Мастер-изограф писал лики, кисти рук, стопы ног. Интерьер романских церквей был всецело рассчитан на красочную эффектность. Ее исполнял один певец смногоголосным инструментальнымсопровождением. Готические соборы значительно отличались от монастырских церквей романского периода.
Когда мрак уже опустился на всю Европу, свет еще долго не угасал на берегу Босфора.
Масляные краски, таким образом, открыли мастерам целый новый, неизведанный мир. Если же штукатурка уже переставала быть влажной, писать по ней не имело смысла. У нас там есть окно на Гент.
Тут старая традиция «идеальных портретов» монархов из готической соборной пластики преломляется по новому, благодаря натуралистической портретности лиц изображенных (император Карл IV и его жена, 1370-80, церковь св. а в водах Сены плескались обнаженные девы изображая морских сирен. Святой Себастьян расстрелян стрелами, но он не убит этими стрелами. Впоследствии так стали называть искусство эпохи в целом.
Так как человек был сотворен «по образу и подобию Божьему» индивидуальный облик любого на земле был результатом случайного— и вот таким образом второстепенного отклонения от высшего идеала, вызванного первородным грехом. Мы почитаем в иконе не саму доску, естественно иначе это было бы идолопоклонством. Самый выдающийся памятник изобразительного искусства данного направления и каролингской миниатюры в целом — Утрехтская псалтырь (названа так по месту хранения — в университетской библиотеке в Утрехте).
Романский стиль в живописи Средневековья также отличался некоторой суровостью. bу Dodwell С. В. London, 1961. Мы должны сконцентрироваться на главном. В своих вещах средневековые мастера стремились к абсолюту и подражали не природе, а предвечному образу человеческой красоты.
Так из доктрин христианства рождается идеал, противоположный идеалу античности. Репрезентативные и натуралистические тенденции проявляются во всех видах скульптуры (надгробия, донаторские, светские статуи) и следующий качественный скачок происходит в творчестве Клауса Слютера, голландца, работавшего в Дижоне (Филипп II Смелый и его жена Маргарита Фландрская, портал церкви Шанмоль).
Великий итальянский художник эпохи Высокого Возрождения (см. человеческого лица». Не менее существен быстрый, стремительный и динамический стиль кратких пояснений Виллара. Это сознавали и западные люди того времени. Он получил название «готика».
Средневековая Литература: и ее особенности. Известнейшими мастерами этого жанра были Поль Лимбург и двое его братьев, которые, проработав всего 16 лет (1400-16), внезапно исчезли с исторической сцены. значительные изменения. Что это значит.
Принцип «подражания натуре» был чужд эстетической природе Средних Веков.
Работа в технике фрески, как правило, не предполагает исправлений и требует быстрого (до высыхания штукатурки) завершения произведения. Она была простой, тяжелой и очень прочной. Это важно, что они находятся в музеях.
Невозможно дать одно четкое истолкование этого алтарного образа. Перед нами полотенце и умывальник, чайник с водой для омовения рук.
Основоположником нового течения в живописи во Фландрии считается Робер Кампен. Эта нидерландская живопись в 1-й пол. Они подчеркивали легкость и устремленность готической архитектуры ввысь. Я нарисовал эти окна, так как они мне понравились больше других. Для этого брали непрозрачную краску – темперу, растертую на яичном желтке и начинали создавать фон произведения.
И во-вторых, неф храма древнее, чем хор. Но было бы неправильно мерить эти картины масштабом нынешнего изучения натуры: их более символический, чем чувственный, язык форм стремится и может доставлять значительному духовному содержанию только декоративную внешность. Он умел писать разными шрифтами.
Но в отношении к ней граница Луары не имеет такого значения, как относительно архитектуры и скульптуры. Е. он. И вот итальянцы признали верховенство именно в этом искусстве своих северных учителей. Картина «Сикстинская мадонна» принадлежит к числу наиболее прославленных произведений мирового искусства. Но, как пишет Виктор Гращенков, не следует рассматривать это время как «перерыв» в эволюции портретного жанра.
Первым образцом является портрет Иоанна II Доброго, написанный ок. Мы называем, конечно, ее картиной. Более разнообразными стали и темы изображений. Главное место в нем отводилось не живописи, но архитектуре.
Чего стоят одни только тщательно прописанные складки одежды. Девять оттенков серого – от жемчужного и серебристого до мышиного и темного «кротового» – можно насчитать на одеяниях, продернутых золотой нитью, амиктов-певцов в сцене погребения (того же часовника). Перспективы на картинах византийских художников также обнаружиться нельзя. Иконописец писал не с натуры, а по образцу – прописи (см. 1360г., как считается, Жираром Орлеанским (Лувр).
Итальянские гуманисты считали его порождением готов, в начале V в. разграбивших Рим. Зодчие готических соборов были смелыми экспериментаторами. Они не подписаны, эти фигуры, но мы в общем примерно знаем, кто был у распятия. Ту же проблему приходилось решать и мастерам остальной Европы, в разное время испытывавшим мощное влияние итальянского искусства.
Это то, что всякая икона в конце концов восходит к идее креста. Излюбленные темы их песен –пирушки, легкий флирт ироническиесетования на свою тяжкую долю («Вофранцузской стороне»).
Папский Авиньон, где работало много итальянских художников, стал центром, откуда итальянское влияние распространялось по всей готической эпохе (Каталония, Северная Франция, Англия, Чехия, Ю. Германия). И это, в общем-то, как-то странно для божественной драмы. Несмотря на то что первые преобразования начались еще в тринадцатом веке, единый «международный» стиль у художников Средневековья выработался лишь к концу четырнадцатого столетия. Книга стала считаться сокровищем и широким массам редко была доступной. Эти столетия заняло в общественной жизни небывалое до того положение. Фреска – картина, написанная исключительно поверх сырой свежей штукатурки.
Культовые постройки преобладали среди каменной архитектуры эпохи Каролингов (так называют династию франкских королей, виднейшим представителем которой был Карл Великий). Эти люди пытаются никогда не забывать о том, как тяжело было Христу в Страстную седмицу, прежде всего в Страстную седмицу, но и в Великий пост. Сейчас скажу о нем лишь в общих чертах. Основное выражение он получил в архитектуре. Если бы она смотрела на нас и указывала рукой или пальцем на Младенца, это была бы «Одигитрия». Вот перед нами тоже знаменитая, одна из самых красивых, возможно, поздних работ Яна ван Эйка «Мария в храме».
Сравнительно с образами других ренессансных живописцев и с прежними работами Рафаэля картина «Сикстинская мадонна» обнаруживает важное новое качество -- повышенный духовный контакт со Зрителем. Именно так называется в западной традиции весь этот алтарь. Города боролись с феодалами за свою независимость.
Часто такие иконы на ткани расписывали с двух сторон – своеобразное походное удобство – на одной легкой иконе сразу два священных сюжета. Его отмечала специальная ниша — апсида. Не одно столетие, до покупки Сикстинской мадонны для Дрезденской галереи, в 1754 году курфюрстом Саксонии, мать и сын смотрели на деревянное распятие, по древней итальянской традиции установленное напротив алтаря церкви в Пьяченце Святой Сикст (многие исследователи считают, что здесь перед нами портрет заказчика картины Папы Юлия II, которому не суждено было увидеть прекрасное творение Рафаэля оконченным) и Святая Варвара приветствуют их. Именно в Средневековье зародилось ощущение масштабности роли человека во Вселенной, столь отличное от привычного образа букашки, чья судьба полностью находится во власти грозного бога.
