Мозаики капеллы выполнены по рисункам самого художника. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Темы фресок, образующих единый цикл – это олицетворение и прославление Истины (Vero), Добра, Блага (Bene), Красоты, Прекрасного (Bello). Вместе с тем это как бы три взаимосвязанные сферы деятельности человека – интеллектуальная, нравственная и эстетическая. Как считают многие искусствоведы эпохи Возрождения и историки творчества художника, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля Санти – «Форнарина» и «Дама в покрывале».
Вице-король Неаполя герцог Медина де лас Торрес, человек политического склада, решил использовать ситуацию в своих интересах и приложил максим усилий, чтобы приобрести полотно Рафаэля «Мадонна с рыбой» в подарок Филиппу IV.
Плацидия. Станцы Рафаэля получили названия Правосудие, Диспут, Парнас и Афинская школа. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Флоренция Картина Рафаэля Санти «Дама в покрывале» (La Donna Velata). В 1510-х годах Рафаэль много работает в области алтарной композиции.
К тому же в последние годы Рафаэль много работал и как-то признался: «Я надеюсь не упасть под такой тяжестью». Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. Главная фигура на полотне, конечно, Мария. В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл.
В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим. При содействии Донато Браманте Санти становится придворным художником Папской резиденции. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Царственно – величавая заступница человеческая нисходит на землю. В наследии Рафаэля выделяются три портрета неофициального характера: на одном из них предстаёт кардинал в красной мантии и шапочке (около 1518 г. ), обладатель сильного характера, на другом – неизвестная привлекательная молодая женщина, так называемая Дама в покрывале (около 1514 г. ).
Рафаэль потерял мать в раннем детстве. Художественный язык религии – это образы святых. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция».
Madonna Sistina) – картина Рафаэля. Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все — около 1500-1502). Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора Святого Петра в Риме (составил новый план собора положив в его основу архитектурный тип базилики), а также достраивал начатый Браманте двор Ватикана с лоджиями.
В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. По его проекту ее заканчивал А. да Сангалло Младший для кардинала Дж. В 1513-1514 гг. Палаццо Пандольфини во Флоренции строилось Дж. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков.
Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам.
Ф. Пенни. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Талант художника проявился у Рафаэля еще в раннем детстве и по словам родоначальника современного искусствознания Джорджо Вазари он был «большим подспорьем для своего отца, придворного живописца герцого Урбинского». Рафаэль рано стал сиротой: мать умерла в 1491 г., а отец – в 1494 г. Первой подтвержденной документально работой Рафаэля был Алтарь Барончи (Baronci altarpiece) для церкви Святого Николая Толентинского (Saint Nicholas of Tolentino) в городке Чита-ди-Кастелло, расположенном между городами Урбино и Перуджа. В 1504 г. художник переезжает во Флоренции, но при этом ведет «кочевой» образ жизни и работает в различных городах Италии. Иисуса окутывает сияние («облако светлое») и озаряет остальных персонажей.
Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Картина Рафаэля Санти «Мадонна дель Импанната» создавалась великим живописцем практически в одно время с знаменитой «Сикстинской мадонной».
В конце 1509 года Рафаэль уезжает в Рим, там он будет жить до самой своей кончины. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. Они расположены в следующем зале — Станца дель Элиодоро. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. Портрет молодой женщины написан художником совместно с учениками его мастерской.
Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. Художник изобразил здесь Мадонну обычной женщиной с ребёнком, не подчёркивая её божественного предназначения. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. Среди десятка римских рафаэлевых Мадонн – самая трогательная и известная из всех существующих изображений Богоматери «Сикстинская Мадонна».
Самым талантливым был Джулио Романо. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. После этих работ Рафаэль вернулся снова в Перуджу. Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). Но все же, эта версия является предметом серьезных споров.
Хотя по описанию Вазари Рафаэль становится учеником Перуджино до смерти отца, вероятно вымысел. В еще большей степени это свойственно фрескам ватиканской Станцы дель Инчендио (1514-1517), выполненным по рисункам Рафаэля его помощниками Джулио Романо и Дж. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св. Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). Лаврентия, св.
Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. Национальная галерея античного искусства, Рим. Размер портрета 82 x 61 см, дерево, масло.
Эта огромная алтарная картина была заказана кардиналом Джулио Медичи епископом Набронским. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах.
