Не только лубок, но и русская икона оказала влияние на творчество художника. А главное, война разрушила провозглашенную художниками «Синего всадника» идею создания единого общеевропейского пространства для нового искусства, не имеющего временных и государственных границ. Раннее творчество художника достаточно полно изучено. Но и оно явилось лишь предтечей к «Синему всаднику», оставшемуся в истории нового европейского искусства своего рода манифестом, провозгласившим основные принципы авангардного творчества. Здесь он увлекся немецким искусством иконы на стекле и написал картину на стекле «ВСЕ СВЯТЫЕ II».
И вдруг понимаешь: он, уже виртуоз карандаша и кисти, все еще ученик. Можно было бы сказать, что Кандинский законно поделен между двумя «художественными державами». Родители предполагали для сына профессию юриста, Василий Васильевич блестяще окончил Юридический факультет Московского университета, где в 1893 начинает преподавать и назначается доцентом.
Именно такие глубокие и волнующие произведения решил создавать и Кандинский. Работы Кандинского находятся в крупных музеях и галереях мира. На ней он увидел картину Клода Монэ «Стог Сена».
Догадина) и второй эскиз к «Картине с белой каймой» (1913, ГЭ), которые экспонировались на выставке в Стокгольме в 1916 году и на совместной выставке Кандинского и Мюнтер в Осло в апреле 1916. После знакомства с ней Кандинский задался вопросом, сможет ли он создать картину такого же сильного эмоционального наполнения, как произведение великого композитора, «в которой краски стали бы нотами, а цветовая гамма – тональностью. ». Русский вариант модерна воспринимается Кандинским в его ретроспективном обличии.
Основную роль при этом играют принципы мифологического мышления идеи всемирных катаклизмов, открывающих путь к духовному возрождению». Выставки путешествовали по городам Германии и Европы. С самого начала уже одно слово Композиция звучало для меня как молитва». Однако немецкие впечатления не заслоняли собой русские истоки. На этом пути первым спутником художника становится звук: «Цвет — это клавиш, глаз — молоточек, душа — многострунный рояль.
Черный цвет страниц словно окутывает собой небольшие по размеру гравюры. Этот всадник, как бы находящийся «на чужой территории», свидетельствует о том разрыве между разными творческими концепциями, который Кандинскому предстояло преодолеть. Похожий прием мы встретим еще в двух листах: в Вечере и, не так заметно, в Гомоне.
Сам Кандинский писал:. В 1914 году состоялась выставка Я. Ф. Ционглинского, в 1915 – Н. С. Первая выставка в «Штурме» проходила с 12 марта по начало апреля 1912 года под названием «Синий всадник.
Едва ли не ведущая роль в создании особого, драматического настроения принадлежит фону. – Его глубокочеловеческая душа сумела почувствовать московский дух. Ибо за прошедшее время познакомился с ним гораздо ближе. Возможно, она была приобретена с выставки в Осло.
Основные положения своей теории Кандинский формулирует в книге «О духовном в искусстве», написанной в 1910 году и изданной в 1911 —1912 годах. Это желание Кандинского сегодня сбывается каждый день в лабораториях при театрах и музеях, где композиторы, режиссеры и артисты современного танца создают совместные произведения. Андреевской и полотно «Москва I (Красная площадь)» (1916) стало своеобразным памятником их встрече. Сам Кандинский неоднозначно оценивал результаты пребывания в Швеции. Между тем, эти «героические попытки» Кандинского заражают целое поколение художников. Черный цвет страниц не только создает драматическое настроение, он исполняет свою «музыкальную» партию в ансамбле всего альбома.
Гауша и А. А. собр. ), Зрители (Париж) и Приезд купцов (частн. В годы нацизма его работы были отнесены к категории «дегенеративного искусства» и не выставлялись. Однако занятия у Ашбе и Штука не приносили желанной радости. Даже в шестидесятых, после «оттепели», когда в Третьяковке вновь появились (пусть даже в микроскопических дозах) Малевич и Шагал, о Кандинском не могло быть и речи.
Я возвращался домой с этюда, еще углубленный в свою работу. Он отличался известной долей озорства и глумлением над вкусами публики.
Беспредметность Кандинского всегда сохраняла природную основу. Например, возникающая темнота на сцене (в параллель черному цвету на холсте или графическом листе) нередко сопровождалась тишиной, молчанием (в музыкальном смысле — незвучанием, паузой). В издании планировалось параллельное сосуществование «высокого» и «примитивного» : «Мы поставим египтянина рядом с детским рисунком, китайца – с Руссо, народную графику – рядом с Пикассо и мн. В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России.
И вот как реагировал на эти «странные» произведения известный поэт, художник и художественный критик Максимилиан Волошин: «Бубновый валет» явился самой крайней и самой дерзкой из художественных выставок этой зимы. Дом в Мурнау становится «Русским Домом» известным всей Европе. выставка мне очень понравилась, вещи, за исключением двух, мне почти неизвестны. Так рождалась «Композиция 1У. В своих воспоминаниях он поэтически описывает «самый чудесный час» московского дня: «Солнце уже низко и достигло той своей высшей силы, к которой оно стремилось весь день, которой оно весь день ожидало.
