За свою дипломную работу — картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» — Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство. Но Репин убедил, что Третьякова, как замечательного человека, патриота, создателя первой национальной картинной галереи, должны знать именно в лицо. Появление каждой новой картины Репина становилось общественным событием.
Летом 1870 года Репин ездил на Волгу для работы над картиной «Бурлаки на Волге», за которую получил первую премию ОПХ. Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I. Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки. Репин изобразил в картине несение чудотворной иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление к верующим.
Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Работал весь день, не замечая времени. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Возвращается в Россию летом 1876 года.
— сказал Крамской. Крамским, с новаторскими взглядами на искусство. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной. Полицейский конный замахивается нагайкой на провинившегося крестьянина.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. — И. Г. ) посидеть мне смирно. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах.
Они словно противопоставлены друг другу. Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»). В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Имя Репина стало широко известным.
Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой. За окном летний день. «Как. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
Творчество Репина 1870-1900-х являлось знаковым для современников и стало иллюстрацией этого времени для потомков. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Написан портрет вдохновенно.
Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу.
Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. Рассмотрим "ближний круг". Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Тут же израненный с презрительным, решительным взглядом запорожец. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Рядом с ней шествует отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей. Над письмом склонился предводитель казаков. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
И вот уже перед нами не царь, а отец. В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств. У меня в это время сидели режиссёр Н. Н. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов.
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Пенаты были превращены в мемориальный музей.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Раскрывая характер писателя, подчеркивая его значимость в обществе, тем не менее, Репин не идеализирует Толстого, не пытается окружить его ореолом исключительности. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Учился в Высшем. Она была закончена только в 1891 году. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Все заняты.
Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Репин считал сам эту картину красивой. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Люди изображены в группах, разделённых пространством используется боковое освещение. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника.
Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. И это не скрывает Репин. Зритель становится участником происходящего.
Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. О картине появилось много статей в периодической печати. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Репин запечатлел момент написания письма. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда.
На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Она ушла из жизни в 1931 году55. Рисунок уверенный, лепка твердая. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).
Много учился на написании портретов близких и друзей. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Репин изобразил детей: дочь, не помнящая отца испугана, а мальчик преисполнен радостью и волнением. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
., Остроумова-Лебедева. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Третьяков»109. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Тронька подарил краски Илье и с тех пор он не расставался с ними, рисовал постоянно, даже во время болезни. Действительный.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Этюд получился превосходный. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей.
Работал в плакате и в книжной графике. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Это был только сырой, черновой материал, который в дальнейшем переплавлялся, перерабатывался до неузнаваемости в творческой лаборатории живописца. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
Поставленная перед художником задача была очень трудной. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Тут Репин выбрал асимметричную композицию и обозначил пространство с помощью половиц, удаляющиеся половицы приковывают взгляд зрителя к нежданному гостю.
Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.
К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. На переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун истово верующий в чудесное исцеление. Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Толстой лежит в уютном месте, под деревьями в тени, на своем синем халате, укрывшись белым. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Уже ранние работы Малявина – портреты крестьян приобретал для своей галереи П. М. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
Священник в парадной рясе идёт, размахивая кадилом. В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно осознавшая своё превосходство над другими. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Всклокоченные волосы, больничный халат драматизируют картину. Все теневые части головы, согласно академической традиции, жидко протерты жженой сиенной, света нанесены густыми кроющими красками.
Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Большая светлая комната с высокими окнами, где помещался Мусоргский, была вся залита солнечным светом. В набросках Репин изображал лицо горбуна в муках и страдании. Учился в Петербургской Академии художеств (1894 – 1896) у, посещал мастерскую П. П. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях.
Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны. Умер русский художник в Пенатах. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Евреинов и художник Ю. Анненков. Репин присел к столу и тотчас принялся за рисование. Подобная трактовка образа определила особенности изобразительного языка, характерность живописной пластики художника. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Публике картина понравилась.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.
Репину это понравилось: он всегда любил работать в компании с другими художниками. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. В его глазах читается печаль, тоска.
О чем эта история. Этот сюжет написан Гоголем в повести «Тарас Бульба». Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.
В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. В его взгляде осуждение и тревога.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. -— И. Г. ), они много смеялись». В живописи портрета видно определенное тяготение к колористическому согласованию цветовой гаммы: красного платья, темносерой кофты и зеленой обивки кушетки. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов.
., Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской.
Однако в Советской России он оставался «своим».
Это вы сами. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку.
Репин встречал их по средам. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой – все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его искренним протестом против всякой лжи и фальши.
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Чистякова, в школе А. Ашбе в Мюнхене (1896-1898), где затем преподавал (1898-1901). Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. А свеча становилась ниже и тени менялись.
Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ).
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву.
Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов.
На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Общение с прежними друзьями было только заочным. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. В 1940 году Куоккала вновь отошла к России.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Царевна стоит у окна, откинувшись назад, с распущенными волосами, скрестив руки на груди, побежденная, но непокоренная. Репин никуда не делся.
В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника.
Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Имя Репина стало широко известным. Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой.
Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Жил в Италии и Франции (1873–1876). В конечном варианте оно одухотворённое. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Гоголевский Андрей мягко улыбается. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
Репин продумывал композицию картины до мелочей. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
Силу человеческого духа увидели в картине современники. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Он пишет о казаках, как о народе свободы, равенства и братства.
Репин дважды подавал прошения об отставке. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
Каждый персонаж переживает что-то своё. К тому же и погода благоприятствовала работе. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
Центральная группа словно недовольна своей ролью. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Репин был очень дружен с Мамонтовым.
Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Это лучше всех ваших академических работ.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крёстный ход. Во внешнем "круге" особенно заметны две фигуры: хохочущий казак в красном жупане и мрачный запорожец с повязкой на голове.
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана И. Я. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.
Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). На что получил насмешливое письмо. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
Вегетарианцем стал и сам Репин. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. — Да это превосходно.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Не доносчик ли. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Репин вложил в портрете свое представление о некоторых духовных наставниках, в которых ничего духовного уже не осталось. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка.
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. О картине появилось много статей в периодической печати. Простая черная одежда, сливаясь с таким же черным креслом, визуально увеличивает фигуру героя. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа.
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.
Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Родом из семьи военного поселенца. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века.
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. К обоим Репин относился сочувственно.
Широко известное и признанное произведение И. Е. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.
Внимание художника тяготит их. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего в происходящем, ему нравится он сам. Всё это сформировало творчество Репина, тогдашние взгляды на народ, на интеллигенцию, на культуру. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично.
Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Мне минутами становилось страшно».
В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Убийство свершилось.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Вся центральная часть написана самим Репиным. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
Среди его учеников Малявин Малявин Филипп Андреевич Известный русский художник и график. Действительный член Академии художеств с 1903. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Восстановлен в 1962 году. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали.
Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Он идет прямо к матери.
Автор концентрирует внимание зрителя именно на лице композитора, словно пытаясь передать секрет гения Мусоргского. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Вернувшийся революционер смотрит вопрошающим взглядом на свою мать, его худое лицо практически в тени, что подчёркивает впалость глаз.
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Казалось, она спит. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. С 1913 – академик. я работал завороженный. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
В эту минуту в комнату вошел Христос. художественный музей им. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен.
Так ли это – судить зрителям. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Часть работы проходила на даче в Белогорке отсюда Репин периодически выезжал в Петергоф и Александрию, чтобы сделать зарисовки царской одежды165.
В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Чисто русское лицо, скорее мужика, чем барина-аристократа, некрасивое, с неправильными чертами, но очень значительное, умное подтянутая пропорционалная фигура, в которой проглядывает своеобразное изящество и свободная естественность хорошо воспитанного человека, – такова характеристика внешности Толстого, которая делает его непохожим ни на кого другого.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
Нос указывает на недуг композитора, ставший причиной его гибели. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Тут больше любви к делу, — пояснил он. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.
Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Л. Н. Толстого».
Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Третьяков. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку».
Глаза ясные и добрые. Стасов присылает ему все, что он просит. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Комната небогатой интеллигентной семьи.
Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Берег Волги. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.
Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Они жили в Пенатах в течение двух недель. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Труд — вот что определяет и украшает человека.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Америка—Франция—Россия. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
О непримиримости двух мировоззрений: одного – прогрессивного, гонимого, почти растоптанного, но не сломленного, другого – заскорузлого, костного, меркантильного, утратившего истинность. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Репин дважды ездил на Украину, чтобы написать это полотно.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».