратха Манджари», «Расика Ратнавали» и «Бихар Чандрика». Тонкая ювелирная работа индийских мастеров, которой он восхищался, потребовала от него самого отчеканенной живописи (Тронный зал Великих, моголов в Дели, Жемчужная мечеть в Агре). Несоизмерима благодарность в адрес живописцев, перенесших образы Индии на холсты. Картина хранится в Государственном музее Востока (Москва, Россия). В правление Раджи Кальян Сингха (1798—1838) наступил последний яркий всплеск кишангархской школы.
Государство Марвар создали представители раджпутского клана Ратхор, которые пришли в эти места из Бадауна, после того, как были вытеснены мусульманским завоевателем Кутб-уд-Дином (предполагают, что ратхоры являются потомками династии раштракутов). Далеко не последнюю роль играет и зависимость от спроса на рынке, от моды. Самые ранние сцены охоты были созданы во время правления Рао Рам Сингха (1697—1707). Портреты подчас исполнялись в натуральную величину иногда на хлопковой ткани. В то время княжеская охота была весьма важным государственным ритуалом. На эту вечную тему создано множество литературных произведений.
Сидящий спиной юноша в представлении Св. Принц Хуррам (будущий император Шах Джахан) вручил Карна Сингху дары, среди которых были кони, украшенные драгоценными камнями кинжалы, хилат (дорогое почётное одеяние) и жемчужные чётки. Особенно лиричными были миниатюры, созданные во второй половине этого века. Её образ в Кишангархе стал эталоном для изображения возлюбленной Кришны— Радхи.
Постепенный упадок школы Мевара начался приблизительно с середины XVIII века. В основном это настенные росписи внутри некоторых пещерных храмов. По всей вероятности, отправным пунктом этого типа была сама Бани Тхани. До начала 20-х гг. В качестве основных тонов для миниатюр применялись ультрамарин (ляпис-лазурит), тёмно-красный пигмент, серебро и золото.
В правление Махарао Дурджан Сингха (1723-56) наряду с кришнаитскими сюжетами была продолжена охотничья тематика, которая при этом князе обрела необычайную популярность. Именно так Рерих впоследствии писал свои картины, называя их «сочинениями». Дхалу Рам был мастером фрески (ему приписывают руководство росписью «стеклянного дворца» Шиш Махал впоследствии он был назначен главой придворного музея). Расцвет школы Деогарха приходится на вторую пол. Мауританская школа искусств также во многом схожа в этом виде реализма.
Среди книг, проиллюстрированных под его покровительством, выделяется историческое сочинение «Дхола Мару». Некоторые из них как бы объединены тематическим единством, например цикл «Сельская девушка», «Туман», «Мать». Позднее жилища стали украшаться яркими картинами на вольные и традиционные сюжеты. Принято считать, что Нихаль Чанд большинство своих шедевров создал 1735—1757 годах.
«Девушка из племени Санталов» (1924) отмечена выразительной простотой своего энергичного решения, смелостью композиционного построения. К 1911 году, дате строительства в Петербурге первого буддийского храма интерес Николая Рериха к Востоку сформировался настолько определенно, что он вошел в комитет содействия строительству и тесно общался с посланником далай-ламы XIII – Хамбо Агованом Лобсаном Дорчжиевым. Пара Наяк-Наика в «Расикаприе» имеет и символический смысл: Радха и Кришна рассматриваются как идеальная пара влюблённых, а их любовная связь символизирует связь души и Бога. На обороте одной из таких работ, датированной 1781 годом, сохранилась надпись, сообщающая о сумме в 4000 рупий, коне и пяти золотых браслетах, которые были вручены князем Умед Сингхом I (1770—1819) художнику Ахейраму в качестве признания его высокого мастерства.
Мудрый учитель передает священное знание своему ученику один на один. XIX века и связан с художниками, покинувшими столицу Мевара— Удайпур в период неудачного правления князя Ари Сингха (1761-73). Князь Ман Сингх особо заботился о качестве красок, вот таким образом произведения той поры сохранили первоначальный великолепный колорит. Сохраняя и поощряя, по словам К. Маркса, антагонизм различных рас, племен, каст, различных верований и княжеств— словом, все худшие особенности средневековья и феодализма в Индии, колонизаторы следовали правилу «разделяй и властвуй», «с помощью которого Великобритания ухитрялась в течение примерно ста пятидесяти лет сохранять в своем владении индийскую империю» (К. Зато сами цвета остались изумительно свежими. Он никогда не спешил и все же его продуктивность была изумительной.
