Гедонизм с его стремлением к удовольствию как к высшему благу и смыслу жизни наряду с индивидуализмом стал главной философией французской аристократии XVIII в. Он же определил эмоциональную основу стиля рококо в живописи, выражавшегося в игривой грации, милых капризах и прелестных мелочах. Первым мастером живописи в стиле рококо стал Ватто. Рококо – стиль в живописи, последующий за барокко, ставший более утонченным его аналогом.
Если в «Клятве Горациев» представлены идеализированные, несколько абстрагированные образы, то в вышеназванных портретах он, наоборот, утверждает материальную сторону мира без какой бы то ни было идеализации. Её наиболее последовательным выражением являлась «легкая поэзия» XVIII в. (галантная пастораль, любовная песенка), которая воспевала прелести «Цитерских забав» и могущество «плута Купидо», слепо подражала образцам французского рококо. Интимность, лиризм образов, но и аналитическая наблюдательность – характерные черты искусства XVШ в. как в жанре портрета, так и в бытовой живописи. Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль.
К тому же Восток дорог поэтам рококо соблазнами сераля, своим культом ленивой неги, безбурностью своего застывшего в патриархальной дремоте быта. Главным становится стремление растворить детали в общем объёме предметов. Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно.
серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов. Антуан Ватто родился в 1684 г. в Валенсьене в семье кровельщика.
На рубеже XVIII-XIX вв. Буше – самый знаменитый и удачливый мастер, работавший в стиле рококо. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. В результате в творчестве Давида вновь наблюдается расхождение между портретом и картиной на историческую тему, что было свойственно ему в дореволюционный период.
Большой успех Шардену принесли жанровые работы, написанные в 1730-1740-х гг.
В конце XVIII века «Китайский зал» был разрушен, но некоторые его фрагменты пошли на отделку «Китайского зала» Ч. Камерона, созданного им на месте Большой парадной лестницы. Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем. За пределами Франции Рококо наибольшего расцвета достиг в Германии и Австрии, где впитал в себя традиционные элементы барокко. Ножки мебели выгнуты изящной линией. Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли).
Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно. Виланд, К. Н. Роль Ланкре в развитии жанра галантного празднества велика. Приложение 5).
По возвращении на родину им была выставлена картина «Велизарий, просящий подаяние» (1781). «Коронование» характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией. Происходил из среды ремесленников. Философия рококо – это мир будуара игры карнавала. К представлению жизни как красочной феерии стремятся художники первой половины – середины XVIII века (сноска). На полу— узорный паркет и ковры-гобелены.
При вступлении в Королевскую академию Фальконе представил скульптурную группу Милон Кротонский, терзаемый львом (1744—1745, Санкт-Петербург, Гос. Налицо повальное увлечение т. н. Чаще всего художник писал знатных лиц.
Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса 1.
Эрмитаж ок. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная. Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности.
Их поэзия – это «поэзия мимолетностей» (posie fugitive), которая живёт мигом и является грациозным порождением великосветской суеты. Развитое рококо (примерно 1725-50) широко использовало в декоре резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д. в убранстве помещений большую роль играли рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (десюдепорты и др. ), а также многочисленные зеркала, усиливавшие эффект лёгкого движения (так называемый стиль Людовика XV). Приложение 6). Это было искусство, которое было отмечено печатью высокого мастерства, которое изумляло своим изяществом и грацией, но болезненно-хрупкое идейно опустошенное, вполне чуждое шумной «суете» социальной жизни словно в башне из слоновой кости, оно замыкается в узких пределах спальни и будуара.
Не имея денег, весь долгий путь он проделал пешком. Видным художником является Пьетро Лонги. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты). Хотя рисункам Буше не хватает глубины и искренности, они по-своему выразительны и изящны. Фальконе — один из крупнейших французских скульпторов XVIII в. Учился у Ж. Лемуана. Приложение 3).
Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Кроме того обязательны различные скульптуры, статуэтки и другие декоративные предметы интерьера. Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Теперь такие изделия завозятся в большом количестве. по документу из РГИА).
В России веяния рококо, особенно сильные в середине XVIII в., проявились главным образом в отделке дворцовых интерьеров (в том числе созданных В. В. Растрелли), лепном декоре зданий, в ряде отраслей декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство). Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Музей изобразительных искусств им. В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии).
Рококо (франц. Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Рокайль (от фр. rok – скала, утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Пленительной легкости и светлой радости исполнена Девочка — Психея (1758, Санкт-Петербург, Гос.
С 1760-х гг. Форма раковины постепенно стала основным декоративным мотивом рококо, который стали называть «рокайль». В колорите интерьера рококо преобладают нежные пастельные тона. rococo), рокайль (от орнаментального мотива рокайль), стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах первой половины XVIII в. Возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразив свойственные аристократии гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры. Крупнейший представитель рококо во Франции— Франсуа Буше, работавший в жанре портрета и пейзажа. В Россию «китайские затеи» проникли из Голландии, которая в XVIII веке была передовым торговым государством.
Давид. Примерно в это же время Давидом было написано одно из самых значительных полотен эпохи — «Зеленщица» (1795).
Хотя художник писал в стиле рококо, в его творчестве сильны реалистические тенденции. Недаром мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы. ниже).
Среди материала к «Клятве» были десятки портретных рисунков, характеризующихся достоверностью и правдивостью, среди которых, например, рисунок головы Лепелетье де Сен-Фаржо, убитого монархистами. Для рококо типичные небольшие комнаты с закругленными углами или же овальные в плане. Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п.