Период развития культуры и искусства Западной Европы со времени падения Западной Римской империи (V в. ) до начала эпохи Возрождения (XV в. ) впервые был назван «средним веком» итальянскими писателями-гуманистами. Религиозное мышление сформировало все средневековое искусство. О кинематографе отчасти было сказано здесь. На закате романской эпохи живописи отводилась второстепенная роль малярства. Теперь художник мог работать размеренно, уделяя должное внимание всем деталям.
рыцарский куртуазныйроман. Duomo-OrvietoBOUTS Dieric the Elder. Тем не менее и несмотря на многие восточные (сасанидские, позже и арабские) мотивы, которые проникли в европейское искусство, нельзя сказать, что византийское влияние следует абсолютно отождествлять с восточным, азиатским. Живопись занимала особое место в русской средневековой жизни.
Скульптурные изображения помещали и на порталах по сторонам поперечного нефа. И вместе с тем представим себе, что этот почитаемый образ вдруг открывается и в теле Марии мы видим, словно на иконостасе, всю священную историю, основную, скажем так, священную историю. Мы видим, что это снятие с креста.
Живопись Средневековья еще в романский период обогатилась новым приемом. Средневековое искусство не знало портрета в современном значении этого понятия, то есть «жизненно достоверного изображения индивидуального человеческого лица». XV века. Перед ними будущее. Такими же оказываются портреты императора Карла IV и его сына Вацлава на алтарном образе, заказанном архиепископом Яном Очко (ок.
Мы не знаем русских натюрмортов или пейзажей. Внутри этого периода Возрождение подразделяется на несколько этапов: вторая половина XIII--XIV в. -- Проторенессанс (предвозрождение) и Треченто XV в. -- раннее Возрождение (Кватроченто) конец XV--первая треть XVI в. --Высокий Ренессанс (реже в науке употребляется термин Чинквеченто). Романский стиль в живописи Средневековья также отличался некоторой суровостью. Каждый из них был подчиненным — вассалом своего непосредственного патрона — сюзерена. Поскольку перед нами великий мастер, ван Эйк, он не мог изобразить это случайно. Цвета стали значительно более насыщенными и яркими. Таким образом, эти светские люди оказываются прямо внутри храмового пространства.
С распространением грамотности возрастал и спрос на литературу светского содержания. Отдернут занавес и перед нами небеса. Ван Эйку важно подчеркнуть, что Мария находится в храме. Я просто показываю всем нам известный пример.
Во-вторых, действие цветных стекол. Далее поверхность доски покрывали специальным составом и затирали до идеальной гладкости. До 1559Ярославль. Готическая скульптура по сравнению с романской больше похожа на круглую статую.
Восточные иконы почитались и привозились с Востока на Запад, становились почитаемыми образами и многие из них до сих пор являются почитаемыми образами, но и сам Запад создавал свои иконы. Возникла масляная живопись. Ранее такие изображения встречались лишь на надгробиях знатных феодалов и видных представителей церкви. Отсюда такие удивительные явления, как, например, «Снятие с креста» Рогира ван дер Вейдена.
Драматизм образа матери оттеняется в его единстве с образом младенца Христа, которого художник наделил недетской серьезностью и прозорливостью.
1260-70. Головы и ноги, в противоположность упомянутым выше фрескам, моделированы зеленовато-серыми тенями, но без надлежащего понимания форм. Мы не отрицаем случайного влияния восточной и западной миниатюры также на дальнейшее иконографическое развитие стенной живописи. Но не совсем понятно, создан ли он именно для этой капеллы.
Это эпоха, обладавшая абсолютно особым, если не побояться такого термина, готическим глазом, готическим взглядом, натренированным одновременно и чтением богословской и вероучительной литературы (это не совсем одно и то же) и идущей вслед и в ногу с этой сложной литературой живописью. Эти школы развились уже под несомненным и непосредственным влиянием Византии. Антонелло да Мессина, например, скорее всего, видел Гентский алтарь. Во 2-й пол. ис-ве начинает занимать тема распятия, смерти и воскресения Христа. Первыероманы появились во Фр.
Церковь всегда понимала силу искусства, его огромное воздействие на массы и относилась к нему как к Священному Писанию для неграмотных, главная задача которого -- наставлять в вере. Помимо буквального смысла всякое изображение имело и иносказательное значение. Цель искусства, как цель своего сочинения, монах видит в служении и восхвалении бога.
Долгое время отношение к Средневековью носило исключительно негативный характер: его искусство считалось грубым за свое несоответствие нормам идеальной классической формы, культура — примитивной, доминирование в это время религиозного мировоззрения воспринималось как «реакционное» засилье Церкви. Ян ван Эйк был великолепным портретистом. печах, затем резали всоответствии с подготовленным рисункоми набирали на спец. renaissance «возрождение»)– так назвали исследователи искусство этой эпохи.
Они трудились под покровительством герцог Жана Беррийского, приходившегося младшим братом королю Франции, Карлу V. Одной из самых знаменитых работ художников стал «Великолепный часослов герцога Беррийского». И если для X в. Франция не может противопоставить ничего, что было бы ему равносильно, зато работа, вскрываемая памятниками следующего века (главным образом в фресках церкви Saint-Sauvin), открывает собою долгую и плодотворную эпоху в ее истории. Здесь, как и в Италии, как и на Рейне, в Западной Германии, многочисленные учебники XIII–XIV вв. – de arte illuminandi – иногда за отсутствием памятников свидетель большого научно-технического и художественного опыта западного живописца, опыта, который он впитал из восточных и византийских рецептов и обогатил собственным наблюдением. государств германских племен произошло их обращение в христианство. выше, кн.
Отсюда – внешняя броскость, приглядность изысканность их картин. Он уже не совсем мирянин, но он и не священник. В нем ярче выражены стремления постичь общие закономерности мироздания. И это тоже, может быть, не случайно, так как Младенец тянется к Марии. Произошло это благодаря переменам в обществе, роль религии уменьшалась, а «светскости», наоборот, росла.
Художник умер в возрасте тридцати семи лет в 1520 г. Картина Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна» первоначально создавалась великим живописцем как алтарный образ для церкви Сан Систо (св. Обезьяна и лисица в украшенной лиственным орнаментом и ременной плетенкой прописной букве А снабжены подписями их названий, как будто художник боялся, что без этих надписей не узнают изображенных им зверей. По-видимому, это решение портретной композиции возникло благодаря скульптуре. Это ключевой момент Евхаристии, когда глаза всех верующих устремляются к священнику, собственно, творится проскомидия и священник говорит: «Вот сие есть Тело Мое» из Нового Завета все вы эти слова знаете. Новому отношению к живописи содействовал и целый ряд религиозных нововведений.
Вот крест, но крест очень маленький и ящик. На самом деле это, конечно, не флорентийское пространство. Особой популярностью пользовалось изображение донатора (особы, оплатившей изготовление алтарного образа и пожертвовавшей его церкви), которого его святой покровитель представляет Мадонне. Многие франкские монастыри имели скриптории (книгописные мастерские), в которых монахи переписывали древние рукописи и составляли новые, как церковного, так и светского содержания. Длятого чтобы написать мотет, комп. Готическим первоначально именовали все средневековое искусство. Чего стоят одни только тщательно прописанные складки одежды.
