Многочисленные этюды Шишкина, над которыми он особенно увлеченно трудился в пору творческого расцвета, свидетельствуют о его чуткости к тенденциям развития русского искусства последних десятилетий XIX века, когда усиливается интерес к работам этюдного характера как особой живописной форме. Вскоре заслуги юного живописца заметили в учебном заведении и получил множество медалей за эти работы художник Шишкин. Среди мастеров старшего поколения И. И. Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи.
О работах Ивана Ивановича Шишкина знают даже люди, далекие от живописи. 13 (25) января 1832 года, 180 лет назад родился будущий выдающийся русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист Иван Иванович Шишкин. К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником. В этом плане важна высочайшая оценка живописных качеств знаменитого этюда Шишкина "Сосны, освещенные солнцем".
Из всех видов живописи Шишкин предпочитал пейзаж. На Валаам Шишкин поехал совместно с семнадцатилетним Федором Васильевым, которого опекал и обучал живописи.
Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край. Его походы в кабак частенько заканчивались драками. Только весной 1862 года он уехал за границу. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте.
Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Однако все его наброски предельно просты – сосна у воды, куст на болотистой равнине, берег реки. Рядом с ними возвышается мощная фигура Ивана Ивановича Шишкина.
Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. «Утро в сосновом лесу» – это классика русского реалистичного пейзажа.
Судьба ее в настоящее время неизвестна. Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана. В том числе:– «Поляна» (The Clearing, 1878) – 289 250 фунтов стерлингов (25 ноября 2008, Sothebys)- «Лесной пейзаж» (Forest Landscape) – 847 400 долларов (15 апреля 2009, Sothebys)– «Ручей» (The Brook) – 722 500 долларов (2 ноября 2009, Sothebys)– «Темное дерево» (The Dark Wood) – 1 217 250 фунтов стерлингов (7 июня 2010, Sothebys)– «Стога, Преображенское» (Haystacks, Preobrazhenskoe) – 397 250 фунтов стерлингов (28 ноября 2011, Sothebys)- «Сосновый бор» (Pine Forest) – 881 250 фунтов стерлингов (26 ноября 2012, Sothebys).
Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину "Зима" (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи.
8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Крамской писал Ф. А.
За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Впереди – синяя пропасть, наверху – такого же цвета ясное, но грустное небо. Прослеживаются схожие черты с автопортретом, над которым в 1856 году работал сам Шишкин.
Во время учебы его работы неоднократно отмечались наградами: в 1856 г. двумя малыми серебряными медалями, в 1958 г. – большой серебряной медалью, в 1859 г. – малой золотой медалью, а в 1860 г. – большой золотой медалью и пенсионерством для дальнейшего обучения за границей. С 1861 г. по 1866 г. Иван Иванович Шишкин занимается в мастерских известных европейских художников, осваивает технику литографии и офорта, технику рисунка пером. В 1865 г. он возвращается на родину и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» ему присваивается звание академика. он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел. Вы говорили мне, что в способе и манере рисования рисунки Ваши напоминают Калама – я не вижу в манере Вашей есть нечто свое.
Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа.
Мокрицкий, сам когда-то прошедший реалистическую выучку у А. Г. Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Его увлекала техника, он занимался археологией историей, стремился во все начинания внести что-то свое, новое и полезное.
Искусствоведы доказали, что «Утро в сосновом бору» писалась с натуры. «Иван Иванович. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги.
Постоянная работа на натуре развивала в Шишкине понимание природы. К ним относятся "Уголок заросшего сада. Характерно, что Куинджи изображавший, как правило, явления природы, не поддающиеся длительному изучению, обходился без предварительных натурных этюдов, в то время как Шишкин считал их первоосновой творческого процесса.
Глубокая предгрозовая тишина царит в природе. Тема русского леса после "Рубки леса" продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Их он стремился передать как можно конкретнее. Величественная русская природа, служившая источником поэтических образов в фольклоре и литературе, действительно, долго не изображалась так ярко в пейзажной живописи. Петергоф», «Дождь в дубовом лесу», «На севере диком. », столь несхожие между собой, были написаны за несколько месяцев 1891 года. Все вокруг погружено в зимний сон.
Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остается неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. В окрестностях Москвы», которую закончил в 1869 году.
