Одновременно, будущий мастер начинает посещать курсы по рисованию, в местном училище. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. «Гармония в красном» или «Красная комната» (1908 г. ), «Одалиска в шароварах» – примеры воздействия мусульманской темы на живописца. Анри Матисс картины пишет, подчиняясь цветам и ритмам арабесок.
Это отчасти собрание Щукина, отчасти дар секретаря и менеджера художника Лидии Деректорской. Многие из них являются подлинными вершинами, на которые поднялся Матисс. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Это умышленное нарушение пропорций как бы обозначает иерархию «значимостей» — женское тело представляло для художника больший интерес. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. Эта деятельность его увлекает и он занимается перерисовыванием открыток, копий картин.
Очертания стола с трудом угадываются. Зато с предельной выразительностью передан экстаз, захвативший танцующих.
Ничем не выделялся, – рос среднестатистическим ребенком. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов.
Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. Эпоха фовизма и скандальная известность Матисса начались с полотна «Женщина в шляпе». Все остальное здесь придумал сам Матисс. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы.
Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Все это заметно улучшило материальное положение живописца.
Мастер призывает взглянуть зрителя на нелегкую жизнь, как на красочную и радостную игру. Какие произведения Матисса находятся в РоссииМногие картины Матисса (37 произведений) находится в коллекциях Эрмитажа и ГМИИ на Волхонке. Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух.
Но «Розовая обнаженная» «сделана» абсолютно иначе. Фона в привычном понимании в этой работе нет. Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения.
В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Напевая ее, Матисс рисовал пять розовых женских фигур в вакхическом хороводе. Сам Матисс признался, что не знал, почему он выбрал красный цвет для композиции, хотя одна более ранняя картина "Красная комната" (1908) также характеризовалась преобладанием малинового. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент.
В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. Стилистика тут дивизионистская, но композиция обнаруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов.
В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Ему это так понравилось, что он решает стать художником, очень огорчая своего отца.
Они выглядят плоскими, предвещая будущие композиции художника, вырезанные из цветной бумаги. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Среди последних работ, которые Матисс создал перед своей смертью – «Память Океании», прообразом которой стала старая фотография, сделанной в 1930 г. на шхуне на Таити. Некоторые историки искусства считают, что "Память Океании" (и еще одна габаритная работа, сделанная примерно в то же время под названием "Улитка"), были ответами на крупномасштабную абстракцию, появившуюся в Соединенных Штатах в то время, в частности, "абстрактный экспрессионизм".
Но потом устыдился своей слабости и послал Матиссу телеграмму, что его работу он приобретает. Вдохновили художника на это панно картина «Золотой век» Лукаса Кранаха, греческая вазовая живопись, Русские сезоны Дягилева и, конечно, фарандола. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. При этом он всегда фокусировался на заманчивом развлечении пигментами и оттенками. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.
Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. Одна из самых известных работ этого периода — «Роскошь, покой и наслаждение». Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег». Творить он не переставал до конца. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие.
Такой, какой был у Матисса в его доме. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. Фоном им служат синее небо и зеленая трава.
Структура живописи и работа с цветом последнего оказали особенное влияние на творчество Матисса, назвавшего его своим главным вдохновителем18. Именно в этот момент юный Генри впервые берет в руки кисть и начинает рисовать.
Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло.
Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Речь идет о фовизме. Есть некоторые имена (среди них Пабло Пикассо), которые стали неотделимыми от современного искусства, но никто так тесно не ассоциируется с получением плотского удовольствия от цвета, как Анри Матисс (1869-1954). Означает ли он лучшие времена в прошлом или будущем. У нее уличная одежда, а он одет в полосатую пижаму (выбранный наряд не только для сна, но и для работы в студии). В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Больше ничего нет.
В течение своего творческого пути он создал некоторые из величайших шедевров 20-го века. Краски, принесенные ею в больницу, остались в его руках навсегда. Проблемы с сердцем, рак кишечника лишили его возможности трудиться так же активно, как прежде. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. Цены на его работы и интерес к ним стали расти.
Жил Матисс в это время трудно. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. Вырезы, как их называли, делались с использованием ножниц и кусочков бумаги, которые раскрашивались различными цветами помощниками Матисса, создававшими затем из них фигуры на большом фоне бумаги или муслина под руководством Матисса. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах.