Сравнение же исключительно художественных памятников приводит к заключению, что европейские художники подражали именно византийским изделиям, а частью и прямо копировали их. Это во-первых. Боковое давление свода передается аркбутанам (наружным полуаркам) и контрфорсам (наружным опорам здания). Никогда ранеецвет и свет не играли такой символическойроли. Перспективы на картинах византийских художников также обнаружиться нельзя. Но, быть может, еще поразительнее необычайно высокий художественный уровень искусства итальянского Возрождения, его подлинно мировое значение как одной из вершин человеческой культуры.
Ed. В среде горожан рождалось свободомыслие и критическое отношение к феодальному строю. Большинство алтарей и это нормально, сейчас находится в музеях. Она не просто превращает пространство в плоское ирреальное, а передает смысл видения божественного мира – великого и беспредельного. Новое зодчество сливает все это в одну общую, своеобразную орнаментику.
Особенно любопытны восточные мотивы «коврового стиля». Особенностью изображения персонажей на картинах была их схематичность вкупе со значительностью. По бокам от них, собственно, в цветной технике, маслом написаны фигуры донаторов. В чём смысл этого занятия.
В скором времени обоих живописцев затмил их младший современник Джотто ди Бондоне (ок. Эти алтарные образы обычно относительно некрупные, за редкими исключениями. Эти свободные итальянские города становились очень могущественными. Варвары значительно обогатили тематику художественных произведений римских мастеров, привнеся в их искусство мифологическое мышление и самобытные национальные мотивы. Ему завидовали, его старались похитить.
Представим себе, что в XIV-XV веках тысячи и тысячи людей избирают такой узкий путь в узкие врата на небо, но при этом у них есть деньги на то, чтобы для своей приходской церкви или для собора городского сделать такое вот подношение. Причастие как главное таинство изображено на центральном панно. Она была поставлена глубже «диалектической мыслью» XII в., чтобы с новой проникновенностью вернуться во фламандском искусстве. Это видно и в распространившихся в Италии и вслед за Италией в северных странах настоящих театральных таких инсценировках этой самой божественной драмы.
Острейшая политическая борьба завершилась в IX веке возобновлением иконопочитания, однако в ходе вековой дискуссии был выработан своеобразный компромисс – изобразительное искусство стало более строгим, каноничным. См. : Введение Додуэлла, с. XXIII-XLIV. ). Часто ее прятали под замком.
Художниками достигается эффект «живого присутствия», который впоследствии повлияет на нидерландских живописцев XV века. Чаще всего они изображали сюжеты из жития святых, гораздо реже – быт простых людей. Он получает важную роль в частной и государственной жизни. Голландцы в дальнейшем достигнут в этом большого совершенства.
илл. Это может быть конкретный заказчик, мужчина или семья, семейство. Это, в общем, для итальянцев, подчеркиваю, большое событие. Возглавлял строительство главный мастер, опытный и искусный архитектор. Она называется морской звездой. Тринадцатый век стал периодом расцвета готического стиля.
Их могли брать в дорогу купцы, артельщики, меняющие место работы и т. п. Эта работа могла быть доверена помощникам изографа. У нас в иконе «Знамение» он в круге. Если необходимо было показать отрицательных героев (того же Иуду), то их писали в профиль. Она находится в знаменитой Gemldegalerie в Дрездене.
Несмотря на то, что этот образ создан ровно тогда же, когда и «Троица» Мазаччо, мы видим, что картина строится иначе. Они умели подметить и передать выразительную позу, характерный жест, занимательно рассказать о событии. Считалось, что олифа предохраняет красочное покрытие и подчеркивает выразительность цвета. Все эти грани, в общем-то, довольно расплывчатые. «родник» из серии 8 гобеленов, вытканных на одноименной мануфактуре при королевском дворе в 17-ом веке Экслибрис Эпоха средневековья завершалась и живопись постепенно отделялась от других видов изобразительных искусств. Во Фландрии были изобретены масляные краски. В этом плане тоже это, по-моему, безумно интересно.
Для готики характерны стрельчатые, устремленные вверх арки. Сюжет. Эти формы все-таки были обычно попроще.
Он заслуживает отдельного большого разбора и стилистического и иконографического. Вот таким образом художник изображая человека, стремился передать не то, что отличает одного человека от другого телесно, а изобразить то общее, что является типическим для всех людей вообще, объединяя их в духовной сущности и приближая к первообразу, задуманному Богом.
Мастерам, впервые столкнувшимся с этой задачей, было непросто создать иллюзию реальности изображаемой сцены. Готические соборы значительно отличались от монастырских церквей романского периода.
В готическом зодчестве она постепенно хиреет. И характерно, что они, как и святые статуи, вписаны в ниши. Он решается в пользу Византии ибо и сам поздний Рим успел уже к тому времени вполне византизироваться.
Портреты собирают, посылают с посольствами дружественные дворы, они служат документами при заключении брачных контрактов. В предшествующих его «Мадоннах» образы отличались своеобразной внутренней замкнутостью -- взгляд их никогда не был обращен на что-либо, находящееся вне картины они были либо заняты ребенком, либо погружены в себя. Размер картины 270 x 201 см, холст, масло.
Никаких случайностей в шедеврах, как известно, не бывает. Но распространены они были и в других странах и в другие периоды. Миниатюра).
Эти картины, вернее иконы, считались своеобразной проповедью, которая поучает без слов. Две левые нижние створки были украдены. Главными объектами изображения в миниатюрах школы Ады (другие названия — школа аббатисы Ады, школа рукописи Ады, школа Годескалька, школа Карла Великого) стали евангелисты. Особенности картины.
Перед нами в чем-то странная композиция. Крест, как нередко повторяли средневековые философы, проповедники и поэты, — это, собственно, образ мира, в котором все заключается, вся священная история заключена именно в этой самой крестной жертве.
Стиль французского придворного портрета складывался под их влиянием. Огромные богатства независимых итальянских городов стали причиной их яркого расцвета. Книги тщательно переписывались и иллюстрировались монахами.
Она держит его как Царица Небесная именно как Богоматерь, держит воплощенного Бога. Большая часть памятников искусства этого периода и стиля создавалась во Франции.
«Портретирование конкретного лица было ещё неотделимо от портретирования сана», пишет Гращенков12.
Ведущей идеей в живописи в Византии в Средние века была идея о мире как о зеркале. Они сумели разработать сложную конструкцию, которая позволяла выделить в здании строительный каркас из опор свода и дополнительных подпорных столбов — контрфорсов. Средневековые надгробия (например, королевские в Сен-Дени), демонстрируют эволюцию: сначала фигуры покойных выполнялись с идеально условной трактовкой молодого лица в виде застылой маски, оживленной стандартной «готической улыбкой», безо всякого намека на портретное сходство. 1371—1375, Прага, Национальная галерея, приписывается Мастеру Теодориха)10.
Мастера, работавшие таким образом, были вынуждены трудиться очень быстро, мало того их работа затягивалась на определенное время, так как важно было успеть «закрасить» еще не высохший слой. Бумага была большой редкостью, вот таким образом заменялась пергаментом, сделанным из кожи ягненка или теленка.
Любопытным примером светской сцены, содержащей портретное изображение заказчицы, является миниатюра «Карл Ангулемский и Луиза Савойская играют в шахматы» художника Робине Тестара. На центральном панно мы видим изображение мистического Агнца. к примеру портрет самого герцога, сохранившийся в копии (Лувр): непропорциональная вытянутость фигуры, маленькая голова, манерный жест рук, отсутствие пространственной глубины, плоскость силуэта. Написаны эти фрески без теней, отчетливо и плоско. Он нередко состоял из двух (диптих), трех (триптих) и более створок, но описывал единую группу персонажей или сцену. Меандр все еще не устарел, но к нему присоединяются новые мотивы изломанной волнистой или складочной ленты.
