«портрет семьи Карла IV»— картина испанского художника Франсиско Гойи, начатая в 1800 и законченная летом 1801 года. Однако Портрет семьи Карла IV, написанный Франсиско Гойей, выделяется среди множества заказных портретов.
Ф. Гойя ««Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года» (ок. За спиной короля сгруппировались другие менее значительные родственники. От них веет молодостью и силой. Вызванный в Трибунал реабилитаций Гойя смог оправдать свое поведение во время оккупации. В нем поднималось злорадство.
Ф. Гойя. Два года спустя он женился на Хосефине Байэу. Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца. Вторая попытка получить академическое образование через 3года тоже провалилась. Но тут донья Мария-Луиза открыла рот. В большом портрете Карла IV и его семьи (1801 года) Гойя создал грандиозный по гримасе тип выродившейся породы людей, тот самый тип, который выведен Гофманом в его «Коте Муре». Музей Прадо (Мадрид)На картине изображён эпизод, случившийся утром 2 мая 1808 г., когда испанские патриоты напали на служивших в Императорской гвардии Наполеона мамлюков и драгунов, выводящих из королевского дворца самого младшего инфанта Франсиско де Паула.
Леокадия имела двух детей Гильермо и Марию дель Розарио. Как ни старайся, она никогда не будет махой. В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля.
Его жена была больна и врачи советовали ей свежий морской воздух. Надменный, заносчивый человек в голубом камзоле старший сын короля, впоследствии тиран Фернанд VII. Тогда он отправился в Италию и в 1771 г. получил вторую премию пармской Академии художеств. Музей Прадо (Мадрид)Маха – испанская горожанка XVIII-XIX вв., один из излюбленных объектов изображения художника. «Desastres» заключают собой огромное творение Гойи. Одновременно в творчестве Гойи нарастают черты трагизма, неприязнь к феодально-клерикальной Испании старого порядка. Но эго ей не удастся.
Неудачные страницы разбросаны на протяжении всего его творения и если мы встречаем много слабых произведений в период последних двадцати лет, то в то же время поразительно, что накануне смерти, тогда уже, когда рука его стала дрожать и ноги отказывались носить, он создал вещи, полные бодрой красоты, каковы некоторые его портреты и удивительно сочные и колоритные литографии, посвященные старым энтузиастом любимым «боям». Хуан де Фландес задумывает пространство этого «Распятия» как созерцаемое с низко расположенной точки зрения и придает ему итальянские отзвуки, также благодаря тому как расположены персонажи: с преобладанием прямых линий, придающих монументальность всему ансамблю. Краски на картинах художника то вспыхивают мерцающими бликами, то греют своей теплотой, то отпугивают своим холодом. Он написал ее в этом дорогом ярком наряде и уже тут изобразил нагой под прозрачной тканью.
Это ясно видно в детали картины "Портрет семьи короля Карла IV " приведенный справа. И чем дальше, тем все очевиднее идеалом его становится та «святая вольность», которую обожествляли первые романтики. Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции.
Русский биограф В. Стасов, для которого Гойя был чем-то вроде предвестника Верещагина, нравоучительным сатириком и житейским философом во вкусе 1860 годов, обдал презрением этот цикл работ и считал картоны Гойи «балетно-элегантными и ложно галантерейными», Стасов даже недоумевал, что «есть еще» между французами, немцами и англичанами люди, способные радоваться на подобный «ублюдочный род искусства» и согласные прощать всю его ложь из-за «каких-то дилетантских соображений из-за какого-то праздного любования на краску или рисунок», «Нам, русским, это все уже только смешно и жалко», — кончает он свою мысль. В чисто живописном отношении Гойя никогда больше не подымался на ту же высоту. Фатальные для испанской монархии дни приближались. Видел ли своими глазами Гойя все ужасы этой бойни или только узнавал о них от других (свое путешествие в Сарагосу и на родину — для устройства семейных дел, а также для написания портрета генерала Палафокса — Гойя совершил в октябре 1808 года, между первой и второй осадой города), во всяком случае, он был подавлен всем этим кошмаром. Неужели же и на этот раз не выгорит.