Эти искания были подкреплены постоянной работой на натуре. Это – Афонасовская корабельная роща близ Елабуги он уже показал ее почти с той же точки в картине «Сосновый бор» 1872 года. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1889), "Молодые сосенки у песчаного обрыва. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке).
Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Его занятия имели самостоятельный характер. К ним относятся Уголок заросшего сада. Как поэт словами, так и кистью с краской художник передает настроение, в данном случае – задумчивое и немного грустное.
В то же время началась его многолетняя дружба с идейным руководителем передового реалистического искусства той эпохи И. Н. – спросила она. Шишкин не искал легкого успеха эффектных итальянских или швейцарских видов, модных в те годы. А их было немало. Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали.
Картина эта называется «Первый снег» (1875). В этой картине художник по-прежнему совершенно точен и «объективен». Большую часть картины занимают серые облака.
Вечер», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубки», «В лесу графини Мордвиновой. Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт. В окрестностях Москвы" (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу. От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта.
Он вернулся в отчий дом и каждую свободную минуту посвящал рисованию, вот таким образом родители называли юношу «мазилкой». Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа. Современников картины Шишкина поражали тем, как легко и свободно он экспериментировал, добиваясь при этом потрясающей реалистичности. Деревня Константиновка близ Красного Села» и «Рубка леса» демонстрируют это наилучшим образом. Картина Полдень. Поваленные деревья – частое явление, которое изображал Шишкин Иван Иванович.
Сосны вздымаются к небу, уходят за раму картины. Другие картины, воссоздающие величавые лесные массивы – «Чернолесье», «Лесная глушь», «Еловый лес», «Заповедник. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Однако коллекционер Третьяков стер его подпись и велел, чтобы картина стала полноценным детищем Ивана Шишкина.
Набегающие порывы ветра волнами колышут рожь – от этого еще острее ощущение, какая она высокая, тучная и густая. то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается: тут он все знает. Чувствуется глубина оврага, глушь. Иван Иванович Шишкин родился 13 января 1832 года в Елабуге. Первое место занимает Шишкина Рожь.
Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему.
Зритель словно стоит на пороге того мира, который окружает его и в котором все ему доступно и близко (принцип активного композиционного построения, словно бы сталкивающего зрителя с жизнью изображенной художником и уничтожающего воображаемую преграду между пространством реальным и живописным, был применен Репиным, Суриковым, Серовым в произведениях тех же 1880-х гг. ). Художник заставляет зрителя любоваться тонким сочетанием темных силуэтов стволов, молочно-серой пелены дождя и серебристых приглушенно-серых оттенков зелени. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других. Однако Шишкин не довольствовался умением писать природу вообще.
Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Лучшей из них следует считать картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865), за которую он получил звание академика. У работы было очень много положительных отзывов. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Правда их больше интересовали дворцы и памятники садово-паркового искусства. Все это ясно видно также в картинах «Дубы», «Дубовая роща», написанных в 1887 году. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Судя по описанию оказавшегося в Чехо-Словакии пейзажа, задний план его с участком густого леса напоминает дальний вид исполненного маслом эскиза картины Утро в сосновом лесу, принадлежащего Государственной Третьяковской галерее.
Стилистика этой картины вполне в духе романтической живописи Куинджи. Та же тема торжества жизни составляет основу известного произведения «Утро в сосновом лесу» (1889). В окрестностях Москвы», «Прогулка в лесу» – это лишь малая, но достойная коллекция произведений великого русского художника-реалиста.
Он поселился в деревне, снова сошелся с однокашниками по Московскому Училищу живописи и ваяния и Академии художеств, часто выпивавшими вместе с ним. По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне.
Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста).
С Крамским у них были особенно теплые отношения. Крамским. Он мог создать несколько выдающихся произведений – картины «В лесу графини Мордвиновой. Картина также находится вКиевском музее русского искусства. Шишкин многое отбросил из более ранней картины: в «Корабельной роще» нет последовательности нескольких планов, боковых кулис, нет подробного рассказа о разнообразных растениях – художник достиг здесь композиционной живописной и смысловой выразительности.
Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса.
