От Джорджоне Тициан воспринял тонкое чувство колорита, проникся поэтической атмосферой его произведений и после смерти Джорджоне в 1510 году завершил работы учителя. Почти полностью переписав спящую Венеру Джорджоне, Тициан не позволил проставить под картиной даже свои инициалы. С тех пор, достигнув абсолютной славы, звания первого художника Венеции, сказочного богатства, Тициан нес в себе комплекс Джорджоне.
Крепкая дружба связывала Тициана и другого известного художника — Джорджоне. Джорджоне Тициан в своем творчестве стремился к ритму и гармоническому единству, одухотворенности и психологической выразительности образов, основным мотивом его картин являлось единство человека и природы. Мастера венецианцы Якопо Беллини – основатель венецианской школы Джентиле Беллини – старший сын Якопо Беллини Витторе Карпаччо Джорджоне да Кастельфранко Тициан Веронезе Тинторетто. Тициан первое время писал в манере Джорджоне, но затем все более и более отступал от приемов фламандцев.
И действительно, в ранних работах Тициан многое перенял у Джорджоне, а вернее переосмыслил все то, что успел почерпнуть у него. Наступал звездный час Тициана и он начал стремительно выходить из тени Джорджоне. Стиль Тициана в это время очень похож на стиль Джорджоне, он дописывает за него те картины, которые остались незавершёнными.
После смерти Джорджоне и отъезда Себастьяно дель Пьомбо в Рим, в Венеции не осталось художников, способных соревноваться с Тицианом. Из мастерской Джанбеллино вышли два великих художника Высокого венецианского Возрождения: Джорджоне и Тициан. Примерно к тому же времени относится большая эрмитажная картина Тициана Бегство в Египет, во многом еще близкая по духу Джорджоне. Если еще раз сопоставить Венеру Урбинскую с Венерой Джорджоне, то могу сказать, что прекрасная женщина изображенная Тицианом, представлена величавой исполненной чувством собственного достоинства, но ее изображение уже не вызывает ощущения тайны, как в картине Джорджоне.
Контраст между «Справедливостью» Тициана и фрагментом фрески «Обнаженной» Джорджоне наглядно демонстрирует это различие. Конец пятнадцатого века ознаменован в искусстве живописи появлением на свет великих художников, таких как Леонардо да Винчи, Джорджоне, Тициан, Микеланджело, Рафаэль, Дюрер.
Сторонникам той версии, по которой Тициан никак не мог родиться раньше 1490 года, очень хочется «омолодить» великого творца и доказать, сколь ранним было его становление как художника, вопреки фактам и здравому смыслу. Картина Введение Марии во храм (1534 – 1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. Так создается одна из самых больших его композиций «Введение Марии во храм» (около 1538) —следующий после «Мадонны Пезаро» шаг в искусстве изображения групповой сцены, в которой Тициан умело сочетает жизненную естественность с величавой приподнятостью. Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свитедельствует о творческой зрелости мастера. В Данае художник решает тему любви, счастья и в первую очередь красоты человека.
Результатом его изучения античности явились книги «Римские древности» (1554), «Четыре книги по архитектуре» (1570—1581), но античность была для него «живым организмом», по справедливому наблюдению исследователя. В последующие века влияние Палладио было огромно, породив даже название «палладианства». Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты.
—1576) —величайший художник венецианского Возрождения. Портрету дамы в белом (после 1550 г. ) придают жизнь не только атласные переливы нарядного белого платья и золотой блеск украшений. Чувственная радость у Джорджоне всегда опоэтизирована, одухотворена. С Флорой Венеру разделяют полвека и, безусловно, меняется манера письма мастера. Она называется "Любовь небесная и земная". Картина Флора (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности.
Он становится для Тициана и Сансовино одним из ближайших друзей. И в новом году, который в Венеции по давней традиции начинался не первого января, а первого марта (видимо, в пику Риму), состав Совета Десяти полностью обновился и его прежнее решение было отменено. Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти). На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники.
Герои были изображены в натуральный рост. В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Богатые венецианские патриции заказывают Тициану алтарные образа и он создает огромные иконы: «Вознесение Марии», «Мадонна Пезаро» (по имени заказчиков изображенных на первом плане) и многое другое — определенный тип монументальной композиции на религиозный сюжет исполняющей одновременно роль не только алтарного образа, но и декоративного панно.
С 1565 по 1587 г. Тинторетто работает над украшением Скуоло ди сан Рокко. И оказался прав. Стареющий мастер придал всему изображенному красочный блеск высшего совершенства. Однажды случилось так, что маленький Амур прилетел к своей любимой матушке Венеры, стал ластиться и нечаянно ранил ее своими стрелами любви. Обучаясь у него, вплоть до 1627 года, молодой Диего много рисует. Слава сопутствует ему всю жизнь. Два самых больших его цикла исполнены для Скуоло ди сан Рокко и Скуоло ди сан Марко.
Одному из Амуров Венера завязывает глаза, а нимфы подают ему лук со стрелами. Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. В выборе мотивов, включенных в пейзаж, чувствуются уроки Джорджоне. Тициан здесь встает на защиту Данаи, чья чистота остается незапятнанной.
А это всегда драма. И, улыбнувшись, добавил: Мы с Рафаэлем обещаем. В последний период творчества Тинторетто работает для Дворца дожей (композиция «Рай», после 1588). Широкие мазки даже пальцами.
Почти чувственный трепет кисти ощущается при передаче массы длинных мягких волос, золотистые оттенки неуловимо переходят в коричневатые и возникает пушистая пелена, бережно прикрывающая плечи и грудь. В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. Но в ее руке холодно блестит обоюдоострый меч, а ее нежная нога опирается на мертвую голову Олоферна. После ранней смерти Джорджоне – он умер в 1510 году от чумы – картина была завершена Тицианом. (Фрески испортились во влажном климате Венеции, в музей перенесли жалкие остатки). Но Джорджоне более эмоционален, чем великий миланский мастер и как типичный художник Венеции интересуется не столько линейной перспективой, сколько воздушной и главным образом проблемами колорита.
Живописная мифология Веронезе заполнила стены и потолки Палаццо Дукале (Апофеоз Венеции). То, что набросок позволяет предварительно составить композицию, оценить сочетание разных составляющих будущей картины, посмотреть, как из частей будет складываться целое, Тициан не учитывал. Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция. Этот мечтательный лиризм сопряжен у него с замечательным живописным мастерством: Джорджоне (Giorgione собственно Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, Barbarelli da Castelfranco) (1476 или 1477–1510) итальянский художник, один из основоположников искусства Высокого Возрождения, славился также как искусный певец и музыкант.