Здесь требовались не только точная передача внешних очертаний, но и придание фигурам объемности реальных тел, а плоской поверхности картины – ощущения глубины, чтобы пейзаж как бы терялся вдали (речь идет об искусстве перспективы). Это было граничит с той особой ролью, какую играла в жизни средневекового общества церковь.
1365, где полуфигуры святых переданы в трехчетвертных поворотах). Ее видят священники, дьяконы, клир, возможно, видят и находящиеся неподалеку миряне. Сикста) в Пьяченце. И естественно, что на этот свет было обращено всеобщее внимание. В романскую эпоху в Италии господствовала архитектура, преимущественно из камня и дерева. Картины не писали – их «малевали», а это слово полностью отражает отношение к данному виду искусства в тот временной промежуток.
Представление о покровительстве художнику богом, о божьей помощи человеку, которого в его деятельности божественная десница направляет, действительно приобретает со временем несколько формальный оттенок, хотя сохраняет прежнее значение в заальпийских странах несравненно дольше, чем в Италии. Он получил название «готика». Труд Теофила показывает, насколько высоко ценилась в 12 веке деятельность художника. Портрет быстро обособляется в самостоятельный жанр в условиях придворной культуры. Это очень хорошая работа, очень хорошая резьба по очень дорогому материалу.
И перед нами один из идеальных образов ренессансного человека. Пластика активно участвовала и в организации внутреннего храмового пространства. (дошли в оригиналах и копиях).
Далее, на западных кодексах мы убеждаемся, что в тогдашних мастерских письма (главным образом монастырских) над книгой совершалась новая, неведомая классической древности работа имевшая в виду синтез письма и живописи, где само письмо становится «живописным», где «картина» подчиняется инициалу как определяющей рамке и где творческие усилия положены на создание орнаментального убора текста и инициала интимно с ним связанного. Художник создал напоенные светом и воздухом словно вибрирующие пейзажи. Средневековый художник был скорее ремесленником (как плотник или кузнец), чем «Творцом», человеком, освоившим труд создания графических изображений. То есть Ян ван Эйк вообще-то на этой картине создал для своего времени удивительное по точности отображение архитектуры.
Это «зеркало», по представлениям древних, должно было отражать духовный мир человека с помощью особых символов – данными символами и являлись картины. Раскрашивание иконы делилось на этапы. Марии в Мюльхаузене). к примеру портрет самого герцога, сохранившийся в копии (Лувр): непропорциональная вытянутость фигуры, маленькая голова, манерный жест рук, отсутствие пространственной глубины, плоскость силуэта. Картины перестали «малевать», более к их созданию не относились как к увеселительному времяпрепровождению, доступному каждому.
Основным видом искусства в эпоху готики оставалась архитектура. «Обобщая, — пишет она, — можно предложить следующую формулировку. Характерно, что с натуры художники не писали. Но она не просто на руках его держит, как мама ребенка.
Это довольно условное название. Средневековая живопись (книжная миниатюра, монументальнаяживопись, витражное искусство). Художественное убранство храма подчинялось строгой логике. Это достигается с помощью ряда художественных приемов. Религиозное мышление сформировало всё средневековое искусство.
Их очень любопытно разглядывать. вопросы:кто достоин любви – учтивый простолюдинили бесславный барон. В то время бумага была редкостью, ее успешно заменял пергамент.
Рафаэль был поклонником античного искусства и это повлияло на его творчество. В частности, знание форм человеческого тела стояло на низком уровне. Ян ван Эйк был великолепным портретистом.
Фрески пользовались огромной популярностью в Италии, как уже говорилось, во времена Джотто. Ее безупречное равновесие, лишенное искусственности и схематизма, нисколько не стесняет свободы и естественности движений фигур. В том, как она держит Младенца, тот самый жест умиления.
Если в зрелую готику все фокусировалось вокруг собора, в XIV веке начинается распад данного соборного единства готического стиля, помимо монументальных форм развиваются камерные жанры (особенно книжная миниатюра). Он предстал огромным и динамичным. Несмотря на то что первые преобразования начались еще в тринадцатом веке, единый «международный» стиль у художников Средневековья выработался лишь к концу четырнадцатого столетия. 1365г., Вена, Соборный и епархиальный музей). В число таких произведений входят работы братьев Лимбург (в первую очередь их Великолепный часослов, 1413—1416) и миниатюры работы Мастера Бусико (1412, Женева). в тогдашней Фландрии, принадлежавшей герцогу Бургундскому (нынешние Бельгия и Нидерланды), начал развиваться абсолютно новый стиль живописи.
Но к концу XIII века положение начинает меняться. Возникло движение иконоборцев, развернувших острейшую борьбу против идолопоклонства. Они трудились под покровительством герцог Жана Беррийского, приходившегося младшим братом королю Франции, Карлу V. Одной из самых знаменитых работ художников стал «Великолепный часослов герцога Беррийского». Известнейшими мастерами этого жанра были Поль Лимбург и двое его братьев, которые, проработав всего 16 лет (1400-16), внезапно исчезли с исторической сцены.
Два фактора в нем неблагоприятны для ее жизни. Огромные богатства независимых итальянских городов стали причиной их яркого расцвета.
Это абсолютно не случайно. Здесь самые древние и вместе с тем самые лучшие фрески находятся на сводах притвора (сцены из Апокалипсиса) и продольного корпуса (ветхозаветные сцены). Мне это кажется немножко странным, так как он едва-едва туда вмещается. Средневековье стало началом для возрождения литературы.
Мы не заблуждаемся насчет артистической ценности часовника, вышедшего из неизвестной парижской мастерской середины XV в., с изображениями месяцев, сохранившего 24 сцены «игр и работ XV в». Таким способом украшались различные предметы церковной утвари: сосуды, передние доски алтарей, мощехранительницы и пр. Но прежде всего перед нами живые люди, обладающие глубокими чувствами и эмоциями.
поднимаются уже соц. Ло), принадлежащая концу XII столетия. И вот представим себе, что такая небольшая, в общем-то, статуэтка стоит на алтаре.
Правда, отдельные художники ища методов парировать убийственный для росписи эффект, повышают ее тональность до яркой и созвучной стеклам, они прочерчивают золотом («золото – единственная краска, не угашаемая синими и красными отсветами стекол») рамки, каймы, усики, вводят отдельные золотые детали: золотые посохи, вещи, пояса, запястья, туфли, ангельские крылья. Альбом представляет собой неоценимый источник для изучения готического мастерства. Само итальянское слово fresco означает свежий. Любовь к аксессуарам абсолютно исчезла. Подобно Италии, Фландрия была краем процветающих городов. Синий цвет считался также символомверности.
Прототип Мадонны. Почему. Это был Ян ван Эйк. Когда алтарь раскрывается, перед нами целая богословская система. Эта версия связана с тем, что в лицах начинает появляться определенная индивидуализация.
Они – живописны и красочны. Примеры:SIGNORELLI Luca. Архитектура романского стиля считалась мрачной, витражи были призваны «оживить» ее. Это очень важный догмат, который нам, конечно, довольно трудно осмыслить сегодня, если мы сами не являемся практикующими христианами, если мы не причащаемся или причащаемся, но не понимаем, зачем мы это делаем и что, собственно, происходит в этот момент.
