Екатерина факт рождения младенца тщательно скрывала, нещадно затягиваясь. Скажем, мы до сих пор не знаем точной даты появления Рокотова на свет.
ГРМ). Портрет императрицы очень декоративен. Что же сохранилось от живописи Рокотова в первый, петербургский период его творчества. В 1765 году художник пишет копию с картины «Венера, Амур и Сатир» и становится академиком. Напротив, эта «расплывчатость» стала своего рода «знаком» Рокотова.
Изысканное благородство палитры Рокотова, выразительность плавно струящихся мазков его кисти ставят художника в число самых выдающихся колористов XVIII века. На портретиста оказали несомненное влияние идеи просветительства с его проблемами морального облика привилегированного сословия и «истинного достоинства дворянина». ГТГ), С. Г. Домашнев, Б. Е. Ельчанинов, С. А. Порошин, А. И. Воронцов, Д. П. Бутурлин.
Якоб Штелин, первый историк русского искусства XVIII века, свидетельствует, что «Федор Степанович Рокотов учился в Академии при Лоррене, Лагрене и Фонтебассо». Федор Степанович Рокотов. В советское время Рокотова выставляли и «при Грабаре» в 1923-м и в 1960 – 1961 годах (в Третьяковской галерее и Русском музее).
Вот таким, «иступленным и диким» в своих порывах, с горящим «восторгом и жаром» взглядом и кривой улыбкой, он смотрит мимо зрителя. ГРМ), «Портрет князя Г. С. Волконского» (Между 1780 и 1789 гг. По его распоряжению Рокотов был принят в 1760г. В отечественном искусстве роль Леонардо сыграл Ф. С. Став академиком, Рокотов бросает службу в Академии художеств. Так И. И.
Федор Степанович Рокотов. ГИМ) и В. И. Майков (1775. Портрет очень понравился Екатерине II. Т. 1. Это был Федор Рокотов, который в 1760 году напишет портрет своего покровителя.
В начале выставки вы увидите обворожительные детские портреты. Сведений о первых учителях Рокотова не сохранилось. ГРМ) – в рост на фоне военного лагеря. Так как Рокотов денег быстро заработать не мог. К биографии Ф. С. Здесь молодожены построили роскошный дом-дворец по проекту самого Ф. Б. Но ведь его портреты еще при жизни мастера получили всеобщее признание. Портрет А. П. Струйской (1772 г. ) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины.
Например, куратором выставки Натальей Пресновой идентифицирована Неизвестная в белом платье с фисташковой лентой (1780-е, частная коллекция). Он не испытывает недостатка в заказных портретах и пишет их. Гос. Каждый из них замечателен по-своему. Каталог. Художник стремился выявить свое восприятие своеобразия модели.
Он создавал возвышенно идеальные образы и отметал все частное и ненужное. – Да, проводились, но это было очень давно. Творчество Рокотова 1790-х годов противоречиво. С. 94. ).
Особой утонченностью и трепетной одухотворенностью выделяются портреты графа А. И. Воронцова (не ранее 1765 г. ), А. П. Струйской (1772 г. ), Неизвестной в розовом платье (1770-е гг. ). ГТГ), князя С. В. Гагарина (Не позднее 1768. Судьба его очень необычна и до сих пор не все в биографии выяснено. Рокотова // Искусство. Его успехи были замечены. Псковский музей) и Александра Павловича (Начало 1780-х гг.
Струйский и его связи с Ф. С. На этом, по сути и кончаются "воспоминания о рококо". Как лучшие представители дворянской интеллигенции, среди них выделяются поэт А. Н. С. Рокотов родом из семьи крепостных князя И. Репнина стал одним из самых изысканных и тонких живописцев в европейском искусстве XVIII века. Ряд портретов опекунов Московского воспитательного дома (И.
или между 1768 и 1773 гг. Майкова за изнеженной внешностью, за прищуром глаз, за усмешкой на красивых губах можно угадать иронический ум и проницательность поэта, который создал известную сатирическую поэму «Елисей». Кажется, все это вкупе с личной скромностью мастера стерло из истории его биографию. Взгляд миндалевидных темных глаз загадочен и неопределенен, он как бы устремляется мимо вас и в то же время в себя. Служба требовалась, чтобы получить чин и вместе с ним дворянство.
Единый круг персонажей предстаёт в портретах поэта В. И. Майкова (около 1765), А. И. Воронцова (конец 1760-х гг. ), А. П. Струйской (1772), неизвестной в розовом платье (1770-е гг. ), неизвестного в треуголке (1-я половина 1770-х гг. ГРМ), «Портрет А. С. Жукова» (1780-е. Художнику также поручается писать царских фаворитов Ивана Орлова (Между 1762 – 1765 гг. Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь.
