Этот написанный в столь необычной для Репина, но такой естественной здесь манере портрет – одно из самых сильных и художественно совершенных произведении Репина, завершающих период творческого расцвета художника. Такой потрясающей портретной галле-реи, какую нам оставил Репин, не было создано никем из русских художников. Много еще прекрасных портретов написал позднее Репин, но второго подобного портрету Мусоргского уже не появилось.
Широкое, свободное письмо, сила типизации делают этюды-портреты вершиной живописного мастерства Репина. И с таким же восторгом Илья Репин писал и портреты своих современниц. Илья Ефимович Репин – русский художник-портретист, мастер бытовых и исторических сцен. Художник И. Репин оставил нам потрясающую портретную галерею. Илья Репин – гениальный портретист, мастер бытовых зарисовок и создатель скандальных исторических полотен.
Репин работал очень быстро, а во время сеансов любил вести разговоры с портретируемым, в том числе и художественные споры. Репин очень любил детей, часто рисовал семейные портреты. И. репин посетил Николаевский военный госпиталь, где находился Мусоргский и в течение четырех дней писал знаменитый портрет композитора.
Илья Репин запечатлел родных на портретах. Илья Репин был удивительным тружеником и оставил несколько десятков картин, сотни портретов, тысячи рисунков. В «Протодьяконе» впервые окончательно оформился тот темпераментный живописный язык, та уверенная смелость мазков и объемность изображения, дававшие иллюзию действительной жизни, которая отныне стала неотделима от представлений о репинских портретах. Крупнейший портретист своего времени, Илья Репин создал выдающуюся галерею образов современников художника – Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского, А. Г. Рубинштейна, Н. И. Пирогова, В. В. Стасова, П. М. Третьякова, С. И. Мамонтова и многих других великих людей русской культуры.
Репин Илья Ефимович – выдающийся русский художник-жанрист, мастер исторической и портретной живописи. Репин написал 12 портретов, сделал 25 рисунков и 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к произведениям писателя.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ).
Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. И вот уже перед нами не царь, а отец. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Несколько действительно прекрасных портретов Перова (Островский, Погодин, Достоевский) сверкают алмазами на фоне десятков скучных и по живописи и по характеристике ординарных лиц. Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги лошадок, которых приклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные восторги зрителей.
У меня в это время сидели режиссёр Н. Н. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Репин встречал их по средам.
Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. -— И. Г. ), они много смеялись». Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Щеголенкова, писанный в Абрамцеве в июне 1879 года. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
«Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Вот таким образом он вынужден был завести большой огород и доить козу. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Стасов присылает ему все, что он просит. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Репин Илья Ефимович – великий русский художник.
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Художником сначала были написаны шестьдесят портретов государственных деятелей, а затем перенесены на огромное полотно. Они словно противопоставлены друг другу. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. В его взгляде осуждение и тревога.
Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов. Репин присел к столу и тотчас принялся за рисование. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.
Отказывающая правая рука, слабеющие пальцы, тоска по России, денежные затруднения. О том, что ученик созрел для дальнейшего роста, Репин понял во время летних этюдов в деревне близ Абрамцева. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.
Работал весь день, не замечая времени. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Рисунок уверенный, лепка твердая. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Имя Репина стало широко известным. На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек – сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома.
Краски, подаренные двоюродным братом Трофимом изменили всю его жизнь. Картина была сделана в первые месяцы петербургской жизни и в лице молодого человека, прибывшего в столицу со ста рублями в кармане, читалась гамма чувств— «порыв, беспокойство и в то же время настороженность. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Арестованного пропагандиста окружили у столба в избе, где он оказался лицом к лицу со своими врагами. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.
В работе художнику помогал Василий Стасов: он собирал нужные для работы архивные материалы. А вот Ларька в розовой драной рубахе – нетерпеливый, озорной мальчишка, который чуть не потонул, когда с братом Репина попал под колесо парохода. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний. Подписка на альбом «Северное сияние» позволяла знакомиться с лучшими образцами русской живописи. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. А свеча становилась ниже и тени менялись.
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Аксакова.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Эта работа имеющая общую площадь 35 квадратных метра, стала последней из больших произведений. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
Следом за ним, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе. — сказал Крамской. Первый лучше позировал и потому решен свободнее и лучше удался. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». В 70-х годах развивалось портретное искусство Репина, год от году совершенствуясь. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
У Ге также немного перворазрядных портретных решений (Герцен, Лев Толстой, автопортрет), оставляющих в тени остальные. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Написан портрет вдохновенно. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен.
