Antonio Tempesta, 1555—1630) — итальянский живописец и гравёр, ученик сперва Санти-ди-Тити, а потом И. Страдануса, вскоре пр.
Для разрешения спора художник был вынужден обратиться к императрице, которая повелела показать достоверное событие, что и было выполнено, несмотря на неудовольствие генерала Наполеона. Духом патетической героики овеяны изображения Наполеона в ранних работах Гро и ряд его батальных картин (Битва при Назарете, 1801 г., Музей изящных искусств, Нант Наполеон в госпитале чумных в Яффе, 1803-1804 гг., Битва при Эйлау, 1808 г., – обе в Лувре, Париж), которые поражали современников жизненной выразительностью. После неудач французской армии в Италии в 1799 году Гро возвратился во Францию.
Духом героики пронизаны ранние работы Гро. Жена генерала Жозефина обратила внимание на портреты, написанные офицером. Учился в Париже у Ж. Л. Можно сказать, что лучшими в цикле батальных картин Гро являются «Зачумленные в Яффе» (1804, Лувр) и «Битва при Эйлау» (1808, Лувр). Потерпев в салонах 1831 и 1833 годов сильное поражение, он попробовал еще раз бороться и выставил в Салоне 1835 года картину "Геркулес и Диомед", но также безуспешно.
Вслед затем им были написаны: "Абукирское сражение", "Сражение при Эцлау", "Взятие Мадрида", "Пирамиды", "Ваграм". В конечном итоге героический поступок Наполеона привел к победе французов. Вместе с его смертью рухнула и иллюзия того, что он был единственным «правым» на фоне общего упадка артистических нравов – он сам понял анахронизм своего искусства и справедливость жесткой и издевательской критики его последней картины «Геркулес и Диомед» (Тулуза, Музей изящных искусств), выставленной в Салоне 1835. Он писал множество работ с Бонапартом. Он изображён равнодушным к болезни, пытаясь дотянуться до одного из больных. Через некоторое время художник принял участие в конкурсе на создание картины «Сражение при Назарете», посвященной победе генерала Жюно, одержанной им 8 апреля 1799 года. Картина «Наполеон на Аркольском мосту» принесла художнику успех.
В некоторых он идеализировал Наполеона, другие отличались исторической достоверно-стью. Наполеон здесь изображен обходящим поле битвы после сражения. В Париже Гро создал несколько произведений на сюжеты, взятые из античной истории.
Позднее он говорил своему ученику: «Вы оживили мои статуи». С творчеством Гро связаны отход от принципов классицизма и начало эпохи романтизма во французской живописи. Возвращение династии Бурбонов, которая была забыта в проекте этого плафона изменило его. Художнику было приказано заменить фигуру Наполеона фигурой Людовика XVIII. В 1793—1801 работал в Италии, затем в Париже.
Гро был учеником вышеупомянутого Давида. В борьбе «романтиков» и классицистов, термин «романтический», не имеющий ясной интерпретации, обозначал, по крайней мере отход от «греческого» и «римского» в сторону большей правдивости. В ряде работ отдал дань восхвалению Наполеона-императора (Наполеон в госпитале чумных в Яффе, 1803-04, Лувр). Людовика и самого Наполеона. Однако его главные работы отмечаны романтизмом совсем другого рода.
Вот таким вот неспешным путем Антуан-Жан Гро стал императорским художником батального жанра. Среди наиболее удачных работ можно отметить следующие: «Бонапарт посещает зачумленных в Яффе, 11 марта 1799» (1804, Лувр, Париж), «Битва при Абукире» (1806, Музей, Версаль), «Наполеон на поле битвы при Эйлау» (1808, Лувр, Париж). Французский художник.
Учился в Париже – у своего отца, художника-миниатюриста Жана Антуана Гро (1732-86) у Ж. Л. Давида (с1785) и в Королевской академии живописи и скульптуры (1787-92). После картины «Битва при Назарете» Гро оказался за пределами классической традиции. Гро (Gros) Антуан (16. 3. 1771, Париж, — 26. 6. 1835, там же), французский художник.
С наступлением в 1815 периода Реставрации героические мотивы уходят из творчества мастера. Гро Антуан Жан (Gros) (1771-1835), французский художник. Сын художника-миниатюриста. В 1808 Гро создал одну из самых известных своих работ – Битва при Эйлау (1808).
Лишь благодаря картине «Чумные в Яффе» (Париж, Лувр), выставленной в Салоне 1804, Гро становится знаменитым художником эпохи и крупнейшим мастером колорита. Его раннее увлечение Рубенсом проявилось в картине «Антиох и Елеазар» (Сен-Ло. Однако ему удалось завершить лишь многочисленные портреты представителей генуэзского общества, таких как «Мадам Пастёр» (Париж, Лувр), жены французского банкира в Генуе. Тем не менее, его рисунки и картины, по энергии штриха, цвета, движению («Александр Македонский, укрощающий Буцефала», Париж, частное собрание) отмечены романтическим темпераментом, «неистовство» которого в «Битве при Абукире» подверглось критике современников. Родина Гро – Франция, Париж. Посвящает себя искусству целиком и полностью после ранней кончины отца.
