Здание Музея Соломона Гуггенхайма стало таким же символом Нью-Йорка, как статуя Свободы или Эмпайр-стейт-Билдинг. Музей Соломона Гуггенхайма, что на Пятой авеню, – одно из крупнейших и знаменитейших собраний современного искусства в мире. Музей современного искусства Соломона Роберта Гуггенхайма – музей искусства в США, это одно из ведущих собраний современного искусства в мире. Увы, Соломон Гуггенхайм не увидел его – он умер 3 ноября 1949 года.
Музей был основан американским золотопромышленником и владельцем большого колличества угольных шахт — Соломоном Робертом Гуггенхаймом, который в почтенном возрасте решил посвятить себя коллекционированию предметов современного искусства. Гуггенхайм умер в 1949 в Лонг-Айленде, Нью-Йорк и музей был переименован в Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма в 1952. Музей современного искусства Гуггенхайма в Нью-Йорке ведет отсчет своей истории с 1937 года, когда «медно-угольный король» и золотопромышленник Соломон Роберт Гуггенхайм, будучи в возрасте 58 лет, решил удалиться от дел и занялся коллекционированием предметов искусства. Одной из самых ярких достопримечательностей Нью-Йорка является Музей Соломона Гуггенхайма. Музей Соломона Гуггенхайма — удивительный музей современного искусства в Нью-Йорке, США.
Соломон Роберт Гуггенхайм (Solomon Robert Guggenheim 1861–1949), четвертый сын Мейера. По мере роста коллекции, создал фонд Соломона Гуггенхайма, в 1937 году.
Спиралевидный дизайн здания напоминает раковину наутилуса с перетекающими пространствами. Оно представляет собой непрерывную спираль в пространстве, с круглым пандусом.
Сам Райт был вовсе не в восторге от заказа, так как не считал плотно застроенный Нью-Йорк подходящим местом для своего нового удивительного творения. Найденный материал везли с противоположного конца иберийского полуострова из Андалусии. Идея строительства здания, призванного стать, по словам той же Хиллы Рибэй, «храмом духа», вызревала не один год. Тут представлены работы модернистских скульпторов – Константина Бранкузи, Жана Арпа, Александра Колдера (родоначальника кинетической скульптуры), Альберто Джакометти. Авто ром «храма» стал знаменитый архитектор Фрэнк Ллойд Райт.
Абсолютно очевидно, что Райт здесь использовал идею проекта планетария Гордона Стронга (штат Мэриленд), рожденного еще в 1925 году. Музей в Нью-Йорке.
Его часто упрекают в неразборчивости при выборе спонсоров и инвесторов, это притом, что именно его, на первый взгляд, необдуманные действия вывели Фонд Гуггенхайма из тяжелого финансового кризиса, позволили расширить площади хранилищ и отремонтировать здание Райта. Это, пожалуй, самый необычный музей Нью-Йорка. Установленный перед входом в музей 13-ти метровый вечно цветущий «Щенок» Джеффа Кунса (Jeff Koons), несомненно является самым разумным из всех сделанных приобретений. Это уникальное здание, расположившееся в центре города, построено на площади 32 500 кв.
Электронный журнал МФ-ПРОФ пишет в статье «Современный музей современного искусства» : «Они мечтали создать музей. Однако коллекция разрасталась и в воздухе стала витать идея строительства здания, могущего, по словам Хиллы Рибэй, стать новым «храмом духа». Глядя на эти картины, несмотря на довольно мрачные сюжеты, невозможно избавиться от ощущения, что они «наплеваны» на смазанный клеем холст. В тематическую концепцию, пропагандируемую Музеем, укладывается и уникальная по своим масштабам и художественной значимости выставка «Россия. » (2005). В 1930 году Хилла познакомила Гуггенхайма с Василием Кандинским (Vasily Kandinsky) и он побывал в студии художника в Дессау, Германия (Dessau, Germany) и начал приобретать полотна Кандинского.
В детстве много играл с «развивающим» конструктором «Киндергартен», разработанным Фридрихом Фрёбелем. Воплотить необычный замысел в жизнь взялся модный архитектор того времени – Фрэнк Л. Райт. Они составили важную часть сегодняшнего собрания Музея Гуггенхайма. Победа, открывшая доступ к солидному финансированию, повлияла на планы архитектора.
Началось строительство в 1957 году и через два года было уже завершено. Музей Гуггенхайма – огромная художественная кладовая. Е. П.
Но в то же время конструкция являет торжество строгой геометрии форм: треугольников, эллипсов, окружностей и квадратов. Считая внутреннее пространство архитектурного сооружения его сущностью, а внешнюю оболочку производной от нее, Райт разработал концепцию проектирования «изнутри наружу», основанную на приведении экстерьера к «потребностям» интерьера. В 1893 году Райту приходится уйти из компании, когда Салливан узнает, что Райт проектирует дома «на стороне». В общей сложности, в музее хранится более шести тысяч шедевров классиков минувшего века. Шло время. Позже в судьбе коллекции принял участие и Альфред Барр, создатель всемирно известного Музея современного искусства в Нью-Йорке (МоМА).
кв. Соломон же с детства увлекался искусством. Коллекция постоянно увеличивалась и вскоре он уже устраивал художественные выставки. Процесс облицовки музея был не менее интересен, чем его строительство.
Архитектор Нью-Йоркского музея Фрэнк Ллойд Райт родился 8 июня 1867 года в Висконсине. Сам Гуггенхайм музея тоже не увидел: он умер в конце сороковых. В 1976 году Пегги Гуггенхайм передала галерею и дворец в дар фонду, носящему имя ее дяди. Победил, как несложно догадаться, Гери. Дополнительное освещение давал стеклянный купол центрального двора.
В 1937 году воздвиг «дом-соты» — особняк Ханна в Пало-Алто, штат Калифорния, а в административном здании фирмы «Джонсон» применил и круглую планировку. А один из влиятельнейших европейских аналитиков, директор Центра искусств и медиатехнологий в Карлсруэле и давнийпартнер Кренса, Питер Вайбель в интервью журналу «Шпигель» заявил: «Принцип Гуггенхайма изжил себя. Дальнейшее расширение коллекции привело к открытию целой сети международных музеев. Цель сотрудничества – сделать уникальные коллекции обоих музеев достоянием общественности, обмениваясь выставками. Искусство XX века – искусство переломное, кризисное. И дело пошло на лад, причем настолько, что уже спустя несколько лет коллекция разрослась и назрела необходимость организации целого музея, где можно было бы разместить все собранное им за прошедшие годы.
В 1881 г. основал фирму «Сыновья М. Гуггенхайма», которая разрабатывала серебряные, свинцовые и медные копи и строила плавильни на западе США, а также в Мексике и других странах. Через два года Музей абстрактного искусства открыл свои двери для посетителей.
Здешнее собрание включает в себя около 150 работ Василия Кандинского. Необычное здание музея уже само по себе является предметом искусства. Занимающий площадь в 24 тыс. Огненные фонтаны Ива Кляйна (Yves Klein), также установленные по периметру здания, эффектны только в темноте, зато более привычные водные, которые бьют прямо из земли и имеют порой непредсказуемый алгоритм работы, доступны для баловства в любое время суток.
И в этих новаторских изысканиях Гери преуспел. В этом музее скульптура и живопись слились в удивительной гармонии. Райт покинул университет, не получив при этом учёной степени.
В 1885 он поступил на инженерный факультет Университета Висконсина. Одна из примет, отличающая теории искусства в XX в., – поворот от преимущественного изучения гносеологических проблем к онтологическим. На этот случай в шляпе Франка заранее был приготовлен весьма жирный кролик. дол., полученное от Джорджо Армани в благодарность за организацию его показа в Музее Гуггенхайма.
Таким образом, музей является своеобразным центром города, мимо (и через) которого проходят главные дорожные артерии. Воспитывался в канонах унитарианской церкви. И, хотя говорят, что не место красит человека, к музеям это не относится. Сегодня в нее входят, помимо первого музея и Коллекции Пегги Гуггенхайм в Венеции, еще один Музей СоХо в Нью-Йорке с 10-этажным хранилищем (1992 год), Дойче Гуггенхайм 151 в Берлине (1997 год), Музей Гуггенхайма в Бильбао (1997 год), а также открытые в октябре 2001 года два музея в Лас-Вегасе: Гуггенхайм Лас-Вегас и Эрмитаж-Гуггенхайм. Еще маленький штришок к портрету архитектора Гери.
Мощную основу для процветания массовые культуры, характеризующую XX век, создали успехи науки и техники. «Талиесин» дважды пострадал от пожаров в 1914 и 1925 и полностью перестраивался, переименовываясь, соответственно, в «Талиесин II» и «Талиесин III». Широкие, летящие ступени спускаются вниз к музейному вестибюлю. Мальчик, однако, не захотел быть ни банкиром, ни магнатом, как Гуггенхайм и ФИО пришлось сменить полностью.
Другую программу для расчета кроя металлических пластин, которыми должно было быть облицовано здание, писали с нуля. Я стал вполне осмысленной личностью и был готов открывать мир».
Наиболее широко представлен в музее довольно известный немецкий художник Ансельм Кифер (Anselm Kiefer), под одиннадцать работ автора отвели несколько залов. Их созвучие заметно в каждой детали. И как ни странно Фонд отнесся к предложению благосклонно. Из остальных экспонатов трудно что-то выделить. Здесь царит принцип открытости. Племянница Гуггенхайма, Пегги (уменьшительное от Маргерит), также была не чужда художественному собирательству. Малые музеи опасаются, что музейные стратегии XXI века полностью перекроют для них доступ к большим собраниям вроде Эрмитажа и венского Музея истории искусства (Kunsthistorisches Museum), которые теперь связаны с Фондом Гуггенхайма партнерскими отношениями. Однако если сделать ее анонс по-американски быстро и ярко, то «Россия. » – это салатовый фон стен в духе «коммуналки» работы дизайнера Жана Гранжа, присутствие на презентации В. Путина и 240 русских шедевров, от древних икон до соц-арта, на спиралевидном райтовском пандусе, которые больше нигде, никогда и ни при каких обстоятельствах не смогли бы собраться под одной крышей.
Но эта роза создана из стекла и металла. Формы повторяют и перетекают одна в другую, создавая фантастическое окружение. (Впрочем, тема плоскостей, которые определяют перетекание пространства, а значит и движение человека, была рождена Райтом еще в период «домов прерий». ) Абсолютно очевидна вертикальная доминанта здания. Если предшествующие стилевые формы, направления, течения ранее так или иначе основывались на «малой истине», т. е. В 1891 году собрал все свои предприятия в единую компанию.
Большинство остальных постоянных экспонатов музея либо совершенно «никакие», либо навевают мысли о безумии автора, причем, отнюдь не гениальном безумии, а очень даже бытовом. Единственно возможным вариантом материала плиток оказался титаново-цинковый сплав. В этом контексте стоит упомянуть нью-йоркскую выставку «Великая утопия: русский и советский авангард, 1915 – 1932», 1992 года «Амазонки русского авангарда», 2000 года, посетившую все европейские филиалы Музея.
Историк архитектуры А. В. Иконников справедливо отмечает: «Открытая взгляду перспектива в вертикальном направлении — сильное средство эмоциональной выразительности». Сами испанцы называют его ключевым звеном в возрождении культурной жизни Бильбао. Райт обучался на дому, не посещая школу. Учась в университете, он подрабатывает помощником местного инженера-строителя.
Представленная рядом скульптура «Тюльпаны» того же автора – четвертая в серии из пяти копий, что в прочем не так уж и важно. В отличие от нью-йоркского музея, филиал в Бильбао не создавался вокруг уже существующей коллекции шедевров, а наполнение музея «с нуля» (пусть и имея в базенью-йоркскую некондицию), да еще в условиях недостачи денег – задача сверхсложная. Вообще, концепция музея в целом попадает в некую вилку. Райт отнёсся к этой идее со всей серьёзностью. Идея строительства здания, которое, по словам Хиллы Рибэй, должно было стать «храмом духа», вызревала не один год.
Однако никто не мог отрицать одного: музей Райта определенно превзошел все ожидания. Соломон развил свой успех, став президентом Braden Copper Company в Чили (Chile). Американский архитектор Райт очень серьезно взялся за дело. Музей стоит посетить обязательно и, если отнестись к предстоящему визиту проще, без замирания сердца, то успех данного «похода» обеспечен.
Но Райту не удалось переубедить Гуггенхайма. Занимался мелким предпринимательством и торговлей вразнос. Однако если сделать ее анонс по-американски быстро и ярко, то «Россия. » – это салатовый фон стен в духе «коммуналки» работы дизайнера Жана Гранжа, присутствие на презентации В. Путина и 240 русских шедевров, от древних икон до соц-арта, на спиралевидном райтовском пандусе, которые больше нигде, никогда и ни при каких обстоятельствах не смогли бы собраться под одной крышей.
Однако самую сложную градостроительную задачу поручили испанцу Хавьеру Марискалю – ему предстояло возвести отель напротив музея Гуггенхайма. Среди них особое место занимают мифологизированное представление об искусстве, как силе, которая может принципиально изменить жизнь (авангардизм) и иконоборческое самоотрицание художественного творчества (абстракционизм, дадаизм, концептуализм). В доме Джекобса в Мидлтоне (штат Висконсин, 1948) вновь — криволинейную форму в торговом зале магазина сувениров Морриса в Сан-Франциско (штат Калифорния, 1948-1950) — внутренний пандус как основную структурообразующую деталь. В июне 2000 года был подписан договор между Фондом Гуггенхайма и министерством культуры России, в рамках которого в Лас-Вегасе и был открыт музей «Гуггенхайм – Эрмитаж», который должен стать «шкатулкой, где собирались бы наиболее яркие экспонаты обоих музеев». Он отрицал типизацию сооружений, пропагандируемую сторонниками «Нового движения».
Для нее было построено отдельное крыло. В мировой практике даже появилось такое понятие как «синдром Бильбао», под которым подразумевается именно социально-культурный и экономический эффект от возведения знакового объекта. Известность Райту приносят «Дома Прерий», спроектированные им с 1900 по 1917 годы.
Сегодня в нее входят (помимо нью-йоркского музея и коллекции Пегги Гуггенхайм в Венеции) Музей СоХо в Нью-Йорке, десятиэтажное хранилище (построенное рядом со зданием Райта после реконструкции 1992 года по проекту Гвотми Сигел), «Дойче Гуггенхайм» в Берлине (1997), Музей Гуггенхайма в Бильбао (1997), а также открытый в октябре 2001 года в Лас-Вегасе «Эрмитаж Гуггенхайм». Первые эскизы здания музея, относящиеся к 1943 году, обнаруживают, что Райт предполагал гексагональную планировку вокруг открытого центрального двора, шестиуровневую ленту этажей с высокими окнами, забранными горизонтальными стеклянными трубками, как в здании «Джонсон» и наполняющие интерьер зыбким светом. Эти черты были отброшены им в окончательном варианте здания Музея Гуггенхайма. Коллекция Гуггенхайма началась с работ старых мастеров в последнем десятилетии 19-го века. Львова в книге «Мировая художественная культура 20 века» говорит: «в истории современной архитектуры есть важная точка отсчета – здание музея Гуггенхайма в Бильбао (Испания), выстроенная Ф. О.
Гэри». Стекло, которое также использовалось при облицовке, напротив, оставили плоским (требования технологии), но из-за того, что почти 70 стекла имеет уникальные размеры, его «плоскость» не диссонирует с гнутым титаном. метров и находится на 16 метров ниже уровня всех остальных городских построек.
Самым распространенным упреком было стремление покупать искусство «на вес». За год, проведенный в Европе, Гери познакомился с работами Ле Корбюзье, Бальтазара Ньюмана и был «чрезвычайно впечатлен романским церковным зодчеством».
Ведь основная масса туристов первым делом старается попасть именно на эту улицу. В этом контексте стоит упомянуть нью-йоркскую выставку «Великая утопия: русский и советский авангард, 1915-1932», 1992 года «Амазонки русского авангарда», 2000 года, посетившую все европейские филиалы Музея. Также его сравнивают с птицей, самолётом, суперменом, артишоком и распускающейся розой. Сегодня коллекция Гуггенхайма включает в себя огромное количество произведений искусства начиная с конца XIX в. и вплоть до настоящего времени.
Его торжественное открытие состоялось в 1959 году. Райт был весьма разочарован выбором Нью-Йорка в качестве места строительства.
Вот оно, торжество технологий. Тем не менее сейчас музей посещают примерно три миллиона человек в год. В 1901 г. фирма слилась с «Американ смелтинг энд рифайнинг компани», состоящей из крупнейших металлообрабатывающих заводов страны, в которой Гуггенхаймы заняли ведущее положение, распространив свои предприятия на Аляске, в Боливии, Чили и Конго. В его собрании уже были полотна Кандинского, Мондриана, Шагала, Леже, Пикассо. Стремление придать внешнюю привлекательность самым обычным вещам пронизывает город, даже традиционные в зимний период лотки с жареными каштанами, в других городах выглядящие как страшноватые будки, баски переделали в похожие на большие игрушки паровозы всевозможных форм и расцветок. Газета «Коммерсантъ» пишет о выставке Нам Джун Пайка в музее: «Музей Гуггенхайма с его знаменитой головокружительной спиралью пандуса ему подходит.
Ожидающих увидеть в музее современного искусства полотна гениальных импрессионистов или произведения знаменитых современных художников ждет глубокое разочарование (Уорхол впрочем имеется, пусть и в единственном экземпляре, зато аж на двадцать квадратных метров). Перед открытием этой в высшей степени оригинальной, но все же очень свойственной гуггенхаймовским акциям выставки состоялся 3-дневный мотопробег из Лос-Анджелеса в Лас-Вегас, в котором приняли участие и члены Российского мотоклуба BMW из Санкт-Петербурга и Москвы (компания BMW является спонсором выставки). В первом здании Музея Гуггенхайма воплотилось стремление Ф. Л.
В общей сложности, в музее хранится более шести тысяч шедевров классиков минувшего века. XX век создает индустрию развлечений, рождает коммерческое искусство. Электронный журнал Infohome пишет: «Здание резко контрастирует с другими окружающими постройками, т. к. большинство из них прямоугольной формы, музея стал настоящей культурной иконой и часто использовалось в фильмах, например, «Люди в черном» или «Интернейшенал». Если со времен античности искусство рассматривалось как мимезис (подражание) природе, то теперь, поскольку сам мир потерял устойчивость, многообразие художественных стилей, отказавшихся от миметического понимания творчества, получило право на существование.
