Общепринятое описание картины Айвазовского «Девятый вал» говорит о восходящем Солнце, несущем надежду на выживание морякам, потерпевшим крушение.
Художник решил, что лучше всего передать это можно в борьбе со стихией.
Айвазовский «Девятый вал» наполнил глубоким внутренним звучанием. Вот, казалось, каким счастливым был для Ивана Константиновича 1850 год: слава, благосостояние, прекрасный дом и мастерская, молодая жена (с ней пока никаких размолвок), рождение первой дочери, любовь земляков Но эмоции художника не подвластны даже ему самому. На фоне взошедшего солнца море отливает изумрудно-зелёным цветом.
На лице нет отчаяния. Существует мнение, что Айвазовский изобразил на картине собственные переживания. В картине все находится в движении и зрителю порой кажется, что цвета эти сменяют друг друга вместе с вздымающимися и рушащимися волнами. На картине изображено ранее утро после ночи, в которую на море бушевала буря.
Выставки его картин неизменно собирали аншлаги тогда, собирают и сейчас. Несмотря на драматизм сюжета, картина не оставляет мрачного впечатления наоборот, она полна света и воздуха и вся пронизана солнцем, что придает ей оптимистический характер. А красоты – только фон, указывающий на условия, в которых люди находятся. На огромном холсте (221х332см) художник изобразил рассвет на море после штормовой ночи.
«Девятый вал» стал самой известной картиной Айвазовского – его «визитной карточкой» и одной из самых популярных в русской живописи картин. Не без того, но не это было основным. Но недолго строил Айвазовский столичную карьеру – вернулся в родную Феодосию. Тебя словно переносит в центр событий. К ним он обращался на протяжении всей своей творческой жизни. Это и определило его дальнейшую судьбу – Айвазовский убрал от своей фамилии мешающее «г» и отправился путешествовать по Крыму.
Это девятая по счёту волна самая высокая и мощная. На заднем фоне преобладают красно-жёлтые краски. Это было смелым и новаторским решением. Море писал.
Суеверие имело несколько вариантов. Это единство движения придает произведению особую законченность и цельность. По утверждению моряков «девятый вал» означает апогей взбесившегося моря, весь трагизм и ужас разгулявшейся стихии.
Именно эту легенду и выбрал Айвазовский и в 1950 году он создает картину Девятый вал. По сравнению с тонким и сдержанным колористическим диапазоном в русских пейзажах первой половины XIX века «Девятый вал» поражает зрителей напряженной яркостью и богатством цветовых сочетаний. Эти мысли были столь несвойственны Айвазовскому, что он несколько дней даже не мог взяться за кисти. Страх и восхищение можно увидеть в лицах матросов. Трогательная любовь к своей родной Феодосии, плескавшееся у древних стен ее море – все давало художнику пищу для новых образов.
Она уже готова обрушиться на несчастных. Ялта» (1848г. ), «Венеция» (1849г. ) «Вход в Севастопольскую бухту», «Морской берег.
Вопреки изображённому сюжету, картина не имеет трагического настроения. Каждая его картина – это маленький рассказ об этом непредсказуемом чуде природы. Солнце начинает вставать над горизонтом. Ждут ли они спасения. Именно с упорным противоборством ассоциирует море Айвазовский.
Однако вряд ли к автору «Девятого вала» это имеет какое бы то ни было отношение. Набросав карандашом на клочке бумаги план задуманной мною картины, я принимаюсь за работу и, так сказать, всею душой отдаюсь ей», – признавался художник.
Это было возможно только при действительно хорошем знании натуры. До сих пор отважные мореплаватели верят, что море живет своей, ритмической жизнью.
Благодаря этому эпизоду, а не фото, Айвазовский создает картину «9 вал», ставшую мировым живописным шедевром. На всех написан бурный прибой зимним ветреным днем. Надо только надеяться и верить в свои силы и не паниковать. Они близки не только по замыслу и композиции, но и по цветовому решению. 1840–1860-е годы были для Айвазовского счастливой творческой порой.
Айвазовский любил море. Это ода, своеобразное признание в любви. Прощание», «Суда на рейде», «Севастопольский рейд» (все в 1851г. ), «Лунная ночь в Крыму» (1859г. ), «Море» (1864г. ), «Буря на Северном море» (1865г. ). За полтора века возле этого полотна замирали миллионы людей. Буря вызывала у художника не страх перед стихией, а упоение ее непостижимой силой. Люди приходили ее смотреть по многу раз, как когда-то на брюлловский «Последний день Помпеи».
Они так точно передают все детали, что похожи на фотографию. До конца дней художник был поглощен идеей создания образа взволнованной морской стихии. Солнце снизу подсветило огромные тучи и они приобрели багровый оттенок. Его ненасытную жажду творчества можно было утолить только вдали от суеты, да и стремление к независимости удерживало его вФеодосии.
Есть ли у затерянных в пучине надежда. Из-под его кисти вышел еще целый цикл картин изображающих бурное море: «Обвал скалы» (1883г. ), «Волна» (1889г. ), «Буря на Азовском море» (1895г. ), «От штиля к урагану» (1895г. ) и другие. Наверняка, многим интересно, что означает название картины. В один из дней на Айвазовского нахлынуло чувство глубокой потери. Сам рискуя быть смытым, не держится обеими руками, чтобы махать товарищу. Тем не менее, по крайней мере, наброски к картине «Десант в Субаши» Айвазовский рисовал с натуры, наблюдая с берега за высадкой десанта русских войск в долине реки Шахе.
О картине ходили легенды. Вслед за «Девятым валом» целая серия «бурь» рождается на его полотнах: «Бурное море ночью» (1853г. ) «Овцы, загоняемые бурею в море» (1855г. ), «Буря ночью» (1865г. ), «Бурное море» (1868г. ), «Буря» (1872г. ), «Буря у скалистых берегов» (1875г. ), «Буря у мыса Айя» (1875г. ). «Девятый вал» – это не просто картина о море. Это и определило его дальнейшую судьбу – Айвазовский убрал от своей фамилии мешающее «г» и отправился путешествовать по Крыму. Еще один матрос пытается взобраться на этот обломок, хватаясь за падающего с нее человека. Буря Айвазовского – это природное явление, прекрасное в своей мощи и свободе и не стоит тут искать подтексты и скрытые смыслы. Как Пушкину в поэзии был свойствен «строй чувств и мыслей гордых, вольнолюбивых», так и Айвазовский в своих романтических произведениях передал ощущение «упоения в бою» идею невозможности счастья без бурь и волнений. На картине предрассветное море.
Т. е. Картина, написанная в 1850 году в Феодосии, была сразу выкуплена Николаем I для Эрмитажа. И они не позволяют людям видеть, где небо, а где линия горизонта.
Пожалуй, самой известной картиной Айвазовского считается «Девятый вал», написанный в 1850 году. С поразительной точностью им переданы мотивы движения. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия. Иван Константинович Айвазовский – самый знаменитый русский художник-маринист, а самой известной его картиной, без сомнения, можно назвать «Девятый вал». Люди их взаимовыручка – вот содержание картины. Причём, он писал картины не с натуры, а в мастерской, по памяти. Моряк, лежащий на спине смотрит в сторону и машет рукой.
Этому в значительной степени способствует колористический строй картины. Однажды он плыл на корабле из Англии в Испанию и попал в сильный шторм. Ей не пришлось ждать признания несколько десятилетий, а то и столетий. «Девятый вал» был написан за 11 дней. Айвазовский.
Очевидно, обращаясь к другому товарищу, он своим жестом говорит: греби к нам. Он соединил в одно целое золотистые, сиреневые, зеленые и синие она. «Не отхожу от картины, пока не выскажусь», – говорил он. Именно такой стала новая картина художника, так появился на свет пронзенный духом эпической героики «Девятый вал» – вершина первого, романтического периода в его творчестве.
Чем бы, вы думали, он там занимался. Обратите внимание на плавающий предмет на гребне волны.
Люди надеются, что огромная волна пройдёт мимо них. Все ему было доступно, все готово было служить его искусству. Не потеряли ли они свое мужество.
Значит, уже наступил новый день и он несёт надежду на спасение. Полотно, написанное по легенде, теперь само стало легендарным и побывало на многих выставках, проводимых в разных странах мира.
Ведь не на фото же видел Айвазовский 9 вал. Его притягивала свобода морской стихии и ее, словно женская, переменчивость. Показателен в этом отношении один эпизод из жизни Айвазовского. Она написана самыми яркимикрасками палитры.
