Картина Эдгара Дега Репетиция: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Купить картину или постер "Репетиция", художника Эдгара Дега вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. К концу жизни Дега постоянно углублялся в любимую тему изображая балерин на работе и репетициях.
Проклятый мир комплиментов и обид. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу».
Как всегда, композиция картины выверена Дега до мелочей. К этому времени Дега исполнилось 50 лет. Да, все, сказанное выше, правда, но правда и то, что Дега не утратил гибкости ума, оставался яркой противоречивой личностью искал новые пути в искусстве.
Весь этот пахнущий пудрой и потом рай выражен в картине Дега. Как и многих художников-импрессионистов, его интересовала бурлящая вокруг жизнь. Описание: Эдгара Дега называют одним из самых видных представителей импрессионизма.
Дега даже составил список различных сюжетов, по которым можно изучать современность: разные виды дыма (паровозов, пароходов, труб) музыканты с их разнообразными инструментами перчатки вуали балет. В этом он полностью солидарен со своими друзьями Мане, . Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Все это как будто «подсмотрено в замочную скважину», говорил художник. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом.
Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Дега превращает бытовые сценки в живописные драгоценности, приучая глаз зрителя видеть прекрасное в обыденной жизни (Ванна, ок. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем.
После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. Создавая это полотно Дега, посещал танцевальные классы в Опере. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
Некоторые выставки он помогал организовывать. Дега – творец, его холсты современны по живописи и по композиции. Балетмейстер творит, но все его старания бесплодны. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). «Меня называют живописцем танцовщиц», — писал Дега.
В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Здесь он сделал множество предварительных набросков, но окончательный вариант написал уже после возвращения в Париж в 1859 году. В «Репетиции на сцене» показано жалкое царство балета. Как и многие его современники, Дега испытал влияние японской графики с её необычными ракурсами, к которым сам прибегал в своих последующих работах. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. В сущности выбор не так уж плох. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. Эту жизнь он отображает на своих картинах, рисуя скачки, людей в кафе, театре и на улицах. Хюттингер).
Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Балерины, облачённые в белоснежные туники, страшны. В «Репетиции на сцене» автор выдвигает на первый план своеобразие профессиональных жестов и движений балерин. Учился живописи в Школе изящных искусств (1855 – 1856) у Луи Ламота, ученика Доминика Энгра, влияние которого сказалось на его раннем творчестве.
Чтобы изобразить подобное требуется большое мастерство. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Он постоянный участник выставок импрессионистов, начиная с первой, в 1874 году. Джейн Остин в романе «Гордость и предубеждение» замечает: «Страсть к танцам есть прямой путь к влюбленности». Ренуаром, .
Я не встречал еще художника, который, воспроизводя современную жизнь, лучше схватывал бы её дух» В конечном итоге Дега сумел выработать свой собственный, неповторимый взгляд на впечатления окружающего нас мира. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Балетмейстер творит. Они безумно устали от ежедневной круговерти, от усилий нравиться, от пошлых будней.
Писсарро. » (deliberation) — писал мастер. Небольшого роста, худощавый, одетый элегантно, но без всякого налета «богемности», Дега участвует в спорах, прямой до резкости, язвительный, сыплет остроумными парадоксами, его «словечки» разносятся по всему Парижу, при этом не терпит никакой шумихи вокруг своего имени, не дает интервью и «расправляется с репортерами, как терьер с крысами». Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий.
Классические традиции в композиции на этом полотне соседствуют с характерными персонажами, что положительно отличает эту работу художника. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Художник не идеализирует реальность, но показывает ее с пронзительной честностью. Колорит большого холста выдержан в строгих черно-белых и голубых тонах. Он жил один.
Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Как-то Дега сказал, что изображать моющихся женщин – «это все равно, как если бы подсмотреть через замочную скважину». Дега — истинный сын XIX века, одним из главных художественных открытий которого было стремление запечатлеть мир в движении, в развитии (заметим, что это эпоха расцвета психологического романа).
Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи.
Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. И, также как Энгр, Дега считал, что главное – это рисунок.
Дега любил делать «портреты людей в типичных и естественных и позах». Театр появляется в жизни Дега 1867 году, когда он сближается с музыкантом Дезире Диго, а затем знакомится с рядом других артистов Оперы. Мерцание рампы предательски выхватывает из душной тьмы их раскрашенные лица. В 60-х годах в его жизнь входит модный тогда импрессионизм, он знакомится с Э. Мане, в 1866 году Дега становится постоянным посетителем кафе Гербуа, где собирались молодые художники, во главе с Мане.
Но пастель сыпется с картины, её надо закреплять специальным раствором, а в результате краски темнеют. Современная жизнь — вот главная тема художника, сближающая Дега с импрессионистами. Ирония судьбы, но именно в 1890-х, после распада группы импрессионистов, работы Дега стали наиболее близки по стилю именно к импрессионизму. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Но это требует большого мастерства от художника.
Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. Он говорил по этому поводу: «Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение».
Дебютировал в Салоне 1865 года. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику».
Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Главная фигура на картине – балетмейстер. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Дега раскрывает оборотную сторону балета.