Царствование Карла IV, Марии-Луизы и Годоя в существе нарушили эту своеобразную гармонию. Более того, он пришел к выводу, что в человеке внешнее и внутреннее зачастую не совпадает. 1814). Об этом свидетельствуют почти одновременно созданные портреты Ховельяноса (1797) известного политического деятеля и друга Гойи и портрет французского посла Гиймарде (1798). Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы.
Фантомами, пожалуй, были и его прежние действующие лица. Ведь дошли же эти приверженцы любовной легенды до того, что не только увидали герцогиню в миленькой картинке изображающей в новой редакции сюжет 27-го офорта «Капричос» (молодого франта и маху на прогулке), но даже в знаменитых двух лежащих махах, «голой» и «одетой», принадлежащих к наиболее популярньм украшениям Прадо. Характерной особенностью испанской живописи было отсутствие стилевого единства и яркое проявление «подражательного» направления. Однако его проблемы на этом далеко не закончились и в 1815 г. он был вызван в восстановленную инквизицию (которая была тихо упразднена королем Хосе I) и допрошен относительно своей картины Обнаженная Маха. Правда, «введение» Гойи к «Капричос» еще не выясняет этого вопроса, так как этот комментарий был составлен со слишком очевидной целью опро-вергнуть появившиеся уже при жизни художника слухи о пам-флетическом характере его творения и защититься тем самым от врагов, сумевших натравить на «Капричос» инквизицию (лишь заступничество Годоя избавило Гойю от серьезных неприятностей). Гойя был национальным гением Испании, создавшим художественный образ своей страны.
Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). Благодаря этому жертвоприношению Орест очистился и был освобожден от наказания богов. «Портрет семьи короля Карла IV»- картина, в которой слились в единое целое общественные и личные интересы Гойи, столь жестко разграниченные до и после этого события, являющегося важной вехой в его искусстве и жизни.
Гойя). Сердито смотрел он на Мигеля. Этими чувствами проникнут и живописный шедевр Гойи «Семья короля Карла IV» (1800, Прадо, Мадрид).
К сожалению, эта работа погибла в 1936г во время гражданской войны в Испании. Аристократическую приставку «де» Гойя присоединил к своей фамилии в конце 1780-х годов, когда король Карл IV возвёл его в ранг придворного художника. 268 347 см. Положим, друзья продолжали ценить в Гойе его остроумие и большинство их (среди которых герцогиня де Альба и сам премьер Годой) выучились объясняться с ним посредством знаков, а он вскоре наловчился угадывать слова по движению губ. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772).
Гойя уже начал беспокоиться. Грузовик с этой картиной Гойи попал в аварию, полотно было сильно повреждено. Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). Он был объявлен невиновным и восстановлен, как Художник Палаты.
Но Гойя верил в исцеляющую силу искусства и, чуть поправившись, вернулся к творчеству, чтобы, по его словам, «занять своё воображение и отвлечься от мыслей о болезни». Это было высшем взлетом карьеры, движущей силой которой было неумное честолюбие художника. Гойя писал с остервенением. Гойя скончался 16 апреля 1828 года в Бордо.
К этому же времени (к 1780-м годам) относится ряд очень жизненных портретов Гойи. Доля издевательства и презрения сквозит и в его «картонах», Но до того периода, к которому мы теперь обращаемся, презрительное отношение Гойи к человечеству было смягчено его богатой, щедро разливавшейся на все чувственностью, тогда как отныне он становится сосредоточенным человеконенавистником, жестоким и беспощадным в своем презрении. Пора бы, кажется, открыть рот этому дуралею и его потаскухе.
Холст, масло. Его офорты, обличающие обычаи и зло того времени, оказали влияние на французского художника Оноре Домье. Сияющие яркие цвета в живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на развитие импрессионизма во Франции, в особенности на Клода Моне и Огюста Ренуара. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты «Диспаратес» оказали воздействие на немецких экспрессионистов. Гойя скончался 16 апреля 1828 года в Бордо.
В 1799 г. Гойя опубликовал свои Капричос, т. е. Этими чувствами проникнут и живописный шедевр Гойи "Семья короля Карла IV" (1800, Прадо, Мадрид). Она лежала на приготовленном для наслаждений ложе, на блекло-зеленых подушках, руки сплелись под головой, левая нога была чуть согнута, правая ляжка мягко покоилась на левой, треугольник между ними был оттенен. Картина Менины всеми признанный шедевр художника.
