Рококо – художественное явление, возникшее, как и соответствующий ему термин, в XVIII в. Термин относился к архитектуре, прикладному и декоративному искусствам, с известной осторожностью его применяли к некоторым литературным произведениям XVIII в. Последней картиной Ватто стала вывеска для антикварной лавки Жерсена, написанная в 1721 г. после поездки живописца в Лондон, где практиковал знаменитый английский врач.
Впервые о художнике заговорили после создания им картины «Отец семейства, читающий Библию». Ее окружают цветы и младенцы, пухлые, как амуры у Буше.
Ланкре писал в духе рококо галантные сцены (Галантная беседа, собрание Уоллес, Лондон), пейзажи, жанровые и театральные композиции (Кухарка, собрание Уоллес Концерт в парке, ГМИИ, Москва), портреты (Танцовщица Камарго, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), отличающиеся изысканным, несколько блеклым колоритом, декоративной, мягкой живописной манерой. Так изменились критерии физической красоты. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Это относится и к живописи и к другим видам искусства.
Для рококо типичные небольшие комнаты с закругленными углами или же овальные в плане. Ему было едва за тридцать. Потом были замечательные иллюстрации к книгам Мольера, роспись и отделка интерьеров парижских домов и дворцов, в том числе королевских, обретение собственной неповторимой манеры письма и всеевропейская слава.
Видным художником является Пьетро Лонги. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. По возвращении на родину им была выставлена картина «Велизарий, просящий подаяние» (1781). Первоначально ярче всего этот стиль проявился в аристократических кругах Франции.
В скульптуре рококо других европейских стран также преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора (изделия немецкого скульптора, мастера фарфоровой пластики Иоганна Иоахима Кендлера). Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Рококо – стиль, основанный на детали. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен.
Король Прусский Фридрих I был большим поклонником всего французского искусства. Его фигура неподвижна, глаза из-под полуопущенных век пристально смотрят на зрителя.
Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. по документу из РГИА). Так, одна из наиболее знаменитых его картин, «Клятва Горациев» (1784), сюжет которой был взят из трагедии Корнеля, посвященной трем молодым римлянам, готовым расстаться с жизнью во исполнение долга, воспринимается как революционный призыв. Тяжелой и патетической торжественности барокко приходит на смену камерная хрупкая декоративность. Наш век особенно остро ощущает душевную изломанность и опустошенность этих персонажей видит не только забавность но и порой непристойность разыгрываемых ими сцен.
Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами – розовыми, голубыми, зелёными, с большим количеством белых деталей. Этим объясняется происхождение названия рокайль. – рококо в его французском варианте, т. е. Шедевром театральной серии Ватто стала картина «Жиль» (1720).
Приложение 6). В нее были включены не только орнаменты, но и проекты зданий, фонтанов, решёток и др.
Рококо несёт в себе в основном орнаментальную направленность само его название происходит от сочетания двух слов: барокко и рокайль (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка ракушками и камешками фонтанов и гротов). В этом отношении наиболее характерен портрет молодого Энгра (1800), необычайно мягкий и живописный.
Декоративное искусство рококо принадлежит к высшим достижениям искусства 18 века по изысканности, красоте асимметричных композиций, по духу интимности, комфорта и личному удобству.
Бернардо Беллотто работал также в Германии. В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман) их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Человек эпохи рококо влюблен в декорацию вообще, а также в её праздничную личину.
Все искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства игривое насмешливое, вычурное. Стиль рококо зарождается во Франции и распространяется в Италии, Германии, России, Чехии и других странах Европы.
Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых. К середине XVIII века живопись рококо окончательно выродилась в беспечно-поверхностное искусство отражающее вкусы и настроения феодальной верхушки общества. Музей изобразительных искусств им. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки.
Преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту живопись рококо (картины и росписи Франсуа Буше, Джованни Антонио Гварди, Никола Ланкре, Джованни Пеллегрини, Жана Оноре Фрагонара).
Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый художник Антуан Ватто, давший наиболее абсолютное воплощение принципам этого стиля. В 1704-1708 создаётся перевод «1001 ночи», один за другим издаются сборники восточных сказок: татарских (1719), персидских (1712), монгольских (1732), китайских (1723), перуанских (1733).
За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти -- патетическому взлету мысли, мечты. О каких характерных особенностях в музыке можно говорить в связи с этим стилем. Например, в отечественном справочном издании В. Г. Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. Он мастер мимолетного наброска с натуры. Его кисть и карандаш передают бесчисленное множество оттенков черного и белого, градаций размытых и четких форм.
В поздний период творчества Фрагонар редко обращался к своей излюбленной теме галантных сцен и игривой эротики, однако именно в это время было создано одно из лучших его произведений -- «Поцелуй украдкой» Конец 1870г. г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Представители рокайльного художественно-стилевого направления в совершенстве проиллюстрировали эстетический идеал эпохи кредо которого заключалось в отказе от прозы реальной жизни и признании лишь одного мира – мира искусства. – с. -34. Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям. Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой.
На фоне легкого, прозрачного, «перламутрового» пейзажа» светлого неба выделяются выразительные силуэты двух фигур: дама в темном блестящем шелке, присевшая на каменную-скамью, подбирая платье, отворачивается с недовольным и рассеянным видом от своего кавалера он в непринужденной позе прилег, облокачиваясь на скамью и заглядывая сбоку ей в лицо весь его вид выражает спокойствие и уверенность: ее неудовольствие -- поверхностное, ее холодность -- напускная, ею руководит только кокетство и каприз. Еще В. В.
Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем. В 1736г. Д. Дидро писал об этом мастере третьего сословия: «Вот поистине мой художник — это Грёз». серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Собственно «фрагонаровское»-- в сочетании величия с невиданной прежде интимной теплотой, мягкостью и утонченностью восприятия мира. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион.
Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого -- возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Многие исследователи считают рококо лишь ответвлением позднего барокко, потерявшим монументальность великого стиля.
Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Для живописи рококо характерно использование системы лессировок – многократных накладок прозрачных слоев краски друг на друга, создающих ощущение фарфорового свечения тонов. Конкурсная работа молодого художника на Римскую премию — «Бой Марса с Минервой», написанная в 1771 г., хотя и пришлась по нраву академическим кругам (она была исполнена в академической манере), полагающейся награды Давиду так и не принесла.
Даже предметы культовой обрядности трактуются и роскошно украшаются без особого намёка на религиозность. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. В его произведениях появляется сопоставление ярких локальных цветов, придающих «ковровость» его живописи. Практически не затрагивается душевная и духовная стороны изображаемой личности а лишь её импозантность. Художнику покровительствовала маркиза де Помпадур: она содействовала получению Буше крупных заказов (декоративные работы для дворцов Фонтенбло, Бельвю и Креси), а в 1752 г. помогла ему поселиться в Лувре.
Приложение 1). В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой.
Ланкре не сразу овладел этим жанром. Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу. Почти все большие художники XVIII века были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Портрет и пейзаж – не случайно очень важные в эту эпоху жанры. В искусстве Батони не могли не сказаться и реалистические тенденции, характерные для итальянской живописи XVIII века. / Сост.
Однако, его не следует отождествлять с абсолютистским государством или с Церковью в большей степени, чем барокко, -- даже при том, что они продолжали быть основными покровителями искусств. Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Двадцатилетним получил престижнейшую премию «Приз Рима», а потом и работал в Вечном городе более трех лет, освоив технику итальянского барокко и погрузившись в глубины исторической живописи, мастером которой и профессором которой во французской академии художеств он стал.
Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. ниже). Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно.
На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм. / Под ред. В декоративно-прикладном искусстве рококо огромное внимание уделяется специфике разнообразных бликующих и блестящих материалов – золота, бронзы, бисера, шелка и т. д. Широкое распространение получили изделия из фарфора (декоративные украшения, мелкая пластика и т. п. ). Эстетизируется как бы не сама жизнь, а лишь её мгновения, причём, наиболее приятные.
Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя. Рококо (франц. Все это увидено как бы со стороны тонким, чуть ироничным наблюдателем («Капризница») с налетом меланхолии и грусти («Праздник любви», «Общество в парке», «Затруднительное предложение»).
Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко. Франсуа Буше (1703–1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. Вместо культовой семантики торжествует высокомерно-презрительный атеизм, оправдывающий господствующую в ту эпоху философию наслаждений. В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий — голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные — вроде «цвета бедра испуганной нимфы». Художник вывел на передний план актера в белой одежде.
Чувственная сторона сюжета приглушена и смягчена. Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе.
Стиль стал новым способом мироощущения, способом пересмотреть ценности и идеалы. Остров Цитера обретает космические очертания. Рококо (фр. Если в картине «Убитый Лепелетье» художник скрыл некрасивость профиля героя, запрокинув его голову, то в новом произведении изображенного мог узнать любой. В эпоху рококо эстетизируются не цели, а средства искусства. Столичные любовные интрижки, «анекдоты, летопись обедов», «тысяча прелестных мелочей, о которых не догадываешься даже, когда отдаляешься» от столицы, образуют её привычную среду. «Танцовщица Камарго» Ланкре – не столько тип актрисы, сколько образ эпохи, запечатленный художником поэтично и убедительным, несколько блеклым колоритом, декоративной, мягкой живописной манерой Ланкре.
пустяк, безделушка). Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Картелль (франц. 1709).
Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. Так родилось название нового стиля. Если в «Клятве Горациев» представлены идеализированные, несколько абстрагированные образы, то в вышеназванных портретах он, наоборот, утверждает материальную сторону мира без какой бы то ни было идеализации. Философия рококо – это мир будуара игры карнавала.
За стилем барокко следует стиль рококо. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер.
В 1795 г. Давид задумал полотно «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (реализация данного замысла произошла только в 1799 г. ). Мейссонье. Неоценим вклад французских мастеров Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Он не скрывает театрального приема в композиции. Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни.
Фрагонар непосредственно и последовательно примкнул к стилю своего учителя. Художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию слитными декоративными пятнами, достижение общей легкости, подчеркнутой светлой палитрой, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков. Из художников следует отметить портретную живопись Антропова и Рокотова (Россия), Франсуа Буше (Франция), Антуан Ватто.
Восемнадцатый век стал последним этапом эпохи перехода от феодализма к капитализму. Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур. Рококо – искусство идущей к упадку аристократии, утратив драматизм и энергию барокко, стало хрупким, утончённым, призывающим к наслаждению и чувственным радостям. мелочь, безделушка).
Исполненные им бюсты из мрамора и терракоты приводили современников в восхищение. Мелодические звуки «свирели» они предпочитают громовым раскатам героической «трубы». Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. В этом отношении наиболее значительно его полотно под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил двух своих сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789).
Характерной особенностью этих произведений является точная детализация индивидуальных черт портретируемых. Молодыми современниками Верне были Луи Габриэль Моро Старший, писавший изысканные по колориту виды Парижа и его окрестностей («Холмы в Медоне») и Гюбер Робер, побывавший в Италии, любивший писать античные руины и соединявший в одной композиции несколько разных памятников. Его излюбленная тема – радости и праздники, часто выражается через ритмический язык танца. Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Это произведение, в котором проявилась тонкая наблюдательность автора, не укладывается в рамки «галантных празднеств».
Рококо – стиль, основанный на детали. Выросший в семье ремесленника, он прекрасно знал жизнь простых людей. Модным словом становится bagatelle (фр.
В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага"). Это пасторали (идиллические сцены из жизни пастушек и пастухов), галантные сцены и мифологические сюжеты эротическим оттенком. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора.
Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня). Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль. Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно. В написанных там работах, помимо сюжета, нет ничего итальянского.
Оно создало свой собственный язык форм, начисто отбросив столетиями культивируемые ордерные каноны и логику конструктивной и тектонической выразительности. Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый художник Антуан Ватто, давший наиболее абсолютное воплощение принципам этого стиля. Стены членятся тонкими тягами на отдельные панно, расположенные в два ряды. Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. «Коронование» характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией.
Отсюда конкретность, достоверность изображения. Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии. Надо отметить, что художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию слитными декоративными пятнами, достижение общей легкости, подчеркнутой светлой палитрой, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков.
Все предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни. Художник выполнял также эскизы для изделий из фарфора Венсенской и Севрской мануфактур. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства.
Этим объясняется происхождение названия рокайль. Отделка предметов достигает высочайшего уровня. Ж. Л. Давид называл его «эротическим маньеризмом». Но в этом бурном веселье желании успеть насладиться всем была и доля бравады тревоги предчувствие краткости мгновения надвигающихся грозных бедствий. Персонажи словно подчиняются «видимой» музыке -- волнами подымающиеся и падающие линии, объединяющие все шествие, почти танцевальные движения пар, паузы, чередования цветовых пятен создают ощущение слышимой мелодии. Композиция «Паломничества» лишена устойчивости -- герои то группами устремляются вглубь картины, то расходятся парами, то вдруг обращаются к зрителю жестами или взглядом. – СПб. : ЛИТА, 2003.
В скульптуре рококо других европейских стран также преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора (изделия немецкого скульптора, мастера фарфоровой пластики Иоганна Иоахима Кендлера). Природный антураж в этих картинах, как и в орнаментике стиля, далёк от натуры. Он появился как своеобразная реакция протеста против строгости и даже некоторой жесткости музыкальных форм барокко. Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии).
Именно в это время (1709-1728) Маттиас Даниэль Пеппельман строит знаменитый дворец Цвингер – жемчужину саксонского барокко, где теперь расположена Дрезденская картинная галерея. Гражданская доблесть одних вырисовывается на фоне переживаний других. Отсюда и успехи жанра идиллии, с её условным миром галантных пастушек и пастушков, нежными напевами свирели и журчанием прозрачных ручьев, успехи феерий в драматургии и «фейных сказок» (contes des fes) в повествовательной литературе.
Картелль (франц. Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале XVIII века и распространившийся по всей Европе. Её наиболее последовательным выражением являлась «легкая поэзия» XVIII в. (галантная пастораль, любовная песенка), которая воспевала прелести «Цитерских забав» и могущество «плута Купидо», слепо подражала образцам французского рококо.
Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Наконец Ланкре создает серии картин изображающие "Времена года", олицетворения различных стихий, возрастов человека, разнообразные игры и развлечения.
Вместо огромных парадных залов барокко появляются небольшие нарядные салоны рококо. По словам самого Жерсена, «написана она была за неделю, да и то художник работал только по утрам хрупкое здоровье не позволяло ему работать дольше». К представлению жизни как красочной феерии стремятся художники первой половины – середины XVIII века (сноска). Рококо имеет в основном орнаментальную направленность название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. К числу лучших его работ этого периода относятся «Автопортрет с палитрой» (1794), портреты супругов Серизиа (1795).
В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. К 1757 относится триумфальный успех Фальконе в Салоне, где он выставил Купальщицу и Грозящего амура (обе — Париж, Лувр). Испытал сильное влияние А. Ватто. Все чаще художник стал обращаться к сюжетам с аллегорическим подтекстом, в которых немаловажное значение приобретает идея доблести, победы долга над личными привязанностями.
Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность. Дворянские пасторали разыгрываются среди роз и цветов, полуфантастических архитектурных пейзажей. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. В 1728 г. на т. н. Выставке молодежи, которая устраивалась под открытым небом на площади Дофина, Шарден показал две работы — «Скат» и «Буфет». «Изящный» – ключевое слово данной эпохи.
Хотя художник писал в стиле рококо, в его творчестве сильны реалистические тенденции. Этот стиль отличался легкостью, грациозностью интимно-кокетливым характером. Эти творения великого фламандца произвели на Ватто неизгладимое впечатление. Здесь изображены простые и спокойные сцены жизни семьи: стирающая белье прачка, ребенок которой забавляется мыльными пузырями («Прачка», ок. – Минск: Искусство, 2002. Эрмитаж) с ее классической отточенностью силуэта, чистотой линий, красотой и гармонией форм.
В Риме на него произвели особенно сильное впечатление декоративные работы Пьетро да Кортона и Джованни Ланфранко. Начало регентства герцога Орлеанского, дяди будущего короля Людовика X, было ознаменовано сменой строгого придворного этикета абсолютно противоположной сферой: легкомыслия, жажды наслаждений, развлечений, роскоши не столь тяжеловесной, как в ушедшую пору и жизненного распорядка не столь торжественного. Кроме фарфора— в моде серебро.
На картине изображена женщина из народа, по-прежнему верная идеям революции. Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем.
Была даже особая специализация среди художников— квадратурист. В России памятником в стиле рококо по праву считают дворец Петра III в Ораниенбауме. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном.
Однако в отличие от парковых идиллий рококо «сады любви» Ватто олицетворяют не просто праздник прекрасной природы, в красочно утонченных полотнах зыбкая поэзия чувств и размышлений о человеческом бытии на земле окрашена в проникновенно печальные лирические интонации. Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Видным художником является Пьетро Лонги. Флора — подлинный шедевр камерной пластики. Наполеон выразил желание, чтобы в произведении искусства было прежде всего отражено восхваление империи и тогда Давид по его заказам написал две крупные композиции: «Коронование императора и императрицы» (1806-1807) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г» (1810).
Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Но все это не любовь а игра в любовь театр. Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции. мотивы рококо достаточно ясно звучат в творчестве Д. Давыдова, Батюшкова и главным образом раннего Пушкина, а также других поэтов, которые прививали русской дворянской поэзии жанр анакреонтической песни, эротической элегии, галантных мифологических «картин» и пр. В Риме на протяжении пяти лет (1775-1780) Давид изучал античное искусство, а также творчество мастеров эпохи Возрождения (Рафаэля и художников болонской школы) и барокко. Рокайль (от фр. rok – скала, утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины.
К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756-1761) работал в Париже. Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях. Наибольшее распространение рококо получило в Германии, особенно в Пруссии при дворе Фридриха II. Клодион (1738-1814).
Наибольшее распространение рококо получило в Германии, особенно в Пруссии при дворе Фридриха II. Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Позже Давидом была написана картина, прославляющая этого героя революции. Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто.
Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Так что ощущаешь себя так, будто объездил полмира.
Он испытал заметное влияние итальянских мастеров XVII-XVIII вв. Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу. Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. На рукавах были широкие обшлага.
В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Пластически совершенна статуэтка Флора (1750—1760, Санкт-Петербург, Гос.
Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Можно сказать, что это был своеобразный шаг назад. Рококо имеет право на существование как стиль уже и так как оно дало новые грани новое развитие выразительным средствам искусства. Их поэзия – это «поэзия мимолетностей» (posie fugitive), которая живёт мигом и является грациозным порождением великосветской суеты.
Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). На карманах— огромные клапаны. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди.
Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Природный антураж в этих картинах как и в орнаментике стиля далёк от натуры. Фальконе — один из крупнейших французских скульпторов XVIII в. Учился у Ж. Лемуана. Так же находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг.
Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня"). Но стоит вспомнить и о том стиле, который предшествовал стилю рококо. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. С началом нового XVIII столетия абсолютно очевидно обозначился процесс разложения французской совершенной монархии. Она настороженно и внимательно за кем-то наблюдает, а с губ может вот-вот сорваться гневное слово протеста.
Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см. «Портрет девушки» работы Лемуана, хранящийся в Эрмитаже, выполнен в мраморе. Наибольшее распространение рококо получило в Германии, особенно в Пруссии при дворе Фридриха II. Сына честных буржуа как написал о нем биограф (отец Ланкре был кучером, мать дочерью сапожника), его в юности отдали в обучение дяде-граверу.
Но теперь её форма резко изменилась. В юном возрасте поступил в Академию художеств, где с 1766 по 1774 г. учился у Ж. -М. Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь.
К представлению жизни как красочной феерии стремятся художники первой половины – середины XVIII века (сноска). За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти -- патетическому взлету мысли, мечты. Идейная и эмоциональная основа Рококо – индивидуализм и гедонизм. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. Рококо – изысканный и утончённый стиль начала восемнадцатого века.
В это же время появилась еще одна картина Давида — портрет графа Потоцкого (1781), который был написан благодаря одному эпизоду из жизни мастера. Смерть столь блистательного монарха дала мощный толчок к перевороту во всех сферах жизни Франции, который с того времени начинает сказываться в дикой разнузданности и в полном изменении нравов внутри государства и общества, находит отражение и в искусстве, приводя к новому направлению, которое вначале, во время регентства за неабсолютнолетнего наследника, принимает своеобразный отпечаток (стиль Регентства), но уже через десятилетие перерабатывается в стиль Людовика XV. В Италии крупнейший представитель того времени — Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция — 1770, Мадрид). rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль), реже рококо — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Тонкие светотеневые эффекты характерны для офортов и многочисленных рисунков Фрагонара. Поэты рококо, воспаряют в мир феодальной сказки из которого изгнано всё, что может напоминать о грубой прозе окружающей жизни, отталкиваясь при этом от мира «низкой черни».
Фрагонара). Первоначально ярче всего этот стиль проявился в аристократических кругах Франции. 1737), мать, читающая вместе с маленькими дочерьми молитву возле накрытого к обеду стола («Молитва перед обедом», 1744). Женское платье также претерпело подобную эволюцию: сперва оно было уже, затем начало расширяться и расширилось до предела. Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742). Немалый вклад в развитие стиля рококо внесла и история.
Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами – розовыми, голубыми, зелёными, с большим количеством белых деталей. Ватто начал с подражания фламандцам: маленькие по формату, остро схваченные сцены военных бивуаков, народные типы вроде написанного уже в годы расцвета «Савояра» -- мальчика с Савойских гор идущего на заработки. Приложение 6). В годы, проведенные в Италии (1756--1761), происходит превращение из бескрылого эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера.
Вьена, синтезировавшего в своем творчестве два стиля: классицизм и рококо. Большая часть картин Ланкре принадлежит к жанру светской пасторали, типичному в 2030-е годы XVIII века, отвечавшему вкусам и потребностям времени. В эту эпоху художники стремились найти изысканные, редкие оттенки, которые получали удивительные названия: «цвет потерянного времени», «голубиная шейка», «цвет бедра взволнованной нимфы», «веселая вдова», «резвая пастушка».
Никола Ланкре (1690 – 1743), французский художник, представитель искусства рококо. Хотя рисункам Буше не хватает глубины и искренности, они по-своему выразительны и изящны. Во Франции появление стиля «рококо» ассоциируется с эпохой Людовика XV (1715 – 1755 гг. ), с которой он практически совпадает по временным рамкам. Особенно эмоциональны и лиричны его пейзажи («Мельница», 1752).
(Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси). Характерными чертами интерьера в стиле рококо являются изысканность, грациозный орнамент, большая декоративная нагрузка композиций и интерьеров, большое внимание к мифологии, комфорту, эротическим ситуациям, создание иллюзорного мира, наполненного атмосферой тепла, уюта, комфорта и изящества.
Природа в рокайльных картинах абстрактна искусственно напыщенна необычайно приукрашена и романтизирована. При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны.
Антуан Ватто родился в 1684 г. в Валенсьене в семье кровельщика. В этой работе художник намеревался показать возможность примирения враждующих партий. Стиль людей, ценящих утонченность обстановки, повседневные радости жизни и удобство быта. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. С этого времени в мастерской Давида начинает складываться то классическое направление в искусстве, которое позднее будет названо ампиром (что означает «стиль империи»).
Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века и распространившийся по всей Европе. Приложение 8). Об этом говорит и ее личико с мелкими чертами (знакомое нам и по другим картинам Ватто) и выразительный своенравный поворот головки. Жан-Батист-Симеон Шарден является во всех отношениях противоположностью Буше. Картина была написана около 1730 года в пору расцвета его таланта.
Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Большой успех Шардену принесли жанровые работы, написанные в 1730-1740-х гг. Память о величии и достоинстве искусства Рафаэля сочетается здесь с чисто рокайльной игривостью складок одежд Афродиты, трактовки ее фигуры. Вместо культовой семантики торжествует высокомерно-презрительный атеизм оправдывающий господствующую в ту эпоху философию наслаждений.
Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. Иллюзия торжествует. (см. Этой метаморфозе способствовала встреча с искусством и природой Италии. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. В тесной связи со стилем рококо стоят также фиабы (драматические сказки) Карло Гоцци, который растворял жизнь в потоке изощренной иллюзии. Натье, Ф. Буше, Ж. О.
/ Под ред. Живопись рококо является наиболее интереснейшей частью художественной культуры.
Роль Ланкре в развитии жанра "галантного празднества" велика. Он не скрывает театрального приема в композиции. И никогда ранее интерьер так точно не соответствовал характеру жизненного уклада. В XVIII веке этот французский художник и рисовальщик был очень известен. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня).
Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. Провисев над входом в лавку всего пятнадцать дней, «Вывеска Жерсена» привлекла множество зрителей. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов.
Это было искусство, которое было отмечено печатью высокого мастерства, которое изумляло своим изяществом и грацией, но болезненно-хрупкое идейно опустошенное, вполне чуждое шумной «суете» социальной жизни словно в башне из слоновой кости, оно замыкается в узких пределах спальни и будуара. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Здесь и познакомился с Ватто.
Художник изображал быт третьего сословия Франции — мелкой буржуазии и трудового народа. Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник». Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты.
китайщиной – шинуазери (от фр. Впервые черты этого стиля проявились в творчестве Антуана Ватто, у которого главной темой были галантные празднества.
Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Ланкре – своеобразный и тонкий художник. Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой.
Возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы распространяясь в зодчестве других стран Европы (постройки Георга Кнобельсдорфа, Бальтазара Нёймана, отчасти Маттеуса Даниеля Пёппельмана), рококо часто выступало как местный вариант позднего барокко. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Сюжеты только любовные, эротические, любимые героини – нимфы, вакханки, Дианы, Венеры. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже. Главным становится стремление растворить детали в общем объёме предметов.
Позднее творчество Фрагонара мало изучено. Он не скрывает театрального приема в композиции. В 1717 г. художник создал одно из самых больших своих произведений «Паломничество на остров Цитеру» (Киферу), одна версия которой находится в Лувре, а другая – в Берлине, в замке Шарлоттенбург. Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан. Модным словом становится bagatelle (фр.
Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п. Она стала трактоваться в виде причудливого завитка с двойным S-образным изгибом. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Здесь всё возвращается, ускользает исчезает и ничто не прочно. Живопись рококо является наиболее интереснейшей частью художественной культуры.
1767). Форма раковины постепенно стала основным декоративным мотивом рококо, который стали называть «рокайль». Недаром мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы.
Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. Живопись рококо отображает богатство тонких переливов цвета. Лаконизм, с которым написано полотно, прямо указывает на его тягу к монументальности и говорит о появлении индивидуального стиля. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. М. Д. Аксенова. Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере.
Экспрессивная роль света, динамика композиционного и живописного решения рождают впечатление изменчивости натуры. Этим объясняется происхождение название рокайль. Нарушая традиционную бесцветность скульптурного материала, Лемуан вносил в свои портреты трепет жизни, непосредственность восприятия. Он мастер мимолетного наброска с натуры.
Даже писатели эпохи Просвещения подпадают под воздействие этой моды но если Вольтер или Монтескье применяют элементы восточной фантастики и экзотики всё же, главным образом, для коварной маскировки своих мыслей «подрывающих устои», то писатели рококо ценят сам сказочный мираж во всём его призрачном великолепии. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Колоритные картины при всей обыденности изображенного притягивают зрителя оригинальностью красочных сочетаний и вместе с тем открывают перед живописью новые перспективы и возможности, которые полностью осуществятся лишь в конце XIX века Живопись.
Он развил так полюбившийся современникам приём декорирования в стиле рококо – использование асимметричных композиций, получивший название «контраст». Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Все это вместе составляет праздничное, действительно феерическое зрелище.
стиль Людовика XV. Приложение 5). В отличие от манерной живописи многих современников Ватто, «Паломничество на остров Киферу» поражает своей эмоциональностью и поэтичным очарованием.
На смену репрезентативности приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу. Проучившись несколько лет у местного художника, Ватто отправился в Париж. Легкими, скользящими линиями прорисованы черты лица, прическа, складки платья. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). Ценили Грёза просветители, считавшие, что искусство — великая воспитательная сила. Образ человека утрачивал самостоятельное значение, фигура превращалась в деталь орнаментального убранства интерьера.
Пейзажи «Вид Тиволи» и «Вид садов Фарнезе» исполнены на основании итальянских впечатлений. В ранний период рококо во Франции (примерно до 1725 года) существовал так называемый стиль регентства1.
Но, пожалуй, главное очарование фрагонаровской графики -- в ее светоносности. Еще в XVII столетии во Франции вошло в моду украшать парковые павильоны – гроты, стилизованные под естественные пещеры, грубо обработанными камнями, лепными украшениями в форме раковин, переплетающимися стеблями растений, ассоциирующимися с темой моря и атрибутами морского бога Посейдона. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789.
Еще В. В. Преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту живопись рококо (картины и росписи Франсуа Буше, Джованни Антонио Гварди, Никола Ланкре, Джованни Пеллегрини, Жана Оноре Фрагонара).
Для стиля рококо в музыке характерны абсолютно те же самые черты, что в живописи и в архитектуре. Данный стиль преподносит нам искусство как наслаждение и его основной целью является пробуждение приятных и легких эмоций, развлечение, привлечение взгляда причудливыми узорами линий и изысканными сочетаниями красок.
Театральность характерна для всего искусстваXVШ в. и для Ватто особенно. В 1750-х гг. Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы.
Вот таким образом слово «рокайль» приобрело более широкое значение. Происходил из среды ремесленников. Франсуа Буше (1703-1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор.
Скорее это каприз – неприятие формальной жесткости барочных конструкций и серьезности содержания барочной музыки, а вместе со всем этим и монументальных музыкальных форм барокко (кстати и в других видах искусства тоже). Типичные сюжеты – Триумф Венеры или Туалет Венеры, Купанье Дианы и т. д. Здесь господствуют безудержная фантазия и камерная подчеркнуто хрупкая декоративность. Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным сияющим белизной пейзажным антуражем.
Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Все это увидено как бы со стороны тонким, чуть ироничным наблюдателем с налетом меланхолии и грусти.
Он не скрывает театрального приема в композиции. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. В росписях плафонов, стен, наддверных панно (дессюдепорт), в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены) идеализированный портрет изображающий модель в образе мифологического героя. Рокайль становится основным мотивом декора. Он мастер мимолетного наброска с натуры. Именно в эпоху рококо в первый раз возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевому единству дома, декора стен, потолков, мебели.
В 1736 г. Ж. Мондон, французский ювелир и резчик по дереву, опубликовал альбом гравюр под названием «Первая книга форм рокайль и картель» (от фр. (см. Приложение 7). Девизом эпохи Рококо можно считать ценность «счастливого мига», для мироощущения человека этой эпохи была характерна любовь к жизни, умение наслаждаться её радостями, вкус к красивым вещам и новизне форм и в то же время настроения пессимизма, тоски, предчувствие конца.
Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года. Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. В последние годы существования империи, в то время, когда над Францией нависла угроза вторжения, мастер выставил картину «Леонид в Фермопилах» (1799-1814). Буше – самый знаменитый и удачливый мастер, работавший в стиле рококо. Еще В. В. Откровенно чувственно-поэтический подчас изящно-жеманный характер живописных полотен сочетается с неглубоким идейным содержанием. Великосветская знать, разбогатевшая буржуазия считали своим долгом иметь в своем дворце или отеле «китайский зал», отделанный деревянными лаковыми панно, обставленный китайской мебелью и украшенный китайским фарфором.
Б. Тьеполо. Новые веяния проникли в Академию.
В столице долго бедствовал: работая в мастерской художника, писавшего религиозные композиции, Ватто едва сводил концы с концами. Победа Баха над знаменитым у себя во Франции Луи Маршаном в музыкальном турнире, который так и не состоялся публично (Маршан, услышавший игру Баха, предпочел тайно ретироваться), оказалась возможной не только в силу несоизмеримости талантов двух музыкантов. Своей работой Давид не столько хотел запечатлеть убитого, сколько создать образ патриота своей родины и напомнить о той опасности, которой подвергается молодая республика. Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности.
В интимно-лирических портретах Фрагонара наметились тенденции, ставшие характерными для романтизма 19-го века. Крыши обрамляются по края балюстрадами и, с помещенными на некотором расстоянии одна от другой, постаментами с вазами или статуями. Во многом такой эффект был достигнут благодаря лаконизму, обобщенности и большим планам.
Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. Женщина, её образ, её капризы, её требования – вот что лежит в основе нового стиля. В этой картине отражена тончайшая палитра чувств, которая, прежде всего, создана самим цветом. В искусстве стиля рококо иллюзия занимает место действительности.
Аллегории, темы исторические, мифологические, жанровые – все это темы любви. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года. Формы моделируются посредством мягких неуловимых преходов света и тени, отсутствием контрастных цветосочетаний. (см.
Влияние Рубенса и мастеров фламандской школы заметно в ранних жанровых работах молодого художника («Савояр», ок. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца.
Крупнейшие представители рококо в Германии — архитекторы Бальтасар Нейман и Кнобельсдорф, художники Цик, Маульберч, Дитрих, скульптор Доннер. Среди материала к «Клятве» были десятки портретных рисунков, характеризующихся достоверностью и правдивостью, среди которых, например, рисунок головы Лепелетье де Сен-Фаржо, убитого монархистами. Так родилось название нового стиля. Легкие и изящные фигурки персонажей Ватто кажутся почти бестелесными.
Фрагонар родился на юге Франции, в Грассе. Новый век приносит и новый стиль в искусство. Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты. Теперь такие изделия завозятся в большом количестве.
Была даже особая специализация среди художников — квадратурист. Приложение 1).
Уже в скором времени он предстал перед судом, отрекся от М. Робеспьера и был освобожден. В 1717 году художник создал одно из самых больших произведений «Паломничество на остров Цитеру». Грёз посетил Италию, но эта поездка мало что дала ему. Кроме того, Ланкре много сделал для распространения французского вкуса в Европе. Отсюда родилось название нового стиля – рококо. Меняется и формальный строй его работ.
В лицах, всегда миловидных, с маленьким, чуть вздернутым носиком и мягким подбородком, всегда простодушно и наивно улыбающихся, с чуть приоткрытым ртом – юность и детскость. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года. Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф. Эти рисунки стали хорошей школой для мастера. Это портретная живопись Антропова и Рокотова.
Он пережил своих учителей и соперников, вот таким образом влияние его было более длительным. При распространении в искусстве других европейских стран (постройка Нёймана И. Б., Кнобельсдорфа Г. В., Пёппельмана М. Д. ), рококо частенько выступало местным вариантом позднего барокко.
В последствии этот термин стал обозначать все изгибающиеся вычурные необычные формы напоминающие раковину неровную жемчужину камень. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом. В 1736г. Его отец был столяром, дядя — мастером по обработке камня — это стало добротной основой для будущей профессии.
Под него надевали камзол. Мебель изящна и легка. Чаще всего художник писал знатных лиц.
За «Паломничество на остров Киферу» Ватто был принят в члены Французской Академии. Давид изобразил его сидящим у городских ворот Константинополя и просящим подаяние. Рокайль (от фр. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси).
В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Сюжеты картин Ланкре нередко повторяются их можно объединить в несколько групп. Её «трубный глас» нестерпим для изнеженного слуха этих поэтов. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных.