«На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными». – СПб., С. 52. ). Он пишет обобщенно и легко, создавая прелестную гамму жемчужно-серых, перламутровых тонов. В овальном «Портрете А. П. Сумарокова» (1777.
Сумароков и одаренный дипломат екатерининской эпохи А. М. По мнению советского живописца и искусствоведа Игоря Грабаря, во взгляде изображенного юноши можно заметить напряженную «косину», которая обычно отличает глаза художника, вынужденного держать в поле зрения одновременно холст и зеркало.
Наконец, в 1765 году Рокотов, которому было тогда двадцать девять лет, получает звание академика. В своих лучших произведениях художник творил «живописный миф». Рокотова от его современников. Последним официальным заказом, выполненным Рокотовым, стала группа портретов опекунов Московского воспитательного дома (1768 г. ). Он в опале и выражение презрительной горечи отражает его ощущения.
Одним из таких мастеров был Федор Степанович Рокотов (1735/1736–1808). Рокотову же предстояли другие пути. Можно предположить, что это Павел, но на нем нет андреевских лент.
Федор Степанович Рокотов. ГРМ) и «Портрет Петра III» (1762. ГТГ), урожденной Озеровой.
Академия пока еще не открылась. Вместе с тем безыскусственность, непосредственность образов, свойственные ранним погрудным портретам Рокотова (портрет И. Л. Голенищева-Кутузова, 1-я половина 1760-х гг., Русский музей), характеризуют его как продолжателя традиций русского портрета 1-й половины 18 в. В 1765 году Фёдор Рокотов переселился в Москву, где положил начало своеобразной "московской" ветви русского портретного искусства. 1763, ГРМ) как выяснилось, это видоизмененная копия с портрета С. Торелли. Это произведение отличается особым живописным своеобразием.
Тогда речь шла в основном об экспонатах из Московского региона: более широкую географию в тех условиях охватить было затруднительно (даже доставить полотна из Петрограда не представлялось возможным).
Шувалов не только его заметил, но и вырастил. Вокруг был столетний парк с тенистыми аллеями и проточными прудами. Оставаясь документально точным, молодой художник сумел передать атмосферу духовных интересов и культурных запросов широко образованного человека середины XVIII столетия. Могила его, к сожалению, утеряна.
В 1760 г. Рокотов получил вольную от П. И. Репнина и вскоре стал известным, а впоследствии и одним из прославленных живописцев XVIII в. и одним из первых "вольных художников", сумевших не связать себя (во всяком случае надолго) казенной службой. Портрет графа Г. В 1892 году он купил «Портрет Александра Михайловича Римского-Корсакова в юности». Потом он жил в Ревеле.
Но не только Гроота, о чем свидетельствует в своих Записках Якоб Штелин (впрочем, он даже мысли не допускает, что у художника могла быть своя собственная, самостоятельная манера исполнения): "Федор Степанович Рокотов учился в Академии художеств при Лоррене, Лагрене и Фонгебассо. – М. : Искусство, 1945. Поэтически обобщая черты моделей, он приподнимал человека, делал его лучше и чище. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шёлковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа18.
Чрезвычайно работоспособный, Рокотов вел много заказов. Ему повезло: это было относительно либеральное время, когда таланты искали и обласкивали. Рокотов Федор Степанович (1735. Так, в 1765 году в его мастерской стояло сорок портретов, «в которых было окончены одни головы». Шувалов, собирая способных юношей для обучения в Академии художеств, отыскал бриллиант чистой воды. Федор Рокотов учился в петербургской АХ (с 1760).
Но несмотря на обилие и. срочность заказов, Федор Степанович, по его собственным словам, «никогда скорее месяца не работывал что-нибудь с натуры», тем более что его живописная манера требовала «засушивать краски», так как писал он многослойно. Произведение осталось невостребованным и все последующие заказы были переданы Антропову. В отечественном искусстве роль Леонардо сыграл Ф. С. Таковы, например, портреты неизвестной в белом платье (Вторая половина 1780-х.
Портрет А. П. Струйской (1772 г. ) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. Вырубов (ГТГ), С. В. Гагарин (ГРМ) все – не позднее 1768) завершает работу Рокотова в жанре парадного портрета, к которому он больше вообще не обращается. Судьба Струйской была не очень удачной. Сборник материалов для истории Академии художеств за 100 лет. Т. 1.
Духовный мир ее богат и сложен. С 1762 адъюнкт АХ, с 1765 академик.
Разумеется, такое понимание «духовного аристократизма» еще очень далеко от идеи внесословности личности – идеи, которая в ту эпоху уже полностью утвердилась в искусстве Франции. Мастер ловит неуловимое – чувства человека, перенося их на полотно. Он был приглашен писать российского императора одновременно с А. П. Антроповым. Колорит портрета подчеркивает полнокровность и жизнерадостность образа. Тема «просвещенного барина», начатая еще Никитиным в портрете С. Г. Строгонова, находит продолжение в творчестве Рокотова: И. Орлов, Воронцовы, Голицыны – это люди, вносящие свой вклад в развитие культуры России.