Позднее начало было восполнено длиной пути. «Так и не довелось мне пожить в квартире с мастерской, которую я строил специально для себя. », – сообщал он в одном из своих писем 4. «Синий всадник» представлял собой свободное объединение художников, в котором взаимодействовали творческие личности из разных стран: А. Макке, Г. Мюнтер, А. ле Фоконье, Г. Кампендонк, А. Кубин, А. Блох, Р. Делоне, В. и Д. Бурлюки, Ф. Гартман, А. Шёнберг и другие. Выставка в Стокгольме имела широкий резонанс. Именно так выучился я борьбе с холстом, понял его враждебное упорство в отношении к моей мечте и наловчился насильственно его этой мечте подчинять».
Ведь прежде всего усилиями Кандинского были созданы Новое мюнхенское художественное объединение (1909), а затем и «Синий всадник» (1911). На картине «В сумерках» бродят кроткие и грустные косули. Массовая прикладная продукция модерна, пользовавшаяся большой популярностью в быту и широко представленная городскими, зачастую полупрофессиональными кустарными мастерскими и была как раз тем уникальным источником, который мог так легко иногда на грани китча, соединять взятые отовсюду модные образы. Но, зная интерес Кандинского к народному искусству, нельзя исключить и этот источник. Беспредметная, однако, не значит безыдейная.
Москвичка покорила его сначала своим голосом – они познакомились по телефону. Музыка становится подспудным, видимым, но не явным (фигура трубящего всадника — на втором плане) соучастником создания альбома. И именно о нем отозвался Гийом Аполлинер: «Я хотел бы выразить мое глубокое уважение художнику, чье искусство считаю очень серьезным и прекрасным». Осенью 1913 года в Бюро на выставке графического искусства были представлены шесть гравюр на дереве Кандинского и на «Постоянной выставке современного искусства» – семь его произведений, а в 1915 были показаны три рисунка. Кандинский создает большое число натурных этюдов. Издебского) и «К вопросу о форме» в альманахе «Синий всадник».
Мир еще не видел масштабные слои цвета на холстах Ротко и оргии цвета у Кляйна: перед нами начало языка пятен, линий, точек — цвета и света. Свою теорию Кандинский сформулировал и изложил в научной форме в книге «О духовном в искусстве», написанной в 1910 году и изданной в 1911 — 1912 гг. В Мюнхене работал и Август Эндель и Адольф Хёльцель — мастера-новаторы. К русским вскоре примыкают Франц Марк, Пауль Клее, Альфред Кубин, Ле Фоконье, Август Макке Так возникает Новое Мюнхенское общество художников (НМОХ), охарактеризованное критиками, как искусство «диких». Художник отдал дань югендстилю («СИНИЙ ВСАДНИК», 1903).
Произведения Кандинского безусловно являются центральными на данной экспозиции. Эксперименты с цветом привлекали Кандинского с самого детства. Концерт» 1911 года или «Импровизация 19А» того же года.
Для Кандинского эта концепция была «питательной». Не были отмечены только две картины: «Купола» (1909, Астраханская Государственная картинная галерея им. Таков и ее парный портрет Явленского и Веревкиной, самой загадочной пары «Русского Дома» – завтракают на траве в окружении катящихся яблок. Выдержки из книги в 1911 г. на Всероссийском съезде художников зачитал Н. И. В это же время художник работал над теорией беспредметного искусства. В «Фаланге» выставлялись финский художник Галлен-Каллела, француз Тулуз-Лотрек, художники Дармштадтской колонии и многие другие мастера модерна, внесшие свой вклад в развитие этого стиля.
В этом звании в Х1Х веке и явились в Москву. С Кандинским Добычина вела переговоры еще летом 1913 года, надеясь организовать ее осенью. Созданию этого впечатления помогает и фигура трубящего всадника в левой части листа. Опыт «Фаланги» не пропал даром. То, что получилось, Кандинский решил доработать и превратить в большое полотно маслом.
Кандинский воспринимал их, а затем, словно сам проходя процесс перерастания этой традиции в символистскую, следовал за общим движением неоромантизма всего европейского искусства. Именно эти произведения считаются главными проводниками философии художника и кульминацией всего его творчества. Однако значение ее все-таки не следует абсолютизировать. Последние годы первого десятилетия XX века и стали временем его преодоления. Серия «По следам великих» представляет Вам картину Василия Кандинского.
Однако не только эти композиционные и сюжетные повторы придают единство всему альбому. Совсем иначе судьба знаменитого художника сложилась на его первой родине. Под руководством редакции альманаха «Синий всадник» в Мюнхене были организованы две выставки интернационального искусства: первая в декабре 1911 – январе 1912 и вторая в феврале-апреле 1912. Тем временем шло формирование Кандинского как художника. Большую роль в это время играет «натурная» тенденция, которая развивается на протяжении всего десятилетия, постепенно приближаясь к символической. В частности, Кандинский сделал героическую попытку устранить из своих картин всякую «предметность». Участниками первой выставки редакции «Синего всадника», открывшейся в мюнхенской галерее Таннхаузера, были: А. Макке, Г. Мюнтер, Г. Кампендонк, Р. Делоне, В. и Д. Бурлюки, композитор А. Шёнберг.
В 1911 году из-за эстетических разногласий он вышел из этого общества и вместе с Ф. Марком создал объединение «Синий всадник», в которое вошли французские, немецкие и русские мастера. Гончаровой, 1916 – А. Ф. 1903 г. «Влюбленная пара», 1907 «Пестрая жизнь», 1907 г. ). Путь туда пролагает талант художника», – утверждал Кандинский. Мюнстеру эту картину, оставшуюся у нее после выставки.
Оскар Кокошка и экспрессионисты». В 1889 году прервал учебу по состоянию здоровья и с 28 мая (9 июня) по 3 (15) июля совершил этнографическую экспедицию по северным уездам Вологодской губернии45. Первый альбом ксилографий Кандинского «Стихи без слов» (1903) уже в самом названии содержал некую интригу со звучанием/незвучанием, тем самым подчеркивая синтетическую и отчасти символическую идею сборника.
В первой половине и середине 1900-х годов Кандинский неоднократно оглядывается на художников «Мира искусства», с которыми он постоянно поддерживал контакт и будучи в Мюнхене сотрудничал как корреспондент журнала. Кандинский всегда отличал «многодельность» своих композиций: «Они очень медленно выходят из меня изучаются и вырабатываются. Душой этого манифеста стала книга Василия Кандинского «О духовном в искусстве». Кандинский вспоминал в своей книге «Ступени» : «Я был однажды очарован в собственной моей мастерской неожиданным зрелищем.
Тут уже Кандинский был старшим в паре. Желто-зеленый глаз устремлен в какую-то загадочную мысль, неподвластную человеку. Эта важнейшая работа парижского периода художника не выставлялась на торги с 1964 года. Самая дорогая картина Кандинского продана в ноябре 2016 года на аукционе «Кристис» за 23, 3 млн долларовКандинский был уверен в своем таланте, но думал, что потомки его оценят только через 100 лет после его смерти. Стоит обратить внимание и еще на один источник. В 1914 г. с началом Первой мировой войны Кандинский вернулся в Россию и поселился в Москве.
В 30 лет Василий Кандинский решает заниматься искусством и поступает в частную школу. Концерт», 1911 «Импровизация 7», 1910 «Композиция IV», 1911). Пока его работа протекает в областях чистого (поскольку вообще в мире есть что-нибудь чистое) спиритуализма, он дает известное ощущение, но как только он начинает говорить «языком» вещей, становится плохим мастером (рисовальщиком), просто пошлым и самым обычным художником, каких так много на последних выставках Мир искусства. » 9.
В одноименной галерее проводились «штурмовские вечера». В конце сентября она написала ему о своих впечатлениях от выставки у Стриндберга: «. Великим оно Кандинского не сделало. В выставке объединения в 1912 года приняли участиеН. С.
Красные, зеленые, желтые «Коровы» Франца кружат на лугу в буйном танце и, надо сказать, они умеют танцевать. Одного из основоположников русского абстракционизма. Замысел «Композиции VI» появился, когда он написал на стекле картину на тему Всемирного потопа — звери, люди, пальмы, ковчег и буйство водной стихии. Кандинский пояснял: «Грандиозная, объективно совершающаяся катастрофа есть в то же время абсолютная и обладающая самостоятельным звучанием горячая хвалебная песнь, подобная гимну нового творения, которое следует за гибелью мира».
Уроки в мастерской Штука должны были восполнить этот пробел. Именно открытием выставки «Синего всадника» начала свою деятельность весной 1912 года известная берлинская галерея «Der Sturm», где в течение последующих двух лет демонстрировалось творчество современных художников. В конечном итоге он решил уехать из Европы в Москву.
Именно создатель «Der Sturm» в 1911 году ввел термин «экспрессионизм» и дал его теоретическое обоснование. Кульбина «О духовном в искусстве». Несмотря на ярко выраженный интуитивизм художника, его теория не отделима от практики.
Иногда обе линии — натурная и символико-романтическая — соединяются: в картине «Синий всадник» (1903) романтический герой на белом коне стремительно пересекает пространство осеннего пейзажа, напоминающего зеленью травы, голубизной неба и горящими осенними красками деревьев пейзажные полотна мастеров Союза русских художников, работавших в то самое время в России. Скрытый музыкальный ритм чувствуется в том, как чередует Кандинский разные по настроению изображения: элегическое (Рейн) и шумное (Вечер), два тихих (Розы и Горное озеро) и одно громкое (Зрители) и т. д. Георг Муха метко назвал его «создателем целой художественной империи». Он ошибся, все случилось гораздо раньше.
«Цвет – это клавиш, глаза – молоточек, душа – многострунный инструмент». В 30 лет Кандинский принимает решение стать художником. Швейцарец разделял любовь абстракциониста к музыке и его мысль о том, что искусство должно вызывать сильные эмоции, помогать человеку слушать внутреннее «я» и обретать понимание процессов, происходящих в окружающей среде.
Этот ретроспективизм как бы переносится и на западные «рыцарские» сюжеты. Гончарова, М. Ф.
