Читаем Википедию. Случилось это благодаря знаменитой выставке в Манеже. О чем это говорит. Одна из кульминационных конфликтных ситуаций — случай с Иовом. Он выполнил две работы: горельеф «Яков Свердлов призывает уральских рабочих к вооруженному восстанию» и скульптуру «Яков Свердлов знакомит Ленина и Сталина».
Он покидал страну без денег и абсолютно не зная языка. А хотелось работать. Читает лекции о культуре в Московском государственном университете. Эрнст Неизвестный появился на свет 9 апреля 1925 года в Екатеринбурге.
Солженицын поставил социальную задачу, а я – личную. » — он поворачивал голову направо, а глаза — налево. Во-вторых он создал свои первые скульптурные опыты в лучших традициях соцреализма (см. Если победит ангел, то мы вам поможем».
Наконец, Горби решил со мной встретиться. Я решил, что у нас с ним общий вкус на людей. Глупыйжест. Равным предметом его размышлений было сознание, он стремился сформулировать наиболее важные понятия, описывающие духовную деятельность человека, одним из главных его тезисов было: «Дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно». обучался в Риге в Академии художеств. До отъезда за границу Эрнст успел создать в СССР 850 различных произведений.
Неизвестный вернулся с войны героем и инвалидом. – Я бы умер или от скуки или от водки. Он создает символ скорби жен и матерей, которые ждали невинно осужденных. Не знаю. архитектуру, поэзию, философию. Книга была переведена на английский и пользовалась успехом».
– Он замолкает. Почему. Однако воин-орденоносец не мог рассчитывать на дружелюбное отношение латышей. Его родителями были детский врач Иосиф Моисеевич Неизвестный и автор популярных детских книг (а также теософка и поэтесса по призванию) Белла Абрамовна Дижур.
Я как глянул, сразу купил, не торгуясь. Это часть жизни моего города, Урала и всей России. – Прим. Служил в воздушно-десантных войсках 2-го Украинского фронта.
Еще до появления партии «зеленых» она написала «Жалобную книгу природы», в которой звери «судят» человека. Мы тогда открывали мой бюст Шостаковича в Кеннеди-центре и там Слава меня представил всем-всем-всем, кого он «наработал» за те тридцать лет, что он связан с Америкой. До открытия памятника Неизвестный не дожил. В Америке Неизвестный получил широкое признание и прославился на весь мир. Его русский, да, разбавился там американскими словечками: он произносит «КГБ» через «джи», свой участок возле дома называет property, в банке берет не заем, но loan, – однако уважает пельмени и по русской привычке разминает и без того нежные слабенькие американские сигаретки.
Судьба знаменитого скульптора поделена надве части. С 1989 года часто приезжал в Россию. К тому же он жил впроголодь и не имел жилья. В 1994 году создал статуэтку ТЭФИ.
Бродский, мой друг, замечательный поэт, но он не лучше Данте только потому, что новее. Идут споры об установке памятника жертвам сбитого южнокорейского самолета. О том, что русский бандит рожден несовершенством российских законов. » — он голову поворачивал налево, а глаза скашивал направо.
Открывает свою выставку в Музее искусств Орегонского университета и принимает участие в симпозиуме «Свобода и культура в Советском Союзе». В 1970 году в серии «Литературные памятники» вышел роман «Преступление и наказание» с рисунками Эрнста Иосифовича он рисовал иллюстрации к произведениям Беккета, «Божественной комедии» Данте, «Екклесиасту», офорты к Откровению Святого Иоанна Богослова. В Уттерсберге (Uttersberg, Sweden) существует музей скульптур Неизвестного.
Но он пообещал помочь с моими проектами. Например, он иллюстрировал Данте Алигьери и Самюэля Беккета. Расцветший лотос, буддийский знак вечного круговорота (свастика) очищающий огонь. А бандит – он такую услугу оказать может. В 1976 г. выехал в Швейцарию, сейчас живет в Нью-Йорке.
В августе 1942 года был призван в Красную армию и направлен на обучение курсантом в 1-е Туркестанское пулемётное военное училище (город Кушка, Марыйская область, Туркменистан). Может, она права. Посвящение Хрущеву осталось самым известным надгробным памятником работы Неизвестного. Эту книгу я не только изучил, но знаю наизусть. авт. ) работы давно были начаты, но сейчас все замерло, ничего не делается.
С архитектором Кубасовым мы придумали сделать на фасаде МХАТа рельефы, посвященные театру. После ранения был демобилизован. Он сказал мне: «Теперь вы можете говорить, что Евтушенко смотрел на мир вашими «глазами».
Остался бы – может, у меня была бы выставка в галерее «Бобур», возможно, я бы заставил скульптурами весь мир. Что было бы, если бы я остался в Австрии. У меня есть текст. ить наркотик водкой), а впоследствии стеснялся шрамов, обезобразивших его тело. От военной темы скульптор перешел к теме «Роботы и полуроботы», в которой прежде интуитивно нащупанная им идея «человек и машина» трансформировалась в идею «цивилизация, машина и человек».
Я встречался в России с политиками. – Не буду врать – продать очень трудно. Однако воин-орденоносец не мог рассчитывать на дружелюбное отношение латышей. Вот в Швеции есть мой музей, в России – нет.
В 1945 году был сильно ранен и отправлен на лечение. Сначала против памятника выступила местная общественность, включая епископа Мелхиседека. В 1976 г. Эрнст Неизвестный уезжает из СССР, по его словам «из-за эстетических разногласий с режимом». В самом же тексте 20 больших рисунков, по 10 в русской и в английской частях. Война входила в тело, которое изображал скульптор и проникала в него как чуждый всему живому элемент.
Там персонаж искал идеальное место на Земле. Проходят выставки в Калифорнии и Москве. он мог управлять совершенной непредсказуемостью своего действа. му удалось лишь спустя два десятилетия. А так-то все знают, что у меня миллионы долларов вложены в отливку скульптур из бронзы.
Читает в университете штага Орегон курс лекций «Синтез в русской культуре». После некоторого замешательства Героя ему не дали, но вручили орден Красной Звезды. Отец хотел, чтобы сын стал геологом и устроил его учиться в местный институт. Табун лошадей, несущийся по родным просторам знак вечности, вечного движения (колесо). Не только говоря о войне напрямую.
Однако иполвека спустя онкажется незаконченным. За эту работу Неизвестному полагался авторский гонорар в размере 700 тысяч долларов. Его, «гражданина мира», принимали короли и президенты многих стран.
Свиные глазки светятся такой, я бы сказал, анимальской хитростью Зверюга. В январе – феврале в Манеже, где прошла та самая «встреча» с вождем в 1962м, один коллекционер показал работы Неизвестного из собственного собрания. Наиболее значительным произведением Неизвестного в советский период является 15-метровая статуя «Прометей» из нержавеющей стали для выставки «Электроника-72».
После перестройки Эрнст Иосифович часто бывал в России. Отменив страх как категорию повседневности. Впервые в жизни мне практически не стыдно за русских политиков, за представителей России. Эта светская жизнь затормозила мое творчество на многие годы. В октябре 1990 года подписал «Римское обращение».
В конце Великой Отечественной войны 22 апреля 1945 года в Австрии был тяжело ранен (три межпозвоночных диска выбито, семь ушиваний диафрагмы, полное ушивание лёгких, открытый пневмоторакс), объявлен мёртвым и посмертно награждён орденом Красной Звезды, который был ему вручён через 25 лет и медалью «За отвагу». Но меня не пускали. В нее вошли выступления, беседы интервью философа Мераба Мамардашвили конца 1980-х годов. Неизвестный становится Советником по культуре российского правительства. Кроме того, «кадрированный» фрагмент иллюстрации вынесен на начальную спусковую полосу каждой книги.
Их ему заменяла его импульсивность, его непоследовательность. В Екатеринбурге установить «Маски скорби» Неизвестному так и не удалось при жизни. Этот перечень совсем неполный, так как творений у художника было немало.
И «посмертно» был награжден орденом Красной Звезды, «который достиг меня лет через 25», – вспоминал он. А ответ простой: я хочу выпить.
Эрнст Неизвестный в 1960 годах, после того как Хрущев разнес в пух и прах его творения, назвав работы Неизвестного «дегенеративным искусством», не мог продать ни одной работы. –Он реализовал весь свой творческий потенциал, создал множество скульптур, которые вошли в мировой фонд. Я встретился с ним впервые в 1946 году, я ещёбыл студентом художественного училища. Моя мама –писательницаКлавдия Владимировна Филиппова –была очень дружна с поэтессой Беллой Дижур –мамой Эрнста. Судьба скульптора – Эрнста Неизвестного – связана со Свердловском. Ракета лучше, чем карета, но Екклесиаст не глупее Суркова, хотя Сурков, конечно, новее. Супруга родила ему семерых сыновей и трех дочерей. По заказу галереи Магна в конце восьмидесятых годов Неизвестный создал цикл «Man through the Wall» (Человек (прорывается) через стену), который был посвящен крушению коммунизма. Вы все время ищете подтекст, а у меня его нет.