Да, это она, Мария-Луиза Бурбонская, принцесса Пармская, королева всех испанских владений, королева обеих Индий, дочь великого герцога, супруга короля, мать будущих королей и королев, желающая и могущая отвоевать у жизни то, что можно отвоевать, не знающая страха и раскаяния и такой она останется, пока ее не вынесут в Эскуриал и не опустят в Пантеон королей. В 1842 году Теофиль Готье посвятил ему до сих пор не утратившую интереса статью. Художник попросил ее слегка нарумяниться, прежде чем писать лицо но написал он не ее лицо, он придал ей анонимные, неуловимые черты, как умел делать только он это было лицо одной определенной и вместе с тем любой женщины. Но его творчество привлекло к себе много подражателей.
В конце 1807 когда Гойя писал картины для короля, французские войска вошли в Испанию. Холст, масло. Досадно только, что ее Мануэль не попал вместе с ними на полотно. К самым удивительным особенностям «Капричос» принадлежат еще несколько загадочных листов, к которым не существует никаких положительных объяснений.
Дородный дон Карлос стоял в центре и на картине и в зале. Леокадия имела двух детей Гильермо и Марию дель Розарио. Отталкивающее впечатление производят их уродливые, злобные лица.
Художник дает точную психологическую характеристику каждому из портретируемых. Положим им исполнено и после того еще не мало произведений: портреты, небольшие картинки (частью повторяющие сцены «Desastres» и «Caprichos»), картины для церквей (как и прежние, лишенные всякого религиозного смысла), серия офортов «Тауро-махия», в которой он оставил памятник своей страсти к бою быков наконец им сделано и несколько блестящих опытов в только что тогда изобретенной литографии. Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823).
Теперь, преодолевая страх. И только с появлением Фр. Гойи испанская живопись обрела общеевропейскую известность. Более того, он пришел к выводу, что в человеке внешнее и внутреннее зачастую не совпадает.
И на полотне у него возникает не маха. В 1767-1770гг при мадридском дворе работал великий Дж.
Свою он видел в том, чтобы понять внутренний мир человека. Сюжетно картоны восходят к стилю рококо, но Гойя уже вносит отчётливый «испанский акцент» (испанский пейзаж, национальный костюм и своеобразный юмор), который позже ляжет в основу всех его зрелых работ. И чем дальше, тем все очевиднее идеалом его становится та «святая вольность», которую обожествляли первые романтики.
Он возвратился в Сарагосу в 1771 г., где ему заказывают фреску для потолка собора Эль Пилар. Из-за приверженности художника к бескомпромиссному реализму в изображении моделей, грандиозный групповой портрет семьи Карла IV приобрёл характер разоблачения: «Мир-это маскарад: лицо, одежда, голос-всё подделка» (Фр. Привидения любили являться в виде монахов или судей священного трибунала и прелатов. Подпись «Tantalo» подчеркивает жуткий смысл этой сцены, Таким же касанием любви к смерти отмечен и офорт 12-й (влюбленная девушка вырывает зуб у повешенного, чтобы заручиться им, как талисманом). Он испытывал теперь глубокую, презрительно злобную жалость к тем, кто всю жизнь дрожит перед нечистой силой, перед наваждением.
(Мятеж и репрессии последовавшие в тот день, позже были увековечены Гойей в двух знаменитых картинах Разгон мамелюков и Расстрелы в Монклоа). 97 х 190 см. 1797). Однако черты героев в них заострены, вот таким образом его портреты часто похожи на шаржи. Однако черты героев в них заострены, вот таким образом его портреты часто похожи на шаржи.
Однако черты героев в них заострены, вот таким образом его портреты часто похожи на шаржи. Портрет Мартина Сапатеры (1797). Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик.
Его парад-ные портреты необычайно реалистичны. Но его картина была отвергнута. Его новая слава давала ему больше работы по заказам. Эпилог из «Призраков» Тургенева, некоторые рассказы с «некрофильской» подкладкой Гофмана и Достоевского напоминают офорт 9-й изображающий крестьянина, держащего на коленях труп девушки, который он вытащил из склепа.