Романтизм Гро. Картину заказали в качестве антикризисной меры, когда известие о его действиях начало распространятся. В «Зачумленных в Яффе» фигуры, находящиеся в тени на первом плане, поражают естественностью и глубоко запечатленным страданием: слипшиеся пряди волос, синевато-коричневые губы, набухшие веки, землистая бледность лиц -- все это передано сильно и смело. В его более поздних произведениях – Сдача Мадрида (1809), Наполеон перед пирамидами и Битва при Прейсиш – Эйлау – заметно снижение пафоса, отказ от оригинальных композиционных решений и даже снижение качества живописного исполнения.
В 1802-1803 Гро получает заказ на серию официальных портретов «Первого Консула» (наиболее известный вариант – Париж, музей Почетного легиона). Этой картиной он начал свою карьеру как успешный художник. Кроме того, он исполнил серию конных портретов («Портрет Мюрата», Салон 1812, Париж, Лувр). Гро поступил к Давиду в четырнадцать лет и быстро добился успеха.
Духом патетической героики овеяны изображения Наполеона в ранних работах Г. и ряд его батальных картин ("Битва при Назарете", 1801, Музей изящных искусств, Нант "Наполеон в госпитале чумных в Яффе", 1803—04, "Битва при Эйлау", 1808, — обе в Лувре, Париж), которые поражали современников жизненной выразительностью. Во время похода мастер создал множество произведений.
Свою творческую деятельность Гро начинает во Франции, продолжая ее в Италии. Одной из первых картин исполненных Гро по возвращении в Париж, является посмертный портрет молодой жены Люсьена Бонапарта, Кристины Буайе (Париж, Лувр), написанный еще в стилистике раннего творчества (тонкое, задумчивое лицо, строгая элегантность). Эти работы вели к разрушению канонов классицизма и оказали влияние на романтиков Т. Жерико и Э. Делакруа.
В великом полководце Гро обрел и покровителя и главную тему своего творчества. В 1794 году его наградили медалью Парижской Академии изящных искусств и поездкой в Италию. Он работал почти исключительно по заказам и не стремился к починному самовыражению. В Салоне Гро дебютировал в 1804 году с картиной «Наполеон возле больных чумой в Яффе». Яркую патетику вносил Г. и в парадный портрет ("Полковник Ф. Фурнье-Сарловез", 1812, Лувр). Работа была окончена только в 1825 году за нее Гро получил 100000 франков и титул барона.
В 1802 в Лувре проходит конкурс на картину, посвященную битве при Назарете, в котором принимает участие и Гро (эскизы – Нант, Музей изящных искусств). В образе Наполеона Гро воплотил характерный для неоклассицизма идеал сильной, волевой личности. Учился у своего отца, художника-миниатюриста, у Давида (с 1785) и в парижской Королевской академии живописи и скульптуры (с 1787).
ГРО (Gros) Антуан Жан (16. 3. 1771, Париж – ночь с 25 на 26. 6. 1835, Ба-Мёдон, близ Парижа), французский художник и график. Художник-академист Антуан Жан Гро родился в Париже и первые уроки живописи получил у своего отца. На ней изображён Бонапарт в Яффе, посещающий солдат, зараженных бубонной чумой. В Салоне 1822 Гро выставил картины «Давид у Саула» и «Вакх и Ариадна», в 1824 он закончил росписи купола Пантеона, которые были заказаны ему еще в 1811и за исполнение которых Карл Х пожаловал ему титул барона.
Сын миниатюриста, Гро в 14 лет поступает в мастерские Давида. Гро был приглашен в Милан и представлен будущему императору. Вскоре появился на свет «Наполеон на Аркольском мосту» (1796—1797) — одна из лучших работ Гро и самый романтический образ Наполеона в живописи. Он не похож на привычные нам изображения коротко стриженного коренастого человека в треуголке и сером сюртуке.
Вскоре Антуан переезжает в Геную (Италия), где и познакомится с Жозефиной де Богарне (супругой Наполеона Бонапарта). как Куртуа и Парросель. Учился в Париже у Ж. Л. Давида (с 1785) и в Королевской академии живописи и скульптуры (1787). Писал также картины на античные и средневековые сюжеты.
Гро начинает и моду на романтический ориентализм. Что говорило о большей эмоццинальности работ Наполеона кисти Гро, чем Давида. Первою его исторической картиной была Чума в Яффе – картина, возбудившая всеобщее внимание. С шести лет берет уроки рисования у отца. В этой сцене немало фальши, однако трагизм войны передан без прикрас: небо черно от дыма, на переднем плане громоздятся замерзшие трупы, среди которых шевелятся раненые в глубине картины на снежной равнине проступают грязно-желтые пятна -- тоже груды тел, припорошенные снегом.