В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов (Падение Симона-мага). Столичные любовные интрижки, «анекдоты, летопись обедов», «тысяча прелестных мелочей, о которых не догадываешься даже, когда отдаляешься» от столицы, образуют её привычную среду.
Фрагонара). Художественный стиль Рококо был зарожден во Франции в начале восемнадцатого века. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое.
Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди.
Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра). Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. китайщиной – шинуазери (от фр. Бернардо Беллотто работал также в Германии. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора.
Молодыми современниками Верне были Луи Габриэль Моро Старший, писавший изысканные по колориту виды Парижа и его окрестностей («Холмы в Медоне») и Гюбер Робер, побывавший в Италии, любивший писать античные руины и соединявший в одной композиции несколько разных памятников. Кребийон). Грессе).
серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Родившийся во Франции, стиль Рококо быстро распространялся в других странах благодаря французским художникам, работавшим за границей, а также публикациям проектов французских архитекторов. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня). Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник». Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Природный антураж в этих картинах, как и в орнаментике стиля, далёк от натуры.
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Стены оформляются деревянными панелями. В зрелый период творчества Антуан Ватто разрабатывает новый тип сюжетов – театральные сцены и галантные празднества (картины Праздник любви, Общество в парке, около 1720, – обе в дрезденской картинной галерее Затруднительное предложение, около 1716, Капризница, около 1718 – обе в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург Меццетен, 1719, в музее Метрополитен, Нью-Йорк Паломничество на остров Киферу, 1717 – 1718, Жиль в костюме Пьеро – обе в Лувре, Париж), в которых за галантной игрой постоянно повторяющихся персонажей, под маской актера кроется бесконечное разнообразие оттенков поэтического чувства, целый мир тончайших душевных состояний, нередко окрашенных иронией и горечью, порожденной столкновением мира мечты с реальностью. Это портретная живопись Антропова и Рокотова.
Жерсена (1720, Картинная галерея, Берлин-Далем). Первым значительным мастером живописи в стиле Рококо стал Ватто, а дальнейшее развитие он получил в творчестве таких художников, как Буше и Фрагонар. В архитектуре французских отелей (архитекторы Ж. М. Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Ж. Бофран и др. ) пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относит, строгостью внешнего облика. По сути, этот образ можно рассматривать и как образ самой революции, недаром между синим фартуком и белой повязкой ярко пламенеет красная косынка (три цвета революционного знамени).
Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись. Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно.
Тем не менее живопись Грёза привлекла внимание ценителей искусства из самых разных кругов французского общества. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Позднее он стал брать уроки у живописца Клода Жилло, а затем — у гравера Клода Одрана. Его излюбленная тема – радости и праздники, часто выражается через ритмический язык танца.
Эти творения великого фламандца произвели на Ватто неизгладимое впечатление. Пушкин. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789.
Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. (иллюстрации см. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Челси и Мейсене). Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. rococo, от фр. Отделка предметов достигает высочайшего уровня. Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой.
В связи с куртуазностью всего стилярококо, его считают истинно дамским стилем, демонстрирующим нежность женских образов (изображения прекрасных дам занимали центральные позиции на полотнах) и изысканность всего искусства рококо. Среди значительных мастеров рококо были художники самого разного дарования, обращавшиеся к самым разным жанрам живописи: Франсуа-Гюбер Друэ, Луи Токе, Луи-Мишель Ванлоо, Морис Кантен де Латур, Жан-Марк Наттье, Жан Батист Перроно.
Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии). Не случайно термин рококо возводят к слову раковина, рокайль. Его использовали с негативным оттенком. В то же время, этот стиль насаждал настроения тоски, предчувствия конца и пессимизма.
В росписях плафонов, стен, наддверных панно (дессюдепорт), в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены) идеализированный портрет изображающий модель в образе мифологического героя. Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан. (см.
Это — ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Художественной программой эпохи становится отражение условной красоты, декоративно изысканной жизни, безмятежного быта аристократических салонов. Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись. Произведения Шардена лишены манерности Буше, в них нет повествовательности и драматизма. Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в. ), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов. Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры.
Роль динамичных криволинейных форм, значимых уже в барокко усиливается. При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. Не только французские, но и русские вельможи стремились заказать у Робера картины для украшения своих дворцов (в частности, князь Юсупов, для усадьбы которого художник исполнил несколько пейзажей). Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни.
Видным художником является Пьетро Лонги. Победа Баха над знаменитым у себя во Франции Луи Маршаном в музыкальном турнире, который так и не состоялся публично (Маршан, услышавший игру Баха, предпочел тайно ретироваться), оказалась возможной не только в силу несоизмеримости талантов двух музыкантов.
Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты.
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя. Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Его интерьеры отличаются нарядностью и изяществом, свойственными всем работам Ринальди. В эту эпоху художники стремились найти изысканные, редкие оттенки, которые получали удивительные названия: «цвет потерянного времени», «голубиная шейка», «цвет бедра взволнованной нимфы», «веселая вдова», «резвая пастушка». Богатая тонкими переливами и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись (на её стилистические особенности во многом повлияла декоративная изысканность произведений А. Ватто, эстетическое содержание творчества которого, однако, далеко выходит за идейные и художественные рамки рококо) также имела преимущественно декоративный характер (французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше, отчасти Ж. О. Фрагонар).
Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. Преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту живопись рококо (картины и росписи Никола Ланкре, Франсуа Буше, отчасти Жан Оноре Фрагонара). Преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту живопись рококо (картины и росписи Франсуа Буше, Джованни Антонио Гварди, Никола Ланкре, Джованни Пеллегрини, Жана Оноре Фрагонара). Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном.