В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Кроме того Шишкин отмечал, что бездарный будет ее рабски копировать в то время как "человек с чутьем возьмет то, что ему нужно". это человек-школа. » (письмо от 5 июля 1872 г. ). В картинах «Лес весной», «Лесные дали» (обе 1884 г. ) или «Туманное утро» (1885) Шишкин обращается к переживаниям человека пейзажные образы напоминают зрителю о том душевном волнении, которое он сам испытывал, присматриваясь к природе, улавливая ее далекие, чистые голоса.
В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Эту технику художник освоил еще за границей. На каждой передвижной выставке он обязательно бывал представлен несколькими работами. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Шишкин работал над «Рубкой леса» в 1867 году во время поездки на Валаам.
Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Эта картина – очень светлая и яркая. Крамской) академического направления.
В картине нет глубоких просторов, подчеркнутого центра, она нарочито далека от декоративности и именно потому она прозвучала как резкий вызов «выдуманным пейзажам» (так определял их И. Н. Идея, организация, смысл, цель и стремления Товарищества создали ему почетное место, если только не главное, в среде русского искусства. Но всегда, писал ли он широкие дали или только кустик сныдь-травы, он определял композицию своего этюда, рассматривал его не как заметку для памяти, но как по-своему завершенное художественное произведение. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю суровом и величественном. Натурализм поднялся здесь до своих вершин.
Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Кажется, что реализм Шишкина достиг здесь апогея. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Именно это и позволило ему в 1898 году написать подлинно эпический шедевр – картину «Корабельная роща», которая считается одной из вершин творчества художника.
Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Иван Иванович Шишкин (1832-1898) родился в зажиточной купеческой семье. Особенно ярко проявилась его творческая зрелость в двух картинах 1872 года – «Сосновый бор» и «Лесная глушь». Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов.
Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. Лучи света проникают в глубину леса и появляются неожиданно среди дальних деревьев.
Рожь. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе.
Благодать. Рядом с двухсотлетними деревьями поднимаются юные сосенки.
Работа над картиной происходила в 1889 году. На аукционе MacDougalls полотно «Сумерки» (Twilight) «ушло» за 2 100 000 фунтов стерлингов (5 июня 2013). А картина «Лесная поляна» (The Forest Clearing) успела побывать на аукционах Christies дважды: в ноябре 2005 г. она была продана за 736 000 фунтов стерлингов, а в апреле 2008 г. – уже за 3 177 000 долларов США. Прекрасные произведения создали А. К. Для него, казалось, не было трудностей. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Если в картинах «Святой ключ близ Елабуги» и «Дубовая роща» (обе 1886 г. ) он дал прекрасные образцы своей годами выработанной живописи, точно определенной в цвете, верно характеризующей предметный мир, с краской, положенной плотным слоем, то в том же 1886 году он создал совсем иное, чудесное произведение – «Сосны, освещенные солнцем».
Левитаном и К. А. Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. Шире и свободнее, чем хотя бы «Лесная глушь» 1872 года, картина выражает мысль о жизни природы – многообразной, перекликающейся с богатством чувств и мыслей человека. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Саврасов, Ф. А.
Картины (с названиями), большая часть которых представлена пейзажами, располагаются в Третьяковской галерее и других авторитетных государственных учреждениях, но судьба «Итальянского мальчика» остается неизвестной. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Он ничего не утрирует, не акцентирует, не преувеличивает. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина.
Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля.
Для семидесятых годов такой картиной стала "Рожь" (1878). Этот впечатляющий пейзаж с человеческой фигурой является «портретом» окрестностей Петергофа и Ораниенбаума. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника.
Это послужило свою роль в его карьере, как художника. Но они вздрогнули от ужаса, когда Иван объявил о своем желании обучаться живописи. В заголовке «Рожь», как кажется на первый взгляд, нет ничего величественного и интригующего, но стоит вглядеться в величавые сосны, которые стоят как богатыри, складывается впечатление, что эти деревья являются своего рода защитникам ржаных полей и всей русской земли. Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. Коровин.
По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. Полнота чувства и зрелость мысли отличают эти поздние картины художника. Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. С большой заботливостью относился к даровитому ученику профессор училища А. Н.
То, что художник, создавая картину, основывался на живых, конкретных впечатлениях, сообщает ей особую убедительность. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. » «Нет, я вышел под дождь. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, М. Добужинский).
Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега. Крамским. Не дождавшись их, он отправил в нокаут насмешников, а заодно еще и компанию из 10 человек. В конце того же 1891 года Шишкин (совместно с И. Е.
Его творчество охватывает почти всю вторую половину столетия. Если бы поэт жил во время написания картины, наверняка эту строфу заимствовал бы Шишкин. Это дерево навсегда стало символом русской земли.
Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.
Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Вторая картина – «Лесная глушь» – более целостна. Венецианова и И. К. Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра. Взамен этого он много работал с натуры то в ближайших окрестностях Петербурга, то среди суровой природы на острове Валаам (в северной части Ладожского озера).
Родственники считали художников «пьяницами и арестантами» и не хотели, чтобы их дитятко зналось с такой компанией. Художник Бялыницкий-Бируля высоко оценил полотно «На севере диком» и дал комментарий, что Лермонтов был бы счастлив, увидев такую достойную иллюстрацию к своему стихотворению. А она очень «шишкинская», поскольку в ней отчетливо обозначена тема леса и вместе с тем представляет некое исключение ибо в ней отложилось вроде бы не свойственное художнику состояние, близкое «унынию» произведений русских художников 1870-х годов.
Савицким (написавшим в картине медведей). Справа темнеет непроходимая чаща леса. Тема родины составила основное содержание его картины «Полдень.
Иным произведением является вторая картина. На протяжении всех последующих лет он неоднократно демонстрировал этюды, к которым относился как к самостоятельным законченным художественным произведениям. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен.
От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Васильев, А. И. На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ".
Куинджи и, чуть позднее, И. И. Васильеву, который сам был блестящим мастером работы с натуры: «. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Хочу запомнить и свет и цвет и линии» Не тогда ли он «подсмотрел» эту свою работу. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков.
Левитан и К. А. Среди работ Шишкина имеется одна, мимо которой обычно проходят исследователи. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Последнюю свою работу он так и не закончил.
Молодой человек получал сплошные «двойки» и даже «единицы», отучился всего четыре класса, а потом ушел из гимназии, «чтобы не сделаться чиновником». Параллельно художник трудился над картиной «Полдень. Художник открывал обширный мир непримечательных составляющих природы, ранее не внесенных в оборот искусства. Каждое из них вызывало интерес зрителей.
Айвазовского, С. Ф. Девяностые годы Шишкин встретил полный сил. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды».
Увидел в окно это чудо и выскочил поглядеть. Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей. Некоторые другие картины Ивана Шишкина (с названиями) также включены в книги художественной литературы, что доказывает неоценимый вклад живописца в развитие русского искусства XIX века. Совместная работа с пейзажистом московской школы искренне увлеченным мотивами равнинного русского ландшафта, не проходит бесследно.
В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств. Это произведение невольно ассоциируется со стихами А. В. Кольцова и Н. А. Некрасова – двух поэтов, которых Шишкин особенно любил. Вместо этого художник был представлен к ордену, чем, видно, был раздосадован. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов.
Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Картина "Полдень. Мерзлякова, которое стало в XIX веке народной песней). Мачтовый лес в Вятской губернии".
Приближается страшная гроза. Таковым является Иван Иванович Шишкин. С момента задумки до полного завершения работы над полотном прошло 4 года и сегодня «Утро в сосновом лесу» красуется в Третьяковской галерее, как и другие картины художника Шишкина (с названиями проблем нет, все работы подписаны). Однако трактованы они с большей живописной свободой.
– Гроза застала меня дома. Настроение создается самой унылой естественностью сырого промозглого леса. В основном экспонатами выставки являлись его недавние этюды. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины.
Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. Глядя на эту известнейшую картину, невольно вспоминаются строфы из стихотворения Лермонтова, которые являются продолжением этого пейзажа Шишкина: «Стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь и снегом сыпучим Одета, как ризой, она». Сложные противоречия русской художественной жизни проявились в том, что Шишкин, член Товарищества передвижных художественных выставок, за картину «Лесная глушь» был признан Академией художеств профессором (хотя реализм Товарищества передвижников был враждебен академическим воззрениям). Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме».
Он не останавливался в своем развитии. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину "В окрестностях Петербурга" (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Только на Sothebys за это время было продано 17 картин. Однако талант автора от этого не становится меньше – стоит взглянуть на произведение «Итальянский мальчик».