В конце жизни художник ослеп, но тему танца и балета продолжил уже в скульптуре.
Одна из таких работ «Репетиция на сцене» (1873-1874). Всматриваясь в пастели Дега, с особенной ясностью осознаешь сущность новых завоеваний живописи. В «Репетиции на сцене» художник на первый план выдвигает оригинальность профессиональных движений и жестов балерин.
Некоторые его работы создают впечатление мгновенного снимка, однако на самом деле это ощущение является плодом долгой и кропотливой работы художника. Совершил поездку в Новый Орлеан, США (1872 – 1873).
Они устали от этой круговерти, от пошлых будней, от ежедневных попыток понравиться. Оно было у Дега, но не от природы, а как результат кропотливого ежедневного труда.
Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Танцовщицы отдыхают во время репетиции, они стоят группками по всему залу.
Усталость, пустота, горечь, надежда и скука витают в воздухе репетиции.
В «Репетиции на сцене» Дега показывает изнанку балета. Эта большая картина Дега с изображением сцены урока танцев была написана им по заказу известного баритона и коллекционера Жана-Батиста Фаре.
Оно было не от природы, это результат кропотливого изучения натуры. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов.
Стремление к достижению предельно абсолютного искусства сыграло с Дега злую шутку: движение к идеалу стало для художника самоцелью. Образы пленительных оперных «нимф и богинь», властвовавших в галантном XVIII веке, оставили Ланкре, Латур, Фрагонар. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма.
Ему пришлось не только продать дом и собранную отцом коллекцию картин старых мастеров, но и впервые задуматься над продажей своих собственных работ. «Балетная» тема позволяла художнику сочетать изысканные линии с эффектами искусственного освещения, но и в развитии этой темы Эдгар Дега шел очень осторожно, вот таким образом его произведения резко отличаются от картин таких классиков импрессионизма, как Моне, Писсарро, Сислей.
Речь идет о картине «Семья Белели» (1860—1862, Париж, Музей Орсэ). А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». Скорее всего, время диктовало манеру и стиль этой блестящей когорты художников. «Голубые танцовщицы» написаны пастелью, Дега любил пастель, так как при работе ею цвет и линия были едины. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Я никогда не видел, чтобы кто-либо так удачно передавал бы современную жизнь, её душу». С годами Дега все чаще отдает предпочтение пастели, часто в сочетании с монотипией, литографией или гуашью.
Эдгар Дега родился 19 июня 1834 года в Париже, в дворянской семье. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Он в самом деле часто обращался к этой теме и его ранний шедевр «Репетиция» позволяет оценить всю уникальность созданных им образов балерин.
а каторжный труд и опустошение этих хрупких созданий природы. Он боготворил Энгра. Последний очень интересовал живописца, его даже прозвали художником балерин. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента).
Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории.
После множества попыток, опытов, прощупываний во всех направлениях он влюбился во все современное, а в этой современности остановил свой взгляд на прачках и танцовщицах. Познакомился в Школе с Анри Фантен-Латуром и Леоном Бонна.
Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница. В этом особенность французской художественной школы — продвигаясь вперед, не отбрасывать завоевания предшествующих поколений, отсюда «классичность» как важное свойство национальной эстетики. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Прекрасно написано лицо женщины, погруженной в грустные раздумья.
Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. На этой стадии им были прорисованы заключительные детали на лице, волосах, ногах и руках балерины и в основном дописаны ее туфли. Эдгар Дега воспринимал театр именно так.
Все здесь живут только хлопком и ради хлопка».
Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. Присутствие на репетициях позволяло ему рассматривать балерин с разных ракурсов в самых разнообразных позах, чтобы потом изобразить на полотне их взаимодействие и движение фигур. «Он удивительный наблюдатель, который смотрит на всё по-своему и видит то, чего другие не замечают», – писал Шарль Биго. «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Но, на первый план у Дега всё равно выходит цвет.
Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Американский историк искусства Джордж Хеард Гамильтон писал об этих работах Дега: «Колорит его картин был последним и величайшим даром художника современному искусству. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать.
Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена.
Дега писал своему другу: «Один хлопок. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество.
К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Дега использовал и другую технику письма и очень часто комбинировал разные материалы в рамках одной работы. И картина «Репетиция на сцене» – это результат тщательных наблюдений и продолжительной предварительной работы. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. 1886, Париж, Музей Орсэ).
Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Его произведения ничего не воспевают.
Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. Однако, Эдгар Дега более всего известен публике как художник балерин и действительно, никакие другие сюжеты не привлекали его так сильно (может быть, еще только скачки).
Дега очень часто обращался к теме танцовщиц, но он отнюдь не был эротоманом. У Дега не было предпочтений он охотно посещал как элегантные заведения на Елисейских полях, Ла Скала, Ба-Та-Клан, Элизэ-Монмартр, так и сомнительные кабаки Бельвиля и Ла Вилет, где его привлекали необычные силуэты. Меня называют живописцем танцовщиц, – писал Дега. Не принимал он также и стремление импрессионистов работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафешантана. В этом их сила и слабость. С этого момента он уже окончательно прекратил работу.