О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. В палаццо удачно соединился тип флорентийского (палаццо Строцци) и римского дворца. Наиболее известной постройкой художника является вилла Мадама. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне.
Считается также, что Форнарина, по всей вероятности, послужила моделью при создании образа Девы Марии в картине «Сикстинская Мадонна», а также некоторых других женских образов Рафаэля. У Рафаэля были многочисленные ученики, хотя никто из них не вырос в выдающегося художника. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). Исслеователи ку Эта атмосфера предопределила судьбу Рафаэля. Эта картина осталась неоконченной – дописывал её после смерти Рафаэля Джулио Романо.
Святое семейство под дубом 1518 год. Своеобразным рубежом здесь оказалась «Сикстинская мадонна». Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Ромуальда, св.
Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов.
Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, между прочим, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове ("Donna velata"), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др. Над фресками станц Рафаэль работал девять лет – с 1508 по 1517 год. Исследователи творчества художника Рафаэля Санти и историки живописи эпохи возрождения находят в чертах модели этого женского портрета Рафаэля сходство с лицом девы Марии в его знаменитой картине «Сикстинская мадонна». Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция).
Мадонна дель Импанната 1514-1515 годы. La fornarina or Portrait of a young woman. Форнарина 1518-1519 годы. Композиция палаццо повлияла на композицию галереи в Фонтенбло.
Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606-1665 гг. ): он предписывал скупать ценные предметы искусства. Он воплощение идеального человека эпохи Возрождения, но вместе с тем это не обобщенный собирательный образ, а живой, узнаваемый современниками флорентиец. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. В каждой из комнат художник размещает фрески в соответствии с задуманным планом. 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок.
Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. В 1504 году молодой художник Рафаэль Санти переехал во Флоренцию, где был глубоко восхищен стилем и техникой Леонардо да Винчи. Там он знакомится с Микеланджело, Леонардо да Винчи, Бартоломео Порта. 1503 г. Пинакотека, Ватикан). Малая Мадонна Каупера.
В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. Первые его задания на новом посту были роспись парадных покоев Ватиканского дворца и руководительство над строительством собора святого Петра. Петра. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году.
Величайшее творение станковой живописи Рафаэля «Сикстинская мадонна» (1513-1514). Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. Впоследствии Рафаэлю пришлось вернуться в Урбино, где, за смертью его матери и отца Джованни, все его имущество оставалось без присмотра. Мадонна движется и неподвижна.
Мария спускается торжественно и смело, держа на руках своего младенца. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. В третьем зале — «Зале пожара» — потолок еще раньше был расписан учителем Рафаэля П. Перуджино. Лаврентия, св. Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют. 1505 На полотне изображена молодая светловолосая женщина с белокурым младенцем на руках.
В отпевании великого художника приняли участие папа римский и высшее духовенство. Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. В сильном движении представлен и младенец Христос. У ангела слева одно крыло.
Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Ряд его произведений этого рода, в числе которых следует назвать «Мадонну ди Фолиньо», подводят нас к величайшему созданию его станковой живописи – «Сикстинской мадонне». На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP.
На картине Рафаэля Спаситель изображён парящим в воздухе, как при Вознесении. Его внезапная смерть прервала соперничество двух великих мастеров. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков.
Мария вечно несёт сына людям – воплощение, символ высшей человечности, красоты и величия жертвенной материнской любви. Его первой известной работой был алтарный образ для церкви, которая была на полпути между городом его рождения и Перуджей.
Всего Мадонн Рафаэля – более сорока картин, это те которые находятся в музеях. Иногда он добавлял Иоанна Крестителя, который органично увязывался с основным изображением.
Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. 1516 г. Галерея Питти.
Маддалена Дони Иоанна Арагонская 1518 год. Рафаэль же пытался решить новые задачи, опираясь на свою сложившуюся образную систему. Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра.
За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. А после его смерти она боялась умереть». Первоначальное место картины было перед большим распятием, вот таким образом выражения лиц и позы фигур на картине обусловлены их чувствами при виде страданий и смерти Христа. Рафаэль (1483-1520) родился в итальянскои городе Урбино. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. После смерти Браманте Рафаэль стал главным архитектором на строительстве собора Св.
В сравнении с жизненной полнотой образов этой картины первое по времени тондо Рафаэля, «Мадонна Коннестабиле», кажется еще полной наивного благочестия. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна».