Только такой художник, как Гойя, ясно осознающий масштабы своего таланта и возможно, достаточно обеспеченный, чтобы рискнуть своим положением Первого придворного живописца мог отважиться написать правдивый портрет королевских персон. И Гойя вскоре стал учеником популярного в ту пору художника Франсиско Байеу. Он писал в той комнате, для которой картины были предназначены.
Картина «Семья короля Карла IV» была важной в творчестве испанского художника Франсиско Гойя. Свою он видел в том, чтобы понять внутренний мир человека. Портреты Гойи были совершенно лишены лести и часто их сходство с оригиналом было правдиво до жестокости, но он продолжал получать заказы и его популярность при дворе росла. Перед нами сам «серениссимус Иринэус» со всей его не то смехотворной, не то пугающей, как порождение ада, свитой. И чем дальше, тем все очевиднее идеалом его становится та «святая вольность», которую обожествляли первые романтики. Когда она вот так лежит перед ним, уже не он — ее пелеле, а наконец-то она – его игрушка.
Его парад-ные портреты необычайно реалистичны. Сам же Гойя никогда больше не получал королевских заказов. Делакруа копировал "Капричос". Гойя был национальным гением Испании, создавшим художественный образ своей страны. И это ему вполне удалось: после болезни Гойя создал свои знаменитые серии офортов, занимался религиозной живописью (всего за 3месяца оформил церковь Сан-Антонио де ла Флорида) и написал ряд прекрасных портретов, среди которых-портрет герцогини Альбы.
Пусть рождение и богатство дали ей все, что может дать Испания: к народу она не принадлежит, она всего-навсего жалкая грандесса. Раз ей так хочется, пусть так и будет. В 1792 году Гойя серьёзно заболел. Молчание длилось долго. Более того, он пришел к выводу, что в человеке внешнее и внутреннее зачастую не совпадает.
В атмосфере преследования и страха, что последовали тем временем, назначили Комиссию для следствия по лицам, подозреваемым в сотрудничестве с оккупационным правлением. Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить. И все же затея была рискованная такого рода дела в конце концов непременно выходят наружу.
Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей. «Как скала, — думает он. — Yo el Rey de las Espanas у de Francia», — думает он. — «Очень внушительный портрет». Они, правда, уступают по остроте характеристики и по сдержанности красочной гармонии произведениям более позднего времени.
Но все здесь свидетельствует об одном: Гойя ненавидел социальное зло, боролся с невежеством, ханжеством, выступая против угнетения народных масс. Да и что, как не то же «бесовское» настроение, расползалось тогда, как зараза, по всей Европе, вселяя кровожадный восторг к бойне, увлекая в последние глубины сладострастия, поминутно раскрывая завесы на окружающую человеческую тайну. Уединившись на вилле, Гойя работал. Чаще всего Гойя создавал поясные портреты или изображал только голову и плечи. В 1808 г. «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания».
Но все же Гойя не слышал, Он был, как в заколдованном круге, в вечно зловещем уеди-нении. Лишь во время повторной реставрации 2008 г. картина была полностью восстановлена. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов «Бедствия войны». Поскольку изображаемые предметы по большей части существуют только в воображении, художник смеет надеяться на снисходительность людей понимающих: ведь он не подражал чужим образцам и не мог следовать натуре. Он был объявлен невиновным и восстановлен, как Художник Палаты. Гойю приняли в Академию Сан-Фернандо в 1780г, когда он уже успешно делал карьеру. Возможно по этой причине картина занимает столь почетное место в Прадо.
Быть больше махой, чем Серафина. В 1776 году Менгс устроил Гойе заказ исполнить картоны для королевской шпалерной мануфактуры San ВагЬага и с этого момента в продолжение многих лет (до 1791 года) Гойя пишет серию композиций, предназначенных служить образцами для тканых картин, Эти композиции освещают целую сторону его личности и дают самую характерную ноту для молодых лет его деятельности, Исполнение картонов не заняло, впрочем, всей деятельности Гойи за эти годы, Так, в 1778 году он исполняет ряд офортов с картин Веласкеса, Офорты с Веласкеса принадлежат в чисто графическом отношении к наиболее абсолютному из того, что сделано мастером. Листы этой серии лежали у него на столе, были всегда перед его глазами. Но его творчество привлекло к себе много подражателей. На нём остались порезы, а некоторые части полотна были утеряны.