Здесь всё возвращается, ускользает исчезает и ничто не прочно. Была даже особая специализация среди художников— квадратурист. Дворянские пасторали разыгрываются среди роз и цветов, полуфантастических архитектурных пейзажей. Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния). Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Фрагонар.
Аллегории, темы исторические, мифологические, жанровые – все это темы любви. Основное его призвание – небольшие алтарные образы, картины на мифологические и аллегорические темы и портреты. Восемнадцатый век стал последним этапом эпохи перехода от феодализма к капитализму. Модным словом становится bagatelle (фр. В написанных там работах, помимо сюжета, нет ничего итальянского. Вместо огромных парадных залов барокко появляются небольшие нарядные салоны рококо.
Рококо (франц. В Италии крупнейший представитель того времени — Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция — 1770, Мадрид). Приверженцы Рококо были в Италии (П. Художник изображал быт третьего сословия Франции — мелкой буржуазии и трудового народа.
Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722). Фон обычно делался приглушенным (цвета морской волны, серый, светло-желтый, лиловый, розовый) и оттенялся более интенсивным цветом лепнины и резьбы. Рококо – стиль, основанный на детали.
Великосветская знать, разбогатевшая буржуазия считали своим долгом иметь в своем дворце или отеле «китайский зал», отделанный деревянными лаковыми панно, обставленный китайской мебелью и украшенный китайским фарфором. Приложение 8). Позже Давидом была написана картина, прославляющая этого героя революции.
Можно сказать, что это был своеобразный шаг назад. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Портрет и пейзаж – не случайно очень важные в эту эпоху жанры. В росписях плафонов, стен, наддверных панно (дессюдепорт), в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены) идеализированный портрет изображающий модель в образе мифологического героя.
Что касается Англии, то в этой стране рококо оказал сильное влияние на прикладные искусства, примером тому служит инкрустация мебели, а также производство серебряных изделий, на творчество мастеров, таких как Хогарт или Гейнсборо, утончённость образов у которых и их артистическая манера письма всецело соответствует духу стиля рококо. Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась иная гамма цветов, легкие пастельные тона, розовые, голубоватые, сиреневые. Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали с относительно строгим внешним видом зданий, например Малый Трианон, выстроенный в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг. ). К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом.
Никола Ланкре (1690 – 1743), французский художник, представитель искусства рококо. 1767).
Была даже особая специализация среди художников — квадратурист. Увлечение китайскими и японскими мотивами стало одним из самых распространенных модных увлечений как в Европе, так и в России. Он предложил построить в Зверинце «китайскую деревню», китайскую оперу и китайский павильон над каналом, но не все проекты архитектора были воплощены в жизнь.
(см. Приложение 7). Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др.
И никогда ранее интерьер так точно не соответствовал характеру жизненного уклада. Даже писатели эпохи Просвещения подпадают под воздействие этой моды но если Вольтер или Монтескье применяют элементы восточной фантастики и экзотики всё же, главным образом, для коварной маскировки своих мыслей «подрывающих устои», то писатели рококо ценят сам сказочный мираж во всём его призрачном великолепии. Батюшков, А. С. В 1736 г. Ж. Мондон, французский ювелир и резчик по дереву, опубликовал альбом гравюр под названием «Первая книга форм рокайль и картель» (от фр. Несомненно, художник был знаком и с венецианской традицией монументально-декоративной живописи, хотя неизвестно, ездил ли он в Венецию позже Буше стал коллекционировать рисунки Тьеполо. В архитектуре повлиял главным образом на характер декора, приобретшего манерно-утончённый, подчёркнуто изящный и усложнённый вид.
Так, одна из наиболее знаменитых его картин, «Клятва Горациев» (1784), сюжет которой был взят из трагедии Корнеля, посвященной трем молодым римлянам, готовым расстаться с жизнью во исполнение долга, воспринимается как революционный призыв. При распространении в искусстве других европейских стран (постройка Нёймана И. Б., Кнобельсдорфа Г. В., Пёппельмана М. Д. ), рококо частенько выступало местным вариантом позднего барокко.
Здесь господствуют безудержная фантазия и камерная подчеркнуто хрупкая декоративность. Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. Сюжеты картин Ланкре нередко повторяются их можно объединить в несколько групп.
Тьеполо, С. Бароцци, С. Торелли, П. Ротари, многие известные скульпторы, резчики, декораторы. Например, в Святом семействе (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни.
Д. Дидро писал об этом мастере третьего сословия: «Вот поистине мой художник — это Грёз». Ватто Антуан (1684-1721), французский художник и рисовальщик. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. Экспрессивная роль света, динамика композиционного и живописного решения рождают впечатление изменчивости натуры.
Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. Вот таким образом слово «рокайль» приобрело более широкое значение. Нижний ряд играл роль панели.
К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Сюжеты только любовные, эротические, любимые героини – нимфы, вакханки, Дианы, Венеры. Ватто представил в Академию одну из лучших своих картин — «Паломничество на остров Киферу» (1717).
Наполеон выразил желание, чтобы в произведении искусства было прежде всего отражено восхваление империи и тогда Давид по его заказам написал две крупные композиции: «Коронование императора и императрицы» (1806-1807) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г» (1810). Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756-1761) работал в Париже. мотивы рококо достаточно ясно звучат в творчестве Д. Давыдова, Батюшкова и главным образом раннего Пушкина, а также других поэтов, которые прививали русской дворянской поэзии жанр анакреонтической песни, эротической элегии, галантных мифологических «картин» и пр. В 1734 г. за композицию «Ринальдо и Армида» Буше получил звание академика.