Доминика и Девы Марии. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Аналогично были восприняты и работы других участников Салона — Дерена, Вламинка, Марке. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40.
Исчезают стул и обои. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Краски сильно разбавлены и пейзаж с видом на бухту на горизонте кажется чуть тронутым нежной акварелью. Над этой дивной картиной живой природы господствует охристое марокканское солнце, пронизывающее собой все части композиции. Кажется, что слепящее марокканское солнце, которое Матисс застал, приехав в Танжер во второй раз, в конце октября 1912 года, съело все очертания предметов, выжгло яркие краски прежних Матиссовых живописных панно.
Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8.
Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. Позднее эта тема повторится в «Танце с настурциями». Алжир и творчество художникаЗнакомство в 1906 году с искусством исламского Востока навсегда запало в душу мастера. Эти плоскости играют в картине важную роль — в том числе и композиционную. Эта техника не была чем-то новым для художника: он использовал ее еще в 1919 году. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника.
Картины с названиями «Синий горшок и лимон», «Посуда на столе», «Вид Коллиура», «Игра в шары», «Семейный портрет», «Музыка» находятся в экспозиции Эрмитажа. Другие, такие как «Синий кувшин», «Красные рыбы», «Танец с настурциями», можно увидеть в Москве. «Танец»: картина МатиссаЭтот знаменитый огромный холст размером 2, 6 х 3, 9 м Сергей Щукин заказал художнику для своей парадной лестницы в 1906 году. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. Ж. Помпиду, Париж). Все остальное здесь придумал сам Матисс. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.
Фигуры персонажей обведены черным контуром, заполненным впоследствии краской. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Друг и дружеский соперник Пикассо, темпераментно он был антиподом испанского художника. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26.
Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им.
Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. Это изображение жены Матисса является наглядным тому примером. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). За время двухмесячного пребывания на больничной койке Матисс копировал цветные открытки. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.
Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. В понимании Матисса живописи воображаемой, преобразованной фантазией художника реальности, в этом процессе отводилась ведущая роль. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом.
По тем же одалискам, например, сидящим или лежащим в причудливых чувственных позах. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.
После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. В Париже молодой художник окунается в бурлящий новыми веяниями мир искусства. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. – "Танец" написан мной всего тремя красками. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8.
«По морю, неспокойному, но беспримерно синему, корабль скользит, не раскачиваясь, не взлетая на волнах. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.
Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Бывают в жизни моменты, когда великие художники открывают свою карьеру в искусстве абсолютно нечаянно, так сказать, по воле судеб. Там начался его отход от техники дивизио-низма. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо.
Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. В 1898 году художник женился на Амели Перейр.
Выйдя из больницы, Анри стремительно наверстывал упущенное. Ища свой стиль, свое выражение видения мира, он обращался к различным техническим приемам. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Эта дружба в его судьбе значила многое.
В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане.
Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. Сразу после поездки художник написал «Голубую обнаженную».
В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им.
Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Рассматривая творчество Матисса, нельзя не упомянуть о новом направлении живописи, родоначальником которого стал этот художник. Писал картины на прикрепленных к стене холстах с помощью длинной палки, создавал композиции в технике «декупажа» из кусочков цветной бумаги. Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым.
В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Его картина полыхает яркими красками, столь рассердившими парижских критиков и ценителей искусства.
Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Голова женщины выглядит непропорционально маленькой по сравнению с телом. Впрочем и сам художник однажды заметил: «Фигура интересует меня намного сильнее, чем натюрморт или пейзаж».
По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Но реалистический подход к живописи его быстро перестал вдохновлять. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. "Я не революционер по принципу", – сказал он однажды. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный.
Живопись стала для него обретением потерянного рая и смысла жизни. Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. Всмотримся в еще одно его произведение, написанное для столовой С. Щукина. «Красная комната», ЭрмитажПлоское пространство комнаты заливает алый цвет. Он отобразил их фигурную красоту, яркие отблески света на них. Фона в привычном понимании в этой работе нет.
В последние годы состояние здоровья художника ухудшилось. Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному.
Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях.
Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. В феврале 1902 года он принял участие в совместной выставке во вновь открывшейся галерее Берты Вейль. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму.
В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Разумеется, это иллюзия. Ковёр на этой картине – реальный. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера.