Человек, как бы втянутый машиной птица, обернувшаяся в металл лошадиный череп три следа – мужской, женский, детский – символы уходящей семьи, встречаемой предками (реинкарнация) лотос, отрезанный дьявольским мечом, в лотосе зародыш – спящий ребёнок вокруг Будды – пантеон злых духов, мистических животных. «Феликс Комаров не только друг, ценитель и собиратель произведений скульптора, но и официальный представитель Эрнста Неизвестного в России», – сообщал анонс выставки. Он и сам не знал. – Эрнст прожил уникальную по интеллектуальному, художническомунапряжению жизнь.
В его произведениях реалистические формы соединены с элементами абстракции. Достоевского «Преступление и наказание». С 1956 г. работал над замыслом программного для своего творчества произведения: гигантской скульптуры-инвайронмента «Древо жизни».
Эрнст Неизвестный, скульптуры которого находятся в лучших коллекциях мира, удостоился чести создать произведение, хранящееся в музее Ватикана. Посол Российской Федерации в США дает прием в честь Неизвестного. В 1993 г. под заголовком «Кентавр» появляется русское издание книги «Пространство, время и синтез». Вас заменят». Экспрессивная серия «Война — это» вызвала гневные протесты сторонников соцреализма. Если победит дьявол, мы Вас уничтожим.
Сознание того, что я не один, что я соборен, дает мне огромную силу. В 1982 г. выходит в свет его книга «О синтезе в искусстве». В. И. Сурикова (1947–1954), параллельно посещал занятия на философском факультете МГУ. Выполнял крупные официальные заказы: памятник в честь дружбы народов – т. н. — интересуется Хрущев.
Но оно явно не могло осуществиться таким скудным набором. И упорно отказывался от гонорара, но сын, Сергей Никитич, настаивал, совал пачку денег – это когда они в машине ехали с Новодевичьего. Мой товарищ из ЦК как-то позвал меня пострелять по тарелкам с большими начальниками. 9 апреля отмечает свой 88-й день рождения Эрнст Иосифович Неизвестный.
Они там обижались: «Как же без интеллигента имей совесть, сам не едешь, так хоть порекомендуй кого-нибудь. » Так я из интеллигенции им посоветовал Вознесенского позвать. К середине 1950 годов Эрнст Иосифович становится заметным художником, нонконформистом. Это были мыслители. – Когда я уехал, она была большой девочкой.
Это был богобоязненный, но счастливый человек. Вот и у меня тут озеро, облака тоже есть, а башня – это – видите. Как-то я предложил ей устроить выставку вместе со мной – она не захотела. Но как же художественно сплетается в нем высокий штиль с изысканной нецензурной бранью. обучался в Московском художественном институте им. Случайность.
Они спрашивали: «Кто ты такой. И что же. Дьявол же играет нами, когда мы рассеянны, когда мы не отдаем себе отчета в своих чувствах, мыслях и положении.
До 1942 г. Эрнст Неизвестный посещал в Свердловске школу для художественно одаренных детей. 24 апреля 1990 года между Э. Неизвестным и заказчиками в лице Свердловского горисполкома и Свердловского «Мемориала» был заключен авторский договор на установку художественного произведения «Мемориал Жертвам сталинских репрессий» в виде горельефа из гранита высотой 15 метров29. С 1946 по 1947 гг.
Хрущев. А утром встанешь, отмоешь кровь – и в мастерскую я ж скульптор, мне надо лепить. В. И. Сурикова. С 1965 года он активно участвует в выставках на Западе. Я специально так спроектировал. С удивлением узнаю, что выставка в Москве приурочена к 70-летию мастера. Хотя неприятности у меня были вполне диссидентские.
Смелость тоже можно представить как шар. В «Древе жизни» автор обращается не только к библейским мотивам, но и символика других религий, а также элементы островных верований. И он ближе к Данте, чем к Суркову. В Воркуте и Свердловске (так он упорно называет Екатеринбург. Дед, Моисей-Лейб Иосифович Неизвестный (Неизвестнов, 1874—1945), происходил из семьи кантониста Йоселя Неизвестного (1840—. ), в 1900 году перевёз семью из Оренбурга в Белорецк, где открыл типографию на Белорецком заводе в 1905 году семья (жена Эсфирь Ароновна и трое детей) перебралась в Верхнеуральск.
«Большое распятие» хранится в Ватикане, монумент «Золотой ребенок» установлен в Одессе, «Кентавры» — в Женеве и Милане, «Древо жизни» — около здания ООН в Нью-Йорке, а также в Москве. Но что такое – бандит. В монументальном стиле его скульптур и картин соединяются духовное содержание и современная форма его видение мировой гармонии и свободы воплощено в его рисунках, скульптуре, гравюрах и памятниках. Но я ни разу не съездил: сказывался больным.
Эти ниши до сих пор заложены туфом. Над «Космонавтом» 1960х годов, хранящимся сейчас в Третьяковке, Неизвестный с бронзой работал почти как с камнем, будто отсекая грани от тяжелого блока. Человек жил на Земле и то, что случилось с ним, могло произойти с каждым из нас. Так пересекаются совсем разные, казалось бы, миры.
Перебиваясь случайными заработками, Эрнст однажды даже предпринял попытку самоубийства. – Мне трудно судить. Скульптура «Строитель Кремля Федор Конь», созданная студентом пятого курса, была выдвинута на Сталинскую премию и куплена Русским музеем. – Нет, — говорит Неизвестный. — Дайте мне девушку и я сейчас докажу».
Терминологически «новое» — синоним «лучшего». Его творения – это универсальные метафоры с глубочайшим философским смыслом, не напрасно некоторые критики, пытаясь определить его стиль, называли работы Неизвестного «интеллектуальной скульптурой». что в России по велению либералов вдруг наступит Америка. секретарём КПСС Никитой Хрущёвым.
Надо было спешить, чтоб что-то успеть. В центре вращения вечного колеса движения спит эмбрион. Они были хорошие ребята. В 1955 году скульптор стал членом секции скульпторов Союза художников СССР. После этой выставки у Неизвестного появились большие проблемы и он не мог продать ни одной работы, так как авангард оказался в СССР «неприемлемым» искусством.
В скульптуре можно увидеть лица людей всех времен, от Адама и Евы до Юрия Гагарина. С Мариной мы к тому времени были уже в большой дружбе и я ей сказал: «Как только кончится лекция, ты забираешь эскиз, сделанный Неизвестным во время лекции и отдаешь его мне». Страшно его этим обидев.
А у меня времени на вторую профессию нет. Одним из наиболее громких событий шестидесятых стал скандал с выставкой к 30-летию МОСХ (1962). А как подойдешь поближе, видишь новое: фигура Христа, например, вставлена, еще женские фигуры из которых одна просто вылитая Венера Милосская и еще головы и маски. В 1976 г. эмигрировал в США.
В это время он живет и работает в Москве. И я подумал: «Ну и здоров же ты, батенька. Даже Америка. Все эпитеты, высказанные по этому поводу Хрущевым, достаточно подробно описаны. А Америка, страна с размахом, близким к России. Начинал же свой путь в этой области с «Преступления и наказания» Федора Михайловича Достоевского, проиллюстрировав издание, которое было выпущено в серии «Литературные памятники» издательства «Наука».
Я говорил: «Заменить аппарат один узел не может. И это правильно, когда речь идет о холодильнике, о машине, об оружии. Особенно в последнее время. А если я не пью: почему, мол, я не пью. В. Бондарев).
Эрнст Иосифович, является создателем статуэтки «Орфей», которой награждаются победители телевизионного конкурса ТЭФИ (Москва). Я проснулся с готовым решением. С конца 20 века Неизвестный воспринимался во всем мире как живой классик, мэтр.
Этой позиции он не оставил, предпочтя оставить СССР. Он часто посещает Москву, где праздновал свой 80-летний юбилей. Между тем антисемитом Алексей Алексеевич не был. Сейчас Эрнст Неизвестный живет и работает в Нью-Йорке. Долгие годы о нем или ничего не писали или писали только плохо. Мне был куплен роскошный «Зауэр», которому нет цены, чтоб не стыдно было ездить на охоту с Брежневым. Иогансона).
Или уж совсем жвачными стали. – Для чего я читаю. Андропов меня отговаривал: «Не уезжай, дождись мальчиков из МИМО, они подрастут и сделают все как надо, все будет. » Но я не мог терять время. Позднее на мой вопрос о маме Эрнст Иосифович ответил: «Моя мама – биохимик по образованию. Первая складывается вСССР, вторая— вэмиграции. Неизвестный работал над этим творением более 50 лет.
