Для японской живописи, как и для литературы, характерно отведение ведущего места природе и изображение её в качестве носительницы божественного начала. В течение XVII – XIX веков исчезает ряд некогда прославленных школ, но их место занимают новые, такие, как школа гравюры на дереве укиё – э, школы Маруяма – Сидзё, Нанга, европейской живописи, а также школа, ратовавшая за возрождение в живописи стиля ямато – э, т. е. старого японского стиля. ) — школа японской живописи, сложившаяся в XI — XII веках при императорской Академии художеств. Японская живопись является древнейшим видом искусства.
Особую известность приобрели его картины, относящиеся к эпохе Эдо, объединенные в серии «Японские водопады», «Японские мосты», «36 видов на гору Фудзи» и другие, давно ставшие классическими произведениями японской живописи (рис. 74, 75, 76). Затем появляется школа исконно японской живописи — ямато-э: для неё характерны ширмы, сдвижные экраны, длинные живописные свитки «эмакимоно», а также картины на отдельных листах примерно альбомного формата. Японская живопись (яп.
Так же в тот период вЯпониипоявилась монохромпая живопись в конце XIII века и была заимствована из Китая, в основном дзэнскими монахами. Естественно, с собой они привозят новые стили японской живописи, которые очень похожи на европейские. После наступления военного времени японская живопись некоторое время оставалась в стороне от событий. ) — школа японской живописи, сложившаяся в XI — XII веках при императорской Академии художеств.
С VIII века в Японии начинается развитие жанровой и пейзажной живописи. Начиная с X века в японской живописи выделяют направление ямато-э, картины представляют собой горизонтальные свитки, которыми иллюстрировали литературные произведения. Развитию японской живописи способствовали контакты с континентом, откуда в начале VII века было позаимствовано искусство изготовления красок, бумаги и туши. Японская живопись — популярный традиционный вид японского искусства, который подразделяется на множество жанров и стилей.
В полном объеме рассвет японской живописи приходится на раннее средневековье, когда наладились контакты с материком. Мастер стиля японской живописи ямато-э. С началом периода Мэйдзи, после 1868 года, японская живопись суми-э никуда не исчезла, а наоборот, получила новое развитие. В XVII-XIX веках ведущее направление развития японской живописи было определено расцветом специфической городской культуры. С VIII века в Японии начинается развитие жанровой и пейзажной живописи.
Следующий период развития японской живописи называется Хэйан. Поэтому современная японская живопись может отличаться только по технике исполнения либо материалам, которые используются в процессе. Японская живопись является древнейшим видом искусства.
В течение XVII--XIX веков исчезает ряд некогда прославленных школ, но их место занимают новые, такие, как школа гравюры на дереве укиё-э, школы Маруяма-Сидзе, Нанга, европейской живописи, а также школа, ратовавшая за возрождение в живописи стиля ямато-э, т. е. старого японского стиля. Периода Хэйан Начиная с X века в японской живописи выделяют направление ямато-э, картины представляют собой горизонтальные свитки, которыми иллюстрировали литературные произведения. Своеобразным стимулом для развития японской живописи в IX веке явилось учение одной из махаянистских сект (мёо) о том, что для избавления мира от страданий и горестей необходимо лишь создать изображение бодисатвы определенного, но неизвестно какого вида.
Живопись в Японии имеет в своей истории развития несколько этапов.
Часто одни и те же художники работали и в той и в другой технике. Художники и-маки (E-maki) разработали системы условных рисунков, которые визуально передавали эмоциональное содержание каждой сцены. Укиё-э (яп. Его работы, в отличие от многих других бывают и полихромными. Темой для живописного свитка «Ловля сома тыквой-горлянкой» послужила дзэнская загадка (коан) о том, как поймать скользкого сома при помощи отполированной тыквы-горлянки. Ее придумал Асикага симицу и приказал художнику выполнить для него ширму с данным сюжетом. Соответственно в живописи возросла роль декоративных интерьеров, росписей.
Кано Эйтоку (Kano Eitoku) разработал способ изображения грандиозных пейзажей на скользящих дверях, огораживающих комнаты. Поддерживаемый Окакурой и Феноллосой, стиль Нинонга (Nihonga) развивался под влиянием европейских движения периода до Рафаэля и европейского романтизма. Художники, работающие в стиле Йога, образовали Мейджи Биджусукаи (Meiji Bijutsukai, Общество изобразительного искусства Мейджи), чтобы проводить свои собственные выставки и вновь пробудить интерес к западной живописи.
P. 78). Развил направление он уже на родине. Важнейшее значение для Кангакай и будущей Нихонги имело привлечение в него Окакура Тэнсина (1862-1913) известного также как Окакура Какудзе, видного художественного критика, писателя, активного сторонника сохранения корневых основ традиционной культуры. Это позволяло им быть более гибкими и более свободными в творческих исканиях.
Западные стиль живописи официально продвигался правительством. Из 64 картин 4 картины были посвящены теме сумо, а остальные — кабуки.
Эта особенность станет одной из отличительных черт Нихонга. Однако, главным в творчестве мастера стали пейзажи, выполненные в монохромной технике суйбокуга («живопись тушью и водой»). Один из самых известных и популярных – Такаши Муроками (Takashi Murakami), вместе со своими коллегами по студии Каикаи Кики (Kaikai Kiki). Исходя из этого постулата, они изображали не более пяти фигур в одном месте, остальные же располагались в других местах. Интересна судьба упомянутой выше гравюры на дереве — укиё-э. Эти огромные ширмы и настенные рисунки должны были украшать дома и дворцы военной знати. Возможно, следуя этой традиции, Кадзан Ватанабэ (1793–1841) на своем свитке «Весенний пейзаж» (шелк, тушь, подрисовка) изобразил поэта Басё, создателя трехстиший хокку (хайку).
Примеры этого жанра включают в себя работы школы Нагасаки, а также работы школы Маруяма-Шиджо (Maruyama-Shijo), объединившей китайские и европейские влияния с традиционными японскими элементами. Третья важная тенденция периода Эдо – подъем жанра Бунджинга (Bunjinga иллюстрации к литературным произведениям), также известного как школа Нанга (Nanga, Южная школа живописи). То:сю:сай Сяраку.