Фрэнк Гэри родился в Канаде, в 1929 году, хотя биографы часто называют его стопроцентным американцем. Для справки: только музей Гуггенхайма приносит городу около 28 млн. Фонд Гуггенхайма управляет целой международной сетью музеев, включая Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, музей Гуггенхайма в Бильбао (Испания), коллекцию Пегги Гуггенхайм в Венеции и «Дойче Гуггенхайм» в Берлине. В ней гармонично сочетаются такие фигуры, как треугольники, овалы, квадраты. Для проведения оценки возможной реабилитации здания был вызван архитектор Франк Гери (Frank Gehry), давний знакомый директора Фонда Томаса Крэнса, считавшийся весьма сведущим специалистом по части реставраций.
Затраченные двенадцать миллионов долларов, поделенные на полный вес, дают скромные сорок долларов за килограмм произведения человека, входящего в десятку самых дорогих современных авторов. Луиза, абсолютно «поехавшая» на пауках понаставила их по всему миру столько, что уже сложно понять, где путешествовал оригинал, а где остальная паучья стая.
С этими пластинами тоже вышло не все так просто, как выглядело на картонной модели. Через год перешёл на работу в фирму «Адлер и Салливан», возглавляемую известным идеологом «чикагской школы» Л. Салливаном. Начальное франкоязычное образование, полученное еще в Канаде, оказалось как нельзя кстати. Всего в семье было восемь детей.
Само здание заслуживает отдельного рассказа. Райта применить в архитектуре пластические и органические формы. Позже внутри музея была открыта художественная школа.
Свое название музей получил в честь известного американского миллионера Роберта Гуггенхайма. В 1943 году Соломон и Хилла задумались о строительстве отдельного здания для постоянной экспозиции музея и обратились к знаменитому архитектору Франку Ллойду Райту (Frank Lloyd Wright). Сегодня может выставляться Казимир Малевич или абсолютно невероятная экспозиция «Россия. », на которой представлено более 250 экспонатов из собраний Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи и московского Кремля. Смотрится более чем фантастично, особенно в безветренную погоду. Тем самым искусство в глазах его творцов приобрело статус авангарда (передового отряда) культуры.
Мейер Гуггенхайм (Meyer Guggenheim 1828, Лангнау, Швейцария, – 1905, Сент-Августин, США), коммерсант и промышленник, родоначальник семьи. В том же году Гуггенхайм впервые начал показывать свои коллекции публике в своих апартаментах нью-йоркского отеля Plaza. Эклектика, будучи, наверное, самым сложным стилем, в случае Бильбао пришлась ко двору.
Стеклянные же поверхности – ровные, но они очень умело вписаны в оригинальную конструкцию и их «прямота» гармонирует с изгибами и вывертами металлических частей. Помимо этого осуществляются общие проекты в области образования издательской деятельности, а также в сети Интернет, где работают виртуальные музеи «Гуггенхайм» и «Эрмитаж». Открытие музея Гуггенхайма в Бильбао в 1997 году привлекло огромное внимание. «Сыновья М. Гуггенхайма» разрабатывала серебряные, свинцовые и медные копи и строила плавильни на западе США, а также в Мексике и других странах.
Тесная застройка центра Нью-Йорка не вдохновляла Райта. С 1890 года в этой фирме ему поручались все проекты по строительству жилой недвижимости. Кстати Франк Гери, что важно для дальнейшего понимания ситуации, на самом деле вовсе не Франк и даже не Гери, а урожденный Эфраим Голдберг (Ephraim Goldberg). Журнал «Интеррос» утверждает: «Райт создал для будущего музея проект, не имевший аналогов в мировом музейном деле». Фонд Гуггенхайма управляет целой международной сетью музеев, включая Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, музей Гуггенхайма в Бильбао (Испания), коллекцию Пегги Гуггенхайм в Венеции и «Дойче Гуггенхайм» в Берлине. Спираль эту всегда критиковали: картине, которая все-таки предполагает хотя бы мысленную линию горизонта, она дает предательски шаткую опору но «видеопад» Нам Джун Пайка с безумной архитектура Фрэнка Ллойда Райта – сообщники: они совместно нападают на зрителя и расшатывают его сознание, а если повезет и тело». Ричард Лонг (Richard Long) привычно сложил из брусочков ровный кружок, точно такой же, впрочем, какой ранее складывал для Берлина, только поменьше.
Было принято решение выстроить в Бильбао здание очередного Музея Гуггенхайма. Музей «сросся» с мостом Сальве, ведущим из Бильбао во все концы Испании, Францию и аэропорт и композиционно «держит» всю береговую застройку города. Негласным девизом работников Музея стал последовательный авангардизм.
В итоге он разработал сооружение, которое вызвало всеобщее недоумение: злые языки утверждали, что он просто увеличил в размерах так и не реализованный, но горячо любимый проект гаража «улитки». Шедевров «признанного» искусства Гуггенхайм в Бильбао не выставляет, живопись и скульптуры не дотягивают до уровня «классики», а представленные инсталляции наоборот слишком скучны, несовременны и напрочь лишены даже толики озорства, ну или хотя бы хамства или любой другой живой эмоции, чтобы конкурировать с лондонскими галереями по части действительно современного искусства. Так же как и знаменитая паучиха «Maman» Луизы Буржуа (Louise Bourgeois), ставшая одним из символов музея. Их внимание сосредоточилось, в первую очередь, на абстрактном искусстве. С улицы оно выглядит как белая лента, свернутая в цилиндр, расширяющийся кверху.
Фрэнку пришлось принять на себя груз финансовой ответственности за мать и двух сестер. Архитектурная модель помещается в цифровую камеру (сегодня это называют трехмерным сканером) и компьютер рассчитывает кривизну и размер каждого элемента покрытия. Его конструкция выглядит как застывшая в движении волна.
Таких оценок, как «Бильбао – большой промышленно-портовый город, дымный, серый, лишенный индивидуальности, застроенный однообразными скучными кварталами», встреченных в интернете, город абсолютно не заслужил. Помимо этого, в ближайшем будущем планируется строительство еще одного музея в Нью-Йорке. Норман Фостер (Norman Foster) спроектировал фантастические вестибюли метрополитена, а Сантьяго Калатрава (Santiago Calatrava) дополнил антураж музея Гуггенхайма пешеходным мостом через реку Бильбао. Строительство здания Музея было закончено в 1959 году, когда ни Соломона Гуггенхайма, ни Фрэнка Ллойда Райта уже не было в живых.
Таких художников как – Колдер, Арп, Бранкузи, Смит, Джакометти и Чаки. Однако коллекция разрасталась и в воздухе стала витать идея строительства здания, могущего, по словам Хиллы Рибэй, стать новым «храмом духа». Изначально этот музей должен был называться Музеем абстрактного искусства из какового состояла вся коллекция медного магната Соломона Гуггенхайма.
Музей Соломона Гуггенхайма был построен посреди живописного природного парка, что придало ему еще большего очарования. Изучив немецкий язык и премудрости бизнеса в швейцарском Институте Конкордия (Concordia Institute) в Цюрихе (Zrich), Соломон вернулся в Штаты, чтобы работать на семейном предприятии, а точнее – предприятиях. А завтра на этих же стенах будут висеть работы авторов из сельской глубинки Африки, а на стеллажах стоять макеты «деревни будущего», склеенные из картона детьми из Гондураса. В 1848 г. иммигрировал в США и поселился в Филадельфии.
В принципе все, что угодно, хоть «В лесу родилась елочка», главное в голос. «Дома Прерий» созданы в рамках концепции «органической архитектуры» идеалом которой является целостность и единение с природой. Картины выставлены весьма сильные, но его техника живописи порой играет злую шутку именно с русским посетителем. В доме для своего сына Дэвида Райта (Феникс, штат Аризона, 1950) он также использовал спиральный пандус. К тому же, как это ни странно для современных авторов, но «Щенок» создан в единственном экземпляре и кроме как в Бильбао вы его нигде не увидите.
Абсолютно замечательной особенностью архитектуры музея является то, что Райт здесь, словно возвращаясь к древним традициям культового зодчества (автор трактовал свой музей как «храм культуры»), устанавливает и вектор движения посетителя и восприятие им пространства. А через полтора года в Лас-Вегасе, в музее «Эрмитаж Гуггенхайм», была открыта выставка произведений импрессионизма и раннего модернизма из собраний Эрмитажа и Фонда Гуггенхайма. Однако вскоре опять возникла потребность в новом, более вместительном помещении, так как коллекция стремительно продолжала увеличиваться. Соломон занимал несколько последовательных должностей в семейном бизнесе, а в 1891 году отправился в Мексику (Mexico), чтобы организовать работу новой компании Compaia de la Gran Fundicion Nacional Mexicana и проверить свои предпринимательские навыки. Хотя полемики вокруг них велось не меньше, чем вокруг строительства здания музея.
Внутри здания музейный интерьер спроектирован так, что очень похож на раковину улитки. Пришлось по всей стране искать другой, более пористый и легкий. В тематическую концепцию, пропагандируемую Музеем, укладывается и уникальная по своим масштабам и художественной значимости выставка «Россия. » (2005). Честно сказать, Бильбао удивил.
К 1937 году собрание Гуггенхейма настолько увеличилось, что для выставки его коллекции был создан фонд его имени. В его развитии проявляются закономерности и умирания старого и появления нового (причем старое и новое приобретают здесь необычный смысл). Йозефу Бойсу (Joseph Beuys) под инсталляцию «Rayo iluminando un venado» отвели целый зал, но архаичный перфоманс интересен скорее историкам искусства, чем современному зрителю.
Эллипсоподобное футуристическое здание Музея Гуггенхайма, причудливо выделяющееся даже на фоне «инопланетной» манхэттенской архитектуры, давно само по себе стало узнаваемым символом Нью-Йорка. Открытая ротонда открывает посетителям уникальную возможность увидеть несколько работ одновременно и даже на разных уровнях. Это здание считается одним из самых ярких произведений архитектуры ХХ века».
Посетители музея сначала попадают под самую крышу здания на лифте и только потом, спускаясь вниз, осматривают экспозицию. Сам музей – произведение искусства. Поверхность здания отделана титановой кладкой, выполненной по программе CATIA. В этом же году, музей беспредметной живописи был переименован в музей имени Соломона Р. Гуггенхайма.
Она раздвинула ее временные рамки, показывая развитие истории искусства до модернизма, а также значительно расширила «географию» искусства XX столетия. запеть. И действительно именно эта связь архитектурной спирали с открытыми взгляду небесами придает интерьеру музея особый статус. Это и позволило придать зданию такой сложный «гнутый» силуэт.
Выставочные помещения начинаются на самом верхнем этаже и спускаются вниз. евро в год. И, наконец, планы использования стали, меди и прочих «дешевых» металлов оказались несовместимы с реальной жизнью.
По мнению искусствоведов, его главная заслуга состоит в том, что художник перенес акцент своих произведений с самих работ, которые могли бы быть установлены в любом месте, на окружающую среду, «стал видеть в скульптуре ключ к постижению городского пространства». В 1901 г. фирма слилась с «Американ смелтинг энд рифайнинг компани», в которой Гуггенхаймы заняли ведущее положение, распространив свои предприятия от Аляски до Конго. Кстати, сам Серра называет свои скульптуры «уличной мебелью», что довольно точно отражает и их масштабы и истинное назначение. Построенное здание называли "лебединой песней Райта".
Надо сказать, что такие лестничные конструкции не часто встречаются в подобных зданиях. Великий музей, который был бы не просто галерей для экспонирования произведений искусства, а «храмом духа». Идея архитектора заключалась в том, чтобы «принести» город к дверям Музея. Соломон Гуггенхайм стал его президентом, а Рибей — директором первого открывшегося в 1939 в арендуемом помещении на 54-й стрит музея фонда — Музея беспредметного искусства. Разрабатывать проект поручили Фрэнку Гери (Frank Gehry) известному американскому архитектору, который смело сочетает различные строительные материалы, любит оригинальные формы и не боится отступать от классики.
Свою «экстерьерную» роль она выполняет на отлично.
Духовная культура и искусство XX века, как и все другие стороны жизни общества, отличается мозаичностью, наличием самых разнородных течений и концепций: низвергающих традиции и восхваляющих их, беспощадно эпатирующих слушателей и зрителей и заигрывающих с ними, пропагандирующих самый смелый авангард и модернизм цинично готовящих «идеологическое пойло». Негласным девизом фонда стал последовательный авангардизм. Увеличение коллекции привело к созданию мировой сети музеев Гуггенхайма.
Такое расположение было выбрано неспроста. Венецианская галерея, ставшая своеобразным филиалом нью-йоркского Музея, вместе с палаццо была передана ею в 1976 году в дар Фонду, носящему имя ее дяди. Сотрудничество фонда и Эрмитажа, в частности обмен выставками, позволит сделать богатейшие коллекции достоянием широкой публики. Кстати, встречающееся в интернете утверждение, что основатель Фонда утонул на «Титанике», несколько странно, учитывая, что гибель «Титаника» произошла за четверть века до создания Фонда. После Первой мировой он оставил бизнес, чтобы сосредоточиться на коллекционировании.
«План дома – это образ жизни, а образ жизни всегда индивидуален», – говорил он, называя постройки функционалистов «ящиками на ходулях».
По крайней мере, его центральная часть нам весьма приглянулась. Новый музей – впечатляющая урбанистическая структура, «металлические цветы», выросшие на берегу реки Нервион. И при этом скульптура продолжает оказывать на зрителей практически магическое воздействие. Невозможно остановить взгляд на какой-либо одной точке «непрерывной волны» (определение автора) — мощной спирали внутренней галереи, которая собственно и представляла галерею экспозиции. Венчает здание плоский купол.
Все они прямоугольной формы изгибы и неровности созданы на местах сочленений. В Мексике Гуггенхайму удалось добиться большого успеха и следующие четыре года он провел в разъездах между Мехико (Mexico City) и Нью-Йорком (New York), добившись того, что в конце концов предприятие могло работать без него и давало более миллиона долларов прибыли в год. В то же время музей располагает истинными шедеврами Поля Гогена («Человек и лошадь»), Эдуарда Мане («Перед зеркалом», «Женщина в вечернем платье»), Камиля Писарро («Эрмитаж в Понтуазе»), Винсента Ван Гога («Снежный пейзаж», «Горы в Сен-Реми»), Пабло Пикассо («Четырнадцатое июля», «Три купальщицы»). В смете появлялись все новые и новые пункты.
Позже, в 1906-м, он основал собственную золотодобывающую компанию Yukon Gold на Аляске (Alaska).
После этого карьера архитектора все время шла по восходящей. Необычное цилиндрическое строение, сверху намного шире, нежели снизу, по задумке автора именуется как «храм духа». Ему же хотелось расположить здание так, чтобы оно было максимально приближено к Природе. Журнал Round the world: «Музей Гуггенхайма считается одним из лучших собраний современного искусства в мире и умеет представить творчество целых цивилизаций».
А может просто все дело в том, что хотя бы в этот раз произведение оказалось на своем месте, а не в заключении похожего на больничную палату зала. Здание настолько полюбилось местным жителям, что вскоре превратилось в настоящий символ Нью-Йорка. Строителям оставалось только правильно собирать этот «конструктор». Свой собственный дом, «Талиесин» (Taliesin), Райт построил также в стиле «Домов Прерий» в 1911 году.
Райт был убежден: для такого искусства (а Гуггенхайм специализировался на абстрактном искусстве) требуются неординарные архитектурные формы. Но скорее всего это были личные и философские разногласия с художницей – директором музея. Он восполнил упущенную Рибей существенную часть современного искусства — предметную живопись и скульптуру, кроме того, вышел за пределы XX века и приобрел такую жемчужину коллекции, как полотно «Мужчина со скрещенными руками» (1899) Поля Сезанна, а также получил в дар 28 работ из коллекции Катерины Дрейер, художницы и одной из основательниц «Анонимного общества», куда входили представители дадаизма Марсель Дюшан и Ман Рэй. Это заложило основу для нынешней американской горнодобывающей промышленности. «Некоторые говорят, что музей на пятой авеню похож на стиральную машину, – сказал однажды архитектор Фрэнк Ллойд Райт, – что ж, я слышал много подобных отзывов, но всегда считал их бесполезными и я думаю, что так и есть».
Территория музея хранит в себе и еще несколько секретов, например, установка по производству облаков Фуджику Накайа (Fujiko Nakaya) остается незаметной, пока более чем тысяча форсунок высокого давления, установленных по периметру сооружения, не начнут укутывать здание в плотное одеяло тумана. Музей Гуггенхайма – скорее туристический объект, нежели культурный. Пространственные объемы визуально взаимопроникают и накладываются друг на друга. Фонд был создан также для управления самим музеем.
Негласным девизом фонда стал последовательный авангардизм. В дополнение к проблеме с облицовкой выяснилось, что известняк из которого планировалось строить стены здания, слишком тяжел для этого. Художники XX века должны были стать изобретателями.
Культура XX в. перенасыщена алхимией художественных форм толпящиеся, наслаивающиеся и опровергающие друг друга художественные оптики создают впечатление «одновременности исторического», образуют многосоставный спектр постижения биологических и социальных импульсов в природе человека, смысла его творчества и существования в целом. Его эллипсообразное здание выделяется даже на фоне причудливой манхэттенской архитектуры. Прежний «Музей необъективной живописи» уже не вмещал всей коллекции ко дню открытия нового музея в 1959 г. Приглашенные на торжество политики, ценители искусства и простые гости были поражены представшим перед ними зрелищем – и далеко не всех оно обрадовало. В конечном итоге, у Гуггенхайма оказалось более 150 картин художника.
Его эллипсообразное здание выделяется даже на фоне причудливой манхэттенской архитектуры. Родители Райта развелись в 1885 году по причине неспособности Уильяма содержать семью. Наиболее известными среди «Домов Прерий» являются дом Уиллитса, дом Мартина и дом Роби. В июне 2000 года был подписан договор между Фондом Гуггенхайма и министерством культуры России, в рамках которого в Лас-Вегасе и был открыт музей «Гуггенхайм – Эрмитаж», который должен стать «шкатулкой, где собирались бы наиболее яркие экспонаты обоих музеев».
В основе конструкции – стальной каркас, состоящий из решетчатых трехметровых секций. После окончания Университета в Южной Калифорнии, а затем Гарварда во главе созданной им в 1979-м компании «Гери и Крюгер» выполнял в основном коммерческие заказы. В процессе изучение всей использованной литературы, я пришла к выводу о том, что эти музеи современны во всем – и по своему «космическому» облику и по содержанию хранящихся в них коллекций. На проектирование этого здания он потратил четырнадцать лет.