Миниатюры Пала представляют собой иллюстрации к религиозным буддистским манускриптам. Это был потомственный художник: его отец Бхик Чанд, был сыном «мусаввира» (то есть мастера) Даргамала, а прадед Сурдхадж Мурадж прибыл из Дели и служил у Ман Сингха (1658—1706). Большую роль играло искусство портрета. Исследователи отмечают несколько таких этапов. От этого периода сохранились также остатки фресок во дворце Чаукхела. Местная живопись в Исарде, Малпуре, Самоде и Караули испытывала влияние столичных стилей.
В 1882-1883 годах художник предпринял второе путешествие по Индии, продолжавшееся более четырех месяцев. Предполагают, что мачеха привезла её из Дели в Кишангарх не позднее 1739 года (в этот год Надир Шах разорил Дели). Савант Сингх был не только ценителем искусства.
Произведениям Шер-Гил присуща правдивость образов при полном отсутствии какой-либо «экзотики» и символизма содержания. Большим любителем искусства был Раджа Шур Сингх (1595—1620). Неизвестно, где были созданы эти портреты, в Дели или Джодхпуре. Самым ранним свидетельством существования живописной школы в Бунди являются миниатюры серии «Рагамала», созданные в Чунаре в 1591 году. Эту тенденцию продолжают миниатюры книги «Мригавата»— повести о любви, магии, фантазии и сверхъестественном, которую написал в 1503 году Шейх Кутбан для правителя династии Шарки (ок.
Позднее, в XIII—XV веках в этом районе Индии существовало развитое производство джайнских манускриптов. В ранних работах, написанных преимущественно на мифологические темы, налицо явная тенденция стилизации под миниатюру, господствуют эклектически усвоенные приемы. Шер-Гил тонко чувствует и передает женские образы. На некоторых крупноформатных картинах, созданных для Санграма Сингха II (1710-34) дворцовая архитектура использована как театральные кулисы, на фоне которых разворачивается происходящее. Это мелодия, которой соответствует особое время суток и обстоятельства и которая создаёт особое настроение («расу»). Впоследствии так стали называть всё княжество. Представлены в основном в монолитной форме менее распространены ступы имеющие внутреннее помещение.
Миниатюры имеющие дату и возможность атрибуции, свидетельствуют о том, что князь Бхао Сингх (1658-82), долгие годы проживший в Аурангабаде (Декан), куда могольский император Аурангзеб назначил его губернатором, был большим покровителем живописи.
Общей темой рагамал является любовь между мужчиной и женщиной. Бакхат Сингх, бравый генерал испортил свою репутацию убийством собственного отца Аджит Сингха (в политических целях). Раджпуты принадлежат касте воинов и возводят своё происхождение к Раме— герою древнего эпоса «Рамаяна».
Миниатюристы следовали наработанным прежде прототипам, добавляя лишь небольшие вариации. Важную роль в обновлении играл анонимный художник, окрещённый учёными «Мастером штриха», который в течение приблизительно 30-и лет работал при дворе и создавал миниатюры в технике «ним-калам» (гризайль) с лёгкой подкраской, явно навеянные могольским стилем. По большей части они похожи на увеличенные раджпутские миниатюры.
– читаем в путевых очерках. При необходимости краски смешивали, добиваясь нужного оттенка. Около 40 этюдов приобрел Третьяков, дополнив свою коллекцию искусства Верещагина. Именно в его правление в 1671 году был спасён знаменитый образ Шринатхджи (статуя Кришны из чёрного гранита)— он был переправлен из Матхуры в Натхадвару и превратил этот город в религиозный центр особой секты вишнуизма, основанной Валлабхачарьей.
Находясь при дворе делийского султана Алауддина Хильджи (1296—1316) он сочинил несколько новых раг и изобрёл ситар. Путь к духовному обновлению жизни многие мыслители видели в возвращении к природе. В раннем периоде преобладают портреты.
В 1748 году умер его отец и Савант Сингх из Дели поспешил в Кишангарх, но, несмотря на то, что его восшествие на престол одобрил сам император Мухаммад Шах, не смог унаследовать княжество, поскольку младший брат Бахадур Сингх узурпировал власть, захватив трон. За последние годы в изобразительном искусстве Индии преобладающими стали формалистические течения, что сильно тормозит поступательный ход развития искусства. Созданный под его опекой иллюстрированный экземпляр «Уттарадхьяны Сутры» (Барода, Музей), несмотря на всю условность и примитивность изображений, представляет собой выдающееся произведение ранней марварской художественной традиции. Какой-то особенной прелестью и музыкальностью отличается творчество Б. Н. Джиджи, в картине которого «Малабарская красавица» (Москва, Музей искусства народов Востока) по-новому возрождаются традиции раджпутской миниатюры.
Появилось множество портретов одного из основателей секты натхов— йога Джаландхарнатха. Как раз появилось несколько книг о культуре и истории Тибета, труды Ухтомского, Потанина, Пржевальского. Следующий джайпурский правитель Раджа Ман Сингх (1592—1614), возглавлял могольскую армию и одержал множество побед (в том числе и над самими раджпутами). В картинах и очерках Рериха Индия стала появляться все чаще и чаще.
В 1893 году в залах Зимнего дворца была устроена специальная выставка.
Похожие фрески также можно увидеть в пещеры Эллоры. выставленное на весенней ученической выставке в Академии художеств в Петербурге. Этот князь обладал редким интеллектом и благородным сердцем. Сын Ратана Сингха, Рао Чхаттарсал (1631-58), увлекался живописью и приглашал ко двору художников. Художники, работавшие у Чхаттарсала, создавали многочисленные произведения на тему «Рагамала» и «Кришна лила».
Большая роль в формировании современного индийского изобразительного искусства принадлежит Джамини Рою (р. Несколько гротов, расположенных в разных местах имеют еще довольно грубые фрески, примитивного стиля и довольно посредственного художественного качества многие индологи полагают, что это доисторическая живопись. Создание раги мифы приписывают Махадеве (Шиве) и его супруге Парвати, а изобретение рагини богу Брахме. Им управляли две разные ветви клана Хада (в связи с чем Бунди, Кота и некоторые из близлежащих районов объединяют под общим названием «земли Хадоти», а живопись называют «Школа Хадоти»). Фрески в пещерах изображают джатаки. Не менее важным было творчество Тансена— придворного музыканта могольского императора Акбара (1556—1605).
На переломе веков Россия переживала увлечение Индией и всем ориентальным. 19 веков демонстрируют абсолютно оригинальные достижения местных художников. Настоящий расцвет кишангархской живописи связывают с именем Раджи Савант Сингха (1748—1765). Когда умер его отец Махараджа Виджаи Сингх (1752-93), юному князю было всего 10 лет.
Живопись Бунди в этот период находилась под влиянием стиля, выработанного в Чунаре в конце XVI века (то есть стиля «Рагамалы» из Чунара). Череду этих божественных любовных игр, флирт и связанные с этим затеи Кришны обозначают словом «лила». В искусстве с особой определенностью проявились ретроспективные тенденции, связанные с культом старины и со стремлением восстановить ее традиции. В правление Рао Будх Сингха (1696—1735) была создана серия миниатюр на тему «Расикаприя» (1700-1725гг, Нац. Только во время правления императора Джахангира князь Махарана Амар Сингх I (1597—1620) покорился моголам, а его сын Карна Сингх (1620-28) был тепло принят императором и его сыном принцем Хуррамом в могольской столице. Самые знаменитые фрески Багха выполнены темперой. Наиболее популярным способом нанесения орнамента в Индии с древних времён до сих пор остаётся ранголи, его очень часто можно встретить на порогах многих индийских домов, особенно, в Южной Индии. Ранголи (рисунок-молитва) – нанесение орнамента на внешние стены дома и на расчищенную и утрамбованную площадку перед входом в дом. Образец философской живописи.
Традиция их производства существует до сих пор. Ряд картин Чоудхури посвящен жизни индийских крестьян. Для отделки миниатюр также широко использовалось золото и серебро. Излюбленными темами художников того времени были сцены из "Гита Говинды", "Бхагавата Пураны", а так же Рагамалы. Махарао Рам Сингх II (1827-65) тоже одаривал наградами своих живописцев, сохранилось несколько документов сообщающих о поводах для этих подарков и их составе.