второе поколение художников Никонга образовало Академию японского изобразительного искусства (Japan Fine Arts Academy, Nihon Bijutsuin), чтобы составить конкуренцию финансируемому правительством Бантен и хотя они продолжали использовать традиции ямато-и использование западных способов изображения перспективы и западных представлений о пространстве и освещении постепенно уменьшало разницу между нихонгой и йогой. Именно на парных ширмах написаны Красные и белые цветы сливы – самое значительное и знаменитое из сохранившихся произведений великого художника Огата Корина (1658 – 1716), шедевр, по праву причисляемый к лучшим созданиям не только японской, но и мировой живописи. Тэнсин считал, что подлинное развитие национальной живописи на новом историческом витке должно происходить посередине между позициями консервативных традиционалистов и приверженцев европейского искусства и назвал эту концепцию «третьим поясом». Так, с X века с целью распространения среди верующих знаний о событиях буддийской священной истории в массовом порядке создавались так называемые эмакимоно (длинные горизонтальные свитки), на которых изображались сцены из буддийской священной истории или из связанных с нею притч. Сначала этот жанр был имитацией работ китайских художников-любителей времен династии Юань, чьи работы и техники пришли в Японию в середине XVIII века. Вместе с тем влияние искусства каллиграфии на живопись Японии не следует преувеличивать. Своеобразным стимулом для развития японской живописи в IX веке явилось учение одной из махаянистских сект (мёо) о том, что для избавления мира от страданий и горестей необходимо лишь. вступает в период расцвета.
Центрами культуры и искусства позднего средневековья (оно затянулось в Японии практически до XIX века) становятся наряду с древними городами Нара и Киото новая столица Эдо (современный Токио), Осака, Нагасаки и др. Это объединение до начала 20 века пользовалось поддержкой императорского двора.
Эмакимоно включали в себя иллюстрированные художественные произведения (например, Генджи Моногатари (Genji Monogatari) исторические хроники (например, Бэн Дайнагон Экотоба (Ban Dainagon Ekotoba) и религиозные записи. Яматоэ, это – разрисованные бёбу (ширмы), фусу-ма (перегородки) и все возможные принадлежности японского быта, строившегося так, что внутреннее помещение составляло одну единственную площадь, которую можно было в любой момент превратить в несколько независящих друг от друга отсеков, оградив отдельные участкиширмамиили разделив их друг от друга съемными плотными бумажными перегородками. Позднее стала популярной пейзажная гравюра. га с ее чужеродной художественной системой даже и неплохо освоенной, не могла стать «знаменем» национального художественного самовыражения, в то время как представители Нихонга имели возможность осмыслить характер и наиболее значимые тенденции отечественного искусства на широком историческом фоне, преломляя их через призму нового мышления, новых запросов общества и собственного художественного видения. В XIV веке развивается стиль суми-э (монохромная акварель), а в первой половине XVII века художники начинают печатать укиё-э — гравюры на дереве изображавшие гейш, популярных актёров театра кабуки и пейзажи. Получив название – Яматоэ (живописьЯмато).
Для японской живописи, как и для литературы, характерно отведение ведущего места природе и изображение её в качестве носительницы божественного начала. Японский исследователь Такаси Исикава, говоря о ма, отметил: «Художник через пустое пространство может выразить такие явления природы, как туман, дымка, облака, вода или дать намек на бесконечность мира». Японская живопись (яп. Однако основа японского суми-э осталась неизменной. В этом стиле работали такие художники, как Ике но Таига (Ike no Taiga), Урагами Гиокудо (Uragami Gyokudo), Йоса Бусон (Yosa Buson), Таномура Чикуден (Tanomura Chikuden), Тани Бунчо (Tani Buncho) и Ямамото Баитсу (Yamamoto Baiitsu). Из-за строгой финансовой и социальной политики сёгуната Токогава дорогие произведения этих жанров и стилей были лимитированы для высших слоев общества и недоступны, даже запрещены для низших классов. Так работал знаменитый Кесай Каванабэ (1831-1889), принадлежавший к школе Кано, но вносивший в свои работы помимо характерной для него яркой экспрессии стилистические черты других школ, в частности Укиё и довольно смело обращавшийся к европейским приемам.
Работы Эйтоку отличаются элегантностью и уникальны по мастерству исполнения., годы жизни неизвестны) — японский художник-портретист периода Эдо. Предполагают, что они были созданы художником в четыре периода. Первоначально японские художники, отчасти в связи с характером тематики, над которой они преимущественно работали (буддийская живопись), находились под сильным китайским влиянием: писали в китайском стиле или стиле кара-э.
Простые рисунки из палочек и геометрические композиции встречаются на гончарных изделиях периода Йомон (Jomon) и на бронзовых колоколах дотаку периода Яёй (Yayoi) (300г. Примером такого сочетания является живопись на ширмах. Японская живопись (яп. кайга. Европейский стиль искусства активноподдерживалось властями, отвергая старые традиции. трад.
Это привело к серьезным изменениям и во внутренних делах стран, таким как ликвидация сёгуната (военного режима) и восстановление императорского правления. Одной из важных групп художников была школа Тоса (Tosa), которая использовала традиции ямато-и и была известна, в основном, благодаря работам небольших масштабов и иллюстрациям к литературной классике в книгах или эмаки (emaki). Отлично выписана черная лошадиная голова на переднем плане. Слово э в термине укиё-э означает «картина». Он оставил после себя 142 картины, которые были выданы при содействии Цутаи Дзюдзабуро. Вторая серия из 38 картин была написана в августе-сентябре.
В произведении Минтё присутствуют все основные элементы «идеального пейзажа»: небольшая хижина с фигуркой человека, камни, омываемые горным ручьем и проступающие сквозь туманную дымку вершины гор.
Вообще искусство эпохи Эдо (1615-1868) характеризуется особым демократизмом (потребителями его являются самые широкие круги горожан — третьего сословия) и сочетанием художественного и функционального. Гравюры третьего периода художник создал в конце 1794 года. Одна из значительных школ, появившихся в начале периода Эдо – школа Римпа (Rimpa), которая использовала классические сюжеты, но представляли их в смелом и ярком формате. Но, пожалуй, самыми заметными являются отличия в тематиках.
Популярными были изображения театра кабуки, проституток и пейзажи. Например, декоративный натурализм школы римпа (rimpa), для которого характерны великолепные чистые цвета и подтеки краски, был отражен в работах многих художников после войны и в картинах Хикосаки Наоёши (Hikosaka Naoyoshi) в 1980-х.
Однако довольно быстро связь прервалась, страны развивались параллельно (не без взаимного влияния, конечно же). Это и определяет стиль и технику данного искусства.
Первоначально японские художники, отчасти в связи с характером тематики, над которой они преимущественно работали (буддийская живопись), находились под сильным китайским влиянием: писали в китайском стиле или стиле кара – э. Но со временем в противовес картинам в китайском стиле кара – э стали появляться светские по тематике картины в японском стиле или стиле ямато – э (живопись Ямато). Этот период ознаменовался разделением изобразительного искусстваЯпонии на конкурирующие западные и традиционные стили. Западный стиль живописи (Йога, Yga) официально поддерживался правительством: подающих надежды молодых художников посылали учиться за границу иностранные художники нанимались, чтобы проводить занятия в японских школах. Однако после начальной популярности западного стиля, маятник качнулся в другую сторону и, ведомое критиком Окурой Какузо (Okakura Kakuzo) и преподавателем Эрнестом Феноллоса (Ernest Fenollosa), возродилось признание традиционных японских стилей.
Живопись в Японии появилась в самый древней период истории страны. К ним относится и Сообшество Карандаша (Fusain Society, Fyuzankai), которое тяготело к постимпрессионизму, особенно фовизму. Считается, что "новый стиль" живописи, появившийся в Японии около 1413 года, характеризуется изображением широких пространств, что было характерно для китайской живописи того периода. К концу XIV века одноцветные изображения пейзажей (сансьюга, sansuiga) получили одобрение правящей семьи Ашикага (Ashikaga) и стали предпочтительным жанром среди художников дзен, постепенно отходя от китайских корней и приобретая японские особенности. Наиболее известные художники периода Муромачи – священники-художники Шубун (Shubun) и Сесшу (Sesshu). О художественных достоинствах исторических самурайских эмакимоно (свитков) указанного времени можно судить по фрагменту из Хэйдзи – моногатари с изображением одного из эпизодов войны – Битвы у Рокухара.
Начальный этап развития Нихонга связан с эпохой Мэйдзи. В этот период на японскую живопись оказал влияние Китай.
Затем изготовлялись черно-белые оттиски, на них художник наносил необходимые цвета. Резчик изготавливал необходимое количество (иногда более тридцати) печатных форм, каждая из которых соответствовала одному цвету или тону. В отличие от обычных гравюр суримоно не продавали в книжных лавках.
В XIV веке развивается стиль суми-э (монохромная акварель), а в первой половине XVII века художники начинают печатать укиё-э — гравюры на дереве изображавшие гейш, популярных актёров театра кабуки и пейзажи. В их основе лежала идея Пустоты. Главные мотивы его творчества – лирические сцены с преимущественным вниманием не к действию, а к передаче чувств и настроений: нежности, грусти, любви.
С 1903 – 05 гг. Японская живопись суми-э или суйбокуга, в переводе означает «рисование тушью».
путешествовал за границей, проводя выставки в Индии, США и Европе. Позднее, с периода Хэйан (794–1185), на гравюрах появились божества и исконно японского синтоистского пантеона, а также священные животные (черепаха, журавль, карп). Процесс формирования живописного направления проходил необычайно интенсивно и плодотворно. Самые известные работы в стиле эмаки можно увидеть в японском эпосе «Повести о Гендзи», который датируется 1130 годом, хотя написан мог быть и раньше.
Это эмакимоно написано тушью. н. э. ). С принятием китайской письменности (канджи), китайской модели государственного управления буддизма в период Асука, в Японию пришли множество картин из Китая, начали появляться местные произведения в таком же стиле.
Слово укиё, дословно переводящееся как «плывущий мир», является омофоном к буддистскому термину «мир скорби», но записывается другими иероглифами. В его созданиях, как бы причудливы и экзотичны они ни казались на первый взгляд, проступают общечеловеческие, присущие всякому народному искусству идеи и средства выражения. В Киото процесс начался несколько раньше. Дзёунся просуществовала около 20 лет и затем была реорганизована в Косо Кёкай (Ассоциацию живописи) которая стала чисто профессиональным объединением художников Нихонга.
Не случайно ее так и назвали – укиё – э (слово укиё означает в переводе земное, мирское, обиходное). Для таких свитков особенно характерны благопожелательные сюжеты и природные мотивы. Для продолжения работы в этом направлении, в 1931 году была сформирована Независимая ассоциация искусств (Independent Art Association, Dokuritsu Bijutsu Kyokai). Во время Второй мировой войны контроль и цензура со стороны правительства означали, что допускались только патриотические сюжеты.
Над каждой вещью (как правило, не более 10 см в высоту) мастер трудился иногда целые годы. Этот курс продолжили Леонард Фоуджита (Leonard Foujita) и Общество Ника, добавив элементы сюрреализма. Западные стиль живописи официально продвигался правительством. Следует отметить, что в Японии понятие Нихонга обозначает всю национальную живопись со времени ее появления в эпоху Хэйан (794-1185), оставляя в стороне Кара-э («китайскую живопись») и иностранную живопись, в том числе и произведения японских художников, выполненные в западной манере. Вероятно, жил между 1763 и 1820 годами. Особенную элегантность получила монохромная техника. В конце XVIIвека понятие укиё стало обозначать современный мир, мир земных радостей, единственно реальный мир земной любви и наслаждений.
Во многом, считающаяся вторичной, культура страны восходящего солнца, действительно, в самом начале была «детищем» китайской. Он приехал в 1876 году читать лекции в Токийский университет и довольно быстро стал горячим поклонником японского искусства и особенно живописи. н. э. ). В XVIII веке Судзуки Харунобу внедрил технику многоцветной печати для изготовления нисики-э («парчовые картинки»).
Хотя Фенеллоза был связан с токийским художественным кругом, он в определенной степени повлиял и на мастеров Киото, куда приезжал в 1884 и 1886 году для осмотра коллекций произведений искусства, хранящихся в буддийских и синтоистских храмах. Она разделялась на два вида: театральная гравюра и бытописательная гравюра. Школа Кано (Kano) получила покровительство Оды Нобунаги (Oda Nobunaga), Тойотоми Хидеёши (Toyotomi Hideyoshi), Токугавы Иеясу (Tokugawa Ieyasu) и их последователей, её размер и престиж сильно выросли. Меньше красочности, картины не столь насыщены, господствует минимализм.
Ibid. Некотопые художники уже преодолели это расстояние, подобно знаменитому живописцу Шиноде Токо (Shinoda Toko). Он рисует аниме и картины в похожих стилях, но также делает скульптуры и картины в более традиционных стилях, намеренно стирая грани между коммерческой и эстетической живописью. Например, монохромный пейзаж с одним ярким цветовым пятном – красным заходящим солнцем.
Вместе с тем влияние искусства каллиграфии на живопись Японии не следует преувеличивать. Рисунки на этих свитках проникнуты своеобразным юмором. Многие его картины включены в число Национальных сокровищ Японии.
кайга, «картина, рисунок»)— один из наиболее древних и изысканных японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей. Многие его картины включены в число Национальных сокровищ Японии. Так, в 1865 году завершился затянувшийся средневековый период Эдо (с 1603 года) и начался период Мэйдзи (по имени императора), первый этап новой истории стран, который ознаменовался колоссальными переменами в жизни всего общества, связанными с освоением достижений западного мира.
Начиная с эпохи Мэйдзи, живопись стала использоваться не только в качестве украшения домашних интерьеров. Среди немногих (около 40) сохранившихся работ художника — портрет священника Сойти (1202—1280), основателя этого монастыря, отличающийся высокой драматичностью и реалистичностью изображения. Японская живопись (яп. «неясная манера») в котором отсутствуют контурная линия и изображение имеет размытые очертания. Кано Эйтоку работал по заказам полководцев Оды Нобунаги и Тоётоми Хидэёси. Тайкан и Сюнсо, разрабывая жанр пейзажа, создали новый технический прием – моротай (букв. Он выступил в роли главного теоретика и создателя концепции новой живописи.
В период Муромати (1392 – 1578) соотношение между буддийской живописью, живописью в японском стиле и монохромной живописью решительно сдвигается в пользу последней. Ibid. p. 18). Гравюры в стиле укиё-э — основной вид ксилографии в Японии. О жизни Тосюсая Сяраку почти ничего не известно. "Осада дворца Санджо" (Siege of the Sanj Palace) – еще один знаменитый пример этого стиля.
Этот термин достаточно сложен и многозначен. В юности он ушел в монастырь, где принял учение Дзэн. Картины рисуются и рисовались монохромными с использованием туши (мумии) которая делалась из древесного угля и сажи, разбавленных водой к необходимых пропорциях. Именно такое умонастроение захватило художников и стало проявиляться в искусстве того времени.
Например, цукими (любование луной) — поклонение полнолунию, ханами (любование цветами) — ритуальное, каким оно было в старые времена и т. д. Подобные жанровые сюжеты отлично вписывались в пейзажи, но в них также помещались и такие сюжеты, как, например, цуйна – изгнание злых духов или бед, такой обряд совершался при каждой смене сезона. Идеи Дзэн охватили почти все области деятельности — боевые искусства, театр, архитектуру, чайную церемонию и, особенно, живопись Японии. Монастырь Сёкокудзи относился к школе Риндзаи-дзэн известной также под названием «школа внезапного просветления». Именно ему принадлежит заслуга развития метода цветной гравюры. Возникшая на стыке искусства и ремесла, японская гравюра действительно имела все признаки массовой культуры -- тираж, доступность, дешевизну. Одновременно оно могло пониматься как «быстротекущий мир наслаждений». Однако с течением времени художественное качество рисунков эмакимоно возросло и лучшие из них весьма выразительны и совершенны.
Творческая активность приходится на 1793—1794 годы. Укиё-э, как особая художественная школа, выдвинула целый ряд первоклассных мастеров., «картина, рисунок») — один из наиболее древних и изысканных из японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей. В XVIII веке Судзуки Харунобу внедрил технику многоцветной печати для изготовления нисики-э («парчовые картинки»). P. 92).
Первыми собирателями японской ксилографии в Европе стали люди искусства – Эдуард Мане, Эдгар Дега, Ван Гог, Камиль Писсарро, Поль Гоген, Пьер Боннар, Анри Тулуз-Лотрек, Жюль и Эдмон Гонкуры, Эмиль Золя. Однако позднее ямато-и стал использоваться и по-другому (особенно в конце периода Хэйан), например, на свитках эмакимоно (emakimono). Работы Эйтоку отличаются элегантностью и уникальны по мастерству исполнения. В период Муромати (временной отрезок с первой половины XIV века по вторую половину XVI века) на первый план выходит тенденция, прославившая японскую живопись на весь мир. – Хсен-цу (Hsien-tzu) в момент, когда он достиг просветления.
Во время данного периода в Японии грянуликолоссальные политические перемены. Позднее открыли отдельную школу Нихонги. Влияние популярности гравюр укиё-э на европейское искусство XVIII века называют японизмом. Высочайшего уровня жанр японской гравюры достиг в творчестве Кацусика Хокусая (1760 – 1849). «Пустота» такого рода рождает образы и идеи, которые иным образом появиться не могут. Творческое воображение художников заработало вовсю.
Она состояла из портретов актёров во весь рост. Укиё – э, как особая художественная школа, выдвинула целый ряд первоклассных мастеров. Примером такого сочетания является живопись на ширмах.
На свитке изображен рыболов, стоящий на берегу реки и пытающийся поймать сома. Идеи Тэнсина получили реальное претворение в творчестве выпускников Нихон бидзюцуин. В период Тайшо европейские стили доминировали над традиционными. Период Мэйдзи Со второй половины XIX века было отмечено разделение искусства на конкурирующие европейский и традиционный стили. Спустя век, художник Корин (Korin) переработал стиль Сотатсу и создал великолепные картины в своем собственном стиле. Другой важный жанр, появившийся в период Азучи-Момояма, но достигший пика своего развития в начале периода Эдо – Намбан (Namban), который изображал экзотичных иностранцев и использовал экзотичный иностранный стиль изобразительного искусства. Тщательно прорабатывали и вырисовывали детали., годы жизни неизвестны) — японский художник-портретист периода Эдо.
Гравер, наклеив рисунок лицевой стороной на доску продольного распила (для этого использовалась древесина вишни иногда груши или самшита), вырезал первую печатную форму. По стилю они напоминают китайские картины времен династии Су (Sui) или позднего периода Шестнадцати королевств. Укиё-э («картинки плывущего мира») — один из популярнейших стилей японского изобразительного искусства периода Эдо, появился он в первой половине XVII века, а во второй половине XIX века пришёл в упадок. Нередко в пейзажные картины вводился жанр из репертуара нэнтю-гёдзи (годового обихода) — обрядов, связанных с определенным сезоном, которых получалось двадцать четыре или каким-либо одним днем. Простолюдины разработали альтернативный вид живописи – фузокуга (fuzokuga), в котором изображались сцены простой, повседневной жизни обычных людей.
Первоначально японские художники, отчасти в связи с характером тематики, над которой они преимущественно работали (буддийская живопись), находились под сильным китайским влиянием: писали в китайском стиле или стиле кара-э. Инициатором учреждения Кангакай был, как ни странно, американский преподаватель философии Эрнест Фенеллоза (1853-195). Красавицы, запечатленные в живописи, утрачивали индивидуальные черты, поскольку художникам важно было передать в создаваемом образе идеализированное представление о прекрасной женщине, отстраненное от обыденности реальной жизни (рис. 72).
Только после этого можно уловить подлинный смысл вещей. Восточные мастера намеренно изолировали один персонаж от другого (что видно в работе Кано Мотонобу), вводили между ними интервалы, считая, что формы (персонажи) нужно связывать не столько зрительно, сколько мысленно. На художественную ценность укиё-э обратили внимание достаточно поздно, долгое время в Японии этот жанр почитался как «низкий». Монастыри были главными очагами культуры в средневековой Японии.
Художник Утамаро (1753 – 1806) представляет собой, может быть, уникальный в истории мировой живописи пример мастера, безраздельно посвятившего свое творчество изображению женщин – в разных жизненных обстоятельствах, в разнообразных позах и туалетах. Самым известным мастером театральной гравюры является Тёсюсай Сяраку. Эта форма искусства стала популярной в городской культуре Эдо (современный Токио) во второй половине XVII века.
Более условны, почти как маски театра Но, напряженные лица самураев на заднем плане. Эта точка зрения была справедлива только отчасти.
Монохромная техника представляла собой более утонченный вариант. до н. э. – 300г. Гравюры третьего периода художник создал в конце 1794 года.
Соответственно в живописи возросла роль декоративных интерьеров, росписей. Но и они поданы в броске, в движении. Первым и наиболее популярным стал жанр бидзинга («картины красавиц»).
Несомненной находкой Кано Масанобу стало соединение в рамках одного произведения элементов двух классических жанров — пейзажа и катёга («цветы-птицы»). Из 64 картин 4 картины были посвящены теме сумо, а остальные — кабуки. О жизни Тосюсая Сяраку почти ничего не известно. Высочайшего уровня жанр японской гравюры достиг в творчестве Кацусика Хокусая.
И-маки также являются одними из самых ранних и великолепных примеров стилей живописи отоко-и (otoko-e, мужские картины) и онна-и (onna-e, женские картины). Эллен Конант исследовательница японской живописи, писала о том, что Маруяма Окё (1733-1795) основатель школы Маруяма, привлек много одаренных учеников и последователей и создал очень перспективное направление, которое стало доминирующим в художественном мире Киото вплоть до Реставрации Мэйдзи (1868). Вскоре японские пейзажи стали одной из предпочтительных тем для изображения. Гохуа (кит. Особенной известностью пользуются его работы, объединённые в сборнике «36 видов Фудзи»: в его картинах Фудзи впервые появляется как символ Японии.
В 1895 году Окакура Тэнсин со своими учениками и единомышленниками организовал Независимый Токийский институт искусств (Нихон бидзюцуин), выставки которого получили название «Интэн». Художники, перестали изображать будд и как один стали изображать людей. И изначально техника не имела какой-либо эстетической стороны. Шедевры японской живописи этого периода оказали большое влияние на европейскую живопись. Реализм школы Маруямы Окио (Maruyama kyo) и каллиграфический и спонтанный Японский стиль также практиковались в восьмидесятых.
Этот стиль стал основой жанра Кара-и, который оставался популярным в начале периода Хэян. Примером такого сочетания является живопись на ширмах.
Традиционная живопись Китая, как портретная, так и пейзажная или жанровая, разительно отличается от западной. Начальный этап в развитии сюжетной гравюры связан с именем Хисикава Моронобу (1618--1694). Самое ранее из подобных изображений датируется 1053 годом и находится в Бёдо-ин (Byodo-in), храмеУджи (Uji) вКиото.
Но с течением времени в ней появляются контурные линии. Для представителей западной художественной школы японский стиль укие-э стал не просто одним из экзотических стилей живописи, а настоящим источником вдохновения и заимствования определенных деталей., «картина, рисунок») — один из наиболее древних и изысканных из японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей. создать изображение бодисатвы определенного, но неизвестно какого вида. Важную роль в жизни городов играли так называемые «веселые кварталы», бывшие единственным местом, где горожанин мог ощутить себя свободным, независимым человеком, которому доступны все земные радости. В период Муромати (1392-1578) соотношение между буддийской живописью, живописью в японском стиле и монохромной живописью решительно сдвигается в пользу последней.
Творческая активность приходится на 1793—1794 годы. Их издавали частным образом и для этого применяли особые краски и особую технику печати. Но каких именно. Многих европейских художников привлекал в работах японских мастеров не только национальный колорит, но и удивительные композиционные построения, неожиданные ракурсы, тонкое чувство линии и цвета. Резчик изготовлял нужное число (до нескольких десятков) печатных форм, которые сочетались с заданным фоном или окраской. Творческая судьба Хокусая необычна.
Самый ранний сохранившийся пример находится в пятиярусной пагоде Дайго-джи (Daigo-ji), храме на севере Киото (Kyoto). Типичным примером такой живописи является изображение священником-художником Као (Kao) легендарного монаха Кенсу (Kensu, в кит. Альбомный лист и иллюстрации на свитках (эмаки) как основные форматы живописи появились практически одновременно с ямато-э. Яматоэ — живопись Ямато — противопоставлялось караэ — живописи Китая. Она зарождалась почти параллельно в двух основных культурных центрах: древнем Киото и неофициальной столице — Эдо (с 1865 года Токио).
Они включают в себя настенные рисунки в гробнице Такамацузука, относящиеся к 700г. Китайские мастера придерживались принципа: разнообразие — закон природы, но не композиции. Не случайно ее так и назвали — «укиё-э» (слово «укиё» означает в переводе темное, мирское, обиходное»). В своей знаменитой книге «Идеалы Востока» (1904) он писал «Свобода является величайшей привилегией художника, но это всегда свобода в смысле постоянного самосовершенствования» (Kawakita Michiaki, Ibid. Тосюсай Сяраку (яп., «картина, рисунок») — один из наиболее древних и изысканных из японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей. Японские художники в отличие от западных не создают иллюзию сплошной поверхности картины, а оставляют большие пространства незаполненными, называя этот прием ма – «промежуток», «пауза».
В буддийской живописи также появляются новые формы. Японская гравюра в 1780-1790 гг. Настенная живопись с геометрическими и образными композициями были найдены во множестве склепов периода Кофун (Kofun) (300-700гг.
Но со временем в противовес картинам в китайском стиле кара-э стали появляться светские по тематике картины в японском стиле или стиле ямато-э (живопись Ямато). А. С. Пушкина. В пропаганду правительства было вовлечено множество художников и критическими обзорами их работ дело не ограничивалось. После войны, в 1947 году была создана спонсируемая правительством Японская академия искусств (Japan Art Academy, Nihon Geijutsuin), включающая отделы как по нихонге, так и по йоге. Этот мастер соединил черты школ Кано, Тоса, Маруяма и китайской живописи периода Мин (1365-1644) и Цин (1644-1912). Но уже в 1867 году появилась одна из первых художественных организаций – Дзёунся («Объединение, подобное облаку»), в которую вошли представители всех живописных течений Киото, а также известные коллекционеры, антиквары, знатоки искусства, ученые.
Его отец, Кано Масанобу, происходил из военного класса и был придворным живописцем сегуна Аси-кага Как художник, обслуживающий аристократические кланы, Масанобу был приверженцем китаизированного направления (канга) в искусстве. Гравюры укиё-э были доступны по цене из-за возможности их массового производства. Однако к середине периода Нара стали популярны изображения в стиле династии Танг (Tang).
Главными японскими живописцами этого периода были Ясуи Сотару (Yasui Sotaro) и Умехара Рязабуру (Umehara Ryuzaburo), которые привнесли в традиционные японские стили понятия чистой и абстрактной живописи, таким образом сделав японскую живопись более содержательной. Термин Гохуа (буквально, «живопись страны» или как сокращение от Чжунго хуа (), «Китайская живопись») был введён в конце XIX — начале XX века как противопоставление сиянхуа (), то есть — западной («заморской») живописи. В домах богатых людей ширмы и перегородки всегда расписывались. Широко распространено изображение портретов важных государственных деятелей.