Обидно было страшно и больно во всех смыслах: мальчишки бьют фронтовика инвалида войны. Я сын, а не эпигон авангарда».
К сожалению, торговый термин «лучшего» перешел в духовную культуру и появилось понятие, которое я называю «гений последних пятнадцати минут». Я его знаю давно и он потрясающе не изменился. Потом было искусство – недолго он проучился в рижской Академии художеств, долго – в «Суриковке», в мастерской скульптора Матвеева и одновременно был вольнослушателем на философском факультете МГУ, где познакомился с Мерабом Мамардашвили (в 2001м Неизвестный сделает своему другу памятник в Тбилиси). Он и свою эмиграцию объяснял, вслед за Синявским, «эстетическими разногласиями с режимом» – сталкивая понятия личной эстетики и режима на вербальном уровне и на полном серьезе. Если победит дьявол, то мы вас уничтожим. В 1947 году он перебирается в Москву и становится студентом сразу двух престижных ученых заведений – Суриковского института и МГУ (философский факультет). В 1995 г. начинает работу над памятником народу Калмыкии «Исход и возвращение». В аллегорической форме художник передает идею о ханжестве советского политического режима. » Да.
Причина моего успеха – в моей нежадности, в моей консервативности. Один дерзил могущественному папе Юлию II, другой не менее могущественному генсеку. И тогда я решил вообще уехать из России. Буду строить в Ашхабаде, мы уже договорились с Ниязовым. он оформил памятник Андрею Сахарову. Родители рано посвятили своего стремительно развивавшегося сына в тайны искусства и науки и он быстро поглотил большую семейную библиотеку дореволюционных книг. Он – художникоратор с мессианским посылом. Почему.
Она была сухая. Примером неожиданных жизненных поворотов может считаться скульптура Хрущева. Мама назвала мальчика Эриком по имени короля из скандинавской саги.
Я бы, например, хотел, чтобы в моём родном Свердловске также стояли монумент Чапаеву (или кому угодно из советских военачальников) и памятник Колчаку. Они говорили, что можно, а я — что нет, что никакое творчество внутри «совка» невозможно, как творчество внутри любого большого кибернетического аппарата в качестве приводного узла. Врачи выходили Неизвестного, хотя он долгое время не мог обходиться без костылей и морфия (по совету отца Эрнсту удалось заменить наркотик водкой), а впоследствии стеснялся шрамов, обезобразивших его тело. Сейчас, задним числом, думаю – какой же я был дурак. Среди важнейших графических и живописных произведений Неизвестного — «Гигантомахия» (1958) и «Образы Достоевского» (1963).
Вышел — а в приемной, туча фото- и тележурналистов, приглашенных Горбачевым для поднятия своего авторитета как просвещенного руководителя. Хотя по бумагам — убили и даже наградили посмертно орденом Красной Звезды. Дочь могла поддаться влиянию отца или матери. Неизвестный часто обращается к темам войны, жизни и смерти («Мертвый солдат», 1953-54 «Солдат, пронзаемый штыком», 1956 «Самоубийство», 1958), к религиозным и мифологическим сюжетам: «Адам» (1962-63) «Орфей» (1962-64) «Кентавр без рук» (1989). При этом, пишет концептуалист, Неизвестный – «натура совсем не раздвоенная, не двоящаяся, а желающая в полной цельности своей все время находиться в одной среде». Видите, пар поднимается с озера.
и одновременно на философском факультете МГУ. Я хотел очень хорошо работать, как говорится, за те же деньги. А. А. Мне трудно это понять. Если сегодня в России устанавливается капитализм, пускай это будет русский капитализм.
– кипятится Неизвестный. В это же время Эрнст Иосифович создает проект монумента на Асуанской плотине в Египте «Цветок Лотоса», за что получает первую премию на международном конкурсе (1968 г. ). Сначала он поселился в Цюрихе, с 1977 года – живет в Нью-Йорке.
Я был свиреп, как испанский идальго. Я начал чувствовать, что просто морально умираю. Я сразу вошел в эту среду. Меня радует, что я в итоге своей жизни пришел к чему-то. А спальни в нем всего две. Противоречия между Создателем и человечеством порой перерастали в острый конфликт.
Тот защищает интеллигенцию, объясняет ему величие Пикассо. Очень хочется в Москве поставить монумент «Древо жизни» – это моя главная работа. Самыми известными работами стали такие скульптуры и скульптурные композиции, как «Прометей» во Всесоюзном пионерском лагере «Артек», статуэтка «Орфей», которая сегодня больше известна как «ТЭФИ», «Маска скорби» в Магадане, посвящённая жертвам репрессий в СССР, «Золотое дитя» в Одессе, «Древо Жизни» в Москве, «Цветок лотоса» в Египте (самая большая скульптура Неизвестного – 75 метров), «Возрождение» в Москве и многие другие. В Уттерсберге (Швеция) открыт музей «Древо жизни», посвященный творчеству Эрнста Неизвестного.
Мой лозунг – «ничего или все». В 1976 году уехал в Швейцарию, а годом позже перебрался в Штаты, в НьюЙорк, где с тех пор и живет. В расцвете творчества Неизвестный обратился к монументальной скульптуре. В 1990г. Родители, врач и поэтесса, были репрессированы в 30-х годах. Это началось с Горбачева, с его окружения и сейчас открываются блистательные люди.
Не сразу, правда, продали: тут, на острове, в этом заповеднике богачей, есть выборный орган, вроде кооператива, они заседают и решают – кого пускать жить, кого нет и никакие деньги не помогут. как империи, то падения всех империй были неожиданностью. Эта книга прежде всего напоминает о том, как полезно перечитывать заново.
– в Московском художественном институте им. Во-первых, его родители занимали видное положение в кругу интеллигенции города. Описывая андеграундную жизнь 1960х, Илья Кабаков назвал Неизвестного уникальным по его местоположению одновременно и в официальной культуре и в кругу «другого искусства». Родился Эрнст Неизвестный 9 апреля 1925 года в Свердловске.
Например иногда западные галерейщики, которые безответственно относятся к художнику, создают прецеденты продажи какого-то автора за большие цены (такое происходит на «Сотбисе»). В конце Великой Отечественной войны 22 апреля 1945 года в Австрии был тяжело ранен (три межпозвоночных диска выбито, семь ушиваний диафрагмы, полное ушивание легких, открытый пневмоторакс), объявлен мёртвым и посмертно награждён орденом Красной Звезды, который был ему вручен через 25 лет и медалью «За отвагу». В Америке был вынужден все начать с нуля. Но нужно иначе можно выпасть из истории в инертную, злую энтропию, то есть после некоторых драматических событий, которые мы называем «апокалипсисом» мы можем оказаться в состоянии безразличного косного хаоса, в котором не будет никакого лица, в том числе — национального. В издании «Присцельса» в самом тексте ветхозаветного произведения иллюстраций нет. Двухметровая скульптура «Орфей» Эрнста Неизвестного была создана в 1962 году. До сих пор Неизвестный говорит об «Эрике» и «Эрнсте» как о двух сторонах или фазах, своей личности – детской и взрослой.
– Помните, у Набокова – «Облако, озеро, башня». Скульптура «Сердце Христа» – это вариации на тему канонического распятия. Били там вусмерть – ни за что. Э. Неизвестному принадлежит блестящая теория синтеза в искусстве. Русский художник, скульптор, теоретик искусства. Участник Второй мировой войны тяжело раненный, был демобилизован в 1945 г. Учился в Рижской Академии художеств (1946–1947) и МГХИ им.
Он купил в Базеле казарму, чтоб оборудовать ее под мою студию. Памятник в Магадане долго не могли достроить.
– моя мастерская. Долго же он шел к своей первой выставке на Родине Чтобы сподобиться такой чести, пришлось ему стать прежде почетным членом Европейской академии искусства и науки (Париж), действующим членом Нью-Йоркской академии наук иностранным членом Королевской академии изящных искусств (Стокгольм), выставляться на персональных выставках и в музеях десятков стран мира, стать художественной величиной планетарного масштаба. Я не люблю противопоставлять США России, Россию — США. Я был как свой среди самых модных светских снобов. Но их не было. Но общая форма, форма короны дерева и форма сердца была решена.
Тогда, в Нью-Йорке, гостям своей студии он показывал макеты грандиозных сооружений — уже возведенных или намечавшихся, таких, как «Новая статуя Свободы» для стран третьего мира, монумент «Холокост» для Риги, мемориал жертвам сталинизма для Воркуты. Отметившему в 2015м 90летие Эрнсту Неизвестному каламбуры с его фамилией не страшны. Всюду разрушались кумиры и расплавлялись боги. Сотрудничество с Россией Неизвестный возобновил, начиная с 90х годов. Если победит ангел, то мы Вам поможем»». Он является родоначальником новой скульптуры 20 века. Да и сам я, по правде сказать, по темпераменту – настоящий бандит.