–песня, в кот. Потолки очень низкие и фигуры едва-едва вмещаются в эту комнату. Осуществляя указания Феофила, он верен его красочной гамме, его рецепту «телесной краски», закону «совершенного света» и «совершенной тени». Paradis1450MusEe des Beaux Arts, LilleMICHELANGELO Buonarroti. немецкий монах-художник Теофил. Его делали из кожи теленка или ягненка. Слово «фреска» – итальянское, оно переводится как «свежий». Книги в раннем средневековье были редкостью.
Иконопись была главным видом искусства в раннем Средневековье. То же самое прослеживалось и в живописи. Великий итальянский художник эпохи Высокого Возрождения (см. Лик при этом является, естественно, зеркалом души. На картинах стали изображать не духовный, а материальный мир.
И та и другая линия внесли свою долю в становление ренессансного искусства. Далее работали над "доличным письмом", создавая пейзаж, одежду, повествовательные эпизоды. В 1420-30-е гг.
Поэты и ученые участвовали в крестовых походах с целью изучения новых форм литературного письма. Хоть убей, не может солнце светить с севера. Если в этот век последнее слово было сказано в направлении совершенства золотого фона (безмерно изощрен на Западе рецепт накладывания и полирования листочков подлинного золота на страницу, доныне производящую впечатление политой массивным золотом и дающую своеобразную золотую выпуклость), он был веком изумительных рецептов красок эмалевого эффекта, расцветивших нежные группы Жакмара дЭсден, живущие как бы в незаходящем солнечном свете. Венчающие части колонн — капители — украшались сюжетными скульптурными изображениями. Возьмем еще один пример моленного образа, созданного в новой технике, — знаменитая картина Антонелло да Мессина «Святой Себастьян».
Он приходит в непосредственное соприкосновение со священным. Это «зеркало», по представлениям древних, должно было отражать духовный мир человека с помощью особых символов – данными символами и являлись картины. Скорее всего, рама была у нее покрупнее. Их принято обозначать обычно как Мастер 2 и Мастер 3.
В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана. Ее лицо печально и задумчиво, а на руках Марии охваченный ужасом младенец Христос.
Это значит, что слева у нас на картине север. Появилась и настенная живопись, а также мозаика, которыми украшали внешние и внутренние стены церквей – это за это следовало благодарить орден францисканцев, для которого строилось большое количество подобных сооружений.
Мастера, работавшие таким образом, были вынуждены трудиться очень быстро, мало того их работа затягивалась на определенное время, так как важно было успеть «закрасить» еще не высохший слой. Литература также стала возрождаться. В отличие от своих предшественников, художники VIII—IX вв.
В их числе немного особняком стоит акварельный портрет Людовика II Анжуйского (неизв. Исследователи находят в чертах лица мадонны сходство с моделью одного из женских портретов Рафаэля -- так называемой «Дамы в покрывале» («La Donna Velata», 1516, галерея Питти). Вожди варварских племен стремились приобщиться к этому величию. XV века9.
Пражские миниатюристы и художники также испытали итальянские влияния (например, Томмазо да Модена, возможно, работал в Карлштейне). В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое абсолютное своё творение -- «Сикстинскую Мадонну» (1513 г. ), символ материнства и самоотречения. Их произведения не лишены интереса. Но и условное музейное пространство тоже не должно нас отпугивать. Речь идет об изобретении масляных красок.
Существовали лицевые (иллюстративные) и толковые руководства, содержащие краткое описание предметов изображения и технические рекомендации. Слово «фреска» – итальянское, оно переводится как «свежий». Народнаясмеховая к-ра преобразилась в сатиру ипородила новый жанр – фарс (грубыйкомизм с присущим ему издевательством). Во Франции величайшимпамятником той эпохи яв-ся «Песнь оРоланде» (идеальном рыцаре, патриоте иправдолюбце, защитнике христиан отневерных). Зыбкие, как будто вибрирующие контуры делают фигуры удивительно живыми и динамичными.
Состав этот, содержащий мел и рыбий клей, назывался левкас. От византийской живописи итальянский проторенессанс воспринял идеально прекрасный строй образов и формы монументальных живописных циклов готическая образная система способствовала проникновению в искусство 14 столетия эмоциональной взволнованности и более конкретного иногда даже на бытовом уровне восприятия действительности (тщательный акцент кисти художника в изображении средневековых костюмов и мелких бытовых деталей в своих картинах и фресках). Стиль французского придворного портрета складывался под их влиянием. Он принес славу как братьям, так и их покровителю. Имелся ли для него реальный прототип. Она держит на руках Младенца, точно так же, как Младенца держит на руках на любой византийской иконе Богоматерь «Умиление».
Можно утверждать, что Византия уберегла мировую культуру2. Наряды у персонажей пышные, как и интерьеры вокруг. Они трудились под покровительством герцог Жана Беррийского, приходившегося младшим братом королю Франции, Карлу V. Одной из самых знаменитых работ художников стал «Великолепный часослов герцога Беррийского».
Развивался стиль при дворе монархов крупных европейских стран. До XII в. главными культурными центрами были монастыри, где было больше всего образованных людей, обсуждались строительные проблемы, переписывались книги. И вот о них и хотелось бы в заключение поговорить немножко подробнее. И это не метафора.
Но в целом создание франкского зодчего тяжелее и массивнее византийского храма. Миниатюры иллюминированных рукописей помогают сменить простое погрудное изображение на более сложную полуфигурную композицию (начало XV века). Временами, в некоторых местах, эта классическая основа проявлялась с особой яркостью.
Среди знаменитых работ художника «Мадонна канцлера Ролена», «Портрет четы Арнольфини». все больше места в изоб. Их резиденции становятся сосредоточием лучших творческих сил.
Ряд портретов франко-фламандско-бургундского круга был создан в 1400—1420-е гг. 1412—1415), который прямо продолжает «итальянизирующую» традицию парижской школы. Храм имевший в плане форму креста, символизировал крестный путь Христа – путь страданий. Иконы, воспроизводимые таким образом (это не вполне копии, скорее тщательные повторения), назывались изводами. Если внимательно всмотреться в последний, станет понятно, сколь значительно было мастерство Ян ван Эйка. Связи с Италией и Византией, оживившиеся при Оттонах, воздействие искусства «Островов Океана» – с IX в. Рейн и частью Дунай стали дорогой странствований иров и англосаксов – все это объясняет расцвет живописи в Германии X в. Он не был длительным.
Художественное созидание, казалось, стало неутолимой потребностью людей ренессансной эпохи, выражением их неиссякаемой энергии. XIV века создают стиль «парижской школы», где соединены исконно французские черты итальянские заимствования и художественные традиции с севера— Фландрии, Брабанта, Голландии, Рейна и проч. «Каролингский ренессанс» (франц. Под яркими отсветами, какими они наполняли храм, блекли и изменялись нежные цвета росписи.
На занавесях Св. Особой популярностью пользовалось изображение донатора (особы, оплатившей изготовление алтарного образа и пожертвовавшей его церкви), которого его святой покровитель представляет Мадонне. Здесь лучше всего сохранилось изображение Благовещения, написанное на синем фоне.
Следя на протяжении XI–XV вв. Исследователями выдвинуто предположение (не доказанное), что возможно, в это время скульпторы начали использовать посмертные маски (например, для статуи французской королевы Изабеллы Арагонской, Козенца надгробие Филиппа Красивого, Сен-Дени, 1298—1307гг. ). Вырабатывается иная система пластического языка, выразительных приемов. Популярныйжанр – фаблио (во Фр. ), шванк (Герм. ).