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Он идет прямо к матери. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель.
Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Лучшим портретом следующего, 1879 года был портрет жены Д. В. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Общение с прежними друзьями было только заочным.
Нордман несколько раз сбегала и возвращалась. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников».
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Живые глаза, передающие неподдельное страдание, радость или уходящую по каплям жизнь. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Он вернулся оттуда с огромным количеством этюдов и набросков, которые легли в основу одной из лучших его картин «Бурлаки на Волге». Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.
Далее по часовой стрелке – казак подавившийся смехом, следом еще один запорожец, что едва не падает от хохота, далее полуголый казак, с удовольствием смакующий каждое слово письма, пара громко смеющихся воинов, казак без тени улыбки на лице, совсем еще юный казак, с удовольствием принимающий участие в процессе написания ответа. Всю войну он хранился в запасниках ленинградской Академии художеств. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Репин стоит в ряду лучших портретистов России и Европы XIX века.
Полностью погрузиться в новую работу ему не давали академические обязательства, связанные с конкурсом на малую золотую медаль, однако, по признанию художника, ни во время игр с товарищами в городки, ни во время общения со знакомыми барышнями он не мог освободиться от зреющего замысла26. Боткина. Показателен тот факт, что для изображения царевича художник выбрал писателя В. Гаршина, во внешности которого, по его мнению, было выражение некоторой обреченности. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Репин лично присутствовал на юбилейном торжественном заседании и даже получил разрешение на то, чтобы члены совета позировали ему в свободное от заседаний время и именно в той позе, которой требовала композиция картины. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Мне минутами становилось страшно».
На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Все заняты. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Внимание художника тяготит их. Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной.
За неё он был награждён золотой медалью и удостоен звания художника. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Публике картина понравилась.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Работа над ним доставила Репину огромную радость. Художником руководила только одна мысль, одно желание — передать на холсте черты любимого друга и гениального композитора. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Яков Минченков, познакомившийся с художником во время работы передвижной выставки 1898 года, вспоминал, что увидел перед собой невысокого сухощавого человека с вьющимися волосами и острой бородкой.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Рассмотрим "ближний круг".
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Чистякова и И. С. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Много учился на написании портретов близких и друзей. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств.
Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев. Между тем попытки сделать его рупором поколения предпринимались в 1920-х годах весьма активно. По всему дому были развешаны предупреждения: "Не ждите прислугу, ее нет". Творческое наследие великого русского художника Ильи Репина огромно. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались.
Из-под его кисти одна за другой выходят замечательные работы: портрет Куинджи и вызвавший бурю откликов «Протодиакон». Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Евреинов и художник Ю. Анненков. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович.
Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Это лучше всех ваших академических работ. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.
Благодаря академическому пенсиону состоялась поездка за границу, которая длилась три года. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Для создания фона художник специально ездил в Москву, чтобы во дворе Петровского дворца подготовить этюды с обязательным присутствием солнца, свет которого служил важнейшим элементом композиции3151. Искусствоведы предполагают, что художник создавал портрет дочери по памяти свидетельством тому— некоторое несовпадение фона и фигуры51.
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. В "Пенатах" стала хозяйкой старшая дочь Репина Вера. художественный музей им.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. В 1878 году он вступает в общество передвижников. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
«Как. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
Лучшим в этом году был чистяковский портрет. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Выходом в 1937 году монографии Грабаря, посвящённой творчеству художника, ознаменовался новый виток культа Репина. Репин считал сам эту картину красивой. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Вегетарианцем стал и сам Репин. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Стасова, П. С. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
Жил в Италии и Франции (1873–1876). Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. О картине появилось много статей в периодической печати. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. — И. Г. ) посидеть мне смирно.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.
Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. О картине появилось много статей в периодической печати. После возвращения в Россию он вдохновенно трудится над новыми образами. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания.
Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Востребованная специальность позволила бы всегда заработать на кусок хлеба. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Америка—Франция—Россия. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
Таков же и портрет певца былин В. П. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Репин лично хлопотал о том, чтобы юноша был зачислен на курс профессора Павла Чистякова, которого ценил не только как мастера живописи, но как и тонкого, умного педагога79. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Мощное впечатление производит и его картина «Иван Грозный и сын его Иван».