Не отказывайте себе в этом удовольствии. Особенно популярными были изображения княжеской охоты, которая в те времена была смесью спорта и государственного ритуала, а также ласкающие глаз сцены с участием красавиц из княжеских гаремов— «занана». Княжество основано в XIII веке (традиционная дата— 1226год). Величайшая тайна подчеркивается тихим, укромным местом, скрытом от посторонних глаз. Здесь при двух правителях— Рао Раджа Пратап Сингхе (1756-90) и его сыне Рао Раджа Бакхтавар Сингхе (1790—1814) возникла небольшая местная школа (или суб-стиль), которая, судя по всему, была следствием приезда в Алвар двух художников из Джайпура, которых звали Шив Кумар и Дхалу Рам. XVIв. ) серией миниатюр на тему Рагамала, в которых действие разворачивается на фоне архитектурных сооружений, характерных для Делийского султаната. Имена авторов большинства ранних произведений остались неизвестными.
Правивший в 1620-28 годах Махарана Карна Сингх широко открыл двери могольскому культурному влиянию, а его сын Махарана Джагат Сингх I (1628—1652) покровительствовал живописи при нём развитие книжной миниатюры значительно оживилось. Поля оформлены арабесками и картушами также сменился формат листа (он стал более вытянутым по вертикали).
На этом фоне единственным художником-индийцем, сумевшим занять определенное место в искусстве Индии второй половины 19 в., был Рави Варма (1848— 1906). Восточная традиция развивалась во времена правления династии Пала (800—1200) и была связана с иллюстрированием буддийских текстов. Это был старший сын Радж Сингха и его супруги Махаранджи Чхаттур Кунвари Сахиба.
Взяв литературный псевдоним Нагаридас («Нагара»— одно из имён бога Кришны, «дас»— раб, то есть «раб Кришны»), он написал множество стихов, прославляющих Кришну и Радху. В XVII веке среди раджпутов распространился вишнуизм в форме почитания его восьмой аватары— Кришны и художниками Амбера было создано множество произведений на темы, которые считают «традиционно» раджпутскими— «Рагамала» и «Кришна лила» (жизнь Кришны), создавались миниатюры к книге «Расикаприя». Особенностью стиля кангра является широкое использование оттенков зеленого.
Творческие устремления отца воспитали в нём любовь к искусству, музыке и литературе (его перу принадлежат книги «Бахувилас» и «Распаянаяк»). В итоге Савант Сингх согласился разделить княжество на три части (1756г). Существует ещё одна запись того времени о наградах в сумме 1000 рупий, паре золотых браслетов и комплекте почётной одежды «сиропаc» (он состоял из головного убора, кушака, ткани для туники и штанов), которые были вручены «мусаввиру» Чорпалу за изображение охоты на тигра. Чисто пейзажные образы характерны для индийского цикла. Интересно, что существуют миниатюры, на которых этот «физиономический маньеризм» применён только в отношении Кришны и Радхи, в то время как остальные персонажи имеют обычные лица. Мраморная набережная озера). Всё это придало форму тому, что сегодня называется современным индийским искусством.
Индийское путешествие длилось два года. Тадж-Махал – мавзолей-мечеть в Агре в Индия на берегу реки Джамна. Слово «ступа» означает «узел из волос» или «макушка, верхняя часть головы», а также «куча камней и земли».
до н. э. : пещерные фрески Багха, Ситтанавасала. Ему принадлежит несколько портретов, выполненных в кооперации с другими коллегами— Рамджи Дасом и Говиндом (среди них замечательный портрет Ишвари Сингха, выполненный совместно с художником Чандрасом). Кроме столицы Мевара— Удайпура, в княжестве существовали два другие относительно самостоятельные художественные центры, живопись которых определяют как «меварские суб-стили». В одной из лучших картин, «Брамачарьи», даны удивительно выразительные и жизненные образы людей. Даже дети, словно зачарованные, смотрят на происходящие приготовления.
Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. С 1818 года княжество Джайпур стало британским протекторатом и даже во время восстания сипаев (1857г) пользовалось большими привилегиями, сохраняя верность Великобритании. В них проявляется стремление художника к правдивости, к реалистичности образов, тогда как в мифологических композициях господствуют театральность, слащавость и бедность выдумки.