В. Лебедев в монографии И. Г. Романычевой и С. В. Римской-Корсаковой Чемесов под вопросом). ГРМ) и П. Н. Ланской (Начало 1790-х. туман. Так, Рокотов никогда не писал портреты деятелей церкви – в отличие от Левицкого или Боровиковского. Конечно, больше всего он любил себя в поэзии и даже завел собственную типографию, чтобы печатать свои опусы и зал искусств «Парнас». Иначе трудно объяснить тот факт, что подпись Рокотова стоит под «Правилами Московского английского клуба», составленными при его учреждении (Лебедев А. В.
Рокотовым // Очерки по русскому и советскому искусству. Нынешняя выставка вдвое меньше и более камерна, чем прежние (около 40 работ из ГРМ и Эрмитажа, тверского музея, ГИМа и, конечно, ГТГ), что, как кажется, вполне соответствует самому характеру искусства Рокотова, которое не столько для дворцов, сколько для особняков и для усадебных интерьеров (этой теме посвящен специальный раздел). Источниковые материалы о художнике чрезвычайно скупы и малочисленны.
Масон Н. И. Веселый, краснощекий Майков, кажется, пронизывает взором зрителя, балагуря и насмешничая с Рокотовым, смотрел блестящим, подернутым влагой глазом, смакуя свое острословие.
Еще одна зацепка, чтобы разгадать судьбу загадочного художника, – автопортрет. В 1763 году Рокотов писал парадные портреты Екатерины II в связи с её коронацией.
В облике томного изнеженного жуира угадывается иронический ум поэта-сатирика. Херасков образовал литературный кружок. Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. Н. Лапшина, автор наиболее полной и обстоятельной монографии о художнике, утверждала, что «Рокотов являет собой типичный пример художника-реалиста XVIII века, который, стремится представить в своем творчестве идеал нравственного достоинства человеческой личности» (Лапшина Н. П.
Идеал человека века Просвещения выразил в них художник – честь и достоинство. На ней можно встретиться с такими хрестоматийными работами, как Портрет Василия Ивановича Майкова (1765), поэта-гедониста и либертина, воспроизведение которого только благодаря невежеству советских цензоров оказывалось в переиздававшихся учебниках «Родная речь», Портрет Александры Струйской (1772) – «русской Моны Лизы», увиденной в русском же сфумато (в «рокотовской дымке», созданной тончайшими лессировками) и воспетой спустя столетия поэтом Николаем Заболоцким, а также портрет ее сумасбродного супруга, поэта-дилетанта и помещика Николая Струйского, который считал батоги эффективным инструментом для внушения крестьянам идей Просвещения. Описания их не в силах передать скольжение света на гладкой эмалевой поверхности, красоту и движение цвета, то мерцающего в глубине, то прорывающегося приглушенным жаром, едва уловимые переходы одного полутона в другой, затягивающий сумрак фона из которого, словно наплывом, выходят к нам бледные лица.
С. 11. ). По его протекции Ф. С. Художник стремится передать сложность и красоту внутренней сферы портретируемых. Молодой художник делает быстрые и заметные успехи. Работы, написанные им в 60-е годы 18 в., отличаются своеобразием трактовки человеческой личности — в них все более наблюдается правдивость портретных образов. Рассмотрим, например Портрет Майкова (1765г. ).
Этюды для монографии. То же можно сказать о портретах великих князей Константина Павловича (Начало 1780-х гг. Фактически цвет не играет в данных портретах почти никакой роли. Существовал ли дом при нем или появился позже – этот вопрос пока остается без ответа. Цвета — белые, розовые, жемчужные, чувствуется легкость, воздушность ткани. Он значительно усложняет свой изобразительный язык. Маленький Павел Петрович приветлив и весел, взгляд его доверчив.
Но в Академии будущий художник начал учиться с 1760 года. В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году. Русские мастера брали уроки у Г. Гроота и П. Ротари и с несомненной пользой для себя. За это творение он был милостиво награжден.
Концепцию парадного портрета развивали далее Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский. Мать 18 детей, она пережила многих из них. Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых) изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства. ГТГ) в связи с ее коронацией в Москве (в Третьяковской галерее хранится этюд к этому портрету). Среди его наставников были Ротари и Токе. Следующим званием будет академик. С приходом на трон Екатерины II Рокотов был приближен ко двору.
