Так, с X века с целью распространения среди верующих знаний о событиях буддийской священной истории в массовом порядке создавались так называемые эмакиномо (длинные горизонтальные свитки), на которых изображались сцены из буддийской священной истории или из связанных с нею притч. Также Цукиока ситоси считается одним из главных инноваторов. Реализм школы Маруямы Окио (Maruyama kyo) и каллиграфический и спонтанный Японский стиль также практиковались в восьмидесятых. Кано Сёэй родился в Киото в семье Кано Мотонобу, основателя японскойживописной школы. Как и китайская, японская живопись наполнена символами и метафорами. Виртуозно обыгрывал декоративный эффект белой поверхности бумаги.
Эти огромные ширмы и настенные рисунки должны были украшать дома и дворцы военной знати. С постоянным развитием буддизма в Япониив направлениинового течения "Девственная земля" (Pure Land) в секте Джодо (Jodo) в X веке, в живопись добавился новый важный жанр: райгозу (raigozu), который изображает Будду Амиду (Buddha Amida), встречающего души верующих в своем Западном Раю (Western Paradise). Во многом, считающаяся вторичной, культура страны восходящего солнца, действительно, в самом начале была «детищем» китайской. «Сосна и камелии» — образец позднего стиля Кайхо Юсё и оригинальный живописный шедевр. Долгое время японская монохромная живопись находилась под китайским художественным влиянием, однако, в период Муромати японские мастера все же сумели выработать собственный стиль. А у этого японского художника картины именно такие. Эта традиция, несомненно, началась в период раннего средневековья под влиянием Китая, но со временем стала рассматриваться как часть японских традиций, которая существует и сегодня. Большую роль в развитии японской живописи сыграло распространение в стране буддизма.
(1860—1919), который и дал ему псевдоним Косон. Шедевры японской живописи этого периода оказали большое влияние на европейскую живопись. А если рисуют опадающие лепестки – картина вызывает восхищение грустной красотой.
Цукиока ситоси (1839—1892) — японский художник. Резчик изготовлял нужное число (до нескольких десятков) печатных форм, которые сочетались с заданным фоном или окраской. Практиковались и многие старые школы, особенно периода Токугава. Его покровителями были и военный диктатор Тоётоми Хидэёси и император Го-Едзей.
Вместе с тем влияние искусства каллиграфии на живопись Японии не следует преувеличивать. Япония – одна из самых богатых историей и культурой держав. Популярными были изображения театра кабуки, проституток и пейзажи. Золотым веком укиё-э считается конец XVIII — начало XIX веков.
Именно ему принадлежит заслуга развития метода цветной гравюры. Абе Тошиюки родился в 1959 году в Японии. Сьюбокуга (Suibokuga), строгий одноцветный стиль живописи использующий чернила, появившийся в эпоху династий Сунг (Sung) и Юань (Yuan) в Китае, в значительной степени заменил собой многоцветные иллюстрации в свитках предыдущего периода, хотя многоцветная портретная живопись сохранилась, в основном в форме картин "чинзо" (chinso) монахов Дзен. Японская живопись (яп. Европейский стиль искусства активноподдерживалось властями, отвергая старые традиции.
Слово, кстати, японское. Утамаро обращался к сюжетам из жизни ремесленников, создавал пейзажи изображения фауны и флоры (альбомы гравюр «Книга о насекомых», 1788 и др. ), однако прославился произведениями, посвященными гейшам квартала сивара (альбом гравюр «Ежегодник зелёных домов сивара», 1804). Художник учился живописи в технической школе префектуры Исикава с 1889 по 1898 год. Художники и-маки (E-maki) разработали системы условных рисунков, которые визуально передавали эмоциональное содержание каждой сцены. Однако, сам художник не стремился быть в центре событий и слыл отшельником. Примером такого сочетания является живопись на ширмах.
Вначале был послушником, позднее, по некоторым сведениям, даже стал священником. Позднее Охара создал несколько гравюр изображающих военные действия (жанр «сэнсо-э») на тему русско-японской войны.
Характерно, например, что во времена японского средневековья довольно долго основным течением в живописи было суйбокуга. Живопись в Японии появилась в самый древней период истории страны. Типичным примером такой живописи является изображение священником-художником Као (Kao) легендарного монаха Кенсу (Kensu, в кит.