Я передал Евтушенко мои очки и это почему-то произвело на Неизвестного впечатление. Начинает работу над серией гравюр и рисунков к произведениям Данте. Сейчас о нем пишут, но нет, ни одного альбома, где можно было бы посмотреть его работы.
Вот таким образом я выбрал дерево, я же уралец. Однако и в искусстве книги Эрнст Неизвестный также сумел сказать свое слово. Под памятником заложена капсула с землёй из сибирских городов, привезённой участниками «Поезда памяти». И это правильно.
После интервью в Бруклинской библиотеке (здесь приведена только его часть) я встречася с Эрнстом Неизвестны в разные годы еще несколько раз: на групповых выставках, где иногда экспонировались и его рабты, в «Русском самоваре», где прежде бывали выдающиеся мастера русского искусства, на разного рода фестивалях. Из того, что можно увидеть в Москве, на Новодевичьем кладбище, стоит вспомнить более камерные надгробия академику Льву Ландау (установлено в 1975м), скрипачу Юлиану Ситковецкому и поэту Михаилу Светлову. Прошедший год был богат на события и вернисажи. Выиграл несколько конкурсов, международных и у себя на родине.
У нас была очень хорошая человеческая беседа, мы встретились без цели, просто как друзья. Ведь это был бы патронаж. Небольшие фрагменты мы найдем и на концевых полосах пророческих книг. Не тот масштаб.
Но я уехал из Австрии. Будучи студентом института, Неизвестный также изучал философию в Московском университете. «Образы Данте». Последствия произошедшего в Манеже оказались печальными – скульптор оказался без работы. Преодоление заложено им и в подтекст иллюстраций к «Екклесиасту».
– Да, дом огромный. В советское время он создал «Прометея» в пионерском лагере «Артек», после перестройки — «Маску скорби» (в память о жертвах ГУЛАГа) в Магадане. Наверное, Комитет. Если победит ангел, поможем, если дьявол— уничтожим». Среди важнейших – (не только скульптурных, но и графических, позднее и живописных): «Гигантомахия» (с 1958 г. ), «Образы Достоевского» (с 1963 г. ) в 1970 г. в серии «Литературные памятники» вышел роман «Преступление и наказание» с иллюстрациями Неизвестного иллюстрации к произведениям Беккета, «Божественной комедии» Данте, «Екклесиасту», офорты к «Откровению Святого Иоанна Богослова». Этот гений современности родился в 1925 г., в простом городе Свердловске, (ныне Екатеринбург).
К Паулю Сахару, одному из богатейших людей мира. экспозицию в Музее истории Екатеринбурга). Белютин начинает что-то объяснять. Сурикова, на философском факультете МГУ. Когда мне понадобилось четыреста семьдесят тысяч долларов, чтоб достроить этот дом, банк легко дал мне кредит – под залог моих скульптур.
Текст «Екклесиаста» напечатан черной краской — за исключением тех строф, к которым Эрнст Неизвестный сделал иллюстрации. Но когда он подал мне руку, она оказалась даже не влажная. Но после я понял, что надо радоваться совпадению текстов. У меня стабильное положение на рынке.
К наиболее известным его работам относят: памятник Н. Хрущеву, монументальные скульптуры «Древо жизни» и «Орфей», композиция «Прометей и дети мира», монумент «Цветок лотоса», скульптурные портреты А. Тарковского и Д. Шостаковича, религиозное произведение «Сердце Христа», скульптура «Золотое дитя» в Одессе, монумент «Возрождение». О творчестве Э. И. После меня включили в правительственную охоту: «Должен же там в компании быть хоть один интеллигент». Однако, когда после смерти Никиты Сергеевича, его родственники обратились с просьбой сделать надгробный памятник, скульптор согласился. Никогда никто не заставит Россию стать Америкой или Францией. Неизвестного снят документальный фильм «В ответе ль зрячий за слепца» (1989 г., Мосфильм, реж.
«Древо жизни» — это композиция, которая по замыслу художника вбирает в себя самые разные тенденции и направления, существующие в искусстве. Он неожиданно отказался: «Вы, журналисты, обязательно что-нибудь перепутаете, а мне потом будет неловко объяснять что-то людям». Правда, «неудачная» фамилия «Неизвестный» привела к тому, что его двадцать восемь лет не могли разыскать. В такие периоды особую роль начинает играть искусство, занимая в душах людей пустующие ниши, не позволяя им замыкаться на себе и на своих проблемах. В чём дело.
Со свечами, с церемониями, с лакеями в белых перчатках. Да его будут вспоминать потому, что он поссорился со мной. – Хрущев. А хочется строить в России.
Но когда я столкнулся с этим эшелоном (хорошо сказано. Наличие двух борющихся сил в стране. Для этого нужны были заказы от высшего эшелона власти. И в этом – какая-то глубокая, нутряная, литературная интеллигентность.
Я очень не люблю ссылаться на русскость, меня от a la russe тошнит, – но это действительно русский пейзаж, посмотрите. Если я пью, спрашивают, почему я пью. В этом же году в Свердловске (Екатеринбурге) был основан музей Эрнста Неизвестного.
Вот я бы и умер давно. В начале пятидесятых, то есть еще в сталинское время, Эрнст Неизвестный создал серию скульптур «Война — это», в которой отвергалось романтическое отношение к войне, столь характерное для советской литературы и искусства. Несколько лет тому назад она написала книгу, которая вышла с моими иллюстрациями. В 1991 г. продолжает работу над Памятником жертвам сталинизма, посещает Россию. Я столько раз должен был умереть. В этом издательство винит вологодскую типографию «Полиграфист», где книга печаталась.
Я записываю свои мысли. В конце Великой Отечественной войны22 апреля1945 г. в Австрии был тяжело ранен, признан погибшим и за проявленный героизм «посмертно» награждён орденом Красной Звезды. Если победит ангел, поможем, если дьявол – уничтожим».
Три года назад скульптор перенес очень сложную операцию и теперь видит лишь одним глазом. Его произведения обычно отливаются в бронзе. » Я отвечал: «Я — красная пожарная машина. Ему 70. Преодоление с большой буквы — основной смысл жизни художника, на пути которого к цели хватало всевозможных препятствий и неприятностей. Произведения Неизвестного слагаются в большие циклы, как скульптурные, так и графические (а позднее — и живописные): «Гигантомахия», «Образы Достоевского».
Работы в бронзе уничтожить не удалось. Что ж, я этому научился и делал это вместе с ними, – но это было такое насилие над собой. В 1955 году Неизвестный становится членом Московского отделения Союза художников (секция скульптуры), участвует в столичных выставках, однако его работы не находят спроса. Когда я общаюсь с работягами, то не чувствую больших изменений.
Участвовал в выставках и даже подвергся критике со стороны Никиты Хрущёва. В России я был слишком занят, чтобы заниматься дочкой вплотную. Наиболее значительным произведением Неизвестного в советский период является «Прометей» во Всесоюзном пионерском лагере Артек (1966). Немногочисленные скульптуры оказались втиснуты «в скобки» картин (всетаки не по ним о Неизвестном хотелось бы судить), рисунков и громадных принтов монументальных работ художника, установленных в разных городах. Но это мелочь.
То, до чего я додумался, уже было сформулировано раньше – более четко, более умно. Получает заказ на сооружение монумента «Холокост» в Риге и мемориал жертвам сталинизма в Воркуте. Станем американцами», то всё равно ничего не получится. Отпечатан этот рисунок не на целую полосу без полей, как в «Екклесиасте», а с широким полем внизу, оставленным белым. Только, я бы сказал. Это грандиозное 75-метровое сооружение Неизвестный создавал в соавторстве с двумя архитекторами, которые впоследствии пытались занизить роль скульптора в работе над проектом. В 1992 г. состоялось издание книги гравюр к «Судьбе человеческой» под названием «Судьба художника». Принимает участие в выставках: в парижском Музее современного искусства, музее изящных искусств в Локарно, Италия в выставке работ ветеранов второй мировой войны московской выставке в честь столетия со дня рождения Ленина выставка в Музее современного искусства в Тель-Авиве, Израиль «Современные течения» в Вене, Берлине и в нью-йоркском Линкольн-центре.
Как будто я не был художником до встречи с ним. Это самобытные страны со своими традициями. Встретился. Красивый жест. Его поддержали родители, а жена с дочерью выезжать за границу категорически отказались.
Дом должен ассоциативно напоминать северную архитектуру, а с другой стороны, храм. Окружение давило: «Продавай подороже. » Но я не позволяю продавать скульптуры дороже ста – двухсот пятидесяти тысяч. Или я живу так, как хочу или пусть меня убьют.