Именно с таким посылом начинает писать свои картины Кандинский после 1911 года. Судьба Василия Васильевича Кандинского сложилась абсолютно необычно: на протяжении своей довольно долгой жизни он был гражданином трех стран: сначала России, затем Германии, а под конец своего жизненного пути — Франции. В «Композиции VI» не только изображения стали абстрактными, но и идея — более общей: обновление мира через разрушение. Так, желтый цвет у него ассоциировался с безумием, голубой -с небесным спокойствием («Синяя гора», 1908-1909 гг. ), зеленый – с коровой на лугу, красный -с энергией.
Дело не в том, что работы художника составляют половину из всех представленных. Организатором выставки был Г. Вальден, прогрессивный журналист и издатель авангардного журнала «Штурм». Судьба картины «Желтый утес» (1909 холст, масло 130 х 120) неизвестна. Билибиным и отображал сцены из жизни Древней Руси («Русская крсавица». Эти идеи восходили к романтическим представлениям начала XIX века.
А сочетая разные цвета и формы в картине, можно повлиять и на более глубокие чувства. Судя по их переписке, подготовка к выставке велась очень активно. Это было красиво сказано, но мне скоро стало ясно, что для меня эта пропорция должна быть другой: десять взглядов на холст, один на палитру, полвзгляда на натуру.
«Самое слово композиция вызывало во мне внутреннюю вибрацию. Куратором той выставки была Наталья Автономова, ныне заведующая отделом частных коллекций Музея изобразительных искусств им. Путь Кандинского множество раз подтвердил, что истинное произведение искусства возникает таинственным, загадочным, мистическим образом «из художника». Год он рисует только черно-белое изучает форму. Я поставил себе целью моей жизни написать Композицию. Такого тигра мы никогда не видели – ни на воле, ни в зоопарке.
Поэт с молитвенно сложенными руками и кот ученый. В журнале «Konst» была напечатана его другая статья «Искусство беспредметного». В 1910-е Кандинский на основе своей теории создал серию беспредметных картин («Черные линии», 1913 «Белый овал», 1919 г. «В сером», 1919 г. ). Кульбина и многие другие.
Художник воспринял опыт французских фовистов, проведя незадолго до мурнауских открытий некоторое время в Париже и немецких художников-экспрессионистов первого призыва — группы «Мост». Они обсуждали ее состав и содержание каталога, а также возможность продажи его книги «О духовном в искусстве» на английском языке. Ответ, однако и сложен и прост: главное в этой картине – ритм, цвет и гармония. Заинтересованный в изображении «вообще» русского, национального, он воспринимает опыт Билибина или Рериха, воссоздавая сцены русской истории. собр., Лондон все —1905 год). Сумерки надвигались.
«С внешней стороны черный цвет является наиболее беззвучной краской, на фоне которой всякая другая краска, даже меньше всего звучащая, звучит вот таким образом и сильнее и точнее». Через 10 лет он встретил новую любовь – художницу Габриэле Мюнтер. Как считали окружающие и как думал он сам, ему не давался рисунок.
Но все же французским художником Кандинского не назовешь. В этом положении заключалось принципиальное отличие концепции беспредметного искусства Кандинского от «геометрической» тенденции, распространенной в России. Это наступление падает на время около 1910 года. Однако в своем дневнике Кандинский краткой записью – «Добычина 17» – указал, какие из его картин участвовали на этой выставке.
Расцвет творчества художника приходится на годы, когда он преподавал на летних курсах при мюнхенской художественной школе (Mnchner Malschule Phalanx), выезжавшей в городок Калльмюнц (Kallmnz), расположенной в живописной местности при впадении Фильса в Наб. Этот прием часто использует и Кандинский. «Стихи без слов» можно интерпретировать не как намек на поэтичность графики и ее первичность в структуре альбома, а как звучание, саму музыку, которая таится под пеленой видимых образов.
Полотно «Негнущееся и согнутое» при запрошенных 18 млн ушло за 23, 3 млн на аукционе Christies. Этого и хотел добиться великий художник. Если такие листы, как Ночь, Прощание или Старый городок, повторяют созданные ранее (см. В нем содержалась неожиданная просьба предоставить ему право открыть галерею «Штурм» показом данной выставки. Здесь он познакомился со своей будущей женой Н. Н.
В апреле 1916 года на выставке современной русской живописи экспонировались работы Кандинского «Картина с белыми линиями» и «Пейзаж» (обе – 1913) и в это же время он вел переговоры с Добычиной об устройстве персональной выставки в Петрограде. (И я вспоминаю, как увидел их в первый раз в Третьяковке, на Крымском валу. Выставка в Петрограде открылась 27 ноября (10 декабря) 1916 года и продолжалась до 31 декабря (14 января 1917).
Зрителю же достается волнение и тоска неразгаданности. Во время пребывания в Швеции Кандинский создал несколько акварелей на сказочные сюжеты и опубликовал новую теоретическую работу «О художнике» изданную в виде брошюры на шведском языке. Милашевского, была энергичной, предприимчивой женщиной, которая «первая сообразила, что Россия "созрела", доросла до того, что продажа картин, устройство жизни художника – это "дело"», «эта женщина была неким скрытым рычагом многих поворотов судеб художников. И, вглядываясь в его ранние пейзажи, писанные в путешествиях по Германии, Голландии, Франции, Италии, Северной Африке, вспомнил его признание: «Я упорно писал пейзажи, волновавшие меня, как неприятель перед сражением. Нет, что ни говорите, живопись Кандинского – это музыка в цвете.
Он возглавил созданное им и его друзьями общество «Фаланга», президентом которого был избран и даже организовал художественную школу при этом объединении, которое просуществовало до 1904 года. Кульбина на Всероссийском съезде художников в конце 1911 года. Сама идея создания цикла «стихов без слов» связана с концепцией синестезии, в соответствии с которой поэзия должна была содержать музыкальное или живописное начало, музыка — изобразительное, живопись — поэтическое или музыкальное. Добычиной произведения Кандинского обозначены номерами: «живопись: 79-93 акварели: 94-102». В его пейзажах реальную действительность заменяет игра линий и цветовых акцентов.
Главная идея «синтетической» книги, как называли ее авторы, заключалась в сопоставлении разных эпох и жанров искусства, не рассматривавшихся ранее как единое художественное наследие. Кульбин, с которым они состояли в переписке и обсуждали вопросы возможного сотрудничества. На языке оригинала в Мюнхене книга вышла в 1911 году и имела невероятный успех. В рецензии на выставку в журнале «Аполлон» Н. Пунин писал: «.
Само происхождение мастера давало ему повод для различных национальных ориентаций. Созданию этого впечатления помогает и фигура трубящего всадника в левой части листа. Нина провела с Кандинским долгие 28 лет. На страницах журнала печатались полемические статьи, критические обзоры выставок, фрагменты книг, например, в апреле 1912 года на его страницах появился отрывок из трактата Кандинского «О духовном в искусстве». Но не все деятели искусства разделяли подобную точку зрения, что привело к расколу среди художников и созданию сообщества единомышленников–абстракционистов «Синий Всадник». Казимир Малевич – это революция.
Но не на ГабриэлеНина Кандинская. Столь же органично этот символизм Кандинского получал воплощение в формах стиля модерн. ему – 36, ей – 25. Здесь Кандинский и Мюнтер представили свои лучшие работы.
Можно также предположить, что вышеназванные тринадцать картин и, по всей видимости, две картины, не отмеченные в дневнике художника («Купола» и второй эскиз к «Картине с белой каймой») были на выставке в Художественном бюро Добычиной зимой 1916-1917 годов после их экспонирования в Стокгольме, Осло и Хельсинки. Кандинскому чуждо второе определение, сам он называет таких людей «ремесленниками», чье творчество не наполнено смыслом и не имеет ценности. В обиходе этот городок носит название «Жемчужины Оберпфальца».
Георгий Костаки, собравший фантастическую коллекцию русского авангарда (и чуть ли не всего, разбросанного по городам и весям России, Василия Кандинского), вынужденно покидая страну, оставил Третьяковке немало картин любимого художника. Первым шагом на пути к абстракции стало написание философского трактата «О духовном в искусстве» в 1910 году. ЛарионовиК. С. В нем билась, несомненно, жилка художника. Но труд Кандинского – это не учебник.
Достаточно полистать популярные тогда литературно-художественные журналы издававшиеся не только в Мюнхене (Kunst fur alle, Dekorative Kunst), но и в Берлине (PAN), в Вене (Ver Sacrum), Лондоне (The Jellow Book) и, наконец, в Петербурге (Мир искусства), чтобы убедиться, что Кандинский был в это время одним из многих, кто чувствовал и выражал этот специфический стиль конца века. О своей особой технике Кандинский писал: «Как-то мне довелось услышать, что один известный художник (не помню, кто именно) выразился так: Когда пишешь, то на один взгляд на холст должно приходиться полвзгляда на палитру и десять взглядов на натуру. Композитор поддержал художника в его начинаниях с цветовыми экспериментами и поиском «антилогичной» гармонии, на первое место в которой вставали бы чувства, а не сюжет. Последняя «прописка» художника была вынужденной: он покинул Германию, когда к власти пришел Гитлер. И в 1980-м году ее убили грабители. Без сомнения, велика роль мюнхенской интеллектуальной и художественной среды.
Рядом расположились настоящие шедевры: «Тигр» Франца Марка, его же «Коровы – красная, желтая, зеленая», «Слушающий (Портрет Явленского)» и «Человек за столом (Кандинский)» Габриэлы Мюнтер, «Автопортрет 1» Марианны Веревкиной, «Летний вечер в Мурнау» и «Зрелость» Алексея Явленского. На второй, графической имеющей специальное название «Черное-белое», было представлено около 300 работ крупнейших европейских мастеров, среди которых: А. Дерен, П. Пикассо, Э. Нольде, М. Пехштейн, Н. Гончарова, М. Ларионов, К. Малевич, Г. Мюнтер, В. Кандинский, Ф. Марк, А. Макке и др. Это 17 произведений Кандинского: семь импровизаций периода 1909-1913 годов и одна из лучших его композиций – «Композиция VI» (1913), картины и пейзажи мур-науского периода, когда в его творчестве только еще намечались абстрактные элементы: «Дамы в кринолинах» (1909), «Зима I» (1909), «Арабы» (1911). рисование и живопись вырывали меня из условий действительности.
