Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. На фоне неясной зелени угадывается часть большой стены и городского пейзажа. Но прошло совсем немного времени, кануло в Лету «великое царствование» и о Лебрене перестали говорить и думать, а его эклектическая живопись и ходульные трактаты остались лишь как некий курьез в истории искусства. Ничто не давит. Конфликт этот и привел в конечном итоге к Нидерландской революции.
Совсем не рубенсовская фигура, совсем не холеные руки. Мужчина обнимает свою женщину и ставит руку на грудь, она поддерживает жест мужчины, это заметно по прикосновению к его руки. 1669 год. Промышленный юго-запад группировался вокруг провинций Фландрии и Брабанта. Итак, его творчество стало полностью интимным.
Кстати, у Кауфмана есть «Портрет еврейской женщины» всё в той же купке. Сегодня загадочная картина всему миру известна как «Еврейская невеста». Однако, одно полотно параллельно известно как «Голова молодой женщины», другое — «Одалиска». На изображение следует смотреть в фас.
Художник написал там над вогнутым зеркалом восхитительной вязью из раскрашенных букв: «Johannes de Eyck fuit hie 1434» («Йоханнес ван Эйк был здесь в 1434 г»). Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. Солнце – это солнце художника. Красно-золотая чета стоит перед пилястром.
Сын повёрнут к нам спиной. Рембрандта неспроста часто называют «еврейским художником». Из-за темного фона решили, что действие происходит ночью (хотя оригинальный фон был светлым) и назвали работу «Ночной дозор». Тем не менее при переходе от одной гипотезы к другой получается, что смысл картины обедняется и выделяется лишь один фрагмент из ее многозначной сути. Портреты таких людей всегда выходили у него великолепно.
Области эти, лежавшие ниже уровня моря издавна являлись ареной ожесточенной борьбы населения с водной стихией, для обуздания которой приходилось строить плотины и дамбы. Художник и время Проблема емкая и полная драматизма. В то же время он написал картину, получившую впоследствии название «Еврейская невеста». Женщина, прикасаясь к руке мужчины, поддерживает этот жест. Рембрандт сделал их одного размера: из одной картины в другую он продолжает свой рассказ.
И поселился на улице Розенграхт, в «еврейском гетто». Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты.
И библейские сюжеты он рисовал «с натуры» – натурой служили люди, окружающие его в еврейском Амстердаме. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Все они отличаются огромной психологической насыщенностью. Они желали иметь парный портрет. Две руки соприкасаются, ладони их раскрыты.
Эффектны драгоценности еврейской невесты. А поэт Яаков Кахан написал: «Рембрандт, ты уверен, что в твоих жилах нет еврейской крови. Поэт Хаим Нахман Бялик назвал Рембрандта великим нееврейским художником, который смог постичь еврейскую душу так, как никто из еврейских. Но фейерверк погас быстро.
Какое воспоминание о покрытых сусальным золотом заалтарных композициях пробудилось в нем. После этого обеспечил им собственную защиту. Вот только не у всех хватало денег на данный атрибут. Мысль эта прекрасно высветлена и доказана в книге, лежащей перед нами. Нет, стена ткани, на которой выделяются складки и ровные участки.
Подле нее поместились Корнелия и Франсуа ван Бейлерт, крестный ее дочери, явившийся со своим юным сыном, тоже Франсуа, который позднее женится на маленькой Тиции. Дом восстанавливали по картинам и рисункам. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца.
Первый художник «короля-солнца» Людовика XIV, президент Академии, директор фабрики гобеленов, руководитель строительства Версальского дворца, основатель Школы живописи и прочая и прочая, он определял эстетические каноны и вкусы эпохи, слово же его считалось законом. Чтение молитвы проходит под хупой (полотно из шёлка или бархата, натянутое на четырёх столбах).
Рембрандт также написал маслом портрет еврейского врача и поэта Эфраима Хизкияху Буэно (Бонуса умер в 1665 г. картина хранится в Амстердаме, Государственный музей) и сделал его офортный портрет (1647). Сменились ли вкусы публики изменилось ли отношение к самому художнику, характер которого был достаточно сложен, был ли он плохим «бизнесменом», несмотря на дружбу с евреями – кто знает. Ее правая рука, держащая цветок, покоится на животе. Избавив себя от всех обязанностей, которые ему еще доводилось выполнять, он поместил в эту картину одновременно тех, кого любил и то, что любил. Известно, что Рембрандт неоднократно менял композицию и лица персонажей уже готовых полотен, вписывая их вболее актуальный контекст своей личной жизни.
Абрахам Соломон (1825-1862) — английский художник еврейского происхождения. В целом же Нидерланды становились одним из наиболее экономически развитых уголков Европы. Он увидел ее в повседневной амстердамской жизни.
И только юго-восточная окраина Нидерландов, в основном совпадающая с Люксембургом, отставала, сохраняя много пережитков феодализма впрочем, даже и здесь в XVI веке стало зарождаться капиталистическое производство в своей ранней (кустарной) стадии. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Гора. Название странное, ведь на полотне изображена супружеская чета, причем женщина беременна.
Значимостью наделено лишь одно: красочная масса – его стихия. Аснат, по мнению художника, здесь не только воплощение еврейской материнской любви. Кроме того, первоначально картина называлась «Выступление роты стрелков капитана Франса Баннинга Кока». «Еврейская невеста» предоставила ему случай объединить союз Титуса и Магдалены с формами и красками, которые, по его мнению, наилучшим образом выражали его мысли о человеческой любви.
Она помогала отцу наглядно демонстрировать иудейские обычаи. Холст, масло. Тела под одеждами не видны.
Золото и серебро Америки не оплодотворили испанскую промышленность, корабли же идущие из Америки с грузом пряностей и других колониальных товаров, предпочитали швартоваться не в Кадиксе, а в Антверпене, где торговля приносила большие барыши. Барокко. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Однако в ней заметна его тревога. Мир плоский, он не толще человеческого тела.
Этот пост спровоцировал недавно вышедший на телеэкраны фильм Саймона Шама о Рембрандте. На портрете мужчины с лупой, вероятно изображен Титюс —единственный сын Рембрандта от горячо любимой и умершей вскоре после родов Саскии ван Эйленбюрх. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама.
Привычное название картина обрела в 1825 году (через 156 лет после смерти Рембрандта), когда амстердамский коллекционер Ван дер Ноор решил: на полотне изображён отец, одаривающий дочь-еврейку ожерельем по случаю свадьбы. Возможно, в их судьбах он видел и отражение своей судьбы. Именно этим прикосновением мы можем ощутить интимность шедевра художника. Название картины было создано 1825 года Ван дер Ноором – амстердамским коллекционером. Подобного нет в европейской живописи.
Дер Ноор знал, обручалку иудейки носили именно так (и ныне ничего не изменилось). Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. Мужчина смотрит на руку женщины, дотронувшуюся до его собственной. Да, тихо вести себя израильтяне не могут. Рембрандт неоднократно обращался к старозаветным сюжетам, чтосоответствовало духу голландского «золотого века».
И всё-таки под влиянием европейцев, ашкенази вырезали на золотых обручальных кольцах «М. Т», первые буквы от «мазл тов» — поздравление, пожелание счастья. С портретов евреев, которые он писал в то время, на нас смотрят полные трагизма глаза. Живой живописный материал отныне заменяет ему обладание.
Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Заказов становилось все меньше. Судя по всему, Рембрандт был знаком с ивритом. Пальцы касаются друг друга. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью.
В них сокрыты все человеческие страсти (и пороки тоже), но в какие-то моменты через них проявляется и Высшая сила. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. Его города славились производством сукна и шерстяных тканей еще в XIII веке.
Еврейки обычно копировали головные уборы местных женщин. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга».
Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Мигуэля де Барриос и его жена или может быть мастер Лутма со своей супругой. Зато прекрасно вписались в тему её весьма заметные украшения. Освещение у Рембрандта подчиняется единственной логике: логике картины.
Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. Нидерланды (Голландия). В 1668 году Титюс сочетается браком с Магдаленой ван Лоо —ее лицо мы, возможно, видим на портрете женщины с алой гвоздикой и, конечно, на написанном вслед за «Еврейской невестой» «Семейном портрете». Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами.
К примеру, что говорит читателю сегодня имя Лебрен. «Библия Рембрандта» – это свыше 800 картин, гравюр и рисунков. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Будь то в «Аристотеле», «Юноне» или же в изображении четы с картины «Еврейская невеста», над которой он теперь работал, он всегда любил выдумывать одежды, предназначенные скорее для театральной сцены и прекрасно подходящие к пространству его картин.
Два лица и четыре руки. Торжественность значительного ветхозаветного события благословление Иаковом внуков выражена строгой композицией и яркими красками картины.
Правая рука лежит на платье на уровне груди, где с ней соприкасается левая рука женщины. На самом деле «Еврейская невеста» отсылает нас к другому портрету супружеской четы, написанному более двух веков назад Яном ван Эйком. Своей «Данаей», «Вирсавией», «Молодой женщиной, купающейся в ручье» он доказал, что любит писать обнаженное тело в полумраке спальни, в сумерках дворцового дворика, в свете вольного воздуха. Он показал эту пару доверчивой и робкой, решительной и сознающей свою хрупкость. Ее автор – Пьер Декарг, журналист и культуролог, широко известен в мире искусства.
Здесь правит вера, чем «целее» кольцо, тем целостнее семья. Английский хронист не обошёл вниманием украшения персонажей голландского художника. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию.
В ранних произведениях художника преобладает барочная — патетическая, темпераментная, риторическая — живопись с обилием натуралистических деталей («Жертвоприношение Авраама», 1635, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж «Ослепление Самсона», 1636, Франкфурт-на-Майне, Институт Шределя) при этом художник придерживается традиционных сюжетов и иконографии. Мы не знаем, что выражает его лицо. Две таких картины хранятся в Эрмитаже: «Портрет старика-еврея» и «Портрет старого еврея в красном». Мужчина обнимает ее левой рукой за плечи.
Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Библия. Оснований для этого немало. Одолженное на бракосочетание дорогое кольцо (после проведения обряда) возвращали общине. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши.
А ведь это далеко не единственная jewish bride в живописи. Женщина одета в красное, мужчина – в золотое. Мы помним о его пристрастии в зрелом возрасте к странным одеяниям, в которые он наряжал Саскию. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей.
Типажами были жители процветающего амстердамского еврейского квартала Бреестраат. Это не означает, что Рембрандт побаивается наготы. Среди чернильных набросков, находящихся в частном собрании в США, есть один, выполненный в 1655 году, почти за десять лет до «Еврейской невесты», под названием «Обнимающаяся пара».
Рав Кук, посетивший в 1912 году Национальную галерею в Лондоне, тоже остановился у его полотен и увидел в них «всепроникающий свет, который, как говорили мудрецы Талмуда, создал Всевышний в дни творения, а затем сокрыл, так что увидеть его могли только избранные и Рембрандт – один из них». Кассель. Без сомнений, решено, что это портрет, но кто на нём. Краски лежат на холсте густыми мазками. На примере данной работы видно, насколько были безграничны возможности Рембрандта. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно.
Но только в 50 лет Рембрандт оказался банкротом. Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Покрытая голова у женщин (шаль, накидка) символизирует скромность и берёт начало в той части Торы, которая у христиан именуется «Ветхим заветом». Потому как правильная еврейская невеста никогда не обнажает локти и ключицы.
Еще бы. Так и появляются эти произведения, неоднозначные из-за интенсивности цвета и стремления высветить одни участки, а другие поместить в полусвет или мрак. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток.
Дела шли все хуже. Книга о Рембрандте – несомненно одна из лучших его работ. Одна из поздних его картин – «Еврейская невеста».