При детальном обследовании оказалось, что это сын Екатерины II Алеша, который впоследствии получил фамилию Бобринский. все – в Третьяковской галерее). Голенищева-Кутузова, дяди прославленного полководца или И. Г. Через Аргунова авторы предполагают влияние на Рокотова Г. Гроота, учителя самого Аргунова. у художника в квартире было «сразу около 50 портретов». Вечерами восторженный поэт читал ей посвященные стихи. Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться.
Известен еще один связанный с Рокотовым портрет Петра III (1762. Придворные наперебой заказывали ему портреты. Силуэт тем самым утрачивал свою линию, словно расплываясь в тумане.
С. 68 – 71. ). Обрезков, который был послом в Османской империи. В основу колорита Федор Рокотов, художник 18 века, обычно берет три цвета. Его незначительную роль в Академии можно объяснить тем, что он был портретистом, а в Академии приоритет отдавался «исторической живописи».
Ему этого и не дали сделать. В самой ранней подписной и датированной работе Рокотова – портрете молодого человека в гвардейском мундире (1757, ГТГ) исследователи видят то автопортрет (И. С. 10. ). Загадки Рокотова // Возрожденные шедевры. ГРМ), колорит которых строится на контрасте всего двух цветов – оттенков черного (или темно-коричневого до черноты) и белого. Рокотов.
На губах едва заметная полуулыбка. Удивительно красивые лица. Однако и то, что Игорь Эммануилович сумел сделать, впечатляет. Сын крепостного. Позже Рокотов переезжает на Воронцовскую улицу, где он и умер в 1808 году.
Слава к Рокотову приходит скоро. Особенно привлекали Федора Рокотова серьёзные юношеские лица. На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными (портреты: В. Е. Новосильцовой, 1780, Третьяковская галерея супругов Суровцевых, 2-я половина 1780-х гг., Е. В. Санти, 1785 все три – в Русском музее).
В 1765 году удостоен звания академика. На склоне лет мастер занялся педагогической деятельностью. Ею оказалась Елена Ивановна Козицкая, супруга статс-секретаря Екатерины II.
Он первым из русских портретистов достиг европейского уровня живописного мастерства. Тверская картинная галерея), «Портрет П. С. Протасова» (Между 1785 и 1794 гг.
В чем причина. По другой гипотезе, Федор Рокотов являлся внебрачным ребенком князя П. И. Репнина. Последние известные работы Фёдора Рокотова относятся к 1790-м гг. Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и И. Н. Тютчева, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев»15. Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его будущей жены перед свадьбой.
Т. 1. ГТГ).
Сумарокова. После этой работы Федор Рокотов поступает на первую ступень в Академии.
ГТГ). В апреле 1762 года император дал Рокотову сеанс. Именно в это время складывается индивидуальный творческий почерк Рокотова.
1954. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. В 1772 году, видимо, в Москве Рокотов исполняет портреты своего близкого друга, пензенского помещика, поэта Николая Струйского (1772.
И факт рождения Алексея таким образом был действительно скрыт. В нём чувствуется деликатная тонкость, доброта и жажда привязанности.
Портреты А. П. Струйской (1772), В. Е. Новосильцевой (1780), П. Н. Ланской (1780-е), Е. В. Санти (1785), В. И. Суровцевой (1780-е). Однако сведений, что сам художник был масоном, нет, как нет в его произведениях и масонской атрибутики. Даже год рождения под вопросом: то ли 1734-й, то ли 1735-й, то ли 1736-й. Портрет А. П. Сумарокова предвещает переход живописца на овальные холсты. Художник чаще всего пишет портреты овальной формы. По мнению других (впервые эту мысль высказал Н. Н. Врангель), в конце 1780-х гг. Кроме того, он нигде не придавал своим образам полной ясности портретной характеристики.
Рокотов сосредоточивается теперь на технических средствах. Его восхождению по лестнице признания способствуют дворцовые заказы. Но главное – у Рокотова другая концепция портрета, чем у Гроота или Ротари. В московский период художник вступает в новую фазу творческого развития.
То удаляя, то приближая фигуру, Рокотов дает ее в легком повороте, как правило, погрудно. – Проще сказать, кто на них не появлялся. Колористическое решение художника безупречно. Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона изысканные цветовые сочетания. В эту эпоху именно дворянство было носителем культуры, просвещения и образования.
В 1758 г. он писал портрет великого князя Петра Федоровича (будущего Петра III). В ряде мужских портретах он тщательно прописывает мундир, воинские атрибуты и награды: «Портрет неизвестного в черном мундире» (1780. Были изданы небольшие выставочные каталоги без иллюстраций, которые, несмотря на свое скромное качество имеют немалую ценность. Пленительность этих творений возникала за счет наработанного мастерства. Рокотов работает в жанре камерного портрета и его разновидности – интимного изображения.