Однако довольно быстро связь прервалась, страны развивались параллельно (не без взаимного влияния, конечно же). Декоративность – именно то, что отличает японские картины от искусства всего мира. кайга, «картина, рисунок»)— один из наиболее древних и изысканных японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей.
Ее ведущим направлением становится изображение городской жизни, видов столицы (Киото) и ее окрестностей («Ракутю ракугай дзу»). В них много солнца, бликовые переливы игра цвета и тени Они живые. Все шло к объединению Востока и Запада. выдающийся мастер монохромной живописи Као Нин-га писал сильными, грубыми мазками. То же назначение сохранялось у них и в последующем периоде Эдо (Edo), когда сёгунат Токугава (Tokugawa) продолжил продвигать работы школы Кано как официально санкционированный вид изобразительного искусства для сёгуна, феодалов (daimyo) и императорского двора. Однако, в период Азучи-Момояма существовали и развивались художники и течения в живописи, не относящиеся к школе Кано они перенимали китайские тематикии применяли их с использованием японских традиций. А уже через три года там же вместе со своим сыном Кано Эйтоку он исполнил цикл росписей.
Особенно ярко это проявилось в жанре катёга («цветы-птицы»), где цветы и птицы — не просто объекты любования, но и аллегорические символы. В середине периода хэйнань на смену китайской школе живописи в Японии появился собственный стиль под названием ямато-э. Первоначально японские художники, отчасти в связи с характером тематики, над которой они преимущественно работали (буддийская живопись), находились под сильным китайским влиянием: писали в китайском стиле или стиле кара-э. В буддийской живописи также появляются новые формы. Художник Сотатсу (Statsu) развивал декоративный стиль живописи, воссоздавая сюжеты классической литературы используя блестяще раскрашенных персонажей и картины природы, противопоставленные фону из позолоты. Он переходил из города в город и довольно быстро получил известность в округе. К живописи он обратился довольно поздно, считается, что его учителем был Кано Эйтоку. Простые рисунки из палочек и геометрические композиции встречаются на гончарных изделиях периода Йомон (Jomon) и на бронзовых колоколах дотаку периода Яёй (Yayoi) (300г.
н. э. ). С принятием китайской письменности (канджи), китайской модели государственного управления буддизма в период Асука, в Японию пришли множество картин из Китая, начали появляться местные произведения в таком же стиле. Не случайно ее так и назвали — «укиё-э» (слово «укиё» означает в переводе темное, мирское, обиходное»). В XVI столетии на первый план выходит жанровая живопись (фудзоку-га). Широкий спектр применения предполагал и большой диапазон сюжетов в росписи вееров. К ним относится и Сообшество Карандаша (Fusain Society, Fyuzankai), которое тяготело к постимпрессионизму, особенно фовизму.
Художник прожил 85 лет, в последние годы он подписывал свои работы «Какусэн Родзин» («Журавлиный святой-старец»), веря, что эта священная птица унесет его после смерти в страну вечной жизни. Картины тогда создавались простыми мазками туши. Работы Камиля Писарро (Camille Pissarro), Поля Сезанна (Paul Cezanne) и Пьера Августа Ренуара (Pierre Auguste Renoir) повлияли на живопись в начале периода Тайшо. Центром этого жанра стал портовый город Нагасаки (Nagasaki), который, после введения сёгунатом Токугавы политики изоляции, стал единственным японским портом, получившим разрешение вести торговлю с иностранными государствами Нагасаки стал единственным путем проникновения китайских и европейских влияний на искусство в Японию.
Особой популярностью среди китайских и японских живописцев пользовалась сосна. Красиво смотрятся картины с изображением гор и цветущей сакуры. Одной из важных групп художников была школа Тоса (Tosa), которая использовала традиции ямато-и и была известна, в основном, благодаря работам небольших масштабов и иллюстрациям к литературной классике в книгах или эмаки (emaki). Этот стиль стал основой жанра Кара-и, который оставался популярным в начале периода Хэян. В этот период в Японию после долгого пребывания в Европе вернулись многие художники (включая Аришиму Икуму (Arishima Ikuma), принеся с собой техники импрессионизма и раннего постимпрессионизма.