Это был особый мир, где не существовало обыденных житейских проблем и социального неравенства. Под воздействием идей Фенеллозы Коно Байрэй в содружестве с единомышленниками организовал в 1886 году «Общество изучения живописи для начинающих художников» (моложе 30-ти лет). Вероятно, жил между 1763 и 1820 годами. Творческая судьба Хокусая необычна.
Transcending the Past. Однако это не всегда приводило к большим достижениям. Вторая серия из 38 картин была написана в августе-сентябре. Ко второму поколению группы Тэнсина принадлежит Ясуда Юкихико (1884-1978)., кобаяси Кокэй (1883-1957), Маэда Сэйсон (1885-1936) и др. кайга. То же назначение сохранялось у них и в последующем периоде Эдо (Edo), когда сёгунат Токугава (Tokugawa) продолжил продвигать работы школы Кано как официально санкционированный вид изобразительного искусства для сёгуна, феодалов (daimyo) и императорского двора. Однако, в период Азучи-Момояма существовали и развивались художники и течения в живописи, не относящиеся к школе Кано они перенимали китайские тематикии применяли их с использованием японских традиций. Она состояла из портретов актёров во весь рост.
Помимо традиционной живописи в Японии активное распространение получила гравюра на дереве. Картина относится к жанру сигадзику («стихоживопись»)., упр. Чаще всего — это был определенный пейзаж, но не всякий, а лишь только такой, в котором был свой особый пейзажный «сюжет», например цукинамиэ сикиэ (смена времен года), (движение луны по небосводу). Именно на парных ширмах написаны Красные и белые цветы сливы -- самое значительное и знаменитое из сохранившихся произведений великого художника Огата Корина (1658--1716), шедевр, по праву причисляемый к лучшим созданиям не только японской, но и мировой живописи.
В 1887 году Министерство образования при поддержке лидеров Кангакай открыло Токийскую школу искусств с отделением Нихонги. Дед мастера, Кано Мотонобу, был придворным художником сегунов Асикага. Плодовитейший мастер, -- ему принадлежит свыше 30 тысяч гравюр и рисунков, более 500 иллюстрированных книг, -- он обрел творческую индивидуальность лишь в преклонном возрасте, накопив за долгую жизнь великое множество знаний, навыков, умений, достигнув подлинной мудрости в видении мира и человека. Дед мастера, Кано Мотонобу, был придворным художником сегунов Асикага. Мастерство художника в передаче движения, жеста не может не вызвать восхищения. Например.
Вслед за бытовой живописью гравюра стала называтьсяукие-э. Но с течением времени в ней появляются контурные линии. Не случайно ее так и назвали -- укиё-э (слово укиё означает в переводе темное, мирское, обиходное). На гравюрах изображались прекрасные гейши (бидзин-га), массивные борцы сумо и популярные актёры театра кабуки (якуся-э). Направление формирования этого вида живописи во многом определялось вкусами горожан.
После кончины Сэйки кояма (1793-1865) видного мастера школы Сидзё, фактического лидера этого временного выставочного объединения, оно прекратило свое существование. Сьюбокуга (Suibokuga), строгий одноцветный стиль живописи использующий чернила, появившийся в эпоху династий Сунг (Sung) и Юань (Yuan) в Китае, в значительной степени заменил собой многоцветные иллюстрации в свитках предыдущего периода, хотя многоцветная портретная живопись сохранилась, в основном в форме картин "чинзо" (chinso) монахов Дзен. История японской живописи прошла в своём развитии несколько этапов. При этом подверглись изменению как формы «бытования» искусства, так и его общественная функция.
Период Камакура (занимает временной промежуток с конца XIIвека по первую половину XIV века), занимавший временной отрезок с конца двенадцатого века и по первую половину четырнадцатого века, характеризуется изменением стилей, поисками новых способов изображения жизни. Предполагают, что они были созданы художником в четыре периода. Так, с X века с целью распространения среди верующих знаний о событиях буддийской священной истории в массовом порядке создавались так называемые эмакиномо (длинные горизонтальные свитки), на которых изображались сцены из буддийской священной истории или из связанных с нею притч. Техника печати с деревянной доски, пришедшая из Китая одновременно с распространением буддизма известна уже с периода Нара (710–794).
Золотым веком укиё-э считается конец XVIII — начало XIX веков. Все "учения" живописи Нью-Йорка и Парижа были приняты с широко раскрытыми объятиями. Интересна судьба упомянутой выше гравюры на дереве -- укиё-э. С именами Судзуки Харунобу и Утамаро Китагава связана также японская эротическая живопись.
Его картины изображают послевоенное общество Японии и выражают его отношение к нему и на вид кажутся безобидными. В работах японских художников появлялось все больше западных мотивов, стиль европейского искусства во многом повлиял на творчество таких японских художников, как Маруяма Окио, Мацумара Гошун и Ито Якусю, которые при всей европеизации умело совмещали в своих работах традиции японской, китайской и западной живописи.
В 1889 году переехад в Токио для учебы в школе Кано у художника Юки Масааки. Возникшая в XVIIвеке в среде набиравшего силу «третьего сословия» – горожан, ремесленников, торговцев – ксилография отражала их взгляды на искусство. Именно на парных ширмах написаны «Красные и белые цветы сливы» — самое значительное и знаменитое из сохранившихся произведений великого художника Огата Корина (1658-1716), шедевр, по праву причисляемый к лучшим созданиям не только японской, но и мировой живописи. Дзёсэцу — один из первых японских мастеров, работавших в стиле суйбокуга (живопись тушью). Если человек не обладает ясностью мысли, он станет рабом внешних обстоятельств.
Примером может служить не очень известная школа Хара в Киото, основанная Хара Дзайтю (1750-1837). Большое значение для судеб японской живописи, равно как и скульптуры имело распространение в стране буддизма, поскольку потребности буддийской культовой практики создавали определенный спрос на произведения этих видов искусства. p. 104).
Процесс создания гравюры выглядел следующим образом. Одновременно это -- картина, произведение искусства, определяющее эмоциональный тонус жилища, предмет эстетического созерцания. Позднее стала популярной пейзажная гравюра. Для японской живописи, как и для литературы, характерно отведение ведущего места природе и изображение её в качестве носительницы божественного начала.
Искусство эпохи Эдо (1615--1868) характеризуется особым демократизмом (потребителями его являются самые широкие круги горожан -- третьего сословия) и сочетанием художественного и функционального. Настроение японской живописи круто меняется. Центрами культуры и искусства позднего средневековья (оно затянулось в Японии практически до XIX века) становятся наряду с древними городами Нара и Киото новая столица Эдо (современный Токио), Осака, Нагасаки и др. Подобные районы существовали и в Осаке и в Эдо. Его значение как наставника молодых живописцев было чрезвычайно важным. Transcending the Past.
То:сю:сай Сяраку. В эпоху императора Мейджи (1868-1912) и его прозападной политики стиль укие-э, всегда тесно связанный с народной национальной культурой, существенно замедлил свое развитие и практически пришел в упадок. Первое время дзэн-буддизм в Японии находился под сильным китайским влиянием.
Они указывают на то, что это произведение относится к синтетическому виду искусства — сигадзику («стихоживопись»), объединившему в себе живопись, каллиграфию и поэзию. В XVI веке эти картины положили начало развитию гравюр на дереве для оттиска или укиёи (ukiyoe), которые в середине и в конце периода Эдо были основными носителями письменной информации. Используется также название шуймохуа (), то есть «живопись тушью», в противопоставление юхуа (), то есть «масляной живописи». Вот таким образом первым шагом должно быть изучение основного устройства формы.
Вообще искусство эпохи Эдо (1615 – 1868) характеризуется особым демократизмом (потребителями его являются самые широкие круги горожан – третьего сословия) и сочетанием художественного и функционального. Эта форма искусства стала популярной в городской культуре Эдо (современный Токио) во второй половине XVII века. Основоположником укиё-э считается японский художник и график Хисикава Моронобу Изначально гравюры были чёрно-белыми — использовалась лишь тушь, с начала XVIII века некоторые работы затем раскрашивались вручную с помощью кисти. Существовали и более обширные домашние коллекции, вот таким образом и создавалось так много подобных произведений, отражающих и широко распространенную в японском обществе благопожелательную символику и традиционную связь с природой. В 1914 году Никакаи (Nikakai, Общество Второго Дивизиона) создали выставку в оппозицию финансируемой правительством выставке Бантен. На традиционную японскую живопись периода Тайшо лишь слегка повлияли соперничающие европейские движения, такие как неоклассицизм и поздний постимпрессионизм. Занимателен тот факт, что к концу периода Тайшо начал возрождаться стиль Нихонга (Nihonga), перенявший некоторые черты постимпрессионизма. Таких героев называли «уединенным человеком, вольным мужем», который наслаждался покоем и созерцательностью одинокой жизни в горах, предавался беседам с друзьями и размышлениям о природе.
Интерес к женским персонажам не случаен. А ведь это лишь один из фрагментов свитка. Директором ее стал Тэнсин. Однако в действительности у этих направлений было больше различий, чем единства.
Оно пришло из Китая, но японцы решили назвать его по-своему. До Второй мировой войны практически в каждой японской семье имелось не менее 12-15 живописных свитков, предназначенных для вывешивания в токонома в связи с различными праздниками, фестивалями и прочими сезонными событиями игравшими важную роль в жизни общества и каждой отдельно взятой семьи. Эта церемония входила в «годовой обиход».
С постоянным развитием буддизма в Япониив направлениинового течения "Девственная земля" (Pure Land) в секте Джодо (Jodo) в X веке, в живопись добавился новый важный жанр: райгозу (raigozu), который изображает Будду Амиду (Buddha Amida), встречающего души верующих в своем Западном Раю (Western Paradise). Тосюсай Сяраку (яп. В этот период в Японию после долгого пребывания в Европе вернулись многие художники (включая Аришиму Икуму (Arishima Ikuma), принеся с собой техники импрессионизма и раннего постимпрессионизма.
Басё узнаваем, как и на изображенных тушью иллюстрациях к его дневнику «По тропинкам севера»: круглая лысая голова, большой нос, сосредоточенный грустный взгляд. Итак, мы познакомились с основными направлениями в истории японского искусства.
Он оставил после себя 142 картины, которые были выданы при содействии Цутаи Дзюдзабуро. Почти все эти художники интерпретировали стиль национальной школы Ямато-э (Ямато – одно из древних названий страны), отдавая предпочтение ярким цветовым сочетаниям, выразительности линий и форм. Но со временем в противовес картинам в китайском стиле кара-э стали появляться светские по тематике картины в японском стиле или стиле ямато-э (живопись Ямато).
Ее использовали монахи для самосовершенствования во время изучения Дзен. Раньше картины передавали оптимистичную, легкую и радостную атмосферу. На гравюрах изображались прекрасные гейши (бидзин-га), массивные борцы сумо и популярные актёры театра кабуки (якуся-э). Уже из первых его учеников вышли такие крупные мастера Нихонга как Тайкан кояма (1868-1958), Сюнсо Хисида (1874-1911) и Кандзан Симамура (1878-1930).
До XIXвека японцы практически не знали печатного станка. В этом плане любопытен западный взгляд на такое состояние. С развитием в Японии тайных буддистских сект Шингон (Shingon) и и Тендай (Tendai) в VIII и IX веках, стали преобладать религиозные картины, чаще всего изображавшие Мандалу (Mandala).
Они создали Кангакай (Общество поощрения живописи), ставшее одним из наиболее авторитетных и влиятельных среди множества художественных объединений активно возникавших в период Мэйдзи. Помимо этого он встречался с художниками и активно излагал свои взгляды на дальнейшее развитие японской культуры. Этим практически и ограничивается значение данного направления. Гравюру создавали художник, резчик и печатник. Начальный этап в развитии сюжетной гравюры связан с именем Хисикава Моронобу (1618 – 1694). Одним из наиболее популярных жанров японской мелкой пластики были нэцкэ. После абстракционизма 1960-х, 1970-е застали возвращение к реализму под влиянием таких течений, как "оп" и "поп", которые воплотились в 1980-х в великолепных работах Шиохары Ушио (Shinohara Ushio).
Только в 1854 году американцы используя свои военно-морские силы заставили Японию открыть границы в первую очередь для торговли с другими странами. Центром этого жанра стал портовый город Нагасаки (Nagasaki), который, после введения сёгунатом Токугавы политики изоляции, стал единственным японским портом, получившим разрешение вести торговлю с иностранными государствами Нагасаки стал единственным путем проникновения китайских и европейских влияний на искусство в Японию. Плодовитейший мастер, – ему принадлежит свыше 30 тысяч гравюр и рисунков, более 500 иллюстрированных книг, – он обрел творческую индивидуальность лишь в преклонном возрасте, накопив за долгую жизнь великое множество знаний, навыков, умений, достигнув подлинной мудрости в видении мира и человека. Не существовало даже четкого деления на мастеров живописи и гравюры. Мастер гравюр укиё-э.
Отличается не столько качественно, сколько самим подходом идеей, философией. Жанр «стихоживописи» пользовался большой популярностью среди монахов школы Дзэн и среди художников и поэтов, связанных с дзэнским учением. выдающийся мастер монохромной живописи Као Нин-га писал сильными, грубыми мазками.