И Шишкин сумел снова двинуться вперед. Занимательный жанровый мотив, введенный в картину, во многом способствовал ее популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Лишь темнеющие на его фоне мощные стволы огромных деревьев да птица на ветке привносят ощущение жизни.
Петергоф», «Пруд в старом парке», «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Полдень. Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца. В 1867 г. эта картина была показана на Всемирной выставке в Париже. В 1870 г. художник становится членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, вступает в Общество русских акварелистов. Иван Иванович Шишкин принимает активное участие в выставках в Академии художеств, Всемирных выставках в Париже (1867 г. и 1878 г. ), а также Всемирной выставке в Вене (1873 г. ). В 1873 г. он становится профессором живописи Императорской Академии художеств. Умер Иван Иванович Шишкин 8 марта 1898 г. С 2004 г. по 2014 г. на аукционах работы Ивана Ивановича Шишкина выставлялись достаточно часто. Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие.
Уже спустя три с небольшим месяца после поступления он привлек внимание профессоров своими натурными пейзажными рисунками. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу.
Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня. В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. Сныть-трава», «В сосновом лесу» и другие. Это было время тесной дружбы двух художников. К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил. Не изменяя делу всей своей жизни.
Даже чисто живописные особенности картины были новы и необычны для тех лет. Богато нюансирован цвет. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Венецианова. К слову, паломничество художников сюда после этого продолжилось в самом конце XIX века в Ораниенбауме очень любили работать «мирискусники» (А.
Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. Возмущенный художник ринулся к молодым людям и потребовал извинений. Но тема торжественной и ясной красоты родной земли была для него основной. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков.
Последняя работа автора является наиболее известной. Со словами матери были согласны и преподаватели гимназии, в которой учился Шишкин-младший. «С Куинджи Шишкин был в самых лучших отношениях, обезоруживаемый его уступчивостью Куинджи бывал постоянно у Шишкиных, чуть не каждый день, как свой человек после обеда поднимались разные интересные вопросы, например, об искусстве как религии будущего». Изумрудная трава и сероватая зелень молочая спускаются к мелкому, бегущему по камням и песку ручью.
Тянутся тоненькие жерди, переброшенные через мелкий ручей. Глядя на картину «Рожь», невольно вспоминаются строки из поэзии О. Мандельштама: «И сосна до звезды достает. ». Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина "Туманное утро" (1885).
Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Разработка множества оттенков основного цвета («Тон почуял», – говорил Крамской о Шишкине), сложные светотеневые градации, даже разнообразие приемов наложения краски – все свидетельствует об исканиях наибольшей правды в изображении природы. Приступив к картине, Шишкин хотел изобразить нечто значительное и дорогое для него самого он обратился к природе, знакомой ему еще с детских лет и уже не раз служившей ему для изображения в более ранних картинах. В окрестностях Москвы" выбивалась из общего строя. Все сковано морозом и погружено в тень. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Ближе всего к зрителю – просторное поле. Друг Шишкина – Крамской – хвалил его картины, но указывал, что «другие ушли дальше». Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года.
В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Свет приобрел большую роль в произведениях Шишкина (и не только в живописи, но ив его рисунках 80-х гг. ) – он оживляет цвет, вызывает к жизни все богатство его тонов. «Подобной выставки этюдов у нас еще не было», – заявляли газеты.
«Сосновый бор. Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». По-новому здесь разработана композиция пейзажа: зритель не смотрит на него «со стороны», а как бы может войти в него первый план нарочито иллюзорен, а от него в глубину уходит тропинка. Картины с названиями «Сосновый бор», «Бревна.
Шишкин был увлечен дикой, девственной природой живописного и сурового архипелага валаамских островов с его гранитными скалами, вековыми соснами и елями. Какая необычайная картина. Именно они свидетельствовали о непринужденности и проникновенности его творчества, об отзывчивости на впечатления от натуры, о живописной свободе.
Воплощением достижений Шишкина в 80-х годах явилась картина «Бурелом», созданная в 1888 году (показанная впервые на XVI выставке Товарищества передвижников, она называлась «Бурелом. И в этом уже проявляется своеобразие художника. И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженные похвалы Крамского.
Шишкин знал русскую природу ученым образом (И. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. Картина находится вКиевском государственном музеерусского искусства. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Раздолье, простор, угодье. Природа насыщена сырым воздухом.