Реализм. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. Мастерски использует свойства масляной краски. Они посвящены достаточно редкой теме — истории Животворящего древа, принесенного на Землю из Эдема первыми людьми, которому потом суждено было стать орудием казни Христа, — и величайшей из святынь христианского мира.
Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. Этой картине Тициан посвятил не один месяц работы.
Так, в одиночестве и прожил полвека: в тревогах за любимых (и конечно, неблагодарных) детей и под тяжестью огромной всепоглощающей работы имя которой – живопись. Конечно, слишком талантливый и благородный Джорджоне рано познал успех и признание. Он был сыном красильщика (отсюда и прозвище). Архитектор и скульптор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино и Тициан составили блестящий триумвират, царивший на венецианской культурной сцене в течение нескольких десятилетий.
Тот же, стремящийся к славе и успеху, блестяще написал еще две сцены в этой зале. На картине были изображены многие известные лица, среди которых легко узнавался сам Дюрер. Спокойствие и дистанция позволили выразить легкость и просветленность этого мира красоты. Красота обретает на этой картине материнское, животворящее начало. Расписанная им в 1427-1428 г. г.
Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине Любовь земная и небесная (Рим, галерея Боргезе). На неапольской версии картины рядом с Данаей – амур, в отличие от других картин. Спящая Венера Джорджоне (Giorgio Barbarelli da Castelfranco, Giorgione) (около 1477-1510) относится к важнейшим произведениям итальянского Высокого Возрождения (илл. 33). Тициан Портрет дамы в белом – Гал.
Представитель венецианской школы. По обе стороны от нее – невероятно тщательно исполнены Грация и Красота. Вот таким образом и король только в профиль, так как не позировал мастеру. Марка»). «Палладианское Возрождение» в Англии началось с Иниго Джонса, продолжалось все XVII столетие и только бр. Муратов). Такой сложный групповой портрет получил развитие только в эпоху барокко XVII в., подобно тому как конный парадный портрет наподобие тициановского «Карла V в сражении при Мюльберге» послужил основой для традиционной репрезентативной композиции портретов Ван Дейка.
На его фоне чуть нескладные фигуры кажутся обычными и будничными. При всей мягкости контуры подчеркивают уверенную осанку и проницательный взгляд молодой женщины, предстающей нам как полная сознания собственного достоинства личность (илл. 34). Наряду со своим старинным университетом Падуя прославилась мастерской Франческа Скварчоне, живописца-самоучки, глубокого знатока древних памятников, создавшего настоящую академию, где одновременно обучались живописи до 100 юношей и среди них приемный сын Скварчоне Андреа Мантенья (1431-1506), крупнейший мастер североитальянского Кватроченто, сочетавший в своих работах жизнеподобие с яркой фантастичностью. Воспитанный на «нарядной» живописи Карпаччо, на изысканном колорите Джанбеллино, Тициан в этот период любит сюжеты, где можно показать венецианскую улицу, великолепие ее архитектуры, праздничную любопытствующую толпу. Уже в юношеские годы юный Тициан перебирается в Венецию, где проходит обучение в художественной мастерской Джованни Беллини.
Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету. Несомненно, наиболее удачная часть картины – пейзаж. Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. Скупость. Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий).
Он прожил ровно век. Джорджоне не успел завершить работу над «Спящей Венерой» по свидетельствам современников, пейзажный фон в картине писал Тициан, как и в другой поздней работе мастера — «Сельском концерте» (1508—1510). Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево».
Услышав шум и крик, он набросил на плечи халат и стал спускаться, в доме никого не было. Художнику чуждо представление о живописи как о зрительном обмане. Создавая образ античной богини любви, Тициан наполнил его новым жизненным смыслом. Особенно сильно вдохновляли художника образы прекрасной женской красоты.
Новаторство произведения – в его живописном строе. Акрисий в шоке, ведь он никого не пускал к дочери. Когда я впервые увидел Данаю (ту которая в Эрмитаже) то почему-то показалось что фоном картины является извержение вулкана. Его творчество принадлежит двум эпохам.
В портрете принцессы из из феррарского дома д Эсте (1430-е) мастер оттенил нежную умиротворенность лица девушки, поместив его на контрастном фоне темной и жесткой листвы, усеянной яркими трепетными пятнами цветов и бабочек. Мне удалось превзойти многих в этом деле ибо только меня сейчас призывают к себе Его Святейшество и другие знатные особы с просьбой послужить имПредлагая свои услуги в расписывании зала Большого Совета, я готов тут же начать с написания большой картины битвы на стене, выходящей на площадь «Сан-Марко». Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца. Никогда ранее на картине не было еще передано в такой гармонии сочетание телесного и духовного совершенства. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.
Но даже не все гении обладали сразу двумя этими достоинствами. Его красавицы – бездумны, чувственны, полны сознания своей юной прелести.
По ней была создана гравюра, вызвавшая у венецианцев прилив патриотических чувств. Но не только согласие телесных и духовных качеств возводит Джорджоне в этой выдержанной в античном духе композиции ДО уровня идеала всесторонне развитого человека. Он всегда зарабатывал много, ему охотно и щедро платили за его вещи. Полотна «Диана и Актеон» и «Диана и Каллисто» имеют композиционное единство и симметричность, несмотря на различное содержание.
Находясь в нем, можно видеть красивый остров Мурано и другие места. Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо – Форнарина или Дама за туалетом как еще называют эту работу (зал 7 Искусство Италии VIII-XVIII веков).
Имя венецианского живописца Тициана Вечеллио стоит в одном ряду с величайшими гениями итальянского Возрождения — Леонардо да Винчи, Рафаэлем, Микеланджело. Оставшись в Венеции, Тициан еще раз доказал ей свою преданность. Слава пришла к Аретино в Риме, где вышел в свет сборник «Позы» из дведанцати эротических стишков, сочиненных им к порнографическим рисункам Джулио Романе, о них даже есть шутливое упоминание у Пушкина в одном из писем из южной ссылки (ноябрь 1823 г. ). Техника живописи тоже меняется.
к творчеству мастера. Она вышла замуж и старый Тициан увидел внучку. Джордже Барбарелли да Кастельфранко, по прозванию Джорджоне (1477—1510), —прямой последователь своего учителя и типичный художник поры Высокого Возрождения. Эти своего рода упражнения помогают отточить художнику свою манеру живописи, вырабатывают вкус, дают возможность освободиться от «вымученности» изображения.
Завершил. Тем возмутительнее исключение, которое являет неизвестность даты его рождения, порожденная противоречащими друг другу, расходящимися на добрых семнадцать лет, фактами.
