Дело не только в том, что женская фигура на полотне выглядит мощнее и выше кентавра, который вообще-то тоже не маленький – у него торс коня. Согласно наиболее распространенному, принято считать, что в произведении флорентийского мастера представлена аллегория Целомудрия, побеждающего Сладострастие, которая выражает неоплатонический конфликт ratio и sensus (разума и чувств), состоящий в попытке подавить животные инстинкты, воплощенные в двойственной природе кентавра, с помощью разума. Более правомерно видеть в аллегории нравственную направленность. В основе ее идея Фичино о двойственности природы человека, соединяющего в себе животное начало, связанное с жизнью тела и сферу духа и разума, устремленного ввысь к достижению небесной мудрости.
Оставалось дело за малым – найти ее прообраз в прошлом. Возрождение. Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения.
Нередко в картинах Боттичелли в образах идеальных героев флорентийцы различали черты своих современников или известных личностей. Тихим аккомпанементом ей звучат приглушенные тона в передаче природы. Паллада изображена на фоне мирного, спокойного пейзажа. Прекрасная хрупкая женщина изящным жестом укрощает дикое существо. В годы наибольшей творческой продуктивности Боттичелли был довольно тесно связан с "двором" Лоренцо Медичи и многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе. Мол, достаточно сопоставить живописный сюжет с описаниями из, допустим, популярной книжки «Легенды и мифы Древней Греции и Рима», как любой намек на интригу моментально испарится.
Из этой фамилии происходил открыватель Нового Света Америго Веспуччи, к ней принадлежала в замужестве генуэзка Симонетта Каттанео известная как «прекрасная Симонетта». Пушкина, занимает достойное место среди аллегорических композиций Сандро Боттичелли. Она держит за волосы кентавра, покорно на неё взирающего. Об этом можно только гадать. Отрава. Хотя нельзя исключать, что вы и не полюбите данный опус всеми фибрами души, но погружение в материал гарантировано. Сам Джулиано Медичи ненадолго пережил хрупкую Симонетту.
Если ему верить, то в Палладе и кентавре Боттичелли изобразил конфликт разума и чувства. Его взгляд на мир неизбежно становится печальным. Философский смысл полотна является своего рода манифестом флорентийского гуманизма второй половины Кватроченто (XV век). Неоплатоники же вообще были склонны в античности видеть прообраз христианства.
В наиболее запущенных случаях не помогает даже поход в музей. Умерла она внезапно и довольно рано по неизвестной причине. Картины "История Виргинии" (Бергамо, Академия Каррара) и "История Лукреции" (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. С их точки зрения, все выглядело вполне логично.
Не впадая в схожую экзальтацию, рекомендуем-таки не пропустить визит «Паллады и кентавра» в Россию. Паллада изображена не воительницей в шлеме и с панцирем, а богиней мира и мудрости (Minerva-pacifica), увитой оливковыми ветвями. Имеется и более широкое его толкование как победы мудрости над страстями, что обсуждалось в кружке Медичи.
Считалось, что Паллада олицетворяет победу Медичи над заговорщиками (заговор Пацци) или успех в противодействии агрессивным планам неаполитанского короля. Известно, что Лоренцо Медичи заказал его художнику в качестве подарка своему кузену Лоренцо ди Пьерфранческо по случаю бракосочетания оного со знатной девицей Семирамидой Аппиани. Надо сказать, что гуманисты охотно использовали образы античности для своих аллегорий. Однако другие подтверждения этой гипотезы отсутствуют.
Картина вполне могла быть роскошным свадебным подарком от Лоренцо Великолепного своему двоюродному брату. По учению гуманистов, Паллада – символ созерцательного образа жизни и мудрости. Считалось, что Паллада олицетворяет победу Медичи над заговорщиками (заговор Пацци) или успех в противодействии агрессивным планам неаполитанского короля. Их описанные Лукианом шумные игры вокруг спящего бога войны вносят в сцену ноту изящной шутливости. Но в ее жесте проявляется не сила, а скорее – сожаление, упрек. Кентавр как бы обнаруживает собственную слабость перед лицом грациозной женской силы.
Так и здесь художник запечатлел младшего брата Лоренцо Великолепного – Джулиано де Медичи и его возлюбленную Симонетту. Вот таким образом и печальна Паллада – богиня мудрости.
Наконец, встречается и такое довольно романтическое предположение: поскольку друг и единомышленник Боттичелли поэт Полициано считал себя уродом, не достойным внимания женщин, не исключено, что картина была написана ему в утешение. Впрочем, догадки возникали и возникают не на пустом месте.
А. С. Пушкина в рамках года Италии в России пройдет выставка одного шедевра Сандро Боттичелли Паллада и Кентавр. Картина Паллада и Кентавр (около 1488) была написана для Джованни Пьерфранческо Медичи и находилась на вилле Кастелло вместе с Весной и Рождением Венеры. Ранее в картине видели политическую аллегорию, посвященную проницательности и искусству Лоренцо Великолепного в делах дипломатии. Декоративно-изысканные ритмы своей картины Боттичелли дополняет холодными матовыми и нежными тонами, наделенными произвольными переливами, отчего на полотне появляются ноты печали и болезненного надлома. Чахотка. Вся картина пронизана атмосферой мира и гармонии. Существует несколько вариантов интерпретации аллегорического смысла. Но все-таки «Паллада и кентавр» тоже вещь культовая и на глаза вам наверняка попадалась – хотя бы в интернете.
И даже не только в том, что у руках у нее мощная алебарда, как у стражника. Однако другие подтверждения этой гипотезы отсутствуют.
Одно из символических значений отгороженного места – внутренняя жизнь разума. Кроме того, существуют версии, согласно которым образ юной женщины изображенной на полотне Боттичелли, может быть отождествлен с девой Камиллой, девственной дочерью короля Метаба, воспетой Вергилием в поэме «Энеида», а также с римской богиней мудрости Минервой. В своей работе "Слепой Амур" Эрвин Панофский пишет. Несмотря на свойственную работам Боттичелли светлую меланхолию, в пору своего расцвета он был «человеком, полным неожиданностей», как сказал о нем Джорджо Вазари и охотно экспериментировал с трактовками библейских сюжетов и с внедрением мифологических.
Дерево, темпера. Он был кузеном Лоренцо Великолепного. Лук и стрелы в его руках указывают на животные страсти, но лицу Кентавра художник придал выражение глубокого страдания, свойственное святым на его картинах. Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой – копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине – оливковые ветви и венок) – символизируют добродетель.
На многих это действует благотворно. Науке ничего не известно о специфических отношениях между Афиной Палладой (она же римская Минерва) и фантастическими полулюдьми-полуконями. Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции.
Кентавр как бы обнаруживает собственную слабость перед лицом грациозной женской силы. Семья Веспуччи была одной из самых знатных и богатых в городе. Созерцательное настроение создаёт спокойный, мирный пейзаж. Галерея Уффици. Она держит кентавра за прядь волос жестом величавым и почти ласковым.
P 148149. Но при всей схожести сюжета его трактовка чрезвычайно отлична.
Прекрасная хрупкая женщина изящным жестом укрощает дикое существо. Oxford, 1962. Колорит отличается изящной сдержанностью. Кроткая Симонетта была вдохновительницей трогательных фантазий художника. Совсем недавно в Пушкинский музей приезжала картина Рафаэля «Дама с единорогом» из римской галереи Боргезе, а теперь благодаря фестивалю искусств «Черешневый лес» на музейную «вахту» заступает боттичеллиевское полотно «Паллада и кентавр» из собрания галереи Уффици.
Считалось, что художник представил эту даму и влюбленного в нее Джулиано Медичи, основываясь на «Стансах на турнир» Полициано. Италия. Овладевая своими страстями, человек не только глубоко познаёт свою греховную сущность, но и проникается знанием недостатков и слабостей других людей. Оливковые ветви и копье – её атрибуты, они символизируют добродетель.
Прекрасная хрупкая женщина изящным жестом укрощает дикое существо. Она держит за волосы кентавра, покорно на неё взирающего. По этому случаю вся Флоренция погрузилась в траур, оплакивая возлюбленную Принца Юности. Более правомерно видеть в аллегории нравственную направленность. Не лишена правдоподобия и еще одна гипотеза: Афина Паллада вообще не при делах, а изображенная дева с алебардой – это Камилла, дочь короля Метаба из вергилиевской поэмы «Энеида». Но можно попробовать, например, приобщиться к жанру «выставка одной картины». С Симонеттой, кстати, связано одно из ранних объяснений картины в романтическом духе.
Однако другие подтверждения этой гипотезы отсутствуют. На картинах Боттичелли он появлялся не один раз в образе поэтического героя. Философский смысл полотна является своего рода манифестом флорентийского гуманизма второй половины Кватроченто (XV век). Более правомерно видеть в аллегории нравственную направленность. Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. Ведь недаром говорится: "Во многой мудрости много печали".