В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Когда мне удалось поднять его со стула, он обратился ко мне со словами восторга: «Это невероятно, это просто невероятно. » И Стасов повторяет восклицание, вложенное им в уста Крамского, в своей статье. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Уйдя из Академии, они организовали артель художников. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Комната небогатой интеллигентной семьи. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
Да, при виде крови многие падают в обморок, но еще больше неосознанно на зрителя воздействуют глаза государя. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Наконец, Крамской, «цеховой портретист», как его в минуту обиды назвал однажды Репин, сам сознавал, что он неизмеримо слабее Репина как раз в этой своей общепризнанной сфере: из сотни его портретов едва ли можно выделить десяток, в полном смысле слова первоклассных, вроде Льва Толстого, Литовченки, С. П. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Все эти годы его не оставляла в покое мечта о поступлении в Академию художеств. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Портрет Мусоргского кисти Репина – одно из величайших созданий всего русского искусства. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Тут больше любви к делу, — пояснил он.
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Этот мужчина слыл в городе колдуном. Весной он был зачислен на первый курс. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ).
Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Пятый факт. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Вскоре поступил и первый выгодный заказ от хозяина гостиницы «Славянский базар» Пороховщикова на создание картины для гостиничного ресторана.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Он развелся со своей супругой, обвиняя в бюрократизме, покинул ряды Товарищества, занимавшегося организацией передвижных выставок художников, к тому же значительно ухудшается здоровье художника. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
Репин никуда не делся. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Гоголь принадлежал к числу любимых писателей Репина, Репин неоднократно обращался к образу самого писателя и к иллюстрациям его произведений. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Писемского.
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». После окончания «Грозного», художник создаёт очередной шедевр — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Часть работы проходила на даче в Белогорке отсюда Репин периодически выезжал в Петергоф и Александрию, чтобы сделать зарисовки царской одежды165. После присуждения первой премии он продолжал работу над ней еще 2 года. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. За окном летний день. Она обучала грамоте не только своих чад, в ее доме собиралось более десяти ребятишек, которых женщина учила читать и писать. К обоим Репин относился сочувственно.
Из всех, знавших Мусоргского, не было никого, кто не остался бы в восторге от этого портрета, – так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского». Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
Запорожцы, коллективно сочиняющие ответ турецкому султану, представлены Репиным крепким единодушным братством во всей своей силе и сплоченности. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Все эти Замечательные мастера использовав завоевания своих больших и малых предшественников как в русском, так и в мировом искусстве, сумели сообщить русской живописи поистине грандиозный размах, поставить ее в один ряд с другими смежными искусствами — литературой и музыкой, занявшими в это время передовое место в мировой культуре. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Домашнего образования для талантливого и умного мальчика было явно недостаточно.
Нужно было изобразить на полотне более 80 сановников, присутствовавших на юбилейном заседании, соблюдая при этом строгий порядок в расположении каждого из его участников. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Репин дважды подавал прошения об отставке. В 1878 году он пишет портреты П. П. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Знакомство Репина и Всеволода Гаршина произошло в зале Павловой на Троицкой улице, куда писатель пришёл в сопровождении студентов и курсисток.
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Вскоре весть о талантливом ученике Бунакова распространилась далеко за пределами Чугуева юного мастера стали приглашать приезжавшие в город подрядчики, которым нужны были художники и позолотчики10. Картина была экспонирована на IX Передвижной выставке, вместе с портретом Ге и картиной «Вечорници». Замысел картины возник как отклик на кровавые события времени, как гневный протест против деспотизма. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Мемориальный музей, открытый ещё в 1940, был восстановлен в 1962. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Это вы сами.
Спустя три года Гаршин, чей портрет кисти Репина хранится в Нью-Йорке, покончил собой. Мужа постоянно отправляли в далекие походы, а Татьяна Степановна, живя с детьми в военном поселении, чтобы прокормить семью, была вынуждена много трудиться на самых тяжелых и грязных работах. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Они жили в Пенатах в течение двух недель.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
Силу человеческого духа увидели в картине современники. Чистяков непринужденно сидит, развалясь на диване. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Так ли это – судить зрителям. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.