В 49 лет Абе решил изменить свою жизнь и довериться мечте. В творчестве Хокусая, помимо пейзажей, присутствуют также гравюры с изображениями мифических животных, например японского дракона. Позднее, художники, работающие в стиле бунджинга, видоизменили как техники, так и сюжеты этого жанра, создав смесь японского и китайского стилей. Техника исполнения японских картин настолько высока, что может служить примером по работе с акварелью и выполнению «отмывки» графических работ.
Особенно он проникся акварельной техникой живописи. Тогда многие художники жанра укиё-э изображали китайско-японскую и русско-японскую войны. Но со временем в противовес картинам в китайском стиле кара-э стали появляться светские по тематике картины в японском стиле или стиле ямато-э (живопись Ямато). н. э. ). Скоро в моду вошла фотография — новый вид изображения событий.
Некотопые художники уже преодолели это расстояние, подобно знаменитому живописцу Шиноде Токо (Shinoda Toko). Они включают в себя настенные рисунки в гробнице Такамацузука, относящиеся к 700г. Но, пожалуй, самыми заметными являются отличия в тематиках.
Одна из значительных школ, появившихся в начале периода Эдо – школа Римпа (Rimpa), которая использовала классические сюжеты, но представляли их в смелом и ярком формате. С именами Судзуки Харунобу и Утамаро Китагава связана также японская эротическая живопись. Вообще искусство эпохи Эдо (1615-1868) характеризуется особым демократизмом (потребителями его являются самые широкие круги горожан — третьего сословия) и сочетанием художественного и функционального. Там Охара познакомился с Судзуки Касоном (яп. )русск.
Самое ранее из подобных изображений датируется 1053 годом и находится в Бёдо-ин (Byodo-in), храмеУджи (Uji) вКиото. После этого Охара работал исключительно в жанре катё-га — изображения птиц и цветов. И первым по этому пути пошел Кайхо Юсё.
В Стране восходящего солнца техника стала популярна в XIV веке. Такие художники как Эдгар Дега и Винсент ван Гог использовали в своих работах заимствованные в укие-э стилистические композиции, оформление перспективы и использование цвета. В 1809 году он уже называется «звездой» школы Утагава, а в 1810-11 годах оценён как равный по мастерству своему учителю Тоёкуни. Чтобы выразить духовную преемственность с мастером, художник взял себе творческий псевдоним, в котором использовал иероглиф «сэ».
В этом стиле работали такие художники, как Ике но Таига (Ike no Taiga), Урагами Гиокудо (Uragami Gyokudo), Йоса Бусон (Yosa Buson), Таномура Чикуден (Tanomura Chikuden), Тани Бунчо (Tani Buncho) и Ямамото Баитсу (Yamamoto Baiitsu). Из-за строгой финансовой и социальной политики сёгуната Токогава дорогие произведения этих жанров и стилей были лимитированы для высших слоев общества и недоступны, даже запрещены для низших классов. Примеры этого жанра включают в себя работы школы Нагасаки, а также работы школы Маруяма-Шиджо (Maruyama-Shijo), объединившей китайские и европейские влияния с традиционными японскими элементами. Третья важная тенденция периода Эдо – подъем жанра Бунджинга (Bunjinga иллюстрации к литературным произведениям), также известного как школа Нанга (Nanga, Южная школа живописи).
При этом подверглись изменению как формы «бытования» искусства, так и его общественная функция. В период Муромати (1392-1578) соотношение между буддийской живописью, живописью в японском стиле и монохромной живописью решительно сдвигается в пользу последней. Японская гравюра в 1780-1790 гг. В пропаганду правительства было вовлечено множество художников и критическими обзорами их работ дело не ограничивалось. После войны, в 1947 году была создана спонсируемая правительством Японская академия искусств (Japan Art Academy, Nihon Geijutsuin), включающая отделы как по нихонге, так и по йоге. Однако к середине периода Нара стали популярны изображения в стиле династии Танг (Tang).
После абстракционизма 1960-х, 1970-е застали возвращение к реализму под влиянием таких течений, как "оп" и "поп", которые воплотились в 1980-х в великолепных работах Шиохары Ушио (Shinohara Ushio). Вскоре японские пейзажи стали одной из предпочтительных тем для изображения. Во время данного периода в Японии грянуликолоссальные политические перемены.