Тут надо определиться. Но мне нужны подтверждения моим догадкам. В личном общении – те же шутки, те же примочки, та же феня.
Работяги – да, прежние. Я был первым оформителем книги стихов Беллы Дижур. Вот таким образом к Хрущеву у Неизвестного было объяснимое негативное отношение. Участвует в выставках: в Музее современного искусства в Белграде совместная с Марком Шагалом выставка в галерее «Гросвенор» в Лондоне выставка в венском Музее современного искусства и в парижской галерее «Ламбер», выставки иллюстраций к «Аду» Данте в галерее «Астли» и Копинге, Швеция.
Пушкина. Он выполнил две работы: горельеф «Яков Свердлов призывает уральских рабочих к вооруженному восстанию» и скульптуру «Яков Свердлов знакомит Ленина и Сталина». Достоевского. Он задает вопрос: «Эрнст, что вы хотели сказать своим надгробием Хрущеву.
Как память о более не существующей яичной скорлупе из которой произошло все то, что вокруг как ритуально пустующее «место для дьявола» в британском театре, эта бесплотная середина – воплощение начала статуи и ее финальной точки и того самого ноля, образованного противоречием. Работа эта нравилась далеко не всем. В 1956 году художник приступил к работе над архитектурным монументом «Древо жизни» — гигантской скульптуре, символизирующей творческий союз искусства и науки.
И думал, что умру. А. С. Мне не давали работы, не пускали на Запад. Во-вторых, юный Эрнст преподавал черчение в Суворовском училище. Кто это был. Меня постоянно встречали на улице странные люди и избивали, ломали ребра, пальцы, нос.
Постреляли, выпили. – Прим. Никто из аппарата не знал, что он выкинет. Похоже, что на эту деталь скульптора вдохновила его известная любовь к «Розе мира» Андреева. Эрнст Неизвестный, скульптуры которого можно увидеть в лучших музеях мира, часто в своем творчестве обращался к теме несвободы тела и духа.
Сюжет его жизни очень ярок и контрастен: смертельно опасное происхождение (дед – купец, папа – белый офицер), хулиганское отрочество, фронтовая юность, трибунал, расстрельный приговор – но штрафбат (причем он не любит слово «мужество», считая, что оно – «для девочек»), тяжелая инвалидность – но непрестанный тяжкий труд, та самая судьбоносная ссора с Хрущевым, дружба с самим Андроповым – но в то же время конфликт со всем остальным КГБ и своя, ничья больше позиция в искусстве и в жизни. Вышло б, что американский гражданин построил памятник жертвам в России на свои деньги. 22 апреля 1990 года Неизвестный посетил Свердловск по предложению общественной организации «Мемориал»28. Неизвестный изменил эскиз, но на создание памятника не хватило денег. Это огромный грех с точки зрения православного сознания – любознание, желание много знать.
И новые российские дипломаты – люди международного класса. А может, Э. Неизвестный просто запамятовал параметры издания ибо оно выпущено в том же формате 70Ч108 1/16, что и «Екклесиаст». Эрнст больше впечатляет не как автор скульптурных произведений, но как могучий мужчина, железный человек с бычьей энергией и таким же упрямством, с «темпераментом убийцы» (его собственный термин) и звериной живучестью, пророческим даром и талантом рассказчика. Над ним лев и змея – победители.
Но с 70-х годов он много времени уделяет графике иллюстрируя литературные произведения, в частности, «Преступление и наказание» Ф. М. Узнав, что я приехал в метро, он пришел в полный ужас и сказал: «Видимо, вы действительно любите Окуджаву». Таким образом, «Древо жизни», если оно будет построено, станет музеем, который вберет в себя не только достижения искусства, но и элементы технического прогресса. Работа стоит на могиле Хрущева на Новодевичьем кладбище.
Искусство авангардистов он назвал «дегенеративным искусством» и спросил у Неизвестного: «Почему ты так искажаешь лица советских людей» и добавил: «В вас сидят ангел и дьявол. Огромная лошадь олицетворяет собой природную силу движения. Когда ему говорили: «Никита Сергеич, посмотрите налево. «Древо жизни» — это сооружение, структура, в которой нет ни интерьера, ни экстерьера в обычном понимании, что определило и ее размеры — не меньше ста метров. – Думаю, что дурак он был. Выдержал еще одну войну на родине – травлю чиновников. А в надгробии я выразил то, что вы видите».
Описывая скульптуры Эрнста Неизвестного, нельзя не вспомнить грандиозный монумент «Цветок лотоса» в Египте. «Мысль «держится» пока мы думаем о ней, говорим и высказываем ее. Родился в семье врача-оториноларинголога Иосифа Моисеевича Неизвестного (1898, Оренбург — 1979, Свердловск) и поэтессы Беллы Абрамовны Дижур (1903—2006), химика по-профессии, писавшей научно-популярные книги для детей. За 15 лет он продал всего 4 работы, не мог получить государственных заказов, работал грузчиком. Я же монументалист, мне нужны большие заказы. Она сложилась вокруг Юрия НолеваСоболева и объединила совсем разных художников (просто мастерские их были рядом): Илью Кабакова, Виктора Пивоварова, Ивана Чуйкова, Эрика Булатова и Олега Васильева, Юло Соостера и Владимира Янкилевского. Выставки: в Еврейском музее в Вашингтоне, в парижском музее «Мир искусства».
Оба они заложники своего безжалостного, сумасшедшего и ненасытного таланта. С некоторых пор московская галерея «Дом Нащокина» стала привечать русских художников-эмигрантов. обучался в Академии Художеств в Риге, а затем, в 1947-1954 гг. И вообще технический прогресс никакого отношения к духовному не имеет. Он был верен себе и оставался настоящим джентльменом, несмотря на все хамство окружения. Монолит гранита уникальных размеров, однородного строения, не пораженный трещинами, является национальным достоянием. Но.
В 1973 году видные польские коммунисты пригласили Неизвестного в Польшу. «Книга Иова» в издании «Когелет» открывается двухстраничным распашным фронтисписом, помещенным сразу же вслед за авантитулом. Выступает с лекцией «Искусство и свобода» в двенадцати городах Орегоны.
«В этом человеке есть дьявол и ангел, — говорит Хрущев о Неизвестном. — Дьявола мы уничтожим, а ангелу поможем». Эрнста Иосифовича сочли погибшим и «посмертно» представили за проявленный героизм к званию героя Советского Союза. В апреле 1945 года, на территории Австрии, Эрнст был тяжело ранен. – в Московском художественном институте им. Однако же, несмотря ни на что, я на плаву. Мы сели, нам нужен какой-то разбег.
Однако когда санитары небрежно сгрузили мертвое тело в подвал, раздался стон. Художник осознанно, для усиления выразительности, прибегал к деформации. Если смотреть на «Древо» издалека, с лужайки, через открытые ворота, невнимательным глазом – так оно такое же, что и четыре года назад, когда я его видел в прошлый раз. Да потому, что не хочу пить.
20 ноября 2017 года памятник «Маски скорби: Европа-Азия» был открыт. За броской вывеской «Эрнст Неизвестный.
Первый секретарь ЦК КПСС стоял на том, что в искусстве он все равно сталинист. Дело не только в том, что он осмелился спорить с Хрущевым. Доминирование «деформации», «приема» и «сведения» в эстетике и поэтике Неизвестного указывает на его прямую связь и с движением русских формалистов 20-х годов.
В 1983 г. преподносит в дар папе Римскому скульптуру «Сердце Христа». ну, в шестьдесят. Сейчас recession. Он мне рассказывал что-то интересное, но я ничего не понимал, что он мне говорил. У них хорошие лица, походка, одежда.
Думаю, что новые бизнесмены – надежда России. Очень, кстати, влиятельные. Умер художник 9 августа 2016 года в Нью-Йорке. Сахар вывел в люди многих из сегодняшних великих (Слава Ростропович написал об этом книгу «Спасибо, Пауль»).
Ты пидарас. Но это же копейки для такой страны, это стоимость четырех маленьких квартир. В Швейцарию. Справа от рисунка помещен тот текст «Екклесиаста», к которому иллюстрация относится. Это был не просто прием пищи, нет, – а целый ритуал. В наиболее крупных композициях скульптор предпочитает бетон.
Среди последних работ — памятник Сергею Дягилеву в Перми и монумент шахтерам в Кемерово. – Я никогда не был диссидентом, принципиально. В течение нескольких лет он работал над проектом монумента памяти жертв репрессий в СССР, получившего название «Маска смерти».