Этим объясняется происхождение названия рокайль. Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу. Двор русских царей оказался в особо счастливом положении для потворства этой моде. Её «трубный глас» нестерпим для изнеженного слуха этих поэтов.
Парни). Каждая из комнат имеет свою отделку, свой художественный образ. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Пёппельмана), рококо часто выступало как местный вариант позднего барокко. Новые веяния проникли в Академию.
Стиль стал новым способом мироощущения, способом пересмотреть ценности и идеалы. Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792).
В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743).
Рококо – стиль, основанный на детали. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года.
В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид). Проучившись несколько лет у местного художника, Ватто отправился в Париж. Дворец одноэтажный, с большими окнами.
В официальной переписке этот комплекс для краткости стали называть Ламским павильоном. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Неоценим вклад французских мастеров Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М.
Скорее это каприз – неприятие формальной жесткости барочных конструкций и серьезности содержания барочной музыки, а вместе со всем этим и монументальных музыкальных форм барокко (кстати и в других видах искусства тоже). Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Женщина, её образ, её капризы, её требования – вот что лежит в основе нового стиля. Его кисти принадлежат такие произведения, как Падение Симона-мага (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), Ахилл среди дочерей Ликомеда (Флоренция, Уффици), Возвращение блудного сына (Турин), Кающаяся Магдалина (Дрезденская картинная галерея), Святое семейство, Геркулес на распутье, Великодушие Сципиона Африканского (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см.
Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года. Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil).
Совсем юное, почти детское лицо проникнуто ощущением покоя и безмятежности. Первоначально ярче всего этот стиль проявился в аристократических кругах Франции. В середине 1750-х годов в Царском Селе частью парка завладел «китайский каприз» -- самый большой в Европе ансамбль экзотических сооружений. 1754, Париж, Лувр). Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности.
Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Он обращается также к изображению театральных сцен, взятых из пьес и постановок драматургов XVIII века, таких как Данкур или Мариво. Отсюда и успехи жанра идиллии, с её условным миром галантных пастушек и пастушков, нежными напевами свирели и журчанием прозрачных ручьев, успехи феерий в драматургии и «фейных сказок» (contes des fes) в повествовательной литературе. В нем отсутствует ярко выраженная объемность и линейность и хотя наблюдаются четкие границы освещенных и затемненных мест в трактовке лица, контраст создан не для моделирования объема. Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742).
Мелодические звуки «свирели» они предпочитают громовым раскатам героической «трубы». В настоящее время она находится в зале Государственных музеев в Берлине. Легкими, скользящими линиями прорисованы черты лица, прическа, складки платья. Но и в этом аспекте позиция художника оставалась двойственной, нередко в одном произведении проявлялись весьма разнородные симпатии мастера. Это произведение, в котором проявилась тонкая наблюдательность автора, не укладывается в рамки «галантных празднеств».
Монкриф), забавные причуды комедии масок (П. Так изменились критерии физической красоты.
Ланкре – своеобразный и тонкий художник. Он мастер мимолетного наброска с натуры.
Термин Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — скальный)вошел в употребление в середине XVIIIв. Рококо – изысканный и утончённый стиль начала восемнадцатого века.
Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером. Ролли, К. Фругони, П. Метастазио), Германии (Ф. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси). 1737), мать, читающая вместе с маленькими дочерьми молитву возле накрытого к обеду стола («Молитва перед обедом», 1744). Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого -- возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо.
В нее были включены не только орнаменты, но и проекты зданий, фонтанов, решёток и др. Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко. «Китайский зал» освещался тремя большими и тремя мезонинными окнами, расположенными с каждой стороны две другие стены имели по две двери, тоже богато украшенные в китайском стиле.
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. стиль Людовика XV. Натье, Ф. Буше, Ж. О. За время нахождения в тюрьме Давид успел написать уголок Люксембургского сада (1794), наполненный спокойствием и умиротворением и автопортрет (1794), оставшийся незаконченным, в котором царит абсолютно противоположное чувство.
Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. Этот успех привёл к многочисленным подражаниям, повторениям и репликациям в творчестве других авторов, что вообще было характерно для эпохи Барокко в целом. В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Внешний облик дворца изысканно прост.
Именно в это время (1709-1728) Маттиас Даниэль Пеппельман строит знаменитый дворец Цвингер – жемчужину саксонского барокко, где теперь расположена Дрезденская картинная галерея. В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. Иногда вместо фанеровки вся поверхность предметов обрабатывается цветными лаками и тоже декорировалась накладками или золочёной резьбой.
Он испытал заметное влияние итальянских мастеров XVII-XVIII вв.
Если в картине «Убитый Лепелетье» художник скрыл некрасивость профиля героя, запрокинув его голову, то в новом произведении изображенного мог узнать любой. Фон создают три полуциркульные арки, опорой для которых служат колонны. В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения.
Человек эпохи рококо влюблен в декорацию вообще, а также в её праздничную личину. В 1734 г. он выпустил собрание своих декоративных работ под названием «Книга орнаментов».
Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Лозунгом стиля рококо можно провозгласить ценность счастливого мига. Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно.
rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль), реже рококо — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Мейссонье. ниже). В скульптуре рококо других европейских стран также преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора (изделия немецкого скульптора, мастера фарфоровой пластики Иоганна Иоахима Кендлера).
В этом состояло главное отличие рококо от барокко. Французский скульптор. – рококо в его французском варианте, т. е.
Первоначальный замысел «китайского ансамбля» в Царском Селе был создан архитектором А. Ринальди. пустяк, безделушка). К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж). Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. В Италии была распространена «легкая» поэзия, пастораль. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. В этой работе художник намеревался показать возможность примирения враждующих партий.
Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. Маскарад и жизнь для такого человека являются синонимами. Вот таким образом главные особенности рококо определяют не предметно-пространственная среда и декор парадных залов и кабинетов, а декор и обстановка будуаров, насыщенных произведениями декоративно-прикладного искусства, одежда, галантные манеры и новые требования этикета.
Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Дамы затягивали талию до предела, а широченные юбки напоминали сноп. Провисев над входом в лавку всего пятнадцать дней, «Вывеска Жерсена» привлекла множество зрителей. мелочь, безделушка).
Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). В юном возрасте поступил в Академию художеств, где с 1766 по 1774 г. учился у Ж. -М. В эпоху рококо эстетизируются не цели, а средства искусства. В этом отношении наиболее значительно его полотно под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил двух своих сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789). Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами – розовыми, голубыми, зелёными, с большим количеством белых деталей. Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие). Уже в скором времени он предстал перед судом, отрекся от М. Робеспьера и был освобожден.
Иллюзия торжествует. Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг).
В интерьерах появляются передвижные ширмы, гобелены с изображениями китаянок, мандаринов, цветов, пагод и т. п., аквариумы с рыбками и др. Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Это относится и к живописи и к другим видам искусства.
Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века и распространившийся по всей Европе. В 1717 Ватто присвоено звание академика. В 1717 году художник создал одно из самых больших произведений Паломничество на остров Цитеру. Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером.
Гравюры Буше делали жанровые сцены, взятые из произведений А. Ватто, похожими на орнаментальные узоры, которые позднее стали обязательным элементом книжной иллюстрации рококо. Здесь изображены простые и спокойные сцены жизни семьи: стирающая белье прачка, ребенок которой забавляется мыльными пузырями («Прачка», ок. Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель (хрящ) и ормушль (ушная раковина). Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность.
Другой, характерной чертой того времени была эротика. Эстетизируется как бы не сама жизнь, а лишь её мгновения, причём, наиболее приятные.
Живопись рококо является наиболее интереснейшей частью художественной культуры. Стасов отмечал, что для европейской живописи середины XVIII века были чужды реализм и правда, присущие картинам голландской школы3. К характерным работам мастера относится его картина Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком (Государственный Эрмитаж). Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру.
А. С. Главный создатель пасторального жанра, Буше изображал в своих композициях сентиментальных пастушков и пастушек или чувственных красавиц из античной мифологии («Триумф Венеры», 1740 «Купание Дианы», 1742 «Уснувшая пастушка», 1745). Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. Рококо (фр.
Место героической поэмы занимают эротические либо игривые стихотворные новеллы (Ж. Б. В искусстве стиля рококо иллюзия занимает место действительности. Мебель изящна и легка. Грекур, Ж. Б. Женское платье также претерпело подобную эволюцию: сперва оно было уже, затем начало расширяться и расширилось до предела.
Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Во многом такой эффект был достигнут благодаря лаконизму, обобщенности и большим планам.
Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Этому назначению соответствует и главное жилое здание ансамбля – Китайский дворец. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции.
Чаще всего художник писал знатных лиц. Приложение 1). Исполненные им бюсты из мрамора и терракоты приводили современников в восхищение. Придя на смену тяжеловесному барокко, Рококо явился одновременно и логическим результатом его развития и его художественным антиподом. О каких характерных особенностях в музыке можно говорить в связи с этим стилем. Наш век особенно остро ощущает душевную изломанность и опустошенность этих персонажей, видит не только забавность, но и порой непристойность разыгрываемых ими сцен.
Она облицована гранитом и обнесена кованой решеткой изящного рисунка. Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см. Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). Эрмитаж).
С этого времени в мастерской Давида начинает складываться то классическое направление в искусстве, которое позднее будет названо ампиром (что означает «стиль империи»). Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых.
В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). На картине изображена женщина из народа, по-прежнему верная идеям революции. Несомненно, художник был знаком и с венецианской традицией монументально-декоративной живописи, хотя неизвестно, ездил ли он в Венецию позже Буше стал коллекционировать рисунки Тьеполо. Художник вывел на передний план актера в белой одежде.
В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага"). Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо.
Приложение 6). В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Придя на смену тяжеловесному барокко, Рококо явился одновременно и логическим результатом его развития и его художественным антиподом. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру.
Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. Фрагонар создавал тонкие и лиричные пейзажи («Берег моря близ Генуи», 1773), одухотворенные и искренние портреты («Мадам Фрагонар», «Маргарита Жерар»), свежие по колориту жанровые сцены («Прачки», «Поцелуй украдкой», 1780-е) и реалистичные и немного ироничные мифологические композиции («Похищение рубашки Амуром», ок. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Франсуа Буше (1703-1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов.
Рококо (Rococo) – стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века и распространившийся по всей Европе. Он развил так полюбившийся современникам приём декорирования в стиле рококо – использование асимметричных композиций, получивший название «контраст». Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Все это вместе составляет праздничное, действительно феерическое зрелище.
1709). Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных.
cartel – карта, свиток бумаги). Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале XVIII века и распространившийся по всей Европе.
Наряду с рисунками, гравюрами, эскизами для гобеленов и фарфора, театральными декорациями (оформление оперы-балета «Галантная Индия», 1735), художник создавал и станковые картины, отличающиеся той же декоративностью. «Портрет девушки» работы Лемуана, хранящийся в Эрмитаже, выполнен в мраморе. На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Вскоре «китайские комнаты» делаются непременной принадлежностью почти каждого европейского дворца.
Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Художник выполнял также эскизы для изделий из фарфора Венсенской и Севрской мануфактур.
Отсюда родилось название нового стиля – рококо. Грёз посетил Италию, но эта поездка мало что дала ему. Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто. Стены членятся тонкими тягами на отдельные панно, расположенные в два ряды. (иллюстрации см.
Возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы распространяясь в зодчестве других стран Европы (постройки Георга Кнобельсдорфа, Бальтазара Нёймана, отчасти Маттеуса Даниеля Пёппельмана), рококо часто выступало как местный вариант позднего барокко. К этому времени он воспринимался, как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом. Узор паркета перекликается с декоративной резьбой и лепниной на стенах и потолках. Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно.
В декоративно-прикладном искусстве рококо огромное внимание уделяется специфике разнообразных бликующих и блестящих материалов – золота, бронзы, бисера, шелка и т. д. Широкое распространение получили изделия из фарфора (декоративные украшения, мелкая пластика и т. п. ). Декоративное искусство рококо принадлежит к высшим достижениям искусства 18 века по изысканности, красоте асимметричных композиций, по духу интимности, комфорта и личному удобству. Антуан Ватто испытал сильное влияние творчества Питера Пауля Рубенса, произведения которого изучал в Люксембургском дворце в Париже.
Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко. В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия. Кроме фарфора— в моде серебро. Наступившие в живописи господство светской тематики обусловило отказ от присутствия в интерьере иконописи.
Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. Король Прусский Фридрих I был большим поклонником всего французского искусства.
Да и сама композиция получилась чересчур безжизненной и академической, что также не могло вызвать того энтузиазма, которым были встречены работы Давида времен Республики, повествующие о республиканских добродетелях и гражданской доблести древних греков и римлян. В композициях полотен господствует тема любви или её неразделённости, моменты её проявления в ревности, легкой влюблённости, капризном кокетстве. Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур (см. Впервые черты этого стиля проявились в творчестве Антуана Ватто, у которого главной темой были галантные празднества. Художника не заботит глубокое проникновенное изображение ландшафта, так же как и исследование искреннего чувства.
Нельзя категорично отрицать, что художники этой эпохи не вкладывали в свои произведения душу, поэтическое восприятие мира. Меняется и формальный строй его работ. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди.
Вьена, синтезировавшего в своем творчестве два стиля: классицизм и рококо. Кроме того, Ланкре много сделал для распространения французского вкуса в Европе.
В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. Меняется и формальный строй его работ. В произведениях живописцев отсутствует действие, в них господствуют отвлечённое элегическое настроение, глубоко интимный подтекст, пристальное внимание к оттенкам настроения. К 1757 относится триумфальный успех Фальконе в Салоне, где он выставил Купальщицу и Грозящего амура (обе — Париж, Лувр). При Елизавете новый импульс развития получают отечественные наука и искусство.
chinoiserie – китайщина). С барокко данный стиль схож общим стремлением к завершенности форм. Он был построен по проекту того же Ринальди в 1762 – 1768 годах.
Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. Главным в этом комплексе был «зубчатый столп» -- трехъярусная башня, к фасаду которой пристроили галерею на четырехгранных столбах с дорическими колоннами.
Особенно эмоциональны и лиричны его пейзажи («Мельница», 1752).
Впервые о художнике заговорили после создания им картины «Отец семейства, читающий Библию». Шедевром театральной серии Ватто стала картина «Жиль» (1720). Расписывались и стеновые деревянные обшивки (панели).
Вся орнаментика отличается легкостью, тонкостью изяществом. В 1795 г. Давид задумал полотно «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (реализация данного замысла произошла только в 1799 г. ). Ценили Грёза просветители, считавшие, что искусство — великая воспитательная сила. Жан Оноре Фрагонар (1732-1806), французский художник и график.
Интерьеры Китайского дворца отличаются необычайным богатством и разнообразием. В 1704-1708 создаётся перевод «1001 ночи», один за другим издаются сборники восточных сказок: татарских (1719), персидских (1712), монгольских (1732), китайских (1723), перуанских (1733). Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Уже давно установлено, что баховская таблица расшифровки мелизмов (значков, которыми кодировались определенные мелодические обороты, украшавшие основные звуки мелодии) есть не что иное, как упрощенная таблица французского композитора дАнглебера. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня").
Он кажется плывущим и колеблющимся подобно морским волнам. В первой половине XVШ в., когда так активно вытеснялась религиозная культура светской, ведущим направлением во Франции стало рококо. Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже. Эмоциональность и меланхолическая мечтательность придают характерам образов Ватто особую утонченность, которой уже не достигают непосредственные последователи мастера, превратившие его мотивы и манеру в изысканную и поверхностную моду (Ланкре, Патер, Кийар). Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности.
Поэты рококо, воспаряют в мир феодальной сказки из которого изгнано всё, что может напоминать о грубой прозе окружающей жизни, отталкиваясь при этом от мира «низкой черни». Рокайль становится основным мотивом декора. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Такую неудобную одежду могли носить только люди, не занятые никаким трудом.
Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Приложение 6). Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века.
Приложение 8). Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Флора — подлинный шедевр камерной пластики. «Китайский зал» дворца в Царском Селе по существу являлся музеем китайского искусства. Автору удалось вдохнуть в мифологический образ бога любви ощущение естественности и жизненности. На рукавах были широкие обшлага.
Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: барокко и рокайль (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов).
Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. Эти рисунки стали хорошей школой для мастера. Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь.
