Картина Эдгара Дега Звезда: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Ренуаром, . «Это фойе балетной школы, где на фоне освещенного окна фантастическими силуэтами вырисовываются ноги танцовщиц, сходящих по маленькой лесенке и ярко-красные пятна ткани среди всех этих белых раздувающихся облаков и забавная фигура учителя танцев. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. В личной жизни Дега был одновременно сдержанным и вспыльчивым с ним случались приступы гнева.
Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Impression — впечатление. Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж).
К моменту написания данной картины зрение Эдгара Дега сильно ослабло, вот таким образом для позднего творчества художника характеры именно большие и яркие цветовые пятна. Восход оолнца. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. «Голубые танцовщицы».
(«Автопортрет» (1857, офорт) «Портрет отца, слушающего гитариста Паганса», (около 1869-72, Музей изящных искусств, Бостон) и др. Родительская поддержка позволила молодому человеку отправиться в долгое путешествие по Италии, где он сумел познакомиться с произведениями великих классиков. По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу.
Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. История зарубежного искусства. Он умер в 1917 году, но как художник — гораздо раньше, пораженный почти полной слепотой. Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому.
Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. В последние годы он обращается к скульптуре, продолжая в ней темы балета и лошадей: «Танцовщица» (около 1896-1911, бронза), «Большая арабеска», (около 1882-95, бронза, коллекция Жака Дюбура, Париж). Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега.
Но другим он отказывал в этом праве. И эти надежды оправдались. Для академической живописи того времени это было явным осквернением святыни В этой картине уже появляется намек на ту манеру видения, которая затем так будет поражать у Дега, когда в любом мотиве он безоглядно будет оставаться только самим собой» (Э. Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет.
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. У Дега не было предпочтений он охотно посещал как элегантные заведения на Елисейских полях, Ла Скала, Ба-Та-Клан, Элизэ-Монмартр, так и сомнительные кабаки Бельвиля и Ла Вилет, где его привлекали необычные силуэты.
Ранее всего он познакомился с Эдуаром Мане, а с 1866 года начал посещать кафе Гербуа, где собирались Клод Моне, Огюст Ренуар, Альфред Сислей и другие. Э. Дега «Мытьё» (1886). Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Это было сказано парадоксально и резко, но, несомненно искренне.
Финансовый кризис, который Дега пережил после смерти отца, оказался после нескольких лет напряжённой, ежедневной работы преодолённым и уже к 1880 году Дега стал заметной и уважаемой фигурой в парижском мире искусств. Здесь он создает «Абсент» (1876), «Гладильщиц» (1884 обе Музей Орсе, Париж). Пройдя по залам, можно отчетливо представить, что же внесли импрессионисты не только в саму живопись, но и в восприятие цвета.
Эдгар Дега родился в богатой банкирской семье имевшей тесные связи с Америкой и Италией. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Перед её спутником стоит бокал с мазаграном – популярным средством от похмелья. В это время она продолжала носить траур по своему отцу – его портрет висит позади Лауры.
1887-1890). Он, правда, всегда участвовал в их выставках и был им верным союзником в борьбе с рутиной общественного вкуса. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков.
Кроме того, Дега мало привлекают пейзажи. Например, одетые в чёрное фигуры расставлены так, что ярко выделяются на заднем плане и словно выступают из картины. Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. Ту же тему вычитываю я в картине Э. Дега «Абсент».
А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. Его кумиром и образцом всегда оставался Энгр — последний великий классицист Франции. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Дега раскрывает оборотную сторону балета. Как нельзя кстати пригодилось знакомство с импрессионистами— Дега участвовал почти во всех их выставках начиная с 1874года. Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре. В немногочисленных кружках, объединявших художников, Дега обладал безусловно высокой репутацией благодаря своим манерам, тонкой культуре, учтивости, своеобразному, сочетавшемуся с резкостью, обаянию, — все это вызывало к нему известное уважение.
Музей Орсе (Париж)На этой картине Дега изобразил реальных людей: художника Марселена Дебутена и актрису, звезду кабаре Эллен Андре, за столиком в кафе «Новые Афины». Здесь есть неоклассическая пастель «Девушка в голубой шляпке» (1923-1924 годы, эстимейт 6-8 млн), которую составители каталога Sothebys не постеснялись (в общем-то справедливо) сравнить с мраморной головой Артемиды V века до н. э. Экспрессионистический натюрморт написан Пабло Пикассо 10 июня 1941 года в оккупированном нацистами Париже. «А как же месье Ренуар. »— спросили его однажды. Все эти оригинальные вещи помогают проникнуть в мир художника и попытаться ответить на вопрос: что же такое импрессионизм. В 1885 году эту пастель купил друг Эдгара Дега она хранилась в одной семье более ста лет — до своего первого появления на аукционе Sothebys в Лондоне в 1999 году (тогда при эстимейте 5-7 млн она была продана за 17, 6 млн). Устроители пошли еще дальше, обнажив перед зрителями то, что обычно от их глаз скрыто, — так называемую «артистическую кулису» Например, на выставке можно увидеть палитры Ван lora и Сера, коробку с клубками разноцветных шерстяных ниток, с помощью которых Ван lor подбирал сочетание цветов для своих картин, балетную туфлю, принадлежавшую Дега, фотографии бородатых художников на пленэре и многое другое.
С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Пастель находится на грани между рисунком и живописью, тем самым позволяя художнику стать «колористом с линией», как говорил сам Дега. Он не превратился в историческую достопримечательность, в памятник, в почтенную руину скупой на средства выражения, четкий, совершенный мастер. Художник, особенно начиная с восьмидесятых годов, часто пишет обнаженную натуру: «Женщина, выходящая из ванной» (1883), «Купанье» (1886), «Ванна» (1886), «Женщина в ванной» (1895-1900). Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Помимо аристократического происхождения их объединяла приверженность к сходным темам, динамизм танца, переданный особыми средствами и дерзость композиции, приводившая в смущение критиков и публику.
Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Под «правдой» он подразумевал буквальность. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Помимо влияния Энгра в творчестве Дега этого периода проявляется связь с традициями французского Ренессанса, как в его исторических полотнах: «Семирамида на строительстве Вавилона» (1861, Музей Орсе, Париж), «Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев» (1860, переписана 1880, Национальная галерея, Лондон). Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами.
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Дега (Degas) Эдгар (19 июля 1834 – 27 сентября 1917) – французский художник, график и скульптор. Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений.
Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. Хотя Дега все дальше уходил от той видной и активной роли, которую он играл в общине парижских художников, его влияние на молодое поколение возрастало. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж).
Остальные выполнены пастелью.
То есть, далеко не всё. С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн). Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. 92 х 68 см.
Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц». Четыре балерины поправляют свои пачки и разминаются перед выходом на сцену. Мне вспомнилась парочка в бистро.
Писсарро. Скорее всего, время диктовало манеру и стиль этой блестящей когорты художников. Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Его манит жизнь Парижа. Дега мастерски передает движения человека в быту, взгляд его здесь порой ироничен и насмешлив: «После ванны» (ок.
Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Баронесса стоит свободно, у нее гордая, прямая и чопорная осанка. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Дега, наверное, самый совершенный среди современных ему художников.
Здесь он сделал наброски, но окончательно картину написал уже в Париже в 1859 году. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику».
Всматриваясь в пастели Дега, с особенной ясностью осознаешь сущность новых завоеваний живописи. Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Мне нравится эта суровость». В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Много лет считалось, что сами восковые скульптуры, с которых делали отливки, не могли сохраниться, однако они были обнаружены в подвале в 1954 году как выяснилось, для отливки были использованы специально сделанные дубликаты.
Его произведения ничего не воспевают. Позируя Дега, актриса точно передала образ простой женщины.
«Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Картины темные по колориту, суховаты по форме.
Он жил один. Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке. Дега Эдгар (Degas Edgar), французский художник, график и скульптор.
На вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, Дега в свое время ответил: «Меня называют живописцем танцовщиц не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения». 1886, Париж, Музей Орсэ). Да был ли он настоящим импрессионистом. Он возводил это в принцип. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Он посвящал балеринам свое внимание, должно быть, в той же мере, что в дальнейшем Тулуз-Лотрек кафешантанным красоткам. Здесь можно вспомнить такие картины французского художника, как «Балетная школа», «Урок танцев», «Репетиция балета на сцене», «Звезда балета (Прима-балерина)», «Две отдыхающие танцовщицы». «Арлекина» Пабло Пикассо тоже можно было увидеть в Москве.
Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Некоторые ведущие художники-импрессионисты охотно пользовались пастелью, ценя её за свежесть тона и быстроту, с какой она позволяла им работать. Новая волна художников ломала традиционные представления о живописи, о сюжетах и героях картин, вводя в их круг простые сцены из жизни наполеоновской Франции. Он постоянный участник выставок импрессионистов, начиная с первой, в 1874 году. Две фразы поста наиболее точно определяют внутреннее содержание "балетных" работ Дега:.
Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Некоторые выставки он помогал организовывать. В 20 лет он поступает учеником в мастерскую известного в своё время художника Ламота. а каторжный труд и опустошение этих хрупких созданий природы.
Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический Ария собаки, 1877 Собрание Хэймейера, Нью-ЙоркЗвезда 1877, Музей дОрсе, Париж Абсент 1876, Музей дОрсе, ПарижВанная 1885, Музей Хилл Стид, Фармингтон Мисс Лала в цирке Фернандо 1879, Национальная галерея, ЛондонПричесывающаяся женщина 1885, Эрмитаж, Санкт-Петербург Характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
Эдгар Дега, сын своего времени, ничего не утратил в иной эпохе. «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Он был практичным, но замкнутым в узком кругу близких друзей. В этом он полностью солидарен со своими друзьями Мане, . Желание рисовать начало проявляться у Дега уже в детстве.
Этот момент преображения Дега и запечатлел в «Голубых танцовщицах». Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Однако в работах пастелью подход художника становится гораздо смелее и он использует цвет так же свободно, как использовал его, работая мелом или углем. Э. Дега. Еще в юности он как-то записал для себя: «Ах, Джотто, не мешай мне видеть Париж.
Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Однако импрессионистом Дега не был.
считая, что на воздухе художнику не следует писать.
Э. Дега «Перед стартом» (1862-1880). Э. Дега «Абсент» (1876). Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны.
Писатель и журналист Эдмон Дю-ранти, приятель Дега, настойчиво призывал друзей следить за открытиями в науке использовать новшества, чтобы искусство художника шло в ногу со временем. Она возвышается словно массивная темная пирамида. Каждый глядит в свою далекую пустоту, не замечая другого.
Наряду с влиянием Энгра в работах Дега ощутима связь с традициями французского Ренессанса. Основой процветания города была торговля хлопком. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). И ты, Париж, не мешай мне видеть Джотто. » Этот крик души мог бы стать эпиграфом ко всей его жизни в искусстве. Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав.
Двойная аналитическая работа, ясно прослеживаемая во всех его вещах, — разрушение иллюзии и ее воссоздание — проводится с особенной последовательностью именно здесь. В этом особенность французской художественной школы — продвигаясь вперед, не отбрасывать завоевания предшествующих поколений, отсюда «классичность» как важное свойство национальной эстетики.
Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Произведения Дега с их строго выверенной и одновременно динамичной, часто асимметричной композицией, точным гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность мотива и архитектоники картины с тщательной продуманностью и расчетом. О том, что Дега увлекался техническими изобретениями, свидетельствуют его гравюры, он также по-новому использовал и традиционные, к примеру, пастель и темперу, основанную на клее, а не на масле. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Прекрасно написано лицо женщины, погруженной в грустные раздумья. Гоген и числится по другому ведомству — постимпрессионизму.
Все, что я делаю, есть результат размышления и изучения старых мастеров. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Важнейший компонент абсента – экстракт горькой полыни).
Получил прекрасное образование в лицее Людовика Великого (1845-1852), с 1853 учился на юридическом факультете Парижского университета. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Это происходит уже в середине 80-х подов — начинается время, когда появляются не только разногласия внутри самого движения, но и приходят новые веяния с Ван 1огом, Гогеном, Дега (который импрессионистом себя никогда не считал). Импрессионистов «первого часа» сменяют пуантилисты во главе с Жоржем Сера.
Э. Дега «Урок танцев» (1873-1875). Восхищался Энгром, считая его крупнейшим художником современности.
Та, которая продается, названа шедевром заслуженно: резко кадрированная композиция (от второй балерины виден только кусочек юбки) и сложного оттенка огромный зеленый бант за спиной танцовщицы придают работе энергичность и законченность. Семья Беллелли 1858Хлопковая биржа 1866-1868Портрет мисс Кэссет 1878Рысаки у трибуны 1866-1868Интерьер (Изнасилованная), 1869 Балерина и женщина С зонтом, 1882Четыре танцовщицы 1884Кабаре «Амбассадор» 1876Балерины на поклонах 1885Женщина, моющая спину 1886 Прима 1877Арлекин и Коломбина 1886Балетная школа 1877Туалет 1885Финал арабеск 1877 Искусство Франции. Они работали с натуры, он — только по памяти. В своих последних работах пастелью, выполненных уже тогда, когда его зрение сильно ослабело, величественные формы почти полностью растворяются в пожаре пылающих красок.
Хюттингер). Поддержанный приятелем-скульптором Бартоломе, Дега создал большое количество восковых и глиняных фигур танцовщиков и лошадей. Одним из открытий художника стала обработка картины паром, после чего пастель размягчалась и её можно было растушевывать кистью или пальцами. Темой балета художник увлекся в 1870-е годы. Однако он не все принимает в их методе. Несколько штрихов бывает достаточно, чтобы схватить характерную позу, профессиональный жест: «Жокеи перед трибунами», (около 1869-72, Музей Орсе, Париж) «Скачки в провинции» (около 1870-72, Музей изящных искусств, Бостон) «Молодой жокей» (около1866-68, рисунок, частная коллекция, Париж) «Мадемуазель Фьокр в балете «Источник» (Музей в Бруклине) «Оркестр оперы» (1868-69, Музей Орсе, Париж) блистательная прима-балерина, в легкой воздушной пачке, словно летящая над сценой: «Звезда» (около 1876, пастель, Музей Орсе, Париж) «Голубые танцовщицы» (около 1897-99, пастель, Музей изобразительных искусств, Москва). Но Дега, человек по своему существу волевой, не удовлетворяющийся никогда тем, что получается сразу, обладавший слишком критическим умом и слишком воспитанный величайшими мастерами, – никогда не отдавался непосредственному наслаждению в работе.
О вдохновении интуиции, темпераменте я и знать не хочу». Однако в картинах Дега не стремится следовать классическим образцам и идеалам — фигуры его угловаты, худы, движения их резки, формы далеки от совершенства. В 1861 Дега знакомится с Эдуаром Мане, а позднее начинает посещать кафе Гербуа, пристанище импрессионистов Моне, Ренуара, Сислея и др. : их отказ от установок Академии, стремление запечатлеть непосредственное ощущение динамики жизни привлекают художника, Дега выставляется на выставках импрессионистов, начиная с первой (1874) и кончая последней (1886). Холст, масло.
С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн). Дега больше волнует жизнь города, а не пейзаж.
Каждый зал выставки имеет свою микротему. Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
Самая дорогая импрессионистическая вещь на Sothebys — это «Руанский собор в тумане» Клода Моне (эстимейт 16-22 млн). Автопортрет (1854-1855). Речь идет о картине «Семья Белели» (1860—1862, Париж, Музей Орсэ). Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».
Дега получил хорошее образование, в 1853 года поступает на юрфак Парижского университета. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Картина выполнена очень ярко, крупными мазками.
Эта большая работа создана около 1879 года на ней изображена балерина, сидящая на скамье. Дега никогда не имел никаких учеников, но многие художники, например, Поль Гоген, Жорж Сера, Анри Тулуз-Лотрек, признавали его влияние на своё искусство. Так появились его ранние произведения. Яркий представитель импрессионизма. Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения. «В течение всей своей жизни, — писал Поль Валери, — Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение.
Как и многие его современники, Дега испытал влияние японской графики с её необычными ракурсами, к которым сам прибегал в своих последующих работах. Музей Орсе (Париж)В 1861 г. Дега познакомился с Эдуардом Мане, дружба с ним продолжалась до конца жизни Мане. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Дега — истинный сын XIX века, одним из главных художественных открытий которого было стремление запечатлеть мир в движении, в развитии (заметим, что это эпоха расцвета психологического романа).
Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». Такие портреты напоминали фотографии голливудских кинозвёзд, сделанные для обложки глянцевого журнала. Здесь чувствуется атмосфера, пропитанная вдохновением предстоящего танца. Каждое его произведение – результат наблюдений и упорной работы.
Он жил один. Дега был явным перфекционистом, доходящим в своей страсти к идеальной гармонии до потери ощущения реальности.
Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Тут надо пояснить отношение Дега к импрессионистам, с которыми его часто объединяют. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов».
Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. 1883) «Перед сном» (ок.
С 1854 начал посещать мастерскую Л. Ламота (ученика Энгра), в 1855 поступил в Школу изящных искусств. 1883) «Причесывающаяся» (ок. «Месье Ренуар, — с нажимом ответил Дега, — может писать где хочет».
Он легко и точно улавливал жесты, позы, характерные движения, а затем передавал их на своих полотнах с необыкновенной правдивостью. Дега всегда тщательно продумывал композицию своих картин, делал множество набросков и этюдов. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным».
Он пишет картины на исторические темы: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев» (1860, переписана 1880, Национальная галерея, Лондон), «Семирамида на строительстве Вавилона» (1861, Музей Орсе, Париж). Кроме того, точность его изображений была абсолютно нетипичной для импрессионизма. Сближало его с импрессионистами то, что он всё-таки умел уловить движение. Небольшого роста, худощавый, одетый элегантно, но без всякого налета «богемности», Дега участвует в спорах, прямой до резкости, язвительный, сыплет остроумными парадоксами, его «словечки» разносятся по всему Парижу, при этом не терпит никакой шумихи вокруг своего имени, не дает интервью и «расправляется с репортерами, как терьер с крысами».
Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. Плечи женщины опущены, взгляд потухший. Человек был и остаётся ведущей темой творчества живописца. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения.
Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ). В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Дега — художник Парижа, не сторонний созерцатель, однако и не участник, скорее — действенный наблюдатель парижской жизни, сам «горожанин и друг горожан». В дипломатических кругах говорили: из-за этих самых «Неведомых шедевров».
В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк). К концу жизни Дега теряет зрение – сначала он слепнет на один глаз, затем на оба.
Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе). Когда вы вкладываете абсолютно ясное значение, людям становится скучно» (Эдгар Дега). Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Современная жизнь — вот главная тема художника, сближающая Дега с импрессионистами.
Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Родился в состоятельной семье банкира де Га. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. С этого момента он уже окончательно прекратил работу. Пишет портреты родственников, друзей, автопортреты: «Рене де Га с чернильницей» (1855, Музей искусства, Смит Колледж, Нортхемптон) «Автопортрет» (1857, офорт) «Семья Беллели» (1860-62, Музей Орсе, Париж) «Портрет отца, слушающего гитариста Паганса», (около 1869-72, Музей изящных искусств, Бостон). Лепить маленькие восковые скульптуры Дега начал в конце 1860-х годов и, по мере того как ухудшалось его зрение, художник все больше внимания уделял именно этому жанру.
Первые из знаменитых изображений танцовщиц и театральных сцен Дега появились в 1867 году. «Семейство Беллели». В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. В 1873году художник вернулся в Париж.
Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. Тематика танцовщиц была близка художнику Эдгару Дега. Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц.
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. Ценители живописи французских импрессионистов и Дега, в частности, высказывают единодушное мнение, что среди всех картин с балеринами «Голубые танцовщицы» являются лучшим воплощением данной темы. Поскольку стиль Дега основывался на прекрасном рисунке, его картины обладают точностью изображения, абсолютно нетипичной для импрессионизма. Все это как будто «подсмотрено в замочную скважину», говорил художник.
Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница. Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк).
Но в отличии от импрессионистов, Дега отказывается от работы под открытым небом. Одна из поздних работ Дега, одна из последних в его прославленном цикле балетных сцен. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. С 1874 года Дега начинает выставлять картины на выставках импрессионистов.
Дега никогда не писал на природе, лишь в интерьере, любил искусственное освещение мастерской. Безусловно, лучшее произведение раннего Дега — великолепный «Портрет Семьи Беллелли» (около 1860). Перед ней на столе стоит явно не первый бокал с абсентом (алкогольный напиток.
Он также был известен как способный мимический актёр. Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе). В эти годы попадает под влияние Энгра, восхищаясь его творчеством. В 1855 – 1860-м годах путешествует по Италии (был там 5 раз), занимается копиями знаменитых итальянских мастеров, пишет портреты и автопортреты.
Эдгар Дега — удивительная и чем-то загадочная фигура во французском изобразительном искусстве, за которой закрепилось случайно оброненное одним критиком название «импрессионист». На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже.
Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж). Пастель Эдгара Дега «Отдыхающая танцовщица» оценена в сумму более 40 млн. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. В этом их сила и слабость.
Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе. В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков. Композиция картины необычна — смысловой центр резко сдвинут влево, где доминирует фигура одетой в черное Лауры Беллели. Сделав важный шаг к рассекречиванию своего спецхрана, руководство Эрмитажа рассчитывало не на шумные сенсации и скандальный успех, а на притягательность художественного поля «Неведомых шедевров». Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте».
Дега «без устали искал новую технику». Художник занимался также фотографией, гравюрой и скульптурой. Он хотел, чтобы воспоминания и фантазия были «свободны от тирании правды». Картины Дега динамично и остро отражают современную ему жизнь, отличаются чётко просчитанной асимметричной композицией, точным и гибким рисунком, оригинальными ракурсами фигур. Работ Пабло Пикассо на торгах Sothebys много — целых семь. Последние годы он обратился к скульптуре, оставив ряд прекрасных произведений, посвященных любимым и хорошо знакомым темам — кони, балет: «Большая арабеска», (около 1882-95, бронза, коллекция Жака Дюбура, Париж), «Танцовщица» (около 1896-1911, бронза, там же). В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане.
Причём, передана не только волшебная феерия и праздничность этой жизни – «Звезда» (около 1876, пастель, Музей Орсе, Париж) «Голубые танцовщицы» (около 1897-99, пастель, Музей изобразительных искусств, Москва), но и рутинные будни: тяжкий труд балерин в танцевальных классах их ещё неотточенные угловатые движения, усталость хрупких танцовщиц («Репетиция балета на сцене» (около 1876-77, пастель, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Основа картин Дега – чёткий, точный рисунок, отчётливая прорисовка поз и жестов. Балет, как его понимал Дега, отлично подходил к его философии времени. Эдгар Дега был практически универсальным художником не только в плане жанров, но и в плане техники, в которой он выполнял свои работы. Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника.
Это название «прилипло» к художникам, как маска к лицу, когда Клод Моне назвал так свою картину — «Впечатление. Впрочем. Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865).
Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Но главное место его наблюдений — Париж. К этому времени Дега исполнилось 50 лет. Вот таким образом, кстати, он не любил пейзажа.
Вот она — тайна подтекста, когда так мало на поверхности и так много в глубине. Дега блестящий рисовальщик, душа его искусства — линия, быстрая, точная, стремительная. Это «Голубые танцовщицы» — пастель из собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина, написанная около 1897 года. Но Дега, человек по своему существу волевой, не удовлетворяющийся никогда тем, что получается сразу, обладавший слишком критическим умом и слишком воспитанный величайшими мастерами, — никогда не отдавался непосредственному наслаждению в работе. Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики.
После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. Он считал, что на воздухе рассеивается внимание, отдавал предпочтение среде студии. Это утверждение, возможно, близко к объективности там, где речь идёт о колорите фона, а вот утверждение, что картины Дега несут в себе и тонкую, чуть грустную иронию художника и его глубокую нежность к моделям, похоже на эмоциональность самого искусствоведа и не может быть доказано. С Дега такого случиться не могло, он мастер до кончиков ногтей.
Музей Орсе (Париж)«В течение всей своей жизни, – писал Поль Валери, – Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение. К тому времени портрет был самой грандиозной работой художника. Не прилизанный и напомаженный блеск сцены, . Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца.
Небольшой отдушиной были восковые фигуры. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Он же писал стремительный темп большого города и его людей, постоянно меняющих обличье или, если угодно, личины. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками.