Слева на переднем плане – инфант Фердинанд. Гойя отличался универсальным талантом, высочайшим техническим мастерством и поразительной работоспособностью (он мог написать портрет за один десятичасовый сеанс). Она умерла в 1801 году. Последние годы жизни Гойя провёл в Бордо, где скончался 6апреля 1828г.
С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Если в них и встречается несколько более мрачных страниц, то сделано это для художественного контраста, да и эти мрачные страницы обусловлены или природой (путники, застигнутые метелью) или неумеренным употреблением вина (драка у харчевни), причем в последней сцене абсолютно очевидна юмористическая задача художника без намека на какое-либо нравоучение. Тогда же в глухой германской провинции набирался впечатлений Гофман и эти впечатления дали ему материал для всего его последовавшего творения, Гойя и Гофман — явления, хотя и независимые друг от друга, обладают странным сходством и одновременное появление двух таких ярких художников на разных концах Европы не может считаться случайным.
В глубине, как сторонний наблюдатель, стоит за мольбертом сам художник. После продолжительной болезни, выздоровев, Гойя начал рисовать снова. Бах – Сарабанда из Сюиты 2 си минор Одни считали, что талант и гениальность художника были столь велики, что не могли существовать в рамках возможного и помогли художнику достичь подобных высот. «Маха обнажённая» – одно из ранних произведений западного искусства изображающих полностью обнажённую женщину без мифологических или отрицательных значений. У этой картины трагическая судьба.
Этими чувствами проникнут и живописный шедевр Гойи Семья короля Карла IV (1800, Прадо, Мадрид). Никто себя не знает». Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. Из жизнерадостного, чисто внешнего художника, наследника плеяды чувственных поэтов XVIII века, Ватто, Буше и Тьеполо, Гойя превращается в злобного сатирика, в пессимиста адских сил издевающихся над бедными людьми, как над фантомами. К тому времени им были уже созданы «Капричос» но провал с их публикацией не поколебал его желаниям оставить на время живопись, несмотря на то, что приносила ему немалый доход. Из темного пространства картины художник светом вырывает две группы. А он-то рассчитывал, что портрет поможет ему стать первым королевским живописцем.
В это же время он расписал стены своего дома изображениями кошмаров, писал портреты своего внука Мариано и начал последнюю, самую горькую серию офортов «Диспаратес». В это время Гойя еще все больше отделялся от общества. После смерти священнослужителя вещь поступает в коллекцию Кристины Шведской, а затем в коллекцию первого испанского короля из династии Бурбонов, Филиппа V (1683-1746).
В данном портрете великолепие красок, потоки золота, мерцания драгоценностей лишь оттеняют мещанскую заурядность и удручающую вульгарность тех, кто еще правил Испанией. Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями. Он также получал другие заказы, часто религиозного характера и начал утверждаться как художник портретист.
По своим сюжетам «Капричос» делятся на сценки с натуры, в которых участвуют красивые махи, элегантные кавалеры, приговоренные к смерти преступники, контрабандисты, цирюльники, штаны и старые сводни на ряд очень прозрачных сатир общего характера (расслабленные, запеленутые аристократы, которых кормит людская глупость модницы, надевшие юбки на головы и оголившие свои ноги осел изучающий свою родословную осел-доктор, задавливающий пациента льстец в виде обезьяны, услаждающий нелепой музыкой важную персону в образе осла ослы, учащие юного осленка и т, п. ) далее идут специальные и очень едкие нападки на лень и невежество монахов, в которых напрасно видеть сугубую дерзость и религиозное свободомыслие Гойи и которые были абсолютно в характере того времени, когда просвещение коснулось и Испании. Любили они также подражать церковным обрядам причастию, миропомазанию, соборованию.
Возможно подражая шедевру Веласкеса- и повторяя собственную манеру, зафиксированную в других его картинах, Гойя изобразил на заднем плане себя, прилежно работавшим над большим портретом. В возрасте 14 лет он обучался художником Хосе Лусаном, спустя несколько лет в Мадриде. Делакруа копировал Капричос».