Ланкре писал в духе рококо галантные сцены (Галантная беседа, собрание Уоллес, Лондон), пейзажи, жанровые и театральные композиции (Кухарка, собрание Уоллес Концерт в парке, ГМИИ, Москва), портреты (Танцовщица Камарго, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), отличающиеся изысканным, несколько блеклым колоритом, декоративной, мягкой живописной манерой. В России памятником в стиле рококо по праву считают дворец Петра III в Ораниенбауме. В ранний период рококо во Франции (примерно до 1725 года) существовал так называемый стиль регентства1. Хагедорн, И. Уц и др. ) в России искусству Рококо родственна «лёгкая поэзия» школы А. П. Франсуа Буше (1703–1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. К числу лучших его работ этого периода относятся «Автопортрет с палитрой» (1794), портреты супругов Серизиа (1795).
по документу из РГИА). Он не скрывает театрального приема в композиции. Около 1702 приехал в Париж, работал как копиист. В ранний период развития французского рококо (примерно до 1725) в отделку помещений вводился дробный орнамент, предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы (так называемый стиль регентства). Шарден начал творческий путь с натюрмортов. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой.
На столах и этажерках в «Китайском зале» размещалась огромная коллекция китайских изделий: резные фигурки из кости, дерева и цветного камня, красные лаковые шкатулки, великолепные фарфоровые вазы и расписные эмалевые чаши. Многое проясняет то обстоятельство, что стиль рококо возник в период завершения эпохи барокко.
Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Эрмитаж) с ее классической отточенностью силуэта, чистотой линий, красотой и гармонией форм. В картинах Ватто никогда нет чистого тона. «Изящный» – ключевое слово данной эпохи.
Все предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни. Актуальность темы : данная тема была выбрана, поскольку любой стиль, возникавший в ту или иную эпоху, вызывал явный интерес общества во все времена. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). За внешним весельем и беспечностью он первым из стилей сумел увидеть в человеке грусть и смятение, почувствовать ощущение зыбкости и неустойчивости бытия.
Художнику покровительствовала маркиза де Помпадур: она содействовала получению Буше крупных заказов (декоративные работы для дворцов Фонтенбло, Бельвю и Креси), а в 1752 г. помогла ему поселиться в Лувре. Среди значительных мастеров рококо были художники самого разного дарования, обращавшиеся к самым разным жанрам живописи: Ж. М. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов).
К примеру, белое с оттенком слоновой кости панно обрамлялось позолоченной лепниной. К концу XVIII века он включал полтора десятка построек Китайской деревни -- театр, несколько мостов, а также «Большой каприз» и «Малый каприз» -- две «искусственные горы», прорезанные арками и украшенные китайскими беседками и оригинально посаженными деревьями.
Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре. В прозе утверждаются галантный роман игривые «сказочки» и фацетии (Луве де Кувре, К. П. Ж. В Риме на протяжении пяти лет (1775-1780) Давид изучал античное искусство, а также творчество мастеров эпохи Возрождения (Рафаэля и художников болонской школы) и барокко.
В последние годы существования империи, в то время, когда над Францией нависла угроза вторжения, мастер выставил картину «Леонид в Фермопилах» (1799-1814). Данный поступок можно рассматривать как призыв художника к защите отечества. Мебель эпохи рококо очень изящна. Каждый из интерьеров дворца имеет законченное декоративное и образное решение.
В 1728 г. на т. н. Выставке молодежи, которая устраивалась под открытым небом на площади Дофина, Шарден показал две работы — «Скат» и «Буфет». Бернардо Беллотто работал также в Германии. На рубеже 1720-х годов Антуан Ватто посетил Великобританию. Гражданская доблесть одних вырисовывается на фоне переживаний других.
Например, в отечественном справочном издании В. Г. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм.
И здесь рококо ждало открытие. Клодион (1738-1814).
Потолок «Китайского зала» был расписан в китайском вкусе, стены зала частью украшались китайскими картинами в рамах из черного дерева, а частью -- золоченой резьбой. К мотивам и сюжетам Рококо обращались Вольтер, Д. Дидро, К. М. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий.
Мода на сказку преобразуется в крупнейшее явление литературной жизни. Высокую трагедию и комедию классицистов заменяют пастораль, балет-феерия (Ф. О. Ее сюжет — драматическая повесть о том, как знаменитый византийский полководец, подозреваемый в заговоре против императора, был лишен всех благ, ослеп и впал в нищету.
Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Под него надевали камзол. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. Это произведение миниатюрной живописи, может быть и не очень глубокое по содержанию, остается привлекательным и выразительным изысканным и простодушным.
Он мастер мимолетного наброска с натуры. (см. Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество.
Это портретная живопись Антропова и Рокотова. В дальнейшем Давид продолжает работать с материалами античной истории.
В отличие от манерной живописи многих современников Ватто, «Паломничество на остров Киферу» поражает своей эмоциональностью и поэтичным очарованием.
Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. В росписи стен, плафонов, в гобеленах, наддверных панно преобладали современные и мифологические галантные темы, пейзажи, которые рисовали интимный быт аристократии идеализированный портрет, который изображал модель в образе мифологического героя, пасторальный жанр. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Это пасторали (идиллические сцены из жизни пастушек и пастухов), галантные сцены и мифологические сюжеты эротическим оттенком. Живопись рококо отображает богатство тонких переливов цвета. Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
Замыкая круг, образуя хоровод, балансируя на пальцах одной ноги, легкие, подвижные, раскачивающиеся фигуры словно готовы сорваться в неистовом танце и лишь переплетениями рук удерживают шаткое равновесие. Нёймана, отчасти М. Д. Модным словом становится bagatelle (фр. Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо. Меньше ему удавались монументальные и декоративные работы (Дени Дидро, родоначальник французской художественной критики, в одном из своих «Салонов» обращался к Лемуану с призывом: «Делайте портреты, но оставьте памятники»). Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли. Лам решили разместить в Александровском парке Царского Села.