Концерт». Франц Флаум. Москва оставила наиболее сильные визуальные впечатления, полученные Кандинским.
И это любопытно лишь тем, что в его картинах ничего нельзя понять, ни с какой точки зрения, при самом искреннем желании разрешить эти шарады». Часто художник обращается к темпере, которая заменяет масло. Он открывал для себя непрерывность движения интенсивность красочного звучания, построенную не на локальном пятне, а на соотношении цветовых качеств, активность самовыражения, основанную не на романтическом порыве, а на «вчувствовании» в предмет. Добычиной в Петрограде. Во многом это происходит под влиянием выставки импрессионистов, проведенной в Москве в 1895 году и впечатлением от картины «Стог сена» Клода Моне.
Если приглядеться получше, то можно заметить в ней визуальную имитацию момента зарождения слова, «вернее, то состояние предзвука, которое предшествует поэтическому творчеству». Добычина, по словам художника В. А. Модерн Кандинского органически перерастал в экспрессионизм. Чаще всего это пейзажи. Сильнее всего вдохновила начинающего художника увертюра оперы Рихарда Вагнера. Основным направлением деятельности «Синего всадника», во главе которого стояли Василий Кандинский и Франц Марк, стала организация выставок в Мюнхене и издание в 1912 году одноименного альманаха, получившего огромную известность.
Он – учитель, она – его ученица, «мое славное золотое сердечко», «детка». Нет, не это красное единство — лучший московский час. Правда, этими формами не исчерпывается живописное творчество мастера в 1900-х годах. «О духовном в искусстве» – это философское, очень тонкое и вдохновляющее произведение, без которого понять и прочувствовать картины великого абстракциониста просто невозможно.
и не была на поводу у кого-то. И вдруг увидел перед собой неописуемо прекрасную, пропитанную внутренним горением картину. Чего стоит «Впечатление 111. Немецкий югендстиль (национальный вариант того общеевропейского стиля, который в России получил наименование модерна) был, как и следовало ожидать, важной составной частью тех общих стилевых исканий, которые происходили в живописи Кандинского.
Перед Первой мировой войной мир потерял свои очертания. В «Композиции VI» свет борется с тьмой, цвет становится игроком на поле, где черный оттесняется в левый верхний угол, сюжет растворяется в смятении розовых пятен и линий, а коричневый несет безнадежность. Пушкина. Во втором зале Третьяковки висят два изогнутых ТВ-экрана, на которых транслируются элементы работ авангардиста: путь от пейзажей к абстрактной живописи, полный «комментариев Кандинского о процессе работы, подготовительных рисунков к произведениям и серии живописных картин на стекле». Идея «Синего всадника» идея нового искусства, не знающего границ, была воспринята Вальденом и блестяще им реализована.
Ей – 17, ему – 50. Один из самых заметных и значительных циклов — «Стихи без слов» (1903—1904), отпечатанные в России и опирающиеся на образцы символистской культуры. Благодаря настолько разностороннему воздействию музыкальной и философской традиций в 1920 году, в статье «О Великой утопии» Кандинский пишет одно из своих пророческих желаний: «здесь должен будет заговорить и заговорит на одну и ту же тему художник с музыкантом, скульптор с танцовщиком, архитектор с драматургом и т. д. и т. д. Самые неожиданные взаимопонимания, неожиданные разговоры на разных языках передовых живописцев с так отсталыми театральными артистами, ясность и сумбурность, гремящие столкновения идей — все это будет таким потрясением привычных форм, делений и перегородок между отдельными искусствами и внутри отдельных искусств, что от беспримерного напора, давления и взрыва разорвутся сферы обыденного и откроются дали, которым сейчас нет даже имени».
Малевич порвал с традицией, перекодировав мир своей системой визуальных знаков. На художника влиял не только «синтез искусств» Вагнера, но и «контрапункт» из теории и практики Арнольда Шенберга. Василий Кандинский оказал большое влияние на развитие абстракционизма в искусстве. Но Кандинский. За этими сюжетами стоит творчество Сомова и Борисова-Мусатова.
Василий Кандинский-эволюция. На его Первом немецком Осеннем салоне в 1913 году было представлено 366 работ 90 художников-авангардистов из 13 стран, в том числе и художники «Синего всадника», включая Пауля Клее и Альфреда Кубина. Сбывается еще одно его предсказание от 1910 года: «Художник скоро будет гордиться тем, что сможет объяснить свои произведения, анализируя их конструкцию (в противоположность чистым импрессионистам, которые гордились тем, что ничего не могли объяснить) что мы уже сейчас стоим на пороге эры целесообразного творчества». Она вела замкнутый образ жизни и перестала писать.
В Осло она состоялась в начале 1914 года, здесь экспонировалось пять программных произведений Кандинского: «Композиция V», «Пастораль» (оба – 1911) и три импровизации. К его русской крови были примешаны немецкая (бабушка-по материнской линии) и монгольская. Но он настоящий. Напомним, что художник с детских лет говорил и читал по-немецки.