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией».
Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». В отличие от других импрессионистов, Дега получил законченное образование в Академии. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Дега отказывается от изображения звезд балета, сверкающих на залитой светом сцене и показывает нам закулисную жизнь парижского театра Опера, танцевальный класс, где юные танцовщицы репетируют под руководством опытного мастера-педагога.
Конечно же, его потуги жалки. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Танцевальные сцены в ее романе играют важную роль для зарождения любви. Разве мог Антуан Ватто позволить себе изображать сцену, глядя на неё сквозь сотни зрителей, сидящих в зале изображать не само действо, а профиль случайного соседа, невольно подслушанный разговор и мимику собеседников. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Остальные выполнены пастелью. Пользоваться пастелью художники начали в конце XV века, а в XVIII веке пастель была в особой моде и прежде всего в портретной живописи.
Тем более что вскоре один из его братьев попадает в затруднительное финансовое положение и Э. Дега вынужден в уплату его долгов отдать большую часть своего состояния и продать несколько своих картин.
Не прилизанный и напомаженный блеск сцены, . Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Практически любая картина Дега – это вечность обыденности, которая подмечена со стороны. Поездки по Италии и влияние итальянских живописцев XV века подвигли Дега на создание группового портрета семьи Беллели.
В полотнах Дега вечность обыденности, подмеченная со стороны. Художник подчеркивает различие характеров, душевных переживаний. Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».
Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Получив академическое образование, художник отрицал (denied) возможность передачи различных впечатлений в картине.
Картины темные по колориту, суховаты по форме. Все здесь полно осмысленного движения. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. Он также был известен как способный мимический актёр.
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Мне нравится эта суровость». В 1873году художник вернулся в Париж. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни.
Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. В этом их сила и слабость. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже.
Чтобы наметить основные тени, легче нанести сначала темные тона, а затем добавить светлые. Принял участие во всех выставках импрессионистов (1874 – 1886), кроме седьмой (1882), когда протестовал против участия в ней Моне и Ренуара, не порвавших с Салоном.
Однажды, отвечая на вопрос, почему он любил писать балет, Эдгар Дега пробурчал: «Меня называют живописцем танцовщиц не понимают, что танцовщицы послужили мне предлогом писать красивые ткани и передавать движения». Мастер встречался с ним, когда ещё был мальчишкой. Эдгар Дега тоже был завсегдатаем театра, но абсолютно иначе подошел к театральной теме. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям.
Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Чего же ещё ждать от репетиции, когда весь балет Франции той поры погряз в бездне рутины.
В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Краткая биографическая справка. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету.
Взгляд художника был аналитическим. Желание рисовать начало проявляться у Дега уже в детстве. В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни («Танцевальный класс», 1873—1875 «Танцовщица на сцене», 1878 — обе в Музее Орсэ, Париж «Танцовщицы на репетиции», 1879, МГИИ, Москва «Голубые танцовщицы», 1890, Музей Орсэ, Париж).
Ламот был учеником Энгра, самого прославленного французского художника того времени и сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Вот ещё одно описание этой картины ценителем и знатоком искусства: «В сравнении с официальной салонной портретной живописью, для которой фотографическая точность, фотографическая постановка и достоверность моментального снимка были непременным условием эстетики, картина в своей смелости и правде означала настоящую революцию. Две фразы поста наиболее точно определяют внутреннее содержание "балетных" работ Дега:.
На тему танцовщиц Дега в сильной степени повлиял Оноре Домье. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение.
Работая над этой картиной, художник посещал танцевальные классы в Парижской Опере. А закрученный гриф контрабаса беззастенчиво высовывает свою «голову» прямо на передний план. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Пустота, скука, усталость, горечь и надежда царят на репетиции. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества.
Она возвышается словно массивная темная пирамида. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Дега предпочитал делать, как он говорил, «портреты людей в естественных и типичных позах, обычно предоставляя им полную свободу, как в выражении лица, так и в положении тела».
Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Мастера не редко упрекали за «вульгарность» его образов и тем. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. В какой-то мере он «подсмотрел» и «Голубых танцовщиц», – сумев выбрать тот угол зрения, ту линию и те части, которые нужны были только ему. Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865).
Интерес к Терпсихоре – давняя традиция французской живописи. Как всегда, композиция картины выверена Дега до мелочей. Основой процветания города была торговля хлопком. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет.
На картине «Урок танца» Пьетро Лонги изображена молодая девушка, которая учится танцевать, готовясь к светским мероприятиям. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом».
Некоторые знатоки творчества Дега считают, что можно заметить контраст между бесстрастной объективностью в обрисовке персонажей — и теплым, живым чувством, разлитым в самой живописи. Этот пропахший пудрой и потом рай изображен на картине Дега. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. «Всё, что я делаю — это результат размышлений. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Эдгар Дега воспринимал театр именно так.
Центральная фигура – балетмейстер. Со временем Дега все чаще и чаще обращается к скульптуре, поскольку здесь он может больше полагаться на осязание, чем на почти утраченное зрение. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения.
Он был первым из европейских художников, кто абсолютно по-новому увидел балет.