Здесь фантазия Гойи дала себе полную свободу или, вернее, здесь он особенно внимательно вгляделся в те странные образы, которые проносились в его лихорадочном и вследствие болезни особенно восприимчивом мозгу, Нелепо считать всю эту серию за какую-то просветительную в позитивистском духе сатиру еще менее можно здесь видеть намеки на политику, «Чертовщина» эта чисто художественное порождение. Благополучной жизни художника пришёл конец зимой 1792-93гг. В современную эпоху к левому торсу было присоединено римское изваяние головы Антиноя.
Фантазией писателя Лиона Фейхтвангера, автора романа «Гойя или Тяжкий путь познания», была создана легенда, основанная на распространённой в его время гипотезе, что именно герцогиня Альба позировала для знаменитых картин Гойи- «Маха обнажённая» и «Маха одетая». Вызванный в Трибунал реабилитаций Гойя смог оправдать свое поведение во время оккупации. И он хочет заглянуть под маску, увидеть истинную сущность человека. Среди портретов этого же времени первые места по историческому интересу занимает ряд изображений герцогини де Альба, об отношениях которой к Гойе сложились сказания, едва ли имеющие за собой какое-либо основание, Трудно предположить, чтобы блестящая, красивая аристократка могла бы увлечься глухим, сильно постаревшим угрюмым художником, Но легенда любит снабжать знаменитьми именами вечно повторяющиеся альковные сплетни и трудно раз привитое «общественному мнению» уничтожить. По воспоминаниям сына Гойи, Хавьера, художник любил работать ночью.
В марте следующего года Фернандо VII возвратился в свое государство. Легенда захотела видеть в этих манолах и махах опять-таки портреты придворных. Узнал также «шептунов и наушников», самых гнусных из всех призраков, не зря носящих те же прозвища, что и шпионы при полиции и священном судилище. В «Семье Карла IV» художник так обнаженно, неприкрыто с точной реалистической достоверностью воспроизвел их отталкивающую внешность их духовную бедность, придал произведению зло-сатирический характер.
Гойя, даже в самых своих острых портретах, не давал «апофеоза» человеческой личности, как то делали Тициан или Ван Дейк. Холст, масло. Но, с другой стороны, невозможно считать за произведение самого Гойи ту записку (не сохранившуюся в оригинале), в которой дается ключ ко многим из таинственных сцен, объясняя их аллегориями на те или другие личности и события. Его парад-ные портреты необычайно реалистичны. В 1790 Гойя ездил в Валенсию. Тьеполо, чьё влияние для испанских художников этого периода было определяющим.
Гойя оказался в положении отца и бесспорно, он сильно любил детей, особенно Розарио. На картине выстроены члены королевской семьи. Все в этой картине: и редкий по непосредственности впечатления «вырез» ее первого плана и воздушность широкой панорамы и группировка массы фигурок, разодетых в нежно-пестрые костюмы, а главное — весенний, мягкий, белый свет, разлитый повсюду, — производят чарующее впечатление, рассказывают о том наслаждении, которое должен был испытывать впечатлительный, легко возбуждающийся художник, гуляя по этим лугам, отдыхая на траве с друзьями, глядя на вереницу расписанных экипажей, вмешиваясь в веселые разговоры простых обывателей, вышедших за стены подышать свежим воздухом. Кошмаром должны были протекать для него последующие годы, составившие почти половину его жизни.
У этой женщины некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. Однако его проблемы на этом далеко не закончились и в 1815 г. он был вызван в восстановленную инквизицию (которая была тихо упразднена королем Хосе I) и допрошен относительно своей картины Обнаженная Маха. Падавший слева свет вполне годился для одетой махи.
А вокруг стоят ее дети. Разумеется, главной причиной этого тяжелого состояния была глухота. Это хороший, правдивый портрет, не подслащенный, не прикрашенный, нет, портрет суровый и гордый. Маха одетая, 1798 – 1805 И. С. Он изобразил толпу тех, кто благоговейно поклоняется эль коко, чучелу, которое портной нарядил привидением.
Молодая чета жила в Мадриде, где Гойя работал на Королевской фабрике гобеленов. И он преуспел в этом. И он хочет заглянуть под маску, увидеть истинную сущность человека. Но есть у него и несколько портретов в полный рост («Семья Карла IV», «Портрет Марии-Терезы де Валлабриджа», «Автопортрет за работой»).