В период учебы в Школе декоративных искусств (с 1893 по 1895) он знакомится с Альбером Марке, вместе с которым поступает впоследствии в Академию изящных искусств в мастерскую Гюстава Моро. Ж. Помпиду).
Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. Но мастер не дает здесь глубину пространства в соответствии с математическими законами, а выписывает глубину лишь треугольниками незаполненного ковром пространства. Утешающее, успокаивающее разум, что-то вроде хорошего кресла". Другое дело, что за ощущение жизни было у художника.
Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Прекрасный рисовальщик, Матисс был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. После окончания лицея, его отправляют в Париж для получения юридического образования.
Тема панно — танец. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. В настоящее время существует в двух версиях. Частично загороженный декоративной ковкой вид на задний двор находится между ними, как повешенная картина.
О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года.
И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Другое название этой работы – «Десерт».
В 1889 году у Матисса случается приступ аппендицита. А его принципами стало использование ярких цветов, декоративность и упрощенность формы.
У Анри и Амели один за другим родились два сына. Вместо привычного плавного нанесения краски он стал часто набрасываться на холст – иногда с помощью долота – отбраковывая, разрезая, постоянно пересматривая и оставляя за собой многочисленные свидетельства изменений. Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета.
На получаемые вопросы он отвечал просто: "Я рисую картины, а не женщин". Зачем.
Генри записывается в школу рисунка Кантин де ля Тур, которая предназначена для чертежников текстильной промышленности. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Это произвело настоящий фурор во всей среде живописцев, ценителей и критиков и послужило налом становления нового жанра. Но об этом уже сказано в других разделах.
Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Все внимание приковано к пластике движений, к изгибам женских фигур, которые подчинены энергичным, буйным звукам музыки. Тела женщин не прорисованы, у них нет даже лиц. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Матисс использовал цвет ради цвета, став лидером фовизма вместе с Андре Дереном.
Он является продолжением ковра на стене. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро.
В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Гармония интенсивных и чистых цветов вызвала отторжение. Вместе с ними он создает стиль именуемый фовизм («дикий»). В рамках этого течения написаны картины Матисса «Разговор», «Буфет или красная комната», «Танец», «Музыка», «Фрукты и бронза», «Корзина с апельсинами», «Натюрморт с голубой скатертью».
Как заметил биограф художника, Лоуренс Гоуинг, «был период, когда постоянным сюжетом Матисса стало обнаженное женское тело». В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. Тема панно — танец. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. В то время как картины и скульптуры Пикассо характеризовались наличием углов и шокированием новым (по крайней мере, во время его кубического периода), работы Матисса отличались наличием извилистых кривых, берущих начало в традиционном изобразительном искусстве.
Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. В 1908 С. И. Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве. Это видно и по его картинам.
Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. Мы дадим краткую характеристику последнему произведению. «Натюрморт»В это время картины Матисса отличаются ярким колоритом, контрастностью, чистотой и резкостью цветов, плоскостностью и отсутствием теней. Знаменитый художник Анри Матисс (1869-1954) увлекался различными течениями в живописи, возникшими в конце XIX и начале XX столетий.
В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. Сергей Щукин был в поклонником декораций Матисса ежегодно приезжая в Париж и неизменно посещая его ателье. Он находился целиком во власти последних монументальных замыслов художника, вступившего в то время в пору творческой зрелости. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. После поездки в Сен-Тропе с неоимпрессионистами Синьяком и Кроссом пришла пора картин, написанных характерными для пуантилизма точечными мазками. Новые впечатления, знакомства, обстоятельства всегда находили отражение в его творчестве.
Ни одной лишней детали. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Его яркие работы оставили глубокий след во французской и мировой живописи. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Он знакомится с работами Ван Гога, А. Дерена, М. Вламинка.
Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски.
Углы комнаты даёт другим цветом. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Эпитет «дикие», прозвучавший в их адрес, дал имя целому направлению. Искаженные размеры нижней части тела героини картины заставляют вспомнить о примитивной африканской скульптуре, для которой характерны похожие законы «построения» образа. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Яркий пунцовый цвет здесь прекрасно сбалансирован с синим и зеленым. Стайны подружились с художником.
Покупка картины и скандал вокруг нее сыграли на руку талантливому экспериментатору. Помогает определиться в пространстве также окно. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее.