Пятнадцать лет спустя в галерею поступит еще одно его замечательное творение – «Венера с зеркалом». Начался новый период в жизни музея.
Роль его в формировании Национальной галереи трудно преувеличить. Создание этой коллекции началось со скандала в 1906 году. В путеводителе Афиши в списке из «10 вещей, которые нужно сделать в Лондоне» под пунктом три находится: «Выбрать себе в Национальной галерее любимую картину, а потом каждый раз, проходя мимо Трафальгарской площади, заворачивать в музей, хозяйским шагом проходить к ней по залам, постоять с десять минут, а потом отправляться дальше по своим делам».
Франциск на молитве» Сурбарана и две работы Веласкеса – «Королевская охота» 6 и погрудный портрет Филиппа IV. семейство» Тициана, «Св. В XVIII веке мы не найдем в Англии ни одной крупной частной коллекции, которая не гордилась бы «своим Клодом». Председатель и главные члены фонда могли вздохнуть с облегчением. Умиротворенной ясности Кейпа в его пейзажах с широкими просторами, напоенными солнцем и воздухом, противостоит романтическая смятенность Якоба Рейсдаля в картине «Водопад», где вид мрачной и тревожной природы как бы выражает внутреннее состояние художника. Мы уже говорили о знаменитой серии «Модный брак» великого сатирика XVIII века Хогарта, составлявшей в свое время часть ангерстейновской коллекции, ставшей основой будущей Национальной галереи.
Нередко в галерее можно встретить экскурсии, которые проводятся на английском языке. Себастьяна» и написанный в 1475 году, является как бы программной работой, определяющей основное направление флорентийской школы. Б. Моррит, друг Вальтера Скотта. «Венера с зеркалом» по праву считается одним из величайших шедевров Веласкеса, тем более редким, что в его творчестве отсутствует какое-либо другое изображение обнаженного женского тела.
Бескрайнее серое, пасмурное небо нависло над землей.
Этот процесс особенно усилился в связи с тяжелым финансовым кризисом после первой мировой войны, когда целый ряд жемчужин национальной английской школы перекочевал за океан, например прославленный «Голубой мальчик» Гейнсборо, проданный в 1922 году калифорнийскому железнодорожному королю Хантингтону за миллион долларов. В любопытной «Автобиографии», оставленной художником Хайдоном и изданной после его смерти, он так описывает свое пребывание у Бомонта: «Мы завтракали в обществе рубенсовского пейзажа и в течение всего утра, дня и вечера ничего другого не делали, как только думали о живописи, говорили о живописи, мечтали о живописи и выходили из дому, чтобы заниматься живописью». «Портрет адмирала Хитфилда», прославившегося защитой гибралтарской крепости, был написан Рейнолдсом в 1787 году.
Вместе с «Читающей Марией Магдалиной», приобретенной еще Истлейком и строго изысканным женским портретом, вошедшим в собрание галереи в 1895 году, новая картина ван дер Вейдена создает уже достаточно внушительный ансамбль его произведений, дающий представление об этом замечательном художнике. Георгия с драконом. «Соломенная шляпка» долгое время хранилась у потомков Рубенса, пока не была продана в 1822 году и не привезена в Англию, где ее и купил Роберт Пиль из собрания которого она попала в галерею. Живопись XIV-XV в. в. (56 картин).
Себастьяна» Антонио Паллайоло, «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» Верроккьо, «Триптих» Перуджино из Чертозы в Павии, «Мадонна в лугах» Джованни Беллини, «Портрет молодого человека» Боттичелли, тогда считавшийся работой Мазаччо и многие другие. Среди картин, которые ему удалось приобрести, есть и такие потрясающие шедевры, как «Аллегория» Бронзино, «Семейство Дария перед Александром Македонским» Веронезе, «Битва при Сан-Романо» Паоло Уччелло и «Крещение Христа» Пьеро делла Франческа, а также картины Уильяма М. Тернера. Крупнейшим достижением Национальной галереи следует вот таким образом считать приобретение ею двух замечательных работ Гейнсборо- «Утренняя прогулка» (в 1954 г. ) и «Портрет четы Эндрьюс» (в 1961 г. ). Вместо идеально прекрасных фигур итальянского Возрождения Веласкес создает в высшей степени живой и индивидуальный образ, в котором ярко выступают черты национальной испанской красоты: черные волосы, стройная гибкость фигуры, тонкая талия. Написанная темперой на дереве и, так же как и «Положение во гроб», оставшаяся незаконченной, она принадлежит, по-видимому, к числу самых ранних работ Микеланджело и в этом отношении представляет также очень большой интерес. Галерея была открыта для посетителей по понедельникам, вторникам, средам и четвергам. Георгий» Тинторетто говорит уже о крушении прежних идеалов.
В зале 7 выставлено полотно Эль Греко «Страдание в Гефси» на евангельский сюжет. Выставленная в 1863 году в частной галерее Мартине «Музыка в Тюильри» вызвала тогда самые ожесточенные нападки, предвосхитив тот скандал, который несколько месяцев спустя вызвал знаменитый «Завтрак на траве». В зале 58 можно увидеть полотно «Венера и Марс» кисти Боттичелли.
В первых двух заведениях удастся взять блюдо от 5, 7 (5 ), напитки в баре стоят примерно от 2, 8 (2, 4 ). Но в отличие от них, в ее основе не лежит собрание картин из королевского дворца. Вместе с тем неуклонно росло и собрание. В ее чертах мы узнаем Гендрике Стоффельс, преданную подругу последних лет художника. Однако подлинным сокровищем бомонтовской коллекции являлся замечательный пейзаж Рубенса, так называемый «Пейзаж с замком Стен», который только незадолго перед тем был вывезен в Англию из Генуи, где он около полутораста лет находился в палаццо Бальби.
В 1838 году галерея разместилась в этом помещении и была торжественно открыта для публики. Ангерстайна.
Pall Mall). Наконец строительство нового здания было закончено. Гуляя по Трафальгарской площади, вы сразу же увидите большое красивое здание Национальной галереи с куполом и колоннами (кстати, фасад — единственная часть музея, сохранившаяся без изменения с момента основания). В 1857 году за 7 тысяч фунтов стерлингов во Флоренции была куплена коллекция Ломбарди-Бальди, включавшая в себя алтарные образы кисти Дуччо, Маргарито из Ареццо и других крупных тосканских мастеров XIII-XIV веков, а также знаменитую «Битву при Сан Романо» художника Паоло Уччелло – одну из первых батальных картин в европейской живописи.
В 1884 году к ней прибавилась не менее известная «Девушка с креветками» – один из самых жизнерадостных образов в творчестве Хогарта. Такое тут не запрещается. Приобретенный галереей в 1844 году «Портрет дожа Лоредано» работы венецианца Джованни Беллини, сочетает тонкую внутреннюю характеристику с парадной приподнятостью образа. Те, что были куплены Истлейком, дополнились вскоре другими произведениями, среди которых надо назвать такие шедевры, как знаменитый «Демидовский алтарь» (названный так по имени своего предшествующего владельца) или восхитительное «Благовещение», принесенное в дар лордом Таунтоном в 1864 году.
Хотя посетители Национальной галереи прежде всего хотят увидеть выставленные там работы, их привлекает сдержанная утонченность георгианского стиля как в декоре, так и в архитектуре, а также достойная восхищения рациональность проекта. Немного позднее была назначена официальная комиссия «попечителей галереи», которая должна была взять на себя решение основных административных вопросов и заботы о дальнейшем пополнении собрания. «Портрет четы Эндрьюс» – работа еще совсем юного мастера – дает уже тут характерное для Гейнсборо изображение человека в природе. Одно за другим галерея приобретала такие произведения, как «Мадонна перед экраном» Робера Кампена (1910), монументальное «Поклонение волхвов» Госсарта (1911), «Распинание Христа» Жерара Давида, «Поклонение волхвов» Питера Брейгеля (1920), не говоря уже о Других, может быть, менее значительных, но по-своему интересных работах.
«Св. Как и у всех флорентийцев, рисунок играет у Поллайоло главную роль. По своему внешнему виду здание не представляло особенно удачного архитектурного решения. Можно представить себе, какой удар «изящному вкусу» нанесло это первое приобретение Истлейка, который должен был особо настаивать на исторической ценности полотна и на важности подобных образцов для выявления первых истоков искусства Возрождения.
Он в первую очередь занялся созданием новых залов и реконструкцией разрушенных помещений. Работы продолжались очень долго и только в 1975 г. северный флигель был полностью готов. Изумительной красотой отличается пейзаж с его сапфировой синевой моря и неба. Вот таким образом галерея переехала в дом 105, по той же улице. Человек исключительной работоспособности, фанатически влюбленный в свое искусство, Тернер завещал государству около трехсот своих картин и свыше девятнадцати тысяч рисунков и акварелей с одним условием, чтобы не нарушалась цельность этого собрания и чтобы две его картины «Восход солнца в тумане» и «Дидона, строящая Карфаген» висели всегда рядом со знаменитыми полотнами Клода Лоррена «Исаак и Ревекка» и «Отплытие царицы Савской».
В марте 1962 года стало известно, что через четыре месяца оно пойдет с аукциона. Из девяноста четырех картин не менее семидесяти принадлежало мастерам фламандской, голландской и нидерландской школ, среди которых находились первоклассные пейзажи Рейсдаля и Кейпа, произведения ван де Вельде, Конинка, ван дер Неера, Бота и других, а также и такие выдающиеся произведения более ранней эпохи, как «Мужской портрет» Дирка Боутса, датируемый 1462 годом. Создавая «Венеру с зеркалом», Веласкес безусловно вдохновлялся прославленными «Венерами» Тициана, творчество которого было блестяще представлено в королевских собраниях.
Художника не привлекала скромная прелесть родной деревенской природы, его воображение питали эффектные красоты морских бурь и туманов, сказочно прекрасная Венеция или грозные скалы и пропасти Швейцарии, Но что бы ни изображал Тернер, главное в его произведениях – это свет и воздух. Вместе с ними в галерею вошли еще два пейзажа Коро, «Дон Кихот» Домье, «Портрет Филиппа Орлеанского» Энгра и многие другие. Из трех портретов, купленных у лорда Рэднора, особого внимания заслуживает редкий по красоте и реалистической точности большой парный портрет Гольбейна известный под названием «Посланников». В большинстве картин они также представлены на фоне пейзажа (например, «Мадонна в лугах»), Беллини отказывается от пышного декора, столь любимого Кривелли, чужды ему и жанрово-бытовые детали.
Монументальность сочетается здесь с удивительной воздушностью трактовки, где искусство светотеневых переходов, знаменитое леонардовское «сфумато», достигает предельной виртуозности. Франциска в Милане.
Насчет бесплатных экскурсий обычно предупреждают заранее, оставляя табличку с указанием возле картины примерного содержания, что «экскурс в историю этой картины будет производится в такой-то день, приходите». Отличается лондонская галерея от большинства крупных европейских музеев не только принципом размещения картин, но тем, что собрание принципиально демонстрируется полностью (естественно за исключением картин путешествующих по выставкам). Как известно, Гольбейн провел конец своей жизни в Англии на службе у короля Генриха VIII, когда им и был написан портрет французского посла Жана Динтевилля и его друга Жоржа де Сельв епископа Лаворского, называемый «Посланники».
Штат дополняли его помощник, швейцар и уборщица. Интерес к живописи и рисункам старых мастеров становился своего рода модой в состоятельных кругах, но в то же время сопровождался и ростом подлинных знаний и настоящей любовью к искусству. Членами Национального фонда была развернута огромная пропагандистская работа среди широкого населения, поднята кампания в печати. В картине «Голландский дворик», купленной галереей за два года до картин де Хооха из коллекции Пиля, мы видим служанку, которая чистит рыбу под присмотром своей госпожи, а за калиткой виден возвращающийся домой хозяин.
Она способствует выразительности и динамизму всего образа. Мы уже говорили о том успехе, которым пользовались в Англии полотна Клода Лоррена. Впрочем, многие любят фотографировать себя на фоне понравившейся картины. Кажется «новейшей» живописью собрания являются картины постимпрессионистов — Сезанна и Ван Гога.
Среди важнейших поступлений этого рода в Национальную галерею за последние пять лет назовем двух «Танцовщиц» Ренуара и его же «Купальщицу», купленных в 1961 году, «Барышень на берегу Сены» Курбе, представляющих собой законченный этюд к его картине, находящейся в Париже, «Кувшинки» Моне и «Больших купальщиц» Сезанна, купленных в 1964 году. Выбор пал на гору Мэнод-Куерри в Уэлсе высотой около 500 метров над уровнем моря изрытую у подножья многочисленными старыми каменоломнями.
Основной целью созданного общества становилась борьба с вывозом художественных ценностей за границу, а также приобретение произведений современных художников для государственных музеев. По договоренности с галереей последний был выставлен в одном из ее залов для всеобщего обозрения и деньги, полученные за вход, также шли в общий фонд. Два последних мастера были всегда особенно ценимы в Англии. Ее окаймляют высокие деревья истрепанные гуляющими на воле ветрами.
Произведения крупнейшего нидерландского художника XVI века великого Питера Брейгеля («Мужицкого») отсутствовали в галерее.
Рубенс обратился к пейзажной живописи уже в зрелый период своего творчества. В зале 56 находится полотно Яна ван Эйка «Чета Арнольфини». «Хлебное поле», написанное Констеблом в 1826 году и относящееся к лучшей, зрелой поре его творчества, в свое время было не очень-то доброжелательно встречено присяжной буржуазной критикой.
Зато трудно найти во всем голландском пейзаже более характерный и остро схваченный облик страны, чем тот, который предстает перед зрителем в знаменитой «Аллее в Миддельхарнисе» Мейндерта Хоббемы. Третьего августа 1961 года картина была вывешена для всеобщего обозрения на отдельном щите в северном вестибюле галереи, Вечером 21 августа, несколько часов спустя после закрытия она исчезла. Королевских же собраний просто не существовало, если не считать отдельных картин или статуй, украшавших апартаменты в качестве дворцовой обстановки. Картины вернулись на свое привычное место в 1945 году.
Приобретения ближайших последующих лет были также очень удачны. Только несколько полотен осталось в Национальной галерее и среди них «Дидона, строящая Карфаген» и «Восход солнца в тумане», занявшие место рядом с картинами Клода Лоррена, согласно воле дарителя. В основном итальянцы. Черное платье девушки на переднем плане, котелки прохожих и причудливый букет черных зонтов над головами создают тонкую красочную симфонию «черного», которую Ренуар передает разнообразными оттенками серых, синеватых и лиловатых тонов, отсвечивающих бликами и рефлексами от гладкой мокрой поверхности. В 1865 году, незадолго до смерти, он покупает две алтарные створки с изображениями св.
В «Утренней прогулке», которая также является парным портретом, прежняя безыскусственная наивность сменяется уже изысканным артистизмом, Перед нами зрелый мастер, виртуозно владеющий всеми художественными средствами, которые он подчиняет своей поэтической мечте. Она была приобретена всего за 630 фунтов стерлингов. В 1954 году Галерея Тейт получила полную самостоятельность.
Так, некий Морис Мур, торговец картинами, писал в «Таймсе» (20 октября 1846 года), что рубенсовская картина «Война и Мир» оказалась «полностью ободранной» и ее «богатые, тонкие поверхностные лессировки абсолютно счищенными». В 1625 году Карл I английский, собиравший тогда по всей Европе картины для своей коллекции, направил в Мантую доверенных лиц, купивших для него «Воспитание Амура» вместе с несколькими другими произведениями. Бэрри было пристроено восточное крыло галереи. Сюжет картины «Сон рыцаря» был заимствован юным Рафаэлем из средневекового сказания, по-своему воссоздавшего античный миф о Геракле, который должен был определить свой жизненный путь, сделав выбор между Доблестью и Наслаждением. С этого момента и начала свое существование Национальная галерея (англ.
«Музыка в Тюильри» – одно из интереснейших ранних полотен Эдуарда Мане – уже в полной мере раскрывает его художественное новаторство. «Кристина Миланская» Гольбейна заняла свое место в Национальной галерее рядом с «Посланниками». Урсулы» и «Отплытие царицы Савской», написанные в 1641 и в 1648 годах, очень близкие по композиции и по настроению, показывают нам Лоррена-мариниста, Мы видим его излюбленные величественные морские гавани, спокойную водную гладь, слегка тронутую рябью и золотящуюся от лучей солнца, стройные мачты кораблей, торжественные мраморные здания на берегу и лучезарный горизонт, словно затянутый сияющим маревом и увлекающий зрителя в волшебную даль. Крохотная картина Рафаэля «Мадонна Ансидеи» выставлена в зале 60 Иероним Босх представлен в зале 62 полотном «Осмеяние Христа», поражающим жестокостью лиц.
«Мадонна Ансидеи» 5, монументальный алтарный образ, написанный Рафаэлем около 1505 года, хронологически заняла свое место между юношеским произведением «Сон рыцаря» и более поздней «Екатериной Александрийской». В нем разместилась живопись XIII — XIV вв. «Чета Арнольфини», вывезенная из Испании, была после битвы при Ватерлоо обнаружена в Брюсселе, где ее купил английский генерал Гей и, привезя в Англию, продал впоследствии в галерею. Второй жемчужиной собрания Холуэлла явилась «Купающаяся в ручье женщина» Рембрандта, может быть, лучшее произведение этого мастера из всех его многочисленных работ, находящихся в галерее. Тогда за дело взялся Национальный фонд.
Вместе с тем небывало вырос и круг ценителей искусства. Мане изобразил здесь и самого себя (фигура в цилиндре слева) и своих друзей и многих известных лиц, как Бодлер, Теофиль Готье и композитор Оффенбах. Надо сказать, что большинство ее наиболее выдающихся памятников принадлежит еще к замечательным приобретениям Истлейка, когда буквально каждый год приносил свой «урожай шедевров».
Интерес к актуальным общественным проблемам, острая наблюдательность и реалистическое отображение действительности в сочетании с едкой издевкой над жизнью «высшего общества» позволили художнику создать целую галерею ярких характерных типов, где Хогарт соперничает в силе и выразительности со своим другом знаменитым романистом Филдингом. Были среди его картин произведения Рембрандта, Пуссена и прекрасный большой пейзаж венецианца Каналетто под названием «Дом каменотеса». Пьеро делла Франческа был крупнейшим итальянским мастером середины XV века. Из сорока четырех итальянских картин в Национальной галерее «болонцы» были представлены семнадцатью полотнами и венецианские мастера – тринадцатью. К тому же вряд ли вообще и могла быть надобность в подобном дублировании материала.
Раньше даже утверждалось, что это была одна из немногих национальных галерей, где вся коллекция была выставлена на постоянной основе, но, к сожалению, это уже не так. Но дело было уже сделано и англичане поспешили погрузить картину на корабль «Маргарет», который и прибыл благополучно в Лондон в 1628 году. Это решение было с восторгом принято директором, но с чрезмерной враждебностью попечителями, которые не могли потерпеть «французских художников-бунтарей на священном месте на Трафальгарской площади». Пятью полотнами были представлены английские мастера, начиная от холодно классической композиции Б. Уэста «Орест и Пилад» и кончая известнейшей вещью жанриста Уилки «Слепой скрипач». Рядом с этим произведением, полным многозначительной внутренней сосредоточенности, картина Рубенса «Похищение сабинянок» кажется особенно шумной и яркой.
То же самое можно сказать и про Ренуара, большая картина которого «Зонтики» как бы вобрала в себя квинтэссенцию его стиля. Пятьдесят лет спустя, когда имя Констебла обрело наконец заслуженную славу, галерея обогатилась еще многими его произведениями и прежде всего знаменитой «Телегой для сена», которая была выставлена еще в Парижском Салоне 1824 года, оказав тогда огромное влияние на передовых французских художников. В его творчестве мы находим тот же лиризм, ту же способность поэтизировать самые незамысловатые сцены и открывать тонкие индивидуальные оттенки в, казалось бы, почти аналогичных мотивах. В своем стремлении к драматизму и экспрессии Рейсдаль часто не удовлетворяется привычными видами родной Голландии и готов искать эффектные волнующие мотивы в природе других стран, например в суровой красоте Норвегии, которая вдохновила его на ряд картин, таких, как «Водопад», столь необычных для облика голландской равнины с ее спокойными каналами и низким горизонтом. Зиновия» Боттичелли, «Мадонна с младенцем» Тициана и некоторые другие.
Успех был так велик, что привлекал в галерею до тысячи человек ежедневно. Известно, что в начале 1650-х годов Веласкес выполнил для Филиппа iV четыре картины на мифологические сюжеты с изображением нагих фигур, но из этих полотен, украшавших зеркальный зал королевского дворца Алькасара в Мадриде, сохранилось лишь одно – «Меркурий и Аргус», тогда как другие погибли при пожаре в 1684 году. Приобретя «Положение во гроб», Национальная галерея становилась обладательницей второй картины великого мастера, к которой два года спустя прибавилась еще одна «Мадонна с младенцем и св.
Число членов фонда достигло уже нескольких тысяч. Лишь один пейзаж Клода Лоррена под названием «Агарь и ангел», который был так любим сэром Джорджем, что он не расставался с ним даже во время путешествий, был вскоре взят им обратно, оставался при нем до самой его смерти и только потом возвращен в галерею. Друг и покровитель Констебла, Бомонт был одной из популярнейших фигур художественного мира того времени. Георгий с драконом» Паоло Уччелло и уникальный «Пейзаж» Джорджоне, обнаруженный в одном из венецианских дворцов и впервые опубликованный в 1934 году профессором Роберто Лонги.
Увезенный при Наполеоне французским генералом Дессолем из Мадридского дворца, он переменил много владельцев, прежде чем оказался в испанском зале на Трафальгар-сквер.
Его привлекала цветущая свежесть и красота, а широкополая шляпа, затеняющая лицо при ярком солнечном свете дня, давала ему возможность блеснуть своим мастерством колориста и воспроизвести столь сложные для живописной передачи прозрачные, окрашенные тени, падающие на лицо и как бы тающие в воздухе. Лаврентия и Иоанна Крестителя, остающиеся до сих пор лучшими работами Мемлинга в галерее. Живопись XVII-XIII в. в. (63 картины). Так, например, «Любовная гамма» Ватто, вошедшая в собрание галереи в 1912 году и до сих пор остающаяся там единственным произведением этого замечательного живописца, является характернейшим образцом его «галантной» тематики и утонченного колорита.
В его коллекцию, в которой насчитывалось семьдесят картин, входили первоклассные произведения Метсю, Остаде, Терборха, Хоббемы, а среди фламандских мастеров особое внимание привлекала знаменитая «Соломенная шляпка» Рубенса. семейство» Андреа дель Сарто, а из северных мастеров – изумительная «Купающаяся в ручье женщина» Рембрандта. Тем временем произошел случай, благодаря которому вопрос о музее впервые дошел до самого парламента.
Так же как и в собрании Ангерстейна, пейзажи Лоррена занимали у Бомонта первое место. В конце того же 1903 года стало известно, что стариннейшая антикварная фирма Лондона – Энью уполномочена осуществить продажу прославленной картины, «Венеры Рокби», как ее называли по имени дворянского поместья, где она находилась уже около ста лет. В зале 51 выставлен знаменитый рисунок Леонардо да Винчи «Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем». Идея создания национального музея потерпела серьезный удар, но не была оставлена. В 1806 году под внушительным, хотя и не совсем определенным названием «Британский институт» было основано специальное учреждение, ставившее своей целью устройство разного рода выставок, поощрение современных отечественных живописцев и, наконец, покупку их картин «с целью организации публичной галереи».
Огромное собрание работ Тернера, завещанное им государству, почти целиком перешло в Галерею Тейт. Сначала в этом здании помимо картинной галереи размещалась Королевская академия.