Жил в Москве на Пречистенской улице. Их размеры обычно – около 73 х 56 или 65 х 53 см. Э го прекрасно доказано в технологическом исследовании его работ из собрания ГРМ (прежде всего письмо по оттененному грунту, преимущественно однослойному, а если двухслойному, то верхнему обязательно серому, как в портрете девочки Юсуповой). Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен»14. " в предчувствии экзамена). Рокотов выписал журнал, «Утренний свет» имевший масонское направление, который издавал Новиков.
ГРМ), «Портрет В. Е. Новосильцовой» (1780. В одном из посланий он описал процесс создания портрета Александра Сумарокова, одного из крупнейших представителей русской литературы XVIII века: «Ты почти играя, ознаменовал только вид лица и остроту зрака его, в тот же час и пламенная душа ево, при всей ево нежности сердца, на оживляемом тобою полотне не утаилася». Именно Ф. Рокотов стал родоначальником «Времени психологического» в русском портрете. – М., 1963. ГТГ), графиня Елизавета Васильевна Санти (1785. соч. Многие годы искусствоведы были уверены, что картина «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» является автопортретом Рокотова.
Раннему Рокотову действительно близка техника рокайльных мастеров, с которых он писал копии. В начале 60-х годов Рокотов становится все более и более известным художником.
в Академию художеств. Из московских произведений выделяется «Портрет В. И. Майкова» (1775. В Портрете Майкова (1765г. ) художник становится более конкретным. С одной стороны, он пишет, например, «Портрет княгини Е. Д. Волконской» (Начало 1790-х ГРМ), «Портрет неизвестного» (1790-х.
В 1762 году ему доверяют написать большой парадный портрет Петра III. Для России это будет, скорее всего, Федор Степанович Рокотов.
Каждый портрет — это прежде всего чувство, воплощенное гибким и богатым языком живописи. У него было несколько учеников, но их имена (кроме Петра и Ивана Андреевых) неизвестны, также как и их произведения. С. 82 – 83 Государственный Русский музей. Похоронен он был на кладбище Новоспасского монастыря. XVIII век.
ГТГ). Торговля идет бойко и не в убыток, одновременно расширяется круг читателей. – Здесь по-прежнему остается очень много вопросов.
Среди подобных работ – портрет великого князя Петра Федоровича (копия с П. Ротари) и собственная подписная и датированная работа художника изображающая императора Петра III (1762, Нижегородский художественный музей, повторение-вариант – ГРМ) портрет Григория Орлова, написанный явно до 1763 г., поскольку на портрете еще нет полученного графом в связи с коронацией Екатерины высшего ордена Андрея Первозванного (1762 – нач. – СПб., 1998. В Москве Рокотова приняли как равного и он стал членом Английского клуба. Таинственные полуулыбки его героинь их удивленные открытые глаза. Светотень распределяется таким образам, что «выплывает» прежде всего лицо, остальные детали погружены в полумрак, модели таинственно и загадочно смотрят на нас, чуть прищурившись.
С. 6). "Мирискусники" первые экспонировали его портреты на выставке 1902 г. (правда из представленных там шести работ художника Рокотову принадлежали лишь четыре). Им созданы фамильные галереи Воронцовых, Голицыных, Барятинских, Румянцевых. Судьба продолжала благоволить к художнику.
В Москве ставятся пьесы драматурга А. П. В его селе Воронцово близ Москвы, на юго-западе родился будущий художник. Вместе с тем "рафинированная бесфактурная техника Гроота и Ротари", как полагают исследователи, – не для темпераментов Рокотова и Левицкого, причем в особенности для Рокотова, который писан почти небрежно, без правок, в отличие, кстати, от Левицкого, у которого их множество (см. : Романычева И. Г., Римская-Корсакова С. В. Указ.
Интересен в сочетании характеров парный портрет супругов Струйских. С. 76 – 78. ). В его мастерской, по свидетельству современника, стояло до сорока холстов, на которых «были окончены одни головы», а остальное, можно догадываться, дописывали ученики. Рокотов стал, таким образом, одним из первых в России «вольных художников», независимых от государственной службы.
В 1763 году его приглашают писать парадный портрет императрицы (1763. А вот об Алексее она сильно заботилась, ведь это был ребенок от любимого человека. Художник был знаком со многими видными деятелями науки и культуры: ученым-энциклопедистом М. В. Ломоносовым, гравером Е. П. Чемесовым, архитектором В. И. Баженовым, ему позировали «театра русского отец» А. П. Сумароков и поэт-сатирик В. И, Майков. Лицо написано чуть ли не осязаемо.
Несчастный Павел ничего из им задуманного осуществить уже не мог. Растрелли. – М., 1959.
Женские портреты, как правило, овальной формы. Он с алой орденской лентой стоит на фоне неба, в котором проблескивает лазурь. Земная судьба А. П. Л. Боровиковский могут быть отнесены к петербургской школе.