Если идеи существуют вечно, то и христианская идея должна быть вечной. Венера становится главным действующим лицом в картине "Венера и Марс" (Лондон, Национальная галерея), по-видимому предназначавшейся для украшения дома Веспуччи (возможно к свадьбе кого-то из семьи Веспуччи), так как в правом верхнем углу изображено осиное гнездо и осы, кружащиеся над ним – геральдический символ рода. В ней есть мощь и монументальность, которые обычно отличают архангелов. Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций.
Боттичелли изображает внутреннюю борьбу человека со своими низменными страстями. Например, долгое время пользовалась популярностью (да и сегодня не отвергнута полностью) версия о том, что художник восславил на картине военно-политические успехи Лоренцо Медичи – то ли его победу над Неаполем, то ли ликвидацию так называемого заговора Пацци внутри Флоренции. Он был убит заговорщиками – его настиг кинжал наемного убийцы во время мессы у церковного алтаря.
Так, Эрнст Гомбрих посвятил Мифологиям Боттичелли целое исследование.
Проще говоря, Паллада у Боттичелли – фигура не менее амбивалентная, чем кентавр. С другой стороны, похоже, сколько исследователей, столько и трактовок. Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много "живейших и прекраснейших картин" (Вазари). один залез в панцирь, лежащий вверх выпуклой поверхностью и сидит, точно в засаде, чтобы испугать других, когда они поравняются с ним».
Не помогает толком распутать ситуацию и история раннего бытования полотна. В композиционной схеме «Венеры и Марса» использован барельеф с того же античного саркофага, который послужил моделью для головы Кентавра в картине «Паллада и Кентавр». На фоне ласкающего взор поэтического пейзажа изображена изящная и в то же время строгая молодая женщина, вооружённая тяжёлой алебардой. Однако на деле все обстоит ровно наоборот. Марс представлен спящим. Кентавр как бы обнаруживает собственную слабость перед лицом грациозной женской силы. Предполагают, что изображение сатиров в «Венере и Марсе» граничит с текстом греческого писателя II века Лукиана.
Такие предположения возникли в связи с тем, что в описи 1498 года картина обозначена как «Камилла и сатир», а в описи, сделанной, в 1516 году она фигурирует под названием «Минерва и кентавр». Это произведение, конечно, не столь знаменито, как два других изображения кисти великого флорентийца – «Весна» и «Рождение Венеры» (кстати, оба экспонируются там же, в Уффици). С 14 мая по 17 июля в Государственном музее изобразительных искусств им.
Флоренция. Джулиано был любим горожанами и не только. И лишь божественная милость позволяет преодолеть муки души, томящейся в оковах тела. Изображая кентавра, художник пользовался конкретным античным прообразом – фигурой саркофага, хранящегося ныне в Ватиканском музее. Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. Считалось, что Паллада олицетворяет победу Медичи над заговорщиками (заговор Пацци) или успех в противодействии агрессивным планам неаполитанского короля.
Тем неожиданнее выражение муки и мольба сложенных рук, которые мы видим у кентавра. Вряд ли можно считать случайностью, что в описи 1498 года полотно фигурировало под названием «Камилла и сатир» – теперешнее название «Паллада и кентавр» впервые возникло лишь в 1516 году, то есть после смерти автора. Она одета в широкий зелёный плащ, наброшенный на лёгкое одеяние со свободно ниспадающими складками ткани, которую украшают эмблемы рода Медичи в виде бриллиантовых колец. Умер Боттичелли в безвестности.
Философский смысл полотна является своего рода манифестом флорентийского гуманизма второй половины Кватроченто (XV век)2. На картине Боттичелли изображены две полярные фигуры: бог войны Марс и богиня любви. Неудачные роды. Одно понятно: художник Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи (Боттичелли – это дружеское прозвище, в котором узнается итальянское слово botticella – «бочонок») в пору написания картины был еще далек от идей религиозного аскетизма, которые позднее пробрались в его голову посредством проповедей Савонаролы и превратили последний период жизни в затяжной кошмар. Но победа над кентавром (победа над страстями) вызывает у Паллады печаль, а не удовлетворение от того, что она одержала верх.
В таком случае ее содержание близко содержанию картины Венера и Марс. Хотя бы потому, что вне зависимости от аллегорического смысла эта картина символизирует и выражает нечто другое, не менее важное, – превращение ремесла в большое гуманистическое искусство. Мудрость же проявляется прежде всего в одолении страстей, самосовершенствовании. Картина «Паллада и кентавр» (1482), экспонируемая в ГМИИ имени А. С.
Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. 203 x 314 см.