Затем пражская школа живописи распространила своё влияние на северо-запад (Вестфалия, Люксембург, Нидерланд, вплоть до Парижа, с особенной силой воздействуя на местные школы Южной Германии и Австрии— Нюрнберг, Мюнхен, Зальцбург, Вена, Тироль). В числе лучших из этих фресок широтой замысла отличается в особенности изображение битвы архангела Михаила, скачущего на белом коне, с драконом (рис. 162) и сотворение звезд Богом Отцом, бросающим их в пространство Вселенной. Он не был единственным. Картины перестали «малевать», более к их созданию не относились как к увеселительному времяпрепровождению, доступному каждому.
Среди знаменитых работ художника «Мадонна канцлера Ролена», «Портрет четы Арнольфини». Несомненно, каждый день и каждый час «Улица живописцев» парижских XIV–XV вв.
Он в общем повторяет восточные иконографические схемы и типы. Более того, Гент там даже более-менее узнается. Даже если это пространство создается по законам геометрической перспективы, это видно по тому, как разлинован пол и по тому, как расположены, собственно, потолок и окна. Картины не писали – их «малевали», а это слово полностью отражает отношение к данному виду искусства в тот временной промежуток.
Практически полностью художественная культура была посвящена религиозной тематике. Так, например, несмотря на то что тенденция к написанию полотен религиозной тематики оставалась популярной в средневековой живописи любого периода (впрочем, после тринадцатого века она начала встречаться гораздо реже), с повышением образованности стали более распространенными так называемые светские картины – бытового содержания, отражающие простую жизнь обычных людей (в том числе знати, разумеется). Миниатюры реймсской школы выполнены в графической манере с использованием коричневой туши. Здесь есть окна, но они не приглашают к созерцанию всего тварного мира. Фигура Богоматери украшала навершие (конху) алтаря – дома Бога.
Их граждане гордились своими завоеваниями. Художник понимается как наследник божественной мудрости.
То есть живопись на примере такого миниатюрного алтарного образа, памятника личного благочестия, соучаствует в общеевропейском религиозном процессе и отсылает к нему. FrescoChapel of San-Brizio. Особой популярностью пользовалось изображение донатора (особы, оплатившей изготовление алтарного образа и пожертвовавшей его церкви), которого его святой покровитель представляет Мадонне.
Не подлежит сомнению существование связей между некоторыми приморскими городами Европы и азиатскими торговыми портами, кроме того, мы имеем сведения о существовании крупных азиатских, преимущественно сирийских, колоний в разных городах Центральной Европы (напр., в Трире). Если же штукатурка уже переставала быть влажной, писать по ней не имело смысла. К тому же работа над фреской часто требует коллективного труда.
Этот алтарь создан для бельгийского Лёвена, но сейчас он в мадридском Прадо. Но средневековое искусство выражало это зашифрование, своим значительно более условным (хотя, разумеется, все искусство условно), чем в предыдущую эпоху, языком.
По снегу облаков неслышной поступью к нам приближается, плывет прекрасная Дева. В средневековой литературе появился новый жанр – романтическая проза. Изучение источников, отбор текстового и иллюстративного материала 3.
В крестово-купольном храме живопись не могла располагаться произвольно исключительно из эстетических соображений. Клаус Слютер и его ученики, его школа в самом конце XIV, начале XV века создали целый ряд скульптурных шедевров, как в мраморе, так и в камне, в песчанике, для бургундских герцогов. И мы также видим, что вся эта группа каким-то парадоксальным образом находится в ящике. В начале 15-го века в Италии произошли огромные изменения в жизни и культуре.
В XII в. первенство стало переходить к новым хозяйственным и культурным центрам — городам. Но спокойное и несколько неподвижное искусство других известных школ Германии той же поры (Трира-Эхтернаха, Кельна) отодвигается в тень изумительным расцветом Рейхенау с характерной для него силой творческого замысла, самобытной гармонией композиции, твердостью рисунка и красотою красочных комбинаций. Среди лиственных орнаментов главную роль по-прежнему играет аканф, крайне разнообразно варьируемый снова появляется и древняя пальметта, но уже нового рисунка. Как создавался образ мадонны. 2, I, 2), с давних пор развилась в Средней Европе эмаль на неблагородном металле, в котором вынимались предназначенные для заполнения цветным стеклянным сплавом поля или контуры (выемчатая эмаль, email champleve).
Тем не менее и несмотря на многие восточные (сасанидские, позже и арабские) мотивы, которые проникли в европейское искусство, нельзя сказать, что византийское влияние следует совершенно отождествлять с восточным, азиатским. Но сейчас в эти дни его вроде бы еще увидеть нельзя, он на длительной реставрации. Такие иконы были легки и удобны в путешествиях.
Но распространены они были и в других странах и в другие периоды. Важно, что икона — это деревянный плоский предмет. Для них это почитаемый образ. Мы видим, как Мария Магдалина ломает руки от горя.
Итальянская культура оказала большое влияние на искусство Средневековья в целом. Явление это должно было получить особую силу в связи с такими политическими событиями, как брак Оттона II с византийской царевной Теофано (927) или как занятие германцами Южной Италии и Сицилии, насквозь проникнутыми византийской культурой. Он анализировал искусство своего времени. Чуть позже появился готический стиль. Хотя главный очаг французской живописи рассматриваемой эпохи находился в провинции Пуату, следовательно южнее Луары, однако живопись эта разветвилась отсюда во все стороны.
В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509--1511 г. г. ), среди которых безусловный шедевр мастера -- фреска «Афинская школа», пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св. Он принес славу как братьям, так и их покровителю. С тех пор любой художник, стремившийся к совершенству, неизменно отдавал предпочтение масляной живописи. Это алтарь семи таинств, находящийся в Королевском художественном музее в Антверпене.
К XI в. обширное каменное строительство развернулось по всей Европе. Переходное место занимает написанный около 1100г. 1267-1337).
Фреска – картина, написанная исключительно поверх сырой свежей штукатурки. произведении воссоздавался "божественный прообраз", "архетип". Растительное масло, подмешанное к красящим веществам, придавало новые свойства составу. Это вдохновенное произведение Древней Руси и сегодня потрясает своим величием.
Перед нами как раз такой пример креста-реликвария. Оно и понятно. Древнейший во Франции образец миниатюры с золотым фоном представляет, по Лекуа-де-ла-Маршу изображение Богоматери в «Литургии и хронике монастыря Клюни» — рукописи 1188г., хранящейся в библиотеке церкви Сен-Мартен де Шан.
Художник создал напоенные светом и воздухом словно вибрирующие пейзажи. Он состоит из трех изображений. Справа мы видим отшельников и паломников. Мастерство художника, естественно, воспринимается Теофилом как дар божий.
Эти франко-фламандские мастера ассимилируют влияние итальянской (в первую очередь сиенской) живописи и во 2-й пол.
Важно подчеркнуть нарочитое присутствие заказчика здесь. языческого жизнеподобия.
Аналогично жеманен и изыскан каллиграфически стилизованный женский портрет из Вашингтона. И мы сейчас на картину все-таки смотрим глазами наследников Ренессанса. худ., ок. В Западной Европе церкви имели вытянутую среднюю часть. Их утрата восполняется портретами в религиозных образах (например, «Уолтонский диптих» с портретом короля Ричарда II, ок.
