Рисунок на нём во всех деталях воспроизводил замысел художника в масштабе будущей росписи. Так в стенных росписях Помпеи обнаружена пемза, причём не только в штукатурке, но и в красочных слоях, где она применялась в качестве белил. Фреска (по данным БСЭ) – техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку кристаллического карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной фреской называют также произведение, выполненное в этой технике.
Для фрески применяются краски, не вступающие в химические соединения с известью. При написании al fresco пигменты или краски наносятся на влажную штукатурку, которую предварительно (перед наложением пигмента) увлажняют известняковой водой. Лечение в психиатрической клинике – доказанный факт, одна из выставок в музее художника в Амстердаме так и называлась – «На грани безумия». Даже внешние стены замков декорировались.
Фресковые росписи широко использовались для украшения храмов (в меньшей степени – светских сооружений) как в Восточной, так и в Западной Европе. Боргонцони в Италии, Д. Ривера в Мексике и др. ). Выбор связующих веществ для красок диктовался видом применяемых пигментов. Верхний слой штукатурки наносился сразу на всю площадь, подлежащую росписи. Особенно интересны Ф. светского характера в центр. Темы-шаблоны, предлагаемые такими каталогами, расценивались средневековыми и готическим мастерами как «рыба», а они уж вольны были интерпретировать их по-своему. В образах столпников Феофан выразил свой идеал одухотворенного подвижника. Роспись выполнялась по двухслойному известковому грунту в тот момент, когда нижний слой грунта (арричиато) уже отвердел, а верхний (интонако) несколько провял, но еще не просох.
Последние Ф., которые выполнили М. Бойчук в сотрудничестве с В. Седляром и И. Падалко были Ф. Червонозаводского театра в Харькове (1933 – 35).
Обычно применя-ются земляные натуральные краски сдержанных тонов. 20 в. деланно попытки воссоздать Ф. Техника фресковых росписей изучали в Киев. Штукатурка высыхала, прежде чем работа была сделана. За день художник расписывает 3—4 квадратных метра стены. Под руководством Л. Крамаренко расписывали клуб и столовую Детского городка в Киеве Д. Шавикин и И. Жданко (1924).
Полный комплекс Ф. того времени сохранился в Кирилловской церкви в Киеве. Правила древней византийской фресковой живописи описаны в «Ерминии Дионисия Фурноаграфиота» иконописца Дионисия (XVII в. ).
(См. От греков римляне переняли обычай окрашивать стены по штукатурке, позднее появилась и стенная роспись по свежеуложенному раствору, которая называлась in udo («по сырому»). с франц. По сухому же наносились некоторые цвета (яркие зелёные и синие), так как для живописи по сырой штукатурке было пригодно ограниченное количество пигментов. Гениальный художник и экспериментатор, он постоянно стремился к усовершенствованию техники живописи. Фрески в Византии отличались многообразием и размерами.
Появилась она еще в античные времена. Расцвет фресковой живописи приходится на античный период. Ф. Фрагменты Ф. черниговских соборов: Спасского (св. мастера из Галичины и Волыни.
Для фрески применяются краски, не вступающие в химические соединения с известью. За день художник расписывает 3—4 квадратных метра стены. За день художник расписывает 3—4 квадратных метра стены. школы уже имели и Черниговское, Переяславское, Галицкое и Волынское княжества. Всемирно известны византийские фрески Нерези (церковь св. Пантелеймона, 1164, Греция), Милешева (Сербия, ок. 1245г. ), росписи Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде (1378), Андрея Рублева в Успенском соборе г. Владимира (1408), Дионисия в соборе Ферапонтова монастыря (1502–03) в Вологодской оласти, росписи 17в.
Темы-шаблоны, предлагаемые такими каталогами, расценивались средневековыми и готическим мастерами как «рыба», а они уж вольны были интерпретировать их по-своему. Во всех этих костелах Ф. умело вкомпонована в гготични интерьеры укр. Библейские сюжеты на фресках дополнены притчами (девы разумные и неразумные), которые станут сюжетами для скульптурных композиций эпохи готики во Франции. Выполняется художником-фрескистом. В настоящее время термином «фреска» могут называть любую стенную живопись, вне зависимости от её техники (а секко, темпера, живопись масляными, акриловыми красками и т. д. ). Верхний слой штукатурки наносился сразу на всю площадь, подлежащую росписи.
Позднее рецептура левкаса изменилась: в 1599 году епископ Нектарий, греческий художник, оставшийся жить в России, в своём наставлении «Типик» советует не оставлять грунт на стене «без письма» на ночь или даже перерыв на обед. Штукатурка (грунт) составляется обычно из 1 части гашёной извести, 2 частей минеральных наполнителей (кварцевый песок, порошок известняка или дроблёный кирпич) иногда – с органическими добавками (солома, пенька, лён и т. д. ), предохраняющих грунт от растрескивания. Крупнейшими образцами этой системы отделки является собор св.
12 в. уничтожен большевиками), второй мист. Его рукоположили в клирики (церковнослужитель), но он тяготился полученным саном, оставил селение и удалился в полном одиночестве в пустыню. Мозаичные апостолы в Евхаристии без нимба святых). Вот таким образом отпадала необходимость в кладбищах. Рисунок на нём во всех деталях воспроизводил замысел художника в масштабе будущей росписи. Разновидности так называемой фресковой живописи, в которой связующим веществом является известь, следовало бы назвать просто «известковой живописью», подобно тому, как живопись, в которой краски вяжутся маслом, называется масляной живописью, где ту же роль играет клей, – клеевой живописью и т. д. В их творчестве органично слились западная и русская традиции внутреннего и внешнего оформления зданий, дизайн интерьера.
