Антонис ван Дейк (22 марта 1599 — 9 декабря 1641) — южнонидерландский (фламандский) живописец и график, мастер придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко. Живописец получал солидное жалование. Художник Питер ван Линт (Pieter van Lint) – фламандский живописец, график и дизайнер гобеленов.
Согласно позднейшей надписи на алтаре, начал его живописец Хуберт Ван Эйк и окончил в 1432 Ян (Хуберт, старший брат Яна, работал в 1420-х гг. Известный фламандский живописец Антонис Ван Дейк должен был написать портрет английской королевы, внешность которой была далека от совершенства.
В них пластика не побеждена цветом и бесконечная, глубокая звучность цвета не переходит в интенсивное, пламенеющее горение. Тогда Амур отправился с Психеей в замок, где появлялся перед ней только ночью и не разрешал на себя смотреть при свете. Приятель живописца кёльнский банкир Эберхард Ябах (его портреты находятся в Эрмитаже) рассказывал, что Ван Дейк работал над несколькими портретами, уделяя каждому заказчику сеанс в день, длившийся не более часа и оставляя исполнение одежды, аксессуаров, фона своим помощникам знаменитые вандейковские руки писались с восковых моделей. Он средоточие всей системы.
Картины, посвящённые жителям Тибетского Нагорья, обращаются и к местной, тибетской мифологии, где яку отведено особое место. На полотне художник рядом с собой изобразил Эндимиона Портера, королевского постельничего, с которым был в приятельских отношениях. Он восседает на радуге, как на престоле.
В 1427 Ян посетел Турне, где был с почётом принят местной гильдией живописцев. Ван Эйк не перечисляет особенностей душевной сферы портретируемого. Многие из предметов, окружающих молодых имеют скрытый смысл: собачка у их ног напоминает о верности (изображения таких же собачек на супружеских надгробиях означали верность, побеждающую смерть) комнатные туфли-о домашнем уюте и в то же время о неразлучности семейной пары апельсины на окне-о радостях супружества метёлка-о чистоте (как о чистоте тела, так и чистоте духа) статуэтка Святой Маргариты, покровительницы рожениц, -о будущем потомстве чётки-о благочестии наконец, круглое выпуклое зеркало-оно висит в глубине картиныкак раз н/соединенными руками молодых людей-символизирует всевидящее око Бога, перед лицом которого они клянутся беречь и поддерживать друг друга. С 1632 Ван Дейк работал в Лондоне придворным художником Карла I исполняя многочисленные портреты короля и представителей английской знати (Карл I на охоте, около 1635, Лувр портрет Ф. Уортона, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
Участникам сцены свойственна представительность, безусловное, не требующее проявлений достоинство. А созерцательность для ван Эйка – не индивидуальное свойство модели. На автопортрете молодого Ван Дейка (конец 1620-х — начало 1630-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) знаменитый художник Фландрии привлекателен изящен, кажется элегантным аристократом. Рентгенограмма показала, что под верхним красочным слоем имеется эскиз знаменитого портрета кардинала Гвидо Бентивольо (Галерея Питти, Флоренция) исполненного на и Дейком в Риме около 1623 года.
Историки назвали его вундеркиндом – художником от природы. В искусстве главой и лидером являлся Питер Пауль Рубенс, творчество которого наравне с творчеством Якоба Йорданса, Франса Снейдерса (1579 – 1657) и, конечно, Ван Дейка и определило путь развития фламандской школы живописи второй половины 17 в. Знакомство с колористическими достижениями венецианской школы сказалось в галерее блестящих парадных портретов генуэзской знати, поражающих великолепием композиции, красотой глубоких тёмных тонов, торжественностью фона и аксессуаров (парные портреты – старого генуэзца и его жены, Картинная гал., Берлин-Далем, маркиза А. Дж.
Один из этапов портретной эволюции творчества Яна ван Эйка – так называемый портрет «Тимофей». Картина написана на сюжет из Евангелия от Матфея. После того, как царю Ироду волхвами было предсказано о рождении в Вифлееме младенца, который станет царём, он принимает решение убить всех детей в возрасте до трёх лет. Между тем славе художника это не мешало: 18октября 1634 года гильдия св. Мастер портретной живописи.
Варьируя выработанные Рубенсом образы и приёмы, Ван Дейк придавал героям своих картин более изящный облик (Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист, 1618, Картинная галерея, Берлин-Далем). Учился с 1609 у X. ван Балена, в 1615-16 имел собственную мастерскую. А. С. Пушкина открыта выставка «Голландский групповой портрет золотого века из собрания Амстердамского музея», на которой экспонируются 10крупноформатных групповых портретов второй половины XVI — конца XVII века, отражающие все основные стилистические и хронологические стадии развития голландской портретной живописи. Живописные открытия Ван Эйка сыграли важную роль в истории мировой живописи.
Бесконечно уходящая панорама торжественно открывается через три арочных пролета. В 1434 году Ян ван Эйк написал портрет, обычно считающийся изображением итальянского купца из Лукки, представителя интересов дома Медичи в Брюгге, Джованни Арнольфини и его жены Иоанны (Лондон, Национальная галерея). Интересен тройной портрет изображающий короля в профиль справа, в три четверти и в фас (1637, Виндзор, Королевское собрание).