Самый старый из них из последних сил держится за обломок корабля. Солнце, едва поднявшееся над горизонтом, освещает страшную картину – на обломке мачты разбитого бурей корабля спасается маленькая группа людей, а у них над головами поднимается гребень последней, «девятой» волны, высотой с гору. Лишь потом присматриваетесь и видите уцелевших пятерых мужчин. Что в чреде волн через определенный промежуток времени одна волна обладает более неистовой силой. Творчество Айвазовского наглядно представляет принципы романтизма в живописи – из событий в жизни, а так же явлений природы отбирается не типичное, а то, что представляет уникальность и выходит за привычные для человека рамки.
Но за эти годы художник познал не только крепкую дружбу, романтическую любовь, вкус славы и благополучия, но и зависть и горечь утраты. Он был самым последним и ярчайшим и российских художников-романтиков. Бурное море давно стало излюбленным мотивом пейзажистов-романтиков. Мир изменился, он вдруг перестал быть безмятежным, а значит и его искусство художника должно, как говорил Белинский, волновать и потрясать. Солнце послало спасшимся людям луч надежды в виде блестящей дорожки.
«Девятый вал». При этих словах в уме возникает трагичность и масштабность, которая присуща всем полотнам художника. Держась поблизости, они стараются подбодрить себя и других.
Ты чувствуешь несокрушимую мощь, для которой нет преград. Если повнимательнее взглянуть на картину, то можно увидеть затихающую бурю. Мы стараемся отыскать то, что дает нам уверенность в счастливом спасении. В 1850 году художник показал только что законченный «Девятый вал» сначала в Петербурге, затем в Москве.
Морская стихия привлекла его и в результате появились полотна, достойные звания шедевров, одно из которых – «Девятый вал». Вот таким образом Айвазовский писал по несколько часов кряду иногда по 12 часов без перерыва и не понимал художников, которые работают над картинами по несколько месяцев или даже лет. Он соединил в одно целое золотистые, сиреневые, зеленые и синие тона. Но от этого они не становятся хуже. Это человек, спасающийся на небольшом деревянном предмете. Автор специально через преобладание светлых оттенков изобразил не кульминацию битвы между ночью и днем (то есть добром и злом), а поражение тьмы, чтобы зрители почувствовали и поняли, что нас не убивает, то делает нас сильнее. Солнце и ветер ещё не до конца рассеяли тучи.
Для Айвазовского, как и для всех романтиков, цвет был средством художественного выражения чувства и именно в колористическом строе «Девятого вала» с наибольшей отчетливостью воплощено романтически возвышенное мироощущение мастера. Лучшими романтическими произведениями Айвазовского этого периода являются картины «Буря на Черном море» (1845г. ), «Георгиевский монастырь» (1846г. ), «Вечер в Крыму. Как певец моря, И Айвазовский всегда был одним из самых известных русских художников.
Безупречное знание моря спасло Айвазовского от фальшивой надуманности. Но лишь немногие из них сумели удержаться от ложного пафоса. Автор переплетает нить между природной стихией и человеческими эмоциями. Именно ему и машет тряпкой товарищ: друг, греби к нам.
С этой волной не может справиться самый опытный капитан и полностью подготовленный корабль. О картине «Буря под Евпаторией» (1861г. ) Ф. М. Достоевский писал: «В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой, настоящей буре. Каждого, кто смотрит на картину, охватывает беспокойство за судьбу человека, который ведет неравный смертельный бой. Морская стихия привлекла его и в результате появились полотна, достойные звания шедевров, одно из которых – «Девятый вал». Он был самым последним и ярчайшим и российских художников-романтиков.
Часть полотен была небольшого размера. Его лессировку критики называли виртуозной. Позже он заявил о том, что эти новости были ошибочными и признался в том, что многие пассажиры, обезумев от страха, тогда действительно мысленно попрощались с жизнью, а он с восхищением наблюдал за разбушевавшимся морем: «Страх не подавил способности воспринять и сохранить в памяти впечатление, произведенное бурею, как дивною живою картиною». Его притягивала свобода морской стихии и ее, словно женская, переменчивость. Картина была написана в тысяча восемьсот пятидесятом году и, в отличие от других шедевров, стала знаменита за считанные месяцы. люди разбросаны по морю, спасающиеся на мачте стараются им помочь. И перечисленные выше полотна отличаются особой звучностью, мажорностью цветового решения. Причем выживших мужчин на мачте вы замечаете не сразу – настолько ярко изображение рассвета.
После этого в европейской прессе даже появились сообщения о его гибели. Цикл этих картин обладал не меньшими достоинствами, чем «голубые марины» Айвазовского.