Сюжет показывает миру крохотное, но такое яркое его отражение, что мир в него верит. Возникает такое впечатление, что связанный с ним микросюжет, построенный на алогизме, сам представляет собой алогизм, несообразность в рамках большого сюжета и только отвлекает внимание читателя, создает коротенькое, но все же – избыточное замедление. Существует также точка зрения, что понятие «фабула» самостоятельного значения не имеет и для анализа произведения вполне достаточно оперировать понятиями «сюжет», «схема сюжета», «композиция сюжета». Что такое сюжет произведения.
Лит. : Аристотель. Такой тип сюжета мы наблюдаем, например, в «Мертвых душах» Гоголя, «Мужиках» и других произведениях Чехова и т. д. В литературоведении сталкиваются два других истолкования. К тому же, некоторых элементов композиции может просто не быть.
Однако сторонникам этой теории важно усвоить теоретическое новаторство «формальной школы» и, называя С. основную, предметную сторону повествования или сценического действия, употреблять термин «фабула» для обозначения второй, собственно композиционной стороны (см. Существуют сюжеты хроникальные и концентрические. Существуют сюжеты двух типов.
Наконец, фабульная последовательность может быть нарушена таким образом, что разновременные события даются вперемешку повествование все время возвращается из момента совершающегося действия в разные предыдущие временные пласты, потом опять обращается к настоящему, чтобы тотчас же вернуться в прошлое. В 1920-х годах представителями ОПОЯЗа было предложено различать две стороны повествования: само по себе развитие событий в мире произведения они называли «фабулой», а то, как эти события изображены автором— «сюжетом». Кульминация является моментом высшего напряжения, когда наиболее ярко выражены цели и характеры героев. Что такое сюжет. Толковый словарь Ушакова определяет сюжет как «совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения», а фабулу как «содержание событий изображаемых в литературном произведении, в их последовательной связи».
Придумывая сюжет, автор книги в первую очередь думает о том, как заинтересовать читателя. Легко видеть, что значения терминов «сюжет» и «фабула» в данном толковании, по сравнению с предыдущим, меняются местами. Основной предпосылкой развёртывания сюжета является время, причём как в историческом плане (исторический период действия произведения), так в физическом (течение времени в ходе произведения). Различают три основные разновидности внесюжетных элементов: описание, авторские отступления и вставные эпизоды (иначе их называют еще вставными новеллами или вставными сюжетами).
Различие между этими видами сюжетов хорошо иллюстрирует такой пример: во фразе «Король умер и скоро умерла королева» воссоздается хроникальный сюжет, но если мы скажем: «Король умер и королева умерла от горя», – это будет формула концентрического сюжета. Возможно, в будущем не останется уже никаких стандартных схем. В другом типе сюжета – назовем его, в противоположность первому, адинамическим – развитие действия замедлено и не стремится к развязке, события сюжета не заключают в себе особого интереса, элементы сюжета выражены нечетко или вовсе отсутствуют (конфликт при этом воплощается и движется не с помощью сюжетных, а с помощью иных композиционных средств), развязка либо вовсе отсутствует, либо является чисто формальной, в общей композиции произведения много внесюжетных элементов (о них смотри чуть ниже), которые часто перемещают на себя центр тяжести читательского внимания. Сюжет является важным способом создания образа персонажа и выражения авторской позиции: поступки и действия героев в значительной мере раскрывают их характеры, а исход событий во многом выражает авторское отношение к миру, авторское разрешение поставленных в произведении проблем (так, все развитие сюжета и особенно его развязка в «Преступлении к наказании» Достоевского выражают авторскую идею недопустимости «крови по совести»).
Это сочетание элементов, каждый из которых имеет свою функцию. Прекрасный пример такого построения – рассказ-анекдот, типа рассмотренного выше рассказа Чехова «Смерть чиновника». А вот русские критики XIX века меняли местами значения данных терминов.
В Большом энциклопедическом словаре и Современной энциклопедии (2000) сюжет считается способом развертывания фабулы, а также последовательностью изображаемых событий. Отсюда – элементы сюжета: экспозиция (см. ), завязка (см. ), развитие действия, кульминация (см. ), развязка (см. ). Различие в терминах, обозначающих одно явление, сделало их неустойчивыми и неоднозначными. Авторские отступления – необязательный элемент в композиции произведения, но когда они там все же появляются («Евгений Онегин» Пушкина, «Мертвые души» Гоголя, «Мастер и Маргарита» Булгакова и др. ), они играют, как правило, важнейшую роль и подлежат обязательному анализу. Предыдущее толкование было поддержано в 1920-х годах представителями ОПОЯЗа, которые предложили различать две стороны повествования: само по себе развитие событий в мире произведения они называли «фабулой», а то, как эти события изображены автором— «сюжетом». Понятие сюжет имеет очень много смыслов в зависимости от сферы употребления.