Художник почти не обращает внимания на детали одежды. М., 1941. Его помощники впоследствии стали работать самостоятельно и образовался «круг Рокотова» из которого выходили произведения, схожие с рокотовскими, что создало искусствоведам множество трудностей в атрибуции этих работ.
Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие. Именно Ф. Рокотов стал родоначальником «Времени психологического» в русском портрете. Для его петербургского периода характерны парадные портреты (великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III (1758, Русский музей, Петербург, повторение – в Третьяковской галерее, Москва), Г. Г. Орлова в латах (1762–1763, Третьяковская галерея), коронационный портрет Екатерины II (1763, там же вариант – в Дворце-музее Павловска).
Портрет построен на сопоставлении строгого профиля лица и фигуры, повернутой в три четверти, с жестом, обращенным не прямо к зрителю, а к некоей невидимой аудитории. Но оба брата были вспыльчивого характера, вот таким образом дружба продлилась недолго. Е. Струйский, И. М. Долгорукий, Я. Штелин). Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться.
«На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными»9. ГРМ), парный к «Портрету неизвестной в белом чепце» (1790-e. Московское общество с восторгом встречает молодого известного портретиста, вполне определившегося мастера, который написал в Санкт-Петербурге несколько интимных мужских портретов. – М., 1959. Это произведение отличается особым живописным своеобразием. На весь XIX век.
В портретном искусстве мастер стремился отыскать идеал красоты, не пытаясь его героизировать или приблизить к некому абстрактному эталону. Современники с изумлением отмечали быстроту работы Рокотова и жизненную проникновенность его произведений: «Ты, почти играя, ознаменовал только вид лица и остроту зрака (взора) его, в тот час и пламенная душа его, при всей его нежности сердца, на оживляемом тобою полотне не утаилася. » – так писал один из знакомых Рокотова о портрете А. П. Сумарокова (Исторический музей), возданном всего лишь «по троекратном действии», то есть в три сеанса. Ведь в клубе могли состоять только дворяне – лица других сословий не допускались. Вот те художественные черты, которые характерные для портретописи Рокотова в целом.
Фигура почти никогда не дается прямо, только с легким поворотом. Его часто приглашали ко двору. В 16-летнем возрасте был зачислен солдатом в лейбгвардии Преображенский полк. Неслучайно это произведение называют Русская Джоконда.
Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке. А поэт М. М. В 1780-е гг. Особое внимание художник уделяет глазам и мимике.
Легкий мазок, прозрачные лессировки, делающие незаметными переходы между цветами, широкая и изысканная колористическая гамма, основанная на тускло-зеленоватых, золотисто-коричневых, блекло-розовых и жемчужно-серых тонах – все это широко используется художником. Люди на полотнах Рокотова, как кажется, таят в себе что-то сокровенное, значительное. На портретах появляется заученная мимика, напряженный взгляд, не пускающий внутрь образа. От нее остались лишь ускользающие намеки, ореол, дымка – как на его лучших портретах. Вот таким образом у Ф. С.
В 1759 году переведен в артиллерию адъютантом графа Шувалова П. И. А в первопрестольной кипит бурная общественная жизнь. Майков наверняка вел беседы во время сеансов. Потому так притягательны «загадочные» и вдохновенные лица на полотнах Ф. С. Рокотова. Пелевин Ю. А.
В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III». Навряд ли наследник престола приезжал из столицы позировать Рокотову, скорее наоборот. – Эта выставка историко-художественная, затрагивающая во многом усадебную тему. Именно Ф. С.
Нижегородский художественный музей). В 1778 году умирает князь Репнин. Но давайте попробуем сопоставить предполагаемые годы рождения Рокотова с биографией князя Репнина: в 1732 году последнему около 12 лет (и он явно не мог еще быть отцом), а в 1735 и 1736 годах Репнина не было в усадьбе Воронцово, где, как считается, родился будущий портретист. С. 262).
Они, как правило изображают верхнюю часть тела модели. С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник написал «всю Москву». Глубокий и благородный ум поэта, баснописца и драматурга Сумарокова виден на его лице. В нем художник становится более конкретным.
— 1808), художник, один из лучших русских портретистов века Просвещения. Родился в селе Воронцово (ныне — в черте Москвы) в семье крепостных. Репнина.
Портрет богатейшей дамы империи, чья внучка стала женой декабриста Сергея Трубецкого, долгое время находился в коллекции известного искусствоведа Александра Габричевского (1891 – 1968). Рокотовские портреты великого князя Павла Петровича в семилетием возрасте (1761) и княжны Евдокии Борисовны Юсуповой (конец 1750-х – нач. К тому же времени (1757) относится необычная картина Рокотова «Кабинет И. И. Шувалова» – едва ли не первый русский интерьер XVIII века (картина не сохранилась и известна по находящейся в Историческом музее копии, написанной в 1779 году учеником Рокотова А. Зябловым). Она написана еще в несвойственной мастеру манере, скупо, без характерной аурности. Именно протекция князя, по мнению биографов, могла послужить причиной «карьерного взлета» художника в Петербурге. Орлова, умного изысканного вельможи.