В 1615 году Ван Дейк уже имел собственную мастерскую. Картина художника «Портрет жены Маргрет ван Эйк» завершает первый этап нидерландского Ренессанса и свидетельствует о вступлении ван Эйка в новую, характерную уже для 1440-х годов фазу развития искусства Нидерландов. На одном из портретов она сидит в кресле рядом с маленьким сыном, нежным жестом касаясь его руки (Вашингтон, Национальная галерея искусства).
Это одна из последних работ художника. Юный художник смотрит через правое плечо, взгляд его прямой и решительный. Их нагота не просто обозначена, но предъявлена во всей ее очевидности. Антонис с детства тяготел к рисованию и вот таким образом уже в десятилетнем возрасте его отдали на обучение к известному художнику Хендрику ван Балену (1575-1632), который также вошёл в историю как величайший мастер религиозных и мифологических сюжетов. Психея была третьей дочерью в семье смертных людей.
Прижизненная популярность и слава Ван Дейка продолжилась и в следующих поколениях. Это очень много, если учесть, что жизнь художника была короткой. В Италии окончательно установился зрелый стиль ван Дейка.
Более холодны и однообразны, хотя и декоративно эффектны, религиозные и мифические композиции Ван Дейка (Отдых на пути в Египет, конец 20-х гг., Старая пинакотека, Мюнхен). Мартин и нищие» (1620—1621, 1-й вариант— Виндзорский замок, Королевское собрание 2-й вариант— Завентем, церковь Сан Мартен), «Мученичество св. Портретируемый приближен к краю картины, его глаза обращены к нам (хотя все же нельзя сказать, что он смотрит на вас). Там человек сливался с мирозданием в своего рода пейзажном единстве. Коленопреклоненный ван дер Пале господствует в картине.
Ван Дейк создавал к ней рисунки и гризайли и собственноручно исполнил шестнадцать офортов. Ван Дейк также известен и как придворный художник. Ван Дейк создал около 900 живописных полотен. В созданных Ван Эйком погрудных портретных изображениях (обычно в трёхчетвертном развороте), отличающихся строгой простотой и отточенностью средств (Тимофей, 1432, Человек в красном головном уборе, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты Ван Эйк, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге), беспристрастно правдивая и тщательная передача внешних черт человека подчинена зоркому и проницательному раскрытию главных особенностей его характера. Но, словно для восполнения ослабленной цветовой активности, они представлены поющими.
Однако в экспозиции не увидеть ни самого известного произведения этого жанра— «Ночной дозор» Рембрандта, ни работ самого известного голландского (фламандского) портретиста эпохи— сэра Антониса ван Дейка. Работал при дворе короля Якова I и Карла I. Последний посвятил своего портретиста в рыцари и даже пожаловал ему статус королевского художника. И цвет в этих створках меркнет и становится теплее. Стиль ван Эйков часто имитировали, но никогда не могли превзойти. Прозрачную светоносную сцену «Благовещения» сменяет величественный и великолепный ряд фигур.
Это зрелище впечатляло и восхищало художника: молодые красавицы, мчащиеся наперегонки и огромные, могучие яки рядом. Маркиза Паоло Адорно трижды позировала художнику. В марте 2011года в Испании реставраторы подтвердили, что кисти Ван Дейка принадлежит картина «Дева Мария с младенцем и раскаявшиеся грешники», написанная в 1625году для испанского герцога Медины-де-лас-Торрес и последние 200 лет хранившаяся в Королевской академии изящных искусств. Здесь и пейзажная даль и человек и деталь предмета обладают такой подчеркнутой выразительностью, что та, в какой-то мере лишая сцену ее бытовой естественности, делая ее более «натюрмортной», придает ей огромную силу художественного и эмоционального воздействия.
Затем картина была покрыта лаком. Его освещенные солнцем складки синее, чем это возможно для реального цвета. В детских портретах он достиг чрезвычайной нежности, а в полотнах на религиозные сюжеты – глубокой одухотворенности.
Арнольфини с женой в центре небольшой исполненной мягкого света и уюта бюргерской комнаты (1434, Национальная галерея, Лондон). Палаццо Россо, Генуя портрет дамы с девочкой, Музей старинного искусства, Брюссель). Что год назад (когда составлялся рейтинг), что сейчас мы склонны думать, что это разовый сбой, причем случившийся не в 2012-м, как могло бы показаться, а именно в 2008-м, на волне всеобщего ажиотажа на арт-рынке, когда был показан не один малопонятный пиковый результат.
Человек не позирует. Супруги находятся в комнате. Образы жестче и определеннее. И словно для доказательства единства двух этих аспектов жизни – всеобщего, возвышенного и реального, бытового – центральные панели «Благовещения» отводятся виду на далекую перспективу города и изображению трогательной подробности домашнего обихода – умывальника с висящим подле него полотенцем. Так этот сюжет и оказался на его картинах.
В «Мадонне ван дер Пале» художник превратил донатора в едва ли не главное лицо композиции. Образ Джованни трактован схоже с портретами Тимофея и человека в тюрбане.
Слева возвышается кровать под пологом-символь супружества. Позднее искусствовед Панофский утверждал, что зритель видит не бракосочетание, а помолвку и отмечал, что при таком толковании картины надпись становится уместной – так художник подчеркнул свое свидетельство на церемонии. Зимой 1641года у четы Ван Дейк родилась дочь. Антонис ван Дейк – великий фламандский (нидерландский) художник. Однако во второй половине 1620-го Ван Дейк все же отбыл в Англию.
С конца 1621 Ван Дейк жил в Италии (главным образом в Генуе), где выработал характерный для себя тип парадного аристократического портрета, в котором важную роль играют поза, осанка, взгляд и жест человека (портрет кардинала Г. Бентивольо, около 1623, Палаццо Питти, Флоренция). Новобрачные, соединив руки, клянутся хранить верность друг другу, причём жених подтверждает святость договора жестом обращённой к небесам руки. Иосиф вместе с Марией и младенцем отправились в путь. Религиозная символика претворена в нём в конкретные, жизненно убедительные и осязаемые образы. Снейдерс находится на террасе с пышным пурпурным занавесом и пейзажем на дальнем плане.
Во время одного из своих путешествий на материк (после смерти Рубенса в 1640-м году Ван Дейк на некоторое время приезжал в Антверпен, затем съездил в Париж, где хотел получить заказ на оформление Большой галереи Лувра и т. д. ) он сильно заболел и 9декабря 1641года (через 8 дней после рождения дочери) умер в своем доме в Лондоне. Возможно, картина была заказана художнику, чтобы увековечить этот счастливый союз и, подобно свидетелю на брачной церемонии, он подписался на дальней стене: Johannes de Eyk fuit hic (Ян ван Эйк был здесь). Около 1618-20 работал помощником П. П. Рубенса.
Надо всем высится фигура Судьи-Христа. На многих портретах это своеобразное разделение труда видно невооруженным глазом. Он писал в основном портреты короля, членов его семьи, детей (к слову, художник одним из первых отошел от традиции писать детей в пропорциях взрослого человека, только размером поменьше), а также некоторых придворных и представителей английской знати, хотя позировать великому Ван Дейку, любимцу короля, стремилось все английское высшее общество. За свою жизнь он написал сотни портретов людей. И лицо его, мясистое и обрюзгшее, абсолютно преобразилось, одухотворенное мыслью.
На смену юным, похожим не на матерей, а на старших сестер мадоннам прежних лет пришла другая – величественная, спокойно занимающая главную часть картины. Фигуры четырех участников сцены (Мадонна, святой Домициан, святой Георгий и донатор Пале) приобрели повышенную материальную массивность. Животным отводилось своё, особое место в этом мире, где они вовсе не были ущемлены. Ван Эйк одним из первых освоил пластические и выразительные возможности масляной живописи используя тонкие прозрачные слои краски, положенные один поверх другого (так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма). Картина «Благовещение» написана живописцем Яном ван Эйком в период расцвета его таланта. Один из ранних исполненный с блестящим мастерством, подчеркнуто параден.
Но он словно подчиняется своей модели, он пишет ее в отвечающем ей «характере» и живописная манера поражает несвойственной ван Эйку, но так отвечающей существу Арнольфини холодной и блестящей уверенностью. Иначе эта картина называется «Портрет молодого человека». Полагая главным в искусстве (и кстати, в своем творчестве тоже) масштабные алтарные полотна, Ван Дейк тогда не считал себя портретистом, хотя именно в этом качестве обрел известность, стал получать самостоятельные заказы и даже совершил первую поездку за пределы своей страны.
В 1626–1633 годах он создал одну из самых масштабных своих серий— «Иконографию»— сборник портретов выдающихся современников, выполненных в технике офорта. Цветовая гамма этого яруса кажется плотной, тяжелой. уроженец городка Маасэйк в Северных Нидерландах. А в 18 стал сотрудничал с Питером Рубенсом.
Чести позировать Ван Дейку добивается все высшее общество. Мастер ценил этот живой контакт между зрителем и моделью и часто его использовал. Иосиф отправился на поиски приюта, оставив Марию с ребенком под деревом. Жизнь Ван Дейка в Лондоне почти также роскошна, как и у его вельможных заказчиков. Получил блестящее образование. Антонис Ван Дейк родился в зажиточной семье антверпенского купца (в современной Бельгии).
Те же представления руководили ван Дейком, когда он задумал издать упомянутую выше серию «Иконография». Дерево наклонилось, чтобы создать больше тени. Годом позже на том же Sothebys работа «Два этюда мужчины с бородой» была продана за 7250500долларов, также выше верхнего эстимейта в 5–7миллионов долларов.
В 1618 году 19-летний Антонис вступил в Гильдию живописцев св. Он, безусловно идеализирует себя. Дух непринужденности и рафинированной простоты характеризует общее впечатление. Этому воспротивилась его мать Венера. И только очень большие мастера портрета завоевали в истории искусства свое место.
«Семейный портрет» из Эрмитажа (1621) с компактной композицией, нарядным сочетанием черных, белых, красных и золотистых тонов принадлежит к числу самых известных. Ван Эйк создал первый в европейской живописи парный портрет изобразив купца Дж. Интересно, что, хотя авторство «Иконографии» неоспоримо принадлежит Ван Дейку, сегодня никто не может утверждать наверняка, к каким именно из этих работ приложил свою руку художник, а какие были выполнены кем-то из последователей Ван Дейка для пополнения серии. Он устремляет в пространство свой взгляд и его устойчивый жест лишен случайности.
Детали и целое находятся в органичной взаимосвязи: архитектурные детали, предметы обстановки, цветущие растения, драгоценные камни и ткани, украшающие одежду богоматери и поклоняющихся ей фигур, как бы воплощают в себе частицу бесконечной красоты мироздания исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в Мадонне канцлера Ролена воспринимается как собирательный гармоничный образ Вселенной. Центральная ч. алтаря посвящена теме Страшного суда. Они подчинены особым закономерностям.
Во всяком случае, в 1436 году мастер создал алтарную композицию, во многом отличную от его прежних работ, – «Мадонну каноника ван дер Пале» (Брюгге, Музей). Он загорается глубоким цветовым сиянием. Нарастание определенности образов (Ролен – один из самых жестких образов ван Эйка) и сознательное подчеркивание единства человека с мирозданием свидетельствуют о том, что (как и в портрете четы Арнольфини) художник стоит перед необходимостью дальнейшего развития или видоизменения своей системы живописи. В сочетании с пространственностью «Поклонения» цвет одежд бога-отца пламенеет еще глубже. Ритмы и формы здесь укрупнились, стали тяжелее и размереннее.
В январе 2012 года картина была вновь выставлена на торги. В этот период наивысшего творческого расцвета ему удалось наиболее органично соединить в парадных портретах индивидуальную психологическую характеристику с торжественной представительностью образа (портрет Марии Луизы де Тассис, Галерея Лихтенштейн, Вена), а в интимных портретах (П.
Над ее головой мальчик-негритенок держит красный зонтик (1623, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 года в большой семье (он был 7-м из 12 детей) успешного антверпенского торговца тканями Франса ван Дейка и его жены Марии Кайперс (Купере). Но, прибегая к столь лаконичным средствам, ван День достигает впечатления исключительного красочного богатства. В молчании или с пением они окружают священного агнца – символ жертвенной миссии Христа. Джованни Арнольфини держит за руку Иоанну (или Джованны) Ченани, свою юную невесту.
Несколько дней, художник мучительно старался привыкнуть к новым условиям. Следующими представлены ангелы. Они как младшие сестры Марии. Ян отправился в составе герцогского посольства в Испанию, а затем в Португалию.
В то же время ван Дейк создал остро выразительные образы людей высокого интеллекта и творческой одарённости (портрет скульптора Ф. Дюкенуа, ок. Собственно, картина «Мадонна каноника ван дер Пале» написана по заказу каноника Георга ван дер Пале. Художник старательно избегает ограниченности пространства. В Xvв. Возможно, первые уроки живописи юный Антонис, в самом раннем возрасте проявивший склонность к искусству, получил именно от нее. Он не созерцает, а размышляет.
В то же время, с помощью уникальной техники исполнения работ, он доводит до совершенства тип парадного портрета барокко, в котором главную роль играют осанка и жест человека (Портрет кардинала Г. Бентиволе). Она является для него скорее качеством, определяющим место человека в мире (как для итальянских портретных изображений таким качеством была способность к действию, к активному проявлению своей внутренней энергии). Исключительная внешняя строгость и простота отличают его. Присущая зрелому искусству ван Дейка образная и живописная утонченность своего апогея достигла в исполненном им уже по возвращении в Антверпен «Автопортрете», лучшем среди известных нам автопортретов художника.
Но самоценная значительность образа сочетается в них с некоторым прозаизмом трактовки. XVI в. Жизнь его нельзя назвать простой – непохожий на свою семью, где испокон веков все были либо антикварами, либо состояли на духовной службе, Ван Гог стремился найти своё место в жизни и вряд ли в том преуспел.
Развивая и обогащая достижения своих предшественников (Р. В творчестве Ван Эйка портрет выделился в самостоятельный жанр. Портретные образы художника отражают глубокое осознание достоинства и ценности человеческой личности.
И все пространство комнаты освобождает, наполняет светом. А. С. В истории европейской живописи XVII века Ван Дейк — баловень судьбы, которому всегда сопутствовала удача и шумная слава. Картина «Мадонна канцлера Николя Ролена» (Музей Лувр, Париж) создана Яном ван Эйком в 1435 году.
Более сдержанна и жизненно убедительна картина Святой Мартин и нищий (ок. Нетрудно увидеть в Гентском алтаре принципы миниатюр 20-х годов 15 века, но в полиптихе они возведены в законченную художественную, мировоззренческую систему. И каждая подчинена радостной, торжествующей иерархии, во главе которой – Бог.
И в этой перестановке акцента с обращенности человека в мир на его погруженность в себя – предварение последующих тенденций нидерландского искусства. Они материальнее, они не сплавлены с фоном. Мы видим, как розовеет кожа на коленях и кистях рук Адама, как круглятся формы Евы. Обогащенный итальянскими впечатлениями, Ван Дейк возвращается в Антверпен и в отсутствии Рубенса, занятого дипломатической деятельностью, практически становится первым художником Фландрии. Ван Дейк создает блестящие портреты, в которых надменные старцы, благородные кавалеры, стройные женщины, в тяжелых, богатых платьях с длинными шлейфами изображены в полный рост на фоне пурпурных гравирований и массивных колонн роскошных генуэзских дворцов (Маркиза Улена Гримальди, Паола Адорно, маркиза Бринеле Салли, Паола Адорно с сыном, Конный портрет Антонио Джулио Бринеле Салли, Маркиза Бальбиани, Семейство Ломеллини, Старый сенатор). На основании надписи на старинной гравюре портрет этот долгое время считался изображением антверпенского врача Лазаря Махаркейзюса (1571-1647). Напротив, «Благовещение» представляется более отстраненным, его колорит светел, а пространство не замкнуто.
Внимательный анализ алтаря позволил различить в нем работу обоих братьев – Губерта и Яна. Так, в своем портрете леди Дигби олицетворяет Благоразумие (Виндзор, Королевское собрание). Но и здесь подчёркнуто благородство художника – на его кисть надета перчатка. Король стоит в изящно небрежной позе, рядом слуга держит породистого коня (1635, Париж, Лувр). Нижний ярус представляет другой, чем в верхнем, аспект реальности, однако оба они составляют единство.
Одно из них – принести стеклянную шкатулку из подземного царства. Он создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: «Коронование терновым венцом» (1621, 1-й берлинский вариант— не сохранился 2-й— Мадрид, Прадо) «Поцелуй Иуды» (ок. Кстати, Ван Дейк был настолько популярным, что позировать для его портретов считалось честью.
Это грандиозное, многочастное сооружение, размером 3, 435 на 4, 435 метра. Ян уделяет больше внимания человеку, чем Губерт. Такого рода декоративные детали более свободно представлены в поколенном портрете Франса Снейдерса (Нью-Йорк, Коллекция Фрик) известного фламандского живописца, работавшего с Рубенсом. Себастьяна» (1624—1625, Мюнхен, Старая Пинакотека).
Изображенные художником лица становятся конкретнее, характернее. Его отец был богатым купцом и потому художник с детства тяготел к роскоши и богатству. Тициан был одним из любимых мастеров. Но чем глубже «река времен топит в пропасти забвенья» имена и дела моделей, тем труднее и портретисту не потеряться в истории искусства, тогда как пейзаж или натюрморт не старятся, а, как хорошее вино, со временем обретают новые качества, пробуждая у новых и новых поколений зрителей интерес к своим авторам.
По словам Роже де Пиля, французского теоретика искусства и младшего современника Ван Дейка, тот «создал невероятное количество портретов, над которыми первое время трудился с большим тщанием, но мало-помалу стал торопиться и писать наспех». Работал в Лилле и Генте, купил дом в Брюгге, где и жил до самой смерти. Вот так, с исключительной скоростью он работал над многими портретами. Взгляд Тимофея устанавливает определенное соотношение между ним и внешним миром. Но напрасно гадать о ее конкретном содержании. Он пишет множество портретов короля, королевы Генриетты Марии, королевских детей.
Изучение колористических достижений венецианской школы проявилось в созданной Ван Дейком галерее портретов генуэзской знати исполненных парадного великолепия (парный портрет старого генуэзца и его жены, Картинная галерея, Берлин-Далем). Каждая фигура Это как бы извлечение, концентрация реальности. 1623, Эрмитаж, Ленинград). 1460, Нью-Йорк, музей Метрополитен Рыцарь ордена Золотого руна, ок. В шестнадцатилетнем возрасте юноша уже имел свою мастерскую.
Он совершил две поездки в Париж. Смерть в 1441 году прервала его дальнейшую деятельность. Общее состояние при такого рода восприятии одно – своего рода задумчивая печаль.
За это время он создал свыше четырехсот полотен, в том числе 35 портретов короля Карла (Портрет Карла верхом, Карл на охоте, Карл в трех ракурсах), 20 портретов королевы Генриетты-Марии и их детей. Такой обряд, совершаемый в присутствии свидетелей, мог заменить церковное венчание браки, заключённые подобным образом, признавались вполне законными. Этот ярус обладает свойствами панорамности. Ван Дейк написал двадцать портретов английской королевы.
В конце 1920-х Ван Дейк начинает предпочитать парадный ростовой или поколенный портрет всем остальным портретным жанрам (до Италии он писал в основном погрудные, поясные и часто камерные портреты). Замкнулась перспектива «Мадонны канцлера Ролена», закрылось окно дрезденского триптиха. Но с этой работой связана очень интересная история. Вдовствующая испанская наместница Изабелла назначает его своим придворным живописцем. Идеализация заметно коснулась женских портретов и в первую очередь образа Генриетты Марии. Он не столько стоит, сколько предстоит. При жизни художнику-портретисту легче обрести славу, а вместе с ней— достаток и положение представителям иных жанров добиться признания куда труднее.
Ван Дейк— один из них. В целом в Италии Ван Дейк написал свыше ста полотен. Поездка вышла на редкость удачной— с конца 1620до начала 1621 года, когда он вернулся на материк, Ван Дейк успел поработать для Хауэрда, многих представителей английской знати (в том числе герцога Букингемского) и даже для короля Якова I, купившего в свою коллекцию одну из его картин.
Больше шести лет понадобилось мастеру кисти для изучения итальянского искусства. Он запечатлен, должно быть, в момент спора. Вплоть до последнего времени картина считалась копией. Парадный портрет имеет особые функции: он не ставит целью отобразить личность модели (вообще, эмоциональная составляющая начнет интересовать художников гораздо позже— ближе к XIX веку), прежде всего такой портрет призван показать социальный статус человека и его роль в обществе. В эти дни в ГМИИ им. Если в портретах Тимофея и человека в красном тюрбане образ портретируемых являлся лишь частью более общего образа (образа человека как части мироздания), то здесь создание индивидуального образа исчерпывает замысел художника.
Лихтенштейн, Вена), а в интимных портретах (живописца П. Снайерса, Старая пинакотека, Мюнхен серия офортов "Иконография") раскрыть богатство духовной жизни своих современников. «Портрет девочки с веером», «Этюд головы старика» и «Портрет Оливии Портер» вновь обрели автора благодаря стараниям британского специалиста по живописи Старых Мастеров Филипа Маулда известного своими открытиями в области атрибуции произведений изобразительного искусства. Всем им придётся взойти на огромные весы, которые держит в руке архангел Михаил. Белая лилия и огненный меч исходящие из Его уст.
Арочные пролеты не открывают ни далеких просторов, ни сложных архитектурных аспектов. Вместе с тем автопортрет Ван Дейка — своего рода идеал творческой натуры. Сначала он вроде как не прочь был продолжить семейную традицию, но уверовав, что торгаши губят искусство, сделал так, чтобы его уволили.
В закрытом виде Гентский алтарь являет собой двухъярусную композицию, нижний ярус которой занимают изображения статуй двух Иоаннов – Крестителя и Евангелиста, по сторонам от которых находятся коленопреклоненные заказчики – Иодокус Вейд и Елизавета Бурлют верхний ярус отведен сцене «Благовещения», которая венчается фигурами сивилл и пророков, завершающих композицию. Пушкина). Ван Эйк явился одним из первых в Европе крупных мастеров портретной живописи. Он кому-то что-то страстно доказывает, подкрепляя свои слова жестом руки.
Сегодня его работы (в основном портреты, но не исключительно) находятся в постоянной экспозиции крупнейших музейных собраний мира— от Государственного Эрмитажа до нью-йоркского Метрополитена. От четырехлетнего путешествия потомкам остался Итальянский альбом Ван Дейка. Он пишет заказчиков в элегантных, непринужденных позах (которые, к слову, часто заимствует с картин Тициана), уделяет большое внимание горделивой осанке, облагораживает внешность моделей, часто вне зависимости от того, обладали ли они на самом деле этой рафинированной утонченностью, наделяет их полезными для создания заданного образа аксессуарами. Ван Дейк Антонис (van Dyck) (1599-1641), фламандский художник.
В 1425 Ян поступил на службу к герцогу Бургундскому-Филиппу III Доброму. Ван Дейк добавляет героям своих картин, более утонченный вид. И тем сильнее и материальнее явление Адама и Евы. Это были годы настоящего взлета его искусства. Картина написана художником в 1432 году маслом по доске. Написана в Лондоне. Сюжет для картины взят из «Метаморфоз» Апулея. Существует поверье, пришедшее из глубины веков: если молодая девушка (важно, чтобы она была девственницей) самостоятельно вырастит яка, постоянно находясь рядом с ним и заботясь о нём, то, когда ей исполнится восемнадцать лет як откроет ей тайны мироздания.
Заказов так много, что художник, работавший исключительно быстро и много, вынужден обзавестись помощниками. Ван Дейк работал в мастерской Рубенса и многому научился именно у этого живописца. Этот сенсационный результат остается непревзойденным и по сей день. А если их дружба станет долгой, то даже научит летать.
Годы, проведенные Ван Дейком в Англии, были наполнены огромным трудом. Карл I, тонкий ценитель искусства, назначает его главным королевским художником, дарует ему дворянское достоинство и золотую цепь рыцаря. Антонис ван Дейк вошёл в историю живописи, как непревзойденный мастер портрета, художник религиозных и мифологических картин. В алтарной работе «Мадонна канцлера Ролена» метод художника приобретает большую усложненность.
Среди этих эффектных многофигурных композиций привлекает тонким лиризмом «Отдых на пути в Египет» (1630, Мюнхен, Старая пинакотека). За это время он успел посетить Геную (где пробыл большую часть времени), Рим, Венецию, Милан, Мантую, Палермо, Турин, Болонью и Флоренцию, внимательно изучая и копируя работы итальянских мастеров в свой альбом набросков. В неоконченной «Святой Варваре» (1437 Антверпен, Музей) оно заметно в трактовке второго и третьего планов, где обстоятельно изображено возведение храма, а далекие холмы получают ясное и упорядоченное решение.
Известно, что Ван Дейк лично сделал лишь 16работ (в 1627 году он был вынужден срочно вернуться из Генуи домой, в Антверпен), остальные делались по его предварительным эскизам. Весы определят их посмертную судьбу: либо вечное блаженство, либо вечные муки. Это благословение, но и утверждение высшей необходимости.
Джованни стоит с почти молитвенной сосредоточенностью. В конце 1620 – начале 1621 работал при дворе английского короля Якова I. В этот период (Семейный портрет, 1621, ГЭ) определились стремление Ван Дейка к интимности и одухотворённости образов, внимание к особенностям эмоционального и интеллектуального склада человека. Одновременно Ван Дейк создавал психологически выразительные образы людей высокого интеллекта и творческой одарённости (портрет скульптора Ф. Дюкенуа, около 1622, Музей старинного искусства, Брюссель). 1618—1620, 1-й вариант— Мадрид, Прадо 2-й— Минеаполис, Институт искусств) «Несение креста» (ок. Многостворчатый алтарь первоначально предназначался для боковой капеллы Иоанна Крестителя в Сен-Баво в Генте.
Но его активность и одновременно плотность – особые. 1617—1618, Антверпен, Синт-Паулускерк) «Св. Это в полной мере отразилось на его живописи. Для ван Дейка, как и для Рубенса. В мастерской Рогира работало много учеников, которые копировали его работы.
Они стоят в рост, выпуклые реальные. Начавший работу Губерт умер в 1426 г., алтарь же был закончен в 1432 г. Яном, который исполнил панели, составляющие внешнюю сторону алтаря и в большой степени- внутренние стороны боковых створок (впрочем, рука Яна различима и в ряде сцен, написанных Губертом, а общая цельность полиптиха свидетельствует о руководящей роли старшего брата). Одной из ранних работ ван Эйка, датированной примерно 1425 годом, стала «Мадонна в церкви». Воплощенные в Гентском алтаре принципы проявились не во всех изображениях в равной мере. Известно, что Франс ван Дейк в молодости занимался искусством (гильдия живописцев была одной из самых уважаемых в Антверпене), а к моменту рождения Антониса поддерживал дружеские отношения со многими голландскими мастерами. При всей своей значительности канцлер Ролен (в вышеупомянутом алтаре) не является основным героем.
1620—1621, Виндзор, Королевское собрание). Преодолев длинный переход, святое семейство остановилось на отдых. В это же время он стал писать картины совместно с Питером Паулем Рубенсом (1577-1640).
1622, Музей старинного искусства, Брюссель мужской портрет, ок. Гентский полиптих братьев ван Эйк (Собор святого Бавона, Гент) – центральное произведение искусства северного Ренессанса. Портрет— жанр особенный. По праздничным дням створки раздвигались.
Мать будущего художника увлекалась вышивкой и вышивала даже масштабные исторические сцены с «таким поразительным умением, что мастера этой профессии считали их шедеврами». К сожалению, художнику так и не удалось в полной мере насладиться семейной жизнью, достатком (он был богаче многих своих утонченно-аристократических моделей) и даже радостями отцовства. Их заменяет длительная, вневременная созерцательность. Цвет и здесь поднимает изображение на некую высшую ступень.
Ван Дейку удалось сохранить здесь всю свежесть непосредственного наброска, эскиза и потому созданному им образу хочется верить. Ян ван Эйк в картине «Мадонна каноника ван дер Пале» сумел создать явное господство духа невозмутимой и статической уравновешенности. Не очень большая (0, 66x0, 62 м), она кажется больше своих реальных размеров. Бриньоле-Сале и его жены Паолины Адорно, Гал.
Это был период наивысшего творческого расцвета художника. Но мастер приопустил его взгляд – и он уже не уходит в пространство. В это же время от работы в мастерской его все чаще стали отвлекать заказы на портреты. Символизируют соотвественно Божественное милосердие и правосудие. В картине ван Эйка – портрете мужчины в тюрбане исполненном в 1433 году (Лондон, Национальная галерея), выражение лица становится более активным.
Его картины попадали в собрания самых известных коллекционеров, а затем— крупнейших музеев. Значит, художник (видимо, близкий друг семьи Арнольфини) присутствовал при совершении брачной церемонии и, может быть написал эту картину именно д/того, чтобы она служила своеобразным документом, подтверждающим законность брака. Искусство Ван Дейка стоит у истоков национальной портретной школы Англии XVIII века.
Живой взгляд, направленный в сторону невидимого собеседника, порывистая поза, подвижные пальцы – все позволяет художнику выявить внутреннее существо человека, его темперамент, подчеркнуть его духовную значимость. В Генуе, Риме, Венеции, Милане художник писал портреты своих современников. Внутреннее оживление, душевный подъем угадываются в образе прелестной юной маркизы Бальби (1622—1623, Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Портреты делились на три группы: монархи и полководцы (изначально планировалось 16портретов), государственные деятели и философы (12портретов), художники и коллекционеры (52портрета). В картине «Мадонна у фонтана» (1439 Антверпен, Музей) оно видно в желании нейтрализовать активность перспективного построения фона (при помощи фигурок ангелов, держащих занавес и цветов) и сосредоточить внимание на образе человека.
Алтарь становится вдвое больше (благодаря раскрытым створкам), он обретает широкую и торжественную многозвучность. В последние годы жизни он был охвачен честолюбивыми проектами крупномасштабных декоративных работ (цикл шпалер для дворца Уайтхолл в Лондоне, завершение после смерти Рубенса больших исторических картин для испанского короля, росписи главной галереи Лувра). Модель «Мужского портрета» неизвестна.
Вершина творчества Ван Эйка – монументальные алтарные композиции (Мадонна канцлера Ролена, около 1436, Лувр Мадонна каноника ван дер Пале, 1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Реализация этих новых тенденций произошла около 1436 года. С тех пор, Ван Игуан посещал Тибетское Нагорье несколько раз. Алтарь предназначался д/капеллы госпиталя, основанного канцлером в бургундском городке Боне. Через год после смерти Ван Дейка в Англии началась гражданская война.