Школа Кано (Kano) получила покровительство Оды Нобунаги (Oda Nobunaga), Тойотоми Хидеёши (Toyotomi Hideyoshi), Токугавы Иеясу (Tokugawa Ieyasu) и их последователей, её размер и престиж сильно выросли. Эмакимоно включали в себя иллюстрированные художественные произведения (например, Генджи Моногатари (Genji Monogatari) исторические хроники (например, Бэн Дайнагон Экотоба (Ban Dainagon Ekotoba) и религиозные записи. Вся его сознательная жизнь была посвящена живописи, где он следовал великому мастеру Сэссю. Отличается не столько качественно, сколько самим подходом идеей, философией. Контраст в атмосфере картины – ещё одно замечательное качество японской культуры. Подобные районы существовали и в Осаке и в Эдо.
Этот период ознаменовался разделением изобразительного искусстваЯпонии на конкурирующие западные и традиционные стили. Западный стиль живописи (Йога, Yga) официально поддерживался правительством: подающих надежды молодых художников посылали учиться за границу иностранные художники нанимались, чтобы проводить занятия в японских школах. Однако после начальной популярности западного стиля, маятник качнулся в другую сторону и, ведомое критиком Окурой Какузо (Okakura Kakuzo) и преподавателем Эрнестом Феноллоса (Ernest Fenollosa), возродилось признание традиционных японских стилей. По стилю они напоминают китайские картины времен династии Су (Sui) или позднего периода Шестнадцати королевств. Например. Один из самых известных и популярных – Такаши Муроками (Takashi Murakami), вместе со своими коллегами по студии Каикаи Кики (Kaikai Kiki).
Но с течением времени в ней появляются контурные линии. С развитием в Японии тайных буддистских сект Шингон (Shingon) и и Тендай (Tendai) в VIII и IX веках, стали преобладать религиозные картины, чаще всего изображавшие Мандалу (Mandala). Особенной известностью пользуются его работы, объединённые в сборнике «36 видов Фудзи»: в его картинах Фудзи впервые появляется как символ Японии. Вслед за бытовой живописью гравюра стала называтьсяукие-э. Он 20 лет преподавал рисование, но всегда мечтал стать художником и творить.
Соответственно в японской живописи, как и в китайской издавна большую роль играет линия и распространены монохромные картины. В XVI веке эти картины положили начало развитию гравюр на дереве для оттиска или укиёи (ukiyoe), которые в середине и в конце периода Эдо были основными носителями письменной информации. Настенная живопись с геометрическими и образными композициями были найдены во множестве склепов периода Кофун (Kofun) (300-700гг. Традиционный японский пейзаж – горы. Все "учения" живописи Нью-Йорка и Парижа были приняты с широко раскрытыми объятиями. Развитие монастырей дзен в Камакуре и Киото в XIV веке оказало основное влияние на изобразительное искусство. Только из одних этих компонентов и состоит весь стиль.
до н. э. – 300г. Между этими стилями существует множество значительных отличий, вызванных разницей эстетических предпочтений полов. Кано Эйтоку (Kano Eitoku) разработал способ изображения грандиозных пейзажей на скользящих дверях, огораживающих комнаты.
Пейзаж Кайхо Юсё минималистичен, это – плод самосозерцания. в ряде случаев использовал в женских портретах погрудные композиции (впервые в японской ксилографии). "Осада дворца Санджо" (Siege of the Sanj Palace) – еще один знаменитый пример этого стиля. Изображение сосны и камелии вместе указывает на долгую жизнь и большие личные достижения. Часто использовал бесконтурную технику письма, киноварь и слюдяную краску в печати.
Спустя век, художник Корин (Korin) переработал стиль Сотатсу и создал великолепные картины в своем собственном стиле. Другой важный жанр, появившийся в период Азучи-Момояма, но достигший пика своего развития в начале периода Эдо – Намбан (Namban), который изображал экзотичных иностранцев и использовал экзотичный иностранный стиль изобразительного искусства. Отдельные части (веера) объединяются с помощью золотых декоративных облаков (касуми) — еще одного традиционного мотива для японской живописи.
Надо только очень захотеть) В течение долгих 2-х десятилетий он был рядовым учителем рисования (хоть, думаю, многие его ученики с благодарностью вспоминают своего преподавателя) и за какие-то 5 лет японский художник прославился как художник. Суйбокуга переводится как «картина водой и тушью». В 1914 году Никакаи (Nikakai, Общество Второго Дивизиона) создали выставку в оппозицию финансируемой правительством выставке Бантен. На традиционную японскую живопись периода Тайшо лишь слегка повлияли соперничающие европейские движения, такие как неоклассицизм и поздний постимпрессионизм. Занимателен тот факт, что к концу периода Тайшо начал возрождаться стиль Нихонга (Nihonga), перенявший некоторые черты постимпрессионизма. Альбомный лист и иллюстрации на свитках (эмаки) как основные форматы живописи появились практически одновременно с ямато-э.
Добиться совершенства в изображении красоты художник пытался самыми лаконичными средствами используя лишь минимум деталей. Считается, что "новый стиль" живописи, появившийся в Японии около 1413 года, характеризуется изображением широких пространств, что было характерно для китайской живописи того периода. К концу XIV века одноцветные изображения пейзажей (сансьюга, sansuiga) получили одобрение правящей семьи Ашикага (Ashikaga) и стали предпочтительным жанром среди художников дзен, постепенно отходя от китайских корней и приобретая японские особенности. Наиболее известные художники периода Муромачи – священники-художники Шубун (Shubun) и Сесшу (Sesshu). Этот курс продолжили Леонард Фоуджита (Leonard Foujita) и Общество Ника, добавив элементы сюрреализма. А японцы, особенно чутко относятся к таким философским вопросам. В 1899 году Косон переехал в Токио, где начал заниматься жанром укиё-э. Предшествующие суйбокуга техники возникли в древнем Китае.
Живопись в традиционном стиле (нихонга) продолжала оставаться модной, обновляя техники изображения, при этом сохраняя свойственные им особенности. Например, декоративный натурализм школы римпа (rimpa), для которого характерны великолепные чистые цвета и подтеки краски, был отражен в работах многих художников после войны и в картинах Хикосаки Наоёши (Hikosaka Naoyoshi) в 1980-х. Финансирование правительством выставок прекратилось, но появились частные выставки, такие как Ниттен (Nitten), которые были даже обширнее.
– Хсен-цу (Hsien-tzu) в момент, когда он достиг просветления. Однако позднее ямато-и стал использоваться и по-другому (особенно в конце периода Хэйан), например, на свитках эмакимоно (emakimono).
На художественную ценность укиё-э обратили внимание достаточно поздно, долгое время в Японии этот жанр почитался как «низкий». Его имя Миямото Мусаси, но современники прозвали его Кэнсай – Святой меч. И-маки также являются одними из самых ранних и великолепных примеров стилей живописи отоко-и (otoko-e, мужские картины) и онна-и (onna-e, женские картины).
вступает в период расцвета. Как правило, композиции с видами столицы строились по одному принципу: основная тема — центральная часть города, вокруг которой размещаются окружающие холмы, храмы, загородные резиденции, населенные человеческими фигурками и отличающиеся тщательно выписанными деталями.
Такие картины делались быстрыми штрихами кисти и были минимально детализированы. Картина "Ловля сома на тыквенную семечку" (Catching a Catfish with a Gourd), написанная священником-художником Джосетсу (Josetsu), которая находится в храме Тайзо-ин (Taizo-in) в районе Миошин-Джи (Myoshin-ji) в Киото, отмечает собой поворотный момент в живописи периода Муромачи. В 1563 году Сёэй исполнил для храма Дзюкоин работу «Смерть Будды», единственную известную его картину на буддийскую тему. Вот таким образом, каждый цветок или растение изображенное на картине, несет определенный смысл. Кано Сёэй использовал в работе традиционный для японской живописи способ изображения «с высоты птичьего полета» — издалека и сверху. Как и многие другие японцы он интересовался новыми вещами привнесёнными из остального мира, однако, со временем, его всё больше стала волновать потеря многих аспектов традиционной японской культуры, среди которых традиционная гравюра по дереву.