Ярослав Мудрый и его семья и сцены из кн. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. На них заметно влияние искусства Балкан. Бесспорно одно: этот «музей пещерных изобразительных искусств», возраст которого насчитывает около 30 тысяч лет, без сомнения доказывает, что настенную живопись следует по праву считать проматерью всей современной живописи в целом. Монастыри соревнуются в приглашении на работы известных художников. Во фреске применяются щелочеустойчивые пигменты.
1403). Детали прописывались до начала XVI века по сухому темперой. раствора извести. Киплик.
Классическим представителем этого стиля считается флорентийский художник Джованни Чимабуэ (настоящее имя – Ченни ди Пепо, примерно 1240 – 1302). техникой (Б.
С Джотто началась гуманизация живописи. Фреска была восстановлена по трем отдельным фрагментам: голове, туловищу и левой ноге. Линии предварительного рисунка усиливались чаще всего сангиной. Наполнители предохраняют штукатурку от растрескивания. В XVI веке в Италии стены комнат начали украшать масляной живописью на холсте.
Творчество некоторых из них мы знаем только благодаря фрескам. Рисунок на нём во всех деталях воспроизводил замысел художника в масштабе будущей росписи. М., 2012).
Работу нужно было закончить, пока штукатурка не успела высохнуть. Этот способ позднее получил название секко, асекко или альсекко (от итал. При сем Петр сказал Иисусу: Господи. С того времени датируется упадок Ф. и возвращение к нар. Знаменитый лондонский Тауэр когда-то снаружи был очень даже ярким.
Римская живопись дошла в своем развитии до такого уровня искушенности, что вершиной художественного мастерства стали считать простой мазок кисти: умение передать целый сюжет при помощи минимального количества мазков и сегодня признается очень актуальной концепцией в искусстве. Наряду с безбородыми юношами – седые мужчины с Биография. Стиль Феофана Грека отличается выразительностью и экспрессией. С 14 – 15 вв.
Он изображен в позе приятия благодати, открытости перед Богом. al secco — по сухому). Фресковая живопись римлян мало похожа на итальянскую фреску времен Ренессанса. Самая известная работа, созданная подобным образом — Тайная вечеря. affresco) — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность «а секко» (росписи по сухому).
Иногда по уже сухой фреске пишут темперой. В творчестве Феофана Грека выразились византийское классическое начало (воспевание земной красоты как Божественного творения) и устремление к духовной аскезе, отвергающей внешнее, эффектное, красивое. В Италии 16 в. получила распространение техника буон фреско – без поправок темперой. Площадь, занимаемая фреской и ее композиция зависят от архитектурных форм здания.
оформление храмов была Ф. Только в 11 – нач. Фреска была распространена уже в крито-микенском искусстве (II тыс. Известь для левкаса интенсивно промывалась водой для удаления гидрата окиси кальция (так называемой «емчуги»), который, выступая уже на готовой фреске, безвозвратно портил роспись. fresco, буквально – свежий), техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной фреской называют также произведение, выполненное в этой технике. По сухому же наносились некоторые цвета (яркие зелёные и синие), так как для живописи по сырой штукатурке было пригодно ограниченное количество пигментов. Непревзойденных вершин в этой технике достигли Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микельанжело. Если во времена Средневековья на работу уходили годы, то в XX веке достаточно нескольких дней либо недель (в зависимости от сложности эскиза и техники нанесения).
Например, синопия (от итал. до н. э. ) фресковая живопись получила широкое распространение. Штукатурный грунт для фрески накладывается, как правило, в несколько слоев и состоит из гашёной извести, минеральных наполнителей (кварцевый песок, порошок известняка, дроблёные кирпич или керамика) иногда в состав грунта включают органические добавки (солома, пенька, лён и т. п. ). Удлиненная фигура подвижника Макария Египетского вся объята светом, как белым пламенем.
Реализм и перспектива ушли из изобразительного искусства. Среди библейских персонажей – и серафимы с крыльями вместо тел и жертвенные многоочитии животные (бык, ягненок). В Москве Феофан Грек проявил себя также и в книжной графике: миниатюры Евангелия Хитрово (конец XIV в. ) и Евангелия Федора Кошки (конец XIV-начало XV вв. ) имеют сходство с произведениями византийского мастера.
н. э. ) сохранился вримской церкви Санта Мария. Депрессивный Винсент остался верен себе до конца. Краски наносятся непосредственно на поверхность стены, потолка, свода. н. э. ) сохранился в римской церкви Санта Мария.
О монументальные ансамбли Ф. церквей Львова, Луцк, Владимира, Холма, Хотина и др. типажа. На сохранившихся Ф. Михайловского Златоверхого монастыря можно провести параллель росписей обоих соборов, в частности колорита (в Михайловском Ф. живописные, яркие) и типажа (г. школ. Фреска (от итал.
От трещин избавлялись добавлением негашеной извести. В соединении с веществом штукатурки (стены или потолка) образуется тонкий, практически вечный красочный слой, хотя при высыхании краски бледнеют. По сравнению с секко роспись по-сырому гораздо более долговечна. Новую популярность фреска обретает в эпоху модерна.