И хоть копирование удавалось ему столь же блестяще, он не использовал в произведениях чужие приемы и даже в пору ученичества пытался действовать согласно собственным взглядам на живопись. Что не мешало ему отдавать должное «затворнику» Тулуз-Лотреку и немыслимому вне пейзажа Полю Гогену. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками».
Мастера не редко упрекали за «вульгарность» его образов и тем. Другое дело, что из столкновения неустранимых противоречий Дега научился (хотя и не сразу) извлекать интенсивную энергию творчества, да и вообще склонность к разрешению трудных (для других — непосильных) задач была у него в крови. Классические традиции в композиции на этом полотне соседствуют с характерными персонажами, что положительно отличает эту работу художника. Таковы картины «Танцовщицы на репетиции», «Танцовщица у фотографа», «Ожидание», «Две танцовщицы» и др. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Однако у Эдгара не было большого желания и способностей к юриспруденции.
Затем было знакомство с другими художниками-импрессионистами. Дега Эдгар Картины и биография Эдгара Дега Дега Эдгар (Degas Edgar) (1834–1917), французский художник, график и скульптор. Его произведения ничего не воспевают.
А ведь он родился в 1834 году, при Луи-Филиппе. Музей Орсе (Париж)Способности к рисованию проявились у Дега уже в детстве. Картина необычна тем, что написана в ракурсе «вид сверху». Юность Дега-художника была отмечена метаниями в поисках выразительных средств и сюжетов, которые бы в полной мере отвечали его пониманию прекрасного. Он начинал чувствовать приближение старости и очень опасался того, что ему придется прекратить работу из-за прогрессирующей потери зрения.
На пленере он делает лишь наброски, но заканчивает работу в мастерской. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Тут нет и следа труда и пота, тут нет подделки и нет прикрас — только танец легкий, воздушный, заставляющий вспомнить образы давно минувших эпох, более счастливых и прекрасных, думал Дега, чем его собственная О «Голубых танцовщицах» один исследователь сказал, что цвет является в них «радиацией формы». Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом».
Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Дега был так давно и так недавно.
Однако импрессионизм переродился в картинах Дега в волнующую нежность женских рук, в пленительные ясные тона сценических нарядов, в порывистые линии света и тени. Конечно, он изображал мимолетности бытия, останавливал мгновения, но делал это совсем иным способом, чем его друзья и сподвижники, «праведные» импрессионисты: Мане, Писарро. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц.
Это признано совершенным воплощением отчужденности. Остроумие и юмор сменились более серьёзным тоном, творческая продуктивность постепенно снижалась из-за надвигавшейся слепоты. Это произошло в 1874 году. Мне нравится эта суровость». В последние годы главным материалом для рисования у Дега стала пастель (чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением). Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. Художник подчеркивает различие характеров, душевных переживаний. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году.
Необычное для художника обилие обнаженной мужской натуры наблюдается на картине «Три возраста мужчины», написанной в 1942 году ее эстимейт 2-3 млн. Но отец мечтал о карьере юриста для сына.
Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–18), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Все здесь полно осмысленного движения.
Цветы на картине кажутся сделанными из жести, настолько они твердые и угловатые. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Никто не мог сравниться в мастерстве владения пастелью с Дега, который использовал её с мощью и изобретательностью, каких не достигал ни один из его современников.
Дега писал своему другу: «Один хлопок. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная».
Печально, дар Кайботта приняли лишь наполовину, разместив в Люксембургском дворце (ныне это собрание составляет основу Музея дОр-се), остальная часть после смерти художника «ушла» к коллекционерам за океаном. Музей Хилл-Стенд (Фармингтон, Коннектикут, США)После заключительной выставки импрессионистов в 1886 г. художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. Дега был очень скрытным человеком, сведений о личной жизни художника почти не было. К концу 80-х годов Дега реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным».
Академизм мало прельщал Дега с самого начала. Колорит большого холста выдержан в строгих черно-белых и голубых тонах. Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. Ренуар, Моне.
На этом групповом портрете изображены тетушка Дега Лаура со своим мужем, бароном Дженнаро Беллели и двумя детьми.
Она пришла к нему довольно поздно, под сорок лет.