Не долго продолжается эта картина: еще несколько минут и солнечный свет становится красноватым от напряжения, все краснее, сначала холодного красноватого тона, а потом все теплее. Эксперименты Кандинского повлияли на многих художников начала XX века, в том числе на Пауля Клее, который до знакомства с основателем «Синего Всадника» был графиком избегающем разноцветья в своих картинах, а после был известен благодаря своим нежным, в каком-то смысле наивным акварелям. В 1896 году он переезжает в Мюнхен, где знакомится с немецкими экспрессионистами. В расписке Родченко эта картина не значится.
Кандинский вспоминал, что когда он вернулся в Россию, один из его коллег спросил: «Ну что, теперь мы будем писать картины на национальные темы. » И далее Кандинский как бы продолжил этот вопрос для самого себя: «А после окончания войны. Рядом Василий Кандинский – «Человек за столом», картина-портрет Габриэлы Мюнтер, у которой нет просто портретов, это скорее натюрморты с персонажем. Пару недель назад, в середине ноября, был установлен новый рекорд цены на картины Кандинского. Она там же и скончалась в 1962 году.
А в самом центре зала, застыв в бешеных ритмах цвета, лежит задумчиво-агрессивно глядя в мир, огромный «Тигр». В то время это воспринималось, как вопиющее нарушение всех канонов. Его членами стали немецкие и русские художники. В самом Мюнхене его творчество объясняли как раз византийскими влияниями. Так им были отмечены следующие работы: «Дамы в кринолинах» (1909, ГТГ), «Желтый утес» (1909, не сохранилась), «Зима I» (1909, ГЭ), «Импровизация 4» (1909, Нижегородский Государственный художественный музей), «Импровизация 5» (вариант I, 1910, не сохранилась), «Импровизация 7» (1910, ГТГ), «Импровизация 11» (1910, ГРМ), «Озеро» (1910, ГТГ), «Георгий II» (1911, ГРМ), «Арабы III» (1911, Национальная галерея Армении), «Импровизация 20» (1911, ГМИИ), «Импровизация 25» («Сад любви», 1911, не сохранилась), «Черное пятно» (1912, ГРМ). Несмотря на любовь к своей родине, в частности к Москве, которая не раз появится на его полотнах, Кандинский в 1896 году ради своей страсти к живописи переезжает в Мюнхен – город, славившийся в то время своей открытостью к новым жанрам искусства и гостеприимством для начинающих художников.
В каталоге петроградской выставки Художественного бюро Н. Е. Это была одна из самых значительных экспозиций международного авангарда. Кандинский поздно начал профессионально заниматься искусством. Василий Кандинский родился в Москве, в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского (1832—1926).
Он видел свою цель во всеобщем одухотворении реальности во всех ее проявлениях, в восприятии мира как совокупности однородных, созвучных друг другу проявлений всеобщего мирового духа. Здесь 35-летний Кандинский близко сошёлся с Габриэлой Мюнтер (Gabriele Mnter), 26-летней слушательницей школы. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу», — писал Кандинский в трактате «О духовном в искусстве». Частично она была обнародована в докладе Н. И. В декабре 1915 года на Рождество Кандинский приехал в Стокгольм. Все первое десятилетие сознательного творчества Кандинского (вплоть до конца 1900-х гг. ) дает наглядное свидетельство этого срастания.
А серия разнообразных пейзажей Мурнау 1909-1910 годов. Этим стилевым поискам не противоречат и русские истоки, которые также поддерживают постоянный «импульс модерна» в раннем творчестве художника. Выставка «Синего всадника», организованная в 1913 году галереей «Штурм» («Der Sturm») в Берлине, в несколько измененном составе путешествовала по городам Европы. Автор статьи в «Svenska Dagbladet» Агуст Брюнис определил Кандинского как «незаурядного неуправляемого природного гения, не дикаря, но высокообразованного человека с широким кругом интересов и богатым опытом», а в «Dagens Nyheter» появилась статья Селима (псевдоним Эрнста Клейна), озаглавленная «Кандинский – композитор цветовых симфоний.
Так и хочется сказать: Есть Кандинский и остальные. Во время приездов в Москву в 1904-1906 г. он вместе с М. Ф. Художник не дает никаких подсказок к сюжету: на картине есть только цвет и форма, распределившиеся на огромном полотне (работа считается самой большой из всего творчества Кандинского – 2х3м). Кандинский тогда жил и работал в Мурнау, небольшом местечке близ Мюнхена. Еще лишь начинался трудный путь обретения собственного лица. Родченко и Ц. А.
В дневнике художника указывается, что картина «Желтый утес» пропала перед выставкой в Гельсингфорсе 10. Они творили. и не теряла головы перед авторитетами и не слишком верила дружеским статьям» 6. гуашь Vers le soir в музее префектуры Мияги, Сендай (Япония) и темперы Розы (частн. Малевич, а Кандинский, в свою очередь, принял участие в экспозиции «Бубнового валета» того же года.
Наиболее новаторскими выглядели абстрактные полотна Кандинского и работы «русских мюнхенцев», тяготевших к экспрессионизму. Книга сильно опережала свое время, вот таким образом издателя для нее было найти очень сложно. В декабре 1915 года в Бюро проходила знаменитая «Последняя футуристическая выставка 0, 10», на которой были впервые показаны 39 супрематических холстов Малевича и среди них «Черный квадрат».
Пейзажный мотив часто служит лишь предлогом для создания красочных композиций. Многие газеты поместили отзывы на своих страницах. может не состояться» 7.
Вальденовский художественный салон организовал 170 выставок в Берлине (всего их было более 250). Он разработал систему образов, которые вызывают цвета и опубликовал ее в виде таблиц в работе «О духовном в искусстве». В их произведениях постепенно трансформировалось цветовое видение и появилась свобода в композиционных решениях5. др», – писал Кандинский Ф. Марку в июне 1911 года 1.
В 1885—1893 (с перерывом в 1889—1891) учился на юридическом факультете Московского университета, где занимался на кафедре политической экономии и статистики под руководством профессора А. И. Чупрова изучая экономику и право. А 16 (4) декабря мы можем выпить в его честь по случаю 150-летия художника, чьи картины уже давно продают за миллионы. К счастью, ученичество было недолгим. Лишь годы спустя Габриэле вновь взялась за кисть. Кандинский писал Мюнтер: «Будь со мной я умоляю тебя, преклоняюсь перед тобой и целую твои туфли», а через 12 лет попросил вернуть его вещи и картиныНовой избранницей Кандинского стала Нина Андреевская. Их изобразительное поле также наполовину заполнено черным. Почти в то же самое время появились статьи «Содержание и форма» (в каталоге 2-й интернациональной выставки салона В. А.
В то время, когда первая выставка «Синего всадника» весной 1912 года отправлялась из Кельна в Бремен, Хаген и Франкфурт, Кандинский и Марк еще до прибытия ее в конечный пункт получили письмо от Вальдена. Кандинский в тот же день написал картину, передав этот голос в краске. Кандинский написал картину «Незнакомому голосу», впервые поговорив со своей будущей женойПоследние годы Кандинский жил во Франции, приняв гражданство. Также понимая, что большинству людей нужны подсказки для осознания его искусства, Кандинский продолжает писать свои «Импровизации», в которых прослеживается тонкая (а в отдельных произведениях и достаточно явная) нить, связывающая абстракцию с реальностью, благодаря конкретным элементам. На одном из экранов вдруг из черно-белой фотографии возрождается утраченный «Потоп» — живопись на стекле. В последнем, кстати, опять возникает фигура лирического героя альбома — поэта.
Все они отличаются декоративностью, звучностью цветовых гармоний. Желтая шкура хищника сливается с прозрачно- кубистическими формами его обитания. Если в апреле в письме к Мюнтер он писал, что «выставка в Стокгольме была вполне успешной» и что продажи картин продолжались даже после ее закрытия, то в ноябре он по-другому, более пессимистично, отмечал, что из-за войны с Германией многие его картины не были выставлены в Стокгольме и вот таким образом было мало продаж 3. Зритель стоит на дороге от цвета к символу, впереди, как скажет сам Кандинский, — «отсутствие плоскости и неопределенность расстояний». П. М. Он развил принципы этого искусства и на первый план в цветовой композиции выдвину пятно. В старости она перебралась в шале в горах Швейцарии.
В грядущем «тысячелетнем царстве духовности» именно цвет будет иметь огромное влияние – физическое и психическое, проникать в человеческую душу, вызывая душевную вибрацию, усиливая звук и вкус. В этот момент линия жизни Кандинского резко повернула в сторону и далее до конца оставалась прямой, связанной исключительно с живописью. На московской выставке Ленбаххауза его потрясающие холсты собирают толпы.
Открытие России» 2. В дальнейшем произведения Кандинского с выставки в Осло были представлены в Салоне Стриндберга в Гельсинфорсе (Хельсинки) и в Художественном бюро Н. Е. Все стало неверным, шатким и мягким».
И уже через год женился. Маневича, в 1918 – посмертная Н. И. Круг художников «Синего всадника» сформировался в 1911 году в Мюнхене и наряду с основанной в Дрездене в 1905 группой «Мост» образовал ядро нового направления в искусстве – немецкого экспрессионизма. Скачок Малевича к новому искусству был решительным и резким. Жизнь в искусстве продолжалась долго — около пятидесяти лет. К 1910 году Кандинский написал шестнадцать «импровизаций» и три «композиции».
Но вплоть до «перестройки» этот бесценный дар пылился в запасниках. В том, что в альбоме сфокусированы многие характерные для этого периода образы, можно убедиться, сравнив их с живописными и графическими произведениями этих лет.
Художественное бюро Добычиной организовало выставки «Современной русской живописи», в которых участвовали К. Малевич, Л. Попова, М. Шагал, А. Грищенко, а также персональные выставки художников. Но главные художественные ориентации Кандинского были русские и немецкие.
Композитор считал, что «призвание художника – посылать свет в глубины человеческого сердца», а писатель называл художника тем человеком, «который может нарисовать и написать все». «Дух, ведущий в царство завтрашнего дня, может быть познан только чувством. Мне, ребенку, он часто рисовал.
Переход Кандинского был медленным, но куда более органичным. На дворе 1913 год, работы (2 на 3 метра, 30 эскизов) написаны за четыре дня. С этими картинами и отправился в Москву на выставку «Бубнового валета».