Густые кроны бросают на них тень. Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин. Крамской в письме от 10 апреля 1872 года извещая Третьякова об отправке картин, называет картину Шишкина "замечательнейшим произведением русской школы". Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор. Русское богатство".
В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – "Вид на острове Валааме" (1858). Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Под тяжестью личных переживаний Шишкин на некоторое время опустился, отошел от Крамского и бросил работать. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:.
Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице.
Мастер смело экспериментировал. Однако первые два меньше всего нравились Шишкину. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Лиственный лес», «Еловый лес», «Дубы.
Мощное и беспомощное, высокое и малое, вековое и мгновенное (две бабочки на первом плане) образуют систему противопоставлений, далекую от назойливости и нарочитости, но подлинно выразительную в своей жизненной правде. Щедрина и А. А. Художник увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида, но и разнообразием природных форм. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь.
Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. Подобная тенденция характерна только для работ, где используется большая цветовая палитра.
Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Но облачное небо уже начинает светлеть. – взволнованно ответил художник. просто поле, лес, реку, – и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды. Эти черты свойственны картине «Ручей в лесу» (1880) и еще более – картине «Среди долины ровныя. » (1883, ее названием служит первая строка стихотворения А. Ф. На первом плане несколько столетних сосен-исполинов.
В 1852 году он уехал учиться в Москву, в Училище живописи и ваяния и здесь впервые прошел серьезную школу рисования и живописи. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Из лесов Вологодской губернии»). Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Сосновый бор», «Лес (Шмецк близ Нарвы)», «Уголок заросшего леса. В 80-90-х годах XIX столетия писались самые известные картины Шишкина. Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском.
Созданные в первой половине века пейзажи А. Г. Несмотря на то, что лирика не была стихией Шишкина, он отдал ей дань. Савицкий), картина кажется прозрачной и легкой. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках.
Эпическим размахом выделяется среди них картина «Кама близ Елабуги», созданная в 1895 году. Кроме дошедших до нас светлых шишкинских рисунков с подписью Братцево, свободных от скованности его академической манеры, главным, конечно, были исполнявшиеся им живописные этюды, в одном из которых и был запечатлен мотив зреющего ржаного поля и дороги, послуживший впоследствии, в 1869 году основой для картины Полдень. То, что Шишкин явился перед публикой с выставкой такого рода, было многозначительно. Суховатой чеканностью исполнения сходны с ними и его ранние картины. Медведи – «хозяева» русских лесов излюбленные герои сказок, забавные и трогательные, – удачно введены в картину. Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель И темный лес. Картин в Елабуге он не видал – их не было, он знал о них по рассказам из книг.
В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Картины напоминают красивые, но все же случайно сделанные фотографии. Затем он обосновался в Дюссельдорфе, крупном центре художественной жизни Западной Европы. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина "Корабельная роща" (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции.
Произведения молодого Шишкина, созданные в годы учения в Академии, отмечены романтическими чертами, однако то было скорее данью господствующей традиции. – Вы тоже попали под дождь. С этими мастерами был и Шишкин. Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близ Нарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ), "На песчаном грунте.
В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. В ней художник выразил многогранные особенности своего дарования. Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов и они тотчас скрывают ее. Он улавливал в ней все более богатое содержание, видел новые мотивы.
Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Репиным) организовал в залах Академии художеств выставку своих произведений. И когда он перед натурой.
Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Но стремительное развитие русской художественной культуры нуждалось в большем: Шишкин создавал свои пейзажи в годы, когда Крамской требовал «живописи живой и разительной», когда Репин уже написал «Крестный ход в Курской губернии» и мощную по живописи картину «Иван Грозный и царевич Иван», когда Суриков работал над созданием «Боярыни Морозовой», абсолютной в своем живописном решении. Большие картины были бодрыми и свежими, уверенно утверждавшими плодотворность реалистического метода в пейзажной живописи конца XIX века.
Все в ней сыро, мокро, вязко и тоскливо. Этот шедевр известный многим ценителям живописи еще с детства, был написан в 1878 г. Картина «Рожь» передает широту русской земли и души русского человека: две трети полотна занимает голубое небо с низкими белоснежными облаками, а остальное пространство отведено ржаному полю, в некоторых местах которого прорастают высокие сосны. Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую.