Эдип (греческая мифология) – сын фиванского царя Лаия и Иокасты.
Напрасно зовет она на по мощь афинян, напрасно простирает руки к отцу – ее уводят. Он не дает Креонту арестовать Э. и освобождает Антигону. Не смея вернуться в Коринф, который он считал своей родиной, Эдип отправился искать счастье на чужбине. Он истинный царь, но не в короне, а в рубище. Всему повествованию придан римский колорит (в особенности это касается гаданий Тиресия, подобающих авгуру и не имеющих параллелей в трагедии-образце).
Тот отнёс ребенка своему бездетному царю Полибу, назвавшему мальчика Эдипом («с опухшими ногами») и воспитавшему его как родного сына. Его сыновья Этеокл и Полиник тогда уже воевали друг с другом из-за владычества над Фивами. Пришел, наконец, Эдип в Фивы. Eur. 1760).
Миф о многострадальном Эдипе был чрезвычайно популярен в античности. Пусть боги никогда не прекращают распрей тех, кто допустил изгнание отца, не защитив его» (Софокл). (Сенека вообще был довольно равнодушен к сюжету и его возможностям. ) Отношение героев собственно к преступлению Э. мягче, чем у Софокла: Иокаста снимает вину с Э., поскольку в том, что он совершил, виновна судьба и сам Э. называет свои грехи безгрешными. На греческой почве такой мотив в наиболее чистом виде засвидетельствован в мифе о гибели Одиссея в сражении с Телегоном, его не узнанным сыном от Кирки вариантом того же мотива можно считать смерть Акрисия от руки его внука Персея, выросшего на чужбине. В случае с Эипом матрилокальный брак заменяется воспитанием подброшенного младенца вдали от места рождения, что в конечном счёте приводит к тому же результату обычному в таких случаях посмертному «узнаванию» отца в упомянутых выше вариантах мифа об Эдипе соответствует опознание Иокастой в Эдипе убийцы её первого мужа. Ты сам услышишь то, чего не могу я сказать здесь.
Умри же в поединке с братом. Но мальчик был найден и спасён одним пастухом, который назвал его Эдипом («с распухшими ногами»). Н. О. Эдип, в греческой мифологии сын фиванского царя Лая и Иокасты. Так исполнилось пророчество, данное Эдипу в Дельфах, хотя ни он сам, ни Иокаста об этом не подозревали и около 20 лет вели счастливую супружескую жизнь, во время которой родились четверо детей: Полиник, Этеокл, Антигона, Исмена. Здесь, где почитаются Евмениды, Аполлон обещал ему смерть — конец его страданий. Пенаты почитались в каждом доме, это – духи кладовых, где хранились запасы продовольствия.
Для большей верности он проколол ему ноги у лодыжек и связал их ремнем. При появлении наследника Лай занервничал. Линию «интриги» представляет Креон, жестокий гонитель Э., являющийся причиной многих его несчастий. Лемуры были призраками. Так как Полиб и его жена Меропа были бездетны, они взяли ребенка и воспитали как сына.
Она раскинулась на побережье Эгейского моря, на полуострове Троада. Так называемый «эдипов комплекс» является лишь категорией современной психологии или психоанализа.
Пьеса по композиции сюжета — полифо-нична. Но всё же стали его терзать смутные сомнения. Многие смельчаки пробовали найти ответ на загадку и ни один из них не остался в живых.
26—28, Hyg. Однако один человек из свиты Лая (ибо это был царь Фив) спасся, вернулся в Фивы и рассказал, что царь погиб от рук разбойников. (греч. ) — сын фиванского царя Лая и Иокасты. люди, не знающие о месте его рождения.
Обезумевшие кони поволокли его по земле и отец Эдипа погиб. Царь Полиб был бездетен. Э. сгоряча убил Лая и всех его спутников, кроме одного, которому удалось спастись. В благодарность за избавление от чудовища фиванцы сделали Э. своим царем и дали ему в жены вдову Лая. Авотхуй.
На дороге он встретил Лая, затеял с ним ссору и в запальчивости убил его и его свиту. В таком варианте миф об Эдипе известен по трагедиям Софокла «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне». Эдип — сын царя Фив Лая и Иокасты (Эпикасты). к статье «ФИЕСТ». В древнегреческой мифологии Эдип (.
Согласно трагедии Софокла «Царь Эдип» (ок. Разгорелся срач на тему «кто победил». Трагедию «Царь Эдип» Аристотель считал лучшей из всех трагедий, а образ Э. расценивал как наиболее яркое воплощение трагедийного характера.
В роще кое-где блистали серебристой зеленью оливы.
Креонт не придал этому значения и приказал заживо замуровать дочь Эдипа в гробнице. Между прочим, такое же значения сна приводит и Артемидор Далдианский в своём «Соннике». Оракул Аполлона предупреждает Лая, что он будет убит от руки своего сына, рожденного Иокастой. Способ спасения Эдипа изложенный Софоклом (передача ребенка одним пастухом другому), является изобретением поэта по другим версиям, Эдипа находят пастухи (среди которых он вырастает) или случайный прохожий, т. е. Плачевная участь фиванского царя Эдипа и его близких была столь же популярна у трагических поэтов, как и судьбы Атридов. Еврипид в двух трагедиях – Электра и Орест рассматривает само отмщение и его последствия.
Eur. Через некоторое время пастух отвел его к царю Коринфа Полибу. Тогда Лай стал чураться своей жены, но Иокаста перехитрила его, напоив мужа допьяна. Вдобавок мор поразил и скот, а поля— неурожай.
— Кто-нибудь, сюда огня. Согласно мифу, супружеская жизнь Эдипа и Иокасты длилась много лет. Но вдруг в Фивах началась моровая язва. Э. у Озерова — страдающий герой. В этой роще Эринии наконец примирились с Эдипом.
Полиб был бездетным и усыновил мальчика. Fab. В то время, когда Эдип материл Креонта, к ним вышла царица Иокаста. Однако сама природа восстает против неотмщенного убийства Лая и начинается повальный мор.
Ответ – человек), вследствие чего Сфинкс бросился со скалы и погиб. Однако, некоторые источники опровергают эти утверждения. ЭДИП -1) герой трагедий Софокла «Царь Эдип» (430-425 до н. э. ) и «Эдип в Колоне» (405, поставлена в 401, после смерти автора). Этот сюжет представлен в ранней трагедии Софокла Антигона. Шли годы. Когда Эдип вырос, он случайно узнал, что Полиб и Меропа — его приемные родители и, чтобы узнать свое истинное происхождение, отправился к Дельфийскому оракулу.
Наибольшее число трагических сюжетов граничит с двумя родами. В наказание за это у него и его жены Иокасты не рождались дети. Для Цезаря эдиповский сюжет вообще сыграл далеко не последнюю роль в судьбе. Он уходит в изгнание. Тесей возмущен насилием Креонта. Бездетный Полиб усыновил мальчика и назвал его Э. («с опухшими ногами»).
Моровая язва была наслана богами на Фивы в наказание за это кровосмешение. Как только Эдип произнес слова проклятия, раздался громовой удар. Распря Этеокла и Полиника из-за наследства стала причиною Похода Семерых на Фивы.
Другие источники сохранили более ранние или местные версии мифа. Пусть решит царь Афин, может ли остаться здесь Эдип или должен он быть изгнан и отсюда. От печали и стыда Иокаста удавилась. Другие поэты-трагики обращались к более узким темам.
люди, не знающие о месте его рождения. Что же ты медлишь идти. Оракул вместо ответа дал Э. прорицание, что ему суждено убить отца и жениться на матери.
В таком варианте миф об Э. известен по трагедиям Софокла «Царь Э» и «Э. Из названных произведений «Царь Эдип» Софокла – одна из лучших трагедий древности, могущая поспорить по силе драматизма с Шекспировским «Королем Лиром». У них родилось несколько детей. С этого начинается трагедия Софокла «Эдип царь». Эдип побудил авторов нового времени к многочисленным обработкам и переработкам рассказа о его судьбе: драмы «Эдип» Корнеля и Вольтера, «Эдип в Афинах» В. Озерова (1804), сатирическая драма «Царь Эдип» Шелли (1820), «Эдип и Сфинкс» Гофмансталя (1906), «Эдип» А. Жида (1931), «Эдип в Колоне» Р. Байера (1946) и др. «Скажи-ка мне, если такой смелый, какое существо утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех и чем больше у него ног, тем меньше сил. » – спросила Сфинкс.
Эдип отправился к дельфийскому оракулу и узнал, что ему суждено убить отца и жениться на матери. Eur.
Опечаленный царь обратился к Дельфийскому оракулу чтобы узнать, чем вызвано его несчастье. Никтей изгнал Антиопу из Фив и покончил с горя с собой. Конечно, так было не всегда. Удары грома дают понять Эдипу, что его ждут владыки подземного мира.
425 до н. э. ), Лай (отец Э. ), которому была предсказана смерть от руки собственного сына, велел жене Иокасте бросить новорождённого на горе Кифероне. Первая трагедия Софокла подразумевает следующую предысторию: фиванский царь Лай посягнул на целомудрие юноши Хрисип-па, сына царя Пелопса. Удары грома дают понять Э., что его ждут владыки подземного мира. А значит— скоро следует ожидать прихода Креонта, который правит в Фивах вместе с Этеоклом. Тесей вернулся в Афины, зато из Фив с отрядом прибыл Креонт. Лит. Полиб усыновил мальчика, дал ему имя Эдип (точнее, Ойдипус, т. е. с опухшими ногами) и вместе со своей женой Меропой воспитал его так, как подобает наследнику трона.
Тогда они толпой пришли к царскому дворцу, умоляя царя о помощи и спасении. На перекрестке дорог он однажды встретил Лая, который затеял с ним ссору. Phoen., 26-28, Hyg.
Phoen. Достиг он скалы, где жила Сфинкс. Fab.
В действительности же творцы античных трагедий развивали тему судьбы сравнительно редко. Ранке-Гравес усматривает в Эдипе образ «нового царя», который убивает «старого царя», символически рассматриваемого как отца и занимает его место, так как каждому властителю был положен только определенный срок правления— «обычай, который патриархальные победители (над более старым общественным порядком) ложно поняли как отцеубийство и кровосмешение. Из рощи неслось сладостное пение соловьев.
Э. Сенеки ощущает свою богоотвер-женность (и переживает это тяжело — Атрею в голову не пришло бы грустить по такому ничтожному поводу), он не любит власть как таковую: «О обманчивое благо, сколько скор-бей ты таишь под столь любезной внешностью. » В трагедии Сенеки полностью утрачен великолепный драматический рисунок Софокла, заставлявший признать его «Царя Эдипа» одной из совершеннейших трагедий древности: все элементы действия, заставляющие Э. сначала смутно подозревать о своей вине, потом, сталкиваясь с ней лицом к лицу, видеть козни врагов, догадываться, убеждаться искать опровержения сохранены и у Сенеки, но между ними разрушена связь, они не дают целостной картины. На перекрестке двух дорог (по Софоклу, в Парнасской Схисте – ущелье, через которое шла дорога из Дельф на юг по Эсхилу, у Потний, близ Фив) ему встретился его настоящий отец, фиванский царь Лай, ехавший на колеснице. Перед ними Эдип. Это – человек. Ведь Эдип пришел сюда не по своей воле, ведь его приход должен принести благо гражданам.
Эдип гневается и обвиняет его в соучастии в преступлении.
Заметим, что Гомер не упоминает ни о каком оракуле. Решила она всё же по-человечески похоронить Полиника, насрав на мнение Креонта. По пути из Дельф ему повстречался знатный мужчина на колеснице в сопровождении слуг.
Божественное начало, образно говоря, было разлито по всему миру и чем больше мы удаляемся от персонифицированных богов с относящимися к ним мифами, тем больше приближаемся к самой сущности италийской религии. Желая отвратить исполнение полученного им пророчества, Лай проткнул лодыжки младенца гвоздями и велел бросить его на горе Кифероне. Нет, не могут колоняне допустить, чтобы Эдип оставался здесь, они боятся гнева богов. Смерти Э. посвящена трагедия «Эдип в Колоне».
Тем временем к роще прибыл Тесей. с опухшими ногами). Громко зовут на помощь колоняне. «Божественная» линия представлена богинями мщения эриниями-эвменидами, храм которых «вписан» в пространство действия. С помощью ритуала человек пытался общаться с этими силами. Состязание со Сфинкс в умственных способностях заменяет первоначальную физическую победу над ней, вероятно, не раньше VII в. до н. э., в эпоху расцвета нравоучительных жанров и всякого рода загадок и фольклорных головоломок. Хотя в трагедии Еврипида мы встречаем другую версию – Эдип и побеждает чудовище в сражении (Phoen., 45-52).
Эдип пообещал изгнать убийцу из города. На пути в Фивы Э. встретил Сфинкс, задававшую путникам загадку: «Кто утром ходит на четырех ногах, днем — на двух и вечером — на трех. » и пожиравшую тех, кто не мог отгадать ее. Сенека написал «Эдипа», следуя Софоклу, в свою очередь Корнель следовал Сенеке, однако, в 20 в. миф о Эдипе стал популярен совсем по другой причине – именно благодаря интерпретации австрийского психиатра Зигмунда Фрейда.
Оракул возвестил, что царем будет тот из двух братьев, который будет владеть гробом их отца, Эдипа. В таком варианте миф об Эдипе известен по трагедиям Софокла «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне». Лишь Эдип разгадал загадку Сфинкса и тогда само чудовище бросилось со скалы. Однако один человек из свиты Лая (ибо это был он) спасся, вернулся в Фивы и рассказал, что царь погиб от рук разбойников.
Иокаста вмешивается, чтобы примирить их и истина начинает постепенно раскрываться. Выполнил он свое решение, взял мальчика у пастуха и, так как ноги ребенка были долго связаны ремнем и сильно распухли, назвал его Эдип, то есть «Человек с распухшими ногами». Факт, что герой легенды никогда не испытывал желания к своей известной ему матери, но только в матриархальном смысле «вошел через брак» в чужую власть, как это описывается и в сказках, где странствующие подмастерья вместе с рукой дочери царя приобретают и само царство. На этот призыв откликается Эдип и побеждает чудовище в сражении (Eur. Я был царем, а ты лишь ползаешь пред троном».
В таком варианте миф об Эдипе известен по трагедиям Софокла. Те так и поступили: сцепились на глазах у обеих армий да и порешили друг друга. Оракул на его вопрос не ответил, но посоветовал ему не возвращаться на родину ибо ему суждено убить своего отца и жениться на матери. Герой трагедии Л. Аннея Сенеки «Эдип» (. Существенно различаются и обстоятельства его встречи с Лаем и прибытия в Фивы.
Один только Креонт защищал его и предоставил приют в своем дворце. Есть примеры использования этого образа в стихотворениях, поэмах (И.
Оракул предсказал, что ребенок, рожденный Иокастой, убьет его. Существенно различаются и обстоятельства его встречи с Лаем и прибытия в Фивы. Удары грома дают понять Эдипу, что его ждут владыки подземного мира. Афинский царь Тезей, любимый народом правитель, герой, освободивший Афины от Минотавра, основатель государства, построенного на «мудрых законах», берет под свою защиту Э. и Антигону.
У Эдипа и Иокасты рождаются дети: АНТИГОНА, Йемена, ЭТЕОКЛ и Полиник. На сцене появляется слепой прорицатель Тиресий. Эдип в ярости пронзил возницу копьём и стал стегать лошадей. По возвращении Креонт сообщает, что Аполлон требует казнить или изгнать убийц Лая. Стремясь избежать этой участи, Эдип покидает Коринф, однако на узкой дороге вступает в ссору с незнакомцем и убивает его (естественно, этот незнакомец и оказывается его настоящим отцом, Лаем). После многих лет странствий Эдип с Антигоной приходят в местечко Колон в Аттике, где Тесей дает убежище, а потом Эдип таинственным образом исчезает в священной котловине – это сюжет трагедии Софокла «Эдип в Колоне».
Все эти подробности излагались уже в первоначальном, древнем сказании. Бесполезно. Эдип в ответ пообещал, что его могила всегда будет верной защитой афинянам. Eur. своим царем и дали ему в жены вдову Лая, Иокасту – его собственную мать. Обрадованные фиванцы признали его своим царем и он женился на вдовствующей царице.
Бог возвещает, что он убьет отца и женится на своей матери. Однако один человек из свиты Лая (ибо это был он) спасся, вернулся в Фивы и рассказал, что царь погиб от рук разбойников. Но однажды на пиру какой-то гость, нажравшись до потери рассудка, назвал Эдипа приёмышем. Рассерженный Гемон заявил, что одна смерть повлечёт за собой другую и удалился. Вот таким образом Эдип попросил крестьян привести к нему из Афин царя Тесея.
Способ спасения Эдипа изложенный Софоклом (передача ребенка одним пастухом другому), является изобретением поэта по другим версиям, Эдипа находят пастухи (среди которых он вырастает) или случайный прохожий, т. е. Тесей требует, чтобы немедленно вернули дочерей Эдипа. Рассмеялся Эдип: «Твоя загадка совсем проста. Царственная чета с негодованием отвергла обвинения, заверив парня, что их труЪ-сын.
В борьбе с судьбой он лишился всего, в том числе и надежды. Дети уже выросли, когда Фивы поразила страшная эпидемия.
Однажды, когда Э. уже был взрослым юношей, какой-то подгулявший житель Коринфа обозвал его подкидышем и, хотя приёмные родители всячески успокаивали сына и не открыли ему тайну его рождения, Э. решил отправиться в Дельфы, чтобы спросить оракула Аполлона о своём происхождении. В результате допроса двух пастухов, один из которых когда-то передал Э. другому (он же был свидетелем гибели Лая), страшная правда раскрывается полностью. Э. ослепил себя, а Иокаста покончила жизнь самоубийством. Эдип простился с дочерьми и призвал к себе Тесея. Phoen.
Э., который хотел бы вернуться в Фивы, возмущен этим половинчатым предложением. Остановился Эдип возле какой-то рощи и присел отдохнуть на камешек. Примером может служить трактовка мифа о Ясоне у Еврипида. Он упоминает об этом полисе в своей «Иллиаде».
Ещё раньше Эдип разгневался на собственных сыновей от Иокасты, Этеокла и Полиника, которые прислали ему недостойный царя кусок мяса жертвенного животного: бедро вместо положенной лопатки. Решил и Эдип попытать счастье. Так как Лаю была предсказана Аполлоном смерть от руки собственного сына, он велел жене бросить новорождённого на горе Киферон, проколов ему булавкой сухожилия у лодыжек.
Беги отсюда, отвергнутый, не имеющий больше отца. Слепого Эдипа страшно мучили богини мщения, Эринии. Лишь царю Аргоса Адрасту удалось съебаться благодаря быстрому коню. Тот отнес ребенка своему бездетному царю Полибу, назвавшему мальчика Э. («с опухшими ногами») и воспитавшему его как родного сына. С громким плачем обняли Антигона и Исмена отца. Пришлось подчиниться.
Они не дали ему должной почетной доли жертвенного мяса и Эдип в гневе обрек их на смертельную ссору, сказав: «пусть они поделят между собою отцовское достояние мечом». Согласно «Одиссее» (XI, 271-280), боги скоро открыли тайну кровосмесительного брака Эдипа, вследствие чего его мать (у Гомера она зовется Эпикастой) повесилась, а Эдип продолжал царствовать в Фивах и умер, преследуемый эриниями. Сыновья Эдипа убили друг друга в этой войне. ).
Наиболее известная кинематографическая попытка оживить античную драму – экранизация трагедии Софокла в 1967 г. Пьером Паоло Пазолини под названием «Царь Эдип» (EDIPO RE). Иокаста убивает себя, Эдип выкалывает себе глаза. Между тем в Колон пришла младшая дочь Эдипа Исмена и сообщила ему, что его сыновья стали непримиримыми врагами. Видя непреклонность Эдипа, Креонт начинает грозить ему, что силой заставит Эдипа идти с ним в Фивы.
Для него эринии – образы болезненной фантазии преступника. 66, 67). Он женился на Иокасте, но долгое время оставался бездетным. После многолетних страданий Эдип пришел в аттическое местечко Колон, близ которого была роща Эриний с «медным порогом» – входом в подземное царство Аида. Эдип остается жив.
Вдруг из глубины раздался таинственный голос: "Скорей, скорей, Эдип. - Нет, не помогу я тебе низвергнуть в прах Фивы. Вторую жену Эдипа аттический автор нач. На крик их спешит Тесей со своей свитой. Корнель, Ж. Кокто, Т. Элиот, И. Ф. Стравинский и др. ). Его душевные мучения затихли.
Что тут ответить. Прошли годы. Эдип в ответ захерачил старого пердуна своим посохом, затем взял и уебал остальных спутников старца. В завязавшейся дорожной ссоре незнакомец ударил Э. по голове тяжелым скипетром и в ответ разъяренный юноша дорожным посохом убил нападающего, его возницу и всех, как ему казалось, слуг. Тот отнёс ребенка своему бездетному царю Полибу, назвавшему мальчика Эдип («с опухшими ногами») и воспитавшему его как родного сына.
Атрей ссорится со своим братом Фиестом, а Фиест соблазняет жену Атрея. С собой неси ты мои проклятия. На этот призыв откликается Э. и побеждает чудовище в сражении (Eur.
Считая Полиба и Меропу своими родителями, Э. решает не возвращаться в Коринф. Phoen. Пошёл Эдип к Полибу и Меропе и долго убеждал их открыть правду.
Медея, обезумев от гнева, убивает соперницу с помощью пропитанного ядом пеплоса, а затем (мотив, принадлежащий самому Еврипиду) убивает и своих собственных детей чуть ли не на глазах Ясона. Но решение Эдипа непреклонно. Заботясь о благе государства, Э. стал разыскивать виновника смерти своего предшественника. Приняв Эдипа за обыкновенного простолюдина, Лай грубо потребовал от него уступить дорогу. Способ спасения Э. изложенный Софоклом (передача ребенка одним пастухом другому), является изобретением поэта по другим версиям, Э. находят пастухи (среди которых он вырастает) или случайный прохожий, т. е. люди, не знающие о месте его рождения. Взял раб ребенка и понес в лес, но жалко стало ему мальчика и не выполнил он приказ своего господина: отнес ребенка в соседний город Коринф.
Дельфийский оракул предсказал, что бедствия прекратятся после того, как будет изгнан убийца Лая. Он приказал как можно скорее разыскать оставшегося в живых раба Лая. Конечно, он знает имя убийцы, только вот назвать как-то ссыкотно Эдип настаивал, Тиресий упорствовал, но, уступая довлению царя, наконец назвал убийцей самого Эдипа.
От нее было рукой подать до пролива Дарданеллы. От нее он имел сыновей Этеокла и Полиника и дочерей Антигону и Исмену. Не смея вернуться в Коринф, который он считал своей родиной, Э. отправился в путь. Подчинился Креонт требованию Тесея и вскоре уже обнимал старец Эдип своих дочерей и благодарил великодушного царя Афин, призывая на него благословение богов.
Как действующее лицо, Эдип выведен в трагедиях Софокла «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне» (обе трагедии имеются в стихотворном русском переводе Д. С. Мережковского, СПб., 1902), в трагедии Еврипида «Финикиянки» (стихотв. Phoen. ИЧСХ, так и вышло, землю-матушку Цезарь конкретно трахнул. Для европейской культуры XX-XXI вв. Об этом ужасающем открытии повествует трагедия Софокла Царь Эдип. Не знала Антигона, куда привела она отца. Оракул вместо ответа дал прорицание, что Эдипу суждено убить отца и жениться на матери.
Однако пастух, получивший ребенка от царицы Иокасты и не знавший истинной причины такого решения, сжалился над новорожденным и отдал его коринфскому пастуху, с которым встречался на горных выгонах. Когда Тесей ушел из Фив с небольшим отрядом приходит Креонт. Регенты Никтей и Лик перестали властвовать в Фивах из-за своей преждевременной смерти. К предостережениям слепого прорицателя Тиресия прислушиваются слишком поздно: Антигона, ее жених Гемон (сын Креонта) и жена Креонта накладывают на себя руки.
Из римлян одноимённые трагедии написали Цезарь и Сенека. 1760). Спросил провидца Эдип, может ли тот указать убийцу Лая. После смерти Амфиона Фивами стал править вернувшийся в город Лай.
Phoen. Другие источники сохранили более ранние или местные версии мифа. Афины становятся самым оживленным культурным центром в Греции.
Перед смертью Эдип пришел в город Колон в Аттике. А ещё известно, что Цезарь очень любил Сервилию, мать своего убийцы Брута. 5 в. до н. э. Ферекид (frg. Неужели в Фивах научили его действовать так противозаконно.
Загнездившись близ Фив, на горе Фикион, Сфинкс задавал всем следовавшим мимо путникам загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех. » Люди не могли разгадать её – за это Сфинкс сбрасывал их в пропасть, а потом пожирал. На этот призыв откликается Эдип и побеждает чудовище в сражении (Eur. Из римских авторов трагедию «Эдип» сочинил Сенека (а в молодые годы и Цезарь).
Но Э. уже заручился заступничеством царя Афин Тесея. Гордый юноша отказался и возница Лая проехал колесом по его ноге. Подле него зеленела лавровая роща, вся увитая плющом и виноградом. Слепой Эдип был оскорблен своими сыновьями, Полиником («многоссорящимся») и Этеоклом. см.
Среди романистов интерпретировавших сюжет трагедии Софокла – Анри Бошо («Эдип путник»), Луи Арагон («Гибель всерьез»), Юрий Волков («Эдип царь»). Сын Креонта Гемон, с которым была помолвлена Антигона (брак с кузенами уже тогда не считался чем-то плохим) явился к отцу и убеждал его помиловать свою наречённую, но батя был непреклонен. Это и сбылось. Аргосцев сначала решили не хоронить, но вмешались женщины Аргоса, обратившиеся за помощью к Тесею Афинскому и после переговоров груз 200 был выдан Аргосу. По другим мифам, отразившимся в Илиаде, — Эдип умер в Фивах глубоким стариком.
XX в. герой Софокла появился также в фильме Жана Кокто-режиссера «Завещание Орфея» в исполнении Жана Маре (примечательно, что Кокто и Маре познакомились, когда молодой актер репетировал роль Эдипа в одном из парижских театров – ставили пьесу Кокто, где Маре играл роль Эдипа). О «Царе Эдипе» Софокла возникла целая литература и в связи с этим мы позволим себе небольшое замечание. Слишком долго медлишь ты.
Э. вырос в уверенности, что царь Полиб — его отец, но однажды его обозвали подкидышем. В Риме мало кто сомневался, что Брут был плодом их любви. Однако один человек из свиты Лая (ибо это был он) спасся, вернулся в Фивы и рассказал, что царь погиб от рук разбойников. Лишь одному удалось незаметно скрыться. «Загадывай загадку. Другие источники сохранили более ранние или местные версии мифа.
Другие источники сохранили более ранние или местные версии мифа. Сфинкс (вернее, Сфинкса ибо этот монстр имел женский пол) был дочерью ужасных Тифона и Ехидны и имел тело льва, голову женщины, хвост змеи и крылья орла. Фрейд назвал «Эдиповым комплексом» подавленную агрессивность, которую мальчик подсознательно испытывает по отношению к своему отцу, ревнуя того к матери. Достигнув абсолютнолетия, он пошел в Фивы и по дороге, в тесном ущелье, убил Лая, не зная, что он – его отец.
В «Илиаде» еще сказано, что Эдипа случайно убили в бою и он был похоронен с воинскими почестями. 45—52). Софокл рассказывает о конце жизни Эдипа иначе: когда открылись преступления Эдипа, фиванцы с сыновьями Эдипа, Этеоклом и Полиником, во главе изгнали престарелого и слепого царя из Фив и он в сопровождении своей верной дочери Антигоны отправился в местечко Колон (в Аттике), где в святилище Эриний, которые наконец благодаря вмешательству Аполлона смирили свой гнев, кончил свою полную страданий жизнь.
Услышав о ребенке, решил он забрать его в свой дом и воспитать как наследника. Сохранились более ранние или местные версии мифа. Было немало и других поэтических произведений, занимавшихся судьбой Эдипа: сюда относятся не дошедшие до нас сатирическая драма Эсхила «Сатирический Сфинкс», трагедии Эсхила, Еврипида, Каркина, Ксенокла, Феодекта, Эвбула, Юлия Цезаря, эпическое произведение Мелета и др. Сын фиванского царя Лая и Иокасты. Существенно различаются и обстоятельства его встречи с Лаем и прибытия в Фивы.
Полиник («Многоспорящий») выступает во главе аргивского войска против своего брата Этеокла («Правдивым слывущий»). Источником для более поздней версии легенды об Эдипе, связанной с образом царя изгнанника, несущего бремя своей вины, является несомненно утерянная эпическая поэма «Фиваида». Единственный свидетель встречи Эдипа с Лаем слуга, принесший известие о нападении разбойников, после воцарения Эдипа в Фивах отпросился у Иокасты на дальнее пастбище и больше в городе не показывался.
Э. разгадал загадку и Сфинкс бросилась в пропасть. Э. - герой древних эпических песен, отголоски которых встречаются у Гомера в «Илиаде» и «Одиссее». Юный Эдип отправился к оракулу Аполлона в Дельфах, чтобы выяснить истину. Род Атрея (отца Агамемнона и Менелая) имел долгую и кровавую историю, большая часть которой была либо неизвестна Гомеру, либо проигнорирована им.
- Властитель Афин.
Эдип— действующее лицо трагедии Эсхила «Эдип», его сатировской драмы «Сфинкс» (фр. 235-236 Радт) трагедий Софокла «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне», трагедий Еврипида «Эдип» и «Финикиянки», трагедии Мелета Младшего «Эдиподия», трагедий Ахея Эретрийского, Ксенокла Старшего, Никомаха, Никомаха Афинского, Филокла Старшего, Диогена, Каркина Младшего, Феодекта, Тимокла и неизвестного автора «Эдип», двух трагедий Ликофрона «Эдип», комедии Евбула «Эдип», трагедии Цезаря «Эдип» и Сенеки «Эдип». Fab. Оракул вместо ответа дал Эдипу прорицание, что ему суждено убить отца и жениться на матери. После долгих скитаний Эдип пришел, наконец, в Аттику, к городу Афинам.
За перенесенные мучения боги наделили Эдипа даром ясновидения и пророчества. Те понесли. Ниоба родила много детей, число которых, по разным версиям мифа о ней, колеблется от десяти сыновей и десяти дочерей до двух мальчиков и трех девочек. Креонт же, раз уже применив насилие, решает действовать насилием дальше. А в небе стали раздаваться раскаты грома.
Глашатай колесницы грубо велел Эдипу съебать с дороги и замахнулся на него плетью. Вместо ответа Э. получил предсказание оракула, что он убьет отца и женится на своей матери. Для этого подысканы жестокие параллели к репликам Э. у Софокла: «Не скажешь добром — скажешь плача» — у греческого трагика, «Мне мешает клятва. Недалеко от Дельфов, на узкой дороге Э. встретил Лая на колеснице.
Креонт же с похерфэйсом схватил бывшего царя, намереваясь увести его. После этого Эдип женился на вдове Лая, прекрасной Иокасте, не зная, что она – его мать. Тогда смущенный Эдип идет в Дельфы, чтобы посредством оракула узнать истину. Умер в Колоне, пригороде Афин.
Нет. Огонь справится с клятвой» — у римского. Об этом Э. говорит, обращаясь к Креону: «Хотя я в нищете, но не сравнюсь с Креоном. Eur. Существенно различаются и обстоятельства его встречи с Лаем и прибытия в Фивы. Он позволил остаться несчастному слепцу и обещал ему свою защиту.
Тиресий стоит на своем и нехотя добавляет, что убийцу Лая ждут слепота, позор и изгнание. Поскольку «Царь Эдип» Софокла — «трагедия судьбы», они часто подводили под это определение всю античную трагедию, противопоставляя ей, например, шекспировскую «трагедию характера». Он схватывает Эдипа и хочет увести его. Затем увидели Антигона и Исмена, как Тесей преклонил колена и стал молиться.
С ним пошла его дочь Антигона, чтобы сопровождать слепого отца в пути. «Ни одно произведение античного драматического творчества не оставило такой заметный след в истории европейской драмы, как «Царь Эдип», — говорил советский историк античной литературы И. М. Тройский и с ним соглашаются почти все литературоведы. До него мотивы из мифа об Эдипе разрабатывал Гомер в «Илиаде» и «Одиссее» (Иокасту у него зовут Эпикастой), затем неизвестный автор «Эдиподеи» — первой из трех (или более) больших поэм так называемого фиванского цикла, затем Эсхил в трагедиях «Лай» и «Эдип», которые до нас, к сожалению, не дошли. В отчаянии он выколол себе глаза застёжкой с платья повесившейся Иокасты и ушёл в изгнание (сопровождать его вызвалась преданная ему дочь Антигона). Однако один человек из свиты Лая (ибо это был он) спасся, вернулся в Фивы и рассказал, что царь погиб от рук разбойников. Эдип отказался посторониться и колесо повозки переехало ему ногу.
Тема возмездия за преступление — одна из главных в пьесе. Бывший царь, он «с трона высоты в жизнь странников упал» подобно королю Лиру. В Коринфе Эдип воспитывается как сын и наследник Полиба. Он созвал народное собрание, посоветовавшее ему обратиться к слепому прорицателю Тиресию. 45-52). Эта история изложена в трилогии Эсхила – трагедиях Агамемнон, Хоэфоры («Совершающие возлияние») и Эвмениды («Благомыслящие», как стали называть эриний после того, как они были усмирены в конце третьей трагедии).
Утром своей жизни, когда он еще мал и слаб, медленно ползет он на четвереньках днем, то есть в зрелом возрасте, ходит на двух ногах в старости же, вечером своей жизни, становится дряхлым и, нуждаясь в опоре, берет костыль, который и служит ему как бы третьей ногой». Вскоре Э. был изгнан из Фив и напоследок проклял своих сыновей за непочтительность. Не было и культа героев, который позволил бы включить исторических лиц в мифологию. По древнему сказанию (Гомер, Одиссея, XI, 271 и след. ) Эдип остался царствовать в Фивах и умер, преследуемый Эриниями.
Он разделил с ними власть, а Эдип отправил в изгнание как человека, ненавистного богам, навлекающего беды на общество. В конце концов он проклял своих сыновей страшной клятвой, пожелав им убить друг друга. Fab., 66 67).
С. Борхес, Кавафис и др. ). 48) называет Эвриганией и от этого брака производит четырех детей Эдипа, упомянутых выше. Недалеко виднелись стены и башни города, освещенные лучами только что взошедшего солнца.
Большей части мира классическая мифология знакома прежде всего в ее римских «одеждах» : Зевс – это Юпитер, Гера – Юнона, Афина – Минерва, Крон – Сатурн, Одиссей – Улисс и т. д. Фиванцы возопили благим матом, долго молились, постились и слушали радио «Радонеж».
Случайно встретив на дороге Лая, Эдип в ссоре убивает его. Эдип выдернул из платья Иокасты золотую булавку и выколол себе глаза.
В 5 в. до н. э. «Чем жить на чужбине безродным изгнанником, уж лучше погибнуть. » – подумал он.
Ушли Антигона и Исмена. Лишь верная дочь Антигона решила до конца сопровождать слепого отца. За такие непотребства суровые боги Креонта анально Ну ты понел. Фрейдистское толкование мифа об Эдипе используется, например, в «Адской машине» Кокто и в фильме Пазолини «Царь Эдип».
Официально известно, что Троя (Илион) была небольшим поселением на территории Малой Азии. После смерти Лая царем Фив стал Креонт. Среди этих литературных обработок судьбы Эдипа выделяется бращение к этой теме Жана Кокто, автора драм «Антигона» (1922), «Царь Эдип» (Oedipe-roi) (1937) Кокто написал также литературную основу для одноименной оперы-оратории Игоря Стравинского, созданной им во второй половине 20-х гг.
Удары грома дают понять Э., что его ждут владыки подземного мира. в др. -греч. Придя в Фивы, Эдип узнал про Сфинкс, принесшей городу много горя. Я готов. » – сказал он чудовищу.
Но не суждено было Эдипу найти себе тотчас покой. Эдип и Сфинкс. Э., состарившийся от несчастий, живет только во имя и благодаря любви юной Антигоны. Я зову Эвменид и бога Ареса, которые возбудили между вами братоубийственную распрю, чтобы покарали они вас.
до н. э. позже он вернулся к эдиповской теме в не менее знаменитом «Эдип в Колоне», до постановки которого он не дожил (Софокл умер в 406 г. до н. э. ). Эдип (Oidipoys), в греческой мифологии сын фиванского царя Лая и Иокасты. В завязавшейся дорожной ссоре незнакомец ударил Эдипа по голове тяжелым скипетром и в ответ разъяренный юноша дорожным посохом убил нападающего, его возницу и всех, как ему казалось, слуг. Тот оскорбил и ударил Э. и юноша, не зная, что перед ним отец, убил его. Сопровождать слепого отца вызвалась преданная ему, несмотря на весь открывшийся позор, Антигона. Под слоем греческой культуры явственно просматриваются черты местной традиции. Phoen.
С тяжелым сердцем вернулся Лай домой когда же родился у него сын, связал ему ноги ремнями, позвал раба и велел бросить ребенка в лесу, чтобы растерзали его дикие звери. Хитрожопый правнук Кадма радостно потирал ручонки, думая, как ловко обманул он судьбу. Тотчас приводит в исполнение свою угрозу Креонт, он велит схватить Антигону.
Прорицатель отвечает отказом.
Софокл создал «Царя Эдипа» в 429—425 гг. мифологии царь Фив. И, увидав распухшие ноги младенца, нарёк ему Полиб имя Эдип, что буквально означает «с опухшими ногами, опухлоногий». За такое благодеяние жители Фив избирают Эдипа своим царем и он женится на вдове предыдущего царя, т. е. на своей матери.
Согласились на это граждане Колона. Загадка звучала так: «Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех. » Э. понял, что имеется в виду человек в его младенчестве, зрелости и старости. ) – потомок Кадма из рода Лабдакидов, сын фиванского царя Лая и Иокасты или Эпикасты излюбленный герой греческих народных сказаний и трагедий, ввиду множества которых очень трудно представить миф об Эдипе в его первоначальном виде.
Phoen. Эдип разгадал загадку и Сфинкс бросился со скалы и убился.
Eur. Обнял в последний раз Эдип верных дочерей и отослал их нахуй, ему оставалось передать Тесею тайну, которую никто больше не должен слышать. Вскоре во дворец пришел слепой прорицатель Тиресий, от которого Эдип узнает, что убитый им на дороге старик и был Лай (который как раз отправлялся в Дельфы, чтобы узнать, как освободить город от Сфинкс). Phoen.
Способ спасения Эдипа изложенный Софоклом (передача ребенка одним пастухом другому), является изобретением поэта по другим версиям, Эдипа находят пастухи (среди которых он вырастает) или случайный прохожий, т. е. люди, не знающие о месте его рождения. Все началось с того, что Зевс соблазнил Антиопу, дочь Никтея.
Родителям Эдипа, Лаю и Иокасте, было предсказано, что их сын убьет своего отца. Он получил прощение от богов и был похоронен афинским царем Тесеем в месте, предназначенном для святых. (Oedipus, .
Когда родился ребенок, Лай проткнул ему лодыжки, приказал его связать и отнести в горы. Тот отнёс ребенка своему бездетному царю Полибу, назвавшему мальчика Э. («с опухшими ногами») и воспитавшему его как родного сына. Затем Эдип, Тесей, Антигона и Исмена отправились вглубь рощи, где находился спуск в преисподнюю. Лай пробовал спрыгнуть с колесницы, но запутался в упряжи. Придя в Фивы, Эдип обнаруживает, что город лишился царя и находится во власти чудовища – Сфинги (или Сфинкса).
Теперь я, слепой, буду вашим путеводителем, меня же поведут Гермес и Персефона. В итоге Эдипа ссаными тряпками изгнали из Фив. Предание об Эдипе послужило сюжетом для нескольких греческих трагедий.
Миф об Эдипе был одним из любимых сюжетов трагедии, он разрабатывался Софоклом в «Царе-Эдипе» и «Эдипе в Колоне», Сенекой в «Эдипе», а также Стацием в «Фиваиде» в европейской традиции получил новую жизнь преимущественно в той версии, в которой его сохранил Софокл. Хотел тот было всыпать живительных наглецу, но сдержался, что с пьяни взять. Убей того, кто тебя изгнал. За непочтительность он проклял своих сыновей Полиника и Этеокла.