К сожалению, немало фресок погибло. На этапе раннего возрождения чрезвычайного распространение получил фресковая живопись. По сравнению с секко роспись по-сырому гораздо более долговечна. Преподобный Макарий живет в Свете, он сам есть этот Свет. Контуры переносились на подготовительный слой штукатурки либо по разрезанным частям картона, либо для сохранения картона по кальке, снятой с него с нанесённой по ней сеткой. Официальная причина смерти Винсента Ван Гога – самоубийство. Разделение производилось по контурам деталей композиции, часто в области тёмного цвета, чтобы шов, разделяющий участки, выполненные в разные дни (вульта), был малозаметным. На Балканах элементы византийского стиля сохраняются вплоть до XIX века.
1930, стр. Петр). Смесь, которой покрывают стены для написания фресок изготавливается из песка и известки.
Художественная роспись стен являлась своеобразным лицом жилища. дон. э. ), росписи домов вПомпеях (2в. известно только из Гал. -Вл.
Штукатурка (левкас), нанесённая на стену, была пригодна для письма по сырому в течение нескольких дней. В раннехристианском искусстве (настенные росписи катакомб), в Средние века фреска стала одним из ведущих видов живописи. fresco — свежий, сырой) — техника стенной росписи водорастворимыми красками по сырой (аффреско) или сухой (а сакко) штукатурке. Креста на Вавеле (1470). торговой палаты (1927 Г. Комар и А. Довженко).
Из органических пигментов оказались устойчивыми и не изменяющимися ни в цельном виде, ни в разбеле с известью лишь ганза желтый, литоль шарлах и индантрен голубой. Изумрудная зеленая, окись хрома и кобальт зеленый являются прочными красками. Марганцовая голубая обладает очень нежным тоном и небольшой интенсивностью, под влиянием пожелтения масла зеленеет, во фресковой живописи она не изменяется и прекрасно сохраняет цвет. Незаписанную часть верхнего слоя срезают наискось и наружу и в наиболее темных местах, чтобы швы не были заметны. Но эта личность преображена Божественным Светом. Приступая к работе, художник должен представлять, какими станут использованные им цвета после окончательного высыхания (через 7— 10 дней). По заключению технологов, не было единой стандартной техники фрески по влажному на известняковых почвах водными красками, которые отличались процентом содержания оксида кальция.
В России в качестве связующего для краски использовали яйца, пшеничный крахмал и осетровый (рыбный) клей. Темпера на яичном белке обладает чистотой тона, ею пишут по сырой известковой штукатурке, содержащей едкую известь, при отсутствии последней белок не закрепляется так скоро и со временем разлагается и загнивает. Сюжеты – Ветхий Завет (Создание Адама), сцены жизни и стасти Христовы (Благовещение, Тайная вечеря, поцелуй Иуды, Распятие, Оплакивание Христа), танец смерти, аллегории (Аллегория мудрого правления), мифические персонажи (Геракл, Сивиллы), батальные сцены (Победа императора Константина над Максенцием), фиксация событий папского двора (Учреждение Ватиканской библиотеки папой Сикстом IV), значимые события мелких герцогских дворов и т. п. Печальное состояние, в котором сегодня находится «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи (1452–1519), частично стало результатом его экспериментов с техникой – фреска начала портиться уже в процессе работы.
до н. э. ) использовалась в античности, на Востоке. Троицы в Люблине (1418), выполненные группой художников, возглавленной мастером Андреем, в кафедральном соборе Сандомир (1430-и pp. ), в коллегиальном костеле в Вислици (14 в., мастер Хайль) и в Кракове в часовне св. В средневековье обычной практикой среди художников было пользование своеобразными иконописными справочниками-каталогами (pattern book), вот таким образом мотивы декоративного убранства многих церквей того периода очень схожи между собой.
Правила древней византийской фресковой живописи описаны в «Ерминии Дионисия Фурноаграфиота» иконописца Дионисия (XVIIв. ). индустрии). Зная, что такое фреска их щедро украшали красивой росписью по влажной штукатурке и мозаикой (согласно пожеланиям заказчиков – богатых обитателей жилищ и во времена античности стремящихся к комфорту). мозаичная Оранты, расписанные эпизоды из жизни Богоматери и ее родителей. От греков римляне переняли обычай окрашивать стены по штукатурке, позднее появилась и стенная роспись по свежеуложенному раствору, которая называлась in udo («по сырому»).
В отличие от интеллектуально изощренных Ф. св. Византийское искусство стало жить собственной жизнью. Очень часто при росписи стен применяются казеиновые и яичные темперы, обладающие прочностью и отвечающие задачам монументальной живописи. Темпера принадлежит к числу наиболее древних способов стенной живописи: им пользовались древнерусские мастера и итальянские мастера эпохи Возрождения. В раннем возрасте по желанию родителей вступил в брак, но рано овдовел. Основной движущей силой дальнейшего развития живописи с этого момента стали поиски способов передачи игры света произведение искусства должно было как бы «светиться изнутри».
Однако некоторые специалисты считают, что художник был смертельно ранен одним из мальчишек, которые постоянно ошивались рядом с ним во время работы на пленэре. Известные художники-декораторы Д. Валериани, С. Торелли, П. Г. Гонзага, Д. -Б. Искусство Феофана Грека внесло на Русь понятие христианской символики: символ Божественного света через передачу белых бликов, пробелов.
мист. Палитра фрески довольно сдержанна употребляются главным образом натуральные земляные пигменты (охры, умбры), а также марсы, синий и зеленый кобальт и т. д., реже краски медного происхождения (голубец и др. ). Поверхность фресковых росписей становится матовой, шероховатой. 12 в. Ф. почти полностью вытеснила мозаику. Вначале на картоне или бумаге в натуральную величину выполняется эскиз в красках.