«Христос после избиения», где ангел показывает маленькому ребенку, символизирующему душу человеческую истерзанного Иисуса, – произведение глубокого, но сдержанного и сурового чувства, полное впечатляющей простоты, В картине нет ни сентиментального стремления разжалобить зрителя, ни жестокой передачи физических ужасов мучений, как это мы часто видим у Риберы. «Пейзаж с Кефалом и Прокридой», так же как и «Свадьба Исаака и Ревекки», носит более идиллический, пасторальный характер, но и здесь царит та же широта видения, то же чувство величавой гармонии, которые характерны для всех пейзажей Лоррена. Столетием позднее мы находим его в прославленном собрании картин герцогов Мантуанских. В зале 53 находится «Уилтонский диптих», на котором ангелы в голубых одеяниях и с крыльями, похожими на крылья чайки, кружат вокруг Богоматери с младенцем. «Христос в доме Марфы и Марии», картина исполненная в 1620 году, знакомит нас с ранним творчеством Веласкеса.
Это является родиной одной из самых больших коллекций в мире западноевропейских картин. Это было изображение св. Тогда право стать архитектором музея получил Вильям Вилкинз. Зрители, привыкшие к отчетливо выписанным деталям, не могли примириться с этими новыми приемами в казавшейся им «недописанной» картине.
Среди всех этих полотен, пожалуй, наиболее выдающимся и незабываемым является «Св. В настоящее время большинство исследований сходится на том, что лондонская «Мадонна в скалах» является все же безусловно работой самого Леонардо, представляя собой более позднее авторское повторение луврской картины, которая была выполнена во Флоренции в 1483 году. На этих фотографиях можно увидеть зал 9 с произведениями Веронезе и других венецианских живописцев и зал 15 (слева вверху), залы 58 и 57 с полотнами Поллайоло и Боттичелли (внизу) и, наконец, справа, главный зал. Первой посетила эти залы будущая королева Виктория, дочь герцога Эдуарда, герцога Кентского.
В 1876 году по проекту известного архитектора Эд. Как резкий контраст к «Похищению Елены», где в мелких дробных формах и веселой пестроте колорита еще живут традиции позднесредневековой миниатюры, алтарный образ Пьеро делла Франческа «Крещение Христа», выполненный им в 1445 году, поражает обобщенной простотой и монументальной силой.
А помимо него — статую адмирала Нельсона, церковь Святого Мартина и красивые фонтаны. За четыре дня до его истечения не было собрано и половины требуемой суммы.
«Чувствуется, – как говорил один выдающийся исследователь испанского искусства, – что она родилась для андалузских танцев и что танцует она не только ногами, но и всем телом». Учитывая все это, научный отдел и дирекция галереи разработали своего рода перспективный план будущего комплектования, заранее наметив тех художников (или даже определенные периоды их творчества), произведения которых подлежат приобретению в первую очередь. «Явление Христа», написанное около 1511-1512 годов, принадлежит к раннему периоду тициановского творчества. А в ином случае фотографировать можно что угодно.
Было решено еще более рассредоточить спрятанные художественные ценности, но, так как подобная мера очень затрудняла хранение, не давая в то же время полной гарантии от гибели во время воздушных налетов хотя бы части памятников, было постановлено сконцентрировать все картины галереи в одном подземном хранилище. Живопись XVIII-XIX в. в. (56 картин).
В «Благовещение» обычная для Кривелли торжественность и отрешенность от повседневной жизни сменяется обращением к реально жизненным мотивам и новому композиционному построению с использованием пространственной глубины. В зале 12 выставлено полотно Питера Брейгеля Старшего «Поклонение волхвов» изображающее трех изможденных после долгого странствия царей и работа Маринуса ван Реймерсваля «Сборщики налогов». Эта слава началась еще при жизни великого французского мастера.
Особой популярностью пользовалась серия выставок под названием «Картина этого месяца».
В это время в каталоге значилось уже сто восемьдесят семь картин. Подчеркнуто пластическая моделировка во вкусе Высокого Возрождения также разительно отличается от нежного «сфумато» более ранней вещи, тем более что краски сильно потемнели и сделали тени резкими и контрастными. В 1925 году галерея приобрела парадный портрет работы Токке и две прелестные жанровые картины Шардена – «Карточный домик» и «Маленькая учительница» – и около того же времени блестящий портрет, написанный Друэ и две пастели Перонно – виртуозного соперника знаменитого Латура. Одним из самых важных художественных памятников, поступивших в это время в галерею, надо бесспорно считать леонардовскую «Мадонну в скалах», происходящую из капеллы св.
То же самое мы находим и в картине «Мадонна с младенцем и св. К моменту смерти Ангерстейна в 1823 году его коллекция насчитывала тридцать восемь картин, среди которых имелось пять первоклассных пейзажей Клода Лоррена, огромное полотно Себастьяно дель Пьомбо «Воскрешение Лазаря», «Венера и Адонис» Тициана, «Похищение сабинянок» Рубенса, а из отечественных мастеров – вся хогартовская серия «Модный брак», портрет адмирала Хитфилда кисти Рейнолдса и «Деревенский праздник» Уилки. Среди его приобретений картина Ганса Гольбейна Младшего «Послы».
Иеронима, порой называвшееся портретом дожа Луиджи Корнаро. В картине нет ни намека на античность. Там же вы увидите «Аллегорию любви» Веронезе, прекрасный портрет умудренного жизнью Винченцо Моросини кисти Тинторетто. Творчество Эль Греко, одного из самых оригинальных и неповторимых мастеров в истории мировой живописи, было «открыто» в конце XIX века, сразу вызвав к себе обостренный интерес и жадные поиски коллекционеров. Рейсдалю чужда спокойная созерцательность Кейпа и пейзажистов более раннего периода. Это монументальное полотно (его длина достигает почти пяти метров) дает полное представление о великолепном декоративном и колористическом даре Веронезе, показывая нам всю роскошь и богатство Венеции эпохи Возрождения.
Всего за десять лет руководства галереей Истлейком было куплено сто тридцать семь картин преимущественно итальянской школы и столь высокого художественного значения, что без указания на них не обходится теперь ни одна монография по искусству Возрождения. Гольбейну было поручено написать портрет молодой принцессы, чтобы Генрих VIII мог знать, как выглядит его будущая невеста.
Денежные затруднения помешали Бойделлу довести его до конца. Вся полиция страны была поднята на ноги. Его алтарные образы, где обычно представлена восседающая на троне мадонна с младенцем в окружении святых, перегружены архитектурными мотивами, барельефами, вазами, гирляндами цветов и фруктов. Это, конечно, было самым важным событием в ее жизни за послевоенный период и крупнейшим обогащением итальянского раздела, уже с начала века не имевшего подобных приобретений. Он планировал построить сооружение в виде Парфенона, однако его планам не суждено было сбыться по причине недостатка средств.
Поражает жизненная теплота и человечность в трактовке всей сцены, где Тициан отказывается от всякой «возвышенности», под черкивая в религиозном сюжете человеческое начало и создавая ту атмосферу счастья и согласия человека с окружающим миром, которым проникнуты лучшие произведения той эпохи. В «Крещении Христа» все фигуры отличаются подчеркнутой объемностью и строгостью пропорций. Необходимость создания национального художественного музея понимали и в Великобритании.
В сравнении с красочным и богатым деталями портретом «Посланников» «Кристина Миланская» отличается лаконизмом формы и цвета. Независимо от национальной принадлежности художника.
Их хлопоты возымели свое действие. Фигура кажется словно окутанной светом и воздухом. В мае 1945 года выставка «Сорока трех шедевров» возвестила о возрождении мирных дней и о восстановлении галереи.
Оно было написано Корреджо в 1521 или 1522 году. Еще в 1828 году Британский институт принес в дар галерее один из самых красивых пейзажей Гейнсборо – «Телегу, едущую на рынок», впоследствии перенесенный в Галерею Тейт. В шести разделах данной коллекции представлено 364 картины из собрания Лондонской национальной галереи. Раздел 1. Увеличение числа залов дало возможность уже более строго установить исторический принцип и разместить коллекции по национальным и местным школам (для Италии). Лишь ясное, словно прозрачное девичье личико да маленькие кисти рук, в которых она держит перчатки, выступают светлыми пятнами из этого сурового обрамления, создавая контраст между хрупкой нежностью модели и торжественной монументальностью всего изображения. В общем, не пропустите.