И вот теперь Магдалена в объятиях его сына. Рембрандт отныне проявляет ту же независимость и в манере одевать своих персонажей. Эта интерпретация больше не принимается и личность пары сомнительна. Об этом писал и художник Леонид Пастернак (отец знаменитого поэта), единственный из российских академиков, оставшийся в «иудейском вероисповедании». Название «Еврейская невеста» подало идею историкам, которые, порывшись в архивах, обнаружили там упоминание о двух молодых людях из еврейской общины Амстердама, Мигуэле де Барриосе и Абигаль де Пина, сочетавшихся браком в 1668 году и, возможно, заказавших свой парный портрет у Рембрандта.
Но через некоторое время, царь раскусил их и всё понял. Перед нами супруги изображенные стоя, в роскошных костюмах. Поднимаешься по крутым винтовым лестницам, по деревянным ступеням и слышишь раздающуюся из разных комнат ивритскую речь. Они темные. Вблизи взгляд следует снизу вверх вдоль красной стены изрытой желобами и выступами. Дело дошло до реликвий, которые необходимо спасти.
Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Мужчина держит только что снятые перчатки, женщина – веер из страусовых перьев. Даже среди отдельно взятых рембрандтовских полотен, «еврейские невесты» идут вереницей. Но долгое время она висела возле камина и покрылась копотью. Да и украшена она бывает (в торжественный день при нескромных возможностях)не только цветочками.
Черное, белое, но это роскошные черные и белые цвета в строгой композиции. К числу подобных мастеров, которых не поняла и не приняла их эпоха, подлинных вневременных (или всевременных) гениев принадлежит и Рембрандт, причем в этой не столь уж многочисленной плеяде он занимает одно из ведущих мест. А золотое обручальное кольцо на еврейской свадьбе – вещь обязательная.
Только нежность в движениях. Шарль Лебрен (1619—1690) в свое время прославился не только на всю Францию, но и на всю Европу, его имя произносилось с почтением, чуть ли не с благоговением, как имя бога в искусстве.
Картина является портретом пары, Исаака и Ревеки. Только в отличие от новобрачных других конфессий, они часто «неслабо» укомплектованы украшениями. Так из равнины можно наблюдать зарождение горы. Но Рембрандт всегда обладал даром создавать произведения, которые становились знаменитыми под неожиданными названиями – «Ночной дозор», «Лист в сто флоринов», – не соответствовавшими сюжету в полной мере, несмотря на то что в изображении сбора ополченцев есть и свет и тень, а «Христос исцеляющий больных» был оценен в сто флоринов наверняка Рембрандта окружало гораздо больше евреев, чем других художников его времени, хотя и не один художник создал портрет того же самого раввина Менассеха бен Израэля. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. Это показывает, что обе картины («Еврейская невеста» и «Семейный портрет») повествуют о двух сторонах одной истории: счастливом времени свадьбы сына и тяжелом испытании вдовства невестки. Некоторые ученые считают, что Рембрандт учил иврит в Лейденском университете по книгам.
1665 г. ). Невеста у него «заказная», английская. Как же ты сумел передать возвышенную еврейскую душу на своих полотнах. Рембрандт неоднократно писал портреты и делал портретные эскизы евреев («Голова молодого еврея», 1647–48, Берлин, Государственный музей «Сидящий старый еврей», 1653–54, там же «Старик в кресле», Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) изображал сцены из еврейской жизни (так называемая «Еврейская невеста», 1663–65, Амстердам, Государственный музей — вероятно, библейский сюжет офорт «Синагога», 1648). Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием.
Назвать одалиску еврейской невестой — чистая крамола.
Здесь и речи нет о пышном генеалогическом древе, о портретах настоящих семейств. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Так Нидерланды унаследовал сын Карла испанский король Филипп II (1556—1598). Более двухсот лет спустя, в сходном творении, Рембрандт изгнал все предметы. Они поселились в Филистимске. И только одно явное отличие: если присмотреться внимательно, в правом верхнем углу, чуть ближе к середине, мы замечаем фигуру, подглядывающую за происходящим.
Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. Встал и пошел к отцу своему. Небогатый жених взамен покупал, теперь уже жене, гладкое колечко из дешёвого металла.
Таким образом, произведение становится неоднозначным. Надписи на иврите встречаются на его картинах – «Моисей, разбивающий скрижали», «Пир Валтасара» и других. Общее для обоих произведений – тишина и серьезность на лицах. Красивый головной убор скрывает тёмные волосы невесты причёсанные на пробор (теоретически, согласно постулатам иудаики, они вот-вот будут острижены).
Интимность их отношений выражена именно этим прикосновением. Красота иная, высшая, душевная. Именно таким показал себя мастер в этом произведении искусства. Подозреваю, что каждый еврей, приехавший в Амстердам, обязательно придет в этот дом, в гости к художнику, которого в Израиле считают «своим». В 60 лет Ревекка родила двух сыновей-близнецов.
В тот год к нему пришли два последних заказчика. Кто они — неизвестно. В этом микрокосмосе макрокосмос узнает свои законы. Одной рукой она опирается на посох из виноградной лозы, второй держит ворох рассыпающихся цветов. Но это всего лишь намёк. Художник поддерживал отношения с амстердамской еврейской общиной, часто писал портреты евреев, что заставило исследователей сделать ряд необоснованных предположений.
Чувствуется, что у дверей мастерской их поджидают слуги с экипажем. Известно, что в Новом Иерусалиме (еврейский квартал Амстердама, где был дом Рембрандта) художником создано около 30 портретов евреев – пятая часть его портретного наследия.
Легкое прикосновение. Он видел небывалый взлет, пик славы художника и его постепенное, неуклонное разорение. И вновь его моделями стали соседи – евреи. На картине «Ночной дозор» фигуры заслоняют друг друга, гвардейцы идут не в ногу, а их согнутые колени создают особый ритм, который сейчас называют «живописным беспорядком». Здесь Рембрандт облекает портрет в сказочный материал. Рисунка больше нет, фигуры уже не очерчиваются одной линией. По другой версии, художник изобразил ветхозаветных персонажей Исаака и Ребекку, а позировали ему одетые соответственно случаю натурщики.
В действительности прелесть юной Ханны не пострадала. Но их усилия оказались тщетными. В выражении лиц четы нет ничего торжествующего.
Территория известная в Средние века под именем Нидерланды («Низинные земели»), в основном соответствует нынешним Нидерландам, Бельгии, Люксембургу и части Северной Франции. Свадебная одежда молодожёнов накрепко связана со страной проживания.
Постепенно внешний пафос уступает место внутренней одухотворенности («Давид играющий на арфе перед Саулом», около 1657 г., Гаага, Мауритсхюйс «Аман, Ахасвер и Эсфирь», 1660, Москва, Музей изобразительных искусств имени А. Пушкина).
И натруженные морщинистые руки бессильно лежат на коленях. А после в своей типографии издавал книги на иврите. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Это говорит о игре любовью и большим наслаждением от этого.
Чета облечена в краски, выделяющие ее силуэт. Пусть в людской памяти останется образ и этого поколения древнего, библейского еврейства. У каждого свой символ. Король отверг его живопись, а обыватели считали его чудаком. Картина «Еврейская невеста» является конечным и лучшим пунктом в развитии Рембрандта и в его попытке объединить всеобщее и что-то особенное.
175, 5 x 210, 5 см. И своими красками он вводит их в Легенду – Легенду, принадлежащую ему одному. Он отринул красивые кресла, столы, музыкальные инструменты, книги, письменные приборы, вазы с цветами, ковры, редкие безделушки, которые вечно выписывают авторы семейных портретов.
Женщина оберегает свой живот левой рукой, а мужчина поднимает правую руку в жесте благословения. Картинная галерея. Четыре руки, два лица. Платье женщины струится длинным шлейфом на землю. 16 мая Анна Хейбрехтс отправилась к нотариусу мэтру Меерхауту, чтобы составить завещание.