1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). Иоанна Крестителя и св. Она остаётся в своём возвышенном идеальном мире и идёт в мир земной. Мавра и св. Испытавший благотворное влияние итальянского Ренессанса Карл V (1500 – 1568 гг. ), стал первым испанским монархом, решившим сохранять художественные ценности во владении испанской короны и выставлять произведения светского искусства в своём загородном дворце Эль Прадо. «Донна Велата».
Справа от Богоматери – Св. Трое из которых символизируют добродетели – Веру, Надежду, Милосердие. Портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515Дама в покрывале 1516Иоанна Арагонская 1518Святое семейство под дубом, 1518Святой Михаил и Дьявол 1518 Первые портреты относятся к флорентийскому периоду (Аньоло Дони, 1505, Питти, Флоренция Маддалена Строцци, около 1505, там же Донна Гравида, 1505, там же). Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог).
По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. По-новому в картине «Мадонна дель Импанната» решена и композиционная проблема, художник Рафаэль Санти отходит от прежнего спокойного решения, основанного на взаимных повторах линий и путем более контрастного объединения мотивов пирамидальной композиции достигает равновесия не столько статического, сколько динамического. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. В отличие от ранних, более светлых по настроению, лиричных мадонн, это величавый образ, полный глубокого значения. В основу сюжета положена известная библейская притча о том, что Христос решил показать своим ученикам свой истинный облик. Размер картины 85 x 60 см, дерево, масло.
Третья фреска Станцы делла Сеньятура «Парнас» – олицетворение идеи Bello – Красоты, Прекрасного. В 1508 году Рафаэль был приглашен работать в Рим, ко двору папы Юлия II, человека властного, честолюбивого и энергичного, стремившегося приумножить художественные сокровища своей столицы и привлечь к себе на службу самых талантливых деятелей культуры того времени. Заказчик картины – кардинал Биббьена, писатель и секретарь при папе Льве X картина предназначалась в подарок французскому королю Франциску I. Портрет был лишь начат художником и кем конкретно из его учеников (Джулио Романо, Франческо Пенни или Перино дель Вага) завершен, доподлинно не известно. Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. В церкви братьев сервитов находящейся в капелле семейства Ансидеи, св.
Размер портрета 120 x 95 см, холст, масло. На картинеФарнаринана рентгене было обнаружено рубиновое кольцо, символ обручения. К этому времени относится строительство нескольких палаццо в Риме: палаццо Видони-Каффарелли (1515) палаццо Бранкониа дель Аквила, в котором чувствуется увлечение художника античностью. Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля. Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров.
Среди других построек Рафаэля: круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (строилась с 1509) и капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-1520) в Риме, нарядные палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) в Риме и Пандольфини (с 1520) во Флоренции. Молодой мастер продолжал работать в качестве помощника у Перуджино, пока не переехал во Флоренцию. Изобразительное мастерство художника обманывает наблюдателя. Рафаэль неустанно черпал от них вдохновение. Сюжет картины основан на истории приключения молодого Товия и его спутника и хранителя – Архангела Рафаила, рассказанной в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет).
Рафаэль похоронен в Римском Пантеоне, построенном во времена императорского Рима. Иоанна обнажёнными, но позже «одел». 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция).
В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. Мавра и св. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Медичи (будущий папа Климент VII). Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Не зря он, как минимум, два своих произведения «Три грации» и «Амур и грации» посвятил прекрасным богиням римской мифологии – древнегреческим харитам.
Алтарная картина Рафаэля Санти «Мадонна ди Фолиньо». Cын означенного Лоренцо и величайший ценитель искусства, обнаружив части картины в мусоре развалин, приказал воссоединить их как можно лучше». Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). Возможно тогда Рафаэль стал гностиком, что позднее отразилось в символизме его картин. Некоторые исследователи живописи Рафаэля склоняются к тому, что Форнарина изображена художником на картинах «Мадонна делла Седия» и «Фригийская сивилла», а также в росписях станцы дЭлиодоро и в качестве Психеи на фреске виллы Фарнезины «Торжество Психеи на Олимпе». Монументальные формы, четкие силуэты, уравновешенная композиция – в этом весь автор, его стремления к высоким идеалам и совершенству. Картина итальянского художника эпохи ренессанса Рафаэля Санти «Форнарина» (La Fornarina).
То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). Ее, несущую необычно серьезного ребенка, приветствуют святая Варвара и папа Сикст Второй с «зашифрованным» в правой руке именем (приглядитесь – на ней 6 пальцев). Картина была сильно повреждена, но первая реставрация только ухудшила её состояние. В 1797 году Наполеон перевёз «Преображение» во Францию и в Ватикан вернулась только после свержения императора в 1815 году. О смерти Рафаэля существует много легенд иногда бросающих тень на его репутацию.
Взгляд ребёнка наоборот живой и любознательный. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». В Мадоннах Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств (Мадонна Альба, около 1510-1511, Национальная галерея, Вашингтон Мадонна ди Фолиньо, около 1511-1512, Ватиканская пинакотека) как полная достоинства и душевной чистоты заступница человечества выступает Мария в самом знаменитом произведении Рафаэля – Сикстинской Мадонне (1514-1519, Картинная галерея, Дрезден). Он даже обвинил художника в плагиате. К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины. Вспомнить хотя бы настоящий шедевр искусства того времени «Сикстинскую мадонну».
fornarino, булочник). А он сам решил по возможности сравняться в искусстве живописи с флорентийскими мастерами. По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. Размер картины 320 x 194 см, дерево, масло.
Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. С картиной Микеланджело Святой Матфей он поступает так же. При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора.
Иоанна Крестителя и св. Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. В Марии картины «Мадонна дель Импанната» больше душевной силы, в движениях ее чувствуется энергия и уверенность. На картине художником изображен классический вариант святого семейства с Иоанном Крестителем. В 1515 новый папа Лев X назначает его «хранителем древности».
В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию. Картина мастерской Рафаэля Санти «Иоанна Арагонская» (Joan of Aragon, dona Isabel de Requesens, Vice-Queen of Naples). «Форнарина» (прибл.
Лишившись обоих родителей, Рафаэль продолжал часто приезжать вУрбино. Бенедикта, св. Находится в Галерее старых мастеров в Дрездене (приобретена в 1754 году).
В этих полотнах Рафаэль показал себя как выдающийся мастер колорита. Джованни был образованным человеком и хорошо осведомлен о современных художниках того времени. Внизу вокруг гробницы – двенадцать апостолов, созерцающих небесное видение, а в мелко фигурной пределле, находящейся под образом, в разбитой на три сцены – Богоматерь, принимающая благую весть от ангела, волхвы, поклоняющиеся Христу и Он в храме на руках Симеона. Ему поручают расписать фресками четыре комнаты дворца, так называемые станцы. Так возникали либо искусственно драматизированные образы, например «Несение креста» (1517 Мадрид, Прадо), либо работы, в которых уже ощущается оттенок академизма, например «Святое семейство под дубом». Рафаэль.
Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. Близок по композиционному решению фреске Перуджино Передача ключей святому Петру в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан). В архитектуру он внес не меньший вклад, чем в живопись. «Сикстинская Мадонна» (итал.
Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. Святая Мария и младенец, этот сюжет использовался художником чаще всего. Пинакотека Ватикана, Рим. В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. Второе церковное здание Рафаэля — капелла Киджи в церкви Санта-Мариа дель Пополо (1512—20) в отличие от предыдущей постройки тяжеловесна и перенасыщена декором. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов.
От ее тревожных глаз невозможно оторваться. Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон». Джованни умер, когда сыну было 11 лет. От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам.
Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). «Кусочек неба, мостик облаков – и к нам с тобой спускается Мадонна. Ок. «Мадонна с рыбой» не отличается красочность колорита и широким спектром световых эффектов. Так иносказательно трактовались христианским богословием поимка Товией рыбы (рыба – христианский символ) и излечение слепоты Товита, отца Товии, символизировало его духовное прозрение и приобщение к вере.
Рафаэль был большим поклонником женской красоты. Его книга об идеальном человеке своей эпохи Придворный (1513 – 1518 гг. ) имела не только воспитательное значение, но и ярко отразила дух и жизнь своего времени. Работа датируется 1498 годом. Именно в Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста (Портрет кардинала, около 1512, Прадо, Мадрид Дама в покрывале или Донна Велата, около 1516, Галерея Палатина, Флоренция портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515-1516, Лувр, Париж и другие).
Однако это никак не сказалось на его творчестве. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). Музей Прадо, Мадрид. В перуджинский период художник создает первую монументальную композицию для церкви – «Обручение Марии», знаменующую новый этап в его творчестве. Св. Этот камерный портрет действительно необычен. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки.
Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело.
Жизненная правда и черты идеала сочетаются с душевной чистотой сложного трагического характера Сикстинской мадонны. Иероним – церковный писатель, секретарь папы Дамасия I – читает Вульгату, созданный им канонический латинский текст Библии, переводу которого с греческого (Новый Завет) и древнееврейского (Ветхий Завет) он посвятил 20 лет работы.
На его потолке написаны разные сцены из Ветхого Завета. Иеронима, св. VI).
Свое первое сооружение — церковь Сан – Элиджо дельи Орефичи — возвел в 1509. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове (Donna velata), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др. Полотно да Винчи Леда и лебедь Санти срисовывает для себя почти полностью.
В композиции картины с косыми пересечениями линий уже просвечивается будущее барокко. Галерея Палаццо Питти, Флоренция. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей.
Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Бенедикта, св.
1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний.
Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. Мадонна ди Фолиньо 1511-1512 годы. Плацидия.
Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). Самое лучшее из трёх – портрет графа Бальтассаре Кастильоне (1515 г. ), выдающегося писателя, человека огромной духовной культуры. Слева от мадонны изображен папа Сикст, восторженно созерцающий чудо, справа — святая Варвара, благоговейно потупившая взор. На своих полотнах мастер заново влюблялся в женскую красоту изящное величие и нежное очарование героинь. Оба мэтра благосклонно отнеслись к стараниям молодого художника.
Мадонна Конестабиле, 1502-1504 Эрмитаж, Санкт-ПетербургСвятое семейство, 1508 Старая пинакотека, Мюнхен Сикстинская мадонна, 1514 Картинная галерея, ДрезденВидение Иезекииля, 1518 Палаццо Питти, Флоренция Вслед за Леонардо Рафаэль начинает много работать с натуры изучает анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы ищет компактные, ритмически сбалансированные композиционные формулы. Незыблемо и желанно перед зрителем возникает образ неповторимого, чудесного видения. Во Флоренции молодой мастер познакомился с да Винчи и Микеланджело – мастерами, оказавшими наиболее сильное влияние на творчество Рафаэля Санти.
большое Несение Креста, наконец, прелестнейшее из работ Пресвятой Девы, созданных художником, всесветно знаменитая Сикстинская Мадонна» – произведение, не имеющее равного себе во всей западноевропейской живописи, представляющее собою полнейшее воплощение идеала в христианском искусстве. Оно будто спускается с синеватой глубины небес и окутывает окружающих своим величественным и благородным золотистым сиянием. Во Флоренции он прожил четыре года изредка выезжая в Урбино, Перуджу, Болонью.
Портрет «Дама в покрывале» отличается от портрета Бальдассаре Кастильоне замечательными колористическими достоинствами. Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. К себе прижала сына так любовно, его оберегая от врагов».
Фрески РафаэляАдам и Ева 1509-1511Афинская школа 1509Триумф Галатеи 1511Диспута 1510Пророк Исайя 1512 Фрески и последние картины РафаэляИзведение Петра из темницы, 1514Суд Соломона 1518-1519Торжество Психеи на Олимпе 1517-1518Форнарина или Маргерита Лути, 1519Преображение 1520 В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Джованни да Удине, Перино дель Вага, Франческо Пенни и другим), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. Музей Лувр, Париж. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца.
Является одним из известнейших произведений итальянского Ренессанса. По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной. Все картины Рафаэля – яркое отражение его тонкой натуры. Умер Рафаэль в ее постели. Она хранится во флорентийской галерее Уффици. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин.
Так началась история Рафаэлевых Станц. В последних флорентийских работах Рафаэля (Положение во гроб, 1507, галерея Боргезе, Рим Святая Екатерина Александрийская, около 1507-1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. На картине мадонна повернута к зрителю профилем, глаза устремлены на книгу, руки нежно прикасаются к сыну.
Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. На этой фреске изображён Аполлон в окружении муз, вдохновенно играющий на виоле, ниже изображены знаменитые и безымянные поэты, драматурги, прозаики, в большинстве античные (Гомер, Сафо, Алкей, Вергилий, Данте, Петрарка). Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Иеронима, св.
В центре картины над всеми возвышается на троне Дева Мария с Младенцем Христом на коленях. Там образовался центр культуры ренессанса, где Рафаэль был всеобщим любимцем. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр).
Картина была заказана неаполитанским аристократом Джеронимо дель Досе для своей капеллы Св. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь). Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. В этих работах (фрески Лоджии Психеи виллы Фарнезина, 1514-1518 фрески в Лоджиях Ватикана, 1519 алтарный образ Преображение Христово, 1520, Ватиканская пинакотека) отчетливо проявились черты кризиса Возрождения, тяготение к маньеризму. После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию.
-1577) – дочь неаполитанского короля Федериго (впоследствии низложенного), жена Асканио, принца Талиакоссо, знаменитая своей красотой. Рафаэль создал образ богоматери, понятный каждому. Достаточно одного взгляда на портрет Аньоло Дони и становится понятно, что перед нами влиятельный и сильный человек, об этом говорит и его властная поза и умный, спокойный взгляд. На картине художником изображены дева Мария с детьми Христом и Иоанном Крестителем, святая Елизавета и святая Екатерина. Ромуальда, св. Картина «Мадонна ди Фолиньо» по своему композиционному построению похожа на знаменитую «Сикстинскую мадонну», с той лишь разницей, что в картине «Мадонна ди Фолиньо» больше действующих лиц и образ мадонны отличается своеобразной внутренней замкнутостью – взгляд ее занят своим ребенком – младенцем Христом.
Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Размер картины 144 x 110 см, дерево, масло. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены.
В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Вилла была закончена на треть, когда Рафаэль неожиданно умер. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Выполненные в 1515-1516 годах картоны для шпалер с эпизодами истории апостолов Петра и Павла (Музей Виктории и Альберта, Лондон) в них появляются уже первые признаки исчерпанности классического стиля Рафаэля, – черты холодного совершенства, увлечение зрелищным началом, эффектностью поз избытком жестикуляции.
Легкостью изяществом, богатством фантазии отличаются чисто декоративные росписи, выполненные помощниками Рафаэля по его рисункам в зале Психеи виллы Фарнезина (около 1515-1516) и в т. н. Лоджиях Рафаэля Ватиканского дворца (1518-1519). Иоанна Арагонская (.
Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520. Внизу пара флегматичных пухлых ангелочков залюбовались на мать и дитя. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. Он прожил остаток своей жизни здесь. В декабре 1504 года Рафаэль Санти уезжает во Флоренцию. Размер картины 158 x 125 см, дерево, масло.
Такие картины Рафаэля – яркое отражение его возвышенных чувств и чистых искренних эмоций. Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн (Мадонна Грандука, 1504, Галерея Питти, Флоренция Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем или Прекрасная садовница, 1507, Лувр, Париж Мадонна со щеглом, Уффици) принесли молодому художнику всеитальянскую славу. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров.
Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. Предполагают, что моделью для мадонны послужила возлюбленная Рафаэля Форнарина. Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны.
Папа Юлий II поручил Рафаэлю украсить росписями папские покои в Ватиканском дворце, так называемые станцы (комнаты). В картинах с Девой Марией и младенцем Христа он экспериментировал с новыми композиционными формами и фигуральными мотивами. Произведение это, почитавшееся в то время прекрасным образцом фресковой живописи, Рафаэль подписал своим именем большими и очень хорошо видными буквами. Картина «Мадонна дель Импанната» свидетельствует о дальнейшем совершенствовании стиля художника, об усложнении образов в сравнении с мягкими лирическими образами его флорентийских мадонн. да Сангалло по проекту Рафаэля. Сикста в Пьяченце.
Учёные изучили «Преображение» при помощи современно рентген-аппаратуры и установили, что с начала Рафаэль изобразил пророков и Св. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. Картина мастерской Рафаэля Санти «Святое семейство под дубом».
Вот таким образом в своих работах неустанно передавал чарующие формы высоких замыслов. Иероним со львом, его главным признаком. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Отец мальчика умер рано, когда Рафаэлю было всего 11 лет.
Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. Взгляд Мадонны немного отсутствующий, будто она находится где-то далеко. Композиция «Мадонна с рыбой» построена по принципу пересечения диагоналей, со сложной динамикой геометрических форм и напоминает композиционное решение фрески Рафаэля «Изгнание Элиодора» в Станце дЭлиодоро.