Феофан Грек. Термин «фреска» происходит от слова «fresco», в переводе «свежий», что раскрывает основную суть данного вида живописи – нанесение изображения красками на свежую штукатурку. Кроме собственно фрески с глубокой древности известна роспись по сухой штукатурке (а секко). Обыкновенно они сильно высветляются, для того, чтобы понять, как будут они выглядеть после высыхания, краски наносятся на материал, обладающий сильной впитывающей способностью (рыхлую бумагу, мел, гипс, умбру). Известь для левкаса интенсивно промывалась водой для удаления гидрата окиси кальция (так называемой «емчуги»), который, выступая уже на готовой фреске, безвозвратно портил роспись. управления (1930 – 31, П. Пархету, И. Пастернак, И. Гурвич, Я. Тимофеев) и Вост. Линии предварительного рисунка усиливались чаще всего сангиной.
Он был проповедником, нищенствовал, вел себя как настоящий маргинал. Детали прописывались до начала XVI века по сухому темперой. Правила древней византийской фресковой живописи описаны в «Ерминии Дионисия Фурноаграфиота» иконописцаДионисия (XVII в. ). Бумажный трафарет sinopia накладывался на свежий слой intonaco и рисунок переводился на штукатурку одним из двух способов: (1) осторожно прорезался через бумагу на штукатурку или (2) сухие пигменты темного цвета набивались через перфорацию, сделанную по контуру рисунка и оставляли на стене отпечаток (припорох).
картин и икон 17 – 18 вв. О жизни художника ходит много легенд, также как и о его безумии. Основное связующее вещество фрески — известь. росписей.
Чтобы сказать: «писать по свежей штукатурке» итальянцы говорили: «dipingere a fresco», что в буквальном переводе значит: «писать по свежему». Оружие Ван Гог всегда носил с собой, чтобы отпугивать надоедливых птиц. В Помпеях и Геркулануме, «случайно» сохраненных для нас слоями вулканического пепла, мы можем увидеть, что фреска в интерьере имела не только декоративное, но и практическое назначение: художественный прием «trompe loeil» (в пер.
Итальянский историк искусства Джорджо Вазари (1511–1574) известный как первый крупный коллекционер произведений искусства, не был ни монархом, ни аристократом, ни прелатом. Распространение деревянного строительства церквей и употребление масляной художественной техники в настенных декорациях зданий светского характера затормозили развитие Ф. только в нач. Погибли и их произведения. Однако это не так: «неподвижность» у Фра Анжелико – это уже вовсе не «оцепенелость» любовь художника к изображаемому предмету и мастерство в технике позволили ему создать, по истине, совершенные фрески.
Впервые этот термин появился в трактате итальянского художника Ченнино Ченнини (1437).
традициях с готической архитектурой. Для фрески годны краски, которые не вступают в соединения с известью. Из большого ч. этих работ сохранились Ф. в замковой часовне св.
Приступая к работе, художник должен представлять, какими станут использованные им цвета после окончательного высыхания (через 7 — 10 дней). Фреска была распространена уже в эгейском искусстве (2-е тысячелетие до н. э. ) большого подъёма достигла она в античной художественной культуре, где использовались многослойные шлифованные грунты с добавлением мраморной пыли. Его выдающийся ученик Джотто ди Бондоне (примерно 1266–1337) постепенно переходит от итало-византийской манеры письма к более натуралистической живописи. Верхний слой штукатурки наносился сразу на всю площадь, подлежащую росписи. Все чаще создаются фрески на светские и мифологические сюжеты (росписи братьев П. и А. Лоренцетти в палаццо Публико в Сиене, 1337–39 А. Мантеньи в «Камере дельи Спози» в замке Сан-Джорджо, 1474Рафаэля в Ватиканском дворце, 1509–14 Дж. Б. Россо и Ф. Приматиччо во дворце Фонтенбло, 1530–40-е гг. ). Подобно изображены фресковые апостолы в Остерский Юрию синагоги (11 – 12 в. ), но их колорита в теплой гамме с преобладанием красного и охристого и способ письма отличается от киев.
В христианском искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и (реже) внешних стен каменного храма. Обыкновенно они сильно высветляются, для того, чтобы понять, как будут они выглядеть после высыхания, краски наносятся на материал, обладающий сильной впитывающей способностью (рыхлую бумагу, мел, гипс, умбру). fresco — свежий), аффреско (итал. Нам пока неизвестны все секреты технологии фресок в Помпеях. Методика фреска на стену – это живопись по сырой штукатурке affresco.
Предполагается, что технику фрески знали на Руси уже в X—XII веках. Доступность исходных материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире. Столпником он был назван потому, что много лет провёл в молитве на высоком столпе. Летописи. Он сидит в условном пространстве, руками и зубами удерживая колесо сансары. При письме приходится учитывать, что при высыхании краски бледнеют.
до н. э. – 1в. н. э. ). Это была живопись красками, где в качестве связующего использовались клей или казеин, а сама техника была близка к «а секко». Техника фрески присуща многим памятникам монументальной живописи. В центр.
Известно, что авторы убранства церкви Богородицы православного монастыря в Студенице (Сербия), пришли именно из Константинополя. В Западной Европе фресковая живопись переживает расцвет в романском искусстве (росписи в церквях Санта-Мария и Сан-Клементе в Тауле, Сан-Исидро в Леоне, Испания Берзе-ла-Виль, Франция все – 12в. ). Некоторые фрески создавались по другим технологиям. тема – строительство сов.
Их особенностью было то, что в завершение роспись полировали разогретым воском. школу творили мастера Успенского собора Киево-Печерского монастыря (11 в., уничтожен во время второй мировой войны). Фреска – одна из самых древних живописных техник. Растительные краски (индиго и баканы), киноварь, синие, а иногда и чёрные краски наносятся на уже просохшую штукатурку с помощью клея. апсиде, ок.
Умирая, он произнёс: «Печаль будет длиться вечно». Скотти, А. Виги, а также выдающиеся итальянские архитекторы Ф. -Б. Разделение производилось по контурам деталей композиции, часто в области тёмного цвета, чтобы шов, разделяющий участки, выполненные в разные дни (вульта), был малозаметным.
В 1405 г. Феофан Грек вместе с Прохором с Городца и Андреем Рублевым работал в Благовещенском соборе – соборном храме Василия I. Эти фрески не сохранились. Ходлер в Швейцарии и другие). По сухой штукатурке на слое arriccio художники делали набросок sinopia, обычно сначала углем, а затем совместимым с известью пигментом, растворенным в воде.
При засыхании возникает однородный штукатурка с рисунком. Интересным образцом религиозных фресок есть изображение бога Ямы из пантеона индуизма. нави: кн. от итал. Линейная перспектива интерьера изображенной на фреске «Святая Троица» капеллы настолько точна, что измерив пропорции рисунка, можно воссоздать практически аутентичный внутренний вид собора.
быта и быта страны гиподром, охота, музыканты, скоморохи на стенах башни. Все синие и чёрные краски (реже – другие) наносятся на уже сухую штукатурку с помощью клея. После смерти жены Макарий углубился в изучение Священного писания. Феофан Грек. В эпоху Возрождения именно во фреске были совершены новаторские открытия.
Выбор связующих веществ для красок диктовался видом применяемых пигментов. Государственная Третьяковская галерея (Москва) «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его и возвел их на гору высокую одних и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. Левкас — это род жидкой шпаклевки, мел с клеем, для подготовки под краску и позолоту. Огромного уважения заслуживают усилия художников А. П. Грекова, Н. В. Итальянское декоративное искусство корнями уходит в Византийскую традицию. В эпоху классицизма входит в моду подражание мотивам росписей древних Помпей.
мастера сумели соединить живопись основанное на визант. Техника чистой фрески очень сложна, так как грунт быстро высыхает. Античные мастера заканчивали фреску по сухому с помощью темперы. Высшие достижения связаны и с церковным искусством (росписи Пьеро делла Франческа в церкви Сан-Франческо в Ареццо, 1452–66 Микеланджело в Сикстинской капелле в Ватикане, 1508–41 «Тайная вечеря»Леонардо да Винчи в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане, 1495–98). В переводе с итальянского слово fresco значит свежий, непросохший.
Существует более сухая (al secco) и более влажная (al fresco) технология написания фрески. (ит. Доступность исходных материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире.
Все три мастера, обвинены в формализме, погибли в ссылке. Детали прописывались до начала XVI века по сухому темперой. Но реалистичность образов не имеет в искусстве его столетия других аналогов. Фекла, нач.
Но повторное увлажнение штукатурки ведет к его порче. В гл. Эта задача послужила стимулом к изобретению новых художественных техник, таких как глазурирование и масляная живопись, в отличие от которых традиционные фресковые техники, особенно основанные на использовании извести, давали эффект темных, непрозрачных изображений, в которых отсутствовала глубина. полет.
В интерьере главенствовала настенная живопись, выполненная восковыми красками. Поверхность фресковых росписей становится матовой, шероховатой. Среди них – работы Леонардо да Винчи (1452 – 1519). Схожая система подготовки извести описана в работе Паломино, посвящённой технике фрески.
«Композиция иконы вытянута в высоту, что создаёт ощущение пространственного перепада между верхней и нижней зонами, миром «горним» и миром «дольним». Первоначально древнерусские художники придерживались техники выполнения фресок, принятой в Византии. Большую часть покоев Ватиканского дворца расписывал Рафаэль Санти (1483–1520). Разделение производилось по контурам деталей композиции, часто в области тёмного цвета, чтобы шов, разделяющий участки, выполненные в разные дни (вульта), был малозаметным. Макарий Египетский Макарий родился около 300 г. в Нижнем Египте.
В интерьере античной архитектуры определяющее значение приобрели стены и окна. Колорита Ф. яркий, преобладают теплые тона охры и бронзовочервонои краски. Таким образом изображение становится буквально вечным. Работа по сырой штукатурке, так называемому «спелому раствору», который схватывается через десять минут довольно трудоёмка и требует сноровки и опыта: как только кисть, легко до этого скользящая, начинает «боронить» основание и «намазывать» краску, роспись прекращается, так как красочный слой уже не проникнет глубоко в основание и не закрепится. Что такое фреска.
Впервые технику чистой фрески описал в 1447 году Ченнино Ченнини. По предположениям, это комбинации темперы с энкаустика.
Лессировки во фреске имеют широкое применение и легче всего осуществимы. Проф. Их отличает внутренняя сила, огромная духовная энергия. В начале 1390-х гг. Традиции украшать ими интерьеры не угасли. Икона «Преображение Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор» (ок. Она является противоположностью asecco, росписи по сухой поверхности.
Известковая вода и пигмент наносятся вместе. Самый трудоемкий процесс по росписи описан в Ерминии Дионисия в 17-м веке. мист.
Самый ранний пример византийской фресковой живописи (500—850 гг. Тайна Преображения состоит в том, что апостолы не пассивные созерцатели чуда Преображения. В России в качестве связующего для краски использовали яйца, пшеничный крахмал и осетровый (рыбный) клей.
Фреска (по Российскому гуманитарному энциклопедическому словарю) – монумент, живопись по свежей, сырой штукатурке красками довольно сдержанной палитры (земляные пигменты, кобальты и пр. ) с использованием в качестве связующего воды или вод. С начала XVI века почти не применяется пропись фрески по сухому темперой, с этого момента начинается период господства чистой фрески (buon fresco). В отличие от росписи по сырой штукатурке, техника al secco не была столь долговечной.
По указанию атрибутов можно распознать почитаемых святых и без надписей (Апостола Петра подают с ключами, которые тот получил от Христа). еще Стенопись). Среди их работ – роспись клубов в с. Каторжиному (1929 под рулем М. Гронця) и в Красноставе (1930 М. Лавренчук), в Одессе росписи Дома печати (1929 – 30 Н. Павлюк, Г. Довженко, И. Гурвич, И. Пастернак, Я. Тимофеев), клуб Гос.
Фреска включает в себя несколько техник: живопись водяными красками как по сырой штукатурке (аль фреско), так и по сухой (а секко) живопись известково-казеиновыми и темперными красками. Кисиленко, А. Юноша). Сочетание мозаики и Ф. – особенность киев. Чернышев.
Именно в эпоху Ренессанса фреска начинает утрачивать популярность. fresco – свежий, сырой), вид монументальной живописи. Что такое фреска, хорошо знали еще во времена античности. Произошло это, судя, по всему случайно, во время баловства с пистолетом.
Софии, Кирилловские Ф. передают черты местн. школы 12 в. Из немногочисленных памятников известно, что в то время свои местн. Основной движущей силой дальнейшего развития живописи с этого момента стали поиски способов передачи игры света произведение искусства должно было как бы «светиться изнутри». Схожая система подготовки извести описана в работе Паломино, посвящённой технике фрески. Отсутствие ценных смальт в Каталонии компенсировали яркими красками.
Самый ранний пример византийской фресковой живописи (500—850 гг. У нас же обычно говорят и пишут: «живопись аль фреско», «писать аль фреско», что в переводе имеет абсолютно другой смысл и значит: «живопись на свежем воздухе, холодке». coemeterium – покои, греч. Растрелли, Д. Кваренги, шотландец Ч. Камерон и др.
Погрузившись в Свет, он, тем не менее, не растворяется в нём, а сохраняет свою личность. 1295), ранее приписываемые неизвестному мастеру, позднее они стали атрибутироваться как работа Джотто3. Существуют три основных типа фресковой живописи: «буон» или истинная фреска, «секко» и «меццо».
Хозяева вилл украшали стены росписью и мозаикой. До нас дошли очень немногие из его работ. В центре три животные (буйвол, птица, змея), которые удерживают друг друга за хвост – намек на обращение, повторение и течение времени.
На рисунок, начиная с верха стены, чтобы избежать потёков и брызг раствора нижней части росписи, наносился слой известковой штукатурки интонако, он расписывался в течение одного дня. С XVI в. в Италии распространилась чистая фреска (буон фреско) без применения темперы верхний слой грунта (интонако) в этом виде фрески наносился только на тот участок, который художник рассчитывал закончить до его высыхания., цикл росписей Крестьянской санатории в Одессе (1928), где созданы галереи портретов фрески. Они сами изменяются под воздействием этого Света, становятся другими. Рисунок на нём во всех деталях воспроизводил замысел художника в масштабе будущей росписи. На западной стороне комплекса, была обнаружена колокольня, возведённая в XIII веке. Многочисленные настенные фрески выполнены в средневековой Западной Европе.
Техника стенных росписей. 11 в. ), Борисо-Глебского, Успенского Елецкого монастыря (Оранта и др. )., Пятницкой церкви и следы переяславских Ф. из раскопок Михайловского собора (1089), Спасской церкви на Посаде и др. Суровые, холодные каменные стены замков оживляли не только при помощи хорошо знакомых нам гобеленов, но и посредством красочной настенной живописи с изображением бытовых сцен, цветов и декоративных орнаментов. Краски, приготовленные на одном желтке без добавления кваса и других веществ, скоро портятся и красочный слой после высыхания растрескивается. Темперные краски следует наносить тонкими наслоениями, при пастозном письме краски отстают от поверхности, на которую они нанесены. При высыхании краски принимают матовый вид и светлеют в тоне. Приготовляют темперные краски и на одном белке, эти краски по своему составу представляют собой разновидность клеевых, однако вещества белкового происхождения ценны в стенной живописи, так как они с известью дают очень прочные соединения (альбуминаты кальция), нерастворимые в воде. Отделенный от желтка белок сбивается в пену и смешивается с пигментами, перетертыми на воде. Седляр, А. Павленко). В эпоху готики создавались фрески и на светские темы (росписи Папского дворца в Авиньоне, Франция, 14в. ).
Традиции фрески в дальнейшем жили в декоративных росписях XVII-XVIII вв. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. Краски для росписи растирались на смоле, растительном клее, яйце, казеине (клей, полученный из сухого молока) или смешивались с известью. В Киевской государстве основным видом внутр. мист.