После демобилизации Эрнст Неизвестный работал преподавателем черчения, затем был направлен для учебы в Рижскую Академию художеств. Мои скульптуры должны были стоять примерно в 20-ти местах Москвы: у Военной Академии им. Фрунзе – работа «Крылья холопа» (впоследствии разрушена), которую я сделал еще будучи студентом 5-го курса суриковского училища в Кремле – тоже работа пятого курса под названием «Строитель Кремля» (к счастью, не разрушена, ее купили). Дуб, ясень и другие, я не помню, как все по-английски называется. «Сердце Христа» Неизвестному заказывал папа Иоанн Павел II для Ватикана. Скульптура «Строитель Кремля Федор Конь», созданная им на пятом курсе, была выдвинута на Сталинскую премию и куплена Русским музеем. Никто меня не заложил.
Значит, я у Сахара. В 1996 г. в Магадане по проекту Неизвестного сооружен мемориал жертвам ГУЛАГа «Маска скорби», который удостоен Государственной премии. Если говорить о неожиданном падении Советского Союза. Не уступать: никому – ничего – никогда. А что такое творец, как не сам воплощенный свет, как не «зайчик» играющий на гранях вечного Хроноса. Из коллекции Феликса Комарова» скрывалось скорее желание собирателя показать себя.
Но из-за фамилии произошла путаница и 28 лет наградная комиссия не могла найти Эрнста. Круг моих покупателей узок, это, по сути, международный клуб. В образе поэта с разорванной грудью играющего «на струнах своей души», безусловно, Эрнст Иосифович передавал собственные переживания того времени. И этот проект связан с именем скульптора Эрнста Неизвестного.
Проект «Масок скорби» переносили в Челябинск, но и там общественность выступила против памятника. Один русский человек мне задолжал четыреста семьдесят тыщ долларов.
Но вместе с тем, разрабатывая собственное искусство, он обращается к темам и инструментарию высокой технологии. Тем не менее физические расстройства вдобавок к плохому питанию и большому перенапряжению привели к полному истощению и даже к попытке самоубийства. По Неизвестному, народы Востока и Запада теперь живут в «цивилизации кентавров». Про Элисту я уже говорил. В 1956 г. художник приступил к работе над архитектурным монументом «Древо жизни»- гигантской скульптуре, символизирующей творческий союз искусства и науки.
Единственным произведением «извне» был портрет Святослава Рихтера, предоставленный Московской консерваторией (Комаров числится в ее Попечительском совете). Решения его сплошь и рядом имели трагические для человека последствия.
Над головой – кентавр, как единство человека и природы. Сама иллюстрация, сравнительно небольшая, помещена на четной полосе и заверстана в оборку. Награжден медалью «За отвагу». Образы и стиль работ Неизвестного не раз вызывали недовольство властей, поскольку его творчество противоречило духу соцреализма, канонам и официальному пониманию «искусства для народа».
Я не люблю слово «диссидент», но меня причисляют к диссидентам, хотя я не был им в том смысле, в каком диссидентами были, например, Быковский, Сахаров, Солженицын. Под конец войны получил разрывную пулю в грудь. Кеннеди в Вашингтоне, округ Колумбия. Мне кажется, дело тут гораздо серьёзнее. – У меня буйный, необузданный темперамент. (Можно себе представить, что сегодня кто-то станет записывать выступление умного человека, это при наличии невесомого диктофона, а не неуклюжего магнитофона с бобрами. ) В достославные перестроечные времена, продуваемые ветрами всех свобод Мамардашвили не впал в эйфорию, что случилось со многим его коллегами.
Майя Сахар, его жена, меня просто боготворила. Тогда у него появилась возможность высказываться на всю страну, ранее он иногда выступал с лекциями, многие из которых были записаны на магнитофон, вот таким образом их тексты существуют и сегодня. Ему всегда была свойственна очень высокая продуктивность работы. И в милицию меня забирали.
Вся внутренняя поверхность цветка украшена барельефами по рисункам Эрнста Неизвестного. Он свято соблюдал божеские и людские законы и никогда не противопоставлял себя закону. Он создал памятник жертвам ГУЛАГа Маска скорби (Магадан), копию Древа жизни для установки в Москве, Золотого ребенка (Одесса), монумент шахтерам (Кемерово). С 1947 по 1954 гг. Однако не единственным и, может быть, не лучшим. Отметим и умелое использование двухкрасочной печати.
Проходило это примерно одинаково. В 1945 – 1946 гг. С конца 50-х годов Неизвестный активно работает и экспериментирует. Мэтр рассказал слушателям, что человеческое тело было объектом внимания мастеров изобразительного искусства с древности, но со временем произошла трансформация средств выражения и в современном искусстве вместо изображения человека часто присутствует только символ. Родился в 1925 г. в семье врача Иосифа Моисеевича Неизвестного и Беллы Абрамовны Дижур (1903 – 2006), писавшей научно-популярные книги для детей. С 1939 по 1942 гг. Кандинского, Малевича. Скульптуры «Древо жизни» и «Прометей и дети мира», созданные по сюжетам мифов, посвящены универсальным вопросам бытия, добра и зла. Оригинал хранится в мастерской художника в Нью-Йорке.
И вдруг я увидел их в команде Горби. В искусстве существует параллельный прогресс. В проекте гигантской скульптуры причудливо сочетаются мотивы древесной кроны, человеческого сердца и «листа Мёбиуса», символизирующие творческий союз искусства и науки. В 1947 году он перебирается в Москву и становится студентом сразу двух престижных ученых заведений – Суриковского института и МГУ (философский факультет). Но всё-таки мне в современной Америке нравится, что там в одном городе могут находиться памятники генералу-южанину и генералу-северянину (полководцам времён Гражданской войны между Севером и Югом. ) Никто не дерётся, никто их не разрушает. «Был человек в земле Уц имя его Иов» — так начинается повествующая о нем книга. Я это понял на той самой выставке в Манеже, где было так жарко, что люди потели, обоссы и кое-кто покакал (это факт известный).
– Я много сделал, но очень мало из этого – на исторической родине. И я их не заложил. Но вот новые деловые люди меня потрясли. В 1989 г. Эрнст Неизвестный часто приезжает в Россию. Лучшим произведением этого цикла является скульптура «Дерево Жизни».
К дому Неизвестного пристроена студия – высокий цилиндрический зал с галереей поверху. Вот она, упущенная возможность. Никуда не покатится. И конечно, студию скульптора, аскетическое логово художника. Так как и друзья и враги и члены семьи и доброжелатели и недоброжелатели — все по своим соображениям (плохим или хорошим) хотят сточить этот шар с какого-нибудь уголка.
Покорение гранита. Говорят, не хватало двести тысяч долларов. Однако мне ни разу не дали что-нибудь поставить. В августе 2015го в Манеже после погрома, учиненного над работами Вадима Сидура Дмитрием Цорионовым (Энтео) и его «Божьей волей», уже вспоминали события 1962 года и Манежную выставку, на которой Хрущев обрушился в том числе и на Эрнста Неизвестного. Я этого не выдержал и уехал из дома Пауля Сахара. Не знаю. Выставку посетило высшее руководство страны во главе с ген.
Я глубоко убеждён: если вдруг президент и руководство страны (и даже все граждане. ), проснувшись поутру, скажут: «Будем жить, как на Западе. К тому же он жил впроголодь и не имел жилья. обучался в Академии Художеств в Риге, а затем, в 1947 – 1954 гг. Как вейсманист- морганист, при советской власти она не могла заниматься наукой.
Вскоре в планах Неизвестного появился проект «Древо жизни», который, по его словам, является основным проектом его жизни. И пол-озера тоже купил. Я бежал, схватив цепь или дубину, а однажды и вовсе пистолет, – устремлялся убивать.
Отец переодевался к обеду, повязывал галстук, ел вилкой и ножом даже тогда, когда весь обед состоял из кусочка хлеба, поджаренного на каком-то подозрительном масле. В 1996 году Неизвестный закончил своё монументальное (высотой в 15 метров) произведение «Маска скорби», посвященное жертвам репрессий в Советском Союзе. После войны Неизвестный получает образование в Рижской Академии художеств, в Институте им. Оба не умещаются в рамках одного скульптурного поприща и «расползаются» в живопись, графику. Достаточно увидеть его бронзовых «кентавров», «Пророка», бюст Шостаковича или иллюстрации к Данте, даже ювелирные изделия, представленные в Нащокинской галерее. Человек удивительной судьбы (воевал, был ранен в 1945, признан убитым и награжден посмертно (. ) орденом Красной Звезды). Чтоб вещи были дорогие, но не кричащие (в Америке чаще наоборот).
Меня всегда интересовала монументальная скульптура ибо я был все-таки сыном великой утопии и вместе со всеми хотел строить «Голубые города», но все мои предложения, за редкими исключениями, отвергались и это было для меня раной. Судьба хранила юношу, одновременно проверяя дух на прочность. Эрнст Неизвестный сделал общий двухстраничный фронтисписразворот к «Екклесиасту» и 30 иллюстраций. Кентавр заставляет вспомнить античность и царство мифа и архетипа.