Портрет четы Арнольфини (есть гипотеза, что изображен момент бракосочетания молодой пары, но не подумайте ничего плохо силуэт платья невесты просто дань моде того времени) и сейчас сияет неправдоподобно ясными, чистыми, яркими, но гармоничными цветами. Вслед за Веласкесом испанский раздел быстро пополняется произведениями Эль Греко и Гойи. Лишь немногие тогда понимали истинное значение живописи Констебла и, когда в 1837 году умер этот самый большой английский художник XIX столетия, несколько почитателей его таланта купили по подписке «Хлебное поле» и поднесли его в дар Национальной галерее, считая, что без Констебла не может быть представлена национальная живопись. И в то время как строгие последователи классицизма стремились прежде всего подражать стройности и уравновешенности композиционных решений Клода Лоррена, передовые английские художники, пролагавшие дорогу реалистическому пейзажу XIX века, увлекались передачей света и воздушной среды, которую они находили в его картинах.
В зале 66 выставлена незаконченная работа Пьеро делла Франческа (около 1420—1492) «Рождество», на которой хор ангелов поет гимны прекрасной Марии с миндалевидным овалом лица. За первые десять лет существования галереи было куплено всего шесть картин, среди которых, однако, такие первоклассные произведения, как «Вакх и Ариадна» Тициана (1825), «Вакханалия» Пуссена (1826) и «Мадонна с корзиной» Корреджо (1825).
В Национальной галерее работы Босха отсутствовали и потому приобретение «Осмеяния Христа» явилось почти столь же важным достижением, как и картина Брейгеля. «Похищение Елены», приписывавшееся одно время Беноццо Гоццоли и происходящее из той же коллекции Ломбарди-Бальди, что и ряд других важных приобретений Истлейка, дает нам умилительно смешную и вместе с тем очаровательную в своей легкой грации трактовку классической темы. В 1779 году сто девяносто восемь уол-половских картин было перевезено в Петербург, несмотря на запоздалые протесты и даже попытки помешать вывозу собрания.
В свое время переписчик одного из старых инвентарей допустил ошибку, написав вместо слова «poil», что значит «фетр», слово «paille», что значит «солома» и этим изменил название картины, которая так и вошла под названием «Соломенная шляпка» в историю искусства. После начала Второй мировой войны Национальная галерея была эвакуирована в Уэльс. Известная сатирическая серия Хогарта «Модный брак» (1745) чрезвычайно удачно представляет смелое и самобытное творчество этого крупнейшего мастера первой половины XVIII века, по праву считающегося основателем английской национальной школы живописи. В течение четырех месяцев было собрано более половины назначенной суммы. Дальнейшие приобретения итальянского отдела, относящиеся уже к концу 1950-х годов, касались в основном произведений мастеров XVII-XVIII веков, до того почти не представленных в собрании. Не хватило места и для 1000 картин Уильяма Тёрнера, которые музей получил после смерти художника. Из произведений великого венецианского мастера Джованни Беллини – учителя Джорджоне и Тициана-галерея уже владела таким шедевром, как портрет дожа Лоредано.
И здесь мы видим архитектуру, ковры и вазы, но все это дано не в виде отвлеченно декоративных элементов, а как конкретное бытовое окружение происходящей сцены, которой они придают радостный и праздничный характер. Самые выдающиеся английские пейзажисты XVIII – начала XIX века Уилсон и Тернер в сильнейшей степени испытали его влияние, а Констебл, также тщательно изучавший творчество своего великого предшественника, говорил про него, что «в своих пейзажах Клод достиг того совершенства, которое только доступно человеку». После «завоевания» «Кристины Миланской» окончательно упрочилась слава и значение Национального фонда, В дальнейшем с его помощью галереей был приобретен еще целый ряд прекрасных произведений, как, например, «Мадонна с младенцем» Мазаччо (в 1916 г. ), «Поклонение волхвов» Питера Брейгеля Старшего (в 1920 г. ), так называемый «Уилтоновский диптих» и тициановское «Семейство Вендрамини» (в 1929 г. ), «Саксия в виде аркадской пастушки» Рембрандта (в 1945 г. ), «Пьета» Рогира ван дер Вейдена (в 1956 г. ), «Старуха с четками» Сезанна и многие другие.
Была известна только одна его картина – знаменитое тондо «Св. Все картины в Национальной галерее в Лондоне экспонируются в хронологическом порядке. Фра Анджелико расписывал фресками стены монастырей и писал алтарные образы. В парламенте был сделан запрос по этому поводу.
Рядом с портретом «Адмирала Хитфилда», также входившим когда-то в коллекцию Ангерстейна, висит большой групповой портрет «Сестры Монтгомери, украшающие герму Гименея», эффектный «Портрет леди Кокберн с детьми», большой портрет в рост «Капитан Орма с лошадью» и еще несколько работ, свидетельствующих о необычайной композиционной изобретательности, разнообразии приемов и богатстве колорита этого художника. Тем не менее в тот год в музее был возведен знаменитый купол. В этом отношении большой алтарный образ Антонио Поллайоло изображающий «Мучения св.
Не менее важным для характеристики утонченного и одухотворенного искусства Боттичелли, до этого представленного в галерее лишь сценой «Поклонение волхвов» и «Портретом молодого человека», явилась поэтическая композиция «Марс и Венера», где художник обращается к дорогому его сердцу миру античной красоты. Анной», вошедший в собрание галереи при не менее волнующих и драматических обстоятельствах, чем в свое время «Венера с зеркалом» Веласкеса. «Аллея в Миддельхарнисе», датированная 1689 годом, это лучшая вещь мастера и в то же время это последний шедевр голландского реалистического пейзажа XVII века, начинающего клониться к упадку. «Поклонение волхвов», купленное в 1920 году при помощи все того же Национального фонда, до некоторой степени восполнило этот пробел. В результате он купил 148 картин за границей и 46 в Британии, среди которых была, например, выдающаяся картина Паоло Уччелло «Битва при Сан-Романо».
Такой приём был популярен у импрессионистов того времени. Выполненный черным мелом и слегка проработанный белилами рисунок изображает св.
Именно при нем к «Чете Арнольфини» и «Мужчине в красном тюрбане» ван Эйка прибавляется замечательный «Портрет Тимофея» и покупаются два интересных парных портрета того же периода, ныне приписываемых такому редкому и интересному мастеру, как Робер Кампен. Некоторые из этих картин были приобретены уже за последние десятилетия, причем самая последняя из них – «Портрет герцога Веллингтона» кисти Франсиско Гойи – оказалась в центре одного из самых волнующих и загадочных событий во всей истории Национальной галереи. Тициан ссылался на отсутствие подходящего холста.
Рейнолдс не старается «прикрасить» свою модель, но удачно найденная поза, убедительность жеста и та энергия, которая пронизывает весь облик этого старого морского волка, придают его изображению характер героической приподнятости. Немецкая школа до этого была вообще чрезвычайно слабо представлена в Национальной галерее. Колорит картины с его изысканной и богатой красочностью отличается в то же время большой условностью и это еще более способствует общему впечатлению наивной сказочности, где черты нового и старого тесно переплетаются друг с другом.
Все эти «превратности судьбы» не могли, конечно, не отразиться на самом художественном произведении. Портрет был написан Гойей в августе 1812 года, во время вступления Веллингтона в Мадрид. В зале 9 — несколько полотен Тициана, включая «Смерть Актеона». Последние крупные приобретения XIX – начала XX века, такие, как «Мадонна Ансидеи» Рафаэля (1889), «Происхождение Млечного Пути» Тинторетто (1890), портреты Морони (1890) или так называемый «Ариосто» Тициана (1904) исходили уже не из итальянских, а из отечественных собраний и число их сокращалось год от года. Первым приобретением фонда для Национальной галереи Лондона была картина Веласкеса «Венера с зеркалом».
Нашлись люди, которые утверждали, что «Венера с зеркалом» вовсе не является созданием Веласкеса, а просто позднейшей подделкой и призывали публику не поддаваться на обман. Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией художеств в 1890 году, когда почва была уже подготовлена трудами известных ученых, установивших подлинное значение этого произведения.
В зале 8 вы можете увидеть незаконченную работу Микеланджело «Положение во гроб», где изображен мертвенно-бледный Христос, поддерживаемый холщовыми лентами. Поступивший еще ранее, в 1827 году, от того же Фарнбру «Водопой» Гейнсборо увеличил число шедевров английской школы.
Если бы не пожертвования и гранты от государства, то некоторые приобретения музея, например, картина Тициана «Смерть Актеона», были бы невозможными. Его предшественник Сегье в целях лучшей сохранности неоднократно покрывал их так называемым «галерейным лаком», состоящим из смеси скипидарной мастики с кипяченым льняным маслом и обладавшим свойством очень быстро темнеть в сырой лондонской атмосфере. Его картины одними из первых вошли в галерею, а в 1876 году число их достигло десяти.
В этот период в галерею практически не поступали новые произведения искусства. Фоны у него абстрактны, фигуры статичны и в их анатомическом строении еще много ошибок. В картине царит мощная фигура св. «Отплытие св.
В «Явлении Христа Марии Магдалине» пейзаж определяет в основном все настроение произведения.
Когда устанете, (да-да, не если, а когда :) можно завернуть в кафе, которых в музее три – National Dining Rooms, National Caf и небольшой эспрессо-бар возле главного входа. Картина «Христос и грешница» была написана Рембрандтом в 1611 году для своего друга Яна Сикса. В этой новой «Мадонне в скалах» ясно чувствуется рука зрелого мастера, что сказывается и в более собранной и монументально обобщенной композиции и в большей значительности выражения прекрасных лиц. Другой вопрос, зачем это нужно.
Многие из зрителей, привыкнув всегда видеть эту вещь в зале немецкой живописи, считали ее собственностью галереи и известие о предстоящей продаже картины оказалось для всех «громом с ясного неба». Легкой стремительной кистью, в солнечно-золотистой гамме он словно на лету запечатлевает облик молоденькой продавщицы креветок с ее озорным смехом и быстрым взглядом. Те же красочные сочетания синего, красного и рыжевато-желтого стали бледнее и мягче, но исчез тот горячий золотистый общий тон, который объединял все изображение и от этого сильнее выступило линейно-рисуночное начало в композиции и четче обозначились отдельные формы.
Исполненное особой интимной прелести и в то же время какого-то наивного величия и чистоты, «Рождество» Пьеро делла Франческа чрезвычайно удачно дополнило находившиеся в галерее «Крещение Христа» и створку триптиха с изображением св.
Здесь перед дирекцией галереи возникла другая трудность. «Черт побери ваш нос, мадам, ему просто конца нету. » – ворчал он во время работы и тем не менее созданный им образ покоряет своей гордой и одухотворенной красотой.
В 1946 г. Филипп Хенди был назначен директором. В настоящее время в Национальной галерее хранится немногим более 2000 картин. Чувством языческой радости и упоения жизнью проникнута группа танцующих фавнов и вакханок, сопровождающих колесницу молодого бога. Обладая широкими познаниями в области искусствоведения, автор капитальной «Истории масляной живописи» (1847) и ряда других серьезных исследований, Истлейк к тому времени стал уже непререкаемым авторитетом в области искусства.
Иоанном».
Картины Фра Анджелико во многом еще близки к иконам. Однако лучше всего полнокровный и яркий талант художника раскрывается в его знаменитом портрете Исабель Кобос де Порсель изображенной в эффектном национальном наряде, так называемом костюме «махи».
Его спроектировал Роберт Вентури, в 1991 г. его открыла королева Елизавета. Произведение заняло свое место в личных апартаментах короля в Уайт-холле, где и оставалось в течение двадцати лет, но казнь короля и последовавшая затем распродажа его коллекций явилась началом новых странствий для «Венеры, Меркурия и Амура». Первым произведением, купленным на средства фонда, был «Мост Баттерси» Уистлера, но настоящим испытанием и поисти-не боевым крещением только что организованного общества явилась кампания за приобретение для Национальной галереи знаменитой «Венеры с зеркалом» Веласкеса. «Портрет Саксинса», «Женщина», «Ночной дозор», «Даная», «Христос во время шторма» и другие — этими и другими шедеврами гениального живописца полна лондонская национальная галерея произведения Венецианской школы живописи представлена работами таких мастеров, как Андреа Мантенья, Джованни Беллини, Антонио Пизанелло, Филиппино Липпи. Это уже поздняя вещь Рембрандта, своей удивительной простотой и непритязательностью резко отличающаяся от таинственной романтичности «Христа и грешницы».
Еще за два года перед тем, в 1836 году, был издан первый большой каталог всего собрания. Георгий» Тинторетто, «Св. Любопытнейшая «Битва при Сан Романо», написанная Паоло Уччелло в ознаменование победы Флоренции над Сиеной в 1432 году, является одной из самых первых батальных картин в истории европейской живописи. Именно вот таким образом «Соломенная шляпка» пользовалась особой любовью художников, пытавшихся по-своему интерпретировать ее композицию и освещение.
Картина «Вакх и Ариадна» – первое приобретение галереи – была заказана Тициану феррарским герцогом Альфонсо I. Великий венецианец не очень торопился с выполнением этого заказа исчерпав все терпение «его светлости герцога», посланцы которого тщетно пытались ускорить дело, пуская в ход то лесть, то угрозы. Королевская коллекция живописи по-прежнему находится в частном владении британских монархов, а картины для Национальной Галереи покупались и собирались специально, что позволило представить в хронологическом порядке все основные течения европейской живописи, пусть не обширно, но полно. Еще один интересный портрет Тициа на был принесен в дар галерее в тяжелом 1942 году. Однако и здесь сумма осталась достаточно внушительной-165 тысяч фунтов стерлингов.
Сюда входили принадлежащая кисти Гейнсборо «Телега, едущая на рынок», подаренная Британским институтом и «Хлебное поле» Констебла-два этапных произведения в развитии английского реалистического пейзажа, разделенные сорока годами, но столь близкие по своему общему духу и художественной традиции. Опубликование подробного реестра этого приданого, находившегося в архивах дома Альбы и позволило со всей достоверностью определить происхождение «Венеры с зеркалом». Сделавшись директором, Истлейк немедленно пригласил его на работу в Национальную галерею в специальной должности «разъезжающего агента».
В его «Голландском интерьере» золотистые лучи солнца, льющиеся из окна и освещающие гостей за столом и потчующую их хозяйку, сообщают всей сцене радостный и праздничный характер. В доме Ангерстейна, где картины висели до самого потолка им стало уже слишком тесно. В настоящее время в Национальной галерее мы можем увидеть красивый автопортрет французской художницы Виже-Лебрен изобразившей себя под открытым небом с палитрой в руках.
Этот второй шедевр великого мастера немецкого Возрождения был написан в 1538 году. Готовые картины были разыграны в лотерею и разошлись по отдельным собраниям.
Еще в 1834 году была куплена большая картина Корреджо «Воспитание Амура» или «Венера, Меркурий и Амур», – великолепное полотно мастера с характерной для его произведений грацией образов, мягкой светотенью и виртуозной передачей обнаженного тела. Эта картина, дающая особенно яркое представление об изысканном графическом мастерстве Боттичелли, созвучна по своему внутреннему содержанию и мечтательному настроению знаменитому «Рождению Венеры» в флорентийской галерее Уффици. Но работа не подвигалась. Живопись XV-XVI в. в. (63 картины).
Вместо порывистого движения Вакха, словно разрывающего пространство, мы видим здесь замкнутый ритмичный хоровод, выступающий на фоне светлого идиллического пейзажа. Слух о распродаже распространился далеко за пределы Англии. Цвет как средство художественного воздействия отодвигается на второй план. Коллекция насчитывала 38 полотен, в том числе работы Рафаэля и Хогарта.
Король изображен в комнате на фоне темно-красного занавеса. Немного непривычно, но почему нет. В «Св.
К началу 1890-х годов число работ Констебла уже превысило цифру тридцать, но после учреждения Галереи Тейт многие полотна были переданы туда. которые понемногу скапливались в галерее. Первый такой зал был открыт в 1950 году, в 1956 году их было уже шесть и в настоящее время эта важная работа близка к завершению, включая сюда и новые залы нижнего этажа, где были оборудованы доступные для посетителей помещения «открытых запасников». В частности, значительному изменению подверглась одежда молодой женщины (в изначальном варианте она была в другом платье и в шляпке, которая потом была убрана художником)— кроме подтверждения ренгеновским анализом изменение в одежде также соответствовало быстро меняющейся моде.
Являясь великолепным образцом портретного искусства Гойи, «Портрет герцога Веллингтона» бесспорно представлял собой одно из важнейших музейных приобретений последних лет. Может быть, отчасти благодаря этому косвенному влиянию мы находим произведение Рембрандта и среди полотен ангерстейновской коллекции. Истлейку особенно импонировали произведения искусства эпохи Возрождения. Беллини, "Поклонение волхвов" и "Портрет молодого человека" Сандро Боттичелли.
Это была первая кража в галерее за все сто тридцать семь лет ее существования. В период между двумя этими капитальными закупками Истлейком были приобретены еще такие шедевры, как «Семья Дария перед Александром Македонским» Веронезе, «Мучения св. В его коллекцию входили такие значительные произведения, как две доски из серии «Жизнь св. Изменялись материалы, появлялись мозаики, было множество попыток расширить галерею. В 1860 году приобретаются «Читающая Магдалина» Рогир ван дер Вейдена, «Мужчина с четками» Мабюзе и «Положение во гроб» Дирка Боутса – все очень значительные вещи, говорящие о большой прозорливости и художественной интуиции Истлейка, так как в ту пору в изучении ранненидерландской живописи делались еще лишь первые шаги. Самые любимые залы – залы импрессионистов.
«Портрет дожа Лоредано», относящийся к началу XVI века, явился важным пополнением раздела венецианской живописи в галерее. Шедевр Гольбейна, этого величайшего, наряду с Дюрером, мастера немецкого Возрождения, занял в ней вот таким образом самое почетное место. Первые 30 лет после открытия в Национальной галерее были представлены лишь произведения итальянских художников 15-16 столетия. Живопись XIX-XX в. в. (63 картины).
«Мадонна перед экраном» Робера Кампена, одного из крупнейших мастеров начала XV века, представляет яркий пример становления нового реалистического искусства, приходящего на смену готическим традициям. В 1885 году архитектором Дж. Этот юмор и острая наблюдательность являются очень типичными для Стена, которого недаром называли «Мольером живописи». Но его религиозные изображения полны удивительной жизнерадостности. Герцог отправил ему холст вместе с рамой.
Пуссеновская «Вакханалия» близка к Тициану не только сюжетом, но и своим колоритом, чувством формы и общим настроением чистой и светлой радости. Искусство Веласкеса и Гойи поднимается на щит и этот новый поворот в области художественных вкусов совпадает с моментом, когда на художественный рынок впервые широко начинают проникать произведения испанских мастеров, до сих пор замкнутых в старинных отечественных коллекциях. Иероним в келье» Антонелло да Мессина, «Венера и Марс» Сандро Боттичелли, «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи, «Лукреция» Лоренцо Лотто и другие картины. Директор галереи и ее попечители, осмотрев картины, выразили желание приобрести двенадцать произведений: так называемую «Мадонну Ансидеи» Рафаэля, большой «Конный портрет Карла I» Ван-Дейка, «Женский портрет» Себастьяно дель Пьомбо, семь работ Рубенса и две картины Веникса и Мейтенса. «Пейзаж с замком Стен» изображающий собственное поместье художника, которое он купил вскоре после своей женитьбы на Елене Фоурмен, был написан им в 1636 году. Екатерины, рельефно выступая на фоне неба и мягкого пейзажа заднего плана.
Портретное творчество Моретто и его ученика Морони, работавших в Брешии и Бергамо (Северная Италия) в середине XVI века, – это одно из самых выдающихся явлений итальянского искусства того времени. А всего 130 шедевров. Его сменила специально привезенная из Уэлса картина Тициана «Явление Христа Марии Магдалине» и так продолжалось до конца войны, за исключением двух месяцев в начале 1944 года, когда воздушные налеты были особенно ожесточенными. Именно он мог полностью осуществить те новые задачи, которые парламентская комиссия поставила перед галереей, считая, что роль музея состоит «не только в показе публике прекрасных произведений живописи, но и в ознакомлении ее с историей этого искусства». Мы видим, каким динамическим и угловатым становится рисунок, какой насыщенной выразительности исполнена каждая фигура и как все эти дробящиеся подвижные формы и сталкивающиеся сочетания холодных резких цветов придают целому ту мятущуюся и беспокойную экспрессию, которая так подчиняет себе зрителя в картинах Эль Греко.
Долгое время считали «Венеру с зеркалом» второй картиной, уцелевшей от огня. Оно было возведено в центре города Лондон. Это было первое «поражение», которое потерпела Лондонская Национальная галерея в своей до сих пор чрезвычайно успешной и широкой закупочной деятельности. В 1837 году от лорда Фарнбру был получен другой известный пейзаж – «Водопой», а в 1862 году галерея купила «Портрет актрисы Сары Сиддонс» – один из наиболее знаменитых портретов мастера, написанный им уже незадолго до смерти.
В 1934 году галерее удалось приобрести «Осмеяние Христа» Иеронима Босха, одного из оригинальнейших нидерландских художников рубежа XV и XVI веков. Обращаясь к приобретенным в период 1840-х годов произведениям старых мастеров европейской живописи, отметим прежде всего замечательный портрет – «Чета Арнольфини» Яна ван Эйка, написанный им в 1434 году. Лондонская национальная галерея — музей достаточно консервативный. Наряду с несколькими блестящими портретами и другими произведениями Париса Бордоне, Якопо Пальмы Старшего, работами Чимада Конельяно, Базаити и Якопо Бассано ему посчастливилось приобрести одного из лучших «тицианов» галереи – «Явление Христа Марии Магдалине», а также «Мадонну с младенцем и св, Иоанном и Екатериной».
Было бы, однако, неправильно думать, что все внимание этого выдающегося музейного деятеля было обращено исключительно на мастеров итальянского Возрождения. Эта страница перечисляет некоторые основные моменты коллекции. По ее собственному признанию, она вдохновлялась рубен-совским шедевром. В левой части на переднем плане изображена молодая женщина с корзинкой, а чуть позади неё, в правой части, женщина с двумя девочками, меньшая из которых (как и женщина с корзинкой) смотрит прямо на зрителя.
Особенно хочется выделить реалистические и монументальные портреты мастеров североитальянской школы и увенчавшую покупки 1870-х годов «Мадонну в скалах» Леонардо да Винчи, вошедшую в собрание галереи в 1880 году.
Коллекция картин Кривелли в Лондонской галерее необычайно богата и разнообразна. В первой же речи, произнесенной в стенах нового учреждения, он провозгласил, что главной задачей Академии помимо достойного руководства обучением студентов является создание «хранилища для великих произведений искусства», которые смогли бы «послужить основой для вдохновения гения и направления его по правильному пути». Однако подбор картин и мастеров находится на чрезвычайно высоком уровне. В 1917 году в галерею поступили полотна Э. Мане, Дега и импрессионистов, полученных по завещанию Лэйна, собравшего в своей коллекции много подлинных шедевров, среди которых достаточно назвать «Портрет Евы Гонзалес», «Музыку в Тюильри» Э. Мане и «Зонтики» Ренуара 8.
Английская школа была представлена двадцатью тремя картинами, французская-двадцатью из которых десять составляли произведения Клода Лоррена, девять картин было фламандских (из них пять «рубенсов»), восемь – голландских (среди них шесть работ Рембрандта) испанскую школу представляла всего лишь одна посредственная работа Мурильо. Им приходилось бороться с клеветой, с обвинениями в корыстных целях и даже мошенничестве. Мы видели, как с помощью Национального фонда галерее уже несколько раз удалось одержать крупные победы в этом направлении. Более ровно и планомерно протекало за это время пополнение отдела северных школ. Все изображенные лица безусловно портретны.