В жанровом разнообразии, которое проявилось в стиле живописи рококо, особенно выделялись натюрморт, портрет, бытовой жанр и пейзаж. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого -- возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо.
Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Общение с Ватто оказало на Ланкре решающее влияние.
Ланкре. Это — ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Жан Оноре Фрагонар (1732-1806), французский художник и график. В ранний период рококо во Франции (примерно до 1725 года) существовал так называемый стиль регентства.
Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Возможно именно уроки отцовского ремесла сказались в столь последовательной приверженности Батони к ювелирной отточенности и изяществу формы. Скульптурная деталь, применяемая для украшения фасада, делается более выпуклой, приобретает самодовлеющее значение, не подчиняясь больше основным архитектурным линиям.
В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Достойны внимания многочисленные серии гравюр Буше, среди которых иллюстрации к произведениям Мольера и других авторов, а также серия Крики Парижа с изображениями уличных сценок. Фон создают три полуциркульные арки, опорой для которых служат колонны. Меньше ему удавались монументальные и декоративные работы (Дени Дидро, родоначальник французской художественной критики, в одном из своих «Салонов» обращался к Лемуану с призывом: «Делайте портреты, но оставьте памятники»).
Во Франции рококо ассоциируется с эпохой Людовика XV (1715--1765), с которой оно почти совпадает хронологически. Ладожин И. Ю. Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись. Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером.
А. С. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. В этом же кроются корни постоянного в литературе рококо приема переодеваний, который превращает жизнь в живописное лицедейство, участниками которого наряду с людьми выступают и сами боги. В этом состояло главное отличие рококо от барокко.
Этим стилем был барокко. В дальнейшем Давид продолжает работать с материалами античной истории. Престарелый «Король – солнце» пережил самого себя.
Налицо повальное увлечение т. н. Театральность характерна для всего искусства XVIII в. и для Ватто особенно. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. 1754, Париж, Лувр). Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния). Смерть в 1715 году «короля – солнца» была просто завершающим событием в том длинном ряду явлений, которые подготовили приход нового века, а с ним и новых веяний в искусстве.
И здесь рококо ждало открытие. Природный антураж в этих картинах, как и в орнаментике стиля, далёк от натуры.
Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Картины включали в свои рамы море шёлка и кружев, солнечные парковые лужайки и куртины, фонтаны и павильоны, дам и кавалеров в пышных костюмах, ангелочков и амуров играющих, пьющих вино из кубков, лакомящихся, обнимающихся, рассыпающих вокруг себя цветы. За это Буше подвергался критике Дидро, всегда, однако, высоко ценившего его дарование.
Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг). Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись. В композиционных решениях рассудочный, рациональный характер получает преимущество над эмоционально-непосредственным выражением.
Рокайль (от фр. rok – скала утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо напоминающий форму завитка раковины. Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых.
В Италии была распространена «легкая» поэзия, пастораль. Скульптурные группы, как правило, состоят из двух-трех фигур. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты). Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века.
Рококо первым из стилей продемонстрировал ироническое и скептическое отношение к тому, что ранее считалось благородным избранным и возвышенным. Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером. Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль. Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан.
Ныне он находится в Старой Пинакотеке Мюнхена. Ведущим декоратором того времени был Ж. -О. Ну, а потом. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. В 1734 г. он выпустил собрание своих декоративных работ под названием «Книга орнаментов». Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Стиль Регентства мы помянем лишь как менее выраженный переходный стиль.
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Позднее он стал брать уроки у живописца Клода Жилло, а затем — у гравера Клода Одрана. Французский скульптор. Наряду с рисунками, гравюрами, эскизами для гобеленов и фарфора, театральными декорациями (оформление оперы-балета «Галантная Индия», 1735), художник создавал и станковые картины, отличающиеся той же декоративностью. Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур (см.
Ватто представил в Академию одну из лучших своих картин — «Паломничество на остров Киферу» (1717). На портретах изображено то, что художник наблюдает в действительности. Мода на сказку преобразуется в крупнейшее явление литературной жизни. Они выполняли как и во все времена социальный заказ объективно отражали мировоззрение господствующего класса ту красоту естественных чувств которая по выражению того же И. Э. Грабаря правее логики и всегда покоряет.
В колорите интерьера рококо преобладают нежные пастельные тона. -- М. : Аванта Плюс, 2003. Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. (иллюстрации см. Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали с относительно строгим внешним видом зданий, например Малый Трианон, выстроенный в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг. ). В ходе своего развития данный стиль получил свое отражение не только в живописи, но и в других видах искусства, таких как архитектура, скульптура, оформление интерьера, даже в литературе и т. д. Возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы распространяясь в зодчестве других стран Европы (постройки Георга Кнобельсдорфа, Бальтазара Нёймана, отчасти Маттеуса Даниеля Пёппельмана), рококо часто выступало как местный вариант позднего барокко.
Он оставил своему правнуку нищую страну истощенную войнами и налогами. Нижний ряд играл роль панели. Замыкая круг, образуя хоровод, балансируя на пальцах одной ноги, легкие, подвижные, раскачивающиеся фигуры словно готовы сорваться в неистовом танце и лишь переплетениями рук удерживают шаткое равновесие.
cartel – карта, свиток бумаги). Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых. В 1734 г. за композицию «Ринальдо и Армида» Буше получил звание академика. Родиной стиля считается Франция, где направление развивалось в период с 1720 до 1760 года.
Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Произведения Шардена лишены манерности Буше, в них нет повествовательности и драматизма. Предвестием этого направления в искусстве но и явлением значительно более глубоким не укладывающимся в рамки какого-то одного направления был художник Жан Антуан Ватто создавший в искусстве свой неповторимый образ. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси).
Его отец был перчаточником, в 40-х годах переселившимся в поисках заработка в Париж. Фрагонар создавал тонкие и лиричные пейзажи («Берег моря близ Генуи», 1773), одухотворенные и искренние портреты («Мадам Фрагонар», «Маргарита Жерар»), свежие по колориту жанровые сцены («Прачки», «Поцелуй украдкой», 1780-е) и реалистичные и немного ироничные мифологические композиции («Похищение рубашки Амуром», ок.
rococo, от фр. Не случайно термин рококо возводят к слову раковина, рокайль. Приложение 3).
К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж). Шарден начал творческий путь с натюрмортов. Изгиб фигуры, рисунок складок отброшенного одеяла игра света (контраст между тенью на лице женщины и ярко освещенной собачкой) – все здесь прихотливо, шутливо, капризно. Художественный стиль Рококо был зарожден во Франции в начале восемнадцатого века. На ней Лепелетье изображен на траурном ложе, полуобнаженным, с зияющей раной, так, как он был представлен в действительности во время всенародного прощания.
На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств. При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. Власова Л. Г. Классики и современники.
Они изображались на фоне воображаемых античных построек. За время нахождения в тюрьме Давид успел написать уголок Люксембургского сада (1794), наполненный спокойствием и умиротворением и автопортрет (1794), оставшийся незаконченным, в котором царит абсолютно противоположное чувство.
(Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Челси и Мейсене). Уже давно установлено, что баховская таблица расшифровки мелизмов (значков, которыми кодировались определенные мелодические обороты, украшавшие основные звуки мелодии) есть не что иное, как упрощенная таблица французского композитора дАнглебера.
Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов.
Идеалы рококо наиболее полно воплотились в полотнах западноевропейских мастеров галантных праздненств Жана Антуана Ватто, Франсуа Буше истинных представителей чувственного и галантного XVIII века Жан Оноре Фрагонара, Николы Ланкре, Помпео Джироламо Батони, Ш Ж Натуара. С барокко данный стиль схож общим стремлением к завершенности форм.
Возрождения и барокко, что напоминает стиль Людовика XIV, а в интерьерах, мебели, произведениях декоративно-прикладного искусства и др.
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии.
В рококо была достигнута почти первобытная синкретическая нерасчленённость жанров искусства: скульптура и живопись сливались с архитектурой, театр – с парком и самим образом жизни салона, хореография – с этикетом и манерами поведения. Откровенно шаловлива и пикантна «Девушка в постели, заставляющая танцевать свою собачку». Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др.
Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие). Иконография «галантных празднеств» восходит к «садам любви» известным еще с эпохи средневековья. Эрмитаж). Эта живописная элегия Ватто строится не на коллизии, действии (неясно даже, отплытие или возвращение изображено на полотне), но лишь на едва уловимых оттенках настроения, общей поэтической и эмоциональной атмосфере.
После Ватто и Шардена Фрагонар -- самый крупный французский художник XVIII столетия. Ватто был создателем своеобразного жанра, традиционно называемого «галантными празднествами». Обидчивый Ватто почувствовал себя оскорбленным и отношения между художниками прекратились. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо.
Театральность характерна для всего искусства XVIII в. и для Ватто особенно. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Примерно в это же время Давидом было написано одно из самых значительных полотен эпохи — «Зеленщица» (1795). При Елизавете новый импульс развития получают отечественные наука и искусство.
За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия.
Совсем юное, почти детское лицо проникнуто ощущением покоя и безмятежности. Франсуа Буше (1703-1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. Маскарад и жизнь для такого человека являются синонимами. На рубеже XVIII-XIX вв.
Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. По сути, этот образ можно рассматривать и как образ самой революции, недаром между синим фартуком и белой повязкой ярко пламенеет красная косынка (три цвета революционного знамени). Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно.
Следуя его урокам, он делал зарисовки с натуры. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. chinoiserie – китайщина). Ланкре мог прямо ввести в картину то, что наблюдал на театральных подмостках.
Не только французские, но и русские вельможи стремились заказать у Робера картины для украшения своих дворцов (в частности, князь Юсупов, для усадьбы которого художник исполнил несколько пейзажей). Реальный мир непригляден, но поэзия заслоняет его чудесным миражем, человек эпохи рококо презирает «тьму низких истин» и предпочитает ей «приятные заблуждения».
В позднем творчестве Буше начинает изменять чувство цвета. Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. По возвращении в Париж для лавки «Великий монарх», принадлежащей Жерсену, у которого измученный болезнью Ватто попросил приюта, он написал одно из самых знаменитых своих произведений и единственное, которым он был доволен, «Вывеску лавки Жерсена». Современники называли Рококо «королевским стилем», он сформировался во время правления короля Людовика XV, достиг своего расцвета и, затем, его сменил художественный антипод – строгий, гармоничный и рациональный неоклассицизм.
Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого — возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Главный создатель пасторального жанра, Буше изображал в своих композициях сентиментальных пастушков и пастушек или чувственных красавиц из античной мифологии («Триумф Венеры», 1740 «Купание Дианы», 1742 «Уснувшая пастушка», 1745). Вернувшись на родину, во Францию, он стал необыкновенно популярен. Его бытовые сцены вполне соответствуют характеру стиля рококо— уютные гостиные, праздники, карнавалы.
Данный поступок можно рассматривать как призыв художника к защите отечества.
Приложение 3). Бернардо Беллотто работал также в Германии.
«Король так долго царствовавший умер», – без всякой тени удивления и сострадания пишет своему другу один из героев «Персидских писем» Монтескье. Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. Не имея денег, весь долгий путь он проделал пешком. В настоящее время она находится в зале Государственных музеев в Берлине. Эти декоративные мотивы пользовались большой популярностью и были включены в арсенал декоративных средств под названием genre pittoresque (живописная, живая манера).
В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид). Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий -- голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные -- вроде «цвета бедра испуганной нимфы». Фрагонар.
И хотя на картине приветствующий жест графа выглядит несколько театрально, это с лихвой компенсируется тем, как точно и детально Давид передает внешний облик героя: налицо нарочитая небрежность в одежде, спокойная уверенность в своей силе и т. д. Все это говорит о том, что начинающему живописцу вовсе не чужда передача реальной действительности в живой конкретности. Эрмитаж ок.