Гойя провел свое детство в Сарагосе, где посещал школу, руководимую отцами пиларистами. Гойя оказался в положении отца и бесспорно, он сильно любил детей, особенно Розарио. Картина в целом ему нравилась, он сам себе нравился.
Некоторые авторы идентифицируют эти статуи как изображения братьев Кастора и Поллукса. Отталкивающее впечатление производят их уродливые, злобные лица. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. Хавьер отмечал разнообразие технических приёмов в художественном арсенале отца: помимо кистей, Гойя иногда наносил краску ножом, пальцами и даже деревянной ложкой (в случае с картинами, посвящёнными мадридскому восстанию 2мая 1808г) иногда при создании картин использовал губки, тряпичные лоскуты и щётки. Король Карл IV заказал Гойе написать групповой портрет королевской семьи.
В 1807 году разыгралось при Мадридском дворе первое действие тяжелой семейной драмы. У Гойи начался только что один из наиболее блестящих периодов его карьеры. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Отталкивающее впечатление производят их уродливые, злобные лица.
Не один десяток биографов историков искусствоведов и медиков пытались разгадать секрет творчества великого испанского художника Франсиско Гойи (1746 – 1828), автора великолепных портретов, картин, картонов для шпалер, настенных росписей, графических серий «Капричос» и «Бедствия войны». Возможно по этой причине картина занимает столь почетное место в Прадо. В это время Гойя еще все больше отделялся от общества. У него не осталось ни капли страха перед привидениями. И чем дальше, тем все очевиднее идеалом его становится та «святая вольность», которую обожествляли первые романтики.
Это было высшем взлетом карьеры, движущей силой которой было неумное честолюбие художника. Момент этот показался удобным Наполеону для захвата Испании и присоединения ее к «блоку» латинских держав. Он признан одним из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма. Творчеству Гойи присуще разнообразие жанров: портреты, натюрморты, полотна на исторические и религиозные темы, жанровая живопись.
Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле. За спиной инфанта, подобно кошмару, возникает на картине безобразное лицо старой королевы. За спиной короля сгруппировались другие менее значительные родственники. Трактовка образов представителей этой царственной семьи предельно правдива.
Одни полагают, что это было венерическое заболевание, предположительно сифилис. Отец будущего художника, Хосе Гойя, был выходцем из крестьян, но постепенно выбился в ремесленники (он стал позолотчиком алтарей в храмах), а мать, Грация Лусьентес, происходила из обедневшего дворянского рода.
Да и что, как не то же «бесовское» настроение, расползалось тогда, как зараза, по всей Европе, вселяя кровожадный восторг к бойне, увлекая в последние глубины сладострастия, поминутно раскрывая завесы на окружающую человеческую тайну. Старый король, окруженный трусливой и бездарной кама-рильей, решил бежать в Америку, но это вызвало народное негодование и 16 марта 1808 года вспыхнул в Аранхуэсе бунт, чуть было не погубивший Годоя и приведший Карла к отречению от престола в пользу Фердинанда. Имя Гойи встречается на страницах дневника Делакруа, а в его произведениях, особенно в серии литографий-иллюстраций к Фаусту с их эмоциональной динамикой, с их яркой фантастической, соединенной с острым и тонким знанием действительности, чувствуется воздействие внимательного испанского художника.
Отталкивающее впечатление производят их уродливые, злобные лица.
Этими чувствами проникнут и живописный шедевр Гойи "Семья короля Карла IV" (1800, Прадо, Мадрид). И тем более не будет, когда снимет с себя последние покровы. Один из них-большой заказ на серию картонов для Королевской шпалерной мануфактуры Санта-Барбара (в общей сложности Гойя выполнил 63эскиза). огромен.
Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, но художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX в. значительно ослабло. В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя испанского государственного деятеля, фаворита королевы Марии Луизы и друга короля Карла IV. Эта картина составляет пару с картиной «Маха одетая». Остается невыясненным, сделал ли это Гойя сознательно или нет. Неудачные страницы разбросаны на протяжении всего его творения и если мы встречаем много слабых произведений в период последних двадцати лет, то в то же время поразительно, что накануне смерти, тогда уже, когда рука его стала дрожать и ноги отказывались носить, он создал вещи, полные бодрой красоты, каковы некоторые его портреты и удивительно сочные и колоритные литографии, посвященные старым энтузиастом любимым «боям». Галерею прекрасных женских портретов Гойи завершает одна из последних поэтичных и просветлённых картин художника- «Молочница из Бордо», созданная в год его смерти-в 1828г.