Ведущей идеей в живописи в Византии в Средние века была идея о мире как о зеркале. Картины представляли собой своего рода схему, передающую суть, но не нюансы. Это абсолютно особое такое ощущение. Несмотря на довольно низкое общественное положение при жизни имена многих художников и их биографии стали достоянием истории. На сохранившихся образцах египетских тканей VI-VIII вв. Именно эти выработанные правила иконописи унаследовала Русь с принятием христианства.
Дерево, темпераКрещение ХристаНачало XVI в. Пинакотека, ВатиканИкона св. В средневековой живописи она использовалась в росписях церквей, соборов, храмов.
И это тоже кое-что говорит о функции этого изображения. Оно многослойнее, чем искусство Древнего мира, на него наложили отпечаток традиции языческой культуры (античной и варварской), народные обычаи, устная поэзия, задорный и хлёсткий юмор народных карнавалов. Если необходимо было показать отрицательных героев (того же Иуду), то их писали в профиль. Мастера не ставили перед собой задачу передать подробности тех или иных событий. Выемчатая эмаль позднероманской эпохи, в том состоянии, до которого она развилась, вероятно, одновременно на Рейне и в Лотарингии и была занесена во времена аббата Сюже или Сугерия (1145), лотарингскими мастерами в Сен-Дени, а оттуда в Лимож, чаще всего была эмаль на меди. Романский художник, хотя и живет в мире, где «сквозь царство порядка глядят глаза хаоса», является близким или далеким учеником восточных – сирийских и византийских – учителей, учеником их ученика, падеборнского монаха Феофила, более, чем он, далеким от традиций античности.
В средневековой живописи она использовалась в росписях церквей, соборов, храмов. Влияние раннего итальянского треченто спорадически проявляется в живописи и миниатюре Северной Европы уже в 1-й трети XIV века, а деятельность Симоне Мартини, Маттео Джованнетти и других «авиньонцев» в 1340-е гг., где сложилась своя итало-провансальская школа, придает этому процессу итальянизации более широкое распространение. Однако в иконописи используется принцип обратной перспективы1.
Само итальянское слово "fresco" означает "свежий". В течение целого века (VII-IX вв. ) в Византии было запрещено изображать Бога и святых в человеческом облике, заменив знакомые образы символическими орнаментами и фигурами. Фрески, открытые в 1888 г. в церкви св.
Альбом Виллара, будучи альбомом образцов и техническим руководством для других мастеров, оставался личной записной книжкой, путевым альбомом, где зарисовывалось все, что показалось интересным. Наиболее известнымэпич. Горизонт по-прежнему ограничивается горизонтом веры. Картина мученической смерти Христа во искупление грехов человечества.
Madonna and Child with Saints and Crucifixion. Произошло это благодаря переменам в обществе, роль религии уменьшалась, а «светскости», наоборот, росла. Петра). Кто-то вот там цокает на коне, едет, домики, естественно, примерно такие же, какие и сегодня можно видеть в Генте или в Лёвене или в Антверпене в меньшей степени их меньше там сохранилось. Явление это должно было получить особую силу в связи с такими политическими событиями, как брак Оттона II с византийской царевной Теофано (927) или как занятие германцами Южной Италии и Сицилии, насквозь проникнутыми византийской культурой.
Он нередко состоял из двух (диптих), трех (триптих) и более створок, но описывал единую группу персонажей или сцену. Иногда изобретение масляных красок приписывают именно ему. Очень большое внимание уделялось свету и цвету.
Мы видим, что это монументальный образ. И он слишком велик для той капеллы, в которой он находился и находится. Но это не так. Эти школы развились уже под несомненным и непосредственным влиянием Византии.
Last Judgment1537-41. Средние по качеству мастерства, эти поверхностно-бытовые и условно-веселые сцены обходят всякое серьезное отношение к изображаемой жизни. Характерным видоммонументальной живописи на Руси стала фреска2. Мы почитаем в образе, отпечатавшемся на доске, тот первообраз, который за ним стоит. Монах — это все-таки человек, отказавшийся от всего. Важным звеном в этом круговороте международных художественных связей стал Милан, где с 1378г.
Ван Эйк — конечно, очень такой сложный мастер. Очень большое внимание уделялось свету и цвету. Здесь требовались не только точная передача внешних очертаний, но и придание фигурам объемности реальных тел, а плоской поверхности картины – ощущения глубины, чтобы пейзаж как бы терялся вдали (речь идет об искусстве перспективы). В эпоху готики художники уже пытаются придать модели реалистические черты. The Damned1499-1502. Иконы доносили до простых обывателей, что не могла донести бумага. В основном популярностью пользовался орнамент, где и проявлялся уже упомянутый «звериный» стиль.
Стефана, ок. Земное существование ничтожно по сравнению с загробной жизнью, вот таким образом не может стать предметом изображения, достойным внимания в искусстве.
Аналогично жеманнен и изыскан каллиграфически стилизованный женский портрет из Вашингтона. Подчеркнем, как я уже говорил в прошлых лекциях, что большую роль в этом искусстве имеет религиозный фон XII-XIII веков, то есть эпохи, скажем так, расцвета средневековой цивилизации, тот фон, который передался и позднему Средневековью, образно названному Йоханом Хёйзингой «осенью Средневековья». В большем относительно числе их сохранила Италия. Стали возводиться каменные христианские храмы. Тринадцатый век стал периодом расцвета готического стиля. Он прежде всего знаменит как создатель дивных мадонн, небесно-прекрасных и очень земных.
То есть перед нами, в общем-то изображение грехопадения. Изучение источников, отбор текстового и иллюстративного материала 3. В предисловии к своему сочинению Теофил пишет, что человек, созданный по образу и подобию божиему, одушевленный божественным дыханием, наделенный разумом, заслужил участие в мудрости и таланте божественного ума. Это значит, что никаких, повторяю, случайностей не бывает. Она хорошо сохранилась.
1395, Лондон, Национальная галерея) и миниатюрах. С тех пор как существуют церкви, стенная живопись находила в них для себя применение. Часто архитектуру этого периода называют мрачной. Среди знаменитых работ художника «Мадонна канцлера Ролена», «Портрет четы Арнольфини». В 1430-х гг.
Гораздо ближе был им мир фантастических животных и сложный узор орнаментов, которыми они украшали изделия из металла, дерева, кости, детали одежды, оружие, обрядовую утварь. В этом жанре в поздней готике существовала потребность и он появился бы и без итальянских влияний. Простым языком можно назвать это «готика по-богатому». Для простого зрителя такие картины выглядят как нечто среднее между обычной картиной и средневековой иконой. Средневековое искусство -- особая ступень в мировом художественном развитии. Первым образцом является портрет Иоанна II Доброго, написанный ок.
Она переливается прямо в чашу евхаристическую и, видимо, проходя как-то под землей, выливается в этом земном раю (перед нами земной рай) в виде источника жизни. С XI по XII век во всем европейском искусстве доминировал романский стиль. Романская скульптура еще иногда и доныне сохраняет следы раскраски, которая некогда ее оживляла.
Само «мировоззрение средних веков было по преимуществу теологическим». Он не отступает от византийского типа облипающей одежды. Но великий памятник такой эпохи расцвета этих самых монументальных ретаблей — это, конечно же, Гентский алтарь. Она развилась также из предшествовавшего раннесредневекового искусства.
Мария и Гавриил разделены таким крупным довольно пролетом. Поиск и отбор источников по выбранной теме 2. 1375, Лувр статуи Амьенского собора, 1373-75 статуи австрийских эрцгерцогов с южной башни Венского собора св. Готический собор устремлен ввысь: здесь стали использовать новую конструкцию сводов (свод опирается на арки, а те – на столбы). Но уже от оттоновской эпохи в Германии (X в. ) сохранились памятники более импозантные: не только малое искусство книжных миниатюр, но и большое искусство монументальных росписей.