Лица написаны тонкими и жидкими мазками, дающими гладкую поверхность, а наряды и украшения – красочными точками, ломаными линиями, кляксами, при помощи которых художник передал ощущение самых разных фактур: тяжесть парчи, воздушность кисеи, теплый блеск золота и глубокое мерцание драгоценных камней. Сколько потрясений, триумфов и трагедий задействовано в ней.
Полотно изображено в необычной форме. Более того, этот симбиоз воплощает стремление Рембрандта объединить личное и всеобщее. Нужно вернуться к самому произведению.
А ведь когда-то слава его гремела. Избавившись от обязанности соблюдать перспективу, выбросив за борт весь балласт и устаревшие правила, дорогие сердцу тех, кто, подобно Лерессу, углублял «непреходящие законы своего искусства», он держит реальность на кончике кисти, в чудесном сочетании вспышек света. Исав, перворожденный, был буйным и строптивым, к тому же от природы весьма волосатым, а второй сын, Иаков, любимец матери, кротким и нежным. Сохранился чёрно-белый набросок «Еврейская свадьба» и несколько картин с интересующим нас названием «Еврейская невеста». Несколько портретов Кауфмана имеют общее название — «Еврейская невеста».
Художник выполнил в технике офорта его портрет (1636) и иллюстрации к его трактату «Камень славы» (1655 интерпретация в мессианском духе сна Навуходоносора по книге Даниэля). Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Через сильный страх выдались как родные брат и сестра.
Все это сочетается с написанным вслед за «Еврейской невестой» «Семейным портретом» изображающим Магдалену вдовой после смерти Титуса, с выражением бесконечной грусти на лице и с новорожденным ребенком на руках, которого Титусу не довелось увидеть. Там наулице Йоденбрестрат Рембрандт прожил многие годы, невдалеке от сефардской синагоги и дома, где позже поселится Барух Спиноза. : Портрет старика-еврея и Портрет старика в красном (ранее назывался Портрет старого еврея в красном). Религиозная невеста обязательно закрывает лицо вуалью. Ты загадка для меня, Рембрандт, – ты чужой, но так близок мне». Попутно расскажу о некоторых тонкостях еврейского обряда бракосочетания.
Короткая жизнь талантливого художника подарила зрителям несколько свадебных полотен. В руках у Корнелии корзина цветов и листьев, Франсуа ван Бейлерт держит красную гвоздику, а серьги вдовы странным образом напоминают те, что были на «Еврейской невесте». Коричнево-оливковый тональный колорит объединил всю композицию, а световой поток выделил драматически резко главный его смысловой центр. Не волнуйтесь, в общине всегда имелись специально изготовленные кольца.
Рядом с ней возвышаются большие щиты металлического панциря темного золота. Он не отказался от них. Отныне он покрывал плоть тем, что любил писать превыше всего: модуляциями цвета на широких поверхностях. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна.
Он написал 15 таких портретов (а всего в наследии художника 30 «еврейских» портретов – пятая часть его портретной галереи), занимающих наиболее почетные места в крупнейших художественных собраниях мира. Он называл художника цадиком, праведником. До сегодняшнего дня остается загадкой, кто изображен на картине Рембрандта «Еврейская невеста» (ок. На обоих лицах ни тени улыбки. Но здесь все получилось по-разному.
После «Сотворения Адама» написанного Микеланджело, это есть самый цитируемый в истории живописи жест. После микеланджеловского«Сотворения Адама» это, пожалуй, самый цитируемый жест в истории живописи. Никаких восточных тюрбанов, кривых сабель. Происходил он с острова Крит, для своей новой родины был иностранцем и жители ее даже не знали его подлинного имени (длинное имя это – Доменикос Теотокопулос – казалось слишком непривычным для их слуха), а звали его просто «греком» (Эль Греко). Причём кольцом баловали только невесту, жениху этот символ брака не полагался.
В этой работе художник выражает свое отношение к жене.