Фрески в интерьере – способ украсить свой дом с помощью знаменитой древней техники. Не так давно при реставрации знаменитой фрески базилики св.
Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. Предложение было принято Папой 27 октября 1480г.
Известковая штукатурка наносилась в семь слоёв, причём в нижние добавлялся песок, а в верхние — мраморная крошка. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция». «Искусством знаменитым» называл живопись учёный и писатель I в. н. э. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности.
Интерес к технике фрески продолжается до сих пор. Чаще всего их применяют в гостиных, ванных и спальнях.
На западной стороне комплекса, была обнаружена колокольня, возведённая в XIII веке.
Верхний слой штукатурки наносился сразу на всю площадь, подлежащую росписи. al secco — по сухому). Это была живопись красками, где в качестве связующего использовались клей или казеин, а сама техника была близка к «а секко». Все пять главных фигур на этой фреске расположены в одной плоскости. Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника.
2. Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века.
здесь). 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). В противоположность ему, секко-фреска создается на сухой штукатурке и, следовательно, требует связующего вещества (например яичной темперы, клея или масла), чтобы цветовой пигмент держался.
Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33. По отзывам критиков виртуальный музей от Google позволяет перейти на «качественно новый уровень сохранения и передачи культурного наследия будущим поколениям». Кроме фресок, Сикстинская капелла также знаменита тем, что это место проведения выборов Пап или конклавов (словосочетание «cum clave» буквально означает «под ключом»), на которые собираются кардиналы. В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию.
Средневековый интерьер характеризуется роскошью стенного убранства. Все герои полотна детально прописаны и индивидуализированы. Последние, нередко, выступают в роли рекламодателей. Существуют три основных типа фресковой живописи: «буон» или истинная фреска, «секко» и «меццо». Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн.
О великолепных фресках храма мы уже рассказывали (см. «Афинская школа» получила особую популярность из-за своего необычного сюжета.
В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. Рафаэль много работал для богатого сиенского банкира Агостино Киджи как над светскими заказами, так и над церковными.
На четырёх распалубках свода в углах капеллы представлены ветхозаветные истории спасения народа Израиля. Зная, что такое фреска их щедро украшали красивой росписью по влажной штукатурке и мозаикой (согласно пожеланиям заказчиков – богатых обитателей жилищ и во времена античности стремящихся к комфорту). Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы.
Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54.
Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57. В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. Выбирайте, что вам ближе. Сегодня, чтобы создать фреску, не нужно изощряться. Линейная перспектива интерьера изображенной на фреске «Святая Троица» капеллы настолько точна, что измерив пропорции рисунка, можно воссоздать практически аутентичный внутренний вид собора. Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18.
Большие паруса поддерживают свод. Они одеты в широкие, ниспадающие складками плащи и обращены друг к другу, будто беседуют. Лучшими из них считаются фрески из дома Веттиев и дома Трагического поэта, так как это уже собственно картины — законченные композиции в рамах, не связанные со стеной. Штукатурка (левкас), нанесённая на стену, была пригодна для письма по сырому в течение нескольких дней.
Художественная роспись стен являлась своеобразным лицом жилища. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном1. Роспись свода представляет собой сложную систему сменяющих друг друга композиций и образов. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. Хотя можно заказать фрески и без трещин.
Название свое он получил по имени хозяев, о чем говорят найденные в доме печати и надписи на наружной стене. При этом они должны были иметь профессиональный опыт, так как кроме высокой скорости рисования, необходимо было иметь уверенную сильную руку и четкое представление обо всей композиции в целом, так как работать приходилось каждому только над одной ее частью. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). Благодаря этой работе его имя вошло в число великих мастеров живописи. Византийское искусство стало жить собственной жизнью.
Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе. Браманте же предложил поручить роспись свода капеллы Микеланджело, вероятно, надеясь, что тот, никогда не занимавшийся фреской, не справится с поставленной задачей. Краски накладывались на примитивную основу, напоминающую казеиновый клей, а техника рисунка не поддается никакой классификации, ясно только, что она была ближе к асекко.
Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева. В картинах с Девой Марией и младенцем Христа он экспериментировал с новыми композиционными формами и фигуральными мотивами. Микеланджело построил «летящие» леса — настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон.
Рисунок на нём во всех деталях воспроизводил замысел художника в масштабе будущей росписи. Чести украсить фресками его парадные залы (станцы) удостоился знаменитый Рафаэль. Например, синопия (от итал. Знаменитый лондонский Тауэр когда-то снаружи был очень даже ярким. В средневековье обычной практикой среди художников было пользование своеобразными иконописными справочниками-каталогами (pattern book), вот таким образом мотивы декоративного убранства многих церквей того периода очень схожи между собой. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). Сегодня различные дизайн-студии предлагают широчайший выбор и ассортимент изображений под фрески, как говорится – «на разные вкусы», здесь каждый действительно найдет то, что ему нужно – под любой стиль интерьера.
Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти.
Очень влагостойкие, устойчивы к повреждениям, не выгорают на солнце. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Принципы монументальной живописи стали меняться. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов.
Что такое фреска, хорошо знали еще во времена античности. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19. По сухому же наносились некоторые цвета (яркие зелёные и синие), так как для живописи по сырой штукатурке было пригодно ограниченное количество пигментов. Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности.
Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы.
Темы-шаблоны, предлагаемые такими каталогами, расценивались средневековыми и готическим мастерами как «рыба», а они уж вольны были интерпретировать их по-своему.
Хранится в Музее истории искусств в Вене. Согласно «Иудейским древностям» Иосифа Флавия, жестокий и гордый правитель Вавилона Нимрод повелел начать строительство башни. Он представлял собой парадный выход князя, его жены Ирины, дочерей – будущих королев Франции, Норвегии, Венгрии – и сыновей, ставших известными политическими деятелями древнерусского государства второй половины XI века. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев — намёк на герб делла Ровере). Фрески были известны еще в античные времена.
До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов43. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. Однако, это, возможно, не объясняет размещения его изображение на самом почётном месте— над алтарём.
Сегодня есть любители украсить свой дом долговечной росписью. Сам Ярослав Мудрый был изображен с макетом заложенной им Софии Киевской. Позднее рецептура левкаса изменилась: в 1599 году епископ Нектарий, греческий художник, оставшийся жить в России, в своём наставлении «Типик» советует не оставлять грунт на стене «без письма» на ночь или даже перерыв на обед. По сравнению с секко роспись по-сырому гораздо более долговечна. Христиане не были первыми, кто стал украшать места захоронений в этом их можно считать продолжателями традиции римлян.
Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». Таким образом, в последнюю минуту девушка была спасена и перенесена на облаках в Тавриду. Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж).
Художники XVI века хотели тратить на выполнение заказов меньше времени. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство»59 художника. Особенно хорошо сохранились мозаики в Риме, Помпеях, Стабии и Геркулануме.
От греков римляне переняли обычай окрашивать стены по штукатурке, позднее появилась и стенная роспись по свежеуложенному раствору, которая называлась in udo («по сырому»). Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте»30 истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)31. А в период глобальной реставрации 1981-1994 гг.
Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция). IV). Большую часть покоев Ватиканского дворца расписывал Рафаэль Санти (1483–1520).
Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Художник изобразил апостолов в динамичных позах. Мать Рафаэля предположительно заботилась о своём малолетнем сыне сама вместо того, чтобы отправлять его няне.
Традиции украшать ими интерьеры не угасли. Печальное состояние, в котором сегодня находится «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи (1452–1519), частично стало результатом его экспериментов с техникой – фреска начала портиться уже в процессе работы. Лики святых объемны, переходы от света к тени плавны. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело66, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. Сегодня, чтобы посмотреть произведение искусства, посетители должны заказывать билеты заранее и могут провести в трапезной только 15 минут. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. Большая папская часовня, построенная в Ватикане между 1477 и 1480 годами папой Сикстом IV, предназначалась для проведения важных мероприятий, с 1870 года там проводятся и конклавы.