Он прожил недолгую, но очень плодотворную и счастливую жизнь. Зачастую кресты, особенно ценные кресты, были одновременно реликвариями. Из груди его льется кровь. Пановский в частности считал, что вообще изначально боковые створки предназначались не для этого образа, так как эта форма алтаря сама по себе необычна для того времени, для Северной Европы.
Это видно и на иконах вроде той, которую я только что показал. Высшее создание готики — величественный городской собор. Перед нами монументальные скульптурные фигуры Девы Марии, читающей книгу и ангела, не отбрасывающего тени и не касающегося ризы Марии, что принципиально важно и ангел обращается к ней со всем известными словами. Ни «грубые мужики», предмет его презрения, ни те менее, чем он, обласканные историей и судьбой соседи, которые имеют «синие ногти» и чей «рабочий день долог», не представляют серьезной проблемы для этого забавного искусства кануна Ренессанса. Почти везде фоном служат строения времен античности.
Когда появился термин «романское искусство», под готикой стали понимать произведения архитектуры, скульптуры и живописи середины XII—XV вв., которые отличались от предшествующих ярко выраженным своеобразием. была театром технически-художественных находок и событий. статью в разделе История искусства). На них изображены сцены сева, жатвы или охоты, приуроченные к тому или иному сезону.
С наступлением готического периода живопись в Италии вышла на первый план. Зато византийцы очень трепетно следовали одному из правил средневековой живописи – все фигуры, которые присутствовали на их полотнах, для большей наглядности изображены отнюдь не в реальных размерах и с нарушением пропорций: то с очень крупной головой и огромными глазами, то с удлиненной шеей и вытянутым туловищем, то с отсутствием конечностей и так далее.
Вот этот последний интересующий нас сегодня алтарный образ — по-моему, квинтэссенция развития средневекового храмового искусства. Все они являются профильными и написаны под воздействием братьев Лимбург и Жана Малуэля. Скажу честно – глядя на работы современных авторов, я не понимаю, как именно.
То и другое — манифест. Им отмечены трактаты Альберта Дюрера и Никласа Хиллиарда. Римляне называли их варварами.
Однако до появления и того и другого живопись все равно существовала. Они словно «приобрели вес», но при этом стали плоскостными.
У нас появляется новый источник света, который светит сам собой. По итальянской традиции фон золотой изображение профильное и погрудное. Алтарной части церкви предшествовал поперечный неф.
Эти свободные итальянские города становились очень могущественными. Софии в конхе (навершии) апсиды по канону помещено мозаичное изображение Богоматери. Это метафора постамента для античного идола.
История русской иконописи сохранила мало имен изографов. Она наиболее ярко воплотила новые представления об окружающем мире. витражи нах-ся в соборахШартра («Богоматерь с младенцем»), Парижа (Сен-Шапель).
Единообразное христианское пениепостепенно вводилось во всех странахЗ. Без нее, без этого сборища старцев, многое забывших, но и многое еще помнивших, самая идея Римской Империи, ставшая главным двигателем международной жизни Средних веков, могла бы заглохнуть и исчезнуть.
Tempera on wood. 3 На тканях встречались самые разнообразные рисунки.
Нынешняя рама явно мала для такого удивительного образа. Вот перед нами такая иконка на доске. Лишь в картине Рафаэля «Мадонна в кресле» персонажи смотрят на зрителя и во взгляде их есть глубокая серьезность, но в более определенной степени их переживания художником не раскрываются. Картина «Сикстинская мадонна» дает наглядный пример присущей рафаэлевским образам своеобразной «многозначности» самых простых движений и жестов.
Они словно «приобрели вес», но при этом стали плоскостными. Но были и другие крупные мастера типа Тильмана Рименшнайдера, мастера, которых трудно назвать собственно средневековыми, но тогда и Клаус Слютер и какой-нибудь Николай Лейденский должны считаться не средневековыми мастерами. Первый пример— портрет эрцгерцога Рудольфа IV Австрийского (ок. 1370-80, Вена, Музей города). Также книги писались на деревянных досках и просто на коже.
Так возникла реалистичная живопись, нехарактерная для эпохи раннего Средневековья. Композиция «Сикстинской мадонны» на первый взгляд проста. известные школы официального искусства. С распространением грамотности возрастал и спрос на литературу светского содержания. Жесты святых Сикста и Варвары, направленный вверх взгляд ангелов, общая ритмика фигур -- все служит тому, чтобы приковать внимание зрителя к самой мадонне. Такой вот фонтан, льется вода.
Естественно, оно не самим ван Эйком дано. В киевском соборе св. Несмотря на политическую раздробленность Европы, представлявшей пеструю и быстро меняющуюся мозаику народов и государств, на разные пути культур разных народов, были и объединяющие начала, основными из которых были: память о римском наследстве (римское право, в основных своих формах распространенное по всей территории Европы, римские города, традиции городской жизни), христианская религия, латинский язык, ставший основой романских языков и являвшийся важной составной частью германских языков, общие процессы искусства. Чего стоят одни только тщательно прописанные складки одежды. Во Франции мастера уделяли особое внимание оформлению западного фасада, который был богато украшен скульптурой.
В романскую эпоху ведущую роль в художественном творчестве играла архитектура. Причем художник как бы соревнуется со скульптором в создании иллюзии пространства. В некоторых русских землях иконы писались на ткани, которую покрывали левкасом. Кроме того, церковь выступала главным заказчиком искусства.
Образцы-эталоны передавались от мастера к мастеру из поколения в поколение. Ян ван Эйк был великолепным портретистом. Варвары поклонялись силам природы громную роль в их жизни играли магические обряды. Но и вроде бы все нормально, только с севера солнце никогда не светит.
Ангел говорит: «Ave Maria» (Господь с тобою), а Мария отвечает, глядя на небо, что я на все готова. Но в ряде этих сцен – в фигуре богомольца, мирно всхрапывающего под кафедрой проповедника под аккомпанемент великолепной гомилии (март) в городской улице в апрельский день, полной хозяек с корзинками и мальчишек с ветками в картине сенокоса, соединенной с июньским пикником на траве в развертывающейся майской в июльской реке, оживленной челнами, в декабрьской игре в снежки и т. д. и т. д. – оживает быт средневекового города с его работой и весельем. Рафаэль был поклонником античного искусства и это повлияло на его творчество. Готический собор устремлен ввысь: здесь стали использовать новую конструкцию сводов (свод опирается на арки, а те – на столбы). Многое роднит их друг с другом, каждый достаточно типичен для своего времени.
Его считали учителем многие выдающиеся художники, в том числе и Леонардо да Винчи. Мы видим Марию Клеопову. Автор миниатюр придает значение даже самым мелким деталям. Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка). Дело не в том, что здесь у нас готические арки, а у Мазаччо арка римская, скругленная. Так, например, краска на иконах накладывается своеобразными пятнами (по-древнерусски – плавями), художник как будто избегает работы со светотенью, предпочитая обозначать объем всего лишь несколькими светлыми штрихами (оживками или движками). В этом отношении с дрезденской картиной связан ряд старинных легенд. Принцип «подражания натуре» был чужд эстетической природе Средних Веков.
Под него напрашивается какое-то монументальное такое пространство. Знание передавалось устно и в художественных образах, по сути, без подкрепления рукописным словом.