В ранних картинах Гро на традиционные сюжеты из древней истории («Антиох и Елеазар», 1792, Музей изящных искусств, Сен-ЛО) заметно влияние П. П. Рубенса. Лит. : Escholier К., Gros. Позднейшие произведения Гро свидетельствуют об упадке его таланта. Хотя он и не писал заказных картин на восточные сюжеты, Восток, тем не менее играют большую роль в его творчестве – сохранились перовые рисунки, связанные с картиной «Битва при Назарете» паша в «Битве при Абукире» является характерным романтическим образом, не только по своим экзотическим одеждам, но и по той примитивной ярости, которую он олицетворяет. Среди особо важных заказов следует назвать портреты генералов Лассаля (Париж, музей Армии) и Фурнье-Сарловеза (Париж, Лувр), а также «Сын генерала Леграна» (1810, Лос-Анджелес, Музей искусства).
В годы Реставрации он перешёл к восхвалению Бурбонов. Мастер представил эскиз, который был признан комиссией лучшим. Его набросок «Битвы при Назарете» (ныне находится в музее изящных искусств Нанта) удостоился приза, который в 1802 году предоставил консул, но не получил его из-за ревностного высказывания Жана Андоша Жюно.
Гро не был художником-баталистом в собственном смысле слова, однако в качестве «исторического живописца» он не мог не подражать таким мастерам. Великолепные парадные портреты, которые создавал Гро, так же, сделали имя художнику. А потом его судьба совершила поворот. Через 3 года его берут впрестижную, как тогда считалось Королевскую академию живописи (Париж). При личном знакомстве с мужем Жозефины, его ожидает теплый, радушный прием. Давида (с 1785) и в Королевской академии живописи и скульптуры (1787).
Его путь в искусстве лежал между классицизмом и романтизмом. В 1793—1801 работал в Италии.
В 1793-1801 работал в Италии. Вместе с тем в «Битве при Абукире» Гро продолжает традицию героической живописи («Битва Александра» Лебрена): на фоне подвижно фризовой в своей основе толпы выделяется монументальная фигура Мюрата. Но тем не менее Гро написал смелый и энергичный портрет Наполеон на Аркольском мосту. В 1793-1800 Гро жил в Италии (сохранились зарисовки антиков, а также с произведений Мазаччо, Я. Понтормо, Рубенса и др. ), писал портреты. Яркую патетику вносил Гро и в парадный портрет (Полковник Ф. Фурнье-Сарловез, 1812 г., Лувр).
После неудач французской армии в Италии в 1799 году Гро возвратился во Францию. Ses amis, ses lves, P., 1936. Позднейшие произведения Гро свидетельствуют об упадке его таланта.
В Салоне 1801 Гро выставляет начатую еще в Италии картину «Сафо на Левкадской горе» (Байе, музей) тема самоубийства и мрачный ночной пейзаж показывают романтическую склонность молодого художника. Картина «Наполеон возле больных чумой в Яффе» (Лувр) повлекла за собой «Битву при Абукире», 1806 (Версаль) и «Битву при Прейсиш-Эйлау», 1808 (Лувр). В действительности, Бонапарт приказал отравить больных солдат, а некоторых оставил туркам. В 14 лет поступает в мастерскую известного на то время художника Жака-Луи Давида. Официальный художник Наполеона I, создатель портретов и батальных картин, овеянных духом героики (Бонапарт на Аркольском мосту, 1796, Лувр, авторское повторение в ГЭ Битва при Эйлау, 1808, Полковник Ф. Фурнье-Сарловез, 1812, – оба произведения в Лувре).
Например, Наполеон высказывал настойчивые пожелания, чтобы на полотне «Битва при Абукире» был изображен он, хотя на самом деле сражением командовал Мюрат. Он оказался в армии Бонапарта. Делакруа, например, говорил, что Гро отказался от условных поз, которые все изучали в Академии и написал «настоящих мертвецов и настоящих больных». В салоне 1806 он выставляет огромную (около 10 метров в длину) картину «Битва при Абукире», написанную по заказу Мюрата (Версаль, музей дворца). Даже говорят, что он сжёг здание, где находился карантин, чтобы скрыть содеянное.
Особенно сильное впечатление на зрителей и художников произвела последняя работа. В эпоху Реставрации, когда в живописи стали преобладать религиозные или монархические сюжеты, картины на современные темы, которые Гро выставлял в Салонах 1817 года и 1819 («Отъезд Людовика XVIII из дворца Тюильри», Версаль, музей дворца, «Отплытие герцогини Ангулемской из Пойака», Бордо, Музей изящных искусств), утратили свою актуальность. С 1806 он участвует в создании цикла портретов прославленных людей Империи («Дюрок», Версаль, музей дворца). Он учился художественному ремеслу и в то же время обучался в колледже Четырех наций.
Гро не был художником, писавшим батальные сцены с натуры и несмотря на то что какие-то военные действия он наблюдал, основную его деятельность составляло написание портретов. Париж, Лувр).