Обе картины пришлись по душе хозяину. Адаме стали отходить от него во Франции его черты несет творчество Блонделей Ст. Как и Веронезе, Тинторетто много пишет для Дворца дожей, венецианских церквей, но более всего —для филантропических братств. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Джорджоне первым из всех итальянских живописцев стал отводить в религиозных, мифологических и исторических картинах важное место поэтически-придуманному, красивому и не чуждому натуральности пейзажу.
Появлению над цветами роз пламени дает объяснение полустершаяся надпись внизу под вазой: Ignis ardens non comburens — «Огонь горящий, но не опаляющий». Серебряную вышивку на камзоле можно было рассмотреть до каждой петельки серебряной нитки.
Композиционно они похожи. (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция) – итальянский художник. А горю Венеры, не было предела.
Это правда, творения из ряда вон выходящие. Хорацио находил с отцом общий язык, сам был художником и помогал отцу в работе. Прекрасно написана хрустальная сфера, лежащая на ладони Христа. Золотистый светлый колорит сменился густыми красками.
Да, он был творец. Чудом удалось вызволить из огня несколько больших картин и среди них «Спящую Венеру», «Трех философов», «Юдифь» и другие полотна поменьше. Родился Джорджоне Вечеллио Тициан (1477-1576) не в Венеции, а в маленьком городке Пьеве де Кодори на севере Италии, в горной местности близ Альп. Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж. Каллисто, одна из нимф Дианы, сама того не ведая, забеременела от Юпитера.
Конец 1510-х—1530-е гг. Правда, разгром турками Византийской империи, завершившийся захватом Константинополя, поколебал торговые позиции Венеции. На картине «Несение креста» в стертых местах ее — на рукаве и спине Христа и других частях картины — видна подготовка форм гризайлью, то же наблюдается и в картине «Се — человек». Позади ангела возвышаются мощные античные колонны. Марка. Композиция произведения осуществлялась без каких бы то ни было подготовительных эскизов.
Она умерла, а художнику заказали портрет. Кормящая ребенка женщина, юноша с посохом (которого можно принять за воина с алебардой) не объединены каким-либо действием, но соединены в этом величественном ландшафте общим настроением, общим душевным состоянием. Ранние произведения отмечены поэтичностью мировоззрения. Веронезе. А выйдя из мастерской, сказал Вазари: Все, что он пишет, совершается здесь, на земле.
В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне. Огромную роль в его композициях играет колорит. Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн. После смерти Адониса на месте капель его крови выросли розы, а из слез Венеры – анемоны (изящные травянистые растения). Произведения Тициана в галерее Эрмитажа исполнены в различных манерах: «Даная» прозрачна и легка в красках, что указывает на светлый грунт, быть может красный сквозь живопись же «Магдалины» проступает темно-серый грунт.
Оно сложилось, в частности, позже, чем во Флоренции и вообще в Тоскане. На протяжении всей жизни обращается к жанру портрета. Темные драпировки, волосы и прочие второстепенные детали картины он часто писал «алла прима».
У Тициана нагота возвышенна и благородна. Мягкая светотеневая моделировка лица и рук несколько напоминает леонардовское «сфумато». Сжалившись над ней Юпитер превратил ее в созвездие Большой Медведицы. Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини. В более строгой и спокойной манере работал Перуджиино (1445/1452-1523). В продолжение первой трети XV в. феодальные центры Северной Италии (Феррара, Верона, Мантуя) были включены в орбиту так называемой «Интернациональной» готики.
Если он родился около 1478 г., то они не очень отличались по возрасту. Стало быть, певшие Джорджоне дифирамбы и превозносившие его до небес знатоки и ценители прекрасного не очень-то раскошеливались, становясь обладателями дивных его творений. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту.
На другой – множество прекрасных амуров и детей в различных позах. Отказался от ярких, ликующих красок, обращается к пасмурным, стальным, оливковым оттенкам. Человек и природа восприняты здесь в состоянии покоя.
Год рождения Джорджоне тоже неизвестен. Петра Мученика, который был написан в церкви Сан Джованни Паоло. Другой бы на его месте бросил все ибо (как принято было считать) только в Риме можно было стать великим. В десять лет живого и способного мальчика отправили к его влиятельному дяде в Венецию.
Любовь земная представлена в виде обнаженной женщины слева, в красной накидке. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. Впереди у него – еще 70 лет жизни, которую он (судя по биографии) проживет в спокойном обладании. пропорции человеческого тела, формы природы, реальная геометрика живописной плоскости породнены художником: фигура Христа с ее благодарной, «растущей» статью созвучна вертикали древесного ствола пышная шарообразная крона дерева естественно вписана в полукруг завершения композиции.
Умер Микеланджело, с которым почти 20 лет назад они вместе встречали Новый 1546 год. Тициан (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок. Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свидетельствует о творческой зрелости мастера. Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет.
веронец), Родился в Вероне в семье скульптора Габриэле Кальяри. Весьма характерны фрески так называемых апартаментов Борджиа в папском дворце в Риме (1493).
Вазари описывал этот стиль позднего Тициана, как сделанный из пятен краски. Гигантский цикл этих картин (несколько десятков полотен и несколько плафонов), занимающих два этажа помещения, проникнут пронзительной эмоциональностью, глубоким человеческим чувством иногда едким ощущением одиночества, поглощенности человека безграничным пространством, чувством ничтожности человека перед величием природы.
Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Художник переносит богиню (ее облик отчасти навеян «Спящей Венерой» Джорджоне) в уютный покой венецианского дома 16 века. Подумал – Везувий, а Даная выступает в образе благородной жительницы города Помпеи, которое было полностью уничтоженного в результате извержения вулкана Везувия. 1487 – 1576), венецианский художник эпохи Возрождения. В древнегреческой мифологии Даная была дочерью жестокого царя Акрисия.
Осыпаемый золотом жаждущих его кисти, он мог вести жизнь вельможи и предаваться утехам, которые так любил Рафаэль, нои Не ищите в реальной жизни Тициана сказочной романтики и невероятных поворотов. Все же никоим образом не приходится говорить об упадке Венеции во второй половине 15 века. Скажем в этой версии картины (находится в Эрмитаже, Петербург) вместо Амура над Данаей стоит служанка с покрывалом. Вскоре он решил бросить вызов самому Дюреру и, как бы в ответ на его «Праздник четок», сотворил на большом картоне более чем двухметровой длины многофигурную композицию во славу Венеции и победы над войском Максимилиана, назвав ее «Триумф Христа». Индивидуальные роли отдельных героев теперь, однако, не так сильно выделены фигуры почти сливаются в единую массу под воздействием объединяющего света и посредством текучей живописной фактуры.
Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Отныне жизнь Веронезе навсегда связана с Венецией. Отношения с Хорацио были более спокойными. Безмятежен и прекрасен мир изображенный художником. Необычна его композиция «Введение во храм» (1555), являющаяся нарушением всех принятых классических норм построения.
Художники привыкли пользоватся цветом как механической «раскраской» готовых линий или форм. Паоло Кальяри, по прозвищу Веронезе (он родом из Вероны, 1528—1588), суждено было стать последним певцом праздничной, ликующей Венеции XVI в. Он начал с исполнения картин для веронских палаццо и образов для веронских церквей, но слава пришла к нему, когда в 1553 г. он стал работать над росписями для венецианского Дворца дожей. В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями».
Его палитра неисчерпаемо богата. На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви. После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном.
В конце августа, ранним утром на пороге появился санитарный патруль, Тициан был наверху. Художник предлагает – на выбор – два способа жить: упоенно грезить или спокойно обладать. Во время очередного приезда Дюрер написал большую алтарную работу «Праздник четок» (Прага, Национальная галерея). Для росписи другой стены, был приглашен Джан Беллини.
В Деве Марии нет и тени растерянности от неожиданной благой вести. Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии). Две любви: небесную и земную.
В зависимости от того, кого писал Тициан, он менял композицию, цвет, степень детализации. В картинах «Гроза», «Сельский концерт» настроение создают не только люди, но и природа. На Кипре, Родосе, Крите развевается стяг Льва святого Марка. Запечатленная в реальной обстановке, Венера как бы отделена от пространства комнаты, благодаря чему она существует в своем особом мире, где граница идеального и реального оказывается зыбкой. Только это уже будет не та праздничная симфония ликующих ярких красок с богатством тонов, не тот жизнерадостный рассказ о похождениях героев, что украсил тридцать лет назад «алебастровый кабинет» феррарского герцога, теперь миф превратится в трагическую метафору подчинения людей богам.
Сюжет этой жизни исполненной фантастических трудов, до трагичности прост. Все его святые просто земные люди. Вот таким образом такое внимание художник уделяет деталям, помогающим создать образ красавицы. Рядом с Марией стеклянная ваза с розами как символ девственной чистоты и непорочности. писал балы богатой и беззаботной аристократии используя цветовую полихромию (знаменит зеленый цвет Веронезе).
Он переосмысливает картину «Даная» и вносит в нее некоторые изменения. За последние пять лет своей жизни (Джорджоне умер от чумы, бывшей особенно частой гостьей в Венеции) художник создал свои лучшие произведения исполненные в масляной технике, основной в венецианской школе в тот период, когда мозаика отошла в прошлое вместе со всей средневековой художественной системой, а фреска оказалась нестойкой во влажном венецианском климате. Она, может быть, менее возвышенно благородна, чем «Венера» Джорджоне, но этой ценой достигается более непосредственная жизненность образа. За всем этим стоит такое прекрасное знание натуры, все исполнено в таком изысканном едином (серебристо-жемчужном с голубым) колорите при всей яркости и пестроте богатых одежд, так одухотворено талантом и темпераментом художника, что театральное действие приобретает жизненную убедительность. Другой монах, бегущий по направлению к зрителю испуган близящейся смертью. Герцог Урбинский доставил художнику конвой из семи кавалеров и весной 1546 года Мастера приняли в Ватикане с почестями, подобающими принцу.
Тициан Вечеллио (1477. 1487-1576), венецианский художник эпохи Возрождения.
Это означало дополнительные 25 дукатов. В дом их не пустили, а тело покойного было вынесено еще раньше неизвестно куда. Творчество Паоло Веронезе завершает искусство эпохи позднего Возрождения.
Это три большие картины и закончить их необходимо было в масле. За свой проступок Каллисто была изгнана. Но авантюрный мастер делал и сомнительные вещи. Как ему объяснили позже, папа «заболевал» раз в месяц дней на пять после чрезмерной дозы любимого красного Colli di Parma, а излечивался игристым белым совиньоном. Вазари в своем известном труде Жизнеописания знаменитых живописце, ваятелей и зодчих писал о Тициане как о продолжателе традиций Джорджоне. Во время создания алтарного образа «Вознесение Богоматери» или «Ассунта», Тициан был вынужден не только терпеливо объяснять дотошному настоятелю, почему апостолы одеты в рубище.
Охотник попытался убежать от разгневанной богини. Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа.
Утешением была дочь Лавиния. Больше Тициан его никогда не видел. В картине 1506 г. «Гроза» Джорджоне изображает человека как часть природы. Точная дата его рождения неизвестна.
Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело». Солнце пригревало очень сильно, хотя место само по себе было тенистым, так что мы проводили время, пока столы вынесли наружу, в рассмотрении картин, поражавших нас своей жизненностью, которые наполняли весь дом и наслаждались красотой и очарованием сада, расположенного на противоположном конце Венеции у морского залива. Это часть алтарного образа (Тициан кроме Благовещения работал также над еще одним образом в этой же церкви – Преображением Господним), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор.
В мастерской Беллини, вероятно, познакомился и с художником Джорджоне. Джорджоне, первоначально сформировавшийся как художник под влиянием Винченцо Катены (1470-1531) и Джованни Беллини, сумел в течение нескольких лет выработать собственную зрелую манеру, в основе которой лежало тонкое чувство взаимодействия цвета и света. Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца. Скончался Веронезе в 1588 году и был погребен в церкви Сан Себастьяно в Венеции.
Одухотворенностью и поэтичностью пронизано изображение «Спящей Венеры» (около 1508—1510). Вот таким образом на голове тициановской Дианы красуется изображение нарождающейся луны. В том же году Вазари работает над росписью потолка для Джованни Корнаро и рядом других произведений для общины делло Кампо в Венеции. (И я его даже понимаю, так как охота, рыбалка, футбол, пиво – для мужчин почти святое). Стремясь расторгать зрителя, этот мастер охотно тиражировал благообразные, но однотипные мотивы: мечтательно-кроткие лица, легкую арочную архитектуру, «пасхальные» пейзажи с тонкими деревцами.
Он первый на венецианской почве обратился к темам литературным, к сюжетам мифологическим. Заказчики воспринимали эти произведения по незавершенные и упрекали старому мастеру. В «Венере Урбинской» находит свое яркое выражение утверждение радости бытия. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок.
Тогда-то и появляются его варианты «Данаи» (ранний вариант—1545 г. все остальные —около 1554 г. ), в которых он, строго следуя фабуле мифа изображает царевну, в томлении ожидающую прихода Зевса и служанку, алчно ловящую золотой дождь. В ногах Данаи сидит служанка, пытающаяся поймать в передник падающие с неба золотые монеты. Например, на этой одной из его ранних картин.
Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Особого расцвета достигла венецианская живопись. Складывается парадоксальная ситуация, напоминающая то, о чем поведал Пиранделло в своей пьесе «Шесть персонажей в поисках автора», когда на театральных подмостках неожиданно появляются ожившие персонажи, порожденные воображением Драматурга.
Сравним две картины этих художников, картины очень похожие по сюжету. Сначала явился Леонардо. Первым, однако, Венеция признала автора Спящей Венеры.
Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. Мазаччо в своих фресках освятил земное бытие, тепер. Ему подражают им восхищаются. А вот на старуху, жадно собирающую в передник золотой дождь монет, ложится вся тяжесть нравственного падения. На эрмитажном полотне Магдалина представлена в момент страстного и бурного раскаяния.
Актеон останавливается у ручья, чтобы перевести дух и в воде видит не свое, а звериное отражение.
В мире есть два понятия, которые абсолютно необходимы человеку: Порядок и Класс. Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. Влечение его к прозрачным краскам подтверждается другой его поговоркой: «Желал бы, чтобы белила стоили столько, сколько ультрамарин, а ультрамарин — сколько белила». К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло.
Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици). Ассунта Тициана полна героического пафоса.
Но, мудрый стратег, Тициан понимал, что его время еще не наступило. Все эти настроения были глубоко чужды гуманистическому искусству Высокого Возрождения. Другими становятся и живописные приемы. Вершиной творчества Пьеро делла Франческа стала фрески в алтаре церкви Сань-Франческо в Ареццо (1452-1466). Безукоризненностью сложения герой напоминает античные статуи. Это и закономерно. Как ни странно, но судьба распорядилась так, что Аретино и Тициан стали друзьями на ближайшие 30 лет.
Портрет короля Франции Франциска I он рисовал по медали, которые привезли Тициану. Считалось, что быть запечатленным кистью Тициана – значило обрести бессмертие. Обе эти фигуры олицетворяют день и ночь, жизнь и смерть, свет и тьму. Чувствуя как смерть крадется за ним по пятам, он торопился закончить «Оплакивание Христа» — последнее откровение миру. Находясь в Риме Тициан работал над семейным портретом понтифика Павла III. Когда умерла жена, оставившая ему троих детей, он не ввел в дом мачеху, не завел ни одной любовницы.
Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название «позднего стиля Тициана».
Образ абсолютной возвышенной красоты и поэтичности получил свое идеальное воплощение в «Спящей Венере». Примерно в возрасте восемнадцати лет, когда он уже активно перенимал манеру Джорджоне, Тициан написал портрет одного дворянина своего приятеля из дома Барбариго. Живопись Джорджоне пронизана глубоким лиризмом и созерцательностью. Это задача оказалась по силам лишь Пьеро делла Франческа (около 1420-1462), пожалуй, величайшему из живописцев Кватроченто.
На портрете изображен итальянский живописей и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма. Ранние работы спокойны и радостны («Христос и Магдалина»). Не похоже и на то, что Тициан был учеником Джорджоне. Имя Аретино угодило в «Индекс запрещенных авторов» (который отменили в 1964 году), а непристойные сочинения публично сожжены на площади Святого Петра.
Общий крах венецианской восточной торговли наступил значительно позже. В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт. Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545 – 1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте). Всеми перечисленными качествами обладал Мазаччо (1401-1428). Человек, одаренный высочайшей Божьей милостью творить красоту.
Микеланджело пригласил его в гости и Тициан с удовольствием принял приглашение. Но что бы ни писал Веронезе: «Брак в Кане Галилейской» для трапезной монастыря Сан Джордже Маджоре (1562—1563 размер 6, 6х9, 9 м, с изображением 138 фигур) картины ли на аллегорический, мифологический, светский сюжеты портреты ли, жанровые картины, пейзажи «Пир у Симона Фарисея» (1570) или «Пир в доме Левия» (1573), переписанный потом по настоянию инквизиции, —все это огромные декоративные картины праздничной Венеции, где одетая в нарядные костюмы венецианская толпа изображена на фоне широко написанной перспективы венецианского архитектурного пейзажа, как будто бы мир для художника представлял собой постоянную блестящую феерию, одно бесконечное театральное действие. Совсем нельзя доверять портрета Изабеллы Португальской. Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте).
Как бы предчувствуя свою раннюю смерть, Джорджоне написал свой главный шедевр на 50 (. ) лет раньше столь же знаменитой Венеры трижды пережившего его друга и соперника. и Мл. Следует отметить образ св. В конце жизни Тициан был одиноким. Роль очага культуры Возрождения в 1430 — х гг. После он пишет картины на античные мотивы, которые предназначались для Королевы Марии.
Тициан Вечеллио (итал. Tiziano Vecellio, 1488/1490, Пьеве-ди-Кадоре— 27 августа 1576, Венеция)— итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Мифологическая картина Веласкеса известна и под другим названием – «Венера Рокебю». Тициан Вечеллио (итал. Tiziano Vecellio, 1488/1490, Пьеве-ди-Кадоре — 27 августа 1576, Венеция)— итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Если сравнить картину сл «Спящей Венерой» Джорджоне становится очевидным, что Тициан исключил любой намек на идеализацию. Тициан.
И написать чуть не столько же, сколько все великие итальянцы его времени, вместе взятые. Слева в «Актеоне» — пунцовый занавес, а справа — лес в «Каллисто» слева — лес, а золотистый занавес-навес — справа. Обучаясь, Тициан перенимает те же приемы. Они ищут сотворившего их автора, чтобы узнать хоть что-то об уготованной им судьбе, но автора нет и о нем ничего не известно.
Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. Работа эта настолько сложная, что покамест никто даже не дерзнул помыслить о ней». Все работы несколько отличаются друг от друга сюжетно, главные героини каждой из картин лежат в одинаковой позе (кстати, повторяющей позу Леды с утраченной картины Микельанджело).
В светлых местах краски наложены густо и пастозно. Он послал за Тицианом, которого считал отличным художником. Он умер при жизни отца (утверждали, что от чумы). Потом Тициан.
Впоследствии здесь царил масляный живопись. Разразился шумный скандал. После смерти Джорджоне, в 1511 г., Тициан расписал в Падуе несколько помещений scuolo, филантропических братств, в которых несомненно ощущается влияние Джотто, работавшего некогда в Падуе и Мазаччо.
У Пьеро форма рождалась из тонких колористических градаций. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. К этому же периоду, по-видимому, относится шедевр Веласкеса «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела. Эта «скромная» просьба практически была исполнена, робкий папа Юлий III, внял рекомендации монарха и присвоил литератору титул кавалера Святого Петра. Тяга к искусству, живописи стали очевидны и отец Веласкеса определил Диего в мастерскую известного художника Ф. Эрреры (1576-1656).
Считалось, что разбираться в минералах, будь то соль или каски, — прерогатива живописцев. Конец 1530-х—1540-е гг. Пройдя выучку во Флоренции, он, однако, выработал собственную творческую манеру. Она знала пророчество, что Адонис будет убит на охоте и пыталась предотвратить это несчастье, но Адонис был непреклонен в своем намерении идти на охоту, где его и убил вепрь (дикая свинья). Картина Введение Марии во храм (1534-1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. Но он был и великий ремесленник, поднявший слово ремесло на недосягаемую высоту. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Однако обучение здесь не продлилось долго и уже через год молодой Диего Веласкес продолжал обучение у другого мастера живописи Франсиско Пачеко (1576-1656).
Художник родился в Риме (отсюда и прозвище Романо, ставшее известнее фамилии Пиппи) и перебрался в Мантую по приглашению герцога Франческо Гонзаго. 1560-е годы – период расцвета творчества Веронезе. Полюбила сильно-сильно, вплоть до потери сознания. Цвет – одно из основных средств выражения. Развил резкий стиль живописи, отдавал предпочтение движению и расходящимися линиям (Распятие).
– Л. Л. ) в Рим папой Львом Х, услыхавшим о венецианце, сотворившем грандиозное алтарное Вознесение Девы Марии в церкви Фрари, Тициан отказался от лестного приглашения. Он и сделал-женщину мечту, женщину идеал, женщину фантом, который никогда сам не видел. Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – Женщина перед зеркалом (Лувр) и Саломея (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса. Прошло время, ствол дерева расщепился и родился Адонис. Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист. bodegon – трактир) и представляют собой натюрморты, кухонные сцены, трактирные зарисовки. Но, вызванный в 1519-м (за год до смерти Рафаэля.
Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545-1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте). Личность Джорджоне это именно тот редкий случай, когда исследователям приходится исходить из картины-творения, чтобы почерпнуть что-либо о ее творце. В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало. Это определялось отнюдь не экономической отсталостью Венеции.
Он был исключительно здоров и удачлив, от судьбы видел только счастье и благополучие. Страсть, сексуальность, эротизм как раз являются главными проявлениями любви земной. Его ликующие Мадонна с вишнями и Цыганская мадонна, живущие нынче в Антверпенском музее, явились бы, вероятно, вызовом кротким мадоннам Рафаэля, если бы художники знали друг друга.
Диана в яркой красной тунике с луком в руке ликует — месть свершилась. Для него Тициан напишет семь полотен иллюстрирующих «Метаморфозы» Овидия. Бросив все, Тициан вместе с Контарини побежали к набережной дель Карбон, где была переправа через Большой канал. Благодаря приказу Карла Пятого был написан алтарный образ Троицы. На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году). И она отвечает ему любовью. А ведь ему было уже за сорок.
Имеются у него и образы тонко романтические, овеянные лирическим чувством («Спасение Арсинои», 1555), но и здесь настроение беспокойства передано колеблющимся зыбким светом, холодными зеленовато-сероватыми вспышками цвета. Художник выбрал большой холст удлиненного формата (206 X 336 см), что позволило включить широкую панораму местности, по которой святое семейство направляется в Египет. Если портреты Тициана всегда отличаются сложностью характеров и напряженностью внутреннего состояния, то в годы творческой зрелости он создает образы особо драматические, характеры противоречивые, поданные в противостоянии и столкновении изображенные с поистине шекспировской силой (групповой портрет Папы Павла III с племянниками Оттавио и Александром Фарнезе, 1545—1546). Помпония оказался гулякой, тратил большие деньги и долго надоедал отцу и всей семье. На ней на фоне прекрасных видов и роскошной рощи изображение Богоматери на пути в Египет. Себастиан» особенно ясно выступает очень темный грунт, на котором исполнена картина. Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров. Джорджоне создал собственный живописный жанр — «поэзии».
Картина написана желтой и красной охрой, в едином золотистом колорите. К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе). Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Джорджоне. Картина очаровывает плавностью линий и приглушенной красочной оркестровкой. В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники.
«Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету. Однако Даная была очень красивой женщиной, настолько красивой, что даже сам Зевс (который был большим любителем красивых женщин) захотел ее соблазнить.
Их автор Пинтуриккьо (около 1454-1513)создает яркий и затейливый декор, где продумана каждая деталь-от цветных плиток пола до ярко-синих с позолотою потолков. И вспомним, что он прежде всего художник. в России «палладианцами» были (уже в XVIII в. ) Н. Львов, бр. Подобно Джорджоне, Тициан применял небольшой подбор красок при живописи тела, но пользовался ими в совершенстве. Наряду с композициями на религиозные темы («Поклонение пастухов»), Джорджоне создавал картины на светские, мифологические сюжеты именно в его творчестве получившие преобладающее значение.
Джорджоне (итал. Этот способ разумен, красив и поразителен. Тинторетто. -Якопо Робусти, прозванного Тинторетто (1518-1594). К концу жизни мироощущение худ-ка меняется, он обращается к трагическим темам мученичества и покаяния – «Кающаяся Магдалина», «Оплакивание», «Пьета». Век, значение которого в искусстве равно тысячелетию. И к тому же один из самых больших его портретов. В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт.
Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж. В произведениях Джорджоне («Юдифь», «Три философа», «Гроза», «Спящая Венера») поэтические представления художника о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил раскрываются не в действии, а в состоянии всеобщей молчаливой одухотворенности.
Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе. Эту идею мастер выражает языком классически пропорциональных форм. Вот такая грустная история. Могли ли аристократические друзья покойного Джорджоне довериться новичку из глухой деревни, поручив ему дописать незаконченную «Спящую Венеру» и другие картины. Вернемся к произведениям Тициана. Джорджоне владеет тончайшей и необычайно богатой палитрой.
Катина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция. Живопись мастеров Северной Италии прошла свои, отличные от других школ этапы. Среди ранних произведений – «Юдифь».
Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции). В Веронезе есть здоровое чувство радости жизни. По совету учителя оттачивание рисунка производит в живописи на бытовые темы – бодегонес. Но в «Актеоне» имеется существенное различие — там Диана дана в двух своих ипостасиях: дневной и ночной.
Большинство из наиболее известных людей города были там. «Кто хочет сделаться живописцем, не должен знать больше как три краски: белую, черную и красную и пользоваться ими со знанием», — так говорил Тициан. Темперамент и мощные чувства не покидали художника до последних лет жизни. Святой Петр изображен в роще, среди громадных деревьев.