Я с галерейщиками боролся против высоких цен. Пришедший в Манеж «кукурузный вождь» удивлял агрессивной необразованностью и прямотой.
После скандальной выставки, оставшись без заказов, Эрнст Неизвестный делает иллюстрации для журнала «Знание-сила». И в одну ночь, это буквально было сразу, я во сне увидел «Древо жизни». Тем не менее цены на мое творчество растут, но органично. В России и в частности в Москве, есть много работ Эрнста Неизвестного. После перестройки художник вновь активно начал работать на родине. Этот спор переворачивает судьбы обоих идаже отражается наистории страны. И мне голова Нефертити ближе «Протодьякона» Репина Как очень часто отец дальше, чем прадед.
Текст этот напечатан той же светлокоричневой краской, что и рисунок. Скульптор создает 970-метровый декоративный рельеф для здания Московского института электроники и технологии, скульптурную композицию «Крылья» для Московского института легких сплавов. Некоторые из них сохранились на фотографиях. При этом Эрнст работал, несмотря ни на что. Но в России, как в армии: законно только единообразие «Будь как все, не высовывайся. », а это мне не подходило. Ей уже можно выставляться.
О чем там. Из яйца выходят две маленькие ладошки в форме лотоса. Он мог бы дать гениальное воплощение в скульптуре идеологии этого общества. И слова Батыя при виде киевской фрески с изображением Михаила: «Сей ми възбрани поити на Великий Новъгородъ». В 1970-1975 гг.
Марина посмотрела на меня сострадающе, как на неразумное дитя: «Этот эскиз задолго до лекции забронировала за собой администрация библиотеки. » Пришлось удовлетвориться автографом. А коричневые названия параграфов заверстаны «форточками», причем часть текста выходит на боковое поле. Далее – возвращение – прорыв сквозь стену, сквозь металл обратно, на свою землю.
Но потом им принесли книги, журналы, «New York Times», где про меня и они, как люди тщеславные, согласились. Хрущеву это нравится, он начинает слушать Неизвестного. В первую очередь он реализуется как скульптор. Лет в четырнадцать-пятнадцать Эрнст решил жить по своим правилам: «Или так, как хочу или пусть убьют». Оказалось, что на соседнем месте сидел Эрнст Иосифович и видя меня «в мыле», стал спрашивать меня, каким транспортом я добирался.
В высокие окна, которые по всей окружности студии, льется мощный южный свет: Шелтер вместе с Нью-Йорком, вот ведь повезло, разместился на теплой широте Баку (наравне с Мадридом, Неаполем и Пекином). Господа, совесть у вас есть. Но «Эрнст принадлежал не к подпольному сознанию. После за стол. А когда говорили: «Посмотрите направо. Уже в ранних своих работах скульптор проявлял новаторство.
Этот проект, по словам скульптора, является основным проектом его жизни. Неизвестный получает заказ на создание четырехметрового монумента «Золотой ребенок» к 700-летию Одессы. Когда мы с ним прощались, мы обнялись. Точная географическая привязка здесь не нужна. В свое время мне хотелось быть Микеланджело в России. Его работы находятся в частных и музейных собраниях на родине и во многих странах мира.
Его произведения, воплощают в себе (по словам самого мастера) «форму потока», всегда слагаются в большие циклы. Мне гораздо понятней и ближе человек, который идет на риск, чтоб получить свою прибыль. И вот эти люди позвали меня к себе жить. Каждому рисунку, как и в «Екклесиасте», на смежной полосе разворота соответствует сравнительно небольшая иллюстрация, являющаяся увеличенным фрагментом основного рисунка.
Череп под копытами – это прошлое из которого вырастают живые цветы настоящего и будущего. Дальнейшее развитие получил принцип размещения иллюстраций, найденный в «Екклесиасте». Скульптуры Эрнста Неизвестного соединят в себе глубокий символизм и мощный экспрессионизм. И вообще, пока нет закона, то анархия – мать порядка. Перебиваясь случайными заработками, Эрнст однажды даже предпринял попытку самоубийства. В своем зрелом творчестве Эрнст Иосифович чаще всего обращается к человеческому телу, пытаясь соединить его с миром артефактов, художник называл это «второй природой».
Надеюсь в Петербурге поставить композицию «Кресты», напротив входа в тюрьму и там же памятник Ахматовой. ПЕРВОЕ, что меня в нем поразило, — необычайная обучаемость, это я сказал уже. Фигурка имеет внушительный вес – 8, 5 кг и в точности повторяет образ своего «большого прародителя». Его выставки имели большой успех. К балкам галереи привязаны канаты, они поддерживают «Древо жизни», которое пока гипсовое и потому хрупко.
Этот дом вообще не бытовой. В его «Кентаврах», один из которых установлен перед штабквартирой ООН в Женеве, в «Орфеях» (статуэтка Неизвестного стала призом ТЭФИ), в его пророках вообще и в «Моисее» в частности звучит патетика противостояния материала, масштаба и какойто надломленности, разъятости. Эскизы к этой работе были использованы для создания призовой статуэтки премии ТЭФИ.
В центре многих своих скульптур Эрнст Неизвестный помещает странное пустое место, ничто. Иногда мне хотелось взять в руку сосиску и есть ее, читая какую-нибудь книгу. На полях против этих строк сделаны отсылки к страницам, на которых помещены иллюстрации. И Эрнст, наконец, взялпачку – для того чтобы швырнуть ее в открытое окно «Волги».
Ну вот Александр Николаевич Яковлев. Вопрос тут не только к собирателю, который уже показывал в Манеже свою коллекцию икон и тут же обещал новый иконописный показ, а теперь, вместе с Неизвестным, во второй половине зала продемонстрировал странную подборку современного искусства из своей Russian World Gallery, снабдив ее эдакой «доской почета» – своими фотографиями со знаменитостями, например со Сталлоне. В 1942 году в возрасте 17 лет Неизвестный был призван в Красную Армию.
Так, в столице России можно увидеть такие монументы художника, как «Древо жизни», «Возрождение», надгробие Н. Хрущева. Я уж хотел на свои достроить, но это что б было. В 1963-1969 гг., приступает к работе над серией гравюр и рисунков к произведениям Достоевского, принимает участие в симпозиуме «Скульптура в свободном пространстве» и устанавливает в Югославии два своих скульптурных произведения: «Кентавр» и «Каменные слезы», создает 150-метровый декоративный рельеф «Монумент всем детям мира» для пионерского лагеря «Артек» в Крыму. Один возглавлял работы по сооружению городских укреплений во время осады родной Флоренции войсками императора Карла V. другой добровольцем записался в Красную Армию и в дни боев за Вену был «посмертно» награжден орденом Красной Звезды за проявленный героизм. Но я могу гордиться тем, что она не повторяет путь родителей. Он участвовал в оформлении Саласпилского мемориала иллюстрировал Библию, делал скульптуры «12 колен Израилевых» (изначально – рассказывал скульптор в интервью – эту тему он разрабатывал для «Древа жизни», пытаясь распространить близкий ему библейский, еврейский сюжет на универсальную, глобальную историю человечества, – для него это еще и «12 колен человеческого рода вообще»). на котором, в литейке, он одно время работал после войны.
Неизвестный говорил с Хрущевым — долго и неосторожно старался убедить его, что все происходящее — «это провокация, направленная не только против либерализации, не только против интеллигенции, не только против меня, но и против него». Сурикова. Умен необычайно.
Они прелестные люди интеллектуальные, деликатные. Он, чудом выживший после тяжелейшего ранения на войне, объявленный мертвым, сумел выжить и в нелегкое мирное время. Доброжелатель советует: «Так не стоит делать, так стоит делать» И если ему удается чуть-чуть стесать даже микродолю этого шара — это уже не смелость, это часть смелости.
Я понял, что быть там социальным человеком – это вторая профессия. Например известный знаток искусства книги, членкорреспондент Академии наук СССР Алексей Алексеевич Сидоров (1891—1978) ее не воспринимал. Зиновьев в своём романе так описал восприятие скульптур Эрнста Неизвестного в СССР именуя его то «Мазилой», то просто М. : «Почти все искусствоведы изучающие творчество М., отмечают двойственность его положения. С точки зрения «Розы мира» все объяснено.
» Я отвечаю: «Михаил Сергеевич, по-моему, вы сумасшедший, как вся ваша страна. Куда делась вся огромная сумма. Но запредельные цены удерживать невозможно, они падают, а это бьет по репутации художника. Вот таким образом мне смешна боязнь некоторых. Он отложил их в сторону и сказал: «Сионистские упражнения. » Я не сразу понял, что это относится к иллюстрациям Эрнста Неизвестного и заметил: «Бог с вами, Алексей Алексеевич.