Остров Цитера обретает космические очертания. стиль рококо повсеместно вытесняется классицизмом. Его фигура неподвижна, глаза из-под полуопущенных век пристально смотрят на зрителя. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца.
Вернувшись на родину, во Францию, он стал необыкновенно популярен. Нелединского-Мелецкого. Стиль Рококо был весьма популярен в Центральной Европе вплоть до конца 18 века, тогда как во Франции и других западных странах интерес к нему ослабел уже в 1860-х гг. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер.
Кнобельсдорфа, И. Б. В 1750-х гг.
Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Влияние Рубенса и мастеров фламандской школы заметно в ранних жанровых работах молодого художника («Савояр», ок. В этом отношении наиболее характерен портрет молодого Энгра (1800), необычайно мягкий и живописный. На портретах изображено то, что художник наблюдает в действительности.
Еще В. В. Она стала трактоваться в виде причудливого завитка с двойным S-образным изгибом. Часто предметы и украшения имели капризно ассиметричную форму.
Учение у живописцев Клода Жилло (1703-1707/08) и Клода Одрана (1708-1709) способствовало пробуждению интереса Ватто к театру и декоративному искусству. В каждую из этих арок вписана одна из трех групп, резко противопоставленных друг другу: на первом плане изображены три сына, дающие отцу клятву победить или умереть, а на втором — поникшие в горе женщины. Типичные сюжеты – Триумф Венеры или Туалет Венеры, Купанье Дианы и т. д. В тесной связи со стилем рококо стоят также фиабы (драматические сказки) Карло Гоцци, который растворял жизнь в потоке изощренной иллюзии.
Обращаясь к мотивам, почерпнутым из современной ему жизни (Бивак, 1710, Музей изобразительных искусств, Москва Савояр с сурком, 1716, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), Ватто вносил в них особую интимность и лирическую взволнованность. Рококо несёт в себе в основном орнаментальную направленность само его название происходит от сочетания двух слов: барокко и рокайль (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка ракушками и камешками фонтанов и гротов). Из художников следует отметить портретную живопись Антропова и Рокотова (Россия), Франсуа Буше (Франция), Антуан Ватто. Дора, Э. Д. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти -- патетическому взлету мысли, мечты.
К одной из лучших портретных работ раннего периода творчества Батони относится портрет кардинала Колонна ди Шарра, написанный около 1750 года. Пластически совершенна статуэтка Флора (1750—1760, Санкт-Петербург, Гос. Конкурсная работа молодого художника на Римскую премию — «Бой Марса с Минервой», написанная в 1771 г., хотя и пришлась по нраву академическим кругам (она была исполнена в академической манере), полагающейся награды Давиду так и не принесла. Испытал сильное влияние А. Ватто.
Скульптурные группы, как правило, состоят из двух-трех фигур. Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером. Выросший в семье ремесленника, он прекрасно знал жизнь простых людей.
Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером. В Европе «мода на Китай» возникла еще в конце XVII века, когда стал быстро расти интерес к Дальнему Востоку. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру.
Для живописи рококо характерно использование системы лессировок – многократных накладок прозрачных слоев краски друг на друга, создающих ощущение фарфорового свечения тонов. В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»). В лирике преобладает «лёгкая поэзия» или «поэзия мимолётностей» (К. Ж. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом.
На карманах— огромные клапаны. Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Так же находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг.
В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий -- голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные -- вроде «цвета бедра испуганной нимфы». Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Родиной стиля считается Франция, где направление развивалось в период с 1720 до 1760 года. Он пережил своих учителей и соперников, вот таким образом влияние его было более длительным. Реальный мир непригляден, но поэзия заслоняет его чудесным миражем, человек эпохи рококо презирает «тьму низких истин» и предпочитает ей «приятные заблуждения». Ланкре. Символика, сюжет и композиция ритмичны, образы даже кажутся музыкальными. Один из наиболее ранних случаев употребления терминоврокайль и картель — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г.
Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Ланкре мог прямо ввести в картину то, что наблюдал на театральных подмостках. Эти декоративные мотивы пользовались большой популярностью и были включены в арсенал декоративных средств под названием genre pittoresque (живописная, живая манера). Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни.
За стилем барокко следует стиль рококо. Он мастер мимолетного наброска с натуры. Буше считал, что природа недостаточно красива и совершенна, к тому же плохо освещена, вот таким образом свою живопись он делал пестрой и светлой, стараясь использовать голубые и розовые оттенки. Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Он не скрывает театрального приема в композиции. В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман) их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости.
Ведущим декоратором того времени был Ж. -О. Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня).
Этот стиль отличался легкостью, грациозностью интимно-кокетливым характером. Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. Мариво).
В это же время появилась еще одна картина Давида — портрет графа Потоцкого (1781), который был написан благодаря одному эпизоду из жизни мастера. Этот метод пропускания живого восприятия действительности сквозь призму идеала характерен не только для искусства Батони-портретиста, но и для его творчества в целом и знаменует начало нового направления европейского стиля – классицизма конца XVIII столетия. Сумарокова и Ю. А. Это касается и личных покоев Екатерины и более официальных комнат. Но теперь её форма резко изменилась.
Остров Кифера – место рождения богини любви Афродиты, остров вечной любви и блаженства. Давид изобразил его сидящим у городских ворот Константинополя и просящим подаяние.