Ибо в доме Репина потчевать друзей было принято сеном. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Возвращается в Россию летом 1876 года. Ей предрекали провал, но Репин мастерски сумел реализовать навязанное ему задание – заказ последовал от императора и вряд ли художник мог от него отказаться. Каждый персонаж переживает что-то своё.
Глаза ясные и добрые. О чем эта история. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
Образ Пророка у Репина получился непривычным: уже немолодой, длинноволосый, бородатый интеллигент в рубище вместо одежды— таким его представил художник, находившийся под влиянием толстовских взглядов. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему.
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Репину это понравилось: он всегда любил работать в компании с другими художниками. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.
Она напоминала блеклое растение, которое всегда в тени. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Через два года школу закрыли в связи с упразднением военного поселения. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Берег Волги.
О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Но за всем этим очень яственно видны чистые, как родниковая вода, печальные, все понимающие глаза приковывают внимание его высокий, открытый лоб, по-детски нежные, доверчивые губы.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Увиденные во время этюдов на берегу Невы бурлаки вдохновили его на поездку на Волгу. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Удача следует за удачей. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Портрет производит яркое и сильное впечатление. По отзывам художественных критиков, этот портрет особенно удался Репину.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Нордман, как говорят современники, была довольно самовлюбленной женщиной и не очень хорошо повлияла на творчество Репина. Она ушла из жизни в 1931 году55. Её появление на выставке 1871 года произвело настоящий фурор.
Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Грандиозный успех «Бурлаков» на выставке в Академии, создание потрясающего портрета Стасова, работа над картиной о «Садко». В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.
На автопортрете 1920 года он предстаёт измученным больным стариком. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Первый факт. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Илья Ефимович Репин скончался в 86 лет в Куоккале, финском дачном посёлке. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников.
Вся центральная часть написана самим Репиным. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Неудачен и портрет матери Третьякова, А. Д. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. После его отъезда Илья оказался в иконописной мастерской И. М. Бунакова. В его глазах читается печаль, тоска. К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. Любимая усадьба «Пенаты» была разрушена во время войны. Уехав лечиться за границу, она в 1914 году умерла.
Рассеянный свет, падающий на лицо, выявляет бугристую выпуклость этого большого лба, подчеркивает затененность глубоко посаженных глаз, которые от этого становятся суровее, строже. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Художник принимал ее назад все холоднее – любовь заканчивалась. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Сходство черт лица и выражение поразительны. Центральная группа словно недовольна своей ролью.
Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ). В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский».
Имя Репина стало широко известным. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. Третьяков»109. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
Однако судьба и история распорядились так, что это случилось уже после его кончины. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Л. Н. Толстого». В 16 лет он устроился на работу в иконописную артель, выполнявшую заказы в разных городах. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. В дверях все еще стоит горничная, впустившая человека – ссыльного, о котором помнили, но которого не ждали в семье.
Она была закончена только в 1891 году. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
И вот Репин безжалостно стер все, что было на холсте за четыре месяца и начал все сначала. Этот жанр был особенно любим художником. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Для выпускного экзамена он подготовил полотно «Воскрешение дочери Иаира».
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Репин не слишком горевал о ней – в то время он уже почти ее не помнил.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
Казалось, она спит. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни.
Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.
— Да это превосходно. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах.
С 11 лет он начал посещать занятия в школе топографов. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году.
Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Жалко и одновременно страшно в своей потерянности и отчаянии старческое лицо царя с застывшими, обострившимися чертами.
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Труд — вот что определяет и украшает человека.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. К счастью, не был утрачен архив. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Не доносчик ли.
Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. я работал завороженный.
В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Среди его педагогов оказался и Крамской.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Этюд получился превосходный. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Убийство свершилось. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.
В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). В эту минуту в комнату вошел Христос. Когда составители письма обратились к Репину с предложением поставить под текстом свою подпись, тот отказался, заметив, что великий князь не мог предвидеть, как развернутся события160. Илья Ефимович Репин появился на свет 24 июля (5 августа по новому стилю) 1844 года в украинском городке Чугуево.
Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. В 1939 дачный посёлок оказался на территории СССР, с 1948 носит имя великого художника. Одной из привилегий была и возможность шестилетней поездки за границу.
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Илья Ефимович смог уехать в северную столицу в 1963 году, где поступил в школу Общества поощрения художников.
Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». К тому же и погода благоприятствовала работе.