В 70-х создает свой творческий почерк Федор Рокотов. Эталонными стали два портрета. До сих пор в Москве стоит (правда, в перестроенном виде) дом на Старой Басманной улице, в котором жил и творил Рокотов. 1757), которую мы знаем по копии его ученика А. Зяблова (1779 (. ), ГИМ) это первое изображение русского интерьера. Александру окружала атмосфера поэзии и красоты. ГРМ) и Писаревой (. ) (Первая половина 1790-х.
Н. Е. Струйский свидетельствовал, что художник писал «почти играя», доводя до совершенства изображение лица и окончательную отделку второстепенных деталей, выполненных учениками. Его заново открыли мирискусники. Среди них можно выделить портрет И. Г. Мастерская просто ломилась от обилия заказов. Совсем детское лицо Павла Петровича миловидно, но и капризно, несколько надменно изменчиво в настроении, очень подвижно (так и вспоминаются слова его воспитателя Порошина о вечной привычке великого князя всегда спешить: "спешить вставать, спешить кушать, спешить опочивать ложиться", но и веселиться, "попрыгивая", когда ему что-то нравилось или его "ой, трушу, трушу.
Палитра картины сочетает красные и зеленые тона, что еще больше подчеркивает полнокровность созданного художником образа. С этим событием связана так или иначе программная картина «Венера, Амур и Сатир» (Между 1763 и 1765 гг. В 1762 г. он получает звание адъюнкта живописи, а в 1765 г. – академика "за оказанный опыт в живописном портретном искусстве" (портрет Петра III, поднесенный императору И. И. Шуваловым) и вольную копию "Венера и Амур" с картины Луки Джордано "Венера, Амур и Сатир", написанную с гравюры (1763–1765, ГРМ). ГТГ) и его второй жены Александры Струйской (1772. Николай Еремеевич Струйский был поэтом и владельцем великолепной типографии. в портретах Рокотова среда, атмосфера словно проясняются.
ГТГ). Обстоятельства жизни художника и по сей день выяснены не до конца. СПб., 2008). Современники выдающегося живописца в своих мемуарах обошли его молчанием. Живопись.
«Также у Ротари и Токе он многому научился, – продолжает Штелин, – и затем всецело посвятил себя портретной живописи». Впрочем, к нынешней экспозиции обширная рокотовская галерея неизвестных поредела. С. 142. ). В конце работы художник наносил лессировочные мазки, заставлявшие изображение «ожить». Но главное в другом: художник привносит в свои творения особое утонченное и ускользающее восприятие изображенного лица, он наполняет холст некой «загадочностью».
Сейчас его принято обозначать как «Портрет неизвестного в треуголке» (Начало 1770-х. В портретах появляется лиризм и формируется многозначность образа. Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь. У нее все положенные регалии: корона, скипетр и держава. – М. : Художник РСФСР, 1962. Изучая исполненные в России произведения Л. Токке и П. Ротари, Фёдор Рокотов одним из первых русских живописцев уверенно овладел приёмами западноевропейского парадного портрета середины 18 в. (портрет Екатерины II, 1763, Третьяковская галерея и Русский музей, Ленинград).
ГТГ), «Портрет А. П. Кутайсовой» (Начало 1780-х гг. Рокотов возвратился в Петербург на должность "смотрителя" в Академии художеств и покинул столицу за несколько лет до смерти (что, впрочем, маловероятно). В Москве художнику предстоит проработать почти сорок лет, здесь он состоится как «истинный Рокотов», выработавший свою живописную манеру. Здесь представлена духовная красота молодой женщины, которая очаровывает больше, чем ее черты лица. Э. Грабарь, Ю. П. Анисимов, Н. П. Лапшина), то портрет гравера Е. П. Чемесова (А.
ГТГ, вариант в Русском музее) и Григория Орлова (1762 – 1763 гг. Он создаст тот тип портрета, который отвечал представлениям дворянской интеллигенции о чести, достоинстве, культуре, «душевном изяществе». Рокотов. Рокотов написал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу. Алексей только в 19 лет узнал, кто его родители.
Однако Академия запрещает свободную работу на стороне. Таковы портреты Струйских. Бледное тонкое лицо, губы с чуть наметившейся улыбкой. 6. Женские портреты, как правило, овальной формы.
Художника привлекает внутренняя красота человека. Неслучайно это произведение называют Русская Джоконда. ГРМ).