О долгой жизни Тициана (1488-1576) известно практически все: поразительная карьера, привязанности и приглашение к главнейшим дворам Италии и Европы, ревнивое внимание к собственному благосостоянию, предпринимательский подход к управлению собственной школой. Годы работы бок о бок с Джорджоне (1508 – 1510), обоим за 30.
В женских образах мастер не ищет психологической глубины. Удивительно целомудренная, несмотря на свою наготу, «Спящая Венера» является в полном смысле аллегорией, символическим образом Природы. Среди почитателей таланта Тициана имена крупнейших живописцев разных эпох и стран – это и Рубенс (1577-1640) и Ван-Дейк (1599-1641) и Рембрандт (1606-1669) и Веласкес и Дали (1904-1989), французские импрессионисты, многие русские художники XIX века.
ТИЦИАН (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок. Затем Микеланджело. Через 9 месяцев у Данаи рождается сын Персей. На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники. Кваренги.
В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет. Именно раннее превращение Венеции в великую торговую и притом преимущественно торговую, а не производящую державу, начавшееся с 12 века и особенно ускоренное в ходе крестовых походов, повинно в этой задержке.
Брунеллески в начале 1420-х г. г. Он завершил пейзаж в картине Джорджоне Венера (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе Сельский концерт (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне. Недаром Тициан придал фигуре Себастьяна особую значительность и монументальность. Художник не жалеет красок для раскрытия низменности и продажности ее души. Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея).
Жизнь в Падуе познакомила художника, конечно и с произведениями Мантеньи и Донателло. В одном из последних вариантов «Тайной вечери» Тинторетто уже представляет почти сложившуюся систему выразительных средств барокко. Пораженная стрелой Купидона, Венера безумно влюбилась в прекрасного юношу. Адонис тоже полюбил прекрасную Венеру, но не только одну ее он любил. Скорее, они работали вместе, но Тициан был помощником и второй скрипкой в их дуэте. Портреты («Мужской портрет», «Юноша с перчаткой»), пейзаж.
Тициану удалось значительно улучшить традиционную технику гравюры на дереве и проявить себя мастером сложных композиций. Занимать такую должность было очень выгодно, она означала годовое жалование в сто золотых дукатов, не облагаемых налогом и вдобавок присвоение звания официального художника республики Святого Марка, в обязанности которого входило написание портрета каждого нового дожа для зала Большого совета.
Темные драпировки, волосы и прочие второстепенные детали картины он часто писал «алла прима». Живой, теплый цвет тела богини становится в картине главным организующим началом. Когда опустошительная эпидемия закончилась и жизнь в Венеции вошла в свое обычное русло, Тициану принесли спасенное полотно Джорджоне «Спящая Венера» с просьбой восстановить его. Но вряд ли кто и изучил так возможности живописи, как величайший труженик Тициан, стаж которого на ниве холста бьет все мыслимые рекорды.
Но тот сердился и отвечал: Тициан – завершил. Приказывает заточить Данаю с сыном в ящик и бросить в море. В те дни Тициан писал для кардинала Александра Фарнезе свою Данаю. Кто изображен на картине – загадка. Фреска вообще, как техника живописи, не прижилась во влажном климате Венеции. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля.
Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет). Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате. Мало кто был равен Тициану по дарам, которыми щедро наградил его Господь. С достаточной определенностью Джорджоне, прожившему совсем короткую жизнь, приписывается совсем немного, один или два (в зависимости от строгости ученых-атрибуторов) десятка картин, причем все самые характерные и знаменитые из них каждая по отдельности представляют собой волнующую, до сих пор не раскрытую загадку.
Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. Тициан заменил господство линии господством цветового пятна. Семья имела троих детей, сыновей Помпония и Хорацио, дочь Лавинию. Уже в 1516 г. он становится первым живописцем республики, с 20-х годов — самым прославленным художником Венеции и успех не оставляет его до конца дней.
В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа. Ему больше ничего не оставалось делать, как проводить их взглядом.
– Паоло Кальяри (1528-1588), родившийся в Вероне (откуда и пошло его прозвище Веронезе, т. е. Как Пушкин, он есть сам своя норма» (П. Фоном для обеих картин служит дальний пейзаж.
Завершая обзор венецианского Возрождения, нельзя не упомянуть величайшего архитектора, родившегося и работавшего в Виченце близ Венеции и оставившего там прекрасные примеры его знания и переосмысления античной архитектуры —Андреа Палладио (1508—1580, Вилла Корнаро в Пьомбино, Вилла Ротонда в Виченце, завершенная уже после его смерти учениками по его проекту, многие здания в Виченце). Ведь именно в эти годы рождались, творили и умирали величайшие художники. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. С небес на коленопреклоненную фигуру исходит чудный свет. Точная дата его рождения неизвестна.
— монументальные композиции, («Вознесение Марии», около 1516—18, церковь Санта-Мария, Венеция). Ушли из жизни Рафаэль Санти и Леонардо да Винчи.
Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. И, как в прежние времена, остроумного, способного поддержать блестящую беседу. Его «Венера» (около 1538), в которой многие исследователи видят портрет герцогини Элеоноры Урбинской, близка по композиции джорджоневской.
Себастьян был одним из особо почитаемых в Италии святых, поскольку считали, что он помогает людям избавляться от чумы. В 1566 году Вазари, прибыв в Венецию, посетил Тициана, как своего лучшего друга. А Тициан – дает. Позднее Тициан написал для Филиппа Испанского несколько вариантов темы Венеры и Данаи.
Все остальное, включая книги и дневники, поглотило пламя. Расцвет венецианской школы живописи пришелся на первую половину XVI в., когда творили великие Джорджоне (1477-1510) и Тициан (1488/1490-1576). В Венеции Веронезе знакомится с творчеством Тициана (около 1477–1576), у которого он воспринял широкую, свободную манеру письма, ставшую характерной для его произведений. Все главные храмы города открывают художнику свои двери. Много писал на античные темы, мифологические сюжеты: «Вакханки», «Даная», «Венера и Адонис» - показал простые радости земного бытия, воспевал женскую красоту.
Венеция этих лет — один из центров передовой культуры и науки. Маркуолы, в зале мессира Андрее Лоредано.
– Л. Л. ) изображенную с абсолютно античной свободой, Микеланджело очень ее расхвалил. Радоваться пришлось недолго. Около 1520 г. герцог Феррарский заказывает ему цикл картин, в которых Тициан предстает певцом античности, сумевшим почувствоватьи, главное, воплотить дух язычества («Вакханалия», «Праздник Венеры», «Вакх и Ариадна»).
Тициану не хватало. Сложно, если не сказать мучительно, каждый раз, когда художник пишет картину, держать перед собой модель (неважно одетую или обнаженную). В «Мадонне Пезаро» Тициан разработал принцип децентрализующей композиции, которого не знали флорентийская и римская школы.
Огромные же по тому времени, частично высвобождавшиеся из торгового оборота денежные средства венецианские купцы вкладывали в развитие ремесел и мануфактур в Венеции, частично в развитие на рациональных началах земледелия в своих владениях, расположенных на прилегающих к лагуне областях полуострова (так называемой терраферме). Кроме Венеры Адонис больше всего на свете любил одну вещь – охоту. Тициан родился в Кадоре, маленьком городке у подножия Альп, в семье военного, учился, как и Джорджоне, у Джанбеллино и первой его работой (1508) была совместная с Джорджоне роспись амбаров Немецкого подворья в Венеции. «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников.
Лавиния умерла при родах. В этом прекрасном образе как бы предвосхищается та неуловимая тонкость душевных движений, которую излучают лица в некоторых портретах Тициана. Добавлю, что при всей своей реалистичности Тициан был редчайшим колористом. Отныне все дожи времени Тициана (все восемь. ), в порядке их избрания, будут удостоены его кисти – последний такой портрет художник напишет в 90 лет. И сделал ее молодкой.
Эта композиция считается самой завершенной из тех, что были созданы Тицианом. Высокого и Позднего Возрождения. Дело в том, что Джорджоне гораздо решительнее, чем все его современники (даже такие как Леонардо да Винчи или Рафаэль) перешел от композиций, основанных на четких символических программах, к свободным поэтическим импровизациям, смысл которых прихотливо меняется в зависимости от настроения зрителя.
Фрески (работал с Джорджоне). Красной неспроста, ведь красный цвет символизирует страсть. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Тот же Вазари уверял: Если бы он еще раньше попал в Рим и увидел произведения Микеланджело и Рафаэля, то уже сегодня сравнялся бы с Урбинцем и Буонаротти. Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му. Сансовино, руководящий постройкой церкви Сан Спирито, поручает Вазари разработать эскизы для потолка.
Безмерная глубина скорби и величественная красота человеческого существа переданы в последнем произведении Тициана «Оплакивание», законченном уже после смерти художника его учеником. Слава к Тициану приходит рано.
Многие знатные жители Венеции, не зная, что Джорджоне прекратил работу над фасадом и что роспись выполнял Тициан, а он уже снял часть лесов с работы, поздравляли Джорджоне, по-дружески хвалили работу, говорили, что часть работы над лавками (которую выполнил Тициан), значительно лучше фасада над Большим каналом (который расписывал Джорджоне). Не случайно она погружена в безмятежный сон. Уже в первой принесшей ему известность картине «Чудо святого Марка» (1548) он представляет фигуру святого в таком сложном ракурсе, а всех людей в состоянии такой патетики и такого бурного движения, которое было бы невозможно в искусстве Высокого Ренессанса в его классический период.
Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой. Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент.
Человек оказывается перед лицом темных сил, неизбежны борьба, а порой и гибель. И королей и святых. Трудно назвать художника, который бы смелее орудовал цветом. Для самостоятельного художественного развития вся жизнь Тициана сложилась чрезвычайно удачно: он жил не в замкнутом узком кругу, а в широком общении с учеными и поэтами того времени и был желанными гостем у владык мира и знатных людей, как первый портретный художник. Тинторетто очень недолго пробыл в мастерской Тициана, однако, по словам современников, на дверях его мастерской висел девиз: «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана».
Спустя 30 с лишним лет он повторил этот сюжет, разрабатывая его для себя. На сей раз они были сняты для реставрации и хранения. Трагическое мироощущение проявилось в творчестве другого художника — Якопо Робусти известного в искусстве как Тинторетто (1518—1594) («тинторетто»—красильщик: отец художника был красильщиком шелка). В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате.
В самый последний момент жизни человек остается прекрасным и несломленным.
Уже в первом известном произведении «Мадонна Кастельфранко» (около 1505) Джорджоне предстает вполне сложившимся художником образ мадонны полон поэтичности, задумчивой мечтательности, пронизан тем настроением печали, которое свойственно всем женским образам Джорджоне. Тициан. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Но в отличие от Джорджоне Тициан создает образы более полнокровные, активные, жизнерадостные – «Любовь земная и небесная».
Тициан много делал, чтобы обуздать неудачного сына, находил ему должности, давал деньги. «Венера Урбино» Тициана и «Спящая Венера» Джорджоне.
Соединение этих черт столь характерно для Джорджоне, что именно «Сельский концерт» можно считать его наиболее типичным произведением. Ранние полотна севильского периода в основном были созданы в жанре бодегонов (исп. Как видим, художник прожил удивительно долгую (и плодотворную) жизнь – почти целый век. В позднейшем произведении Тициана «Св. Мария Египетская»). Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини.
Слаб зрение, он больше болел и его картины потеряли четкие контуры и локальные краски. Не без содействия друзей на заседании Совета Десяти предложение Тициана было принято. Созданная для Гвидобальдо, сына урбинского герцога, «Венера Урбино», один из шедевров тициановской классики, скорее всего, признана служить аллегорией супружества. Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты.
Веронезе является автором общего плана убранства церкви Св. Себастьяна. Красно-розовое пятно одежды перекликается с красными цветами и одеждой пастуха. Пройдет еще четверть века и он въедет в Рим как триумфатор. Нечто призрачное ирреальное ощущается в его поздних пейзажах для той же Скуоло ди сан Рокко («Бегство в Египет», «Св. Что-то пробурчав, понтифик поспешил встать и удалиться.
Ее тело написано легко, свободно изящно, недаром исследователи говорят о «музыкальности» ритмов Джорджоне оно не лишено и чувственной прелести. к творчеству мастера. Однако Беллини не закончил картину, так как был уже в достаточно преклонном возрасте. К счастью, стал накрапывать дождь и костер слабо разгорался.
Неёловы, Ч. Камерон и более всего —Дж. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). В поздний период – картины на религиозные темы («Кающаяся Мария Магдалина», 1560-е гг., Эрмитаж, Петербург).
Большую часть времени своего путешествия Веласкес провел в Риме, где создал несколько портретов – в том числе известнейший портрет папы Иннокентия X (1574-1655). Это, вроде и подтверждают работы обоих над фресками в Фондако деи Тедески (Немецком дворе), ведь торговая империя Венеция уважала связь с Германией. По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины. Он одерживает победу в конкурсе на проект декорировки библиотеки св. Оттого данная работа известная под разными названиями, – это не только игра художнической фантазии на темы мифологии: Венера завязывает глаза Амуру, а одна из нимф подает ему лук, чтобы любовные стрелы были пущены наугад.
Эту картину Тициан напишет сразу же после трагической смерти Джорджоне.