В великом унынии застал он город. Знает Эдип, что заставляет Креонта уговаривать его вернуться в Фивы. в Колоне». Иокаста в ужасе покончила с собой, а Эдип ослепил себя золотой застежкой. Посему попросил Эдип поскорее привести к нему Тесея.
66, 67). Память об Эдипе считалась священной, а могила его была одним из палладиев Аттики. Эдип просит его назвать убийцу Лая. В ужас пришли они. А тем временем двое его сыновей ссорятся из-за права на царский престол.
Главными духами были лишенные чувственной формы пенаты, лары и лемуры. Вследствие этого Эдип, считавший Полиба своим отцом, покинул Сикион. 60-е н. э. ). Эдип разгадал загадку (человек, который во младенчестве ползает на четвереньках, в зрелости твердо стоит на ногах, а в старости опирается на палку), после чего Сфинкс бросилась со скалы. Вторую жену Эдипа аттический автор начала V в. до н. э. Ферекид (frg.
Наконец, уступая гневу Эдипа, Тересий отвечает ему: «Ты сам тот убийца, которого ищешь». Согласно «Одиссее» (XI 271-280), боги скоро открыли тайну кровосмесительного брака Эдипа, вследствие чего его мать (у Гомера она зовется Эпикастой) повесилась, а Эдип продолжал царствовать в Фивах и умер, преследуемый эриниями. 45-52). Еще варианты: Э. находят пастухи (среди которых он вырастает) или случайный прохожий, то есть люди, не знающие о месте его рождения. Пойдем же, Тесей, пойдемте, дети. Да он и не верит Креонту.
Миф об Эдипе разрабатывался в мировой литературе (Софокл). Наконец Эдип пришел в Колон под Афинами и сделал привал в лесу, подальше от людских жилищ. Царь Фив, сын Лая и Иокасты.
Ведомый какой-то силой свыше, он сам находит путь к месту своего успокоения и разрешает лишь Тесею присутствовать при своей безболезненной кончине: Эдипа поглощает разверзшаяся земля и место, где это произошло, остаётся вечной тайной, которую Тесей имеет право только перед смертью передать своему наследнику. 66, 67). Не успел Эдип прийти в себя после этого удара, как за ним последовал еще один. Хотя здесь и существовали персонифицированные божества, они играли гораздо меньшую роль, чем безличные духи – нумины (numina), которые одушевляли и контролировали различные места, вещи и даже формы человеческой деятельности. 26-28, Hyg.
Phoen. «с опухшими ногами») и воспитали его как родного сына. Ныне это турецкая провинция Чанаккале. А гоп-компания из Аргоса подступила к городу Кадма. Эдип был чудесным образом спасен и воспитан в Коринфе.
Вместо Лая в Фивы вернулся раб, сообщивший, что царь погиб от рук разбойников. За это ее приговаривают к смерти. Эдип не боится насилия, – ведь он под защитой Тесея и всех афинян. Отцу Э. была предсказана смерть от руки собственного сына. Мальчика назвали Эдипом («с опухшими ногами»).
Лай стал избегать своей жены Иокасты, не объясняя ей причины этого. Великолепие этого произведения навело историков культуры (особенно в 18 и 19 вв. ) на чрезмерное обобщение. После обращения З. Фрейда в контексте его общей теории к интерпретации мифа об Эдипе и употребления им понятия «Эдипов комплекс», которая является категорией современной психологии или психоанализа, «Царь Эдип» Софокла стал тем античным источником, который более всего интересует современных художников и интеллектуалов. На вопрос Сфинги: «Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех. » – Эдип отвечает: «Это человек, в младенчестве ползающий на четвереньках, в зрелости ходящий на двух ногах, а в старости опирающийся на палку». Так прошло двадцать лет, у Эдипа и Иокасты родилось четеро детей. По преданию, у Лая долго не было детей.
Eur. Тогда он напоминает о своих заслугах перед фиванцами и обвиняет Креонта в том, что это он понудил Тиресия дать ложные показания, чтобы самому стать царем. Наконец, просит Эдип граждан подождать по крайней мере до прихода Тесея. Несколько важных сюжетных линий, сплетаясь между собой, дополняют ее содержание.
Он строго отчитал Креонта и приказал ему немедленно вернуть Антигону и Исмену. В дорожной ссоре он убил незнакомого знатного мужчину (это был Лай) разгадав загадку Сфинкса, освободил Фивы и был за это провозглашен царём Фив и стал супругом овдовевшей Иокасты. Никто не мог ответить и погибал.
Знает Тесей, что в Фивах не потерпят беззакония. Кто в Греции не знал его ужасной судьбы, кто не знал тех преступлений, невольным виновником которых был несчастный сын Лая. Отец Антигоны, Исмены, Полиника и Этеокла. русский перевод И. Анненского, «Mиp Божий», 1898, 4) и в трагедии Сенеки «Эдип». 1760).
В «Одиссее» Гомера Эдип – сын фиванского царя Лая, по ошибке женившийся на собственной матери, которая покончила с собой, когда узнала правду о своем муже, в то время как Эдип продолжал править Фивами. Об этом городе древнейшей цивилизации греков известно больше по преданиям Гомера. Э. произносит проклятия в адрес убийц и начинает их розыск. – восклицает Эдип. Предание об Эдипе встречается уже у Гомера, Гесиода и киклических поэтов.
Сыновья же предпочли меня изгнать и овладеть престолом. В прологе трагедии «Царь Эдип» граждане Фив обращаются за помощью к Э. как мудрому правителю, но Э. уже раньше послал в Дельфы с вопросом, как спасти город, брата Иокасты Креонта. 26-28, Hyg.
Поклялся Тесей исполнить просьбу Эдипа.