Практиковались и многие старые школы, особенно периода Токугава. Буддийские сюжеты были одной из важных составляющих китайской живописи, хотя сам Кано Мотонобу редко обращался к этой теме. Свиток «Патриархи дзэн-буддизма» представляет собой групповой портрет основоположников Дзэн (всего их 6) в окружении учеников и на фоне канонического китайского пейзажа сан суй («горы-воды»). Украшали этот «земной рай» беззаботные красавицы, законодательницы мод известность некоторых из них соперничала со славой знаменитых актеров театра Кабуки. Художник Сотатсу (Statsu) развивал декоративный стиль живописи, воссоздавая сюжеты классической литературы используя блестяще раскрашенных персонажей и картины природы, противопоставленные фону из позолоты.
Эта картина также считается самым ранним примером японского стиля живописи Ямато-и (Yamato-e), в котором изображаются местности вокруг Киото. Работы Камиля Писарро (Camille Pissarro), Поля Сезанна (Paul Cezanne) и Пьера Августа Ренуара (Pierre Auguste Renoir) повлияли на живопись в начале периода Тайшо. Произведение Дзёсэцу выполнено в монохромных тонах, с несколькими акцентами красной краски (на тыкве-горлянке). кайга.
Верхняя часть свитка покрыта каллиграфическими надписями, большей частью поэтическими. Кано Эйтоку работал по заказам полководцев Оды Нобунаги и Тоётоми Хидэёси. Ма может содержаться в спектакле театра Но или Кабуки, в архаических танцах и песнях – пауза во время действия встихотворении – тогда это цезура вживописи или гравюре – это незаполненные «пустые» части поверхности бумаги или шелка. Гравюры укиё-э были доступны по цене из-за возможности их массового производства. В дзэнских храмах, естественно, как и прежде оставались изображения Амитаба и Каннон и всяких других персонажей буддийского пантеона, но это всего лишь дань уважения традиции, установленному порядку, новое же, что появилось в этих храмах и что занимало первое место, были так называемые – Тинсо (портреты людей) — живописные и скульптурные. Именно в Эдо (Токио), новой столице страны, началось становление нового направления в изобразительном искусстве – жанровой живописи, получившей название укиё-э («картины повседневной жизни»).
Искусственному сдерживанию общего развития способствовала самоизоляция Японии (с 1635 года) практически от всех внешних контактов. Блистательно возродив пейзажный жанр, давший в средние века такие шедевры, как Зимний пейзаж Сэссю, Хокусай вывел его из канона средневековья прямо в художественную практику XIX – XX веков, оказав и оказывая влияние не только на французских импрессионистов и постимпрессионистов (Ван-Гога, Гогена, Матисса), но и на русских художников Мира искусства и другие, уже современные нам школы. Такие картины делались быстрыми штрихами кисти и были минимально детализированы. Картина "Ловля сома на тыквенную семечку" (Catching a Catfish with a Gourd), написанная священником-художником Джосетсу (Josetsu), которая находится в храме Тайзо-ин (Taizo-in) в районе Миошин-Джи (Myoshin-ji) в Киото, отмечает собой поворотный момент в живописи периода Муромачи. Живопись в традиционном стиле (нихонга) продолжала оставаться модной, обновляя техники изображения, при этом сохраняя свойственные им особенности. Последний произвёл революцию в укиё-э, впервые применив технику цветной печати. (Nihonga.
Вся творческая жизнь Минтё прошла в монастыре Тофукудзи в Киото, входившем в так называемую систему «пяти храмов» (годзан), проповедовавшую китайскую культуру., картины (образы) изменчивого мира) — направление в изобразительном искусстве Японии, получившее развитие с периода Эдо. Слово укиё в древности обозначало одну из буддийских категорий и могло переводиться как «бренный мир» или «юдоль скорби». Сюжетами гравюр были в основном жанровые сценки из повседневной жизни города и его обитателей: торговцев, артистов, гейш.
В Токио становление новой живописи происходило иным образом. С целью сохранения и возрождения старых живописных школ эпохи Эдо в 1879 году при участии правительства было организовано Рютикай («Общество Драконового пруда») в 1887 году преобразованное в Японскую ассоциацию искусства. После путешествия Сюнсо – неоднократный участник и победитель многих собственно японских выставок. Все шло к объединению Востока и Запада. Принципы китайской живописи прослеживаются и в композиционном построении. В XVIIвеке формируется особое направление в искусстве, получившее название укиё-э.
Живопись укиё явилась непосредственным предшественником гравюры укиё. Финансирование правительством выставок прекратилось, но появились частные выставки, такие как Ниттен (Nitten), которые были даже обширнее. Художник делал контурный рисунок тушью на тонкой прозрачной бумаге. Шубун, монах монастыря Шококу-джи (Shokoku-ji) в Киото, написал картину "Чтение в бамбуковой роще" (Reading in a Bamboo Grove), реалистичный пейзаж с глубоким удалением в пространстве. Яркий пример — панно «Цветы и птицы», состоящее из сорока девяти свитков. В пейзаж легко вносилось например изображение лошадей, отбираемых в дворцовую конюшню., пиньинь: gu hu, палл. : гохуа) — термин для обозначения техники и стиля традиционной китайской живописи, в которой используются тушь и водяные краски на шёлке или бумаге.
Каждая гравюра -- ценный памятник живописного искусства, а серии в целом дают глубокую, своеобразную концепцию бытия, мироздания, места человека в нем, традиционную в лучшем смысле слова, т. е. укорененную в тысячелетней истории японского художественного мышления и абсолютно новаторскую, временами дерзкую, по средствам исполнения. Хисида Сюнсо родился в 1874 году в префектуре Нагано., картины (образы) изменчивого мира) — направление в изобразительном искусстве Японии, получившее развитие с периода Эдо. Слово укиё, дословно переводящееся как «плывущий мир», является омофоном к буддистскому термину «мир скорби», но записывается другими иероглифами. Гравюры в стиле укиё-э — основной вид ксилографии в Японии. Мастер гравюр укиё-э. В буддийской живописи также появляются новые формы.
И именно в этом ключе живопись дополняет дзэнская медитация. Эпоха Эдо (1603–1868) характеризуется определяющей ролью интенсивно развивающихся городов, ставших центрами расцвета торговли, ремесел и искусств. Большая часть пространства картины оставалась незаполненной, «пустой», а предстающие зрителю еле различимые вершины гор и пагод, человеческие фигуры, почти скрытые деревьями или камнями, как бы окутаны туманом. Китайский концептуальный пейзаж сан суй («горы-воды») носил созерцательно-философский характер, его образный строй основывался на передаче в живописи идеи беспредельности пространства, в котором жизнь природы и человека сливалась в единое целое. Такой взгляд отвечал главной мысли дзэн-буддизма, рассматривавшего природу как высшее проявление истины, гармонии и красоты, а сам пейзаж представал больше культовой и философской, нежели эстетической, категорией.
Влияние популярности гравюр укиё-э на европейское искусство XVIII века называют японизмом. Сохраняется даже портретное сходство.