Наверное, лучшим свидетельством этому служат остатки минойской цивилизации, сохранившиеся на островах Крит и Фира (Санторини). От сер. Для обозначения непосредственной техники фрески иногда используют наименование «буон фреска» или «чистая фреска». Гармонию между Ф. и мозаиками досягано одинаковыми доминирующими цветами. Хотя до нас дошло не так уж много образцов настенной живописи известно, что древние греки достигли в этом виде искусства – и в частности, в технике истинной фрески – небывалого мастерства.
Это одно из направлений живописного искусства, с довольно интересной техникой исполнения. Самый ранний пример византийской фресковой живописи (500—850гг. По сухому же наносились некоторые цвета (яркие зелёные и синие), так как для живописи по сырой штукатурке было пригодно ограниченное количество пигментов. От греков римляне переняли обычай окрашивать стены по штукатурке, позднее появилась и стенная роспись по свежеуложенному раствору, которая называлась in udo («по сырому»).
Очень часто роспись фрески дополняется и исправля-ется с помощью темперы. Фреска, позволяющая создавать монументальные композиции, органично связанные с архитектурой, – одна из основных техник стенных росписей. Палитра фрески довольно сдержанна применяются главным образом земляные натуральные пигменты (охры, умбры), а также марсы, синий и зелёный кобальт и т. д., реже краски медного происхождения (голубец и др. ), а также киноварь. Конструктивные особенности зданий, возводимых в это время, привели к уменьшению толщины штукатурки, количество наносимых слоёв её сократилось с трёх до двух. Штукатурка (левкас), нанесённая на стену, была пригодна для письма по сырому в течение нескольких дней.
Фрески повсеместно использовались в античных интерьерах Греции и Рима. искусства, в Византии оно не практиковалось.
в храмах Ярославля. Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тыс. В противоположность ему, секко-фреска создается на сухой штукатурке и, следовательно, требует связующего вещества (например яичной темперы, клея или масла), чтобы цветовой пигмент держался.
Живопись исполненная исключительно по свежей штукатурке, называлась также у итальянцев«buon fresco» (буон фреско), т. е. истинная фреска, чтобы отличить ее от другого способа известковой живописи, носившей название«fresco a secco» (фреско а секко), в котором краски также связываются в живописи с известью, но наносятся на известковую уже выстоявшуюся штукатурку, которая перед началом работы только смачивается водой. Крупные тематические панно с орнаментальным оформлением изображающие труд крестьян. Первый тип является наиболее распространенным методом создания работ и предполагает использование пигментов, смешанных с водой (без связующих веществ) на тонком слое мокрой, свежей извести или гипса.
Мазаччо (1401–28) добился идеального изображения человека: человеческая фигура у Мазаччо гармонична, пропорциональна и убедительна.
На сводах Ватиканской галереи (Ватиканские ложи) можно увидеть так называемую «Библию Рафаэля», в состав которой входят 52 фрески.
Из всей настенной живописи Возрождения наиболее известна роспись потолка Сикстинской капеллы Микеланджело Буонарроти (1475–1564). Софии в Киеве (1037) и Михайловский-Златоверхий (нач. Итальянская эпоха Ренессанса именовала живопись исполненную по свежей штукатурке, сокращенным термином:«a fresco».
Художники XVI века хотели тратить на выполнение заказов меньше времени. Известно, что авторы убранства церкви Богородицы православного монастыря в Студенице (Сербия), пришли именно из Константинополя. От греков римляне переняли обычай окрашивать стены по штукатурке, позднее появилась и стенная роспись по свежеуложенному раствору, которая называлась in udo («по сырому»). Кроме собственно фрески с глубокой древности известна роспись по сухой штукатурке (а секко). С начала XVI века почти не применяется пропись фрески по сухому темперой, с этого момента начинается период господства чистой фрески (buon fresco). Очень часто при нанесении большого количества лессировок цвет красок ослабевает и становится тяжелым и тусклым. Во фреске допустимы лишь незначительные исправления, но не переделки. По окончании работы слой накладки, оставшийся не записанным, срезают и при продолжении работы новую часть приштукатуривают к предыдущему слою. Кроме собственно фрески, с глубокой древности известна роспись по сухой штукатурке (а секко).
Поверхность фресковых росписей становится матовой, шероховатой. Фрески 18в. н. э. ) сохранился в римской церкви Санта Мария.
В технике фрески работают многие прогрессивные художники XX в. (А. Фреска выполняется по частям, с использованием картонов для отдельных частей композиции. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Линии предварительного рисунка усиливались чаще всего сангиной.
Новый расцвет искусство фрески пережило в творчестве итальянских мастеров эпохи Возрождения (Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Рафаэль, Микеланджело и др. ). носят преимущественно декоративный характер (Дж. Б. Тьеполо). Самая ранняя Византийская фресковая роспись находится в церкви Святой Марии в Риме. Ф. выполнялись также в Межигорском техникуме (В. О самых загадочных и трагических моментах в жизни Ван Гога – в материале EG. RU.
На самом деле они были местом погребения христиан. пр.
О величии фресок можно судить по творениям Рафаэля и Микеланджело. Работа по сырой штукатурке, так называемому «спелому раствору», который схватывается через десять минут довольно трудоёмка и требует сноровки и опыта: как только кисть, легко до этого скользящая, начинает «боронить» основание и «намазывать» краску, роспись прекращается, так как красочный слой уже не проникнет глубоко в основание и не закрепится. Исключение составляли только краски, замешанные на казеиновом клее. Впервые технику чистой фрески описал в 1447 году Ченнино Ченнини. Той же мнения придерживался и известный советский технолог Д. И. Бумажный трафарет sinopia накладывался на свежий слой intonaco и рисунок переводился на штукатурку одним из двух способов: (1) осторожно прорезался через бумагу на штукатурку или (2) сухие пигменты темного цвета набивались через перфорацию, сделанную по контуру рисунка и оставляли на стене отпечаток (припорох).