Начальный этап художник проделал с привлечением помощников, так, сцену Всемирного потопа писали в том числе Джулиано Буджардани и Франческо Граначчи21. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). Сивиллы жили в различных местах Южной Европы, Северной Африки и Передней Азии в период античности (во времена Древней Греции, а позднее Рима) и их устные и записанные предсказания цитировались еще «отцом истории» – греком Плутархом. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело.
Рядом — коленопреклонённая девушка, припавшая к ногам сидящей женщины. Обновляя его после землетрясения 63 года, Веттии решили создать в некоторых комнатах картинную галерею. Этот способ позднее получил название секко, асекко или альсекко (от итал. Всего на фреске представлено более 50 фигур.
Итальянское декоративное искусство корнями уходит в Византийскую традицию. Далее наклеиваются фрески. Бумажный трафарет sinopia накладывался на свежий слой intonaco и рисунок переводился на штукатурку одним из двух способов: (1) осторожно прорезался через бумагу на штукатурку или (2) сухие пигменты темного цвета набивались через перфорацию, сделанную по контуру рисунка и оставляли на стене отпечаток (припорох).
В 63 году в Помпеях произошло сильное землетрясение, разрушившее часть города. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). Также настенные фрески были известны в эгейском искусстве II тысячелетия до н. э. и особенно распространены в Древнем Риме.
Потом Веттии перестроили и украсили его согласно собственным вкусам. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора62. Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград.
И здесь, также как и в доисторические времена искусство снова выполняет культовую функцию: изображение богов и ритуалов поклонения богам носило не только декоративный, но и дидактический характер. Вещий жрец Калхас взял в руку жертвенный нож и занес его, чтобы поразить им Ифигению. Вместо мраморного порошка стали вводить лен и паклю, которые хорошо сохраняли влагу. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. Потолок и алтарную часть здания покрывают удивительные по красоте фрески Микеланджело.
И они продолжали беззаботно жить у подножия всесильного Везувия. Огромно было художественное богатство и «вечного города» Рима, да и на окраинах обширного римского государства находились такие крупные художественные центры, как сирийская Антиохия, египетская Александрия и другие города, в которых сливались две мощные культуры — эллинистическая и египетская. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека»16. В России в качестве связующего для краски использовали яйца, пшеничный крахмал и осетровый (рыбный) клей. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия.
Обыкновенно они сильно высветляются, для того, чтобы понять, как будут они выглядеть после высыхания, краски наносятся на материал, обладающий сильной впитывающей способностью (рыхлую бумагу, мел, гипс, умбру). Он отвернулся и не внемлет ее мольбам. Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. Интересно, что на фресках Микеланджело в Сикстинской капелле присутствуют как персонажи из христианских, так и из первоначально языческих источников.
Они объединены в группы их чёткие силуэты эффектно выделяются на красном фоне стен. В вилле Мистерий в пригороде Помпей сохранились знаменитые фрески. Разделение производилось по контурам деталей композиции, часто в области тёмного цвета, чтобы шов, разделяющий участки, выполненные в разные дни (вульта), был малозаметным. Снизу их не видно из-за выступов карниза.
Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. Создатели сервиса виртуальных музеев проделали огромный кропотливый труд. Задача по драпировке было поручена Даниеле да Вольтера.
Джулио Романо и Джованни Франческо Пенни, которые были ответственны за образную часть плана, настолько точно интерпретировали стиль Рафаэля, что трудно установить, это они или их мастер нарисовали эскизы с образами для лоджии. Методика фреска на стену – это живопись по сырой штукатурке affresco.
Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. Первый тип является наиболее распространенным методом создания работ и предполагает использование пигментов, смешанных с водой (без связующих веществ) на тонком слое мокрой, свежей извести или гипса. Конечно, для выполнения таких заказов стоит пригласить художников, лучше монументалистов. Исключение составляли только краски, замешанные на казеиновом клее.
Схожая система подготовки извести описана в работе Паломино, посвящённой технике фрески. Другой мотив— раковина, один из символов Мадонны, предположительно ей была посвящена часовня в 1483 году37.