Сметались целые цивилизации и свидетелям этих событий казалось, что наступает конец света. Будучи студентом Суриковского института, Эрнст Неизвестный получил заказ на оформление новой экспозиции в музее Свердлова (в каком городе. ). В. И. Сурикова и на философском факультете Московского государственного университета. Вообще в России мало моих работ.
Но чувствовал по-звериному. Цветок лотоса на Асуанской плотине в Египте (1971) декоративные рельефы для Института электроники в Зеленограде (1974) и бывшего здания ЦК КПСС в Ашхабаде (ныне Дом правительства Туркменистана, 1975) надгробие Н. С. Хрущева (1974). Работал в области книжной графики: иллюстрировал роман Ф. М. Художником Неизвестного во многом сделала война. А в углу кишиневский беженец Коля Мельников, помощник Неизвестного, шлифует здоровенную розу, высеченную из метровой гипсовой глыбы.
Энергия смелости должна быть распространена равномерно во все стороны. Но главное — это распирающие обоих грандиозные замыслы и воплощения. И сделал он это на третий день моего пребывания в Америке. Один мой друг почитал как-то мои записи и говорит: «Это же плагиат из Флоренского. » Меня это обидело, ведь я это все сам придумал.
Это здание, внутрь которого нужно попасть. Эрнст, в перепачканной мелом рабочей куртке, присел на деревянный раскладной стульчик под сенью «Древа». Журнал «Вопросы философии» с двадцатилетним опозданием печатает цикл работ «О синтезе в искусстве». Она была поклонницей и ученицей Вернадского. Свою встречу с читателями Центральной Бруклинской библиотеки Эрнст Неизвестный – а всемирно известный русско-американский скульптор и философ искусства был также и автором стихов, эссе, мемуаров и книг – начал с лекции.
Другую его скульптуру «Большое распятие» приобретает музей Ватикана. Оно становится тем волшебным источником, который дает силы для творчества. Я удивляюсь, что дожил до своих лет. Я знаю, что говорю, я ведь был с ними знаком.
Как может быть сионистским чтолибо, связанное с творчеством Федора Михайловича. » «Эрнст Неизвестный — сын московского раввина. » — пояснил А. А. Сидоров. И начался разговор. С 1956 года художник работал над самым главным своим произведением — «Древо жизни». В 1976 году Неизвестный эмигрирует в Цюрих (Швейцария), а в 1977 г. переезжает в Нью-Йорк, США. В 1980-х годах Неизвестный много раз выставлялся в Magna Gallery в Сан-Франциско.
Вспомните Вавилон, Римскую империю. Так как американцы гордятся любой страницей своей истории. У Эрнста очень рано проявились способности к рисованию и лепке. В эссе же Якова Кумока, отпечатанном черной краской, коричневой воспроизведены цитаты из «Екклесиаста».
И все-таки, для россиян жизнь и творчество Эрнста Неизвестного пока «неоткрытая планета». Восстановленные из обломков, работы Неизвестного были выставлены в Музее истории Екатеринбурга (так стал называться музей Свердлова) в мае 2009 года. Она называлась «Человек как визуальный знак». Его стилистика – экспрессия мощи. Господь даровал ему дружную семью, долголетие и богатство.
Он и сегодня входит в десятку самых высоких памятников мира. Правда, тогда «Древо жизни» состояло не из семи витков Мебиуса, а из одного витка. Кстати, как и Кабаков, как Янкилевский и Соостер, Неизвестный делал иллюстрации для журнала «Знание – сила». А многолетнее плодотворное сотрудничество с одной из самых уважаемых в Америке – галереей искусства Магна (Magna Gallery в Сан-Франциско) увенчалось созданием цикла «Man through the Wall» (Прорывающийся через стену человек – освобождение от зла коммунизма). Филонова. – Как начинается разговор про меня, так сразу вспоминают Хрущева.
Но и Эрнст Неизвестный ни к каким раввинам отношения не имел. Да, я пил водку с ним. В августе 1942 года был призван в Красную армию и направлен на обучение курсантом в 1-е Туркестанское пулемётное военное училище (город Кушка, Марыйская область, Туркменистан). Но фрагмент здесь не увеличен, а наоборот — сильно уменьшен. – У меня про это «Упущенные возможности» – так называется одна из глав моей новой книги. авт. ), понял, что не смогу работать в этой среде, с этими куркулями, не смогу принять их правила игры.
Там где сейчас стоит памятник Гагарину, должен был стоять мой «Гагарин», правда, он не разрушен, его купило Министерство культуры. Неизвестный был несколько раз женат, у него осталась дочь. Уже тогда Эрнст любил рисовать скелеты, черепа, маски, руки и умирающих людей. Американцы мне говорят: «Зачем вам такие высокие потолки, это ж не церковь – лучше устройте второй этаж и сделайте двенадцать комнат, гостей будете селить или постояльцев возьмете. » Это действительно проблема: приезжают гости, а оставаться негде. К этому надо добавить 14 рисунков, помещенных в тексте эссе Якова Кумока. «пПсть Москва помянет Никиту», – якобы сказал тогда Неизвестный. Каждая из них как бы дублируется, повторяется дважды, но не буквально. Не сломившись под ударами судьбы, Эрнст Иосифович продолжает жить и работать.
Правда, Фестиваль молодежи и студентов в 1957 году принес Эрнсту две медали, а в 1959 году скульптору, казалось, наконец-то улыбнулась удача – его проект монумента Победы победил во Всесоюзном конкурсе. Возле знаменитого здания Московского дворца пионеров, построенного моими друзьями архитекторами Новиковым и Исаевичем, должен был стоять мой «Космонавт», но поставили другую скульптуру, а мой «Космонавт» был разрушен. Не могу понять. Завершает работу над религиозным циклом и впервые выставляет его.
Но мне это влетело к копеечку. Это даже записывалось в условиях договоров с галереями. Памятник символизировал советско-арабскую дружбу и был установлен возле Асуанской плотины.
Через год он перешёл в Московский государственный художественный институт им. И поскольку в мастерских на Сретенском бульваре работали и концептуалисты, стоит упомянуть, что другая художница московского концептуализма, следующего поколения, Елена Елагина, которая вместе с Игорем Макаревичем войдет уже в группу «Коллективные действия», – много лет проработала в мастерской Эрнста Неизвестного. Сегодня скульптура стоит в Москве и ее может рассмотреть любой человек. Оля – хороший художник и я это говорю не потому, что она моя дочь.
Я брал в долг не потому, что был беден, – просто не было свободных денег. А нынешней осенью, в дни празднования юбилея, громко заявили о «возвращении» скульптора. По идее М. должен был бы быть признанным государственным скульптором. А Брежнев.
И про гомосексуалиста (в историю Манежной выставки, как известно, вошло другое слово, однако Герчук цитирует именно так), на что скульптор парировал: «Дайте мне сейчас девушку и я вам докажу, какой я гомосексуалист». Возвращение в Манеж.
В Библии скрупулезно перечисляется состав многочисленных стад Иова — главного богатства кочевника: «Имения у него было семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги» Прислуга поставлена на одну ногу с бессловесной тварью — таково было веление времени. А в это время сидевший неподалеку с другой от него стороны Евгений Евтушенко испуганно зашептал: «Эрик, спроси у Виталия, какие у него очки, а то мне сейчас выступать, а я свои забыл». Кто-то выталкивает Элия Белютина, руководителя студии при московском горкоме (работы этой студии висят на стенах).
– Вот говорят – бандит. Вслед за Олегом Целковым, Михаилом Шемякиным, Дмитрием Плавинским обратное «художественное убежище» на Родине получил Эрнст Неизвестный наиболее известный в мире как монументалист. Начиная с 1962 г. выступал с теоретическими статьями и лекциями, публиковал белые стихи, образно комментирующие его творчество. С 1989 г. часто приезжал в Россию, где по его проектам были сооружены мемориал жертвам ГУЛАГа в Магадане (1996), а также композиция «Возрождение» в Москве (2000). В 1996 г. получил Государственную премию. Работы художника хранятся в ГТГ, ГМИИ им.
Там впервые я увидел макеты его космического замысла «Древо жизни» — монументального архитектурно-скульптурного комплекса, посвященного триумфу творческого духа человека. К ним шли на поклон Пикассо и Генри Мур. выходит в свет романа Достоевского «Преступление и наказание» с иллюстрациями Неизвестного. В 1982 году Неизвестный выпустил книгу О синтезе в искусстве.
Вы перегорите. В 1994 г. скульптор завершает «Золотого ребенка». Голова Будды – символ вечности.
Для него же важнее всего была возможность работать и открыто говорить – у Неизвестного это смыкающиеся понятия. В художественных работах сквозным лейтмотивом осталась постоянная память о войне. Если будет пожар, то я приеду со звоном». Нет, нет, я не был диссидентом – готов был служить даже советской власти.