В 1780-е годы Рокотов написал множество женских портретов. Рокотов, Федор Степанович, Портрет Прасковьи Николаевны Ланской Начало 1790-х 74 x 53 (овал) см Холст, масло Россия Москва. Остались лишь официальные документы, мало что проясняющие в биографии портретиста. Из композиций первой половины 1760-х гг.
Не исключено, что Рокотов несколько раз приезжал в Санкт-Петербург, так как известны два портрета великого князя Павла Петровича, выполненные художником в 1770-х годах явно с натуры (оба в ГРМ). С него были сделаны две копии. Н. Тютчев, П. И. Рокотова было много заказов от знатных особ.
ГТГ), «Портрет неизвестной в белом платье» (Вторая половина 1770-х гг. Все вместе создает горделивый образ полководца и триумфатора. Она мимолетна. Таинственные полулыбки героинь рокотовских портретов их загадочные, удивлённые или слегка прищуренные глаза, легкая живописная дымка («сфуммато»), сливающаяся с фоном изображения из которого выступают неясные очертания пудреных париков и закутанных в атлас плеч, стали отличительными чертами манеры художника, по которой его произведения узнавались и современниками и нынешним поколением любителей искусства.
ГРМ). В 1760 году по словесному приказанию И. И. Шувалова принят в Академию Художеств. Федор Степанович Рокотов (1735-1808) был выходцем из крепостных князя П. И. Мастер умел создать целостный образ в три сеанса ("по троекратном действии"): ". Теперь Рокотов прочно обосновался в Москве. Практически нет у него и купеческих портретов.
Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. Орлов похож на переодетого античного бога. Судя по всему, он вел с Рокотовым переписку. – Да, в XIX веке Рокотов оказался абсолютно забыт.
В портрете В. И. Подпись Рокотова стояла под правилами московского «Английского клуба», основанного в 1770 году и существовавшего под девизом «Согласие и веселье». Он становится адъюнктом, преподавателем. В их числе были А. П. Сумароков (1777. В Москве Рокотов сначала снимал, а в 1785 году купил дом на Старой Басманной с мастерской во флигеле. художественный музей Белоруссии).
Её всю жизнь согревал пламень любви и поэтического вдохновения мужа. Вот таким образом в 1775 году Федор Рокотов навсегда покидает северную столицу. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. Рокотов пишет «Портрет великого князя Павла Петровича в детстве» (1761. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шелковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа.
С. 67). Покупая у него одну книгу, вторую человек получает бесплатно. Депутат от Вяземского уезда Смоленской губернии в комиссии по составлению проекта нового Уложения. Больше он никогда не будет брать государственных подрядов. В Академии художеств учителями Рокотова были иностранцы.
Любимец основателя университета и Академии художеств, августейшего фаворита Ивана Шувалова, выдвинутый в качестве примерного портретиста Михаилом Ломоносовым и самой Екатериной II (той очень понравился ее профильный, как бы комплиментарный портрет), академик с 29 лет, Федор Рокотов был практически забыт сразу после смерти в 1808 году. Современник Рокотова академик Я. Штейлин писал, что уже в начале 1760-х гг. ГРМ). В России такие социально-эстетические представления еще только зарождались. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. Художник брал за работы крайне низкую оплату – по сто или даже по пятьдесят рублей. В Москве им была открыта частная школа живописи от знатных москвичей он получал большое количество заказов (не имея возможности справиться со всеми, предоставлял выполнение второстепенных деталей ученикам).
(Сахарова И. Н. Е. В каждом национальном искусстве есть свой загадочный художник. Основные его герои – представители московского дворянства, которые, не в пример петербургским аристократам, желали видеть не столько официальный портрет, сколько созданный художником «камерный», неформальный образ. выделяется подписной и датированный портрет Екатерины II, которую Рокотов писал на коронационных торжествах (1763, ГТГ, собственный вариант – ГМЗ "Павловск", множество копий других художников в разных музеях). В 15-летнем возрасте поступил солдатом в лейбгвардии Семеновский полк. Рокотов тщательно воспроизвел картины шуваловского собрания, сплошь закрывающие стены кабинета, большой портрет самого И. И. Шувалова (работы де Вельи) и всю обстановку кабинета. Предположительно, первой известной работой, которую написал в 1775 году Федор Рокотов, художник, (фото показывает картину-автопортрет) был «Портрет неизвестного молодого человека в гвардейском мундире», что позволяет предположить, что Рокотов сам служил.
С. 77–78). В лицах моделей всё чаще проскальзывает надменность, осознание своего превосходства над окружающими. Известно, как он грубо отстранил от преподавания в Академии Е. П. Чемесова, гордость русского гравировального искусства. Струйской была не менее счастлива, чем судьба её портрета. Из-за плохой сохранности атрибуция портрета вызывает большие сомнения.