В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи59. Поверхность фресковых росписей становится матовой, шероховатой. Название произведения «Impression, soleil levant» с легкой руки журналиста Л. Леруа стало именем художественного направления «импрессионизм». Импрессионизм (фр. В интерьере главенствовала настенная живопись, выполненная восковыми красками. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38.
Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. Известные художники-декораторы Д. Валериани, С. Торелли, П. Г. Гонзага, Д. -Б. Над входом в здание помещена фреска «Страшный суд» – центральное изображение капеллы и одно из самых ярких творений мастера.
Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. На самом деле они были местом погребения христиан. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. Многочисленные настенные фрески выполнены в средневековой Западной Европе.
Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. Вот грациозная танцовщица с ударным инструментом в руках. В этой и других комнатах папских апартаментов уже имелись произведения Пьеро делла Франческа, Перуджино и Луки Синьорелли, но папа решил, что этими работами нужно пожертвовать, чтобы разместить фрески молодого художника. Особый расцвет фрески связан с христианским искусством. В отличие от росписи по сырой штукатурке, техника al secco не была столь долговечной. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина».
является фреска «Весна» из города Стабий, близ Помпей. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия29. Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида.
Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»31. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников.
Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении. В христианском искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и (реже) внешних стен каменного храма. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди.
Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Современными фресками полностью передается фактура настоящих античных фресок. Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру.
Правила древней византийской фресковой живописи описаны в «Ерминии Дионисия Фурноаграфиота» иконописца Дионисия (XVII в. ). Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. Краски для росписи растирались на смоле, растительном клее, яйце, казеине (клей, полученный из сухого молока) или смешивались с известью. Тогда ее поверхность полировалась с применением горячего воска.
До нас дошли очень немногие из его работ.
Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения. Древнерусские стенные росписи всегда завершались по сухому красками, где связующими были либо яичный желток, либо растительные клеи. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины.
Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. Основной движущей силой дальнейшего развития живописи с этого момента стали поиски способов передачи игры света произведение искусства должно было как бы «светиться изнутри». Роспись Микеланджело не походит ни на одну плафонную роспись из тех, что были выполнены в конце XV— начале XVI веков итальянскими художниками. Левкас — это род жидкой шпаклевки, мел с клеем, для подготовки под краску и позолоту.
Кроме мифологических персонажей перед зрителем проходят участники мистерий. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. В малой столовой дома, в центре левой стены, была помещена всемирно известная теперь картина «Геракл, удушающий змей». Хотя это все рассчитано на любителя. Реализм и перспектива ушли из изобразительного искусства.
По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58. По желанию можно добиваться и наличия потертостей и трещин. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира.
В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвертый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года. Его возничий нахлёстывает коней, скачущих прямо по телам раненых и убитых. Она является противоположностью asecco, росписи по сухой поверхности. Очищенные в ходе недавних реставрационных работ фрески выглядят сегодня так же великолепно, как и пять с половиной веков назад. А для тех, кого пугает сложность техники, существуют фотообои имитирующие рисунок фрески и фактуру штукатурки – современный вариант интерьерной обманки.
Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. На сводах Ватиканской галереи (Ватиканские ложи) можно увидеть так называемую «Библию Рафаэля», в состав которой входят 52 фрески.
Детали прописывались до начала XVI века по сухому темперой. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. 1503 г. Пинакотека, Ватикан). В переводе с итальянского слово fresco значит свежий, непросохший.
В XVI веке в Италии стены комнат начали украшать масляной живописью на холсте. Спокоен был Везувий, — и онимирно жили у его подножия. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. Однако это не так: «неподвижность» у Фра Анжелико – это уже вовсе не «оцепенелость» любовь художника к изображаемому предмету и мастерство в технике позволили ему создать, по истине, совершенные фрески.
Не менее знамениты римские мозаики. Но особое внимание привлекает алтарная стена, на которой изображена легендарная фреска Микеланджело – «Страшный суд», которую специалисты называют самым зрелым произведением мастера. В Болонье Микеланджело видел скульптурные рельефы Якопо делла Кверчи, украшающие двери собора. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). В трапезной этого храма находится одна из самых знаменитых фресок в мире — «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. За более 500-летнюю историю существования произведения фреска не раз подвергалась разрушениям: через роспись был проделан, а затем заложен дверной проем, трапезную монастыря, где находится изображение использовали как оружейный склад, тюрьму, подвергали бомбежке. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд».
Впервые технику чистой фрески описал в 1447 году Ченнино Ченнини. Варфоломея (На фреске Св. Для того, чтобы откорректировать, нанести поправки рисунка фрески, мастера аккуратно срезали штукатурки корректируемого участка поверхности и накладывали новый, а далее наносили рисунок.
В интерьере античной архитектуры определяющее значение приобрели стены и окна. 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету.
Неординарная концепция отделки заключалась в том, что на поверхности стен создавались объемные и гиперреалистичные рисунки по технологии trompe loeil – «обман зрения». После принятия окончательного решения по композиции росписи и выполнения эскиза, делался картон. Спокойно пошла Ифигения туда, где сооружен был жертвенник в честь богини Артемиды.
Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. Лица и жесты грешников выражают страх, отчаяние, мольбы о прощении. Самая известная работа, созданная подобным образом — Тайная вечеря.
По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем. Здесь применяются и специальные принтеры или же более сложные технические приемы. Но более всего прославила художника великолепная роспись Сикстинской капеллы в Ватикане. От трещин избавлялись добавлением негашеной извести. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Мазаччо (1401–28) добился идеального изображения человека: человеческая фигура у Мазаччо гармонична, пропорциональна и убедительна. Некоторые фрески создавались по другим технологиям.
Ей по-матерински близки людские страдания. Таким образом изображение становится буквально вечным. Прим. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. Широко известно, так называемое, помпейское направление техники нанесения рисунка фрески.
Понятно, что выбор рисунков огромен – от помпейской живописи до шедевров модернизма. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. Музей изящный искусств, Бостон. Место конклава. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. Известь для левкаса интенсивно промывалась водой для удаления гидрата окиси кальция (так называемой «емчуги»), который, выступая уже на готовой фреске, безвозвратно портил роспись.
Если во времена Средневековья на работу уходили годы, то в XX веке достаточно нескольких дней либо недель (в зависимости от сложности эскиза и техники нанесения). В трапезной этого храма находится одна из самых знаменитых фресок в мире — «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.
Картина является ключевой в новаторском постимпрессионистском стиле Гогена его искусство подчёркивало чёткое использование красок и толстых мазков, принципов импрессионизма, в то же время стремилось передать эмоциональную или экспрессионистскую силу. Итальянский историк искусства Джорджо Вазари (1511–1574) известный как первый крупный коллекционер произведений искусства, не был ни монархом, ни аристократом, ни прелатом. Высота капеллы— 20 метров. Анатомические исследования человеческого тела, величайшие, опережающие свою эпоху инженерные изобретения Леонардо да Винчи (модели парашюта, велосипеда, катапульты, танка и пр. ) дали толчок развитию научной мысли последующих столетий.
Оно возникло вместе с другими авангардными течениями XX века, включая кубизм и фовизм.
В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды. Штукатурка высыхала, прежде чем работа была сделана.
Для создания рельефных фресок подойдут современные дизайны, сделанные под заказ. Восстановление наиболее важных христианских памятников в Риме, пришедших в заброшенность и упадок вследствие передачи папского престола в Авиньон (1309 – 1377), являлось одним из самых амбициозных проектов понтификов XV века.
Сюжет фрески вполне традиционен для храма. Позднее, когда культура ранних цивилизаций была утрачена, новые художники, казалось, приняли эти простые, по-детски наивные изображения за точку отсчета в своем творчестве. Выбор связующих веществ для красок диктовался видом применяемых пигментов.
Предполагается, что технику фрески знали на Руси уже в X—XII веках. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной19. Три женщины с ребёнком представляют начало жизни средняя группа символизирует ежедневное существование зрелости в заключительной группе, по замыслу художника, «старая женщина, приближающаяся к смерти, кажется примирившейся и предавшейся своим размышлениям», у ее ног «странная белая птица представляет бесполезность слов».
К сожалению, многое утрачено или дошло во фрагментах. Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки. До 79 года, когда разбушевавшийся не на шутку вулкан разрушил три цветущих италийских города — Помпеи, Геркуланум и Стабии (подробнее об извержении Везувия можно прочитать в книге «Сто великих катастроф»). Казалось бы, что небольшой городок огромной Римской империи не может дать много материала для историко-художественных исследований, ведь в неаполитанской Кампанье были и крупные города (например, Капуя), более богатые художественными сокровищами, чем скромные Помпеи.
Штукатурка в этом виде фресок наносится на специальную флизелиновую основу по итальянской технологии. Искусство мозаики было известно ещё в Древней Греции: мозаикой греки называли картины, посвящённые музам.
Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно. Известно, что авторы убранства церкви Богородицы православного монастыря в Студенице (Сербия), пришли именно из Константинополя. Перед перенесением фрески на стену ее рекомендуют выровнять. Самый трудоемкий процесс по росписи описан в Ерминии Дионисия в 17-м веке.
Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). Но реалистичность образов не имеет в искусстве его столетия других аналогов.
Эта фреска принесла Джотто заслуженную славу. Доступность исходных материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире. На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10.
Детство Леонардо прошло в общении с природой. В Станца делла Сеньятура Рафаэль представил четыре области человеческой деятельности: богословие («Диспута»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера, Сила») и философию («Афинская школа»). В Помпеях и Геркулануме, «случайно» сохраненных для нас слоями вулканического пепла, мы можем увидеть, что фреска в интерьере имела не только декоративное, но и практическое назначение: художественный прием «trompe loeil» (в пер. IX, ст. Согласно утвержденному проекту, фрески Сикстинской капеллы разделялись на три уровня.
Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. Заплакал Агамемнон, взглянув на свою юную дочь и, чтобы не видеть ее смерти, закрыл голову широким плащом. Линии предварительного рисунка усиливались чаще всего сангиной.
Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. С Джотто началась гуманизация живописи.
На Балканах элементы византийского стиля сохраняются вплоть до XIX века. Классическим представителем этого стиля считается флорентийский художник Джованни Чимабуэ (настоящее имя – Ченни ди Пепо, примерно 1240 – 1302). Работа по сырой штукатурке, так называемому «спелому раствору», который схватывается через десять минут довольно трудоёмка и требует сноровки и опыта: как только кисть, легко до этого скользящая, начинает «боронить» основание и «намазывать» краску, роспись прекращается, так как красочный слой уже не проникнет глубоко в основание и не закрепится. В 1513-1514 гг. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. Эти изображения с успехом воссоздают старинную, времен античности настенную роспись, которая даже может иметь характерные работам тех времен потертости, трещины, говорящие о воздействии времени на поверхность. Так как гобелен чувствителен к художественным ограничениям, Рафаэль заботился, чтобы выражения и жесты фигур в композициях были смелыми и прямыми.
Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. А изображение цифровым способом наносят на поверхность.
Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь. Именно в эпоху Ренессанса фреска начинает утрачивать популярность. Они щедро покрывались мозаикой или фресковой росписью. Сикстинская капелла в Ватикане – настоящая сокровищница мирового искусства.
Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом. По ее повелению нимфа приводит лань, которая будет принесена в жертву вместо Ифигении. Конструктивные особенности зданий, возводимых в это время, привели к уменьшению толщины штукатурки, количество наносимых слоёв её сократилось с трёх до двух.
Сегодня его называют многогранным гением Возрождения. coemeterium – покои, греч.
Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Достоинством является легкость монтажа фрески на поверхность стены – просто снимается защитный слой и клеится на нужную поверхность. Главная тема цикла— доктрина потребности человечества в Спасении, даруемом Богом через Иисуса. На заключительном этапе, официально завершившемся 11 декабря 1999 года67, реставрировались фрески стен капеллы, написанные Боттичелли, Гирландайо, Перуджино и другими художниками. Он был знаком с ранними, вдохновлёнными идеями гуманизма, скульптурными работами, такими как бронзовый Давид Донателло, своеобразным ответом которому стал мраморный Давид Микеланджело, установленный на торговой площади у Палаццо Веккьо, дома совета Флоренции42. На фреске изображены знаменитые мыслители.
Леонардо из Винчи). Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тыс. На ней запечатлён решающий момент битвы двух армий при Иссе (Северная Сирия, 333 г. до н. э. ), когда персидский царь Дарий, преследуемый Александром, обращается в бегство. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа.
Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45. Из древних римских художников история сохранила до нас только имя Фабия, прозванного Пиктором (Живописцем). Таким образом «Афинская школа» изображает идеальное сообщество мыслителей классической эпохи и прославляет мощь разума, объединяющего пространство и время. Так как Микеланджело работал в технике аффреско, каждый день укладывался слой штукатурки такой площадью, какую мог записать художник за один день, дневная норма фрески называлась джорната.
Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. Великолепно написано его лицо с широко раскрытыми глазами и выражением некоторой нерешительности, как будто он сомневается в том, надо ли приступать к предсказанному им самим жертвоприношению. Его выдающийся ученик Джотто ди Бондоне (примерно 1266–1337) постепенно переходит от итало-византийской манеры письма к более натуралистической живописи.
Из тех художников история сохранила имена Пакувия (200 год до н. э. ) и Турпилия, который был современником Плиния. н. э. ) сохранился в римской церкви Санта Мария. Хотя раньше считалось, что Микеланджело писал фрески в более мрачных тонах. Даже внешние стены замков декорировались. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра.
Джованни умер, когда сыну было 11 лет. Картина написана с натуры в старом аванпорте Гавра во Франции. Хранится в Музее Мармоттан в Париже. Среди последних можно упомянуть лодочника Харона, перевозящего, по легенде, души в загробный мир (его можно увидеть на фреске «Страшный суд») и предсказательниц – сивилл (они в обилии представлены на фресках потолка капеллы).
Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. (Квиринальский дворец в Риме – ныне резиденция президентов Итальянской Республики. Службы в папской капелле были приостановлены и ее закрыли для посещений. В качестве связующего использовались животный клей, чистая известь и её смеси с казеином, яичным белком, клеем. Из всей настенной живописи Возрождения наиболее известна роспись потолка Сикстинской капеллы Микеланджело Буонарроти (1475–1564).
Указанные сцены чередуются с меньшими по размеру панно: Отделение света от тьмы, Отделение суши от вод, Сотворение Евы, Жертвоприношение Ноя и Опьянение Ноя. Для постимпрессионизма характерны разные творческие системы и техники, объединённые по сути лишь тем, что они отталкивались от импрессионизма. Как считал Лео Штейнберг, внизу слева в тени изображены Люцифер и Вельзевул, которые отказывались признать, что Адам был венцом творения Создателя.
до н. э. ) фресковая живопись получила широкое распространение. Фрески — уникальны, они ни чем не уступают художественным произведениям. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. Самая ранняя Византийская фресковая роспись находится в церкви Святой Марии в Риме. Бесспорно одно: этот «музей пещерных изобразительных искусств», возраст которого насчитывает около 30 тысяч лет, без сомнения доказывает, что настенную живопись следует по праву считать проматерью всей современной живописи в целом.
По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. По заказу Папы Римского Павла III на алтарной стене капеллы Микеланджело сам, без помощников, пишет масштабную фреску «Страшный суд». sinopia: эскиз-трафарет, наносимый на стену перед росписью.
На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем — «Страшный суд». Фресками можно украсить любое помещение дома. Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции. Приступая к работе, художник должен представлять, какими станут использованные им цвета после окончательного высыхания (через 7 — 10 дней). Вторым рождением в Европе монументальная настенная роспись обязана гению Джотто ди Бондоне.
Известно множество разных технологий, позволяющих создать фрески. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». Изображенные на картинах мифологические сюжеты («Дедал и Пасифая», «Иксион, прикованный к огненному колесу», «Наказание Дирки», «Смерть Пентея» и др. ) были уже заключены в прямоугольные обрамления. Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл.
Вверху на облаках изображена Артемида с луком. Таким образом, в капелле, посвящённой Деве Марии раскрывается конвергенция Ева— Мария— Церковь32.
С начала XVI века почти не применяется пропись фрески по сухому темперой, с этого момента начинается период господства чистой фрески (buon fresco). В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. Старый фундамент, не выдержав нагрузки, несколько просел, в результате чего весной 1504г. Цикл повествует о создании Богом прекрасного Мира и человека, впадении человека в грех и его отделении от Бога. Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново4.
От этой огромной композиции частично уцелели только портреты сыновей и дочерей князя. Расцвет фресковой живописи приходится на античный период. Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. Как отмечает журнал «Шпигель», с 1870 года конклав происходит в Сикстинской капелле, а до этого выборы проходили в Квиринальском дворце. Скотти, А. Виги, а также выдающиеся итальянские архитекторы Ф. -Б.
Сегодня существует определенный спрос среди заказчиков, а господин Куден открыл специальную школу настенной живописи под названием «ЭкольСитэ», где желающие могут изучить мастерство создания детализированных фресок. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена.
Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52. Но Агамемнон накрыл голову плащом, чтобы не видеть смерть дочери. может колебаться в пределах семи – пятнадцати тысяч рублей. Роспись выполнялась по двухслойному известковому грунту в тот момент, когда нижний слой грунта (арричиато) уже отвердел, а верхний (интонако) несколько провял, но еще не просох. За день художник расписывает 3—4 квадратных метра стены.
При этом мрачное лицо самого Микеланджело проглядывает из складок куска человеческой кожи в руках св. Ученые предполагают, что помпеянская фреска могла быть сделана с этого оригинала. Пожалуй, самыми узнаваемыми «жильцами» данного дома можно считать: писателя Сант-Экзюпери и его Маленького Принца, режиссеры Бертрана Тавернье изобретателей кинематографа – братьев Люмьер, писателя Франсуа Рабле и римского Императора Клавдия. В настоящее время термином «фреска» называют любую стенную живопись, выполненную темперными, масляными или акриловыми красками. После длительной работы в таких условиях Микеланджело долгое время мог читать только держа текст высоко над головой. статью блога «Красота и долговечность»).
Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. Плиний Старший. Что такое фреска. Навстречу Дарию устремлён бесстрашный всадник, копьём пронзающий тело противника. Фрески в Византии отличались многообразием и размерами.
Наверное, лучшим свидетельством этому служат остатки минойской цивилизации, сохранившиеся на островах Крит и Фира (Санторини). Их особенностью было то, что в завершение роспись полировали разогретым воском. Непревзойденных вершин в этой технике достигли Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микельанжело. Самый ранний пример византийской фресковой живописи (500—850 гг. Они могут быть любыми по размеру – здесь нет ограничений. Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение.
Браманте укрепил южную стену сооружения, под его сводом были установлены тяги. Благодаря этому получил широкую известность особый помпейский стиль росписи по влажной извести. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10.
Растрелли, Д. Кваренги, шотландец Ч. Камерон и др. Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом. В люнетах над окнами часовни расположены имена предков Христа, надписи сопровождены их изображениями. Вот коснулся уже нож девы, но не упала с предсмертным стоном у жертвенника Ифигения.
Хорошо известна копия мозаичной картины «Битва Александра Македонского с персидским царём Дарием III». В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Со временем фресками стали называть любые настенные росписи. с франц. Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы. Судье Миносу Микеланджело придал черты церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена, который был критиком фрески «Страшный суд» Микеланджело, говоря перед Папой и художником, что нечестивая нагота фрески подходит, скорее, для бань и таверны, чем для Папской капеллы. «Форнарина» (прибл.