При больших размерах росписи поверхность делилась на участки — дневные нормы, в Италии они называются джорнаты. Фреска – итальянский термин, перевод которого звучит как «свежий».
их работы, м. др. Выбор связующих веществ для красок диктовался видом применяемых пигментов.
Связующим веществом красок в стенной живописи служили у римлян, кроме извести в чистом виде, соединения ее с животным клеем, казеином (в виде молока) или яичным белком, а также клей в чистом виде. Поверхность этой росписи была отполирована так же как и у древнеримских фресок, в дальнейшем византийские художники отказались от этого приёма. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. В Софийском соборе доминируют синий, белый, пурпурный и частично зеленый цвета.
Уникальные местные особенности имел фресковая живопись романской эпохи в Каталонии. В средневековье обычной практикой среди художников было пользование своеобразными иконописными справочниками-каталогами (pattern book), вот таким образом мотивы декоративного убранства многих церквей того периода очень схожи между собой. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Евангелие от Матфея, 17: 1-9).
Фреска (от итал. не дают оснований судить об отдельных мист. Вот таким образом для нее годны краски, не всту-пающие в соединения с известью. Известковое тесто приготовляется из выдержанной извести, песка (просеянного и освобожденного от примесей) и воды и наносится в два слоя. Пигменты предварительно растираются курантом с водой и водой же разбавляются при нанесении до желаемой консистенции. Очень устойчивыми во фресковой живописи являются все кадмиевые пигменты: красный, оранжевый, желтый и лимонный. Все свинцовые хромы сильно изменяются (так, светло-желтый хром в течение нескольких часов из желтого становится оранжево-красным), а в разбеле с известью абсолютно обесцвечиваются, так как щелочь их разлагает. Цинковый хром буреет, а в разбеле с известью почти полностью обесцвечивается. Стронциановая желтая изменяется, будучи нанесенной на сырую штукатурку и значительно обесцвечивается в смеси с известью, вот таким образом стронциановую нельзя считать пригодной для фрески. Киноварь на сырой штукатурке очень сильно темнеет. Согласно описанию Ченнини интонако наносился на смоченную водой штукатурку и тщательно выглаживался.
sinopia: эскиз-трафарет, наносимый на стену перед росписью. Произведения, выполненные в этой технике известны еще в эгейском искусстве (2 тысячелетие до н. э. ), получили развитие в античной культуре (сохранились фрески интерьеров в Помпеях), затем в искусстве Византии, Болгарии, Сербии, Грузии, Италии и др. Отдельные слои должны быть не слишком толстыми, причем для верхних слоев рекомендуется применять мелкий кварцевый песок. Первый слой обычно состоит из грубого известкового раствора, который содержит крупный песок или битый черепок, толченый кирпич изрубленную солому с величиной частиц в 1—3 см длины. Наносится он толщиной в 2—5 см за несколько дней до работы без затирания теркой, чтобы шероховатая поверхность имела лучшие сцепления с последующим слоем штукатурки. Рекомендуют также уплотнить этот слой посредством укатывания бутылкой или утрамбованием ударами специальных деревянных брусков: эти операции придают твердость грунту и предохраняют от растрескивания. После уплотнения поверхность надо слегка процарапать перекрещивающимися линиями (в клетку). Последний штукатурный слой наносится толщиной в 2—3 мм и не сразу на всю стену, а лишь только на некоторую часть ее, какую можно записать в 3—5 часов, так как через несколько часов штукатурка начнет высыхать с образованием на поверхности кристаллической корочки углекислого кальция, не способной связывать краску. Поверхность штукатурки должна быть ровной и слегка шероховатой. Он предполагал, что туловище может принадлежать бойцу с быками, . Вместо мраморного порошка стали вводить лен и паклю, которые хорошо сохраняли влагу.
Картины-фрески наносятся красками на влажную, еще не до конца засохшую штукатурку. Искусствоведы спорят, был ли Феофан учителем Андрея Рублева. церк. Палитра фрески довольно сдержанна употребляются главным образом натуральные земляные пигменты (охры, умбры), а также марсы, синий и зелёный кобальт и т. д., реже краски медного происхождения (голубец и др. ).
Разделение производилось по контурам деталей композиции, часто в области тёмного цвета, чтобы шов, разделяющий участки, выполненные в разные дни (вульта), был малозаметным. Фрески использовались и в последующие эпохи, причем сегодня это понятие рас-ширилось и теперь нередко фреской называют любую стенную роспись, выполненную в любой технике. Для его фресковых росписей характерна «скоропись»: почти монохромная живопись, непроработанность мелких деталей, но при этом изображения оказывают сильное воздействие на зрителя.
По другому этот раствор называют «левкас» и он совсем не похож на современные смеси для отделки стен. После ухода великого Грека именно он будет определять пути древнерусского искусства. Большинство итальянских художников этого периода – именно фрескисты. Фреской также называют произведения, выполненные в этой технике. Позднее рецептура левкаса изменилась: в 1599 году епископ Нектарий, греческий художник, оставшийся жить на Руси, в своём наставлении «Типик» советует не оставлять грунт на стене «без письма» на ночь или даже перерыв на обед.
Там роспись аффреско заканчивалась с помощью темперы. Техника получила название affresco una secco, фреска "по сухому". Линии предварительного рисунка усиливались чаще всего сангиной.