Все работы Яна ван Эйка после 1436 несут в себе отзвук пафоса объективности, который в такой резкой форме проявился в картине «Мадонна каноника ван дер Пале». Ян де Леув смотрит не в мир, а на нас. Увлечение искусством Тициана сказалось и на втором «Мужском портрете» (предположительно – лионского банкира Марка Антуана Люманя), принадлежащем Эрмитажу. Его работы отмечены строгой простотой, сердечностью, духовной близостью.
В 1618 году был принят в гильдию живописцев Святого Луки. Бархатное облачение святого Домициана обретает невероятную цветовую звучность.
К работам такого рода в собрании Эрмитажа принадлежат два мужских портрета. Третий результат Ван Дейка— 2, 85 миллиона долларов за «Погрудное изображение апостола Петра» на Sothebys в 2002 году. В портрете нет никаких ярких красок использованы только контрасты черного и белого. Родился 22 марта 1599 года в Антверпене. Снайерса, Старая пинакотека, Мюнхен) раскрыть богатство духовного мира современников.
Вероятно, в 2008-м покупатель просто сильно увлекся. Там он работал над портретом вице-короля (1624), а также выполнил большую алтарную картину «Заступничество Святой Розалии за Палермо во время чумы» для палермской церкви Ораторио дель Розарио (1624–1627)— самую крупную свою работу религиозной тематики в итальянский период. (Портрет Франческо дЭсте, ок.
Но Ян ван Эйк пошел еще дальше. При сравнении процессии на внутренней стороне боковых створок со сценой поклонения агнцу можно заметить, что в работе Яна фигуры сгруппированы свободнее. Появляются ранее чуждые мастеру аллегорические ассоциации и символические намеки. Они уже не боятся заслонить пейзаж или замкнуть собой перспективу.
Так, в декабре 2009года последний автопортрет Ван Дейка, написанный им в 1640году, всего за год до смерти, ушел на лондонских торгах аукционного дома Sothebys за 8, 3миллиона фунтов (13, 6миллиона долларов), превысив верхний эстимейт более чем в 2раза и поставив рекорд открытых продаж произведений художника. Но групповой портрет построен на противопоставлении: простой буржуа, добившийся высокого дворянского титула (Эндимион Портер) изображён как простоватый человек, на лице которого не прослеживаются черты врождённого благородства. Себя же художник изобразил в непринуждённой изящной позе, в трёхчетвертном повороте, позволяющем увидеть красивую форму головы, тонкие черты лица. Но ван Дейк отдал должное и приятельским отношениям: их левые руки символически лежат на камне. Таких объективных портретов ван Эйк еще не создавал. А летом того же года в лондонской компании Philip Mould Fine Paintings на выставке «Обретенный Ван Дейк» экспонировалось сразу три портрета кисти Ван Дейка, ранее считавшиеся произведениями либо «неизвестного автора XVII века», либо последователя художника. В своих религиозных композициях, персонажи которых изображены в интерьерах с открывающимися видами на природу или же на условных фонах, Рогир ван дер Вейден сосредоточивает внимание на изображениях первого плана, не придавая большого значения точной передаче глубины пространства и бытовых деталей обстановки.
И сочетаясь с красным – одеяния Марии – и белым – каноника, – они образуют мощный сияющий аккорд. Банкир Еберхард Ябах, который был приятелем Ван Дейка и неоднократно служил ему моделью, рассказал, как обычно действовал художник: художник назначал модели день и время сеанса и никогда не работал больше часа над одним портретом. Алтарь, созданный Рогиром ван дер Вейденом около 1443, был заказан канцлером Николасом Роленом (д/которого Ян ван Эйк написал «Мадонну»). Рогир ввел в нидерландское искусство новую форму портрета (портрет-диптих, где портретируемый молитвенно обращен к Мадонне или к своему святому покровителю), которая получила в дальнейшем значительное развитие.
Амур влюбился в Психею и решил взять ее в жены. Этот свет в еще большей мере, чем в «Мадонне в церкви» имеет двоякую природу – он вносит начало возвышенное, но он же поэтизирует чистый уют обычной бытовой обстановки. Его лицо серьезно. Формально на 3-м месте в списке самых дорогих работ должна была бы стоять картина «Вздыбившийся жеребец», в 2008 году проданная на Christies более чем за 6миллионов долларов, втрое выше эстимейта. Однако настоящим его призванием стало искусство портрета. Свиту составляют любимцы: миловидный карлик и сидящая на его плече обезьянка (1633, Вашингтон, Национальная галерея искусства).
Братья Ян и Хуберт ван Эйк в современном им искусстве занимают исключительное место. По его завещанию он был похоронен в лондонском соборе Святого Павла. ВАН ДЕЙК, АНТОНИС (1599 – 1641) – знаменитый фламандский художник, мастер портрета, мифологической, религиозной картины, офорта. Надпись над зеркалом гласит: «Ян ван Эйк был здесь».
Психологическая направленность в обоих случаях одна, но ее тональность, ее эмоциональная окрашенность – разная. По словам известного исследователя Э. Гомбриха, король «является таким, каким он хотел жить в истории: образ непревзойденной элегантности, неоспоримого авторитета и высшей культуры, покровителя искусства, защитника божественного права королевской власти». Но они не были одиноки.