Самый ранний сохранившийся пример находится в пятиярусной пагоде Дайго-джи (Daigo-ji), храме на севере Киото (Kyoto). Меньше красочности, картины не столь насыщены, господствует минимализм. Соответственно в живописи возросла роль декоративных интерьеров, росписей. второе поколение художников Никонга образовало Академию японского изобразительного искусства (Japan Fine Arts Academy, Nihon Bijutsuin), чтобы составить конкуренцию финансируемому правительством Бантен и хотя они продолжали использовать традиции ямато-и использование западных способов изображения перспективы и западных представлений о пространстве и освещении постепенно уменьшало разницу между нихонгой и йогой. В 1808 или 1809 годах появляется его первая серия портретов театральных актёров одновременно выходят серии видов города Эдо и бидзинга.
Поддерживаемый Окакурой и Феноллосой, стиль Нинонга (Nihonga) развивался под влиянием европейских движения периода до Рафаэля и европейского романтизма. Художники, работающие в стиле Йога, образовали Мейджи Биджусукаи (Meiji Bijutsukai, Общество изобразительного искусства Мейджи), чтобы проводить свои собственные выставки и вновь пробудить интерес к западной живописи. Главными японскими живописцами этого периода были Ясуи Сотару (Yasui Sotaro) и Умехара Рязабуру (Umehara Ryuzaburo), которые привнесли в традиционные японские стили понятия чистой и абстрактной живописи, таким образом сделав японскую живопись более содержательной. В эпоху императора Мейджи (1868-1912) и его прозападной политики стиль укие-э, всегда тесно связанный с народной национальной культурой, существенно замедлил свое развитие и практически пришел в упадок. Он был искусен в росписях ширм и раздвижных перегородок (фусума). Мастер остался верен традициям китайских художников сунского периода (X—XIII века). Самые известные работы в стиле эмаки можно увидеть в японском эпосе «Повести о Гендзи», который датируется 1130 годом, хотя написан мог быть и раньше.
Последний произвёл революцию в укиё-э, впервые применив технику цветной печати. В период Тайшо европейские стили доминировали над традиционными. К середине периода Хэйан, китайский стиль живописи кара-и потерял связь с ямато-и, который изначально использовался для росписи скользящих дверей и складных ширм. Укиё-э («картинки плывущего мира») — один из популярнейших стилей японского изобразительного искусства периода Эдо, появился он в первой половине XVII века, а во второй половине XIX века пришёл в упадок.
С этим храмом у Кано Сёэя будет связано еще несколько работ в дальнейшем. Например, монохромный пейзаж с одним ярким цветовым пятном – красным заходящим солнцем. История японской живописи прошла в своём развитии несколько этапов. Именно на парных ширмах написаны «Красные и белые цветы сливы» — самое значительное и знаменитое из сохранившихся произведений великого художника Огата Корина (1658-1716), шедевр, по праву причисляемый к лучшим созданиям не только японской, но и мировой живописи. Интересна судьба упомянутой выше гравюры на дереве — укиё-э. Цвет размывается, добавляются другие оттенки, а где-то оставляют цвет бумаги.
Работы художника хорошо продавались за рубежом, особенно в США. Простолюдины разработали альтернативный вид живописи – фузокуга (fuzokuga), в котором изображались сцены простой, повседневной жизни обычных людей. Эта картина также считается самым ранним примером японского стиля живописи Ямато-и (Yamato-e), в котором изображаются местности вокруг Киото. Он активно работал до 1935 года. Затем изготовлялись черно-белые оттиски, на них художник наносил необходимые цвета. Для продолжения работы в этом направлении, в 1931 году была сформирована Независимая ассоциация искусств (Independent Art Association, Dokuritsu Bijutsu Kyokai). Во время Второй мировой войны контроль и цензура со стороны правительства означали, что допускались только патриотические сюжеты. Географическая изолированность, специфический климат, частые землетрясения, тайфуны вылились в своеобразное восприятие природы как живого существа, способность наслаждаться сиюминутной красотой. Шубун, монах монастыря Шококу-джи (Shokoku-ji) в Киото, написал картину "Чтение в бамбуковой роще" (Reading in a Bamboo Grove), реалистичный пейзаж с глубоким удалением в пространстве.
В 1813 году был официально признан вторым по значению мастером стиля укиё-э (после его учителя Тоёкуни). Единственное, что остаётся неизменным – обязательное присутствие цветов. Известен как последний великий мастер Укиё-э, японской гравюры на дереве.
Подобными изображениями расписывали ширмы, а Кано Сёэй перенес эту тему на веера (10 штук), создав единую композиционную систему.