В картине живут еще и карлица-уродка и с ожесточением наступающий на собаку карлик. Испания была внезапно наводнена французскими войсками (под предлогом борьбы с англичанами). Работа отличается удивительной сложностью композиции и цветового решения.
И он хочет заглянуть под маску, увидеть истинную сущность человека. Несмотря на преклонный возраст (ему уже было за шестьдесят лет), его обуял священный гнев, красноречиво вылившийся в новой серии офортов, объединенных впоследствии под общим названием «Los desastres de la Guerra». Ф. Гойя «Маха обнажённая» (ок. Его верноподданнические письма, его отношение к королевскому дому, к Годою заставляют скорее думать, что он не собирался подвергать своих монархов сраму и позору.
Условия жизни его семьи были исключительно скромными. «Desastres» заключают собой огромное творение Гойи. После своего поражения в Виктории в июне 1813 г. французы отступили из Испании и многие офранцуженные последовали тем же путем.
В ясной, чистой, спокойной манере исполнены портреты друзей Гойи («Портрет Байеу», «Портрет доктора Пераля»), раскрывающие их внутреннее благородство и интеллигентность. Это ясно видно в детали картины Портрет семьи короля Карла IV» приведенный справа.
Ее основу составляют работы трех великих мастеров: Эль Греко, Веласкеса и Гойи. Это привело к тому, что я так завален заказами, что не знаю, как всем угодить». С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса.
Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью. Самый факт покупки казной издания «Капричос» подтачивает, если не разрушает, легенду о том, что в этих офортах мастер хотел увековечить свое презрение к королю, к королеве, к премьеру и многим видным государственным деятелям- Но и, помимо этого, все, что мы знаем о Гойе, едва ли вяжется с этим намерением. Листы этой серии лежали у него на столе, были всегда перед его глазами.
Самое, быть может интересное и особенное в «Капричос», нечто такое, чего не найти было Гойе в современных ему художниках-сатириках, — это длинный ряд офортов, трактующих шабаш ведьм. Скульптура представляет собой Ореста и Пилада, дружба которых стала легендой, в тот момент, когда они приносят жертву в честь своего возвращения из Тавриды с изображением Артемиды (представленная статуэтка).
В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). Маска была легкомысленно сброшена и все вдруг увидали на престоле не богоподобных монархов, для которых общий закон не писан, а самых обыкновенных и очень ничтожных людей с пошлыми и уродливыми пороками. В настоящее время Прадо располагает самой богатой экспозицией испанских живописцев. Положим им исполнено и после того еще не мало произведений: портреты, небольшие картинки (частью повторяющие сцены «Desastres» и «Caprichos»), картины для церквей (как и прежние, лишенные всякого религиозного смысла), серия офортов «Тауро-махия», в которой он оставил памятник своей страсти к бою быков наконец им сделано и несколько блестящих опытов в только что тогда изобретенной литографии. Нет здесь и сарказма, которым часто отличались парадные портреты кисти Гойи. В нынешнем состоянии останков произвести измерения костей не удалось и это продлило жизнь легенде. И вот, чем более я стараюсь сделать себя недоступным, тем более меня преследуют. Объявление королем Иосифа, брата Наполеона, приветствованное лучшими людьми Испании (и среди них Гойей), видевшими в этом залог будущего мира и обновления родины, было провозглашено 23 июля 1808 г. Но ни поддержка кучки патриотов, ни насильно вырванное у правительства признание Иосифа королем, ни благие желания и удачные меры нового короля не могли загладить впечатления, произведенного на самолюбивый и гордый народ вторжением в его интересы чужеземцев, Вся страна поднялась, как один человек и начались те ужасные годы кровавого сопротивления, которые сломили могущество французов, но и ослабили вконец Испанию, отдали ее безоружной в руки реакции и самого уродливого мракобесия. Настроением счастья и довольства пропитаны «шпалерные картоны» Гойи.
И он преуспел в этом. В марте следующего года Фернандо VII возвратился в свое государство.