будет гораздо сложнее и запутаннее, чем сейчас. Г. Б. В предельно общем виде сюжет— это своего рода базовая схема произведения, включающая последовательность происходящих в произведении действий и совокупность существующих в нём отношений персонажей. А пока что это лишь схема и метод выстраивания повествования.
Такой тип сюжета встречается, например, в «Повестях Белкина» Пушкина, «Накануне» Тургенева, «Игроке» Достоевского и др. Обычно сюжет включает в себя следующие элементы: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и постпозицию, а также, в некоторых произведениях, пролог и эпилог. С. во всём его неповторимом своеобразии это основная сторона формы (и тем самым стиля) произведения в её соответствии содержанию, а не само содержание, как часто понимают в школьной практике.
В ряде произведений некоторые из этих элементов ослаблены или отсутствуют вовсе («Степь» А. Чехова, «Детство» М. Горького). Основные элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Далее следует завязка (это предтеча конфликта), происходит столкновение какого-либо рода. Совокупность и последовательность действий и событий – это сложное целое понятие.
Фабула представляет собой средство, которое скорее нужно автору, а не зрителю., т. 2, М., 1964 Вопросы кинодраматургии, в. 5 Сюжет в кино, М., 1965 Поспелов Г. Н., Проблемы литературного стиля, М., 1970 Лотман Ю. М., Структура художественного текста, М., 1970 Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, М., 1971 Wellek R., Warren A., Theory of literature, 3 ed., N. Y., 1963. Произошла путаница с переводами, в частности с латинского языка и миф стал фабулой. Именно анализ сюжета произведения позволит правильно проанализировать его фабулу. Композиция в этом случае практически не содержит внесюжетных элементов, в минимальной мере пользуется композиционными приемами. В современной советской литературно-критической и школьной практике термины «С» и «фабула» осознаются или как синонимы или же С. называется весь ход событий, а фабулой основной художественный конфликт, который в них развивается (в обоих случаях термины удваиваются). Как правило, романы и многие драматические произведения отличаются многосюжетностью.
Но Аристотель в «Поэтике» применял для обозначения подобных происшествий древнегреческое слово «миф» (мthos) в смысле«предание», которое в русском литературоведении переводится обычно неверно латинским словом «фабула». К литературе слово «С» впервые применили в 17 в. классицисты П. Корнель и Н. Буало имея в виду, вслед за Аристотелем, происшествия в жизни легендарных героев древности (например, Антигоны и Креонта или Медеи и Ясона), заимствованные драматургами позднейших времён. Само слово заимствовано из французского языка (subjet), что дословно переводится как «предмет».
В зависимости от соотношения сюжета и фабулы в конкретном произведении говорят о разных видах и приемах композиции сюжета. Назовем этот тип сюжета динамическим. Основной предпосылкой развёртывания сюжета является время, причём как в историческом плане (исторический период действия произведения), так в физическом (течение времени в ходе произведения).
Такая композиция сюжета часто мотивирована воспоминаниями героев. Это одинаковые или разные понятия, взаимодополняющие или взаимоисключающие. В немецкой классической эстетике (Шеллинг, Гегель) события изображенные в произведениях, назывались «действованием» (Handlung). Наконец, вставные эпизоды – это относительно законченные фрагменты действия, в которых действуют другие персонажи, действие переносится в иное время и место и т. п. Иногда вставные эпизоды начинают играть и произведении даже большую роль, чем основной сюжет: например, в «Мертвых душах» Гоголя. В итоге единого общего мнения на этот счет до сих пор нет. Простой и сложный типы композиции иногда с трудом поддаются выявлению в конкретном художественном произведении, поскольку различия между ними оказываются до определенной степени чисто количественными: мы можем говорить о большей или меньшей сложности композиции того или иного произведения. Сюжет.
В основе любого сюжета лежит конфликт, развивающийся постепенно. В произведении может быть одна или несколько сюжетных линий: так, в рассказе Чехова «Ионыч» сюжетная линия одна, связанная с нравственной деградацией, доктора Старцева в «Войне и мире» Толстого, напротив, несколько сюжетных линий (судьбы Пьера Безухова, Андрея Болконского, Наташи и Николая Ростовых, ход войны 1812 года и др. ). Латинское слово «фабула» (от одного корня с глаголом fabulari рассказывать, повествовать) употреблялось римскими писателями как обозначение всяких рассказов, в том числе мифов и басен и получило распространение гораздо раньше, чем французский термин «С».
Что такое сюжет в Толковом словаре русского языка Ушакова. С. произведения одно из важнейших средств воплощения содержания обобщающей «мысли» писателя, его идейно-эмоционального осмысления реальных характерностей жизни, выраженного через словесное изображение вымышленных персонажей в их индивидуальных действиях и отношениях. представители ОПОЯЗа предложили важное различение двух сторон повествования: развитие самих событий в жизни персонажей, порядок и способ сообщения о них автором-рассказчиком придавая большое значение тому, как «сделано» произведение, они стали называть С. вторую сторону, а первую фабулой.
Описание – это литературное изображение внешнего мира (пейзажа, портрета, мира вещей и т. п. ) или устойчивого жизненного уклада, то есть тех событий и действий, которые совершаются регулярно изо дня в день и, следовательно, также не имеют отношения к движению сюжета. Внесюжетные элементы. Согласно ей, основные компоненты сложения сюжета – это событие и действие. Но, несмотря на это, повествование воспринимается цельным и стройным.
В 1920-х гг. Так, роман «Что делать. » Н. Чернышевского начинается со смерти героя, а потом рассказывается обо всем, что предшествовало этому., большую роль также играют внесюжетные элементы (описания, авторские отступления). Во множестве источников (в различных словарях в том числе) значение слова варьируется.
См.
Сюжет – это изображение событий так, как они даны в произведении При этом события не всегда располагаются в причинно-следственной и временной последовательности. При этом надо отличать С. в его неповторимости от отвлечённых сюжетных, точнее конфликтных «схем» (А любит Б, но Б любит В и т. п. ), которые могут исторически повторяться, заимствоваться и каждый раз находить новое конкретное художественное воплощение. Само слово происходит от французского sujet, что дословно переводится как предмет.
Благодаря этим свойствам прием умолчания почти всегда используется в произведениях детективного жанра, хотя, разумеется и не только в них. Эта традиция продолжает сохраняться (см. В том, какие события положены в основу произведения, как они развиваются, сказывается творческая индивидуальность, мастерство писателя, его понимание действительности и законов искусства.
Такая терминология не только более традиционна и привычна, но и более точна этимологически (С., по смыслу слова, «предмет», то есть то, о чём повествуется, фабула, с той же точки зрения само повествование о С. ). В первом типе развитие действия происходит напряженно и сколько возможно стремительно, в событиях сюжета заключается основной смысл и интерес для читателя, сюжетные элементы четко выражены, а развязка несет огромную содержательную нагрузку. также Композицш, Внесюжетные элементы. Точки наибольшего читательского напряжения мы будем называть опорными точками композиции.
Понятие сюжета тесно граничит с понятием фабулы произведения. И ответ на вопрос Что такое сюжет. Это хронологический порядок событий. Понятие «сюжет» имеет очень много смыслов в зависимости от сферы употребления.
В целом, оба понятия тесно связаны между собой. Чтобы понять, что такое сюжет в литературе, нужно разобраться в некоторых тонкостях. В современной русской литературной критике (равно как и в практике школьного преподавания литературы) термином «сюжет» обычно называют сам ход событий в произведении, а под фабулой понимают основной художественный конфликт, который по ходу этих событий развивается.
Именно анализ сюжета произведения позволит правильно проанализировать его фабулу. Если же взять лишь основные, ключевые эпизоды сюжета, безусловно необходимые для его понимания и расположить их в хронологическом порядке, то мы получим фабулу – схему сюжета или, как иногда говорят, «выпрямленный сюжет». Но что такое сюжет в детальном рассмотрении. Само слово происходит от французского «sujet», что дословно переводится как «предмет».
СЮЖЕТ — система, последовательность событий и действий в эпическом, драматическом или лиро-эпическом произведении. важно содержание, а не, сюжет»» Полное собрание соч., т. 6, 1955, с. 219 Горький М. : «. В ней сама суть произведения, то, ради чего читатель или зритель знакомится с ним. Чтобы понять, что такое сюжет в литературе, нужно разобраться в некоторых тонкостях. Опорные точки композиции могут иногда располагаться в начале и конце (чаще) частей, глав, актов и т. п.
Причем заинтересовать не на пару страниц, а так, чтобы он не мог оторваться от произведения. «Теория литературы. » в трёх тт., т. 2, М., 1964). Композиция). Существуют, конечно и чистые типы: так, композиция, допустим, басен Крылова или рассказа Гоголя «Коляска» проста по всем параметрам, а «Братьев Карамазовых» Достоевского или «Дамы с собачкой» Чехова по всем параметрам сложна. Что такое сюжет и фабула.
собр.