Могольское влияние продолжилось в правление Ратана Сингха (1607-31), который служил императору Джахангиру и получал из его рук награды— он был командиром могольской армии во время военной кампании в Декане. К этой же инспирированной могольской манерой, группе принадлежат неоконченные портреты Джасвант Сингха (1638-78), заседающего в дарбаре в окружении придворных— в них ясно различимы реалистические элементы, присущие живописи эпохи императора Шах Джахана (1628—1658). Позднее в 1440 году Нарада сочинил стихи, описывающие шесть основных раг и 30 рагини, которые вошли в его книгу «Панчама-Сара-Самхита». В ступы помещалось то, что осталось после кремации.
Розовато-белый снег на этом фоне является поразительным контрастом. Портреты в Кишангархе были довольно обычными, например, портреты Радж Сингха (1706-48) созданные художником Бхаванидасом выдержаны в манере, принятой в то время в ателье могольских императоров. Во дворце Деогарха сохранились остатки фресок, созданных местными мастерами. Этническое своеобразие населения Индии Верещагин передавал, не забывая о декоративных задачах – Бания (торговец), Совар – правительственный посыльный, – и в то же время постепенно углубляя в ряде работ изображение типа до одновременного подчеркивания какой-либо его характерной личностной черты. Подобно своим венценосным предшественникам Савант Сингх был членом вишнуитской секты «Пуштимарга» и вместе со своей возлюбленной истово служил аватаре Вишну— богу Кришне.
Самая ранняя классификация женских типов известна из трактата «Натья-шастра» (IIв. Третьяков намеревался собрать всю будущую серию, но в 1898 году знаменитого коллекционера не стало и его пожелание не сбылось полностью.
Портретом занимались также Хира Нанд и Трилока. Музыкально-теоретическая концепция раги впервые появляется в «Брхаддеши»— сочинении санскритского автора Матанги, которое было написано между V и VII веками н. э. В картине «Приготовление невесты» с большой чуткостью уловлена скрытая торжественность и в то же время какая-то внутренняя застенчивость взаимоотношений женщин между собой. Крупным государственным деятелем был Саваи Джай Сингх II (1700—1743), служивший у Аурангзеба (от которого получил прозвище «саваи»— «один с четвертью», так как император Аурангзеб предрекал, что он на четверть превзойдет своих предшественников после этого все его наследники стали прибавлять почётный титул «саваи» к своему имени, желая превзойти своего предшественника на четверть хотя бы в титуле). Похожую архитектуру можно видеть в миниатюрах «Чаурапанчасики» («Пятьдесят строф об украденной любви», ок. Описание любви Радхи и Кришны в «Расикаприи» фундаментально отличается от того, как эти взаимоотношения представлены в более поздних поэмах, написанных Тулсидасом, Сурдасом, Мирабаи и Чайтаньей.
Ухтомского посетил многие города Индии и привез оттуда огромную коллекцию предметов буддийского культа. Путешествие в Сикким имело целью восхождение на высочайшие вершины Гималаев. Рагамала (букв. Спустя некоторое время он передал бразды правления своему сыну Сардар Сингху (1757—1766) и, сохранив все титулы и почести, со своей супругой удалился от мирской суеты в священный город Вриндаван, где и скончался 21 августа 1765 года.
Изучая древнюю историю, участвуя в археологических раскопках испытывая постоянное тяготение к природе, художник стремился дать художественную концепцию «несравненно самобытной былой природы», русского исторического прошлого. Тематикой миниатюр служили сюжеты из мифологии и «Рагамалы» иллюстрировалась астрология, а также разные забавные случаи, романтические сюжеты и эротика. Его старший сын Кавала, вероятно уехал в Деогарх в то же время.
Охотничьи сцены Кишангарха отражают абсолютно иную сторону придворной жизни. «Искусство объединит человечество искусство едино и нераздельно. Первая часть Десятой книги «Бхагавата пурана» посвящена его детским проделкам и любовным историям.
Он стремился, прежде всего, развить в своих учениках чувство декоративности цвета. Фигура Кришны стала доминирующей не только в литературе, но и в иных видах искусства. А в 1922 году, опять же его стараниями, возник Международный культурный центр «Венец мира», где могли трудиться деятели науки и искусства из разных стран. В отличие от обычных манускриптов, которые удобно брать в руки, большие фолианты Виджаи Сингха, вероятно, выставлялись напоказ (их держали так, чтобы во время богослужения все видели сюжет картины, в то время как связанные с нею стихи распевались или читались вслух).
1840 года пригласил к себе ведущего делийского художника Гулам Али Хана, который в кооперации с местным мастером Балдевом проиллюстрировал «Гулистан» Саади (1840-53гг, Правительственный музей, Алвар). В более поздних произведениях А. Тагор постепенно освобождается от сковывавших его элементов прямого подражания («Ума», начало 1900-х гг. ). На гуптский период приходится апогей индийской настенной росписи, наиболее полно представленной в Аджанте (I, II, VI, VII, XI, XVI и XVII гроты). Двумя другими тесно связанными темами миниатюр были «Рагамала» и «Барахмаса».
Этюд Ледник по дороге из Кашмира в Ладак развивает тему мощи и торжественной красоты гор. Могольский император Аурангзеб (1658—1707) исповедовавший ортодоксальную форму ислама, проводил иконоборческую политику и в этих обстоятельствах меварский князь Радж Сингх I (1652-80), стремившийся сберечь свою древнюю религию, стал символом индийского культурного сопротивления. Историки считают, что такое название закрепилось в связи с тем, что княжество располагалось в местности, большую часть которой занимает пустыня Тар (хотя современные историки утверждают, что в XIII—XVI веках условия жизни там были значительно мягче). Расположенный по обе стороны главной магистрали Раджпатх (бывшая Кингсуэй-авеню) имеющей ширину около 350 м, он объединяет в своей регулярной планировке ряд крупных площадей, радиальных улиц со стоящими на них особняками и административными зданиями. Живопись басоли легко распознать по энергичным, смелым линиям и ярким цветам (красным, горчичным и синим). Самым ранним примером меварского стиля являются миниатюры из серии «Рагамала», созданные в 1605 году в Чаванде, крепости, которая была временной столицей, художником Насируддином.
Значительные изменения претерпевает в 20 в. архитектура Индии. Наставником князя в поэтическом творчестве был прославленный поэт Бринд. Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он закончил его в Азии.
Для прочного закрепления краски на бумаге в неё добавляли разные растительные смолы (камеди) и млечные соки растений. 1525г., Бхарат Кала Бхаван, Индуистский университет, Бенарес, Варанаси). Ретроспективные тенденции вели к идеализации древнего и средневекового искусства и не случайно один из главных представителей идеологов нового художественного направления, названного Бенгальским Возрождением, английский историк искусства Э. Хавелл, провозгласил в качестве основного лозунга «возвращение к индийским традициям», к идеалам старого искусства—«идеалистического, мистического, символического и трансцендентального».
Однако изобразительное искусство этого времени не знало таких ярких и глубоких примеров связи с жизнью и современностью, как это было в литературе и, в частности, в творчестве великого поэта и писателя Индии Рабиндраната Тагора. Эмерсон, Г. Торо, Т. Паркер и другие) связывали свои духовные искания с природой. Фигуры в танджорской живописи обладают округлыми формами и довольно массивны. Поскольку многие раджпутские княжества были небольшими, эти мастерские по числу персонала не могли сравниться с китабхане персидских шахов и могольских императоров (хотя, у некоторых князей число художников достигало нескольких десятков). «Пичхаваи» изготавливаются из хлопка имеют довольно крупные размеры и расписываются, как правило, несколькими художниками. Эти книги копировались не в придворных мастерских, а монахами в храмовых библиотеках (Шастра бхандарас).
Он получил княжеский трон в 14 лет (злые языки утверждали, что он пришёл к власти благодаря тому, что его сводный брат погиб в дорожном происшествии, а весь инцидент был подстроен его властолюбивой матерью, которая в результате стала регентшей при малолетнем правителе и руководила делами до 1787 года).
Мастерская Виджаи Сингха создавала монументального формата рукописи, которые иллюстрировались темами «лилы» (спонтанной любовной игры) Рама или Кришна в них размещались в пышно цветущих ландшафтах. Идеи Руссо приобрели в XIX веке еще больший смысл. В 19 столетии Индия переживает самый трагический период своего существования. Её тематика перестала ограничиваться мифологией и поэзией. Может показаться, что перед нами ряд разнородных сцен, никак не отделенных друг от друга, но, если охватить взглядом все целиком изображение упорядочится.
Классический традиционный рисунок наносился природными красителями на деревянные дощечки известные как Palagai Padam (Palagai означает деревянная дощечка, Padam – рисунок), для которых использовали древесину джекфрута (Artocarpus heterophyllus) или тика (Tectona grandis).