Все персонажи одеты по самой изысканной моде середины XV века и храм изображенный справа, гораздо более напоминает творения Брунеллески, чем греческую архитектуру. У этого выдающегося произведения интересная история. Оно пользовалось почетом даже в далекой Италии, гордой своими собственными знаменитыми живописцами.
В «Водопаде» бурно пенится поток, ниспадающий среди скал, склоняются деревья, колеблемые ветром и по мрачному небу движутся тяжелые сизые тучи.
Эта последняя вещь, пожалуй, наиболее известная из работ Морони, была, так же как и «Портрет юриста», куплена еще при Истлейке в начале 1860-х годов. Многие из французских аристократов, эмигрировавших или разорившихся во время революции, распродавали то, что уцелело от их прежних собраний. Знаменитые подсолнухи последнего можно увидеть именно здесь. Этот портрет, купленный за огромную сумму в 40 тысяч фунтов стерлингов, представлял собой как исключительную художественную, так и иконографическую ценность, будучи изображением известного английского главнокомандующего, победителя Наполеона в битве при Ватерлоо.
Эта картина была особенно ценима художником Джоном Констеблом, считавшим ее лучшей работой Питера де Хооха. «Вакханалия» Пуссена – это одно из лучших творений его молодых лет, когда, поселившись в Италии, он всецело проникся обаянием ее великого искусства и прежде всего Тициана. Назовем лишь некоторые из них: «Св. Попробуй тут выбрать одну любимую, да еще и запомнить к ней путь.
В частности, значительному изменению подверглась одежда молодой женщины (в изначальном варианте она была в другом платье и в шляпке, которая потом была убрана художником)— кроме подтверждения рентгеновским анализом изменение в одежде также соответствовало быстро меняющейся моде. К началу 1880-х годов в галерее помимо трех полотен Мурильо имелись еще только «Оплакивание Христа» Риберы, «Св. Среди других великолепных образцов флорентийской живописи, приобретенных Истлейком, надо отметить «Портрет молодого человека» Боттичелли, считавшийся в то время работой Мазаччо и «Мадонну с младенцем и двумя ангелами» школы Верроккьо, где симметрическая уравновешенность композиции оживляется естественным разнообразием поз и жестов, а тончайшая моделировка лиц и изысканная красота линий перекликаются с Боттичелли и в то же время напоминают о блестящем мастерстве ювелира, каким владел Верроккьо наряду с искусством живописи и скульптуры. Именно таковы его «Сон Бенедетто» и «Закат солнца в Венеции», где в радужном мареве тают очертания дворцов и скользят силуэты гондол или «Последний рейс корабля «Отважный», где сверкающий позолотой фрегат выступает на фоне пламенеющего вечернего неба. Вторым значительным вкладом этого периода явилось завещание Монда в 1924 году.
Никогда никаких происшествий не случалось с ее экспонатами, если не считать печальной истории с «Венерой с зеркалом» Веласкеса, которую в свое время порезала ножом какая-то сумасшедшая суфражистка 10. семейство» в галерее Уффици во Флоренции. «Конный портрет Карла I» работы Ван-Дейка является великолепным образцом его блестящего живописного мастерства и того изысканного аристократизма, который он умел придавать своим моделям.
Для их ликвидации наследникам и пришлось прибегнуть к распродаже собрания. «Адмирал Хитфилд» представлен им на фоне скал и моря как доблестный защитник Гибралтарской крепости. Также нельзя пользоваться вспышкой и штативом. В 1916 году, в период первой мировой войны, завещание Лэйарда принесло собранию много хороших венецианских картин XV века и тогда же при помощи Национального фонда был куплен монументальный алтарный образ Мазаччо «Мадонна с младенцем» – первое произведение этого великого зачинателя живописи Возрождения, вошедшее в галерею. В последнее десятилетие собрание нидерландской школы пополнилось еще несколькими выдающимися произведениями из которых отметим «Оплакивание Христа» Рогира ван дер Вейдена (в 1956 г. ) и триптих Мемлинга (в 1957 г. ).
Дж. Герцог Девонширский владел знаменитыми альбомами рисунков художника, так называемыми «Книжками правды», хранящимися ныне в Британском музее, где Клод Лоррен собственноручно воспроизвел пером и размывкой созданные им картины, снабдив их краткими сведениями о том, когда, где и для кого они были выполнены. Свои собственные картины Чарльз Истлейк тоже завещал Галерее.
На картине изображены люди на парижской улице. Появление каждого такого «месячного шедевра» сопровождалось распространением его фотографий, специальными лекциями и объяснениями. Из произведений великих мастеров северных школ, входивших в собрание, отметим «Христа и грешницу» Рембрандта, «Похищение сабинянок» Рубенса и «Портрет ван дер Геста» Ван-Дейка.
Живопись XVI-XVII в. в. (63 картины). Мягкий рассеянный свет его «Двориков» удивительно гармонирует с царящей в них чистотой и порядком и ощущением незыблемости этой тихой, размеренно текущей жизни. Те времена быстро прошли.
Первое произведение мастера появилось в галерее одновременно с «Портретом Филиппа IV» Веласкеса. Художественный рынок в это время наводняло огромное количество картин. Вместе с собранием Эллиса число картин в галерее превысило уже тысячу номеров. Если написанная на несколько десятков лет ранее картина Тициана «Вакх и Ариадна» символизирует как бы наивысший подъем культуры Возрождения с ее героическим оптимизмом и светлой верой в человека и его безраздельное право на радость и счастье, то «Св. И только в 1823 году, когда на торги была выставлена коллекция Джона Ангерстайна (банкира, выходца из России), было принято решение о покупке.
«Моление о чаше», юношеское произведение Беллини, уже давно находилось в Англии, где в конце XVIII века входило в собрание знаменитого художника Рейнолдса. При Истлейке галерея превратилась в одно из самых богатых собраний живописи в мире. Этот государственный деятель, бывший в течение нескольких лет премьер-министром, живо интересовался искусством и до самой смерти (1850) был одним из активнейших попечителей галереи. Наиболее интересными произведениями среди новых экспонатов надо считать «Пир Валтасара» и «Конный портрет» Рембрандта и несколько выдающихся работ ранненидерландских мастеров, таких, как Мемлинг, Кампен, Рогир ван дер Вейден.
Когда семь лет спустя после смерти Истлейка известный немецкий искусствовед Вильгельм Боде впервые прибыл в Италию, чтобы делать закупки для Берлинского музея, ему пришлось констатировать, что Мюндлер с Истлейком уже основательно все «пообчистили», взяв лучшее из того, что мог предложить художественный рынок Италии. Здесь собраны самые важные работы в западной истории живописи «от Джотто до Сезанна». В 1895 году галерея получила в дар новое полотно, уже бесспорно принадлежащее кисти Эль Греко, – «Изгнание торгующих из храма». Столь же агрессивными были отзывы и о расчистке остальных картин.
Так началась жизнь галереи. Его композиции отличаются кристальной ясностью и простотой, но в интимной мягкости образов уже сквозит та величавость и значительность, которая приходит с искусством Высокого Возрождения. С исключительным блеском и выразительностью трактует Тициан эту поэтическую сцену. Мощный реализм этого произведения, скорбная экспрессия «Христа после избиения» и красочное великолепие портрета Филиппа IV необычайно удачно показывают нам самые различные грани могучего гения Веласкеса. Когда русские власти подняли шум и опротестовали эту сделку, «Воспитание Амура» уже находилось в Англии, где двенадцать лет спустя было продано Национальной галерее.
Обе они очень схожи между собой и общим замыслом и построением, но трактовка пейзажа у обоих художников абсолютно различна. Пэлл-Мэлл). Люди в правой части картины написаны в мягком, воздушном импрессионистском стиле, в то время как женщина и мужчина в левой части имеют более чёткие очертания. Постановление Парламента от 1857 года гласило: "Конечная цель галереи не просто собрать картины, но дать людям возможность облагораживающего времяпрепровождения".